Искусство Древнего Египта. Среднее царство. Ювелирное искусство среднего царства


Искусство Древнего Египта. Среднее царство

В эпоху Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению.

Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы — Фив — способствует развитию нового типа погребального строения — скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов.

В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (росписи гробницы Хнумхотепа, конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под ее тяжестью стебле папируса, стая птиц с ярким оперением укрывается в ажурной листве деревьев, среди них выделяется красавец-удод, оранжевый, с черно-белыми крыльями.

Начиная с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника углубленного рельефа (гробница Саренпута I) . Рельефами начинают украшать саркофаги и другие предметы погребального культа. Одним из самых утонченных образцов углубленного рельефа является рельеф саркофага принцессы и жрицы Кавит (Египетский музей, Каир). На одной из сцен изображен процесс дойки коровы, на соседнем рисунке жрица пробует молоко, в то время как служанка одевает свою госпожу.

Тенденция к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели, а иногда и особенности характера (статуя фараона Сенусерта III, статуя фараона Аменемхета III). Появляются скульптуры, изображающие различные сцены из жизни фараона, как например, в некоторых статуях Сенусерта III (Египетский музей, Каир). Получают распространение скульптуры, назвываемые «сфинксами» — голова фараона с телом лежащего льва (сфинкс фараона Аменемхета III). Во времена Среднего царства необычайно распространилась так называемая «малая» скульптура — небольшие изваяния из дерева, изображающие прислугу за выполнением различного рода хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины либо выполняющие работу по дому.

При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. В гробнице были найдены также головной убор царевны в виде золотого обруча с уреем (изображением священной кобры), пояс из золотых раковин и другие украшения. Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным является так называемая пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей — символ солнца и воскресения из мертвых). Пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Несомненным шедевром ювелирного искусства является пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом.

Около 1700 г. в Египет с северо-востока вторглись племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 120 лет. Египет переживает второй период распада. Гиксоские цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который около 1580 г. изгнал гиксосов из Египта.

mirznanii.com

искусство и архитектура :: SYL.ru

Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом. Именно это государство считается основоположником многих течений в архитектуре, живописи и скульптуре. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий. Сменялась власть, изменялись географические границы государства – всё это нашло своё отражение в художественных образах, оставленных на стенах зданий и гробниц, в миниатюрных изображениях на предметах быта.

Первый систематизированный материал по истории зарождения и развития искусства Египта написал известный историк, антрополог и археолог Матье. Искусство Древнего Египта в его понимании является прямым родоначальником художественного творчества Европы. В то время, когда Рим и Греция только постигали основы архитектуры и скульптуры, египтяне возводили монументальные строения и декорировали их многочисленными барельефами и росписями.

Культура и искусство Древнего Египта не претерпевали существенных изменений на протяжении многих тысячелетий. Несомненно, в отдельные периоды времени отрасли художественного, прикладного или архитектурного направления несколько видоизменялись. Но основные догмы, установленные во время зарождения культурных традиций, оставались неизменными. Именно поэтому даже декоративно-прикладное искусство Древнего Египта обладает свойственными только ему чертами. Одного взгляда на предметы, изготовленные мастерами этой цивилизации, хватает для того, чтобы определить, что сделаны они были в Египте.

Периодизация искусства Древнего Египта, её аспекты и каноны

Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой. Были выделены основные течения в искусстве: архитектура, скульптура, живопись, музыкальное и прикладное творчество.

В это же время определились основополагающие каноны. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. В чём же они состояли? Во-первых, героями изображаемых событий всегда были боги, фараоны и члены их семей, а также жрецы. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д.). Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и предметы изображались в одной плоскости. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался.

Древний Египет, искусство которого не ограничено только художественным творчеством, отличался от других государств, существовавших в тот же временной период, архитектурными сооружениями. За несколько десятков веков до н. э. в этом государстве строили величественные здания, предназначение и планировка которых также были строго канонизированы.

Чтобы полнее составить себе представление о таком государстве, как Древний Египет, искусство и архитектура которого несут в себе информацию о прошлом, стоит рассмотреть отдельные периоды его развития.

Общие характеристики искусства и архитектуры Древнего царства

Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, по свидетельствам археологов, приходится на период Древнего царства, а именно – на времена правления 4-й и 5-й династий фараонов. Искусство Древнего царства Египта в это время представлено гробницами и дворцами, выстроенными из камня и обожжённого кирпича. В то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы, но уже состояли из двух камер: подземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, и надземной, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти.

К концу периода гробницы начали приобретать иные формы за счёт возводимых над ними дополнительных ярусов каменных блоков. Скульптурное и изобразительное искусство Древнего Египта в это время представляло собой изображение сцен из жизни богов и фараонов. Также широко распространены были статуи, олицетворявшие умерших, их слуг и войско. Все они изображали людей в расцвете лет.

Основная особенность скульптуры в этот период – монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.

Среднее царство: особенности искусства и архитектуры

В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. Широкое применение в архитектуре нашли такие материалы, как гранит и известняк. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Стены построек украшались резьбой и рельефами, изображающими богов и фараонов, бытовые и военные сцены.

Особенности искусства Древнего Египта в этот период заключались в использовании растительных орнаментов в скульптурных композициях и росписях. Фрески изображали обычную жизнь египтян: охоту, рыбную ловлю, земледельцев за работой и многое другое. Одним словом, внимание стало уделяться не только правящему классу, но и обычным людям. Благодаря этому у историков появилась возможность узнать, как развивался Древний Египет. Искусство скульптурного изображения также претерпело изменения.

В отличие от изготовленных в предыдущий период, статуи приобрели более выразительные черты. Скульптуры Среднего царства могли хотя бы в общих чертах дать учёным представление о том, как выглядел изображённый человек в реальности.

Искусство и архитектура Нового царства

Особую монументальность и роскошь культура и искусство Древнего Египта приобретают в период Нового царства. Именно в это время наиболее ярко воспеваются мощь, сила и богатство страны. Храмы и другие значимые постройки теперь строят не только из гранитных и известняковых блоков, но и вырубают в скалах. Размеры их до сих пор поражают воображение. В связи с этим строительство длилось очень долго. Общепринятыми стали правила внутренней и внешней планировки зданий по единому образцу.

В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны, которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными. Именно благодаря им внутри зданий можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Скульптурные изображения фараонов, знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, керамики и полудрагоценных металлов. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Здесь стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити, которая выглядит очень реалистично.

Декоративное искусство Древнего Египта в это время обогатилось такой отраслью, как живопись, а точнее – роспись. Разнообразные сюжеты из жизни египтян изображались в окружении удивительных по красоте орнаментов. При этом не были отвергнуты каноны изображения человеческих фигур, характерных для Древнего царства.

Ещё одним новшеством, которое не было замечено в другие периоды Древнего Египта (искусства как такового тогда еще не сформировалось), стало изготовление небольших по размеру фигурок и предметов быта: туалетных ложечек, флаконов для благовоний и косметических средств. Материалами для них обычно служили стекло и алебастр.

Самые известные архитектурные памятники Древнего Египта

Один из ярчайших примеров типичной египетской архитектуры – пирамидальный комплекс в Гизе. Именно пирамиды олицетворяют собой Древний Египет. Искусство возведения этих погребальных строений было доведено до совершенства во время правления фараона Хеопса, который, согласно историческим данным, инициировал также создание Сфинкса.

Самое величественное строение в этом комплексе представлено пирамидой Хеопса, построенной из более чем двух миллионов блоков. Поверхность её облицована белым турецким известняком. Внутри грандиозного сооружения расположены сразу три погребальные камеры. Самой маленькой постройкой в Гизе считается пирамида Менкаура. Её ценность состоит в том, что она сохранилась лучше других, так как была возведена самой последней.

Все без исключения пирамиды построены по одному образцу. Совпадают схемы их расположения на местности, а также входящие в них комплексные сооружения: нижние и заупокойные храмы, «дорога» и, собственно, сама пирамида.

Ещё один архитектурный памятник Древнего Египта – храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Пирамидальные постройки в нём удивительным образом сочетаются с выдолбленными в скалах храмовыми и погребальными помещениями, колонными залами и барельефами.

Архитектура и искусство Древнего Египта в этих исторически значимых местах изучаются до сих пор. К сожалению, не сохранились дома обычных граждан. Они, по предположениям археологов, были построены из необожжённого кирпича, саманных блоков и дерева.

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.

Самые яркие произведения древнеегипетского декоративно-прикладного искусства были обнаружены в гробницах. Погребальные урны из керамики, украшенные росписью, металлические зеркала, топоры, жезлы и кинжалы – всё это выполнено в духе традиций. Особое очарование имеют изделия в виде фигурок животных. Причём это не только разнообразные статуэтки, но и вазы.

Особый интерес для историков представляют и изделия из стекла. Бусы, перстни и флаконы выполнены в очень своеобразной технике. Например, флакон для глазных капель в форме рыбки украшают разноцветные выпуклости, имитирующие чешуйки. Но самое удивительное изделие, хранящееся сейчас в Лувре, - достаточно крупная голова женщины. Лицо и волосы выполнены из стекла разных оттенков синего цвета, что наводит на мысль об отдельной формовке этих элементов. Способ их соединения до сих пор не выяснен.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток. Особенно точно изготовлены статуэтки грациозных и величественных кошек. Большое количество таких изделий хранится во французском Лувре.

Ювелирные украшения Древнего Египта

В мировое развитие ювелирного мастерства большой вклад внёс именно Древний Египет. Искусство обработки металла в этом государстве начало формироваться задолго до возникновения европейской цивилизации. Этим здесь занимались крупные мастерские при храмах и дворцах. Основными материалами для изготовления украшений были золото, серебро и электрум – уникальный сплав из нескольких металлов, внешне очень похожий на платину.

Мастера ювелирного искусства в Древнем Египте обладали умением изменять цвет металлов. Самыми популярными считались насыщенные жёлтые или почти оранжевые оттенки. Инкрустировали ювелирные изделия полудрагоценными камнями, хрусталём и разноцветными стёклами.

Египтяне любили украшать себя изделиями, выполненными в виде священных животных: змей, жуков-скарабеев. Нередко на амулетах, диадемах и браслетах для рук и ног изображалось Око Хора. Кольца египтяне надевали на каждый палец. В те времена было обычным явлением ношение их как на руках, так и на ногах.

Подобные украшения изготавливались и для умерших египтян. При погребении им делали золотые маски, воротники в виде коршуна, ожерелья в форме многорядных бус, пекторали в виде скарабея с раскрытыми крыльями, а также кулоны в форме сердца.

Ноги и руки покойных также украшались ювелирными изделиями из золота. Это могли быть полые или массивные браслеты. Причём они надевались не только на запястья и лодыжки, но также на предплечья. Помимо этого, в саркофаг помещали множество миниатюрных тростей, оружия, скипетров и божественных эмблем.

Ювелирное искусство Древнего Египта представлено наиболее полно, так как изделия из металла способны сохраняться многие годы. Некоторые экспонаты этой цивилизации поражают изяществом линий и точностью, с которой они выполнены.

Художественное творчество: роспись, мозаика, рельефы

Египтяне одними из первых стали использовать в архитектуре декорирование стен рельефами, росписями и мозаиками. Изобразительное искусство Древнего Египта также подчинялось определенным канонам. Например, внешние стены зданий украшались изображениями фараона. На внутренних же поверхностях домов, храмов и дворцов принято было изображать сцены, имеющие культовое происхождение.

Представление о египетской живописи современники составляют на основе найденных в гробницах фресках. Росписи в жилых домах и дворцах до нашего времени не сохранились. Мужчины на фресках изображались более тёмными, чем женщины. Интересным представляется и положение частей тел на рисунках: голова и стопы рисовались словно в профиль и были повёрнуты в одну сторону, а вот руки, плечи и туловище изображались с позиции анфаса.

Первые «книжные» картинки в исполнении художников Древнего Египта были прорисованы в известной во всём мире «Книге мёртвых». Многие миниатюры в ней были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций – суд Осириса. На ней изображён бог, взвешивающий душу покойного на весах.

Музыка и музыкальные инструменты

Изображения на стенах египетских усыпальниц рассказали историкам ещё об одном виде искусства, которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Многие росписи содержат картины, изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Доподлинно известно, что египтяне знали такие инструменты, как флейта, барабан, арфа и подобие духовой трубы. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).

В Древнем Египте существовало понятие хейрономии, что в буквальном переводе означает «двигать руками». Обычно люди с соответствующей подписью изображались стоящими перед оркестром. Это позволило сделать предположение о существовании хорового пения и оркестровой игры под руководством дирижёра.

Интересно, что в росписях, относящихся к Древнему царству, преобладают ударные инструменты: бубны и барабаны. Во времена Среднего царства музыкальные ансамбли изображались с преобладанием духовых инструментов. В эпоху Нового царства к ним прибавляются щипковые инструменты: лютни, арфы и лиры.

Стоит отметить, что обучение музыке и вокалу в Древнем Египте входило в обязательные предметы в школах. Каждый уважающий себя человек, тем более состоятельный, должен был уметь играть на всех видах музыкальных инструментов: ударных, духовых и щипковых. Не обошли эти правила фараона и его членов семьи. Именно поэтому в гробницах археологами часто обнаруживаются миниатюрные музыкальные инструменты из драгоценных металлов.

Скульптура в Древнем Египте

Скульптурные портреты, статуи и другие монументальные изделия из камня создавались в Древнем Египте благодаря погребальному культу. Дело в том, что верования древних египтян предписывали им увековечивать внешний облик человека для того, чтобы он мог благополучно вернуться в мир живых, пройдя все тяготы загробной жизни.

В каждой усыпальнице устанавливалась статуя умершего, к ногам которой родственники приносили необходимые для его путешествия по загробному миру предметы быта. Состоятельные и именитые люди, при жизни привыкшие к помощи рабов и собственного войска, не могли благополучно отправиться в мир мёртвых без соответствующего сопровождения. Поэтому рядом с их статуей располагалось множество скульптур поменьше. Здесь могли быть воины, рабы, танцовщицы и музыканты.

Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Черты лица усопших никогда не выражали эмоций и были бесстрастны, а взгляд устремлён вдаль. Положение тела также изображалось всегда одинаково: у скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд, а вот у статуй женщин ноги были плотно сомкнуты. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.

О культуре и искусстве Древнего Египта в настоящий момент известно многое. Однако существует ещё несметное количество загадок, разгадать которые не могут уже несколько столетий. Может быть, по прошествии веков будет раскрыт смысл, заложенный в каждом рисунке и каждой статуе.

www.syl.ru

Искусство Древнего Египта кратко | История мира

В этой статье мы рассмотрим искусство Древнего Египта кратко, так, чтобы у вас сложилась общая картина о том, какой оно было в те времена.

Как известно, вдохновителем человечества всегда была природа. В долине Нила она тоже давала возможности для творчества – медленная река, плоские вершины гор, пальмы, лотос и папирус.

На развитие древнеегипетского искусства в значительной степени повлияли верования людей. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому все их шедевры были предназначены для царства мертвых и редко становились достоянием живых.

Именно египтяне дали миру основные архитектурные формы – колонну, пирамиду, обелиск.

Древнее Царство

В период Древнего (Раннего) Царства один их фараонов основал город Мемфис, который позже стал культурным центром. В целом именно в этот период были заложены письменность, религиозные законы, светские принципы.

Особенную ценность имела скульптура – она подчинялась строгим законам изобразительного искусства тех времен. Мастера старались сохранять характерное сходство с личностями, с которых создавались скульптуры, опять же, учитывая значимость загробной жизни.

Статуи царевича Рахотепа и Нофрет из гробницы в Медуме. Пер. пол. III тыс. до н. э.

Большое распространение получили и рельефы – скульптурные изображения на плоскости. Причем, сначала рельеф был плоским (он практически не выступал над поверхностью), а позже стали выполнять глубокий рельеф.

Для любого произведения изобразительного искусства в древнеегипетском царстве было характерно выполнение фигур господина, фараона или вельможи несколько большими по размеру, если их сравнивать с рабами или простым людом. Очевидно, что таким образом показывалась разница в положении и чине.

Среднее царство

Период Среднего царства – это XXI—XVIII вв. до н. э. Время, когда больше не существовало централизованного государства. Политическим центром стал город Фивы, а отдельные области (номы) стали более самостоятельными, что позволило развиваться местным школам. Номархи, правители номов, возвеличили себя до местячковых фараонов, позволяя себе создавать свои собственные мини-шедевры.

Это объясняет тот факт, что даже пирамиды стали меньше, неприметнее.

Одними из самых известных и узнаваемых предметами искусства этого периода являются изображения со сценами охоты, рыболовли.

Тотемы номов Древнего Египта

В гробницах Среднего царства часто встречаются деревянные статуэтки людей, прислуживавших своему господину – воинов, пастухов, прачек, пахарей.

Пектораль – украшение, которое носилось на груди, и имело вид прямоугольной пластины. Ее обязательно клали на грудь умершего.

Для второй половины этого периода характерно появление в храмах статуй фараонов. Они были выставлены на всеобщее обозрение, поэтому важность портретного сходства была особенной.

Также расцветает ювелирное искусство. Узнаваемым украшением для Древнего Египта является пекторали. Они появились как раз в Среднем царстве. Наиболее частым изображением для них был жук-скарабей, символ воскрешения. Украшали пекторали лазуритом, бирюзой, сердоликом.

Новое царство

Начало последнего условного периода существования Древнего Египта был связан с нашествием врагов и бедствиями. Рельефы и настенные росписи заполнились битвами и сражениями с гиксосами (азиатскими племенами).

Середина XVI в. до и. э. была началом Нового царства. Врагов изгнали, XVIII династия фараонов взошла на престол. В Фивы хлынули богатства, сделав город процветающим и украшенным.

Наибольшим достижением в искусстве этого времени стали храмы. Один из них был посвящен богине Хатор, дочери Ра. Его возвели по приказу царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (в Фивах). Известны также храмы в Луксоре и Карнаке Ипет Рес и Ипет Сут.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

С 332 г. до н.э., с приходом Александра Македонского, Египет стал меняться. Здесь появилась александрийская школа искусств, которая основывалась на традициях не только египетской культуры, но и античной.

Итак, мы рассмотрели искусство Древнего Египта кратко. Его характерными чертами на протяжении всего времени оставались величественные строго геометрические сооружения (храмы, пирамиды), а также барельефы и росписи, так много рассказывающие нам о жизни древних египтян.

istoria-mira.ru

Искусство Древнего Египта. Среднее царство — КиберПедия

Искусство Среднего царства. Новый тип погребальной архитектуры — скальная гробница. Изобразительное искусство: настенная живопись и рельефы, скульптурные портреты фараонов, малая скульптура — изображения прислуги за выполнением хозяйственных работ. Ювелирное искусство.

 

 

В эпоху Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению.

Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы — Фив — способствует развитию нового типа погребального строения — скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов. В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (росписи гробницы Хнумхотепа, конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под ее тяжестью стебле папируса, стая птиц с ярким оперением укрывается в ажурной листве деревьев, среди них выделяется красавец-удод, оранжевый, с черно-белыми крыльями. Начиная с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника углубленного рельефа (гробница Саренпута I) . Рельефами начинают украшать саркофаги и другие предметы погребального культа. Одним из самых утонченных образцов углубленного рельефа является рельеф саркофага принцессы и жрицы Кавит (Египетский музей, Каир). На одной из сцен изображен процесс дойки коровы, на соседнем рисунке жрица пробует молоко, в то время как служанка одевает свою госпожу. Тенденция к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели, а иногда и особенности характера (статуя фараона Сенусерта III, статуя фараона Аменемхета III). Появляются скульптуры, изображающие различные сцены из жизни фараона, как например, в некоторых статуях Сенусерта III (Египетский музей, Каир). Получают распространение скульптуры, назвываемые «сфинксами» — голова фараона с телом лежащего льва (сфинкс фараона Аменемхета III). Во времена Среднего царства необычайно распространилась так называемая «малая» скульптура — небольшие изваяния из дерева, изображающие прислугу за выполнением различного рода хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины либо выполняющие работу по дому. При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. В гробнице были найдены также головной убор царевны в виде золотого обруча с уреем (изображением священной кобры), пояс из золотых раковин и другие украшения. Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным является так называемая пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей — символ солнца и воскресения из мертвых). Пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Несомненным шедевром ювелирного искусства является пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом. Около 1700 г. в Египет с северо-востока вторглись племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 120 лет. Египет переживает второй период распада. Гиксоские цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который около 1580 г. изгнал гиксосов из Египта.

cyberpedia.su

Ювелирное искусство - BoBoLink.ru

ремёсла Древнего Египта

Египет славился изобилием золота. Путешественники древности не упускали возможности упомянуть о высоком мастерстве ремесленников-ювелиров фараона. В этой стране золота было не меньше, чем песка на морском берегу и пыли на дорогах. Золото- «плоть богов».

Сверкающий как солнце металл никогда не терял блеска и символизировал своей неизменностью величие богов. Египтяне верили, что он передает людям стойкость и вечную жизнь. Погребальный храм фараона, называвшийся по древнеегипетским “золотым домом” или “золотым залом”, хранил всевозможные богатства. Египетское ювелирное искусство заключалось не только в простом изготовлении украшений для живых: важны были и причины, по которым человек носил подобные изделия. В жизни, как и в смерти, египтянин заботился только о том, чтобы спастись от сил зла, от “дурного глаза”, от которого он защищался амулетами и подвесками, изображающими то или иное божество и изготовленными, разумеется, из драгоценного металла.

Маска из одиннадцати килограммов золота - Самое знаменитое ювелирное изделие Древнего Египта - это, несомненно, золотая маска Тутанхамона. Она изображает юного правителя со всеми божественными атрибутами. Жирная подводка глаз и бровей сделана из ляпис-лазури. Фараон носит немее, платок из золота и ляпис-лазури, закрывающий волосы по обе стороны лица. Накладная бородка, как у Осириса, символизирует бессмертие правителя. И наконец, последняя деталь маски - великолепное нагрудное украшение из дюжины рядов разноцветных камней.

Ювелирное дело - тяжелое ремесло

Баральефы Древнего царства показывабт нам как, работали ювелиры более четырех тысяч лет назад. Сначала золото и серебро взвешивались под пристальным наблюдением писаря, который скрупулезно записывал все результаты. Металл в виде колец клали на специальные весы, а на другую чашу помещались разновески - вытянутые фигурки быков. Затем металл расплавляли в тиглях на открытом огне: работники раздували пламя при помощи длинных труб с керамическими наконечниками, которые подносились ко рту. Это был поистине изнуряющий труд. При Рамсесе II технология усовершенствовалась, и появились меха и даже система поддува, состоявшая из двух бурдюков: работники давили ногой на один из них, а другой тем временем заполнялся воздухом. Таким образом огонь удавалось разжигать более равномерно, и можно было добиться по-настоящему высоких температур и при этом значительно сэкономить усилия. Затем расплавленный металл разливали по формам или же обрабатывали молотом на большом камне, служившем наковальней. Ремесленники начинали с очень простых форм: нитей, колец, пластинок или брусков, в зависимости от того, что требовалось затем изготовить - ожерелье, статуэтку божества, спинку деревянного кресла или какое-то другое изделие.

 

Где Египет добывал свои сокровища? - Кадры, показывающие расположение рудников, хранились в храмах в строжайшем секрете во избегания её грабежей. В районе нильских порогов добывали наносное золото; кроме того, в горах на востоке Египта, близ Красного моря располагались золотые шахты. Перевозка золота осуществлялась под охраной и невозможно было похитить ни крупинки драгоценного металла.Египтяне добывали и медь, которая в то время была основным материалом для изготовления различных орудий. Аметисты, часто использовавшиёся для погребальных украшений, а также аквамарины и  изумруды добывались в пустыне. Природное серебро в Египте не встречалось. Все изделия из этого металла, по-видимому, изготавливали из серебра, привезенного с Кипра или из страны хеттов. Поэтому серебро ценилось больше чем золото.

Сокровища долины Нила

Дорогие украшения с давних времен символизировали власть монарха. Шахты Нубии, в которых добывали золото и драгоценные камни, служили неиссякаемым источником богатств для фараонов Древнего Египта. Египетское ювелирное искусство достигло необычайных высот: гробницы буквально ломились от ожерелий, диадем и украшений для париков. Там нередко встречались также серьги, кольца и мебель, обитая листовым золотом. Этим металлом покрывали предметы культа, статуи богов и парадное оружие. Тончайшими листами сусального золота, которые иногда не превышали в толщину 1/200 миллиметра, выкладывали рельефы и пирамиды обелисков. Серебро, которое в Египте было более редким металлом, использовалось для изготовления зеркал, однако большинство зеркал были все же медными. Египтяне также производили фаянс: они делали из него бусины и тонкие полые палочки для ожерелий. Сырой материал, так называемая «фритта», представлял собой голубую или зеленую массу, получавшуюся в результате спекания всех компонентов в печи.

Из тех же компонентов, но при значительно более сильном нагреве, изготавливали стекло. В Древнем Египте стекло считалось очень ценным материалом из-за его хрупкости и редкости. Почти всегда стеклянную массу с помощью различных добавок окрашивали в яркие цвета: прозрачного стекла не существовало. Из него изготавливали вазы, элементы для инкрустации и детали украшений.

Свидетельства о работе рудокопов - «На границе между Египтом, соседней с ним Эфиопией и Аравией есть место, где золотые рудники весьма многочисленны и велики. Здесь возможна очень хорошая добыча, но дается она лишь ценой тяжелого труда и больших затрат. Цари Египта отправляют в эти золотые рудники осужденных преступников и военнопленных. (…) Число заключенных всегда очень велико; все они закованы в цепи, носят кандалы на ногах и должны работать  без отдыха. В тех местах, где золотоносная порода отличается особенной твердостью, ее сначала обжигают сильным огнем, чтобы сделать хрупкой, и только потом продолжают колоть вручную. Даже если порода достаточно мягка и тысячи несчастных вынуждены дробить ее долотом; они работают в полном мраке, потоку что эти галереи очень извилисты. Вот почему они всегда носят с собой светильники которые  при­вязаны у них к лбу. Мальчиков, совсем еще маленьких заставляют залезать (в выемки в скале, подбирать там крошечные осколки и выносит из наружу. Больные, слабые и женщины (всю семью осужденного отправляет в руд­ники) не получают здесь ни снисхождения, ни ухода. Все должны работать без отдыха, под страхом побоев, пока смерть не положит конец их нужде и страданиям». Диодор Сицилийский, ок. 50 г. до н. э.

Изготовление украшений

В начале прошлого века французский ювелир Эмиль Вернье изучил и тщательно каталогизировал изделия, изготовленные древнеегипетскими мастерами. Он составил списки использовавшихся материалов, в которых были металлы (золото, серебро, электрум), драгоценные и полудрагоценные камни и самоцветы (ляпис-лазурь, сердолик, бирюза, изумруд, аметист, гранат, горный хрусталь, обсидиан, жемчуг и янтарь) и их окрашенные имитации (стекломасса или фритта, эмалированный фаянс). Так он смог представить богатую палитру цветов и материалов, которыми пользовались ремесленники. Работа ювелиров была весьма разнообразной, существовало множество технических приемов, удивительных для столь ранней эпохи. Мастера умели обрабатывать металл, придавая ему любую нужную им форму: например, чтобы изготовить кубок из золота или серебра, ювелир брал металлическую пластину и выковывал из нее цилиндр, который закрывал с одного из концов. Потом он снова нагревал изделие, чтобы округлить дно и придать кубку окончательную форму. И наконец, мастер делал ножку из того же металла, припаивая ее более ковким материалом.

Древнеегипетские ювелиры превосходно владели техникой перегородчатой эмали, которую часто использовали в комбинации с полудрагоценными камнями и самоцветами. Ляпис-лазурь, яшма и малахит придавали украшениям яркость. Элементы инкрустации накладывались на металл, края которого загибались, удерживая камень на месте. Иногда камень полировался, и из него вырезали талисман. Камни с гравировкой вставлялись в оправу кольца, и такие перстни использовались, как печати.

 

План золотого рудника - До нас дошла всего одна карта золотого рудника эпохи фараонов. На этом папирусе Нового царства указаны дороги, по которым шли рудокопы, и дано иллюстрированное описание гористой местности на востоке Египта где добывали металл. Золотоносные жилы отмечены иератическими надписями с информацией о содержании золота и глубине залегания.

 

bobolink.ru

Живопись Древнего Египта, развитие и каноны

6 октября 2017 | Категория: Египет

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Каноны живописи в Древнем Египте

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

Интересные факты

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

archeonews.ru

Искусство Египта эпохи Среднего царства

Только в XXI в. до н. э. фараоны новой династии, выходцы из города Фивы в Верхнем Египте, смогли вновь объединить страну. Новые цари сделали свой родной город столицей государства. В окрестностях Фив начинают возводиться храмовые комплексы и усыпальницы фараонов. Новым словом в развитии египетской архитектуры стала усыпальница — храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н. э.) — выдающийся памятник древне­египетского зодчества. Храм представлял собой сочетание окружен­ных колоннами террас с возвышающейся в центре пирамидой, которая опиралась на скальное основание.На террасы вели широкие пандусы (пологие подъемы). Из долины реки к храму шла дорога длиной в 1200 м и шириной в 32 м. Новым в храмовом строительстве было и создание так называемых пилонов — монументальных тра­пециевидных башен, расположенных по сторонам главного входа в храм. Перед храмами и дворцами царей стали сооружаться обелиски с иероглифическими текстами. Это были монолитные сужающиеся кверху четырехгранные колонны с пирамидальным завершением.

С укреплением власти фиванских фараонов, как выражение их претензий на наследие древних династий, делаются попытки во­зобновления строительства пирамид. Планировка пирамид и хра­мовых комплексов заимствуется со старых образцов. Однако скон­центрировать всю мощь страны для решения таких гигантских задач, как это было во времена Хуфу, фараоны Среднего царства были не в состоянии. Их пирамиды только по форме напоминают усыпаль­ницы Древнего царства. Так, пирамида фараона XII династии Сенусерта I имела высоту всего 61 м. Основным строительным материалом был кирпич-сырец и сама пирамида держалась только благодаря внутреннему каркасу из каменных стен и каменной облицовке. До наших дней дошли только руины этих сооружений.

Тем не менее в период расцвета Среднего царства создавались и замечательные памятники. Таким был храмовый комплекс Аме-немхета III в Хавара (XIX в. до н. э.). Хотя и здесь пирамида построена из кирпича-сырца, удивителен заупокойный храм при пирамиде. Его площадь составляет 72 тыс. кв. м. Храм состоял из многочисленных залов, переходов, молелен, украшенных статуями и рельефами. В античном мире этот храм прославился под названием Лабиринта и «отец истории» Геродот сравнивал его с великими пирамидами. Особенностью храма являлось широкое применение колоннад и перекрытий, вытесанных из цельных каменных моно­литов. Храм в Хавара по своему предназначению отличается от сравнительно небольших святилищ Древнего царства. Именно он символизирует теперь власть фараона, равную власти богов. В отличие от прошлого многочисленные статуи царя, наряду со статуями богов, заполняют помещения храма. Более того, близ храма изваяны две колоссальные статуи Аменемхета III из желтого квар­цита высотой 18 м. Теперь не только посвященные жрецы в темных погребальных камерах, но и весь народ должен был преклониться перед мощью царя, олицетворенной в этих колоссах.

Скульптура. В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер, но в то же время образ дается упрощенно, схематично. Чувствуется стремление ваятелей повторить прежний идеализированный образ

живого бога.

Однако серьезные потрясения в социальной и политической жизни Египта, когда был нарушен казавшийся незыблемым уклад жизни, не могли не найти своего отражения и в изобразительном искусстве. Утверждались новые династии, личность человека, его воля, талант, смелость играли иногда решающую роль в борьбе за

власть.

В период расцвета Среднего царства в пластике Египта форми­руется новое направление. Мастера начинают уделять больше вни­мания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер человека, его возраст, эмоциональный настрой. Яркими примерами воплощения идей нового стиля могут служить портретные работы фараонов XII династии — Сенусерта III и его сына Аменемхета III (XIX в. до н. э.). Голова Сенусерта III изваяна из черного обсидиана. Резкий контраст света и тени на широких выступающих скулах, сжатых в узкую щель губах, глубоко запавших глазах — все это создает ощущение напряженности. Тщательно проработана муску­латура, костяк, складки кожи лица. Возникает образ реального человека — волевого, властного, ироничного, много повидавшего правителя.

В портретной статуе его наследника Аменемхета III из черного гранита и особенно в статуе в виде сфинкса ощущается продолжение этих новых тенденций. Хотя поза сидящего в парадном убранстве фараона выдержана в каноническом стиле и повторяет позу фараона Хафра, лицо Аменемхета III дает представление о его энергичном, властном и суровом характере.

Новые веяния коснулись также рельефных изображений и на­стенной живописи. Их сюжеты становятся более разнообразными, сцены — более динамичными, позы людей свободными и раскован­ными. Фигуры уже не располагаются строго по фризам. Они естественно включены в композиции на фоне природы или в бытовых условиях. Мягче и богаче становится цветовая гамма. Художники наряду с яркими одноцветными тонами начинают использовать различные смеси красителей, полутона, что придает росписи более изысканный характер. В целом в эпоху Среднего царства искусство Египта, используя наследие прошлого, сделало новый шаг вперед в своем развитии в сторону реализма и человеч­ности.

Однако период подъема опять сменяется кризисами и потрясе­ниями. Вновь ослабевает центральная власть. Этим воспользовались азиатские кочевые племена гиксосов около 1700 г. до н. э., захва­тившие Египет.

Искусство Нового царства. Борьбу за независимость и объеди­нение страны вновь возглавили правители г. Фивы. В 1560 г. до н. э. кочевники-гиксосы были изгнаны и фараоны XVIII династии снова объединяют Египет в единое целое. Воскресшая и обновлен­ная страна при великих фараонах Яхмосе I и Тутмосе III достигает пика своего могущества. Границы государства на юге включают золотоносную Нубию, а на севере доходят до Евфрата. Непрерывным потоком из завоеванных земель потекли толпы рабов, золото, слоновая кость, драгоценные камни, умножая богатства царей, знати и жреческого сословия. Несметные богатства позволяли пра­вителям Египта украшать страну, и прежде всего столицу — г. Фивы — великолепными храмами, с необычайной пышностью поднять и возвеличить престиж царской власти и культы богов. Особенное значение приобретает культ верховного божества Фив — Амона. Его культ сливается с культом древнего солнечного Ра в единое целое — культ Амона-Ра. Вместе с тем в культуре Египта все более сказыва­ется и внешнее влияние завоеванных стран и земель, с которыми у него установились прочные торговые отношения.

Искусству этой эпохи свойственны не только пышность и богатство, но и стремление к изысканности, изяществу и уточнен-ности.

Архитектура. Основным типом архитектурного сооружения в период Нового царства становится храм. Усыпальницами фараонов служат тайные скальные гробницы расположенные близ Фив в так называемой «Долине царей». В период правления XVIII династии сложился тип храма, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник. От долины Нила к фасаду храма вела аллея сфин­ксов. Сам фасад оформлялся в виде двух трапециевидных башен-пилонов, перед которыми возвышались иглы обелисков и стояли колоссальные статуи фараонов. Узкий проход между пилонами приводил в. открытый прямоугольный двор, обнесенный колонна­дой. Далее следовал по прямой закрытый колонный зал и за ним само святилище. Колоннада центральной части залов возвышалась над боковыми портиками и в помещения проникал естественный свет. Основные залы храмов дополнялись молельнями, подсобными помещениями, складами; все это в целом создавало громадные храмовые комплексы. Залы храмов украшали многочисленные ста­туи царей и богов. Стены и колонны покрывали монументальные рельефы и росписи, сопровождавшиеся священными иероглифиче­скими текстами.

В столице Египта Фивах были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского храма началось в XVI в. до н. э. и до нас дошло имя его первого строителя зодчего Инени. В XV в. до н. э. зодчий Аменхотеп-Младший начал строительство Луксорского храма. На протяжении столетий правители дополняли, достраивали, украшали эти храмы. На их стенах фараоны прослав­ляли свои деяния, так что храмы превратились в своеобразную каменную историческую летопись своей эпохи. Поражает вообра­жение колонный зал Карнакского храма размером 103 на 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских разме­ров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Игра света и тени в этом колоссальном каменном лесу создавала ощущение таинственности, ничтожности человека в обители царей и богов. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями. Создатели храмов стреми­лись не только продемонстрировать мощь и величие, но отдавали дань изяществу и красоте.

Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захороне­ния, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных храмов. Это были величественные со­оружения с пилонами у подножия гор, к которым вели аллеи сфинксов. От громадного храма фараона Аменхотепа III до нас дошли лишь полуразрушенные статуи, ранее стоявшие перед храмом высотой 21 м. Впоследствии греки назвали их колоссами Мемнона, сына богини Зари.

Особое место среди заупокойных храмов занимает храм женщи­ны-фараона Хатшепсут (XV в. до н. э.). Он сооружен в той же долине, где в эпоху Среднего царства был построен знаменитый храм Ментухотепа I. Строителем храма был вельможа и советник царицы Сенмут. Зодчий создал грандиозный ансамбль из трех поднимаю­щихся друг над другом террас. Их объединяют широкие пандусы, продолжающие дорогу сфинксов из долины Нила. Фасады террас храма оформлены в виде изящных колоннад и.как бы постепенно вырастая,поднимаются к горам. Сочетание плавного вертикального движения с горизонтальными ритмами белоснежных колонн создает удивительное чувство уравновешенности и гармонии, плавного перехода к вечности. Храм был богато декорирован и украшен с использованием драгоценных материалов. Его помещения украша­ло более 200 статуй женщины-царя.

Скульптура. Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: ко­лоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью, ярко выраженной индивидуальностью. Так, тронные портреты Хат­шепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой — таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты.

Прекрасными образцами нового стиля являются скульптурные портреты храмовой певицы Ранаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа. Созданные в технике мелкой пластики из темного эбенового дерева статуэтки богато инкрустированы драгоценными металлами. Изящность, грациозность, изысканность становятся отличительными признаками нового стиля.

В том же ключе шло развитие и настенных изображений. В храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты древности. Мы видим стремительно мчащиеся колесницы великого завоевателя Тут-моса III, рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и велико­лепных пиров. Строгая, скупая прорисовка фигур сменяется мягкими пластичными линями. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттен­ки человечес- кой кожи. В развевающихся полупрозрачных одеждах кружатся прекрасные женщины. Ткань не скрывает, а лишь под­черкивает грацию и воздушность прекрасных флейтисток и танцов­щиц.

Изящный стиль утверждается и в прикладном искусстве. Пред­меты туалета, керамика, ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов отличаются непревзойденной тонкостью работы и изы­сканным вкусом.

Амарнский период (начало XIV в. до н. э.). Наметившиеся тенденции в изобразительном искусстве обусловили его необычный взлет, который вошел в историю под названием Амарнского пери­ода. Этому предшествовали серьезные потрясения в политической и религиозной жизни Египта. Непомерное обогащение знати и жрецов усилило их могущество и спровоцировало конфликт с царской властью. Стремясь обуздать своеволие жречества и вель­мож, фараон Аменхотеп IV проводит радикальную религиозную реформу, которая должна была укрепить прежде всего политиче­скую власть царя.

Фараон-реформатор объявил ложными всех старых богов, их храмы были закрыты, а имущество пополнило государственную казну. Новым единым божеством вместо символа солнца Амона-Ра стало само солнце под именем бога Атона. Фараон изменил свое тронное имя и стал величаться Эхнатоном (Дух Атона). Считалось, что каждый человек, без посредничества жрецов, может общаться с богом-солнцем. Вместо древнего культового языка, доступного только жрецам, в обиход, литературу и даже в священные гимны вводится современный разговорный язык. Опасаясь происков фи-ванских жрецов, фараон переносит свою столицу в Средний Египет. Там он строит город Ахетатон (Небосклон Атона). Сегодня это место носит имя Тель-эль-Амарна. Отсюда название — Амарнский пе­риод.

Отказ от старого пантеона богов предопределил пересмотр традиционных канонов архитектуры и изобразительного искусства. Вместо таинственных колонных залов сооружаются открытые, за­литые солнечным светом просторные дворы с жертвенниками сол­нцу. Однако храмы Ахетатона, построенные из кирпича-сырца, оказались недолговечными и не сохранились до наших дней.

Наиболее значительные достижения Амарнского периода связаны с развитием нового стиля пластических форм, с новой трак­товкой изображения человека. Разрыв с многовековой традицией идеализированного, богоподобного изображения царя обусловил поиск и новых форм, отличающихся от предписанного старой религией канона. В соответствии с идеологией реформ, где большое значение придавалось поискам истины, моральному аспекту, раз­витие изобразительного искусства пошло по пути приближения к реальной жизни, по пути раскрытия подлинного, внутреннего мира человека.

В этом плане характерны портретные изображения самого Эх-натона, вышедшие из мастерской знаменитого скульптора Тутмоса. Главным в этих работах является уже не изображение силы, власт­ности и несокрушимой воли царя. Мы видим болезненное лицо человека, вытянутое, худое, с толстыми губами и широким носом, полуприкрытыми грустными глазами. Но этот образ привлекателен своей внутренней одухотворенностью, моральной силой и уверен­ностью в своей правоте. В следовании такому реалистическому стилю художники иногда доходили до грани гротеска, даже кари­катуры. В царских мастерских найдены рельефные наброски, на которых фараон изображен почти в смешном виде. В поисках наибольшей выразительности утрировались, нарочито подчеркива­лись наиболее характерные черты лица и фигуры Эхнатона. Но постепенно была найдена необходимая мера, обретена гармоничная ясность и отточенность изображения. Вершиной пластического искусства рассматриваемого периода являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. В Берлинском музее хранится портрет Нефертити из раскрашенного известняка, о котором в истории искусства говорится как о самом совершенном из женских изображений. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. С изумительной тонкостью моделированы черты лица: точеный нос, нежные губы, немного приподнятый подбородок и распахнутые под высокими бровями глаза. Мастер нашел удивительное сочетание царственной красоты и нежной женственности. Это впечатление усиливают теплые, телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы. Из мастерской Тутмоса до нас дошли и два незавершенных портрета Нефертити, по которым мы можем судить о процессе работы художника.

Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изобра­жаемого появляется много нового, немыслимого доселе в величе­ственном искусстве Египта. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые и даже интимные сюжеты. Фараон изобража­ется в окружении семьи, с любимой супругой и играющими детьми. Настоящее человеческое горе, а не традиционное оплакивание, предстает перед нами в сцене смерти одной из царских дочерей. Человечность, лиризм сочетаются в этом новом стиле с изыскан­ностью, утонченностью, даже некоторой нарочитой манерностью.

Период реформ был недолог. После смерти фараона-реформа­тора начинается возврат к старому. Восстанавливаются культы старых богов. Само имя Эхнатона было предано проклятию, Ахе-татон разрушен и столица снова перенесена в Фивы. Однако влияние амарнского искусства продолжало ощущаться долгие годы. Полный возврат к прошлому в культурной жизни страны был уже невозможен.

Найденные в гробнице преемника Эхнатона фараона Тутанха-мона произведения искусства выполнены в традициях амарнского стиля. Это была единственная усыпальница, найденная неразграб­ленной, и в ней сохранились ценнейшие предметы из драгоценных материалов. Великолепны саркофаг царя и золотая маска с инкру­стациями из лазурита, фаянса, стекла и драгоценных камней. Вос­хищение вызывает не только высочайшая техника обработки металла. С погребальной маски на нас смотрит юношеское лицо с тонко очерченным носом, широко раскрытыми миндалевидными глазами, в уголках рта притаилась улыбка. И на всем отпечаток утонченного изящества мастеров Ахетатона. В усыпальнице найде­ны сотни предметов утвари, драгоценных украшений, пластики, инкрустаций на дереве и металле, оружия и повсюду, даже в мельчайшей принадлежности туалета, ощущается дух нового стиля.

В 14—11 вв. до н. э. Египет еще вел завоевательные войны, знал годы величия и славы. Продолжалось строительство великолепных храмов Карнака и Луксора, возводились пышные заупокойные храмы царей. Во времена правления великих фараонов Сети I и Рамзеса II создаются уникальные сооружения. Так стремясь утвер­дить свою власть над завоеванной Нубией Рамзес II строит гиган­тский храм в Абу-Симбеле, целиком высеченный в скале. Казалось, вернулись традиции доамарнского времени. Главный замысел этого сооружения — продемонстрировать могущество и силу власти. Фа­сад храма представлял собой как бы переднюю стену гигантского пилона, перед которым возвышались вырубленные из скалы 20-мет­ровые статуи Рамзеса II. Видные издалека плывущим по Нилу судам колоссы производили впечатление несокрушимой мощи. Стены внутренних помещений храма покрыты изображениями, прослав­ляющими деяния фараона. В самом сердце храма, в молельне рядом со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте помещена статуя самого Рамзеса II.

Продолжая отстраивать фиванские храмовые комплексы, Рам­зес II фактически переносит свой административный центр далеко на север Египта, в древний Танис. Там строится новый город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). В украшении новой столица проявляется то же стремление к мощи и гигантизму. На севере эти замыслы попадают на благоприятную почву. Здесь влияние амарнского стиля было слабее, а перед глазами в Сакара и Гизе находились титани­ческие памятники Древнего царства.

В конце XIII—XI вв. до н. э. начинается период затяжного упадка. Победоносные войны обогатили царя и знать, но разорили народ и привели хозяйство страны в упадок. Усилился натиск внешних врагов. И уже сыну Рамзеса II приходилось думать о обороне страны. Одна за другой утрачиваются завоеванные терри­тории. Египту вновь грозит распад. Такая ситуация приводит к застою и упадку изобразительного искусства. Прекращается строи­тельство крупных сооружений, утрачиваются навыки мастеров пла­стики и живописи, произведения искусства все более стандар­тизируются и подпадают вновь под правила религиозных канонов.

Позднее время. В последнее тысячелетие до н. э. тенденции распада государства и угасания культуры усилились и приобрели необратимый характер. Страна периодически подпадает под власть иноземных завоевателей: нубийцев, ливийцев, ассирийцев, персов.

Время от времени удается ненадолго объединить страну. Так было в период правления ливийского фараона Шешонка I (сер. Х в. до н. э.), или саисских фараонов (VII в. до н. э.). Искусство этого периода еще не забыло достижений прошлого. Техническое мастер­ство ваятелей, художников, ювелиров еще достаточно велико. Но ничего нового уже не создается. Художественное творчество в основном питается прошлым, повторяет его образцы. Однако оно не в состоянии подняться даже до уровня пройденного.

Литература. Цивилизация Древнего Египта оставила человече­ству богатейшее литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрыв­ная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответ­ствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий.

Большая часть литературных произведений являлась художест­венной формой религиозных мифов, преданий, легенд, политиче­ских идей и догматов. Литература выполняла функцию религиоз­но-этиологического объяснения возникавших перед человеком воп­росов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природ­ных явлениях и т. д.

Значительный пласт литературы Египта составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания, исполнявшиеся в храмах при исполнении церемоний поклонения богам. Так, например, в древнеегипетской литературе мы видим целый цикл культовых мифов об Изиде и Озирисе. В мифах делается попытка объяснить круговорот природных циклов рассказом о смерти бога Озириса от рук его злого брата, бога Сета. Смерть Озириса и его воскресение с помощью жены, богини Изиды и сына бога Гора являются причиной угасания и возрождения природы. В «текстах пирамид» сохранились поэтические гимны в честь бога солнца Ра.

К официальной литературе относятся гимны в честь царей, как, например, «Гимн Сенусерту III», где восхваляется властелин, «за­щищающий страну и расширяющий ее границы, покоряющий иноземные страны».

Вместе с тем надо отметить, что наряду с религиозной и официальной литературой до нас дошли и элементы народного творчества в виде сказок, трудовых песен, пословиц, поговорок. В них выступают черты подлинной жизни простых людей в перепле­тении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде» и др.

К области светской литературы относятся и популярные в Древнем Египте описания путешествий. Военные походы и развитие торговых связей открывали новые страны перед неподвижным миром древней культуры. Многие из этих произведений наряду с отражением реальности содержат и элементы фантастики. Таков древнеегипетский «Рассказ о потерпевшем кораблекрушение», в котором герой попадает на фантастический остров. Более реали­стичны «Рассказ Синухета», опального вельможи, бежавшего из Египта и описывающего путевые впечатления и «Путешествие Уни-Амона» — чиновника, выполнявшего за рубежом повеление фараона.

Музыка. О развитии музыкального искусства в Древнем Египте мы можем судить по многочисленным изображениям на фресковых росписях пиров и развлечений. Так, в сцене пира из гробницы Нахта, жреца храма Амона в Фивах (конец XV в. до н. э.), мы видим изгибающихся в изысканных позах танцовщиц. На фресках гроб­ницы Джесеркарасенеба представлен целый ансамбль музыкантов, играющих на разнообразных инструментах. Здесь изображены арфа, своеобразная лира с резонатором, двойная флейта, струнный инс­трумент с длинной декой. Известно, что торжественные гимны царям и богам исполнялись в храмах с музыкальным сопровожде­нием. Все это свидетельствует о том, что музыкальная культура Древнего Египта была богата и разнообразна.

Наконец в 332 г. до н. э., после завоевания Александром Македонским, Египет утрачивает свою самостоятельность. В период правления македонской династии Птолемеев в культурном развитии страны наступает так называемая эпоха эллинизма, когда древнее наследие прошлого сливается с мощной волной влияния антично­сти.

magref.ru


Смотрите также