Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке. Альфонс муха ювелирные украшения


Ювелирное ар-нуво Альфонса Мухи

«Модерн» или стиль «модерн» (франц. moderne — новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца ХIХ — начала ХХ вв. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии — «югендстиль» (Jugendstil), в Австрии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» (stile Liberty), в Испании — «модернизм» (Modernismo).

Новый стиль стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве. Модерн, проникший почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ в., очень быстро распространился по всей Европе и, перемахнув через океан, нашел приверженцев в Соединенных Штатах.

Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна.

На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля — женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна — стиль женщин и цветов.

Рекламный плакат на основе рисунка Альфонса Мухи «Знаки Зодиака», 1897

Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha). Родился он в 1860 г. в моравском городке Иванчице и на исходе столетия добился громкой славы в столице мирового искусства Париже. Во Франции художника называли Мюша. Но прежде чем добиться триумфа и позволить себе превратить мастерскую в музей драгоценных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все тяготы и невзгоды жизни безвестных, непризнанных художников, которых в Париже всегда было в избытке.

Альфонс Мария Муха (1860—1939)

Возможность стать профессиональным художником появилась у Альфонса Мухи только в 25 лет, хотя рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой. Учился он сначала в Мюнхене, а затем в Париже. Здесь ему не сразу, но повезло — он устроился работать в театр божественной, как ее тогда величали, Сары Бернар. С 1894 по 1901 гг. Альфонс Муха писал для спектаклей ее театра декорации и плакаты.

Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда», появившаяся утром 1 января 1895 г. на плакатных щитах Парижа. Уже в ней вполне определяется характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно Альфонса Мухи.

Афиша Альфонса Мухи к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда»

Вслед за «Жисмондой» появились другие, не менее удачные плакаты, они время от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. Заказы сыпались на художника как из рога изобилия.

 

Эскизы ювелирных украшений Альфонса Мухи по мотивам афиши театра Сары Бернар 

Альфонс Муха не был ювелиром. Все началось с тех же афиш Сары Бернар, где часто присутствовали необычные ювелирные украшения. Для их создания Муха изучал историю и фольклор. И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Эта необычная ювелирка и была выполнена в материале известным парижским ювелиром Жоржем Фуке.

Снова афиша и уже брошь Жоржа Фуке по эскизу Мухи

Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Фуке показал ювелирную коллекцию Мухи, наделавшую много шума. Действительно, коллекция состояла из фантастических театральных предметов, которые были составлены из большого числа компонентов и соединяли множество техник и материалов.

Как и украшения, изображенные на графических работах Мухи, которые теперь превратились в модели для реальных вещей, воспроизведенные предметы в большинстве своем были необыкновенно восточными и византийскими одновременно. В своей утонченной роскоши эти сокровища соперничали с современным живописным ювелирным искусством, вдохновленным символизмом, таким, как искусство Рене Лалика. С тем, чтобы привлечь более широкую клиентуру, в последующих произведениях Муха отбросил орнаментальную избыточность в пользу большей строгости.

Украшение для корсажа «Крылатый змей», золото, эмаль, бриллианты, жемчуг; Жорж Фуке, 1902 (частное собрание Нью-Йорк)

Самое известное украшение, созданное Фуке по эскизам Мухи — это золотой браслет, получивший в Европе название «роза руки». Невиданный ранее в Европе браслет свернувшейся кольцом змеей обвивал предплечье, жало переходило в кольцо с помощью тонкой цепочки. Впервые его изображение появилось на афише к «Медее». Браслет и кольцо шокируют своей натуралистичностью (свернувшиеся кольцом змеи), которую до определенной степени сглаживает экзотика материалов — опалов, рубинов, бриллиантов и эмали.

Афиша и знаменитый браслет Медеи

Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Жорж Фуке, знаменитейший в то время парижский ювелир, предложил Мухе сотрудничество по ее рекомендации.

Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Разработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучения исторического и фольклорного материала. И вот театральные украшения и аксессуары появились на рекламных плакатах и декоративных панно в качестве необходимых декоративных элементов.

Альфонс Муха и Жорж Фуке. Брошь, серьги, гребень, 1901 год

Брошь по рисунку Альфонса Мухи работы Жоржа Фуке

Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др.). Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»).

Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Последний заказывал эскизы рисовальщику Э. Грассе, — тут-то и подвернулась со своими советами Сара Бернар, и Жорж Фуке нанял Муху в качестве рисовальщика.

Альфонс Муха и Жорж Фуке. Брошь, золото, эмаль, перламутр, 1900 год

И что же?.. Необычные проекты Мухи смутили критиков и вызвали упреки в недостатке связи с текущей модой. Украшения, выполненные Фуке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенная для Сары Бернар, брошь для корсажа отягощенная гроздьями маленьких камешков неправильной формы. Если на афишах эти украшения выглядели убедительно, — как и абсолютно все изображения украшений, сделанные Мухой, — то при воплощении оказались чем-то спорным. Однако мнение это, конечно же, разделили не все. И вот тому подтверждение: серии украшений, выполненные по эскизам Мухи, обеспечили успех Фуке на ряде Всемирных выставок, покорив публику своей новизной.

В 1902 году Муха издал альбом «Декоративные документы» (Documents decoratifs), включивший коллекцию из 72 работ в карандаше оттенённым белым, эскизы в стиле ар-нуво для дизайнеров в области искусств и ремесел. Портфолио также содержит разнообразие орнаментальных и натуралистических цветочных украшений, этюдов женской головы и обнаженной натуры. В этих работах иллюстративный натурализм, обрамлен абстрактными узорами.

Альфонс Муха. Ожерелье Фуксия. Золото, опалы, жемчуг, 1902 год

Рисунки для ювелирных украшений, мебели, столовых приборов, других предметов обихода того периода, указывают на то что цель Мухи в создании этих работ была двоякой. С одной стороны он каталогизировал огромный опыт работы в декоративной области, опыт который вышел за рамки двухмерного пространства в трехмерное, как это показано в его работе для парижской международной выставки 1900 года и величественный позолоченный интерьер бутика Fouquet. С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение ар-нуво.

Даже принимая во внимание тот факт, что в это продвинутое время эра Art Nouveau уходила в забвение, нужно отдать должное искусному стилю исполнения Мухи и его способности создавать унифицированный стиль, трансформируя материальный мир в элегические и идеализированные формы.

      

Булавки для волос, кость, эмаль на блёстках в золоте, бриллианты, выпуклый жемчуг, Жорж Фуке, около 1900 и 1905 — 1906 гг. (Музей Пти Пале, Париж)

К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. В соответствии со вкусами той эпохи силуэт женщины приобрел змеевидные контуры и стал напоминать латинскую букву S. Наиболее активно стиль модерн вторгался в оформление вечерних нарядов, необычайно эффектных из-за асимметрии и манерно изогнутых линий.

 

Кулон по дизайну Альфонса Мухи

Новый костюм требовал соответствующих аксессуаров, и прежде всего украшений нового типа. Появились оригинальные виды колье — ожерелья с жемчужной или бриллиантовой «бахромой», хорошо сочетавшиеся с мысообразными декольте; широкие ошейники, обильно украшенные камнями; тонкие обручи с камнем на длинном стержне, спускавшемся на грудь; поразительной красоты гребни, декорированные золотом и камнями. Но и традиционные виды украшений приобрели новые оригинальные черты.

В эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер-ремесленник, изготавливавший похожие друг на друга «коммерческие драгоценности», а ювелир, создававший индивидуальные и по-настоящему художественные украшения, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Благодаря таланту авторов таких украшений ювелирное искусство, наряду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развития искусства, во многом определив декоративные особенности нового стиля.

На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral — цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. В основе его лежала трансформация мотивов, рожденных природой, причем если для эпохи историзма было характерно натуралистическое изображение цветов и насекомых, то мастера стиля модерн трактовали их как своеобразные знаки, несущие в себе нервную символику рубежа веков.

Гребень «Бабочка», панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, граненые аметисты и бриллианты; 15, 0 см, 9, 0 см; Жорж Фуке, 1899 (Музей Пти Пале, Париж) 

В орнаментальном декоре флорального направления модерна нашел отражение волшебный и поэтичный мир растений и животных: изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, величавые подсолнухи и камыши, роскошные орхидеи, элегантные ирисы, нежные ландыши, эффектные цикламены и особенно много любимых поэтами «серебряного века» лилий.

Своего рода отличительным знаком орнаментального декора модерна стал мотив изгибающегося в воздухе бича, который получил название «удар бича». Среди излюбленных мотивов художников-ювелиров были также морская волна, лебединая шея, томные женские головки или фигуры с распущенными волосами и извивающимися руками в «летящих» рукавах.

 

Брошь с шершнем, золото, эмаль, Жорж Фуке, 1901 (Музей Виктории и Альберта, Лондон)

В ювелирных украшениях своеобразная изощренность флорального направления модерна проявлялась также в плавной текучести асимметричных форм с изысканными очертаниями, в прихотливой изощренности композиционных построении и и почти мистическом колорите вещей, который возникал от сочетания мерцающих как старинные витражи, эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней. В украшениях много жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, алмазов, хризопразов, перламутра, при этом выбор камней определялся не их стоимостью, а декоративными качествами и цветом.

Работы ювелиров модерна были столь прекрасны, что, возможно, впервые публика увидела в украшениях не просто драгоценный аксессуар костюма, а подлинное произведение искусства. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров, их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Искусство ювелиров модерна получило всеобщее признание на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.

Брошь «Орхидея», золото, эмаль, рубины, жемчуг, Жорж Фуке, 1900 (собрание Андерсон, Великобритания)

Стиль модерн вполне исчерпал себя к началу первой мировой войны. В 10-х и 20-х гг. над модерном издевались авангардисты всех мастей. Затем о модерне просто забыли, было забыто и богатейшее наследие Альфонса Мухи. Трагически завершилась его жизнь: в 1939 г. Прага была оккупирована фашистами, гестапо одним из первых арестовало Альфонса Муху. 79-летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя вскоре был отпущен на свободу, быстро скончался от воспаления легких.

К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. И хотя отдельные проявления этого стиля встречались вплоть до 1914 года, формы изделий стали менее изощренными, а волнистые линии заменил геометризированный декор. На смену флоральному течению модерна пришло геометрическое, однако оно проявилось в ювелирных украшениях не столь ярко и выразительно. В архитектуре и произведениях декоративно-прикладного искусства позднего модерна уже прослеживались черты конструктивизма.

Хронологические рамки эпохи модерна очень узки, немногим более двух десятилетий, но значение этого стиля для развития ювелирного искусства необычайно велико. Соединив традиции Запада и Востока, античности и средневековья, аристократического и фольклорного искусства, обобщив опыт всего предыдущего художественного развития, художники-ювелиры эпохи модерна создали яркое самобытное искусство.

Посетите также: Официальный сайт «Собрание Альфонса Мухи»Официальный сайт музея Мухи в Праге

ostmetal.info

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Так получилось, что однажды столкнувшись со стилем аrt nouveau (он же модерн,) я попала в плен к этой красоте. Мне очень интересна история моды и искусств, и поскольку я занимаюсь поиском информации по этому поводу, то хочу и с вами поделится некоторыми находками.

Начать хочу с тех людей, с творчества которых и началось мое знакомство со стилем ар нуво. Жорж Фуке - французский ювелир. Альфонс Муха - чешский живописец эпохи модерна. Я не буду сейчас вдаваться в подробности их биографий, этой информации предостаточно на просторах интернета, я приглашаю посмотреть на результат их сотрудничества.

Гребень «Бабочка», Жорж Фуке, 1899 (Панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, граненые аметисты и бриллианты; 15, 0 см, 9, 0 см; Музей Пти Пале, Париж)

 

Булавка для волос, Жорж Фуке, около 1900 (Музей Пти Пале, Париж)

 

«Орхидея»,Жорж Фуке, 1900 (Золото, эмаль, рубины, жемчуг; собрание Андерсон, Великобритания)

 

И еще одна, но с другими камнями.

 

Брошь с шершнем, Жорж Фуке, 1901(Золото, эмаль; Музей Виктории и Альберта, Лондон)

Шпилька для волос в форме цветка лотоса, Жорж Фуке, 1905 — 1906 (Кость, эмаль на блёстках в золоте, бриллианты, выпуклый жемчуг; 15 см, 8 см, Музей Пти Пале, Париж)

 

Гребень для волос, Жорж Фуке, около 1900(Кость, резьба, опалы, золото, эмаль, 14 см)

Украшение для корсажа «Крылатый змей», Жорж Фуке, 1902 (Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг; частное собрание Нью-Йорк)

 

Самое известное украшение, созданное Фуке по эскизам Мухи - это золотой браслет, получивший в Европе название «роза руки». Невиданный ранее в Европе браслет свернувшейся кольцом змеей обвивал предплечье, жало переходило в кольцо с помощью тонкой цепочки.

Впервые его изображение появилось на афише к "Медее".

Art Nouveau Ring. Gold, plique-a-jour enamel, rubies & diamonds.1900

 

 

Elments de parure de tte - Vers 1900.

 

Pendant Cascade - Vers 1900

 

 

 

Pendant Oeillet - Vers 1900

 

 

Collier Fuschias - Vers 1905

 

Peigne Byzantin - Vers 1905

 

Pendant Sycomore - Vers 1905 - 1910.

 

Stomacher. 1900

 

Gold, opal, enamel & pearl

 

Мне очень хотелось максимально найти подписи к работам, но к некоторым это сделать не удалось. От этого конечно они не стали менее шедевральны.

 

Пока всё. Я старалась отобрать наиболее качественные снимки, но это конечно же далеко не все украшения созданные этим тандемом. Кроме того украшения по эскизам Альфонса Мухи воплощали и другие мастера. И у Жоржа Фуке были работы не по эскизам Мухи.

www.livemaster.ru

Ювелирный тандем: Альфонс Муха и Жорж Фуке

Я обещала, что эта неделя у нас станет — «неделей модерна», и решила начать с украшений.

Всем нам известен Альфонс Муха как живописец стиля «модерн», но оказывается, что как бы сегодня сказали, он был еще и ювелирным дизайнеров. По его эксизам ювелиры создавали свои шедевры. Но наиболее плодотворным оказалось сотрудничество с Жоржем Фуке.

Жорж был потомственным ювелиром и обладал двумя вещами: отменным вкусом и коммерческим чутьем. И когда Жорж Фуке надумал отделиться от отца и создать собственную ювелирную марку — он обратился к творениям Мухи, поскольку был покорен прекрасными ювелирными украшениями, которые художник изображал на своих полотнах и театральных афишах.

Для парижской Всемирной выставки в 1900 году Альфонс Муха и Жорж Фуке разработали коллекцию в стиле Ар Нуво. Эти украшения очень отличались от традиционных ювелирных дизайнов того времени, но публика и критика приняла их очень благосклонно. Зал Фуке на Выставке пользовался огромным успехом.

Украшения этого творческого тандема экзотичны и живописны. Очень часто используются растительные мотивы. Орнаменты становятся очень сложными, иногда даже можно назвать их вычурными.

Самым знаменитым ювелирным творением Мухи и Фуке был браслет в виде змеи, сделанный по афише к спектаклю «Медея». Саре Бернар, так понравился на афише этот браслет, что она непременно захотела, чтобы его воплотили в реальность. Кстати, по данным некоторых источников следует, что именно Сара Берна и познакомила Фуке, у которого ранее заказывала свои украшения, с талантливым художником, рисовавшим афиши для театра.

Вот та самая афиша:

Браслет с афиши:

Браслет очень натуралистично изображал змей, обвивающих руку. Шокирующую для того времени натуралистичность несколько сглаживали материалы:опалы, рубины, бриллианты и эмаль. (вообще надо отдельно сказать, что эмаль очень широко использовалась в украшениях дизайна Мухи. Поэтому не удивительно, что в свое время «эмалевый» бренд Frey Wille сделал целую коллекцию по мотивам украшений Альфонса Мухи и Жоржа Фуке)

Сотрудничество Альфонса Мухи и Жоржа Фуке не ограничивалось только ювелирным делом. Когда Фуке решил открыть собственный магазин, оформлением его тоже занимался Муха.

Как я уже говорила, Жорж Фуке кроме вкуса обладал и отличным коммерческим чутьем, поэтому, когда в 1923 году он понял, что публика требвет более современный дизайн — их сотрудничество с Альфонсом Мухой прекратилось.

0

www.fashionblog.com.ua

Фантастические ювелирные украшения Альфонса Мухи

В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах. Иначе и быть не могло — весь город был оклеен его рекламными плакатами и театральными афишами с Сарой Бернар. Очарованный его работами, парижский ювелир Жорж Фуке предложил Мухе попробовать себя в роли дизайнера украшений. Как оказалось, это была воистину блестящая идея — ах, вы только посмотрите!

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль

Альфонс Муха принял предложение ювелира и создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.

Актриса, художник и ювелир

Фуке принадлежал к уже третьему поколению в знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу, решив радикально обновить стиль своего ювелирного дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко

Молодой ювелир был в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве, и лучшим художником в этом стиле был Муха.

Афиша к балету-пантониме «Принцесса Гиацинт», Альфонс Муха, 1911

Одним из первых плодов их совместного творчества стал браслет «Медея» — изумительно, яркое и экстравагантное созданное Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке специально для блистательной Сары Бернар.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония

Сначала змея появилась на плакате Альфонса Мухи. В 1898 году Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.

Трагический образ царицы, убившей своих детей, чтобы отомстить их отцу, дополнял браслет в виде змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, усиливала впечатление жестокости матери-убийцы. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.

Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.

А.П. Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…».

Ослепляла она не только своей гениальной игрой, но и всем обликом, в том числе и украшениями — роскошными ожерельями,широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.

В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.

Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы

Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле «Принцесса Греза»

А. Муха «Сара Бернар», 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного её друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий 

Альфонс Муха проработал с Фуке только три года — с 1899 по 1901, но успел за это время серьезно повлиять на развитие ювелирного искусства.

Еще со времен Людовика XVI задачей ювелира было использовать в работе только самые драгоценные камни. Фуке и Муха пересмотрели сами основы ремесла. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы исходя не из цены,  а из их способности включиться в общий дизайн.

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты

Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке Альфонс Муха, 1905 

Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке Альфонс Муха, 1905 

Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся идти против сложившихся взглядов на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, а также сложные украшения для корсажей.

Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Эмаль, жемчуг

Ювелирный бутик как произведение искусства

В 1899 году Фуке поручил Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерными плавными, гибкими линиями и изобилием природных мотивов.

Роскошный интерьер магазина заставлял покупателей буквально терять голову — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы, декорированные цветами, листьями и бутонами; панели, украшенные рисунками на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы.

В зале салона дизайнер поместил чудный камин, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в японском стиле, «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.

Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже

Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа ФукеАльфонс Муха, 1900-е

В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, собранного по эскизам Мухи.

Дизайн ювелирных украшений покорился Альфонсу Мухе, как и многие другие жанры, в которых ему довелось поработать – архитектурный дизайн, фотография, живопись, графика, фрески.  Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX–XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

 

Из: Аrtchive

http://izbrannoe.com/news/iskusstvo/alfons-mukha-dizayner-yuvelirnykh-ukrasheniy/

www.dagestanpost.ru

Альфонс Муха. 2 ЧАСТЬ (Декоративное искусство, Ювелирные коллекции, Дизайн интерьера...)

Альфонс Муха. Декоративное искусство, Ювелирные коллекции, Дизайн интерьера...

Альфонс Муха. Декоративные элементы

Был подготовлен пост о творчестве художника АЛЬФОНСА МУХИ:

Вашему вниманию предлагается ещё один пост с работами  Альфонса Мухи

"Декоративные элементы"

Рисунки для альбома 'Декоративные элементы'.

эскизы столового серебра.

В конце 19 века стиль Арт–нуво,правозвестником которого был Альфонс Муха, получил выражение в дизайне интерьеров. Характерные черты Ар Нуво – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора в стиле Арт Нуво зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

Витраж в соборе св. Вита. 1931 Роспись потолка в одном из залов Общественного дома выполненная Альфонсом Мухой.

Реконструкция ювелирного магазина Фуке. 1900 Торговый дом Фуке. Интерьер магазина. Пол в ювелирном магазине Жоржа Фуке украшен мозайкой с интересным рисунком. Интерьер магазина знаменитого Ювелира по дизайну талантливейшего художника сохранился и по сей день. Правда некоторое время он хранился в разобранном виде на мебельном складе Жоржа Фуке, потом ювелир передал его одному из музеев для того, что бы этот шедевр Арт Нуво лучше сохранился. Магазин был реконструирован 1989 году. Еще одна фотография ювелирного магазина Жоржа Фуке. Этот камин бесподобен и грациозен, он отражает своей пластикой сущность и красоту стиля Ар Нуво. Камин находится в реконструированном интерьере магазина ювилирных украшений. Ювелирные украшения, созданные Жоржем Фуке по эскизам Альфонса Мухи.

В результате сотрудничества Альфонса Мухи с ювелиром Жоржем Фуке, родились блестящие экстравагантные образцы стиля ар-нуво. Жорж Фуке был сыном Альфонса Фуке, одного из самых удачливых ювелиров Парижа конца 19-го века. В 1895 году Жорж решил вести собственное дело, и ему понадобилась своя, отдельная от отца, торговая марка, он хотел создать новые формы ювелирных украшений. Фуке рискнул показать новый стиль на Всемирной выставке в Париже 1900 года и попросил Муху помочь. Ювелир не случайно обратился именно к Мухе — он заметил роскошные и изящные украшения, изображенные на афишах и плакатах художника. Несмотря на необычность и натуралистичность ювелирных дизайнов Мухи, зал Фуке на выставке имел большой успех и широко комментировался критикой.Лишь малая часть изделий, созданных Мухой и Фуке, дошла до наших дней, остальные украшения известны только по фотографиям. Фантазией и экзотичностью они сильно отличаются от стандартов и свидетельствуют об интересе той эпохи ко всему новому.

Кольцо Сары Бернар

Цепочка с подвесками, Альфонс Муха, 1899 — 1900 (Золото, эмаль, перламутр, турмалин, гранаты, сапфиры, изумруды, жемчуг; 159 см; Фонд Мухи, Лондон). Это ожерелье носила жена Альфонса, его дизайн тоже придумал Альфонс Муха, а воплотил ювелир Рехнер (около 1906 года).

Сценический браслет Сары Бернар в образе Медеи

Одна из первых банкнот новой страны - Чехословакии. Альфонс Муха занимался дизайном чехословатских денег. 10 крон, Чехословакия, 1920 год. 100 крон, Чехословакия, 1920 год. СПАСИБО

Вам также будет интересно:

Альфонс Муха." Не затёртые шедевры. "

Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha

Знаменитая Неизвестная

obiskusstve.com

Фантастические ювелирные украшения Альфонса Мухи

В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах. Иначе и быть не могло — весь город был оклеен его рекламными плакатами и театральными афишами с Сарой Бернар. Очарованный его работами, парижский ювелир Жорж Фуке предложил Мухе попробовать себя в роли дизайнера украшений. Как оказалось, это была воистину блестящая идея

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль

Альфонс Муха принял предложение ювелира и создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.

Актриса, художник и ювелир

Фуке принадлежал к уже третьему поколению в знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу, решив радикально обновить стиль своего ювелирного дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко

Молодой ювелир был в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве, и лучшим художником в этом стиле был Муха.

Афиша к балету-пантониме «Принцесса Гиацинт», Альфонс Муха, 1911

Одним из первых плодов их совместного творчества стал браслет «Медея» — изумительно, яркое и экстравагантное созданное Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке специально для блистательной Сары Бернар.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония

Сначала змея появилась на плакате Альфонса Мухи. В 1898 году Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.

Трагический образ царицы, убившей своих детей, чтобы отомстить их отцу, дополнял браслет в виде змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, усиливала впечатление жестокости матери-убийцы. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.

Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.

А.П. Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить...».

Ослепляла она не только своей гениальной игрой, но и всем обликом, в том числе и украшениями — роскошными ожерельями,широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.

В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.

Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле «Принцесса Греза» А. Муха «Сара Бернар», 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного её друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий

Альфонс Муха проработал с Фуке только три года — с 1899 по 1901, но успел за это время серьезно повлиять на развитие ювелирного искусства.

Еще со времен Людовика XVI задачей ювелира было использовать в работе только самые драгоценные камни. Фуке и Муха пересмотрели сами основы ремесла. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы исходя не из цены, а из их способности включиться в общий дизайн.

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа ФукеАльфонс Муха, 1905

Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа ФукеАльфонс Муха, 1905

Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся идти против сложившихся взглядов на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, а также сложные украшения для корсажей.

Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Эмаль, жемчуг

Ювелирный бутик как произведение искусства

В 1899 году Фуке поручил Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерными плавными, гибкими линиями и изобилием природных мотивов.

Роскошный интерьер магазина заставлял покупателей буквально терять голову — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы, декорированные цветами, листьями и бутонами; панели, украшенные рисунками на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы.

В зале салона дизайнер поместил чудный камин, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в японском стиле, «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.

Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа ФукеАльфонс Муха, 1900-е

В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, собранного по эскизам Мухи.

Дизайн ювелирных украшений покорился Альфонсу Мухе, как и многие другие жанры, в которых ему довелось поработать – архитектурный дизайн, фотография, живопись, графика, фрески. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX–XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

interesno.cc

Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке

В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах: город был обклеен его театральными афишами с божественной Сарой Бернар и рекламными постерами с томными красавицами. Под их очарование попал молодой парижский ювелир Жорж Фуке и предложил Альфонсу стать дизайнером украшений. Это была воистину блестящая идея,  - ах, вы только посмотрите!

 

Художник, как мы знаем, принял предложение ювелира. Альфонс Муха создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.

Альфонс Муха

Принцесса Гиацинт

 

Жорж Фуке увидев работы Мухи, считал его прирожденным дизайнером, а Жорж знал толк в ювелирном деле. Он был уже третьим поколением из знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу и решил полностью обновить стиль своего ювелирно дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.

Цепочка Бьянка Капелло, ок. 1878. Альфонс Фуке, Поль Грандом, Шарль Беранжер. Золото,бриллианты, окрашенная эмаль

Браслет «Диана», 1883. Альфонс Муха, Эжен Каррие-Беллёз, Поль Грандом, Оноре Бурдокль. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко.

Жорж Фуке в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве. К 1898 году он уже создает украшения в стилемодерн и становится главным конкурентом знаменитого ювелира Рене Лалика.

В это время младший Фуке приглашает к сотрудничеству Альфонса Муху. Его роскошные,пленительные девушки, все в цветах и умопомрачительных ювелирных украшениях,вдохновили парижского ювелира на новые творческие искания.

Альфонс Муха

Реклама сухого шампанского Империал марки Моэт и Шандон

 

Блестящее трио: актриса, художник и ювелир

Совместная деятельность художника и ювелира началась в 1898 году, когда Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.

Сара Бернар играет Медею — принцессу из Колхиды, земли сказочных богатств и колдовства. Медея становится возлюбленной и женой Ясона, приплывшего на восточное побережье Черного моря в поисках золотого руна. Когда Ясон оставил Медею и намеревался жениться на коринфской принцессе, Медея отравила соперницу и убила своих двух сыновей, чтобы больнее ранить своего неверного супруга. Внимание Жоржа Фуке в работе привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, всего лишь украшение, усилила впечатление жестокости матери-убийцы и одновременно подчеркнула нравы варварской страны. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.

Альфонс Муха

Медея

1898, 206×76 см.

Браслет «Медея» — одно из самых ярких,экстравагантных и изумительных украшений, созданных Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего«древневосточного» амулета.

Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималась выше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали,создавая чешуйчатую поверхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опалами и бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи, — две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония

Сара Бернар блистала на сцене в экстраординарных сценических костюмах и заказывала себе такие же необычайные украшения. Альфонс Муха выполнил шесть афиш с актрисой,на которых она выглядела юной и прекрасной в свои 54 года. Сара была более, чем довольна его графическими работами и ожидала таких же поразительных результатов от ювелирных украшений.

Альфонс Муха

Сара Бернар

 

 
А.Муха "Лорензачио". Афиша для спектакля с Сарой Бернарой 1 А.Муха "Дама с камелиями". Афиша спектакля с Сарой Бернар

А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.

 

В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза»(La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску. 

Диадема «Принцесса Греза», 1890-е,Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы.

 
Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле "Принцесса Греза" 1 А.Муха "Сара Бернар", 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного ее друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий.

Подвеска «Принцесса Греза» по эскизу А. Мухи, 1900, бронза, позолота. Фонд А. Мухи, Прага

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль.

«Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые,но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»… Продолжение читайте в нашей биографии.

Фото А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

Альфонс Муха на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Жорж Фуке доверил Альфонсу Мухе делать эскизы украшений для стенда дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их работы вызвали всеобщее одобрение и даже наделали немало шума. За 202 дня, которые длилась выставка, ее посетили 50 миллионов человек — более, чем все население Франции! Сегодня известны два произведения, участвовавших в этой знаменательной выставке начала века — кольцо и цепочка.

Декорированная цепочка с подвесками, 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году от Ювелирного Дома Фуке.

Кольцо «Павлин». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Экспонировалось на Всемирной выставке в Париже от Ювелирного дома Фуке в 1900 году.

Кстати, на этой выставке Муха представил не только ювелирные работы, но и свои блестящие достижения в области скульптуры. В павильоне Боснии и Герцоговины Альфонс Муха выставил свою скульптурную работу — «Природа». Из графики художника сразу вспоминается его работа «Зодиак». Пока таинственная и чувственная девушка притягивает и завораживает зрителей,исследователи продолжают разгадывать загадку — чье лицо вдохновило мастера и кого он изобразил? 

А.Муха «Природа», 1899−1900. Бронза,позолота, малахит. Музей Конца ХІХ века в БрюсселеАльфонс Муха

Зодиак

 

Зная об увлечении Мухи фотографией, историки изучили архивные фото многих европейских музеев и пришли к выводу, что музой скульптора могла быть Сара Бернар или знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод.

Фотография в творчестве А. Мухи — тема для отдельной истории, которой мы посвятили нашу «красочную» публикацию «Фотомодели Альфонса Мухи — на фото и в картинах. Пленительные образы и прообразы!».

Счастливый союз двух мастеров модерна

Муха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром. В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи, 1899−1900-е

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг,опалы, бриллианты

Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведениях ювелир обычно использовал золото, эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.

 
Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900 1 Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900
 
Гребень "Бабочка", 1899, панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, аметисты, бриллианты, 15 х 9 см. Музей Пти Пале, Париж 1 Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905-1906, кость, эмаль, золото, бриллианты, жемчуг. Музей Пти Пале, Париж

Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото,эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк

 
Украшение для волос. Ювелир Жорж Фуке по эскизу А.Мухи. Бирюза, жемчуг, камни, 1890-1900-е 1 Брошь. Ювелир Ж.Фуке по эскизу А.Мухи. Эмаль, жемчуг

Альфонс Муха

Ожерелье с фуксией

 

  • Альфонс Муха

    Рубин

     

  • Альфонс Муха

    Изумруд

     

  • Альфонс Муха

    Аметист

     

  • Альфонс Муха

    Топаз

     

Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолеть сложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.

Брошь, ок. 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, перламутр, изумруд, цветные камни. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, полудрагоценные камни

Подвеска. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, изумруды, перламутр, жемчуг. Художественный музей Вирджинии. Фото: www.jewelsdujour.com

А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.

Ювелирный бутик как произведение искусства

В 1899 году Фуке поручает Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерной плавной, гибкой линией и изобилием природных мотивов.

Фасад магазина украшает бронзовая центральная панель с рельефом полуобнаженной девушки, окутанной развивающимися волосами и драпировкой и фриз из десяти витражей с изображениями модных красавиц. Девушки по-прежнему любимый объект художника!

Роскошный интерьер, как и подобает ювелирному бутику,заставляет покупателя потерять голову!

Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже

Муха дает волю своей фантазии и интерьер утопает в живой природе — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы декорированы цветами, листьями и бутонами; панели украшает рисунки на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы. В зале салона дизайнер поместил чудный камин витиеватых форм, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в «японском стиле», «византийскую» мозаику,бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.

«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения,цветка, который бы не был полон предложений и воплощений». Альфонс Муха

 
А.Муха. Эскиз камина для интерьера салона Ж.Фуке, 1899, акварель, карандаш 1 Фото интерьера ювелирного салона Ж.Фуке, 1899

Альфонс Муха

Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа Фуке

1900

В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, разработанного по эскизам Мухи.

 

Альфонс Муха покорял все виды искусства, включая архитектурный дизайн, фотографию,живопись, графику, фрески, ювелирное мастерство, приближаясь к званию универсального мастера. Но чем бы ни занимался этот удивительный художник,единственной его целью был поиск красоты.

Автор: Ирина Олих

 

stil.mirtesen.ru


Смотрите также