Самое главное о стиле Ар деко. Ар деко ювелирные украшения


Женские украшения 1930-х гг. Dress clip.: la_gatta_ciara

Думала-думала, чем порадовать читательниц моего блога в связи с праздником, но в голову ничего особенного не пришло, поэтому решила рассказать вам о том, что мне самой нравится — об украшениях 30-х годов. Текста будет мало, а картинок — очень много, тяжело было что-то из найденного не включить в этот рассказ (поэтому, фотографии подписываю не все, кликаем на фото и попадаем в фотоальбом).

Разглядывая всевозможные старинные портреты и ретро-фотографии, давно обратила внимание, что мода меняет не только фасоны платьев, шляпок, обуви, но и стиль, дизайн, даже функциональные особенности женских украшений.

Например, в эпоху бидермейера и позднего рококо, любовь к цветам — живым и шелковым, которыми украшали прически и платья, перешла и на ювелирные изделия: появились диадемы-венки из цветов, украшения для волос и корсажа в виде букетов, сделанные из драгоценных металлов и щедро усыпанные бриллиантами, кораллами, жемчугом и пр. 

  

  

Joseph Karl Stieler - Duchess Marie Frederike Amalie of Oldenburg, Queen of Greece. An antique eighteen karat gold and turquoise hair ornament, circa 1860. Hair Ornament Brooch Enameled Gold, Garnets, Foiled Rock Crystals, Pearls 1840-1850

Во времена модерна (ар нуво, если вам так привычнее), характерная волна, присущая этому стилю, извивающаяся на фасадах зданий, выгибающаяся в силуэте причесок и платьев, нашла свое продолжение в эффектных изогнутых гребнях и причудливых брошах.

    

  

Эпоха Ар деко, так хорошо нам знакомая и любимая по британским сериалам "Пуаро" и "Дживс и Вустер", со своим графическим, архитектурным дизайном, хотя и «закрыла глаза» на струящиеся крепдешиновые и атласные платья, «отыгралась» на ювелирных украшениях: длинные серьги, браслеты, одеваемые сразу по нескольку штук на одну руку, броши имели очевидный геометрический орнамент.

  

    

   

Сегодня речь пойдет об интересном женском ювелирном украшении 30-х гг (которое вы видите на последнем фото в ряду) - о клипсах для платья (dress clip). Они вошли в моду еще в конце 20-х, но самый расцвет их популярности пришелся именно на 30-е. Наверное, не будет особой ошибкой отнести dress clip к корсажным украшениям, известным давным-давно, но во времена Ар деко они сильно видоизменились.

   

Очень любила такие украшения голливудская актриса Кэрол Ломбард. Она носила их на платьях, шляпках, блузках. Парными и поодиночке. Где только не прикрепляли эти броши-клипсы!

    

 Хм... цепляли за декольте на спине...

за воротник...

   за декольте на груди...

Но такой симметричный вариант ношения мне кажется самым "ар-декошным"))

 

"Дживс и Вустер"

В парном варианте эти клипсы были особенно популярны, они так и назывались DOUBLE-CLIP. Как мне сказали в комментариях, по-русски их называли "дуэт". Обратите внимание, что их дизайн повторяет архитектурные формы Ар деко.

 

Clip dress

 

Варианты оформления интерьеров в стиле Ар деко.

 

dress clip 

Пару подобных клипсов фирмы  Boucheron с аквамаринами и бриллиантами получила от родителей в подарок, правда, уже в 1944 году, на свой  восемнадцатый день рождения принцесса Елизавета, нынешняя королева Великобритании.

 

Такие модные украшения, разумеется, имелись и в ювелирной коллекции иконы стиля своего времени герцогини Виндзорской (она же, Уоллис Симпсон)

Поскольку, Ар деко - это не только шары и кубы, но и стилизованные изображения растений, цветов и животных, то и клипсы бывают разные, например, "с листиками и с цветочками".

Art Deco Platinum, White Gold, Rock Crystal, Turquoise Enamel, Diamond and Turquoise Clip, Cartier.

  

Эти клипсы для платья сделаны в стиле giardinetto. По-итальянски giardinetto - садик, отсюда, как я понимаю (пусть специалисты-ювелиры меня поправят, если я не права), происходит название таких брошей (и не только) в виде вазонов с цветами. 

  

 DRESS CLIP BY CARTIER.

Нельзя забывать, как после открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона, была сверхпопулярна в 20-30-е гг египетская тема.

  

Разумеется, появились и клипсы для платьев в "египетском стиле".

 

 

dress clip изготавливали не только из драгоценных камней и металлов, но и из модного пластика.

  

  

Еще одна интересная деталь, часто парные клипсы превращались в брошь. Такими брошками нередко украшали пояски платьев.

 

 

 Трансформация для ювелирных украшений Ар деко привычная вещь. Смотрите, как "легким движением руки" тиара превращается в ... брошь и пару клипсов для платья. А другая тиара разбирается на 6 клипсов.

  

"Разборное" колье: делится на шесть клипсов и один браслет, Cartier Paris.

Этот браслет также трансформируется в клипсы.

 

Но с годами пришла мода на другие украшения, хотя еще иногда можно встретить на винтажных и антикварных сайтах клипсы для платьев 40-х, 50-х и 60-х гг.

 

Сегодня это уже ретро-мода...

Мои посты на похожие темы:Фильм «Король говорит», колье - трансформер от Van Cleef & Arpels.http://la-gatta-ciara.livejournal.com/67223.html

Броши Хоффмана http://la-gatta-ciara.livejournal.com/103790.html

Украшения Шанель: мальтийские кресты от сицилийского герцога. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/93954.html

Бижутерия фирмы "Gripoix". Стеклянные цветы для Кокто и Шанель. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/119153.html

Фероньерка на портретах XIX века http://la-gatta-ciara.livejournal.com/159544.html

НЕОГОТИЧЕСКИЕ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ЧУГУНА. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/100467.html

ЛЮБОВЬ К КАМЕЯМ ВРЕМЕН АМПИРА. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/85723.html

КОЛЬЕ - ОШЕЙНИК ВРЕМЕН МОДЕРНА. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/38185.html

Ссылки по теме поста:Про Ар деко http://ru.wikipedia.org/wiki/Ар-деко

много украшений Art Deco от Cartier здесь http://pinterest.com/stonefinder/jewelry-cartier/

http://www.langantiques.com/university/index.php/Art_Deco

http://vintagefashionguild.blogspot.ru/2013/02/dress-it-up-with-dress-clips.html

http://www.royalcollection.org.uk/microsites/dressfortheoccasion/object.asp?exhibs=BPSO2006jewellery&detail=magnify&item=26

la-gatta-ciara.livejournal.com

Украшения в стиле арт-деко. Браслеты. (бриллианты, сапфиры)

Арт-деко - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие материалы. Всемирная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину "арт-деко". Само направление арт-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Ювелиры, вдохновленные художественными идеями искусства начала XX века, которые воплотились в живописи кубистов и абстракционистов, русских супрематистов и итальянских футуристов, окончательно отказались от причудливо изгибающихся линий и блеклого колорита модерна (арт-нуво). В поисках новых средств выражения они обратились к ясным геометрическим формам, с четким построением симметричных композиций, главенствующую роль в которых играли прекрасно ограненные драгоценные камни. Этот стиль сочетал в себе простоту и роскошь, четкость геометрических конструкций и яркую игру сверкающих камней. 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

bellezza-storia.livejournal.com

Самое главное о стиле Ар деко: shakko_kitsune

Как отличить ар деко от ар нуво, как оно повлияло на Эллочку Людоедку,кто из наших иллюстрировал "Вог" и почему в ар деко на самом деле виноват великий антрепренер Дягилев.

Короче, короткая и полезная справка, своего рода "все о стиле ар деко для чайников".

(Продолжаю выкладывать cюда свои старые статьи)

ЧТО ТАКОЕ АР-ДЕКО?

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

КАК УЗНАТЬ ПРЕДМЕТ В СТИЛЕ АР-ДЕКО?

Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

СТИЛЬ В МОДЕ

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

СТИЛЬ В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Ажурная белая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — желтого золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А В РОССИИ АР-ДЕКО БЫЛО?

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

МАСТЕРА АР-ДЕКО РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper's Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

shakko-kitsune.livejournal.com


Смотрите также