Арт - Нуво - стиль самой жизни. Арт нуво ювелирные украшения


Арт - Нуво - стиль самой жизни. - Ювелирные статьи, способы огранки, ювелирный мир, ювелирная мода | Jevel.ru

 

Долгое время ювелирные украшения могли позволить себе приобрести только богатые и знатные слои населения, однако XIX век сделал многие драгоценные изделия более доступными и для других слоев населения. Технический прогресс позволил разработать методики, создававшие ювелирные изделия более дешевые, но при этом и менее качественные. Казалось бы, появление не дорогих украшений и дешевого, низкопробного золота в условиях дефицита драгоценностей должно было быть только на руку ювелирам, однако, как  ни странно, многие ювелирные бренды стали разоряться.

 

Оказалось, что люди не оценили возможность покупать некачественные и некрасивые украшения, пускай и дешевые. Многие не видели смысла в том, чтобы тратить деньги и не получать удовольствия от покупки. Своеобразный ювелирный кризис способствовал созданию нового течения в ювелирном мире, без шика исторических стилей, но при этом из-под рук мастеров – ювелиров выходили изящные, стильные и красивые вещицы. Новый стиль получил название Арт – Нуво, и стал вызовом устоявшимся традициям и правилам игры ювелирной моды.

 

Практически в каждой стране мира стиль Арт – Нуво родился в одно и тоже время, только названия получил разные: в Германии – «югендстиль», в Италии – «стиль Либерти», в Австрии – «стиль Сесисиона», в Испании – «модернизм», а в России – «Модерн». Этот стиль имел прямо противоположное отношение к используемому ювелирному материалу. Ранее подразумевалось, что для драгоценных изделий брали только самое лучшее: золото высшей пробы, драгоценные камни первой категории: бриллианты, изумруды, рубины и сапфиры, так же довольно часто использовали жемчуг.

Стиль Арт – Нуво полностью «взорвал» ювелирный мир: украшения перестали быть статусными, но при том получились более индивидуальными, позволяли выражать вкус и дизайнерские замыслы, стали более утонченными, чувственными. Ювелиры оценили прелести других материалов, формализм бриллиантов заменили яркие краски опалов, турмалина, халцедона, лунного камня, аквамарина, зеленых гранатов. Бриллианты стали использовать только в качестве подсвечивающего фона, как обертку для понятия красоты прочих камней.

Излюбленной техникой нового стиля стала эмаль, для которой изобретались новые возможности и возрождались старые традиции. Основой стиля Арт – Нуво стала не стоимость ювелирных украшений, а художественный вкус. Рассвет этого стиля пришелся на рассвет одновременно и в других областях искусства: литературы, живописи, театрального мастерства. В это время появились такие мастера как Васнецов, Врубель, начался «Серебряный век»  Русской литературы. Поэтому не удивительно, что в настоящее время ювелирные изделия в стиле Арт - Нуво иногда ценятся намного дороже, чем стиль Ампир.

 

Если обратить внимание на мотивы стиля Арт – Нуво, то несомненно ювелиры стали более откровенными: главным направлением стало женское тело, плавные линии которого символизировали возбуждение, желание и провокацию. Появление женского тела в ювелирном искусстве стало наиболее значимой инновацией данного стиля. До этого времени женские мотивы встречались только в камеях и инталиях. Ювелиры прошлых столетий долго держались за то, что женщина просто не захочет носить ювелирные украшения, которые бы изображали другую, чувственную, соблазнительную и желанную красавицу. Однако успех стиля Арт – Нуво полностью опроверг эти страхи.

 

Другой темой данного стиля стали флористические и животные мотивы: цветы, змеи, животные, насекомые, природа. Ранее также использовались подобные мотивы, однако в стиле Арт -  Нуво они получили новый размах: полные, свободные, детальные создания, настоящий символ жизни, сексуальности и вечности. Те же растения изображались не только в качестве распустившихся цветков, но и бутонов, зачатков, увядающих соцветий: именно это и есть жизнь, которую, наконец, признали ювелиры XIX века.

 

Самое известное имя в стиля Арт – Нуво – это имя Рене Лалик, ювелир, работы которого продавали такие известные бренды как Boucheron и Cartier. Его коллекция произвела фурор в 1895 году на выставке Французского Художественного общества, гости события были потрясены изяществом и откровенностью натуралистического стиля украшений. Плавные женские формы, нежные изгибы бабочек, гибкое изящество цветов и растений – все это как нельзя более точно отражает направление стиля Арт – Нуво.

 

В качестве итога подведем черту под основными характеристиками стиля. Идея: не стоимость украшения, а его художественная ценность. Материал: полудрагоценные камни ценятся наравне с кристаллами первой категории. Мотивы – натуралистические темы. Форма: удлиненные линии, плавные изгибы.

www.jevel.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Всем поклонникам Ар-нуво посвящается.

Ар-нуво- художественное направление в искусстве конца 19- начала 20 веков, пришедшее на смену эклектике. Стилистической особенностью Ар-Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стиль базировался на  волнистости природных линий растительного и животного мира. Ар-нуво объединил все сферы деятельности человека. Его последователи стремились создать единое пространство. Ювелирное искусство, архитектура, дизайн помещений, мебели и т.д. Всё объединялось единым стилем.

Я не хочу писать академическую статью о стиле ар-нуво. Я думаю, он всем знаком. ( А кто не знаком, но очень хочет познакомиться, то в интернете много информации). В одной публикации невозможно рассказать о всех гранях этого стиля. Поэтому остановимся на ювелирном искусстве.

Я просто часами могу рассматривать украшения ар-нуво. Наиболее известным нам автором является Рене Лалик. Но ещё много талантливых мастеров было в этой сфере. Это небольшая подборка фотографий с творениями разных мастеров.

Надеюсь, Вам тоже понравится. Единственный минус для меня, когда я на всё это смотрю- хочу всё! 

 

                                                                          Брошь Albert Chambin 1905 год.

 

                                                                        Пряжка для ремня Ferdinand Erhart 1908 год

 

                                                                                   Брошь Lluis Massiera 1910 год

 

                                                                                             Пряжка 1900 г. Eugene Grasset

 

                                                                           Комплект украшений 1900 г. Janvier Quereira

 

 

 

                                                                          Гребень( 1904)  и брошь (1903)  Rene Lalique.

 

                                                                                     Брошь  Georges Fouquet 1900г.

 

                         

            Кулон Meyle&Mayer 1905                                                                       Кулон  Maison Vever 1905

 

                                                                                                   Брошь Rene Lalique 1900 год

 

                                                                                                   Брошь Rene Lalique 1905 год

 

                                                                                                              1905 год

                                                                                         Брошь Levinger & Bissinger 1905

 

                                                                                                Браслет Rene Lalique 1900 г.

 

                                                                                              Брошь Paul Lienard 1905 г.

 

                                                                                        Надеюсь, просмотр был приятным. 

P.s. Продолжение темы Ар-нуво в статье о мебели http://www.livemaster.ru/topic/560923-mebel-ar-nuvo. 

www.livemaster.ru

Арт-нуво стиль. Особенности арт-нуво. Арт-нуво в интерьере

Cтиль арт-нуво в ювелирном искусстве (примерные границы: 1890-1915). В период с 1860 по 1880 гг. французский ювелир Оскар Массин своими произведениями задал тон и проторил дорожку для движе­ния арт-нуво.

Его произведения вдохновили искавших новые формы ювелиров-дизайнеров конца XIX века на то, чтобы порвать с ограничи­вающей их традицией и сопроводить начало нового века свежим всплеском творческой энергии.

Они приняли новый революцион­ный взгляд на искусство и больше внимания уделяли создаваемому каждым украшением образу, а не использованию дорогих драгоцен­ных камней.

С помощью плавных форм они сосредоточивали свое внимание на детальной работе с металлом, использовании необыч­ных камней и новых материалов, а с помощью эмали создавались уникальные во всех аспектах произведения искусства.

В этот период очень частыми были эксперименты. Ничто не сковывало ювелиров-дизайнеров. Они брали такие материалы, как рог и слоновую кость, такие необычные камни, как лунный камень или натуральный жемчуг, «крыло» и эмаль.

Все это смешивалось в причудли­вых, никогда раньше не при­менявшихся сочетаниях. Ос­новные мотивы заимствова­лись у природы: цветы, насекомые, листья, переплетенные виноградные лозы и ускользающие загадочные женские силуэты.

Необычными были сами предметы изображения. Они использовали такие цветы, как большие ирисы, и таких насекомых, как порхающие бабочки и стрекозы. Плавные движения и более отвлеченный характер ювелирных изделий в стиле арт-нуво создавали ощущение спокойствия и умиротворенности, как будто вы попадаете в мир грез.

В это время на авансцену выходят французские ювелиры-дизайнеры, а самыми яркими звездами были Рене Лалик, Анри Вевер, Жорж Фуке, Жо Деком, Boucheron, Филип Вольфер, Плиссон и Хартц, а также Люсьен Гайар. Работал в стиле арт-нуво и Петер Карл Фаберже. В Америке Луис Комфорт Тиффани своими издели­ями в стиле арт-нуво произвел настоящую сенсацию.

Среди других американских мастеров, работающих в этом стиле, назовем Теодора Дрейсера, Джеймса Колдвэлла, Shreve Company, Peacock Company, Бэйли, Banks, Biddle, Black, Stars Frost, Marcus Company, Spaulding Company и Теодора Старр.

На фото украшение в стиле арт нуво автор ювелир Рене Лалик

Его путают с арт деко, но от него он далеко. Речь пойдет об арт нуво. Чтобы понять, чем он является, начнем с особенностей арт деко. Поняв их, поймем и разницу между художественными стилями.

Арт деко вдохновляется искусством Древнего Египта, в частности, Месопотамии. Отсюда мотивы тропических растений и много блеска. Здесь и хромированные, и латунные, и серебряные поверхности.

Добавим к этому брутальную сексуальность в виде пантер и львов. Воспевается, так же, образ кроткой лани – их добычи. Если орнамент, то составленный из простых фигур. Если краски, то яркие, насыщенные и контрастные. Если предметный мир, то связанный с технологиями. Противопоставим этому арт нуво и поймем разницу.

Особенности стиля арт нуво

Арт нуво – стиль, зародившийся раньше арт деко. Последний возник в 1925-ом году. Тогда в Париже прошла выставка под названием Exposition internationaledes Art Dcoratifs et industriels Modernes. Из ее имени и вычленили термин для нового стиля. Многие предметы на выставке соответствовали именно ему.

Арт нуво возник на 40 лет раньше, в 1885-ом и понимался, как новое искусство. Оно обратилось к плавным линиям, природным мотивам. До революции арт нуво звали новейшим искусством, а во времена СССР стали именовать модерном.

Этот термин переводится как «современный». Искусствоведы 21-го века склонны употреблять понятие «модерн» по прямому назначению, говоря именно о современных вещах, а не из прошлых веков. Поэтому, начали применять английское обозначение стиля «арт нуво».

Модерн арт нуво в разных странах именуют по-разному и воспринимают как национальную идею. В Австрии, к примеру, стиль кличут «сецессион», а в Италии «либерти». Арт нуво не смог стать международным, единым для всех.

В этом принципиальное отличие от арт деко. Последний все понимают одинаково, называют одинаково и воссоздают одинаково. Идея направления – жизнь, как праздник. Отсюда столько яркости, технологичности и томности.

Идея арт нуво иная, ставится в противовес господствовавшему ранее рационализму. Его прямые, скупые линии заменили плавными, воспев природность окружающей обстановки, ее сложность и многогранность.

Орнаменты арт нуво составляются из одной непрерывной линии. Она извивается, загибается, пересекает сама себя. В итоге, получается сложная и витиеватая картина, словно переплетение трав в поле.

Однако, травы эти близкие и родные. Это не тропические растения, а те, что видны под окном. Краски тоже природные. Вместо яркости и контрастности используются пастельные тона. Выбивается из них лишь золотой.

На фото арт нуво демонстрирует столь же натуральные и неброские материалы. Серебро в противовес металлам арт деко тусклое, много мрамора, дерева и камня. В рисунках, украшающих их и текстиль, преобладают птицы, рыбки, насекомые.

В общем, вновь мотивы природы. Им чужды новые технологии. Поэтому, в арт нуво много декора, но мало практичности и, тем более, современной аппаратуры. Проще увидеть резной стол из дерева, письменные принадлежности в старинном стиле и инстоляцию-камин, который на самом деле лишь причудливо сплетшиеся корни дерева.

Стиль арт нуво в ювелирном искусстве

Украшения арт нуво тяготеют к полудрагоценным камням. Их в природе большинство, как и приглушенных красок. Поэтому, ювелиры берут деликатные кораллы, нефрит, гематит, опалы. Их очарование в приглушенных красках, неброском сиянии.

В соответствии с излюбленными орнаментами арт нуво в драгоценностях стиля много цветов, птиц, рыбок, стрекоз. Если присутствуют женские фигуры, их дополняют крыльями бабочек, юбками из лепестков. Сережки могут быть в прямом смысле сережками, к примеру, березовыми. Цвет дерева прорабатывается ювелирами в камне, металле, слоновой кости.

Излюбленной техникой арт нуво стала эмаль. Это стекло. Оно наносится на металл, запекаясь на нем. Дабы разграничить элементы рисунка, используют перегородки из серебра, золота, ювелирных сплавов.

Такую эмаль называют перегородчатой. Кружево множества стеночек соответствует таинственности стиля. Создается впечатление, что заходишь в сказочный лес или встречаешься с его нимфами. Кстати, о нимфах.

В украшениях арт нуво орнамент сочетается с обнаженной натурой. В 19-ом веке это стало вызовом целомудренным взглядам. В 21-ом веке обнаженкой не удивишь. Эротизм арт нуво соответствует времени и, в этом смысле, оставляет стиль современным.

Арт нуво в интерьере

В интерьере стиль выражается предметами ручной работы. Здесь и витражи, и эксклюзивная деревянная мебель, ручная кладка каминов, уникальные люстры и картины. Не зря арт нуво провозгласили стилем художников и вообще людей искусства.

Творцы наполняют интерьер глубоким символизмом, извилистыми линиями, штучными предметами. Именно поэтому арт нуво довлел над прочими стилями лишь 4-ре десятилетия. Наступили времена повсеместного машинного производства. Массовые товары не отличаются сложностью форм и беспрестанно повторяются. Это чуждо арт нуво.

В интерьере стиль арт нуво выражается, в основном, зеленым и коричневым цветами. Проводится параллель с красками, преобладающими в природе. Все цвета как бы припудрены, замутнены.

Если розовый, то сероватый, если лиловый, то с серебром. Местами мерцают поверхности, подобные играющему на солнце льду или искрящимся каплям воды на цветах. В обязательном порядке такие ассоциации в интерьере арт нуво вызывают стекла окон. Для этого их обрабатывают специальными составами.

На фото интерьер в стиле арт нуво

В целом интерьер арт нуво можно назвать добротным. Используются натуральные материалы и обрабатываются эксклюзивно. Так же, стиль обтекаем. В интерьерах арт нуво не найти прямых и строгих линий.

Все мягко, изящно и грациозно. Ткани, как и прочие материалы, натуральные, богато орнаментированные. Каждая деталь в интерьерах арт нуво – предмет, который можно рассматривать часами.

Арт нуво в живописи

В живописи арт нуво, как и прочих ипостасях стиля, эксплуатируются темы естественности, таинственности, чувственности. Женские образы, к примеру, томные с округлостями и пышными волнами волос.

Зрительно эти дамы кажутся высокими. В арт деко, к примеру, леди миниатюрные, тонкие и звонкие. В них есть колючая спортивность. Кажется, что эти дамочки куда-то спешат.

Женщины на картинах стилистики арт нуво, напротив, умиротворены и спокойны. Они наслаждаются моментом, не стремясь покинуть его. Волосы распущены, тела расслаблены, взгляды задумчивы.

Из художников направление арт нуво поддерживали Константин Сомов, Куно Амье, Леон Бакст, Густав Климт, Ян Тороп и Шарль Морен. Последний творил, так же, в стилистике символизма.

Картина в стиле арт нуво художник Габриэль Морено

Арт нуво соответствует примерно каждая 3-я картина Морена. На полотнах часто фигурирует солнце и его символы, к примеру, круг. Дневное светило в арт нуво можно назвать предметом культа.

На картинах, так же, изобилуют странные существа. Это не монстры, но есть в них что-то нереальное, сказочное. Остальные мотивы природы натуралистичны. Глядя на картины, видишь раковины, павлинов, бабочек и божьих коровок.

tvoi-uvelirr.ru

Украшения: магия ар-нуво - Обзор. 21 век ...

Продолжая тему про украшения "под старину", я наконец-то добралась до художественного стиля ар-нуво. Как ни странно, писать о самом любимом оказалось сложнее всего - с одной стороны, слишком многое хочется рассказать и показать, а с другой – трудно подобрать слова, чтобы объяснить, почему же мне так нравится этот стиль. На мой субъективный взгляд, все и так понятно – это просто очень красиво!У ар-нуво, бурно расцветшего на рубеже XIX –XХ веков, много имен, под которыми он известен в разных странах, но суть от названия не меняется - новаторская природа стиля проявлялась повсюду. Мастера ар-нуво стремились создать единую стилевую среду – в архитектуре, живописи, дизайне интерьеров и, конечно, в декоративно-прикладном искусстве, частью которого является ювелирное дело. Украшения ар-нуво - это не просто дорогостоящие безделушки, а настоящие художественные шедевры, поражающие гармоничностью и безупречным вкусом. Имена художников-ювелиров эпохи навечно вписаны в историю искусства – Рене Лалик, Люсьен Гайяр, Луис Комфорт Тиффани, братья Вевер, Арчибальд Нокс, творческий тандем ювелира Жоржа Фуке и художника Альфонса Мухи и многие другие… А сколько ювелирных изделий ар-нуво не сохранили имен своих создателей, но это не делает их менее интересными для искусствоведов и менее красивыми – для зрителей.В чем же заключалось новаторство ювелиров эпохи "нового искусства" (как дословно переводится Art Nouveau)? Во-первых, в используемых материалах. Художники этого стиля "позволили себе" сочетать в одном изделии драгоценные бриллианты и изумруды с недорогим речным жемчугом, перламутром, рогом, костью (причем не слоновой!), хрусталем и поделочными камнями. Особенной популярностью у ювелиров пользовались лунный камень, опал и перламутр с их таинственным приглушенным блеском… Тончайшая работа по металлу и многоцветные эмали – еще одна характерная черта ювелирного стиля ар-нуво.Новаторскими были и формы брошей, колец, браслетов и ожерелий. Стремясь уйти от симметрии, прямых углов и линий, ювелиры черпали вдохновение в живой природе. В украшениях, радующих глаз плавностью "естественных" очертаний, мы узнаем нежные цветы и бутоны, гибкие стебли, ветви деревьев, листья и сочные плоды…А в цветах порхают бабочки, стрекозы и птицы, пчелы собирают мед, на лужайках отдыхают важные павлины и изящные олени, в озерах плавают лебеди… Природа буквально оживает в изделиях мастеров ювелирного дела. А в некоторых элементах можно угадать изгиб морской волны или очертания облаков…И, конечно, прекрасные женщины "прекрасной эпохи"… Они похожи на лесных царевен, русалок, древних гречанок и японских гейш, их красота кажется яркой, но хрупкой и неземной. И вообще в ювелирных изделиях ар-нуво ощущается что-то живое и сочное, но при этом – нереально, сказочно прекрасное…Торжество искусства ар-нуво, к сожалению, было недолгим. Но сам стиль не исчез бесследно – удивительные ювелирные изделия эпохи служат украшениями лучших музеев мира, а коллекционеры и просто любители стиля бьются на аукционах за право обладания небольшим шедевром.Есть и современные художники, работающие в стилистике и символике ар-нуво. Прошлой осенью мне посчастливилось попасть на выставку ювелира из Японии – Кунио Накадзимы. Коллекция его работ называлась "В саду" и просто поражала – прежде всего, удивительным сочетанием старинной техники японской эмали и художественными образами, вызывающими в памяти творения Лалика, Тиффани и Галле… Это сходство не удивительно – в свое время именно восточная эстетика вдохновляла мастеров европейского ар-нуво.Полюбуйтесь на растительные и животные мотивы в творениях Накадзимы. Меня, например, совершенно покорило украшение для волос.Некоторые ювелирные компании никогда не изменяли ар-нуво. Уже больше ста лет не прекращают выпуска ювелирных коллекций этого изысканного стиля испанские (вернее, каталонские) ювелиры дома Масриера. Сама фирма была создана около двухсот лет назад, но особенно прославилась украшениями ар-нуво, автором которых был знаменитый Луис Масриера – внук основателя компании. Помимо современных коллекций в духе ар-нуво, ювелиры Масриера делают реплики старинных украшений. Посмотрите – по-моему, все законы художественного стиля соблюдены, а украшения очень привлекательны.Изящные броши, колье, подвески, кольца и браслеты в стиле ар-нуво можно найти по всему миру - ювелиры разных стран создают как единичные украшения, так и целые коллекции. Предлагают реплики сокровищ из фондов и магазинчики при американских, французских, английских, чешских и других музеях. Можно найти варианты на любой кошелек – от золотых изделий с драгоценными камнями до относительно недорогой бижутерии. Главное – не материал, гораздо важнее, что в изделиях современных мастеров сохранен стиль и дух ар-нуво - те же изящные цветы, легкие бабочки и стрекозы, очаровательные женские головки, элегантные орнаменты и узоры.А какие украшения в стиле ар-нуво нравятся вам?http://www.etoya.ru/lifestyle/2013/4/5/32648/#Примеряя__старинные__украшения:_магия_ар-нувоВсё и обо всём Обзор. 21 век ...Есть что почитать Новости, обзоры, факты...

banallex.livejournal.com


Смотрите также