Как делается чернение серебра или как ставят чернь на ювелирные изделия. Чернь это ювелирная техника


Технологии и способы чернения серебра в домашних условиях

Многие неопытные владельцы путают чернение серебра с черной грязью. А на самом деле это специальная ювелирная техника по серебру. Цена за 1 грамм черненого серебра дороже обычного. А что это за вид декоративной отделки? Откуда он к нам пришел? Какими способами можно воспользоваться для чернения серебра дома? Все это вы узнаете прямо сейчас.

История происхождения чернения серебра

Русский народный промысел, как чернение серебра пришел к нам в 17 столетии. Именно в этот период, в городе Великий Устюг, обосновались мастера очернители. Оказывается, через этот маленький город когда-то проходили все торговые пути из Сибири, в том числе и серебро. Так и появился чуть ли не в каждом дворе города серебрено-чернивой промысел. Здесь каждый мастер выполнял этапы техники чернения серебра вручную, начиная от «чеканки» изделия и до этапа «чернения».

Самые великие мастера данного промысла передавали тайные секреты техники лишь перед смертью. Из-за чего промысел чуть не исчез.

Какие изделия чернили из серебра?

Данную технологию стали использовать в больших масштабах. Начали производить посуду, табакерки и гравюры в этой технике. Чернили практически все изделия, начиная от ложек и до мебели. Многие мастера 17 столетия даже изготавливали потрясающие картины с пейзажами. Кстати, многие экземпляры этих лет можно и сегодня увидеть в ювелирных магазинах. Работы являются настоящими произведениями искусства.

Как делают чернение серебра: особенность техники

Чернение серебра – декоративная отделка серебра. Суть этой техники: наложение специального сплава сульфидов серебра, свинца, серы и меди на гравированную часть серебренного изделия.

Мастера делают изделия более рельефными. А фигурки заполняют чернью, согласно задуманному узору. Во время нагревания чернь прочно соединяется с серебром. В результате изделие получает дополнительный рельеф и контраст. Такие изделия из серебра напоминают антикварные вещи.

Стоимость таких изделий зависит от уровня мастерства ювелира и от сложности работы.

Ухаживать за такими изделиями просто. Достаточно периодически очищать от пыли. А вот пользоваться абразивами запрещено.

Какие существуют способы нанесения черни?

Существует 2 основных способа:

  • Сухой способ – когда поверхность изделия обрабатывается специальным раствором, а затем наносится порошок черни. В процессе производства изделие деликатно просушивается, а затем обжигается в муфеле при температуре от 300° С;
  • Мокрый способ – состав имеет сметанообразную консистенцию, так как его предварительно разводят водой. Затем при помощи кисточки или шпателя накладывают состав на углубления изделия. Когда вода испарится, изделие кладут в муфель, где собственно черня становится мягкой и плавно затекает в поры рисунка, тем самым покрывая предмет.

Финишный этап двух способов заключается в подчищении изделия. Мастер работает напильником до тех пор, пока на изделии не проявится рисунок. Данный этап является очень тонким, так как можно нечаянно спилить орнамент.

После изделие поддается полировке. Кстати многие мастера придают изделию дополнительные штрихи или насечки. Называется этот способ – «канфарение».

Также, украшения небольших размеров мастера плавят при помощи паяльного пистолета. Данный способ помогает концентрировать приток тепла на основном металле. Поэтому нагревать изделие лучше всего с обратной стороны.

Три способа чернения серебряных изделий своими руками

Процесс чернения серебра в домашних условиях выполняется при помощи простых материалов, которые есть у каждой хозяйки в закромах.

Первый вариант.

Для этого способа возьмите: 1 яйцо, емкость и нитки. Пошаговый план способа: первое, что вы должны сделать – это очистить изделие при помощи антисептика. Затем вам нужно будет сварить яйцо вкрутую. Готовое яйцо нужно очистить от скорлупы и разрезать на 2 части. Дальше вы должны подвесить на веревку или тонкую леску изделие в емкости, где уже будет находиться яйцо. Затем вы закрываете контейнер для того, чтобы туда не попал воздух.

По истечению 30 минут, вынимаете изделие. За данным процессом следует наблюдать, чтобы вы не переборщили с чернением.

Второй вариант чернения.

Для данного способа понадобится серная мазь. Ее можно раздобыть в любом аптечном киоске. При помощи этой мази покрывается поверхность изделия. Ее следует наносить на те участки, которые бы вы хотели затемнить. После чего нужно будет направить на изделие струю горячего воздуха. Во время высушивания феном, вы увидите, как изделие начнет темнеть. На финише при помощи зубной пасты и щетки, полируете изделие. Только будьте осторожны, не снимите лишнего. Иначе вся работа пойдет насмарку.

Третий вариант чернения.

Пожалуй, данный способ самый простой. Вам нужно будет использовать йод. Внимание: метод подходит для изделий, обладающих рельефностью. Здесь для эффекта чернения достаточно нанести йод при помощи ватной палочки. Манипуляции следует проводить постепенно и без спешек. Затем готовое изделие высушиваете на солнечных лучах.

А вот очистить изделия от чернения тоже можно дома при помощи простых подручных средств. Для этого достаточно опустить изделие в емкость с содовым раствором и фольгой и прокипятить. Тогда украшение посветлеет. Обычно этим способ пользуются хозяюшки, чтобы избавиться от загрязнений. Ведь способ подходит для очистки любых поверхностей.

Также существует еще один не менее известный метод очистки украшений при помощи моющего средства или обычного шампуня. Вам достаточно положить изделие в емкость с моющим средством.

Как правильно носить черненые изделия из серебра: правила хорошего тона

Подобные украшения сегодня имеют свою армию поклонниц со всех уголков мира. Например, во многих магазинах продаются изделия из черненого серебра в виде колец, браслетов, кулонов, сережек. Все украшения выполнены в разных стилях и манерном исполнении.

Более того, такие украшения мастера украшают драгоценными камнями. Конечно, стоимость таких изделий возрастает во много раз. Такие изделия изготавливаются из 925 пробы металла, что является подтверждением прочности. Украшения данной пробы не требуют частой чистки.

Аксессуары и прочие предметы в технике чернения можно одевать на любое торжественное событие, а также на каждый день. Такое серебро подходит под любой стиль одежды, кроме спортивного casual, в котором и без того присутствуют декоративные элементы.

Превосходно будет смотреться такое украшения под вечерний наряд, деловой костюм, легкий вариант летнего сарафана.

По правилам хорошего тона, черненое серебро не желательно одевать дома или одевать на работу. Поэтому обязательно снимайте изделия перед уборкой.

Как правильно выбирать такие украшения?

Перед покупкой, обращайте внимание на свой цвет кожи. Например, обладательницам смуглой кожи подходят изделия из светлого серебра с темными вариантами рисунков. Обладательницам светлой кожи подойдут изделия с серебряно-льдистыми узорами на темном фоне.

blog.replicahouse.ru

Как делается чернение серебра или как ставят чернь на ювелирные изделия

Одним из древнейших способов украшения серебряных и золотых предметов является чернь. С помощью черни украшения приобретают черный цвет. Отсюда и название. Чем хорош данный метод? Благодаря ему внешний вид предметов выглядит более благородным и контрастным. Наряду с этим чернение скрывает какие-либо дефекты, например, соединения швов. Стоит заметить, что чернение не боится сколов. Как мы все знаем, серебро с чернением является своеобразным традиционным мотивом. Украшения приобретают «винтажный» вид из-за добавления в сплав меди, серы, свинца и «черного» серебра. Это своего рода классика в ювелирном исполнении.

 

Какова техника чернения? Как известно, украшения декорируют различными способами, например, травлением, гравировкой либо чеканкой. Из-за этого на поверхности изделия появляются углубления, размером 0.3 мм. В эти углубления и вплавляют сплав для чернения. Затем, изделие нагревают, чтобы получить химическую реакцию «чернительной» смеси с серебром. В итоге украшение становится более практичным в использовании и уходе. Серебряные изделия с чернением не тускнеют, а разнообразная гамма черни позволяет выбрать тон по душе, от светло-серых до темных бархатных оттенков.

 

Стоит не забывать, что на некоторых видах металлов чернь не держится. Она начинает опадать, превращаясь в крошки. Например, на серебре низкой пробы, меди и на латуни чернь держаться не будет, а на золоте и серебре высокой пробы – наоборот. Что касается золота, то встретить его черненным достаточно непросто, так как добиться для золота качественного состава черни крайне сложно. Заядлые любители этого металла вызолачивают серебро, заведомо обработав черненные участки специальным лаком. Черненное серебро, наоборот, используется с давних времен и является долговечным.

КАКИМ ОБРАЗОМ НАНОСЯТ ЧЕРНЕНИЕ

 

Существует 2 способа чернения:

 

1. Мокрый. Сметанообразную смесь, разведенную водой, наносят плотным слоем на предмет, аккуратно вдавливая кистью в углубления. После того как вода испарится, изделие помещают в печь. Там чернь, расплавляясь, затекает в рисунок. Как только чернь стала мягкой и растеклась по предмету, ее вынимают из муфели.

 

2. Сухой. Предварительно подготовив изделие, то есть нанеся специальный раствор, на него насыпают чернь мельчайшего помола. Затем сушат и обжигают в печи при температуре 300 – 400 градусов.

Чтобы расплавить украшение маленького размера, используют паяльный пистолет. При этом основной металл нагревают с обратной стороны.

 

Следующим шагом к образованию готового изделия становится «выснимка». Это опиливание или «подчищение» изделия до выявления орнамента. На этом этапе мастерам необходимо быть особенно внимательными, так как при опиливании вероятно спилить сам рисунок. После этого предмет шлифуют, а затем тщательно полируют. Дополнительно фон изделия канфарят, то есть наносят на металл какие-либо штришки, точки.

Теперь, зная о тонкостях и технологии чернения, вы можете более практично отнестись к выбору товара в магазине, обращая внимание на качество черни, замечая все дефекты, например, брызги или неровности.

 

КАКОЕ ИЗДЕЛИЕ ВЫБРАТЬ И С ЧЕМ НОСИТЬ?

 

При ношении изделия с чернью действует одно очень известное правило. Блондинкам лучше предпочесть черный фон с серебряным орнаментом, а брюнеткам, наоборот, темный узор на светлом серебре.

 

Главное, что стилистически изделия с чернением подходят любому образу.

tempo-silver.ru

Чернь скань эмаль — lingvoprofessional.ru

В связи с техникой выпуклой чеканки стоит вопрос и о технике тиснения металла на специальных матрицах. Эта техника имеет очень старую традицию, восходящую еще к скифской эпохе. На Руси она не применялась до XI в. но в византийских городах, например, в Херсонесе, часто вместо выпуклой чеканки применялось тиснение. Для этого отливали массивную медную пластинку — матрицу с желаемым рельефом, а затем накладывали на нее серебряную пластинку и вдавливали серебро во все углубления пластинки. Иногда поверх серебра клали свинцовую пластинку и били молотком по свинцу, благодаря чему серебро мягко облегало рельеф матрицы.

Волоченье проволоки

Следующим разделом ювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная и золотая проволока шла на самые различные изделия: проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более тонкого — на височные кольца, цепочки и пр. а наитончайшие проволочные нити украшали поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни.

Зернь и скань

Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от «скати» — свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор.

Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.

Инкрустация и золочение

В большинстве случаев инкрустация производилась по раскаленному металлу. Сначала на орнаментируемую поверхность наносился рисунок, затем этот рисунок прорезался резцом несколько наискосок. После этого предмет нагревали и накладывали из углубление золотую или серебряную проволоку. Маленьким долотцом и легкими ударами молотка ее вгоняли в углубление, расплющивали и заравнивали рваные края бороздки. Инкрустированную золотом медь обычно покрывали чернью, так что получали рисунок с золотыми контурами на черном фоне. В тех случаях, когда нужно было сделать сплошное золотое пятно, мастер проводил несколько параллельных бороздок, укладывал в них проволоку и затем на огне расплющивал проволоку так, чтобы отдельные нити слились в сплошную золотую поверхность. Здесь уже инкрустация переходила в золочение.

Действительно, изделия с чернью и эмалью являются верхом совершенства в искусстве древнерусских ювелиров. Червь применялась исключительно для серебряных изделий, где черный фон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Обычно эта смесь хранилась в порошке. Серебряная пластинка под чернь должна быть подготовлена чеканкой (Черная Могила, оправа турьего рога) или же тиснением (колты из разных мест) таким образом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком. Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего сцепления черни с серебром. После этого порошок разводили и полученную кашицу размазывали по углублениям пластинки. Затем пластинку ставили на жаровню, и чернь прочно соединялась с серебром. Получив черневой фон, мастер подправлял края его резцом и резцом же дорабатывал выступающие части узора.

Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.

Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладало такой степенью ковкости и легкоплавкости, которая требовалась для создания основы под эмаль. Эмаль называлась на Руси «химипет» или «финипт» (отсюда позднейшее название эмали — финифть). Сущность украшения эмалью заключается в том, что на поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной массой эмали определенного цвета.

Гончарное дело в городах

В русских городах X—XIII вв. гончарное дело было развито достаточно широко. Общеизвестно, что один из концов Великого Новгорода назывался Гончарским.

Изделия городских гончаров отличались от деревенских большей тщательностью отделки и большим разнообразием форм. Возможно, что в крупных городах, вроде Киева, существовал уже в XI—ХШ вв. ножной гончарный круг. Для орнаментации посуды гончары применяли упомянутые ранее сложные решетчатые штампы, глину для своих изделий они отмучивали лучше. Городские «керамельники» значительно обогнали своих деревенских сотоварищей и в отношении обжига посуды, производившегося в специальных горнах. Гончарами же изготовлялись и «голосники» — сосуды, входившие в кладку стен и сводов зданий и служившие для акустических целей и облегчения веса сводов. Голосники внешне были похожи на кринки.

Для создания поистине потрясающих украшений мастера древности использовали множество необычных техник. Каждая из них делала создаваемый предмет особенным и неповторимым. И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.

Что значит слово «скань»?

Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).

Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки .

Разновидности филиграни

Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:

  • Напайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
  • Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
  • Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.

Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами. драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:

  • Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
  • Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
  • Золото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
  • Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.

История филиграни

Эта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию. что и их предшественники столетия назад.

Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.

В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.

Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.

Возрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.

Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную. хотя спрос на филигрань был очень высок.

Филигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.

На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.

Вообще, эти слова используются при украшении изделий из золота и серебра. Это название разных методов украшения изделий из этих драгоценных металлов.

Зернь — окантовка узора мелкими шариками из золота или серебра, чернь — это придание поверхности металла темного, иногда совсем черного, оттенка. А скань — это узоры, сплетеные из проволок. Зачастую все три метода применялись одновременно. Древние мастера неплохо владели этими методами, изделия просто поражают своей красотой.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Мне тоже очень часто при чтении исторических книг попадались данные слова и я задумался о их значении. Оказалось что все эти слова означают названия ремесленных промыслов в древней Руси. Зернь — это изготовление ювелирных украшений с помощью напаивания на украшение проволочек и создания узора ими. Скань — искусство изготовления узоров и кружев с помощью тончайших проволочек. Чернь — способ рисования с помощью затемнения (чернения) на серебре.

в избранное ссылка отблагодарить

Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как он появились.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань) .

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни) ). Фото: Злат-Дар

Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Пуговицы XVII–XVIII века. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей

Кольцо, украшенное в технике зернь. Фото garuda.livemaster.ru

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Серебряное кольцо с чернением. Фото: valentin.livemaster.ru

Браслет из черненого серебра. Фото: www.diamondspearlsjade.com

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане. зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.

При создании ювелирных изделий мастера используют большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Филигрань и скань

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань9raquo; произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить9raquo;, и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань9raquo; от древнерусского «съкати9raquo;, то есть «вить9raquo;, «скручивать9raquo;. Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканые узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, технике работы с металлами — мокуме гане. зародившейся еще в XVII веке в Японии.

lingvoprofessional.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Доброго времени суток, мои Дорогие Друзья! 

Меня очень часто спрашивают, что такое чернь и с чем ее едят. Решила сделать публикацию на эту тему!

 

Одним из древнейших способов украшения серебряных и золотых предметов является чернь. С помощью черни украшения приобретают черный цвет. Отсюда и название. Чем хорош данный метод? Благодаря ему внешний вид предметов выглядит более благородным и контрастным. Наряду с этим чернение скрывает какие-либо дефекты, например, соединения швов. Стоит заметить, что чернение не боится сколов. Как мы все знаем, серебро с чернением является своеобразным традиционным мотивом. Это своего рода классика в ювелирном исполнении.

 

Какова техника чернения? Как известно, украшения декорируют различными способами, например, травлением, гравировкой либо чеканкой. Из-за этого на поверхности изделия появляются углубления, размером 0.3 мм. В эти углубления и вплавляют сплав для чернения. Затем, изделие нагревают, чтобы получить химическую реакцию «чернительной» смеси с серебром. В итоге украшение становится более практичным в использовании и уходе. Серебряные изделия с чернением не тускнеют, а разнообразная гамма черни позволяет выбрать тон по душе, от светло-серых до темных бархатных оттенков.

 

Стоит не забывать, что на некоторых видах металлов чернь не держится. Она начинает опадать, превращаясь в крошки. Например, на серебре низкой пробы, меди и на латуни чернь держаться не будет, а на золоте и серебре высокой пробы – наоборот. Что касается золота, то встретить его черненным достаточно непросто, так как добиться для золота качественного состава черни крайне сложно. Заядлые любители этого металла вызолачивают серебро, заведомо обработав черненные участки специальным лаком. Черненное серебро, наоборот, используется с давних времен и является долговечным.

 

КАКИМ ОБРАЗОМ НАНОСЯТ ЧЕРНЕНИЕ ?

 

Существует 2 способа чернения:

 

1. Мокрый. Сметанообразную смесь, разведенную водой, наносят плотным слоем на предмет, аккуратно вдавливая кистью в углубления. После того как вода испарится, изделие помещают в печь. Там чернь, расплавляясь, затекает в рисунок. Как только чернь стала мягкой и растеклась по предмету, ее вынимают из муфели.

 

2. Сухой. Предварительно подготовив изделие, то есть нанеся специальный раствор, на него насыпают чернь мельчайшего помола. Затем сушат и обжигают в печи при температуре 300 – 400 градусов.

 

Чтобы расплавить украшение маленького размера, используют паяльный пистолет. При этом основной металл нагревают с обратной стороны.

 

Следующим шагом к образованию готового изделия становится «выснимка». Это опиливание или «подчищение» изделия до выявления орнамента. На этом этапе мастерам необходимо быть особенно внимательными, так как при опиливании вероятно спилить сам рисунок. После этого предмет шлифуют, а затем тщательно полируют. Дополнительно фон изделия канфарят, то есть наносят на металл какие-либо штришки, точки.

 

Теперь, зная о тонкостях и технологии чернения, вы можете более практично отнестись к выбору товара в магазине.

 

КАКОЕ ИЗДЕЛИЕ ВЫБРАТЬ И С ЧЕМ НОСИТЬ?

 

При ношении изделия с чернью действует одно очень известное правило. Блондинкам лучше предпочесть черный фон с серебряным орнаментом, а брюнеткам, наоборот, темный узор на светлом серебре.

 

Главное, что стилистически изделия с чернением подходят любому образу. 

 

Наглядно Вы можете посмотреть изделия с чернью в моих магазинчиках, к примеру такие браслеты: 

В скором времени я закончу работу над моими комплектами с чернью ( серьги , кольцо) и предоставлю Вашему вниманию, даст Бог.  Хотела бы у Вас спросить мои дорогие друзья, интересна ли Вам эта публикация? Хотелось ли бы Вам узнать побольше о знаменитом селении Кубачи? О традициях и обычаях жителей аула златокузнецов, или Вам это неинтересно? Мне очень важно мнение каждого из Вас! 

С уважением и любовью к Вам, Хадижа! 

www.livemaster.ru

Традиционные ювелирные технологии на Руси

Мировое ювелирное искусство начиналось с украшений, которые изначально делались из кости, морских ракушек и т.п. Но в VII тыс. до н.э. человечество изобрело технику механической обработки самородного камня,  а в V тыс. до н.э. появляется высокотемпературное плавление меди в горнах и техника литья. Ювелирное искусство начинает стремительно развиваться.На этой странице мы познакомим вас с традиционными ювелирными технологиями, существовавшими во времена Киевской Руси и дошедшими до сегодняшнего дня — такими, как литье, ковка, чеканка, тиснение, чернь, позолота, инкрустация, волочение проволоки, филигрань и зернь. 

Литейное дело

Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов являлось литье. К золоту, ввиду его высокой стоимости, эта техника, требовавшая массивности предметов, почти не применялась, за исключением маленьких вещей. Принципиальных отличий литье меди, бронзы, латуни, серебра, и других сплавов не представляет. Литье было основным приемом обработки металла деревенскими «кузнецами меди и серебру».

Литье в древнерусской деревне

Литьё это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще со времени бронзового века. Металл расплавляли в глиняных тиглях при участии мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл (или сплав металлов) черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование «льячка» (от глагола «лить»). Льячки чаще всего делались с носиком для слива расплавленного металла и глиняной втулкой, в которую вставлялась деревянная рукоять. Льячку с металлом подогревали на огне, а затем жидкий металл наливали в литейную форму, необходимо было заполнить металлом все ее углубления. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее литейную форму. Разнообразны формы и объемы древнерусских тиглей. Емкость тиглей колебалась от больших объемов в 400 куб.см до маленьких в 10 куб.см. Тигли могли быть круглодонными или остродонными, реже – плоскодонными. Наиболее распространенными были конусовидные тигли с округлым дном. Тигли делались из глины с примесью песка и шамота.

Почти все литейные формы были односторонними. Такие формы прикрывались сверху гладкими плитками, чаще всего сделанными из известняка. Лицевая сторона предметов, произведенных в такой форме, была рельефной, а оборотная (прикасавшаяся к каменной плитке) - гладкой.

Литье могло производиться в односторонних формах и без гладкой крышки, прямо в открытых формах. Если обе половинки неплотно прилегали одна к другой, то металл просачивался в щели и образовывал так называемые литейные швы, которые обычно удалялись уже с готового изделия. При односторонней литейной форме эти швы располагаются ближе к задней плоской стороне изделия. Для того чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвеску с прорезями посредине, нужно было в форме при изготовлении ее оставить нетронутыми те места, где должны быть пустоты. Тогда эти непрорезанные на форме места будут плотно соприкасаться с накладной крышкой формы, и металл туда не проникнет. Если же нужно было сделать отверстие не в плоскости самой вещи, а, например, ушко для подвешивания к ожерелью, то для этого в форме делался каналец, перпендикулярный к литку, и в этот каналец вставлялся железный стержень. Металл, вливаясь через литок, обтекал вставленный стержень, и, когда стержень убирали, получалось отверстие. Орнамент, вырезанный в форме в глубь нее, на готовой вещи, естественно, получался выпуклым.

Кроме односторонних форм с гладкой крышкой, применялись и двусторонние, т. е. такие, у которых вторая их половина была не гладкой, а также фигурной. Иногда обе половинки формы делались совершенно одинаковыми, и вещь получалась симметричной, а литейный шов шел посредине.

Применялась также глиняная мягкая форма, точнейшим образом передававшая все детали обработки оригинала модели, с которой делали форму. Глиняные формы известны и в городах - в Киеве, в Херсонесе, но в городах они не применялись так широко, как в деревне. В городе требование массовости продукции заставляло ремесленника искать более долговечных материалов, чем глина.Очень интересно и оригинально литье по плетеной модели. На первый взгляд изготовленные этим приемом вещи кажутся сплетенными из медных проволок, но при внимательном рассмотрении выясняется, что они - литые. Восковая модель для таких изделий сплеталась из провощенных льняных или шерстяных шнуров, которые легко слипались друг с другом и позволяли выплетать сложные узоры. Полученная восковая модель обливалась жидким раствором глины, обволакивавшей все тончайшие углубления формы. После загустения глины модель обливалась еще несколько раз до получения твердой глиняной формы. Дальнейшая задача заключалась в вытапливании воска и выжигании остатков шнуров.

Эта техника литья по плетеной восковой модели была широко распространена на северо-востоке. В собственно русских областях эта кропотливая техника, сближавшая литье с вязаньем кружев, не пользовалась особенным успехом.

Городское древнерусское литье

В раннюю эпоху развития русского города многие приемы литья были одинаковы в городе и деревне. Например, на протяжении IX-X вв. городскими литейщиками чаще всего применялось литье по восковой модели и лишь позднее появляются жесткие литейные формы.Легкость выполнения сложных узоров на воске всегда привлекала внимание мастеров к этому виду литья. Единственным препятствием была хрупкость получаемой литейной формы, которая, хоть и выдерживала несколько отливок, но легко выкрашивалась и ломалась. В IX-X вв. этой техникой изготавливались подвески к ожерельям, поясные бляшки, застежки к кафтанам (Гульбище) и головки для шейных гривен. По сравнению с деревенской техникой обработки восковой модели можно выделить следующие отличия: городские литейщики вырезают модель специальными резцами, не довольствуясь только выдавливанием узора, применявшимся сельскими мастерами. Резьба по воску давала яркую игру света и тени и позволяла значительно увеличить художественную выразительность литого изделия. Способ потерянной формы применялся и в XI-XIII вв. для отливки наиболее сложных предметов. Важным усовершенствованием литейного дела было открытие способа двустороннего литья по двум восковым моделям, который широко применялся в XII в.

Другим видом литейного мастерства является литье в жестких формах. 

Материалом для изготовления литейных форм служили различные породы сланца (в том числе и розовый шифер), изредка известняк, а в конце домонгольского времени - преимущественно литографский камень, допускавший особо тщательную отделку. Очень редко, и только для оловянного литья, применялись бронзовые литейные формы. 

Большинство каменных литейных форм - двусторонние с очень тщательно притертыми друг к другу плоскостями для устранения литейных швов. Для правильности совмещения обеих половинок, в литейных формах просверливались гнезда, из которых одно заполнялось свинцовым штифтом, подогнанным так, что он плотно входил в свободный паз второй половинки. Это обеспечивало неподвижность обеих форм. Для отливки объемных вещей со сложной рельефной орнаментацией киевскими ювелирами были изобретены трехсоставные формы. 

По характеру отделки все литейные формы можно подразделить на формы с врезанными линиями и на формы с выпуклыми линиями. В первом случае мастеру не нужна была особенная тщательность: он просто резал по камню вглубь. На готовом изделии получался рельефный рисунок. 

Ковка и чеканка

Эти техники нашли наибольшее распространение в городе.В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда. Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от середины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно принимала полусферическую форму. Усиливая удары в определенных зонах и оставляя некоторые места менее прокованными, мастер достигал желаемого контура вещи. Иногда к чашам приковывался поддон (закруглялись края), а на венчик и тулово наносился чеканный орнамент. Образцом кованой серебряной посуды может служить серебряная вызолоченная чара черниговского князя Владимира Давыдовича, найденная в татарской столице Сарае.

Ковочные работы в ювелирной технике имели широчайшее применение для самых разнообразных целей. Особо нужно отметить выковку тонких листов серебра и золота для различных поделок. Наибольшей виртуозности достигали златокузнецы при изготовлении золотых пластинок для перегородчатой эмали. Толщина золотого листа измеряется в таких пластинках не только десятыми, но даже сотыми долями миллиметра. 

С ковкой серебра и меди почти неразрывно связана чеканка этих металлов. Технику чеканки можно подразделить на три вида: мелкопуансонная орнаментальная чеканка, плоская чеканка и рельефная чеканка. Для некоторых работ применялись все виды чеканки, но каждый из этих видов имеет свои технические особенности и свою историю. 

Простейший вид чеканки заключается в том, что рисунок наносился на внешнюю поверхность вещи различными пуансонами. Орнаментируемую пластинку клали на жесткую подкладку и наносили узор, уплотняя металл в месте узора, но не делая выпуклостей на обороте. Узор наносили пуансонами различной формы: одни имели вид маленького долотца, другие давали отпечаток в виде кольца, круга, треугольника и т. д. Наиболее полно чеканка миниатюрными пуансонами прослеживается по смоленским и черниговским материалам IX-X вв. Техника мелкопуансонной чеканки возникла в северных русских городах в IX-X вв. и существовала там и в дальнейшем. 

Второй вид чеканных работ - плоская чеканка - характеризуется созданием любых композиций путем утопления фона вокруг намеченных фигур. Работа ведется теми же миниатюрными пуансонами, но только самого простого рисунка - сплошной круг, кольцо, черточка. Такой способ чеканки всегда сочетается с работой резцом. Чеканка производилась следующим образом: выкованный тонкий лист серебра прибивался к гладкой деревянной доске, на него легким нажимом резца наносился контур рисунка и затем многократными ударами молотком по пуансону фон вокруг оконтуренного рисунка утапливался вниз, в результате чего рисунок становился рельефным. Обычно высота рельефа при этом способе была невелика - 0.5-1.5 мм, и рельеф был плоским.

К образчикам плоской чеканки относится знаменитая серебряная оковка турьего рога из Черной Могилы. Она является уникальным памятником русского ювелирного искусства Х в.

Плоско-рельефная чеканка преобладала среди орнаментальных приемов X - первой половины XI в. Около середины XI в. она отчасти вытесняется новой, усовершенствованной техникой штампования или тиснения серебра на специальных матрицах, развившейся позднее в излюбленный технический прием - «басменное тиснение» (многократное применение одного штампа в одном и том же орнаменте). Чеканка сохраняется лишь, при выделке уникальных заказных вещей. Но при этом мастера-чеканщики не удовлетворяются пуансонной или плоской чеканкой, а работают третьим способом - способом рельефной, выпуклой чеканки, носившим в древней Руси название «обронного дела».

Сущность выпуклой чеканки заключается в том, что сначала орнаментируемую серебряную пластинку чеканят с обратной стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом наружу. Лишь после того как такой чеканкой получен на лицевой стороне выпуклый рисунок, лицевая сторона подвергается более детальной обработке: разделывается одежда, лицо, волосы, подправляется общий рельеф. Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой глубокой, выпуклой чеканке, работу производят на специальной упругой подушке из вара, воска или смолы. Эта техника была значительно сложнее, чем простая чеканка по лицевой стороне. Обронная чеканка появляется примерно в XII в. Образцы этой чеканки встречаются главным образом в Великом Новгороде.

Тиснение и штамповка

Усовершенствованием и механизацией процесса плоско-рельефной чеканки явилось применение специальных штампов или матриц, при помощи которых на тонких листах серебра или золота оттискивался рельефный рисунок. Техника тиснения серебра получила особое значение ввиду широкой распространенности искусства черни, для которой требовался выступающий рельефный рисунок и утопленный вниз фон.

Под чернь шло преимущественно серебро, так как оно давало четкий и яркий рисунок на фоне бархатистой черни. Для того чтобы осуществить эту игру серебра и черни, древнерусские мастера обычно поступали так: на серебряную пластинку легким контуром наносился рисунок, затем фон вокруг этого рисунка, предназначенный для чернения, утоплялся таким образом, чтобы самый рисунок был выше фона, так как на плоскость фона должен быть положен слой черневой массы. Тиснение производилось на тонких листах золота, серебра, реже - меди, путем накладывания их на металлические (медные, стальные) матрицы, имеющие выпуклый рисунок. Поверх листа, на котором должен быть оттиснут рисунок матрицы, обычно клали свинцовую пластинку и по этой мягкой прокладке ударяли деревянным молотком, заставляя свинец (а за ним и серебряный лист) заполнять все углубления матрицы. Пластичность свинца способствует точному повторению форм матрицы на обрабатываемом серебряном листе.  По окончании тиснения получается пластинка с двойным рисунком: на лицевой стороне повторен рисунок матрицы, на обороте — тот же рисунок, но в негативной форме. Между рельефом матрицы и рельефом готовой продукции неизбежно некоторое расхождение, обусловленное толщиной металлического листа. Чем толще лист, тем сглаженнее, уплощеннее будет рельеф на лицевой стороне. 

Особый интерес приобретает время появления нового технического приема, заменившего собой кропотливую чеканную работу. Временем появления техники тиснения является эпоха Ольги и Святослава - середина Xв. Вероятнее всего, что появление нового технического приема в работе русских городских ювелиров связано в известной степени с влиянием византийской культуры и явилось одним из положительных результатов сближения с Византией.

Чернь

Эмаль применяли чаще всего на золоте, с чернью работали в серебре. «Где золото сменяет серебро, там эмаль сменяет чернь».. Для перегородчатой эмали серебро является материалом второго сорта в силу того, что оно менее мягко и ковко, чем золото, и легче плавится: температура плавления серебра 960,5°, а температура плавления золота 1063°. Поэтому эмальеру, работающему с серебром, сложнее сделать тонкие перегородки для эмали и спаять их в печи с дном лотка так, чтобы они не расплавились. В процессе изготовления черни такие тонкие операции не производились. 

Чернь лучше всего сохраняется в углублениях рисунка, поэтому создание подходящего для нее ложа достигалось естественнее всего при помощи гравирования. В результате мастер получал черненый рисунок на светлом фоне. Другой путь — чернение фона со светлым рисунком на нем — предполагал углубление поверхности для черни. Во всех этих случаях широко применялось и золочение.Все перечисленные приемы — гравировка, золочение, чернение — в основе своей мало менялись. Так, химические исследования показали, что рецепт чернения, описанный Плинием Старшим, перешел из античности в металлообработку раннего средневековья практически без изменений. 

Первой стадией в сложном процессе производства серебряного украшения с чернью было изготовление самой вещи, которую предстояло украсить чернью. Реже всего для этого применялось литье. Только наконечники витых браслетов и некоторые перстни с чернью были литыми, в целом же литье — слишком не экономный способ изготовления вещей из драгоценных металлов. Обычно черненые изделия делались из тонкого листа серебра. Для создания из него в холодном состоянии полого тела применялся очень древний способ — ручная выколотка (дифовка). Основан он на таком свойстве серебра, как вязкость, из-за которой обрабатываемый ударами деревянного молотка лист тянется, изгибается и приобретает необходимую форму. Таким образом сделаны некоторые колты и обручи, исполнявшиеся по индивидуальным заказам. 

Массовая продукция требовала более легкого способа. Им оказалось тиснение на матрице. Матрицы, литые из медных сплавов, имели выпуклую внешнюю поверхность и плоскую внутреннюю. Первая при тиснении обеспечивала пластине выпуклую поверхность, вторая позволяла плотно закрепить матрицу на верстаке. При раскопках подобные матрицы найдены не раз. Они отличаются только большей или меньшей тщательностью выполнения. 

Второй стадией в изготовлении обручей была гравировка — искусство, тесно связанное с чернью. Гравирование — это вырезание рисунка на металле, при котором линейный рисунок наносится на металл при помощи стального резца, или, как его называют ювелиры, штихеля. Дошедшие до нас древние изделия с гравировкой отличаются друг от друга различными следами, которые оставил штихель. В древней Руси, как и в настоящее время, мастера использовали штихели с рабочим краем различной формы.

Радирной иглой производят первую операцию гравирования — переноску рисунка с бумаги на металл.  Пластина, на которую надо перевести рисунок, закрепляется неподвижно на специальной подушке. Такой подушкой может служить смола, разогретая в сосуде, как это делается при чеканке. После этого на заготовку кладут тонкий слой воска. Рисунок, сделанный карандашом на кальке, накладывают на воск лицевой стороной и слегка придавливают, отчего на воске остается отпечаток. Эта операция могла выглядеть и так: по линиям рисунка проводят деревянной палочкой с заостренным концом. По снятии бумаги на воске остаются углубленные линии переведенного рисунка.

Трудно сказать, как практически осуществлялся перевод рисунка на металл в древности. Можно только утверждать, что этот процесс был, о чем свидетельствует совершенный рисунок гравировки таких сюжетов, как сложная плетенка, невозможная без предварительного эскиза и перевода. Перевод рисунка легко объясняет удивительную близость сюжетов, исполненных гравировкой на обручах, с орнаментальными сюжетами рукописных книг древней Руси. По линии переведенногона восковую поверхность серебряной заготовки рисунка проходились радирной иглой, и он окончательно закреплялся на металле. 

Заключительным этапом работы над украшением с чернью и гравировкой было собственно чернение. Чернь на древнерусских украшениях бывает различной по плотности и тону. Иногда она выглядит черно-бархатной, иногда — серебристо-серой с грифельным отливом. Это зависит от различной рецептуры, в тонкости которой мы могли бы проникнуть только в результате химического количественного анализа. Поскольку для такого анализа требуется значительное количество черни и частичное разрушение древней вещи, такой путь исследования использован быть не может. Уже в X в. мы встречаемся с серебряными изделиями, украшенными черневым узором. В. И. Сизовым среди гнездовских материалов были выделены бляшки русской работы, с фоном, заполненным чернью. Черневой орнамент украшает уже упомянутый турий рог из Черной Могилы.

В состав черневой массы входят: серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Обычно эта смесь хранится в порошке. До конца XII в. в черневом искусстве господствовал черный фон и светлые рельефные фигуры на нем.

Образцы черни 11-13 вв.

Инкрустация

Простейший и древнейший вид инкрустации мы находим на шпорах X-XI вв. В горячем железе тонким зубилом делался ряд углублений, которые позже забивались небольшими золотыми или серебряными гвоздиками. Золото иногда вбивалось заподлицо с поверхностью железа, иногда же выступало в виде небольших бугорков.

Применялись и врезка золотой проволоки в железо и покрытие больших площадей железа серебряными листами (часто с последующей позолотой). Для этого поверхность железа или надсекалась косой бороздкой (для проволоки) или вся покрывалась насечками и шероховатостями для лучшего сцепления с серебром.

Образцом сплошной серебряной набивки может служить шлем Ярослава Всеволодовича, корпус которого, свободный от позолоченных чеканных накладок, был набит серебром. Инкрустацией и накладкой украшались боевые топоры. 

Золочение

Она находила широчайшее применение в быту Киевской Руси, допускала несколько различных способов нанесения золота. Реже всего применялось наложение золотой фольги как наименее прочный способ соединения. В изделиях IX-X вв. позолота применяется очень широко, играя важную роль в декорировке различных изделий.Древнейшим памятником следует считать фрагмент медной пластины из Киева с золотым рисунком, изображающим город с частью крепостной стены, башню, ладью с высоким загнутым носом и толпу воинов с копьями и щитами. Воины безбороды, безусы, волосы у них стрижены в кружок. Вполне возможно, что в отличие от других дошедших до нас дверей церковного назначения киевский фрагмент принадлежал двери светского дворца, так как изображения на нем лишены какой бы то ни было примеси церковности.

Медная пластинка с золотым рисунком (Киев)

Изобретение золотого письма избавило художника от утомительной физической работы, необходимой при инкрустировании, позволив ему свободно творить сложные и затейливые узоры и композиции.

В этом отношении русские ювелиры обогнали своих царьградских, итальянских и рейнских современников, создав новый вид техники золочения. Судя по тому, что эта техника пережила татарский погром и продолжала существовать в Новгороде и в XIV в., можно думать, что в XII-XIII вв. она была распространена во всех важнейших русских городах (Киев, Новгород, Рязань, Суздаль).

Волочение проволоки, филигрань и зернь

Одним из важнейших разделов ювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная и золотая проволока шла на различные изделия. Проволока крупного калибра употреблялась на изготовление гривен и браслетов, более тонкая - на височные кольца, цепочки, а тончайшие проволочные нити украшали поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни.

В Киеве была найдена интересная заготовка медного проволочного жгута для гривен. Мастер заранее сделал толстую проволоку, свил ее в жгут, а затем закрутил в несколько рядов. По мере надобности от заготовки отрезывался кусок и из него делалась гривна. Найденный жгут рассчитан на 8-10 гривен.

Здесь перед нами пример перехода от работы на заказ к работе на рынок. Мастер тянет проволоку заранее, еще до получения заказа на гривны, готовит сырье для них - жгут. Совершенно очевидно, что мастер сделал заготовку в расчете на будущие заказы и резать проволоку не решался, так как гривны могли быть заказаны разных размеров. Отсюда только один шаг до того, чтобы мастер решился готовить впрок не только проволоку, но и самые гривны; в таком случае его мастерская стала бы одновременно и местом продажи украшений.

Тонкая проволока служила для выполнения разнообразных филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от «скати» - свивать, сучить), представляет собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может быть ажурной, когда сами проволочки образуют каркас вещи, но может быть и накладной на пластинке. И в том и в другом случае для скрепления нитей между собой или с пластинкой требуется пайка.

Совершенно не отделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни - напаивание на пластинку мельчайших зерен металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментированную пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню. Возможно, что при этой работе применяли медные паяльники, раскаленные в той же жаровне. Паяльниками подправляли те места, где припой плохо охватил зернь или нить.

Для приготовления зерни современными ювелирами практиковался следующий простой прием: расплавленный металл (золото или серебро) льют в резервуар с водой через мокрую метлу или решето, разбрызгивающие металл на мельчайшие капли. Иногда применяется литье расплавленного металла через струю воды; этот прием древнерусским мастерам было трудно осуществить, так как для этого требовалась горизонтальная струя воды. Зерна застывшего металла должны были сортироваться по размерам, так как при описанных способах они не могли получаться ровными.

Зернь и скань встречены в русских курганах, начиная с IX в., и в дальнейшем являлись излюбленнейшей техникой городских златокузнецов. В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы. На некоторых из них напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки. На 1 кв. см приходится 324 зерна. На зерненых киевских колтах количество зерен доходит до 5000.

Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластинку напаивалась тонкая гладкая проволока - каркас рисунка. Междупроволочное пространство густо засыпалось зернью, которая припаивалась вся сразу.

Особым декоративным приемом, появившимся едва ли ранее XII в., было напаивание на полый серебряный шарик миниатюрных проволочных колечек, на которые сверху приделывали по одному зерну серебра. Именно этими техническими приемами изготавливались звездчатые киевские колты . Диаметр проволочки, из которой делали кольца, достигал 0.2 мм. Кропотливость работы вознаграждалась тонкой игрой света и тени.

Одним из видов применения скани была орнаментация золотых и серебряных плоскостей на крупных изделиях вроде окладов икон, кокошников, крупных колтов и «барм». 

Развитие филигранной техники со спиральными завитками оказало влияние на орнаментику XII-XIII вв. Во фресковой живописи, в миниатюре и в прикладном искусстве именно в это время появляется спиральный узор.

Так же как в литье и в других разделах городской ювелирной техники, и в области скани и зерни мы сталкиваемся с наличием широкого массового производства наряду с перечисленными выше работами на взыскательных заказчиков. В курганах дреговичей древлян, волынян, отчасти кривичей встречаются медные бусы из проволочного каркаса с голубой зернью на нем.

На протяжении долгого времени древнерусские мастера совершенствовали свои навыки, достигая все большего и большего уровня. Ремесленники на высочайшем уровне занимались гончарным искусством, резьбой по дереву, обработкой камня и т.п., но самых превосходных результатов они добились в обработке металлов. Они владели всеми техниками ювелирного искусства. Древнерусские мастера использовали технику скани, зерни, литья, чеканки, ковки,  инкрустации, волочения, чернения и т.д., они освоили даже непомерно сложную технику перегородчатой эмали. 

Кузнецы занимались литьем из серебра и бронзы, создавали настоящие произведения искусства. Но ювелирная работа в Древнерусском государстве не ограничивалась литьем. Многие отлитые изделия украшались уникальными гравированными и чеканенными узорами и инкрустировались драгоценными камнями. Уникальность ювелирных традиций Древней Руси заключалась в универсальности мастеров, умевших работать со всеми известными техниками.

russiansilver.ru

Техника чернения в ювелирных изделиях

На протяжении многих столетий для того, чтобы придать украшению благородный и старинный вид, люди по всему миру использовали метод чернения изделий. Несмотря на то, что ему достаточно много лет, он не утратил своей актуальности, а приобрел статус классического приема декоративной обработки. Особенностью такой техники является выделение рельефности рисунка, игра на контрасте цветов, их оттенках и полутонах. Оригинальные элементы выгодно выделяются на фоне затененных участков.

Чаще всего эта техника используется на украшениях выполненных из серебра. На золотых изделиях её применяют реже, ведь это технически сделать сложнее. Другие виды драгоценных металлов не подлежат чернению. По причине того, что они имеют достаточно большую плотность, оно просто на них не держится и сползает. Для создания оригинального изделия ювелиры выполняют на серебренном изделии чернение, после чего отшлифованные участки покрыть сияющим слоем позолоты. Такие аксессуары имеют шикарный вид с веянием старинным.

С помощью этого метода не только выделяют самые интересные элементы украшений, но также можно очень умело скрыть все недостатки, оплошности и места соединения деталей. Учитывая этот фактор в мире нет двух абсолютно похожих черненных дизайнов, потому что, при использовании этой техники видна каждая мельчайшая деталь, будь это царапина, нанесение штрихов или шов.

Продлить срок сохранности первоначального вида украшения возможно также с использованием этого метода, ведь такие изделия устойчивы к коррозийным процессам, таким как ржавение. Слой покрытия отлично отталкивает воду и другие вещества, не позволяя им проникать внутрь. Состав порошка для чернения готовиться из определенного набора ингредиентов:

  • К основным относятся сульфиды серебра, меди и свинца.
  • Дополнительные элементы: висмут, бура и хлористый аммоний.

Как происходит процесс чернения украшений?

1. Подготовка украшения для чернения

Как и любой другой процесс, он начинается с полной очистки украшения. Его моют, полируют, шлифуют, для изделий, которые только вышли от ювелира, все эти этапы не нужны. После всех проделанных манипуляций наносится желаемое изображение, это может происходить несколькими методами:

  • чеканкой;
  • травлением;
  • гравировкой;
  • штамповкой.

По линиям уже имеющегося рисунка (глубина которого должна быть не менее 0,3 мм) наносится подготовленная смесь для чернения.

2. Нанесение смеси для чернения на изделие

Метод нанесения смеси существует двух видов:

  • Мокрый, при котором специальный подготовленный порошок увлажняют с помощью воды и аккуратно наносят тонкой кисточкой по всей площади изображения, тщательно заполняя все неровности. После полного испарения жидкости изделие помещается в специальную печь (муфел), где происходит процесс плавки рабочей смеси и она равномерно распределяется по всей поверхности рисунка.
  • Сухой метод отличается отдельным нанесением составляющих с разными структурами. Сначала наносится специально подготовленная жидкость. Следующим этапом является присыпание мелкой пудрой, которую делают тщательно перемалывая рабочую смесь. Потом изделие оставляют высыхать и только после этого отправляют в печь.

Любой выбранный способ заканчивается зачисткой. Его обрабатывают напильником или используют прием шабровки. Здесь нужно быть предельно аккуратным, что бы не зацепить выступы рисунка.

Техники чернения ювелирных изделий

Техники чернения также могут отличаться. Различают три основных вида этого процесса:

  1. русский;
  2. московский;
  3. германский.

Разберем особенности каждого немного подробнее.

Отличительной чертой русского метода является то, что серу добавляют в основной состав порционно, а образовавшуюся смесь выливают на раскаленный лист металла, а не в воду как это происходит в других технологиях. После чего измельчают и отправляют на плавку вместе с флюсом и серой, в конце ее охлаждают. Чем выше должно быть качество черни, тем большее количество раз переплавляют последнюю смесь.

Особенность московской технологии в предварительном приготовлении отдельных компонентов с серой, таких как: свинец, серебро, медь. Дальше взяв все составляющие в определенных пропорциях происходит непосредственно сам процесс приготовления рабочей смеси с переплавкой, охлаждением и измельчением.

Германский метод предусматривает вливание свинца в сплав серебра и меди. Получившийся состав аккуратно вливают в порошок из серы тщательно перемешивая. Готовую смесь выливают в воду для охлаждения, после которого все измельчают. Особенностью этого метода можно назвать то, что смесь наносят только в влажном виде.

В современном мире существует огромное количество методов и технологий обработки и украшения ювелирных изделий, но чернение уже на протяжении многих столетий не сдает позиций по популярности и распространенности по всему миру. Нанесение легкой черной вуали на великолепные ювелирные изделия придает им загадочный вид и нотки старины, что не оставит никого равнодушным.

uvelirmoscow.ru

Чернь (ювелирная) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.

Технология

Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нём выявляют чёрный или тёмно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой.

История

Чернение по серебру и другими металлам было известно уже в античном мире. Черновые изображения (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах (например, в Италии в XV—XVI веках) либо украшают бытовые предметы (посуда, столовые приборы, коробочки и т. д.), оружие, ювелирные изделия и пр. (чернь западноевропейская, индийская, прибалтийских народов и др.). Для серебра стран Ближнего Востока и Кавказа характерен орнаментальный черневой узор.

Известны серебряные подвески, браслеты, лунницы с чернью русских мастеров X—XIII веков. Древнейшее произведение, связанное с черневым делом, было найдено в языческом княжеском захоронении конца IX—начала X века — два сосуда из рогов тура в серебряной чеканной оправе из кургана Чёрная могила. Чернь широко применялась русскими ювелирами XV—XVI веках, наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновых рисунков было достигнуто в XVIII веке (см. Великоустюжское чернение по серебру). Чернь широко используется в художественном промысле обработки металла в селе Кубачи.

См. также

Напишите отзыв о статье "Чернь (ювелирная)"

Литература

  • Русский художественный металл, М., 1958: Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л., Русское черневое искусство, М., 1972; Rosenberg М., Geschichte der Goldschmiedekunst auf technischer Grundlage. Abteilung: Niello. Darmstadt, 1907.

Ссылки

  • [dic.academic.ru/dic.nsf/bse/149943/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8C] Чернь в Большой Советской Энциклопедии

Отрывок, характеризующий Чернь (ювелирная)

Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила. «Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов. Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза. Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.

wiki-org.ru


Смотрите также