Что такое ростовская финифть? Что такое финифть определение в ювелирном производстве


Финифть - это... Что такое Финифть?

Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю»[1]) — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Материалы для изготовления

Слева показаны этапы производства финифти, справа — изменение цвета краски до и после обжига.

Медь (Cu) — основа эмалевой пластины. Особое внимание уделяется состоянию поверхности. Она должна быть без грубых рисок и вмятин. Также не должно быть фольгированных отслоений. Оптимальная толщина 0,35 мм. Медь — металл красного цвета. Мягкий, пластичный, вязкий, легко поддаётся волочению, прокатке, штамповке, ковке и чеканке. Хорошо полируется, но быстро тускнеет. В присутствии влаги и СО2 на поверхности металла образуется зелёная плёнка. Латунь — сплав меди с цинком (до 50 % Zn), иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля и др. элементов. Латунь имеет холодно-жёлтый цвет. При добавлении в медь 15 % Zn и 0,5 % Al получается алюминиевая латунь, напоминающая золото. Используется для изготовления знаков отличия и ювелирных изделий. Томпак — это по сути латунь, но с добавлением в медь цинка 3-12 %. Хорошо подходит для прозрачных эмалей, так как после их наплавки остаётся внутренний блеск. Цветной металл необходимо хранить в сухом месте во избежании оксидирования поверхности.

Эмаль ювелирная — представляет собой прозрачные и непрозрачные свинцовые стёкла, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов. Температура наплавления эмалей на металл должна быть в пределах t 790+20. Для эмали № 16 температура наплавления t 750+20. Используется № 4-непрозрачная белая 13, № 6- непрозрачная опал 16 (по цвету как стекло), № 13 — прозрачная бесцветная фондан 32. Продаётся в виде плиток 7х10х2 см. Гост ТУ 2366—011-00303835-95.

Огнеупорные краски — стойкие декоративные надглазурные краски для эмали, не требующие специального покрытия. Обжиг t 700—750. Краски, имеющие нижний температурный порог при обжиге 700 ос и ниже, могут при обычном обжиге терять свой цвет (особенно мак, каштан). Использовать такие краски можно в последних и предпоследних обжигах.

Номер, цвет, t обжига :

Вологодская финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помошью множества красок. Однако, в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 70-е годы XX в. началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.[2][3][4]

Ростовская финифть

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

См. также

Примечания

Литература

  • Кривоносов В. Т. Огненное письмо: Ростовская финифть: Краткий очерк. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1977. — 80 с. — 50 000 экз.
  • «Ростовское финифтяное художество». Какадий М. Е. Журнал Антиквариат № 3 2006 г.
  • «Неизвестная икона известного мастера». Какадий М. Е. Журнал Антиквариат № 6 2006 г.
  • «Второе рождение ростовской финифти». Какадий М. Е. Журнал Антиквариат № 12 2007 г.
  • «Эмали и акварели Виктора Коткова». Какадий М. Е. Московский журнал История государства Российского. № 6 2005 г.

Ссылки

dic.academic.ru

Финифть Википедия

Работы из финифти

Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю»[1]) — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Материалы для изготовления

Слева показаны этапы производства финифти, справа — изменение цвета краски до и после обжига
  • Медь — основа эмалевой пластины. Особое внимание уделяется состоянию поверхности. Она должна быть без грубых рисок и вмятин. Также не должно быть фольгированных отслоений. Оптимальная толщина 0,35 мм. Медь — металл красного цвета. Мягкий, пластичный, вязкий, легко поддаётся волочению, прокатке, штамповке, ковке и чеканке. Хорошо полируется, но быстро тускнеет. В присутствии влаги и СО2 на поверхности металла образуется зелёная плёнка.
  • Латунь — сплав меди с цинком (может содержать до 50 % цинка), иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля и других элементов. Латунь имеет холодно-жёлтый цвет. При добавлении в медь 15 % цинка и 0,5 % алюминия получается алюминиевая латунь, напоминающая золото. Используется для изготовления знаков отличия и ювелирных изделий.
  • Томпак — это по сути латунь, но с добавлением в медь цинка в пределах 3-12 %. Хорошо подходит для прозрачных эмалей, так как после их наплавки остаётся внутренний блеск.
  • Эмаль ювелирная — представляет собой прозрачные и непрозрачные свинцовые стёкла, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов. Температура наплавления эмалей на металл в зависимости от наплавляемой эмали, варьируется в пределах 750°C — 790°C.
  • Огнеупорные краски — стойкие декоративные надглазурные краски для эмали, не требующие специального покрытия. Обжиг при температуре от 700°C — 750°C. Краски, имеющие нижний температурный порог при обжиге 700 °C и ниже, могут при обычном обжиге терять свой цвет (особенно мак, каштан). Использовать такие краски можно в последних и предпоследних обжигах.

Разновидности финифти

Вологодская финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, перешедшем в 1780 году из состава Архангелогородской губернии в Вологодское наместничество и ставшем в 1796 году уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде.

Изначально главным мотивом были растительные композиции (в основном — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зелёная). Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.[2][3]

Ростовская финифть

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

ФИНИ́ФТЬ | Энциклопедия Всемирная история

Разновидность декоративно-прикладного искусства, художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали. Выделяются две основные разновидности: ростовская и вологодская (усольская) финифть.

Происхождение названия

Название «финифть» относится и к художественной эмали, и к изделиям, украшенным такой эмалью, и к технологии их изготовления. Существует две основные версии происхождения названия. Этимологический словарь Фасмера и толковый словарь Ушакова возводят этимологию к греческому слову χυμεύω  (химео) – «смешиваю». Согласно другой точке зрения, слово «финифть» произошло от существительного φέγγος (фенгос), означающего «мерцание».

Технология

Финифть представляет собой стекловидную массу (эмаль), наплавленную на выкованную особым образом металлическую пластину и расписанную надглазурными красками. В процессе изготовления финифти выделяют три стадии: изготовление пластин и покрытие их белой эмалью; роспись; ювелирное обрамление. Сегодня рецепты изготовления эмали мало отличаются от старинных: «Как золотожелтую финифть делать. Возьми три мерки сурику, 3 мерки сурмы да 1 мерку окалины железной и стопи все оныя вещи вместе; потом разотри, стопи опять и так многожды повторяй, то сделается совсем на золото похожий желтый цвет». Основой для изготовления эмалей могут служить медь, латунь, томпак (латунь с более низким содержанием цинка).

Краски поэтапно вплавляются в поверхность эмали в муфельной печи при температуре 700-900º С. Технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: так, самые ранние из найденных археологами эмалей сохранили свой вид спустя три тысячелетия.

История

Первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи 1175 года: «…великий князь Андрей Суздальский, внук Володимер Мономаха… сотвори церковь и украси ю иконами многоценными, златом и финиптом…». Однако современный вид эмаль принимает лишь в начале XVII века, когда французский ювелир Жан Тутен смог значительно улучшить палитру надглазурных красок, что позволило расширить сферу применения эмалей.

Ростовская финифть

Первые документальные свидетельства о существовании финифтяной мастерской в Ростове относятся к 1760-м годам. Мастерская находилась  на территории Ростовского архиерейского дома и выполняла в основном церковные заказы.  Она просуществовала лишь до 1780-х, однако во многом благодаря ей в Ростове появляется собственная школа. С 1770-х годов в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. Источники сохранили имена ростовских живописцев по финифти второй половины XVIII – первой трети XIX века: Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников.

К середине XIX века в Ростове насчитывалось более 50 мастеров финифти, среди которых – Я.И.Шапошников, А.Г.Тарасов, Я.И. Рыкунин, И. Завьялов, Р.Ф.Виноградов, Н.А.Сальников. Многие имели свои художественные мастерские и были известны далеко за пределами России.

После революции промысел на время пришел в упадок, однако мастера смогли сохранить его, объединившись в артель. После Великой Отечественной войны артель была преобразована в фабрику «Ростовская финифть». В 1960-х годах совершенствовался ассортимент продукции, появлялись новые техники, так, например, живописную миниатюру начинают сочетать со сканью. Лучшие работы этого периода экспонировались на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году; в 1975 году изделия мастеров ростовской финифти были представлены на Международной ярмарке в Токио.

Произведения старых и современных мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике ''Ростовский Кремль'' и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за границей.

Вологодская финифть

Возникнув  в XVII веке в Сольвычегодске, это направление постепенно распространяется и на Вологду. Изначально главным мотивом были растительные композиции (основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу. В начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть. Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками.

 

w.histrf.ru

Финифть - уникальная эмалевая техника: ochendaje

Финифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Отсюда и пошло название промысла.

Слово "финифть" греческое и означает в переводе "блестящий камень". При ее создании массу стеклянного порошка, разведенного водой, наносят на искусно обработанную металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть - тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. Она хрупка, но не боится ни сырости, ни жары, ни времени.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

В создании большинства произведений принимают участие два человека - живописец и ювелир, обрамляющий изображение тонким узором металлической филиграни и зерни. Эмалевая миниатюра очень сложный и трудоемкий в исполнении вид художественной росписи, он требует острого глаза, верной руки, безупречного владения секретами обжига; его безусловным преимуществом является яркость, долговечность произведений, прозрачность красок, не подверженных влиянию света, воздуха, времени. Данный вид художественной росписи сохраняет долгие годы свой первоначальный блеск и свежесть.

Нужно упомянуть о прикладном назначении этих миниатюрных произведений искусства с использованием художественной росписи. Эмалевыми миниатюрами можно изысканно украсить интерьер своего дома. С давних времен эти изделия высоко ценились и пользовались огромным спросом. В первой половине XVII века русские эмальеры стали применять художественную роспись эмалевыми красками по эмалевому фону, непосредственно, на предметах прикладного искусства. Миниатюрные изображения, главным образом религиозные композиции, украшали церковную утварь – потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг.

В XVIII веке такие изображения стали применяться для украшения предметов светского и бытового назначения – кубков, кружек, ларцов, пресс-папье, сервизов и ваз, и, конечно, ювелирных изделий – часов, табакерок, браслетов, колец. Изделия с эмалевыми изображениями стали чуть ли не главным украшением туалетов дам и кавалеров. Придворный ювелир Карл Фаберже использовал художественную роспись для создания многих шедевров, он и его ученики применял в своих изделиях эмалевую миниатюру. Это были пасхальные яйца, украшенные изящными миниатюрами по прозрачной эмали и портреты царствующих особ. За счет эмали разных цветов эти изделия были очень яркими, тем самым привлекли огромное внимание ценителей искусства.

Миниатюры с данным видом художественной росписи для ковшей и шкатулок писались с подлинников мастеров того времени: Васнецова и Кустодиева. Только художники, обладающие высоким мастерством в работе с эмалью, могли создавать эти прекрасные произведения.

Центром искусства финифти издавна считается Ростов Ярославский. В 18 веке изделия ростовских мастеров ценились очень высоко и поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.

Уже в первой четверти 18 века работы в виде эмалевой миниатюры стали предметом коллекционирования. Одно из самых больших собраний – коллекция Государственного Эрмитажа, ведущая свое начало со времен Петра I и сохранившаяся до наших дней.

К концу 19 века промысел стал вырождаться. На смену уникальным изделиям пришли шаблонные образки и украшения для церковной утвари. В начале двадцатых годов прошлого столетия промысел стал восстанавливаться.

Много сил для этого приложил известный художник С. Чехонин, давший новую жизнь забытым приемам и формам 17-18 вв. Расписная финифть Он создал интересные работы с росписью цветами по темно-синему фону. Эти мотивы легли в основу многих произведений последующих поколений ростовских эмальеров.

На изящных ювелирных украшениях под кистью мастера расцветают букеты из полевых цветов, сочные георгины, венки из ромашек и колокольчиков.

Нужно отличать финифть и от других изделий художественных промыслов. Миниатюры с ростовской финифтью при создании многократно обжигаются, при температуре 700 – 800О С, при этом огнеупорные краски накрепко вплавляются в эмаль, что придает им яркость и, самое важное, многовековую стойкость. Отсюда и другое название финифти – горячая эмаль. Расписная горячая эмаль в ювелирном изделии  никогда не потускнеет, не деформируется, рисунок не смажется при попадании ацетона или растворителя, оно не будет испорчено после посещения сауны, потеряв свою форму. Ростовская финифть никогда не пожелтеет и не потрескается от времени. Эмаль можно повредить, только уронив, например, на кафельный пол.

Каждая работа художников-мастеров становится подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. Поэтому не случаен успех ростовской финифти на многих международных выставках и ярмарках. Красочное, одухотворенное искусство ростовской финифти, уходящее корнями в народные представления о прекрасном, продолжает дарить радость людям.Именно русская народная художественная роспись очень известна во всех странах мира, она отличается своим разнообразием и большим спектром материалов, на которых воспроизводится. Эмалевые миниатюры представляют собой истинную ценность, они долговечны и поэтому могут стать достойными представителями искусства своей эпохи для будущих поколений. Миниатюрные произведения пользуются постоянным спросом ценителей мастерства русского школы художественной росписи.

ochendaje.livejournal.com

Что такое Финифть | HUNTERMANIA

Финифть произошла от древнегреческого «смешиваю». Этот вид прикладного искусства заключается в производстве художественных произведений с эмалью, стекловидным порошком на металлической основе. Стеклянное покрытие со временем не выцветает, изделия сохраняют свою чистоту цветов и яркость.

Для того, чтобы эмаль после обжига приняла необходимый цвет, используются специальные добавки на основе солей металлов. Если добавить в стекло золото, оно приобретет рубиновую окраску, добавление кобальта окрасит его в синий цвет, а медь дает возможность получить зеленое стекло. Эмаль может быть выполнена и в приглушенных красках, если этого требует художественная задумка.

Любое украшение начинается с эскиза

Основой для создания эмалевой пластины служит медь. Поверхность ее не должна иметь вмятин и царапин, а также фольгированных отслоений. Наилучшая толщина – 0,35 мм. Медь – пластичный и мягкий металл красного цвета, отлично поддающийся прокатыванию, волочению, чеканке и ковке. Полируется хорошо, но быстро тускнеет. Под воздействием влаги и углекислого газа на медной поверхности появляется пленка зеленого цвета.

Латунь – это сплав меди и цинка, в котором цинка содержится до 50%. Иногда в этот сплав добавляется олово, свинец, никель или железо. Цвет латуни – холодно-желтый. Если к меди добавляется 15% цинка и полпроцента алюминия, получается напоминающая золото алюминиевая латунь, из которой делают ювелирные изделия и знаки отличия.

Подготовка основы для нанесения красок

Томпак – латунь с содержанием цинка 3-12%, этот материал хорош для прозрачных эмалей, так как дает внутренний блеск. Все цветные металлы должны сберегаться в сухости, так как поверхность может подвергаться окислению.

Ювелирная эмаль – это свинцовое стекло, непрозрачное или прозрачное, которым покрываются золотые, медные и серебряные изделия. Эмаль наплавляется на металл при 790 градусах. Впрочем, эмали бывают разные по расцветке, и температура наплавления у них несколько отличается.

Нанесение красок на украшения

Для эмали используются огнеупорные надглазурные краски, которые специального покрытия не требуют. Обжигаются они при температуре 700-750 градусов. Те краски, которые обжигаются при меньших температурах, могут терять в процессе обжига цвет и могут использоваться только при последнем или предпоследнем обжиге.

Вологодская финифть

Финифть вологодская или усольская – это традиция росписи по белой эмали. Начиналось это направление в городе Сольвычегодске Вологодской губернии, затем такой финифтью начали заниматься в самой Вологде. Обычно главный мотив изображения представляли собой цветы, обычно – тюльпаны, которые наносили на медную основу. На белой эмали мастера изображали не только цветочные орнаменты, но и зверей, птиц, мифологических существ, используя при этом множество красок. Секрет многокрасочных эмалей к 18 веку был утрачен, и финифть стала однотонной – белой, зеленой и синей. В 70-х годах двадцатого века вологодские художники начали возрождать усольскую финифть, производство которой продолжается и сейчас.

Ростовская финифть

Этот русский народный промысел известен в городе Ростове Ярославской области в 18-го века. Это миниатюрные изображения на эмали, для которых использовались огнеупорные прозрачные краски, изобретенные во Франции ювелиром Жаном Тутеном в 1632 году.

    

Подборка записей в тему:

www.huntermania.ru

Финифть — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю»[1]) — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Материалы для изготовления

  • Медь — основа эмалевой пластины. Особое внимание уделяется состоянию поверхности. Она должна быть без грубых рисок и вмятин. Также не должно быть фольгированных отслоений. Оптимальная толщина 0,35 мм. Медь — металл красного цвета. Мягкий, пластичный, вязкий, легко поддаётся волочению, прокатке, штамповке, ковке и чеканке. Хорошо полируется, но быстро тускнеет. В присутствии влаги и СО2 на поверхности металла образуется зелёная плёнка.
  • Латунь — сплав меди с цинком (может содержать до 50 % цинка), иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля и других элементов. Латунь имеет холодно-жёлтый цвет. При добавлении в медь 15 % цинка и 0,5 % алюминия получается алюминиевая латунь, напоминающая золото. Используется для изготовления знаков отличия и ювелирных изделий.
  • Томпак — это по сути латунь, но с добавлением в медь цинка в пределах 3-12 %. Хорошо подходит для прозрачных эмалей, так как после их наплавки остаётся внутренний блеск.
  • Эмаль ювелирная — представляет собой прозрачные и непрозрачные свинцовые стёкла, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов. Температура наплавления эмалей на металл в зависимости от наплавляемой эмали, варьируется в пределах 750°C — 790°C.
  • Огнеупорные краски — стойкие декоративные надглазурные краски для эмали, не требующие специального покрытия. Обжиг при температуре от 700°C — 750°C. Краски, имеющие нижний температурный порог при обжиге 700 °C и ниже, могут при обычном обжиге терять свой цвет (особенно мак, каштан). Использовать такие краски можно в последних и предпоследних обжигах.

Разновидности финифти

Вологодская финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (в основном — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зелёная). Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.[2][3]

Ростовская финифть

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году году французским ювелиром Жаном Тутеном.

См. также

Напишите отзыв о статье "Финифть"

Примечания

  1. ↑ «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера в 4 т. www.vasmer.narod.ru
  2. ↑ [vologda-portal.ru/o_gorode/index.php?SECTION_ID=4218&ID=58668 Официальный сайт Вологды]
  3. ↑ [visitvologda.ru/вологодская-финифть/ Резной палисад]

Литература

Ссылки

  • [finift.ru/ Технология и техника живописи по финифти (музей Ростовской финифти)]
  • [goodcoins.narod.ru/antic/keramica/sovfinift.htm Советская финифть 1920—1930-х годов (Какадий М. Е.)]

Отрывок, характеризующий Финифть

И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Bourienne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Bourienne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет: а он ее и знать не хочет!» Он подошел к князю Василью. – Ну, здравствуй, здравствуй; рад видеть. – Для мила дружка семь верст не околица, – заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно. – Вот мой второй, прошу любить и жаловать. Князь Николай Андреевич оглядел Анатоля. – Молодец, молодец! – сказал он, – ну, поди поцелуй, – и он подставил ему щеку. Анатоль поцеловал старика и любопытно и совершенно спокойно смотрел на него, ожидая, скоро ли произойдет от него обещанное отцом чудацкое. Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью. – Так уж из Потсдама пишут? – повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери. – Это ты для гостей так убралась, а? – сказал он. – Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса. – Это я, mon pиre, [батюшка,] виновата, – краснея, заступилась маленькая княгиня. – Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна. И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь. – Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий. – Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся. «Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю. – Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля. – Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха. – А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте? – Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу. – Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич. И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился. – Ну, ступай, – сказал он Анатолю. Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам. – Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью. – Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего. – Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне. Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет. Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах. – Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул. – Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном. – Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной. – Ну, ну, хорошо, увидим. Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом. Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их. «Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».

wiki-org.ru

Что такое ростовская финифть? | Культура

Для истории искусства ростовская финифть — промысел по изготовлению самих живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове (Ростов Великий — для туристов, просто Ростов — для географических карт).

Финифть делали кустари, объединенные в мастерские, артели. Около середины XX века все производство было сведено в фабрику «Ростовская финифть», существующую и сейчас. Сейчас она лишилась монополии. Историю промысла описывают выставки двух музеев — музей фабрики «Ростовская финифть» и особая экспозиция («Музей финифти») в «Ростовском кремле».

Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Москва, Сергиев Посад, Петербург — все это центры, где живописные эмали изготавливали еще до того, как появился ростовский промысел. В Ростове финифть началась, как сравнительно недавно выяснила А. Е. Виденеева, — в середине XVIII века, при митрополите Арсении (Мацеевиче).

Здесь промыслу суждено было расцветать и все последующее время. Этот расцвет происходил парадоксальным, вроде бы, образом — даже тогда, когда Ростов перестал быть столицей огромной Ростовской митрополии (в конце XVIII в. центром Ростовской и Ярославской епархии стал Ярославль), а превратился в маленький уездный городок.

Потеряв тогда права центра административного, Ростов сохранил статус столицы духовной. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями. В кафедральном Успенском соборе находились гробницы святых епископов Леонтия, Исаии и Игнатия, архиепископа Феодора. В Яковлевском монастыре сохранялись мощи святого Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском — преподобного Петра царевича, в Авраамиевском — преподобного Авраамия, в отдаленном Борисоглебском монастыре — преподобных Феодора и Павла, затворника Иринарха; в Толгской церкви Ростова — гробница Иоанна Милостивого, в Вознесенской — блаженного Исидора Твердислова.

Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Культ каждого из этих святых поддерживался не только обустройством мест их почитания в самих храмах или сочинением и распространением житий. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах иконы этих святых. В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране.

Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, — а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений. Самое главное — при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов.

Центром производства финифти в Ростове стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре. Возможно, потому, что именно в этом монастыре как раз при митрополите Арсении стал официально признанным культ святителя Димитрия Ростовского. После открытия его мощей, цикла чудес от мощей, после того, как сама российская императрица Екатерина II приехала сюда участвовать в церемонии переложения мощей Димитрия в новую раку, именно этот монастырь стал более всего привлекать паломников. И именно иконки Димитрия Ростовского стали обычным сувениром для всех, кто посещал обитель, которую со времени канонизации этого святого именуют Спасо-Яковлевской Димитриевской.

Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Хорошим тоном среди российских архиереев считалось посещающим епархию высоким гостям (представителям императорской фамилии, вельможам, иерархам церкви) преподносить в дар — в качестве благословения — эмалевые иконы с изображением либо «Моления» (когда Богоматери предстоят один или несколько местных святых), либо «Собор святых» (групповые изображения местных святых).

Промысел не умер, не заглох тогда, когда функцию обеспечения паломников этими сувенирами у финифтяников отобрали механические производства — например, по изготовлению жестяных иконок. Конечно, такие образки были гораздо более дешевыми, машина работала быстрее и эффективнее, чем человеческие руки. А спрос рос — паломников, в силу развития транспорта и роста народонаселения, становилось все больше.

Но к этому времени Ростов вырастил уже людей, которые способны были осознать ценность древнего промысла как культурного явления. Вот такие люди — А. А. Титов и И. А. Шляков — и музей здесь основали в 1883 году, и создали при музее ремесленный класс живописи, резьбы по дереву и позолоты. Все желающие могли обучаться здесь названным ремеслам. Но не только.

В этом классе, затем школе, затем — учебно-производственной мастерской финифтяной живописи шли поиски новых возможностей для старинного промысла. Ученики не только приобретали традиционные навыки подготовки сырья и собственно живописи, обжига, но еще и изучали рисунок, композицию, историю искусств. С ними работали столичные художники-профессионалы.

Вот потому и стало возможно не столько продлить существование промысла, сколько обновить его. К Октябрьской революции 1917 г. промысел уже был готов ответить на агрессивный заказ новой власти — и потому не погиб, не ушел в подполье, как, скажем, традиционная иконопись.

В советское время промысел выпускал эмалевые портреты, женские украшения, шкатулки — именно этот ассортимент более всего и памятен тем дамам средних лет, с которых начат этот рассказ.

Эта готовность отвечать запросам времени помогла промыслу выжить и позднее — когда условия опять изменились. В нынешнее время ростовские эмальеры, продолжая усвоенные в советское время традиции, вновь обратились к религиозной тематике.

Одним из наиболее значительных свершений ростовских эмальеров в области было исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В заключение приведу краткое описание технологии финифти.

Из листа меди вырезают пластинку нужной формы, выбивают ее, делая выпуклой. Затем покрывают смешанным с водой порошком белой непрозрачной эмали. После сушки следует обжиг в муфельной печи (при t 700−800 градусов) — эмаль плавится, становится гладкой и блестящей. Это — так называемое «белье». Обратная сторона пластинки подобным образом покрывается контрэмалью — чтобы пластинка не деформировалась.

На эмаль переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется собственно роспись. Применяются специальные огнеупорные (выдерживающие t 700−800 градусов) краски — растертые пигменты в смеси с маслом и скипидаром. Один из важных технических навыков живописца — усвоить, какие краски какую температуру плавления имеют, как они при обжиге изменяют цвет.

После любого этапа росписи — подмалевки (нанесение основных цветов) и каждой из нескольких прописок — пластинка просушивается и обжигается, чтобы краски расплавились и соединились с грунтом. Сложные миниатюры проходят не 2−3 прописки, как это требуется для монохромных вставок в ювелирные изделия массового производства, а до семи, всякий раз процедура сушки и обжига повторяется.

Живописные миниатюры монтируются в ювелирную оправу.

Этим и завершается процесс изготовления. И начинается — путь к сердцам любителей этих изящных и красивых изделий.

shkolazhizni.ru


Смотрите также