Что такое швенза? Виды швенз. Из чего изготавливают швензы? Что такое швенза в ювелирном деле


что это такое? Виды швенз. Материалы для изготовления :: SYL.ru

Необычное слово «швенза» может вызвать недоумение у любого, кто не увлекается ювелирным искусством или изготовлением бижутерии. А ведь большинство женщин ежедневно имеет дело со швензами.

Что это такое? Наша статья поможет ответить не только на этот вопрос, но и расскажет о разновидностях швенз, материалах для их изготовления и о том, как выбрать лучший вариант.

Швензы-крючки

Это самый распространенный и бюджетный вариант. Именно крючкам, как правило, отдают предпочтение многие начинающие мастера. Даже самый небольшой магазинчик фурнитуры для рукоделия наверняка предложит парочку подобных вариантов. Производители делают крючки из недорогого металла самых разных оттенков. Можно запросто найти не только цвет олова или меди, но и неожиданные решения: розовый, зеленый и даже радужный бензиновый.

Этот вид довольно удобен в эксплуатации: сережка легко проскальзывает в ушко, органично смотрится. К такой швензе хорошо подходят самые разнообразные декоративные элементы: кисти, имитация камней, бусины, бисер, изделия из глины, камня, лавы и многое другое.

Однако следует помнить, что для активного отдыха серьги с любыми незамкнутыми швензами не подходят. Отправляясь в веревочный парк или на скалодром, вы рискуете потерять серьги.

Английские швензы

А этот вид замка применяют в работе не только крафтеры, но и профессиональные ювелиры. На дорогих сережках в большинстве случаев используется именно такая надежная швенза. Главное преимущество заключается в прочной конструкции, состоящей из петельки с окошком и штырька, который имеет выемку, не позволяющую ему выскочить.

Серебряные швензы с английским замком стоят немало, но пользуются огромным спросом. Обычно их выбирают те, кто достиг определенного уровня мастерства и справедливо полагает, что к качественным декоративным элементам подойдет только солидная фурнитура.

Французские петли

Длинные округлые швензы для сережек с небольшой петелькой внизу широко используются для изготовления бижутерии. Цена на них относительно невысока, что способствует популярности. Производители изготавливают французские швензы из самых разных металлов и сплавов. Велик и выбор размеров и форм.

Чаще всего подобный вид замочков применяется для бижутерии с крупными декоративными элементами. Но достаточно интересно выглядит и обратный вариант, когда крупная швенза соседствует с лаконичной небольшой бусиной.

На нижнем крае французской швензы, как правило, есть петелька, к которой крепится декоративная часть серьги с помощью пина или колечка.

Пуссеты

Это слово пришло в русский язык относительно недавно. Под ним кроются самые обычные гвоздики, давно знакомые многим модницам. Самый простой вид пуссета и правда похож на гвоздь. Обязательным дополнением является заглушка.

Чтобы понять, что это такое – швенза-пуссет, стоит рассмотреть разновидности. Может показаться, что лаконичный гвоздик пригоден только для создания простейших недорогих сережек, но это не так. Пуссет используется и в ювелирном искусстве. Именно такой замочек чаще всего используют мастера для создания сережек с натуральными и барочными жемчужинами. Но есть немаловажный нюанс: на дорогих изделиях гвоздик имеет резьбу и завинчивающуюся заглушку, которая надежно фиксирует украшение в ухе.

Пуссеты применяются не только для создания минималистичных сережек. Нередко их используют для крупных украшений с подвесками.

Простая форма и надежность – прекрасная возможность для творческих экспериментов. К примеру, несколько лет назад настоящим хитом, не теряющим популярности и поныне, стали серьги Dior, в которых более крупная бусина располагается не впереди, как это обычно бывает, а сзади.

Еще одна модная новинка – джекеты, в которых лицевая сторона пуссета украшена небольшой бусиной, а к заглушке прикреплены подвески, цепочки или другие активные элементы. Некоторые производители пошли еще дальше, выпустив наборы украшений, состоящих из пары пуссетов и нескольких вариантов декоративных заглушек.

Швензы-кольца

Пожалуй, это единственная разновидность швенз, которая может использоваться самостоятельно. Все остальные служат лишь элементами готовых украшений.

Швензы в виде колец могут иметь различные варианты застежек. Серебряные и золотые чаще представляют собою изогнутые тонкие трубки с острыми кончиками. Эти кончики входят в мочку, а затем прячутся в трубочках. Но на швензе может быть установлен и другой замочек, с петелькой или отверстием.

Мастера, создающие бижутерию, тоже часто используют такие крепления. Круглые кольца заставляют иначе взглянуть на вопрос о том, что такое швензы. Это отдельный элемент, который является основой серьги, а не всего лишь ответственной за фиксацию в ухе частью.

Необычные виды швенз

Мы рассмотрели только самые популярные разновидности. Откровенно говоря, все существующее ныне разнообразие бижутерной фурнитуры невозможно четко классифицировать, ведь ежедневно появляется что-то новое, еще более необычное, чем раньше.

Неудивительно, что в продаже есть самые невероятные швензы для сережек: закрученные в виде спирали, похожие на английские булавки, цепочки-протяжки.

Популярны разомкнутые варианты с удлиненным кончиком. Он не дает серьге выкрутиться из отверстия. Кстати, декором может быть украшена как передняя, так и тыльная сторона сережки.

Материалы

Считается, что серебряные швензы – это единственный выбор для тех, кто ценит качество. Но есть и другие варианты: медицинская сталь, титан, пьютер.

Для дорогих украшений применяют швензы из золота, платины, палладия. Эти металлы и сплавы считаются гипоаллергенными, однако забывать о личной непереносимости не стоит.

Как выбрать лучшее

Определиться будет легче, если хорошо понять, что такое швенза. Это важный элемент в деле создания украшений, как мы уже знаем. Перед покупкой расстегните и застегните замки, оцените прочность. Сравните обе швензы между собой. Присмотритесь к цвету металла, его равномерности. Не забывайте, что поверхность должна быть ровной и гладкой.

www.syl.ru

Что такое швенза? Виды швенз. Из чего изготавливают швензы?

Серьги без них бывают, но они без сережек никогда. Поговорим о швензах. С них началась история сережек. В привычном виде их стали делать египтяне. Серьги возрастом более 3 300-от лет хранятся в музеях древнего государства.

Найдены украшения в гробнице Тутанхамона. Он жил в 1 300-ых годах до нашей эры. Вблизи саркофага правителя нашли серьги в виде летящих уток. Их крылья подняты вверх, образуя кольцо. В его центре – голова из бирюзы.

Хвосты птиц — свисающие вниз нити драгоценных камней. Над композицией – швенза. На ней декора нет, поскольку элемент функциональный. Настало время рассмотреть его ближе.

Что такое швенза?

Швенза – основа сережек. Исключение составляют модели протяжки и клипсы. В остальных случаях присутствует вставляемая в ухо петля. Это и есть ювелирная швенза. Можно спутать с замком.

Однако, он – лишь составной элемент конструкции. К тому же, есть швензы без замков. Такие принято использовать в бижутерии. Конструкция проста и бюджетна. На драгоценные изделия не ставится из-за риска потери украшений.

Швензы для сережек – металлический элемент. Если замок в нем необязателен, то крепление для декоративной части украшения необходимо. Подвески принято цеплять за петлю в нижней части швензы.

Выемки и площадки предназначены для крепления камней, жемчужин. Порой, их обхватывают металлическими лапками. Это вариант зажима. Второй способ крепления декора – приклеивание к площадке, к примеру, эпоксидной смолой.

В серьгах-кольцах украшения обматываются вокруг швензы, или нанизываются на нее. Впрочем, о видах основ для сережек поговорим в отдельной главе.

Швензы для кафф

Виды швенз

У швенз несколько классификаций. Основная делит крепления по строению. При наличии замка отличается тип застегивания. В английском, к примеру, прямой штырек входит в изогнутую лапку. На штырьке есть выемка.

Швензы с английским замком

Она «садиться» на распорку в отверстии лапки. Во французском замке штырек преобразован в  изогнутую петлю. Она спускается к основанию мочки, где заходит в ободок, прикрепленный к площадке швензы.

Швенза с французским замком

Итальянский замок напоминает английский, но резьба на штифте или в отверстии дужки помогает регулировать швензу по ширине мочки. В варианте с Туманного Альбиона такой возможности нет.

Швензы для серег-колец имеют замок внутреннего типа. Штырек входит в обод с обратной стороны мочки. В общем, большинство швенз являются подобием размыкающихся окружностей и петель разной формы.

На фото швензы для серег колец

Исключение – пусеты. Швенза для них ограничена прямым штырьком. Вместо лапки, петли или полого кольца – ограничитель. Он блокирует штырек распоркой, или накручивается на него. В последнем случае на гвоздике есть резьба.

Швензы пуссеты

Швензы-крючки без замка всегда изогнуты. Это помогает найти баланс меж декоративной частью украшения и элементами за ухом. Впрочем, декор бывает и сзади мочек. Достаточно вспомнить гвоздики от Диор с крупными бусинами за мочками и небольшими жемчужинами спереди. Не только эффектно, но и помогает уравновесить серьги.

Различаются в строении швенз и площадки для крепления декора. Об основных говорилось в первой главе. Перейдем к частностям. Петли бывают открытые и закрытые.

Во втором случае крепления скрыты за передней плоскостью швензы. К тому же, петли бывают сомкнутыми и разомкнутыми. Последние больше напоминают углубления, выемки в нижней части швенз.

Еще один тип разомкнутой петли – зажим. Он используется для вставок и бусин с отверстиями в их верхней части. Петля, держащая их больше напоминает замок. Металл разделяется на «вилку» о двух зубцах. Меж ними штырек. Он проходит в отверстие бусины. С ее обратной стороны штырек входит в подобный себе, но полый.

Открытые платформы для крепления к швензам декора бывают плоскими или вогнутыми. Выемки встречаются с гранями, к примеру, для бриллиантов и округлыми для бусин и жемчужин. Наличие штырьков-лапок по краям площадки характерно для моделей с гранеными камнями.

Бывают, так же, площадки с бортиками. В такие заключают кабошоны, то есть полукруглые камни. В них нет граней. Обработка ограничивается сглаживанием контуров, полировкой.

Платформы на швензах бывают цельными и с дырочками. Сеть последних позволяет декорировать серьги бисером, стеклярусом. Дабы скрыть рабочую заднюю поверхность платформы, ее делают двухуровневой.

Низ элемента сплошной. Дырки же присутствуют на выдвижном диске. Впрочем, производят и упрощенные, однослойные модели. Такие швензы, после крепежа на них леской бусин, заклеивают с тыльной стороны. В ход идут кожа, ткань, акрил.

Встречаются швензы без замков и отдельных креплений под декор. Креплением служат сами серьги. Швенза в них самодостаточна. Декор нанизывается на нее. Речь о круговых моделях.

Согнем, к примеру, металлическую проволоку в сердечко. От его нижнего уголка, оставив зазор, уведем проволоку наверх, согнув в кольцо. Замыкать его не нужно. Конец швензы проденется в ухо. Поэтому, бусины нанизываются на проволоку лишь до верхней точки обруча.

Центральный элемент круговых швенз без замков и креплений может быть разным. Вместо проволочного сердечка встречаются подвески-капельки, цветочки, бусины.

Кроме строения швензы подразделяют по форме. Бывают основы для серег одного диаметра. В прочих изделиях металл то сужается, то утолщается, то сплющивается. Есть швензы, держащиеся в ушах именно за счет неравномерности формы.

Приведем в пример фантазийную модель «Щупальца осьминога». Заостренная на концах, она расширяется в середине. Это место крепления в мочке. Приходится растянуть дырку в ней. Поэтому, серьга используется в качестве подготовки к ношению тоннеля.

Декором на сережках, подобных «Щупальце осьминога» служит сама швенза. В описанном варианте на ней отлиты пупырышки-присоски. Соответственно, основы для сережек бывают гладкими и рельефными. Можно купить швензу с продольными и поперечными бороздками, с впадинками, словно на сыре.

Остается упомянуть классификацию швенз по материалам. Основа для сережек всегда металлическая. От используемого сплава, соотношения элементов в нем, зависит качество и применение швенз.

Металл для швенз

Швензы из не драгоценных металлов относятся к бижутерии. Учитывая соприкасание основы сережек с внутренними тканями уха, рекомендованы гипоаллергенные материалы.

Вспоминается медицинская сталь. Швензы из нее безопасны, как и хирургические инструменты, протезы. В тело вживляют и титан. Прочие сплавы для бижутерии могут давать аллергическую реакцию. Она проявляется в зуде, гноении отверстий в мочках, их набухании.

Из реакционных сплавов для бижутерии отметим пьютер. Его основа – олово. Кожные реакции наблюдаются и на никель, цинк. Медь вызывает дискомфорт редко. Чаще, кожа реагирует на примеси в ней. Дополняют медь в сплавах для бижутерии как раз никелем, цинком. Еще одна примесь – свинец.

Сплавы с большой долей меди, сталь и титан актуальны в вопросе, как сделать швензы для прочных сережек. Смеси с преобладанием цинка и никеля гибкие, подобно чистому золоту.

В его ювелирных сплавах присутствуют примеси меди, серебра, палладия, никеля. Два последних металла используют не только для укрепления, но и для отбела золота.

Никель добавляют в бюджетные украшения, а палладий – в качественные и дорогостоящие. Медь и серебро – добавки красного и желтого золота. В желтом сплаве 750-ой пробы меди на 20% меньше, вот розовый отлив и «уходит».

Палладий, как и золото – гипоаллергенный металл драгоценной группы. Если раздражение вызывают украшения с ними, значит есть дополнительные примеси тех же меди, никеля, цинка.

Если швенза из чистого золота гнется при носке, то из палладия достаточно прочная. Предложений мало из-за столь же малой популярности платиноида. В его имени, пока, нет престижу. Хотя, по качественным характеристикам, блеску и цвету палладиевые украшения превосходят стандартное белое золото.

Перейдя к обсуждению драгоценных металлов, рассмотрим и серебряные швензы. 925-я проба сплава подразумевает в нем 92,5%  основного металла. Лигатурой является медь. Она упрочняет сплав, как и варианты с золотом.

 

Впрочем, даже с 7,5% примесью меди серебро довольно гибкое. Если швенза сложной формы, тонкая или полая изнутри, спать в сережках рискованно. Снимаем швензы.

Серебро – бюджетный вариант драгоценности. Из благородных сплавов металл самый дешевый. Чего не скажешь о платиноидах. Они, напротив, на вершине списка цен.

Кроме палладия к группе относятся осьмий и рутений. Ювелиры игнорируют их из-за хрупкости и тугоплавкости. Причислен к платиноидам и иридий. Здесь проблема в излишней твердости.

Швензы получатся на века, но изготовить их столь сложно, что и расплачиваться за украшения придется десятилетиями. Остается платина. Она в серьгах хороша.

Твердость металла достойная даже без примесей. Впрочем, из-за дороговизны платины, в изделиях ее редко бывает больше 70%. Даже с 50-процентным содержанием драгоценности и наличием неблагородных примесей серьги считаются платиновыми.

Платина – самый пластичный из металлов. Из 1-го грамма металла вытягивают 2-километровые проволочки. Из них ювелиры делают сложные сетки, вязь. Такая делает заметными не только серьги, но и колье, браслеты, перстни.

Кстати, изначально все украшения были оберегами. Замкнутая форма колец, бус и браслетов – некая стена от злых помыслов и духов. Среди сережек есть разомкнутые. Однако, и они охраняют покой, уже за счет блеска.

Древние верили, что бесы проникают в тело через ушные раковины. Будучи исчадьями тьмы, духи боятся блеска. От переливов камней, металла и бусин в сережках нечисть шарахается в сторону.

tvoi-uvelirr.ru

какие бывают и для чего нужны

Насколько сложна сборка сережек своими руками знают, пожалуй, только те, кто пробовал создать эти украшения. И если вы еще ни разу это не делали, то вас поразят незнакомые слова, такие как швензы, штифты и так далее. Попытаемся разобраться, что же это такое.

Любые серьги состоят из двух частей: основы (то, чем закрепляются серьги в ушках) и композиции.

В зависимости от того, каким образом будут крепиться ваши будущие серьги, основы разделяют на швензы, пусеты и клипсы. В свою очередь каждый вид этих основ подразделяется еще на несколько, в зависимости от способа замочка.

Швензы - самая популярная основа сережек для проколотых ушек. Свою популярность такая основа заслужила тем, что легка по весу, проста в использовании и не задевает кожу даже при долговременной носке. Они представляют собой разнообразные металлические петли, на которые крепят подвески из бусин, бисера и так далее. Швензы отличаются друг от друга не только видом металла, но и видом замков (либо их отсутствием).

Швензы-крючки - основы без замка. Если вы боитесь потерять сережки с такими основами, приобретите силиконовые заглушки, которые не будут сильно зажимать нежную кожу мочек и не дадут сережке выпасть даже при сильных движениях.

Швензы-петли очень похожи на швензы-крючки по внешнему виду, но один из концов петли загнут так, что образует собой простенький замочек.

Французские и английские швензы - основы, представляющие собой петли из двух частей, которые крепятся с помощью шарнира в задней части основы. Отличаются эти основы только тем, что французская швенза - округлая, а английская представляет собой плоскую петлю. Оба вида основ имеют замок.

Еще один вид швенз - это швензы-кольца, которые могут отличаться друг от друга как размером, так и толщиной/формой дуги.

Второй вид основ для сережек - это пуссеты, иначе называемые швензами-гвоздиками. 

Они и внешне напоминают собой обычные гвозди, только конец у них не острый во избежании травмирования кожи. Основы для пусет бывают двух видов:

- с петелькой на шляпке для крепления подвесок;

- с площадкой для приклеивания композиции.

Пуссеты не так популярны из-за того, что в процессе носки таких сережек мочка может уставать за счет фиксации. Хотя последнее время заглушки стали мягче. Но гвоздики неудобны для тяжелых сережек. Так что, если вы любите большие серьги, пусеты - не для вас.

Следующий вид основ специально создан для не проколотых ушек - клипсы. Они представляют собой более широкую петлю с шарниром, который позволяет двум частям петли обхватывать мочку. По фактуре они разделяются также как и пусеты, на основы с петелькой, к которой крепят подвески, и на основы с площадкой.

Еще одна деталь фурнитуры для бижутерии можно привести кого угодно в замешательство. Это пины или штифты. Эта деталь представляет собой отрезок проволоки с колечком, шляпкой или шариком. Несмотря на незнание, эта деталь является важнейшей при сборке сережек своими руками. С ее помощью крепят композицию - самую красивую часть. Бывают штифты двух видов: пины и винтовые штифты. Винтовые штифты используются в работе с пластикой. Так что чаще всего любителей хэнд мэйда интересует пины. Они, в свою очередь, подразделяются на пины:

- Пины-гвоздики с декоративной или простой шапочкой; такие пины используют когда прикрепляют какой либо конечный элемент к основе украшения, например если обычную бусину прикрепляют к швензе.

- Пины с шариком на конце; такие пины используются в тех же случаях что и пины-гвоздики, с единственной поправкой на эстетическую составляющую, шарик на конце пина привносит дополнительную изящность в композицию украшения.

- Пины с петлей или колечком используются когда нужно скрепить несколько элементов между собой, к примеру когда создают длинные серьги из нескольких бусин, скрепленных между собой такими пинами.

www.vsembusiki.ru

Ювелирные технологии

Как уже говорилось выше, отличительная черта серег — их парность и приспособлен­ность для ношения в ушах.

Лицевая часть серег — касты, верхушки — общая для многих ювелирных изделий. Опре­деляют назначение изделий серьговые устрой­ства, или замки. Существуют два основных типа серьговых устройств: навесные крючки, свободные и с петлями (рис.95), и пружин­ные замки с ювелирной (рис.96) и галанте­рейной (рис.97) швензами.

Навесные крючки просты в изготовлении и удобны в эксплуатации. Различаются они по длине и способности закрываться (фикси­роваться в прижатом положении) петлей.

Для изготовления крючков используют проволочные заготовки сечением 1,0—1,2 мм. Длина заготовки определяется опытным пу­тем, так как точной формулы расчета не су­ществует. Однако, учитывая, что средний диа­метр загиба крючка 8мм, можно предполо­жить, что формула 25мм+lc, где 25≈ 8*3,14 — длина окружности; lc — длина серьги (верхушки), будет соответствовать ис­комой.

Прямую (правильную) проволочную заго­товку отрезают по размеру и впасовывают в каст или верхушку. В кастах на уровне ран­та просверливают или прокалывают в специ­альных приспособлениях отверстие, равное диаметру проволоки, в него вставляют конец проволоки и припаивают его. В низких кастах или накладках, к которым должен припаи­ваться крючок, со стороны основания пазовым надфилем всекают желобок, в который впаи­вают конец проволочной заготовки. К кастам и верхушкам, имеющим низкий рант, проволочную заготовку впасовывают между рантом и верхушкой и припаивают. Место пайки за­правляют, и если крючок свободный (без петли), его загибают. При штучном исполне­нии серег с такими крючками гибку его про­изводят вручную при помощи круглого стерж­ня диаметром 8мм. Изгиб крючков в серьговой паре должен быть совершенно одинаковым. При серийном изготовлении серег гиб­ку крючков производят на специальном ры­чажном приспособлении.

Если крючки с петельным замком, то пре­жде чем загибать крючок, припаивают замок. Петельный замок — шарнирно подвижный, состоит из двух деталей: шарнира и вставлен­ной в него петли. Шарнир — отрезок трубки с внутренним диаметром 0,8—0,6мм, длиной—2,5—3,0мм, припаивается (фугой вниз) к ранту или к касту со стороны нижнего осно­вания с противоположной крючку стороны. Шарнир должен быть припаян строго напротив и перпендикулярно крючку. Петлю дела­ют из отожженной проволоки, свободно про­ходящей в отверстие шарнира, длиной 12—14мм; концы ее в продетом состоянии сво­дят под углом и спаивают. После сборки пе­тельного замка на серьге крючок загибают и подгоняют по длине. Длина крючка определя­ется расстоянием откинутой вниз петли. С вненешней стороны крючка делают неглубо­кую всечку, которая фиксирует петлю (при естественном положении серьги) в горизон­тальном положении. Шабрение спаренных се­рег производят после полной их обработки.

Пружинные замки более надежны, но го­раздо сложнее по конструкции и изготовле­нию. Собирают их непосредственно на вер­хушке (или касте) с обратной ее стороны. Состоят пружинные замки из двух основных частей: пружинного крючка и швензы (рис.96). Швензы бывают ювелирные и галантерейные. Обе части замка делают отдельно. При индивидуальном исполнении серег по ри­сунку размеры пружинного крючка выбира­ют в зависимости от формы и размеров вер­тушки или каста. Наиболее распространены прямые крючки, образующие угловое колено.

Пружинный крючок изготовляют непо­средственно па серьге. Для этого проволочную заготовку сечением 1,2—1,0 мм расчетной дли­ны припаивают к верхушке или касту анало­гично навесному крючку. Отметив высоту крючка (расстояние от верхушки до колена крючка), которая может быть от 2 до 10 мм, его загибают. Если колено должно быть острым — проволоку изнутри всекают надфилем, затем загибают и всечку пропаивают. Если образец допускает плавное колено — гибку осуществляют плоскогубцами или в специ­альном приспособлении. И в том и в другом случае угол изгиба должен быть немногим менее 90°. Затем отмечают общую длину крючка, сначала около 10мм. Конец крючка слегка плющат с боков и отмечают на нем чистовую длину крючка (расстояние от колена до зацепа) — 7,5—8,0 мм. На месте отмет­ки всекают крючок-зацеп и обрабатывают его.

Сложной деталью в серьге считается юве­лирная швенза. Размеры ее дикту­ются высотой верхушки вместе с крючком (при естественном положении серьги). Заготовкой для швенз служит прокат квадратно­го профиля со стороной 2,2—2,5 им и длиной, равной расчетной с учетом вытяжки при валь­цовке. Обычно швензы изготовляют попарно и заготовку берут двойной длины. Швенза состоит из двух смежных деталей: клюва и хвостовика, имеющих штифтовое подвижное соединение. Клюв швензы несколь­ко утолщен и является опорной основой для всей швензы, хвостовик утончается к крючку. Поэтому, размечая заготовку для швенз, в се­редине ее отмечают участок, равный длине двух клювов (около 20 мм), а оставшиеся концы заготовки отвальцовывают в плоских валках в длину до толщины 1,0—1,2 мм. Затем общую заготовку разрезают пополам на две отдельные заготовки для швенз.

Угол загиба клюва должен компоноваться с формой каста или верхушки и быть как бы продолжением угла каста или ранта или соот­ветствовать образцу серьги. Заготовку с загну­тым клювом прикладывают к касту или ран­ту верхушки с противоположной стороны от крючка в том положении, в каком она будет припаяна. В собранном виде хвостовик швен­зы должен быть параллельным основанию каста или ранта. Швензу расчленяют лобзи­ком на клюв и хвостовик под таким углом, чтобы образовать большие площадки их соприкосновения и обеспечить свободное пере­ламывание швензы наружу при штифтовом соединении. При разделении швенз не следу­ет смешивать детали одной швензы с деталя­ми другой, чтобы площадки смежных деталей не подгонять друг к другу заново.

На каждой из смежных деталей со сторо­ны площадки толстой (0,5—0,6мм) пилкой лобзика под определенным углом делают до­левые прорези, в которые подгоняют плоско прокатанную пластинку. Плотно посаженная в прорезь хвостовика пластинка припаива­ется, а свободная ее часть (флажок) подгоняется в прорезь клюва так, чтобы детали швензы совместились без зазоров. В таком виде их скрепляют шеллаком, нагрев до тем­пературы плавления шеллака. А после затвер­девания его в клюве швензы просверливают отверстие диаметром 0,6—0,8мм, так чтобы оно прошло через середину вставленного в клюв участка пластины. И подогнанным под отверстие штифтом детали заштифтовывают. После этого швензы полностью обрабатыва­ют: правят, опиливают, шабруют.

Замковое отверстие в хвостовике швензы делают, определив по крючку его уровень, затем швензу устанавливают на свое место, застегивают крючком, и основание клюва, за­ранее припасованное, припаивают в касту или ранту верхушки. При пайке шеллак из щелей подвижного соединения выгорает, и швенза приобретает свое рабочее состояние. Полностью собранные серьги подвергают окончательной обработке — заправке паяных соединений и шабрению.

Для повышения производительности труда и сокращения безвозвратных потерь драго­ценных металлов заготовительные отделения ювелирных предприятий заготовляют полу­фабрикаты ювелирных швенз различных раз­меров, с различным углом загиба клюва и плющеным хвостовиком. Получая такой полу­фабрикат, ювелиры избавляются от необхо­димости заготовлять швензы из прутков или слитка и выполняют только монтировочные работы.

Галантерейные швензы (рис.100) внешне похожи на ювелирные, но имеют более по­стоянные размеры и угол загиба клюва и не­сравненно проще по конструкции. Если юве­лирная швенза открывается, «переламываясь» на границе клюва и хвостовика, то галанте­рейная откидывается целиком, а опорной ос­новой ей служит стойка (см. рис. 97), одним концом впаянная в каст или рант, а другим—подвижно заштифтованная в прорези клюва швензы. Монтируя серьги серийного производ­ства, ювелир получает швензы почти в гото­вом виде — хвостовик швензы имеет замко­вое отверстие, выполненное пробивочным штампом, а клюв прорезан под стойку дис­ковой фрезой на специальной прорезной уста­новке. Глубина прорезей определяется образ­цом, а ширина — толщиной стойки (0,6 мм). Стойки, выполненные вырубным штампом, по­ступают в комплекте со швензами.

Работу над серьгами с галантерейными швензами ювелир начинает с пружинного крючка, подгоняя его по высоте под замковое отверстие. Затем в прорезь, сделанную в кас­те или ранте против крючка, вставляет и при­паивает стойку. По высоте стойку обрезают на глубину прорези швензы, припаивая их друг к другу без зазоров. Швензу фиксируют на серьге в закрытом состоянии шеллаком, а клюв швензы просверливают вместе со стой­кой для последующей их штифтовки. Подогнанным под нужный размер штифтом заштифтовывают швензу со стойкой, и стойку опиливают заподлицо со швензой. Окончатель­ная обработка серег заключается в их заправ­ке и шабрении.

 

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.

jtech.com.ua

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

На идею этой публикации меня натолкнул… да, как всегда — вопрос потенциального покупателя, гостя моего магазина.

Вопрос был такой — а вот таких вот швенз у вас нет ни в каких серьгах? А то я их так люблю, а у вас нет ... 

И я задумалась. Задумалась о том, что в своих серьгах я употребляю только те швензы, которые люблю и ношу сама, и считаю удобными. Но работаю я все же не для себя, а для своих любимых покупателей, то есть, для вас. Поэтому я буду очень благодарна за ваши мнения, оставленные в коментариях: какие швензы любитие вы? А какие не любите категорически, и почему? Какие сережки у вас теряются, а какие живут годами? 

Расскажу о замочках, самых любимых мной: 

1. Английский замок. 

На мой взгляд, английский замок — самый удобный и надёжный. Легко вставляется в ухо, ощутимо защелкивается (легко проконтролировать этот момент щелчка). Из минусов можно назвать то, что если ухо имеет мочку толще среднего, носить серьги будет очень дискомфортно. Если наоборот, тоньше, то достаточно тяжелые серьги будут провисать декоративной частью вперед, что некрасиво. 

2. Застёжка-петля.

Самый очевидный плюс — серьги с этим замком легко снимать и надевать. Застёжка не утяжеляет серьгу.Обычно, минусом такой застежки считается, что серьга может выскочить, но у меня ни разу в жизни так не было. Наверное, потому, что обычные петли я ставлю на сережки, имеющие хоть сколько-нибудь существенный вес, который удерживает сережку на месте. Именно такие швензы я использую чаще всего. В принципе, к ним существуют специальные силиконовые заглушки. Пользуетесь? Удобно? 

3. Замки-пусеты (гвоздики).

Я предпочитаю их использовать только для очень легких серег. При более тяжелых пусеты имеют неприятное свойство перетягивать декоративную часть серьги вниз. Из плюсов можно назвать то, что этот замок подходит практически под любой стиль изделия, а также его легкость и удобство надевания. 

Из минусов — его надо регулярно проверять, потому что со временим он немного ослабевает, и есть риск потерять сережку. 

Вот этими тремя любимыми системами застежек мой "репертуар" и ограничен. 

Хотя кроме них, есть еще весьма интересные варианты. Эти варианты пришлось иллюстрировать фото из интеренета, потому что я с такими застежками не работала. Может, и зря ) 

4. Замочек-скоба.

Видимо, я просто не умею им пользоваться — никогда не могу застегнуть с первого раза, злюсь, эта дужка гнется, деформируется. Хотя не может быть плохо то, что существует много веков. А такой вид застежки встречается даже на серьгах, которым много веков, найденных археологами. Полагаю, это одна из самых древних застежкек. 

5. Французкий замок.

Представляет собой ту же петлю, но с петелькой, фиксирующей ее конец. Наверное, я ее не понимаю потому, что мне удобны обычные петли, и желания фиксировать их дополнительно не возникает. Кроме того, я не люблю золото, я "фанат" серебра, а оно, как известно, металл мягкий. Поэтому дополнительный элемент-застежка может легко деформироваться ввиду совего малого размера.

6. Итальянский замок.

Представляет собой этакий гибрид гвоздика и клипсы, которая держиться за счет пружинки. Мне кажется неудобной потому, что она сдавливает мочку любой толщины, даже очень тонкую. Но считается достаточно надежной, с чем я согласна — потерять ее действительно трудно. Но я не смогла бы ее потерять, потому что все время чувствую такую сережку из-за постоянного давления, которое не дает о ней забыть :) 

7. Продёвка (цепочка).

Смотрится очень изящно, на вид мне нравится. Из минусов,замеченных мной, такая застежка, во-первых, очень путается в дилнных волосах, и во-вторых, мне субъективно не нравится процесс ее надевания — долго тянется цепочка через дырочку в ухе. Может быть, у меня просто слишком маленький диаметр проколов, поэтому мне неудобно. Буду очень рада прочитать ваше мнение в коментариях. 

Я перечислила далеко не все виды замочков, потому что фантазия ювелиров и дизайнеров безгранична. 

Не упомянула отдельно замочек-булавку (потому что я считаю ее разновидностью скобы, просто скоба прямая).

Не  показала застёжку-кольцо — застежка, в которой  тонкий штифт, скрытый в одной стороне серьги-кольца, входит в другую его сторону. 

Я вообще не коснулась такой интересной темы, как серьги с застежкой кафф. Думаю, я еще вернусь к изучению более редких вариантов замочков.

Оговорюсь — здесь я перечислила то достоинства и недостатки, которые замечала я. Во многих статьях как недостаток некоторых видов застежек я читала, например, что недостатком считается необходимость снимать сергьги на ночь. Для меня, например, это очевидный факт, что ложась спать, надо снимать и бусы, и серьги — зачем вообще в них спать, боишься, что украдут, что ли? :)  Поэтому, для меня это так же нелепо, как в описании обуви на шпильке указать, что в ней нельзя заниматься фитнесом. 

А пока повторюсь — буду очень благодарна вам за ваши мнения по поводу перечисленных разновидностей.

Спасибо за внимание, ваша Юлия Зимина! 

 

www.livemaster.ru

Серьги замок: Швенза, Пуссета, Английский, Французский, Итальянский

При выборе серег кроме тщательного осмотра лицевой стороны, качества обработки и качества крепления камней, необходимо обращать внимание на не менее важную часть ювелирного украшения - замок. В данной статье мы расскажем об основных типах и видах ювелирных замков.

Ювелирный замок – это техническая деталь, которая должна не только правильно функционировать, но и соответствовать красоте украшения. В серьгах используют самые разнообразные замки. Ответственность за их внешний вид можно спокойно переложить на плечи дизайнеров, а вот техническую сторону вопроса следует рассмотреть более внимательно. Он нее зависит комфортность пользования серьгами и надежность самого замка.

Пуссета

Пуссета - она же «ювелирный гвоздик». Этот замок наименее заметен и прочно фиксирует серьгу в ухе. Штифт, который продевается в мочку, с одной стороны представляет собой декоративную часть украшения, то есть, саму серьгу. С другой – коническое скругленное окончание с поперечной канавкой или резьбой. Здесь фиксируется зажим замка. Резьбовой зажим удобнее, так как позволяет свободно регулировать степень давления серьги на мочку уха.

Декоративная часть пуссеты может иметь самый различный вид – от небольшого камня, вставленного в лицевую часть штифта, до сложной свисающей конструкции. Обработка конического окончания пуссеты должна быть очень аккуратной, чтобы мочка не травмировалась при одевании или снятии серьги.

Серьги с французским замком

Пружинная петля, дужка, которая продевается в ухо и удерживает серьгу за счет своей формы. Небольшая застежка (крючок или петелька) для фиксации нижней части дужки предохраняют серьгу от случайного выпадения из уха. Дужка с застежкой называется классическим или французским замком. У тех, кто носят сереги подобной конструкции, исключаются дискомфортные ощущения из-за чрезмерного прижатия мочки уха. Правда, дужка французского замка требует деликатного обращения, так как ее можно деформировать даже при небольшом усилии. Но с той же легкостью ей можно вернуть форму в любой ювелирной мастерской.

Короткая прямая или почти прямая дужка с застежкой называется замком-булавкой. Этот вариант подходит для серег округлой или иной симметричной формы.

Конго

Немного отличается принцип застегивания серег в виде колец (типа "конго"). Серьга разгибается, тонкая дужка, продолжающая форму кольца, продевается в ухо, а при возврате серьги к исходной форме входит в полую трубку кольца.

Замок-цепочка

Очень изысканно выглядит цепочка, которая продевается в ухо и удерживает серьгу за счет веса и длины самой цепочки. Этот замок можно отнести к разновидностям петли без застежки, которая имеет очевидные преимущества – серьга с цепочкой надежнее держится, а сам замок не деформируется, так как не имеет жесткой формы.

Швенза

Швенза – это элемент ювелирного или галантерейного замка в виде лапки. Нижней частью швенза подвижно крепится к стойке замка, а в верхней ее части делается отверстие для фиксации стержня, который продет в ухо.

Английский замок на серьгах

Английский замок (швенза "Бо") – одна из самых популярных конструкций этого типа. Он характеризуется очень высокой степенью надежности и используется в дорогих украшениях. Особенность английского замка – плоская форма стержня. Из-за его ширины серьги могут не подойти, если отверстие в ухе слишком узкое.

Cерьги с итальянским замком

Итальянский замок ("Омега") - в его конструкции использовано сочетание пуссеты и клипсового механизма. Штифт, жестко прикрепленный к серьге, продевается в ухо. На него одевается верхняя часть клипсовой защелки, которая плотно прижимает серьгу к мочке за счет пружинного механизма. Такая двойная фиксация позволяет удерживать большие тяжелые серьги без излишней нагрузки на отверстие в ухе.

Основные требования к ювелирным замкам

Чтобы серьги было удобно носить, замок должен соответствовать следующим требованиям:

- он должен быть простым и надежным в эксплуатации, долговечным, соразмерным с серьгой и мочкой уха и не должен беспокоить соприкасающиеся с ним участки тела,- крючок (гвоздик) должен иметь толщину 1,0-1,3 мм,- расстояние от основания серьги до зафиксированной в закрытом положении швензы или пуссеты должно быть примерно 5,5 мм (средняя толщина мочки уха), а общая длина - примерно 7,5-9мм,- кончик не должен быть острым, и на нем не должно быть никаких зазубрин, которые могут оцарапать ухо - все должно быть хорошо отполировано.

Таким образом, при выборе серег нужно не только тщательно осматривать лицевую сторону, качество обработки ювелирного украшения, качество закрепки камней (если они имеются), но и обращать внимание на не менее важную часть — замок.

Подробнее о том как выбрать серьги Вы можете прочитать здесь: Выбираем серьги: практическое руководство.

www.aloris.ru


Смотрите также