Способы облагораживания ювелирных камней. Для чего применяется процедура облагораживания ювелирных вставок


Swarovski - камни с австрийским гражданством

Кольца со Swarovski Zirkonia

Далеко не каждый покупатель может позволить себе приобретение украшений с драгоценными камнями. Однако с недавнего времени это стало возможным благодаря компании Swarovski — мировому лидеру по производству и огранке синтетических камней высочайшего качества.

Изобретение Даниеля Сваровски

Даниель Сваровски, основатель ныне известной на весь мир компании, вырос на родине знаменитого богемского стекла. С раннего возраста он интересовался электротехникой и электрооборудованием, не подозревая, что детское увлечение перерастёт в дело всей его жизни.

Даниель Сваровски

В начале 1890-х годов он спроектировал специальную машину для производственной огранки хрусталя. Полученные результаты превзошли все ожидания, и через некоторое время Сваровски разрабатывает особый состав, позволяющий выращивать исключительно прозрачный высококачественный хрусталь. Это было беспрецедентным изобретением, перевернувшим представление об искусственных камнях, которые до этого рассматривались как подделка. Уже более ста лет уникальная разработка Сваровски хранится в строжайшем секрете.

Палитра цветов Swarovski

Компания Swarovski

В 1895 году в австрийском городе Ваттенс была основана знаменитая компания, ставшая империей хрусталя. Уже в 1913 начал работу первый в мире завод по промышленному производству и обработке камней. Позже компания стала заниматься также огранкой и полировкой натуральных минералов.

Swarovski — мировой лидер в области производства точно огранённых натуральных и искусственных камней

Сейчас Swarovski — мировой лидер в области производства точно огранённых натуральных и искусственных камней.

Каждые полгода компания выпускает новинки, которые включают новые цвета, формы и огранки камней. Также Swarovski создаёт рекомендации по использованию кристаллов в ювелирных изделиях с учётом последних модных тенденций в нескольких ключевых направлениях: классическом, романтическом, прогрессивном и гламурном.

Бренду Swarovski отдают предпочтение многие именитые модницы и всемирно известные дизайнеры.

Кристаллы Swarovski

Crystal в переводе с английского означает «хрусталь», ставший материалом для производства первых камней Swarovski. Позднее слово стало ассоциироваться с названием компании, и чистейший высококачественный хрусталь точной огранки получил название кристаллов Swarovski.

Гранение хрусталя осуществляется по той же технологии, что и огранка алмазов. В составе кристаллов Swarovski нет оксида свинца, что делает их безопасными для здоровья.

Коллекция Express Yourself от SOKOLOV

Обладающие бриллиантовым блеском кристаллы применяются для декорирования одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Сияние камней усиливает платиновая амальгама, которая наносится на оборотную сторону кристалла и отражает свет.

Компания производит кристаллы самых разных огранок, которые невозможно придать натуральным минералам. Всего существует более 45 видов форм кристаллов Swarovski, в том числе асимметричные. Это расширяет возможности дизайнеров ювелирных украшений и позволяет создавать самые необычные изделия, такие как в коллекции Express Yourself от SOKOLOV.

Коллекция Express Yourself от SOKOLOV

Swarovski Zirсonia

Произведённая компанией синтетическая ювелирная вставка, в России известная как фианит, приобрела название Swarovski Zirсonia. Благодаря разработанной компанией технологии обработки, камни обладают сиянием, приближенным к бриллиантам. Swarovski Zirсonia придаётся бриллиантовая огранка (круглая с 57 гранями), которая считается признанным мировым стандартом.

Не так давно бренд представил камни с 88 гранями, символизирующими бесконечность счастья. И первой российской компанией, которая стала применять эти вставки в своих украшениях, стала SOKOLOV.

Каждый камень, независимо от его размера, имеет лазерную гравировку «Swarovski Zirсonia», которая является клеймом компании и гарантирует высокое качество.

Изделия SOKOLOV со Swarovski

Swarovski Gems

Холдинг Swarovski занимается обработкой топазов и драгоценных камней. Для достижения особого цвета вставок применяется запатентованный экологически чистый процесс облагораживания. В результате обработки камни приобретают яркий и насыщенный оттенок.

Комплект с топазами Swarovski

Чистоту камня обеспечивает отработанный годами технологический процесс производства, а также строгий контроль качества, поэтому в структуре вставок нет даже малейших изъянов.

Благодаря прозрачности и отсутствию дефектов, равномерному цвету и устойчивости к внешним воздействиям, камни Swarovski стали популярны во всём мире.

Серьги и кольцо с топазами Swarovski

sokolov.ru

Облагораживание камня - изменение свойств минералов

Облагораживание камня — это специальные методы обработки, приводящие к изменению физических свойств минералов: внешнего вида камня, его прочности, твердости, вязкости. При процедурах облагораживания может изменяться цвет камня,  яркость окраски, прозрачность, может уменьшаться или исчезать трещиноватость, появляться какие-либо оптические эффекты  — например, иризация, побежалость.

Согласно российскому законодательству, продавец обязан поставить покупателя в известность о том, что камень подвергся каким-либо методам облагораживания. Как правило, облагороженный камень стоит дешевле натурального природного, который не подвергался обработке. При этом минерал сохраняет своё название и не считается фальсификацией.

Покупатели, приобретающие камень в качестве талисмана, оберега, для литотерапии,  не заинтересованы в какой-то дополнительной обработке природного камня, о чем прямо говорят продавцу. Поэтому, во избежание конфликтов, продавец должен быть полностью осведомлен о процедурах облагораживания.

Ювелирные магазины и камнецветные ярмарки предлагают огромный ассортимент минералов, поэтому в данной статье будут описаны методы облагораживания только нескольких известных и популярных минералов.

Аметист, дымчатый кварц, морион при нагреве до температуры от 400 до 500 градусов Цельсия приобретают желтую окраску, характерную для цитрина и продаются как цитрин. Такой же цитриновый цвет получается при облучении прозрачного кварца гамма-лучами. При нагреве аметиста до 500-575 градусов Цельсия он приобретает необычную оранжевую и красно-оранжевую окраску. Природных аналогов такого кварца не существует и они очень красивы.

Бледный розовый кварц и бледный (зеленоватый или красноватый)  авантюриновый кварц могут быть облагорожены прокрашиванием анилиновыми красителями под давлением. Если камень трещиноватый, то при тщательном рассматривании в лупу можно заметить следы краски.  Для снижения видимости трещин в кварце может применяться промасливание.

Очень часто зарубежные предприятия облагораживают  серый халцедон и агаты. Чаще всего это окрашивание в оранжевый и красно-коричневый цвет (получается окрашенный сердолик, сардер), в голубой цвет («голубой агат»), в зеленый («хризопраз»). Для светло-зеленого и голубовато-зеленого халцедона применяют  гамма-облучение, это приводит к увеличению яркости окраски. Некоторые зарубежные предприятия окрашивают агаты и халцедоны  в неестественно яркие цвета, не соответствующие природным (малиновый, синий, ярко-желтый и др.).  Для осветления серых слоев агата применяется интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Ниже на фотографиях показан кулон, изготовленный из большой распиленной бусины, не прокрашенной по всему объему.

Халцедон, окрашенный в цвет сердолика. Лицевая сторона кулона.

Изнаночная сторона кулона. В центре виден не прокрашенный серый халцедон

Для  тигрового глаза часто применяют отжиг для получения красноватой окраски (торговое название «бычий глаз»). Реже для темного тигрового глаза и соколиного глаза применяют химическое отбеливание для осветления окраски. Для этого используются кислоты и хлорные растворы.

Бирюза очень часто подвергается облагораживанию для придания яркой окраски и дополнительной прочности при производстве изделий из нее. Это пропитка пластиком, воском, парафином, химическая обработка  реагентами, отжиг, прессование. Трудно найти камень, более «замученный» облагораживанием, чем бирюза. Тем не менее, существуют природные разновидности бирюзы, имеющие яркий цвет (от светло-голубого до ярко-голубого и бирюзового)  и высокую прочность, и в облагораживании не нуждающиеся.

Кораллы облагораживают с середины 18 века  для придания прочности и более яркой окраски. Методы облагораживания кораллов включают окрашивание, пропитку воском, пластиком, отбеливание, прессование отдельных кусочков. Это ветвистый коралл и губчатый коралл. Черный коралл, как правило, дополнительной обработке не подвергается.

Нефрит и жадеит в России не облагораживают. Богатые месторождения нефрита и жадеита есть на Полярном Урале, в Западном и Восточном Саянах, в Якутии. Камни имеют хорошее качество, высокую прочность и яркие естественные зеленые цвета. Облагораживанием нефрита и жадеита занимаются в Китае и, возможно, в Бирме. Методы облагораживания: пропитка воском, окрашивание в зеленые цвета солями хрома и никеля, реже отбеливание. Окрашенный жадеит часто не отличается от натурального.

Малахит в настоящее время в России не добывается, богатые уральские месторождения, разрабатываемые с середины 17 века, сейчас полностью истощены. Малахит в большом количестве привозят из Заира. Зарубежные предприятия применяют для облагораживания этого камня пропитку пластиком и смолами, окрашивание и пропитку бесцветным воском. Широко распространены иммитации малахита, напоминающие слоистые изделия из пластической глины. Они могут быть приняты неопытным покупателем за настоящий малахит.

При выборе камня, если вы не хотите приобрести имитацию, синтезированный или облагороженный камень, следует обратиться к специалистам в области минералогии и геммологии, или с уже купленным изделием обратиться для экспертизы в геммологическую лабораторию.

mineralys.ru

Облагораживание драгоценных камней.

ОБРАБОТКА (ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ) ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет/чистота/насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть – драгоценного камня.

Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в своем естественном виде. Основные способы "обработки" - огранка и полировка драгоценного камня, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности», мы только что вынесли за скобки по одной главной причине. При огранке и полировке происходит механическое изменение его внешнего вида, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и меняющие химичиский состав камня.

Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.Основные причины для облагораживания драгоценных камней:

Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях – и стабильность (долголетие) цвета.

Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.

Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких...

Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:

Основные, наиболее распространенные методы – термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)

Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, аквамарина, аметиста, цитрина, танзанита, циркона, топаза и турмалина... Позволяет улучшить чистоту и/или цвет камней. Для различных камней применяются различные методы термической обработки: от простого удерживания драгоценных камней в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Абсолютное большинство турмалинов нагревают для их «осветления» - от природы турмалины как правило очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все (99.9999%) тазнзаниты, так как в естественном виде они коричнево-желто-зелено-непонятного цвета.

Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.

Новейшие методы термической обработки:

- с заполнения камня естественной пастой (fracture filled).

Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.

Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..

Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса...

- с заполнения камня стекломассой (led-glass filled).

Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером – могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%). Изделия с такими камнями нельзя паять – опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина....

- глубокая диффузия инонов Be.

Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания ( при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..

"Странный" эффект был обнаружен при проведении рутинного отжига на одной из фабрик Таиланда. Загруженные в печь едва заметно-фиолетовые корунды после отжига вышли из печи достаточно яркими розовыми и желтыми.. Длительное эксперементирование показало, что такой эффект достигается, когда в загружаемой в печь массе присутсвует хризоберилл.. И - ничего не происходит, если хризоберилла в печи нет. Хризоберилл, как известно, содержит бериллий. Попытки внести искуственно в прокаливаемую массу малые количества бериллия дали то же результат – появились ярко желтые и ярко-розовые сапфиры.

В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров – Be-treated. Определить такую обарбтоку для мелких камней стало почти невозможно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование. Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.

Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило – танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком.- Облучение

Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся... Занимают такие процессы очень долгое время – миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс. Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней – для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.

Промасливание.

Заполнение бесцветным маслом – способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато – повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды – штучные редкости!!! Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии – кедровое масло. Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению – результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко – повторного промасливания.

- Заполнение резиной.

Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Как минимум 50% всех изумрудов на мировом рынке – резинонаполненные.

Все перечисленные выше способы являются так называемыми «принятыми» технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.

Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, не принятые геммологическим сообщество. Коротко об основных:- Поверхностная диффузия.

Применятся в основном для производства голубых сапфиров. Поверхность камня покрывается тонкой пленкой на основе легкоплавких оксидов металлов с содержанием ионов титана и ваннадия. Затем камень помещается в печь, где при прокаливании пленка разушается, а ионы ванадия и титана проникают в самые верхние поверхностные слои камня. При этом естественно и окрашивается только поверхность, на глубину не более чем в несколько десятков микрон. Окрашивание надежное, цвет уже никогда не поменяется... Часто лишь случайно расколов камень удается увидеть, что Ваш красивый насыщенный голубой сапфир, купленный за безумные деньги – внутри цвета помоев или темной детской неожиданности... Любой геммолог без труда способен идентифицировать такой сапфир.

- Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.

Технологически - очень простой способ... Всего несколько секунд в магнетроне, и гора каменй, размещенных в его вакуумной камере, превращается в.... мистик-топазы, мистик-кварцы, в мистик-вообще что угодно... А также в розовые топазы, в невероятные желто-голубые аметрины, в танзаниты (окрашенный кварц), да и вообще во все, что придет в голову нечистоплотному манипулятору, игрющему на всеобщей геммологичской безграмотности... Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.

Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).

Большинство методов обработки не приводят к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаплнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам - правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки!!!

НЕБОЛЬШОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАМНЯМ, ОБЫЧНО ПОДВЕРГАЕМЫМ ОБРАБОТКЕ (ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ)ИЗУМРУД: Промасливание, промасливание + заполнение резиной.РУБИН: Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.САПФИР: Термическая обработка, диффузия.ТАНЗАНИТ: Термическая обработка для придания камню фиолетового цвета.АКВАМАРИН: Обычно – термическая обработка для улучшения цвета.ГОЛУБОЙ ТОПАЗ: Обычно – облучение и термическая обработка для придания камню голубого цвета.ЦИТРИН: Обычно - термическая обработка аметиста для придания характерного цвета.АМЕТИСТ: Часто - термическая обработка для усиления и закрепления цвета.ВСЕ ВИДЫ ПРОЗРАЧНЫХ КВАРЦЕВ: Часто - облучение для усиления цвета.ТУРМАЛИН: Обычно – облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветление темных камней.АНДЕЗИН-ЛАБРАДОРИТ: Почти всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.АПАТИТ: Очень часто – термическая обработка.ГОЛУБОЙ ЦИРКОН: Часто – термическая обработка либо для закрепления естественного природного цвета, всегда - для придания камню голубого цвета.НЕФРИТ, ЖАДЕИТ, ЛАЗУРИТ, МАЛАХИТ и подобные минералы: Обычно - пропитка бесцветным воском.КОРАЛЛ: Обычно - отбеливание.ЖЕМЧУГ: Обычно - отбеливание для улучшения цвета и в качестве подготовки к покраске.ЧЕРНЫЙ ОНИКС: Всегда окрашивание.

Информация взята с сайта http://gems4u.ru/

www.kamni-minerali.lact.ru

Способы облагораживания ювелирных камней - Beading Kitten

Чистые и обладающие яркой, красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко, чаще всего природные камни далеки от совершенства - содержат включения, имеют невыразительную окраску. Все это значительно снижает их ювелирные качества. Для улучшения внешнего вида природных камней их подвергают специальной обработке - облагораживанию.

Облагораживанием называют различные способы обработки камня (за исключением огранки и полировки), которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту, прозрачность) или повышают прочность.

Свойства, приобретаемые камнем при облагораживании, характеризуются таким важным показателем, как устойчивость. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет своих свойств (цвет, чистоту, прочность) при нормальном ношении в ювелирном изделии, ремонте, огранке, полировке или чистке (некоторые облагороженные камни требуют особых правил ношения и ухода).

К наиболее распространенным методам облагораживания относятся: - термическая обработка (отжиг), - термодиффузионное прокрашивание, - облучение и пропитка различными веществами (например, смолами).

Термическая обработка (отжиг)

Термическая обработка - нагрев в специальной печи с последующим охлаждением - позволяет улучшить природный цвет или прозрачность ювелирного камня. Свойства, приобретенные камнем после такой обработки, являются устойчивыми и с течением времени не изменяются.

Сапфиры и рубины обычно подвергают термической обработке для удаления включений, а также для улучшения цвета или изменения оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при отжиге в определенных условиях они приобретают синюю окраску и широко применяются в ювелирном деле.

Для некоторых ювелирных камней, таких как танзанит, аквамарин, голубой циркон и цитрин, облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса, правда, при продаже факт облагораживания чаще всего не афишируется.

Разновидностью термической обработки является применяемый для алмазов НРНТ (High Pressure High Temperature) метод, который позволяет в одних случаях обесцвечивать коричневые алмазы, а в других - изменять окраску алмазов с коричневой на яркую желто-зеленую или канареечно-жел тую. Такой отжиг производится при высоких давлениях и высоких темпера турах с использованием специальной аппаратуры, применяемой при выра щивании кристаллов синтетического алмаза. Алмазы, обработанные таким способом, впервые появились на рынке в начале 1999 года. Цвет, приобретаемый алмазом при НРНТ-обработке, с течением времени не изменяется.

Термодиффузионное прокрашивание

Применяется для улучшения природного цвета камней, чаще всего рубинов и сапфиров. Методика облагораживания состоит в том, что при нагревании в поверхностный слой камня вводятся красители. В результате цвет камня становится более насыщенным. Этот метод обладает одним недостатком - впоследствии камень нельзя полировать, поскольку существует риск повредить или удалить окрашенный слой.

Облучение

Обычно этот метод применяется для изменения окраски таких камней, как алмаз, топаз, кварц и др. Для этого камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений.

Для облучения ювелирных камней применяются различные типы излучения: -ультрафиолетовое;-рентгновское;-гамма-излучение и др.либо потоки энергетических частиц: -электронов;-протонов;-нейтронов; -альфа-частиц.

Алмазы под воздействием облучения меняют цвет на голубой, голубовато-зеленый или темно-зеленый, а при последующей термической обработке - на янтарно-желтый, коричневато-красный, сиреневый или сине-зеленый.

Светло-голубые топазы в результате облучения становятся ярко-голубыми (в настоящее время большинство представленных на рынке ярко голубых топазов подвергалось облучению). С помощью облучения или отжига и их комбинации можно добиться практически любой окраски топаза: бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой и др.

Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг позволяет получать цитрины, зеленые бесцветные кварцы из аметистов, а также голубые, зеленые и бесцветные кварцы из дымчатых разновидностей.

Облучение применяется также для получения синего и серо-стального (черного) жемчуга.

Цвет перечисленных выше облученных камней обычно не изменяется с течением времени, однако следует соблюдать осторожность при ремонте ювелирных изделий с подобными камнями и не подвергать их сильному нагреву.

Пропитка (заполнение трещин)

Этот метод эффективен для облагораживания камней с трещинами, выходящими на поверхность. Для пропитки применяются различные красящие и бесцветные вещества - масла, смолы, жидкие стекла. В результате трещины становятся менее заметными, улучшается окраска и прочность камня. Чаще всего пропитке подвергают изумруды, алмазы, рубины, сапфиры, опалы и бирюзу.

Для некоторых камней с заполненными трещинами следует избегать очистки в ультразвуковой ванне и воздействия различных видов растворителей.

Помимо перечисленных выше существует много других более или менее распространенных методов облагораживания, таких как сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида (например, изменения цвета).

www.mew.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Одной из составляющих частей понятия «драгоценный камень» является «редкий камень». Чистые и обладающие яркой красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко. Подавляющее большинство природных камней имеют непривлекательную окраску (слишком светлую, слишком густую или с некрасивым оттенком) и/или содержат крупные включения, сильно снижающие их ювелирные качества. Естественно, что на протяжении многих столетий человек пытался искусственно улучшить внешний вид камня. Достижения современной науки и развитие техники позволило в значительной степени достигнуть этой цели.

Современные технологии облагораживания позволяют изменять некоторые свойства природных, а иногда и синтетических камней, что в последнее время часто находит свое применение в ювелирной отрасли. Под термином «облагораживание» обычно понимают специальные процессы обработки камня, за исключением огранки и полировки, которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту), прочность, повышают его ценность или делают камень пригодным для использования в ювелирных изделиях. Свойства, приобретенные камнем в результате облагораживания, могут быть неустойчивыми, т.е. внешний вид облагороженного камня может изменяться со временем. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет свой внешний вид (цвет и/или чистоту) при нормальном ношении (в ювелирном изделии), огранке, полировке или чистке.

К наиболее важным методам облагораживания относятся: термическая обработка, облучение, термодиффузионное окрашивание, пропитка различными составами.

Термическая обработка (отжиг). Данный метод облагораживания относится к самым распространенным методамобработки ювелирных камней и применяется для улучшения их цвета и/или качества. Свойства, приобретенные камнем в результате данного вида облагораживания, являются устойчивыми и не изменяются с течением времени.

Камни, предназначенные для отжига, помещают в специальную печь, где происходит их нагрев (максимальная температура отжига для различных камней может превышать 2000 градусов Цельсия) и последующее охлаждение. Важными параметрами термической обработки являются среда, в которой происходит отжиг (восстановительная, окислительная, нейтральная), скорость нагрева и охлаждения, время выдержки при максимальной температуре.

Многие ювелирные камни, такие как танзанит, аквамарин, голубой циркон, цитрины подвергаются отжигу уже в течение нескольких десятилетий, причем облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса. В большинстве случаев при продаже таких камней факт облагораживания не афишируется.

Существует такая группа камней, для которой факт отжига оказывает существенное влияние на стоимость драгоценных камней. К таким относятся, например, рубины, сапфиры и алмазы.

В случае сапфиров и рубинов термическая обработка применяется для удаления включений рутила («шелка»), получения звездчатого эффекта, окрашивания или удаления нежелательных оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при нагреве до 1600-1900˚С в определенных условиях такие камни приобретают синюю окраску.

Термодиффузионное окрашивание. Наибольшее распространение данный метод облагораживания получил применительно к корундам. Процесс диффузионного облагораживания проводится в несколько этапов. Сначала ограненный, но не до конца отполированный корунд помещают в тигель, содержащий оксиды алюминия, титана и оксидов ионов-хромофоров (присутствие титана увеличивает диффузионную способность и обеспечивает равномерность распределения окраски). Используются те же элементы-хромофоры, что и в вернейлевской синтетике. Затем тигель нагревают до 1600-1800ºС и выдерживают при этой температуре в течение нескольких дней или недель. За это время атомы веществ-добавок проникают в структуру корунда, обуславливая возникновение тонкого поверхностного окрашенного слоя (глубиной порядка 0,1 мм). Заключительной стадией процесса является полировка.

Облучение. Обычно данный метод облагораживания применяется для изменения цвета ювелирных камней, таких как алмаз, топаз, кварц, берилл-максис. Камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений: ультрафиолетового, рентгеновского, гамма-излучения, либо воздействию потока энергетических частиц: электронов, протонов, нейтронов, альфа-частиц. Важным параметром процесса облагораживания является доза облучения.

Для алмазов данный метод часто применяется в сочетании с последующим отжигом. Наиболее распространенными в настоящее время являются облучение нейтронами в ядерном реакторе или электронами высоких энергий. Получаемая окраска: голубая, голубовато-зеленая или темно-зеленая. После отжига окраска алмазов изменяется в зависимости от физического типа отжигаемого алмаза на янтарно-желтую, коричневато-красную, сиреневую или сине-зеленую.

Топазы, как правило, подвергаются облучению с целью окрашивания их в голубой цвет. В настоящее время большинство голубых топазов, поступающих на рынок, подверглись облучению гамма-излучением, электронами высоких энергий или нейтронами с последующим отжигом. С помощью облучения или отжига можно добиться практически любой окраски топаза - бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой.

Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг при 350-500°С позволяет получать цитрин, зеленый и бесцветный кварц из аметиста и голубой, зеленый и бесцветный кварц из дымчатого при температуре отжига 140-380°С.

Пропитка. При пропитке происходит заполнение трещин, выходящих на поверхность камня, для чего применяются различные красящие и бесцветные вещества (масла, смолы, жидкие стекла). В результате улучшается окраска и прочность камня, а также внешний вид трещиноватых камней (трещины становятся менее заметными). Наиболее часто данный метод применяется для бериллов, корундов, алмазов, жадеитов, опалов, бирюзы и некоторых других.

Другие методы. Кроме перечисленных выше методов облагораживания существует множество других более или менее распространенных. К ним, например, относятся такие способы облагораживания ювелирных камней, как: сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей, фольги или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида и/или получения цвета.

В статье использованы материалы Викторов МаксимРозенберг КсенияГеммологический Центр МГУ

www.livemaster.ru

СПОСОБЫ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ | Ювелирные изделия

СПОСОБЫ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ

Чистые и обладающие яркой, красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко, чаще всего природные камни далеки от совершенства - содержат включения, имеют невыразительную окраску. Все это значительно снижает их ювелирные качества. Для улучшения внешнего вида природных камней их подвергают специальной обработке - облагораживанию.

Облагораживанием называют различные способы обработки камня (за исключением огранки и полировки), которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту, прозрачность) или повышают прочность.

Свойства, приобретаемые камнем при облагораживании, характеризуются таким важным показателем, как устойчивость. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет своих свойств (цвет, чистоту, прочность) при нормальном ношении в ювелирном изделии, ремонте, огранке, полировке или чистке (некоторые облагороженные камни требуют особых правил ношения и ухода).

К наиболее распространенным методам облагораживания относятся: - термическая обработка (отжиг), - термодиффузионное прокрашивание, -облучение и пропитка различными веществами (например, смолами).

Термическая обработка (отжиг)

Термическая обработка - нагрев в специальной печи с последующим охлаждением - позволяет улучшить природный цвет или прозрачность ювелирного камня. Свойства, приобретенные камнем после такой обработки, являются устойчивыми и с течением времени не изменяются.

Сапфиры и рубины обычно подвергают термической обработке для удаления включений, а также для улучшения цвета или изменения оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при отжиге в определенных условиях они приобретают синюю окраску и широко применяются в ювелирном деле.

Для некоторых ювелирных камней, таких как танзанит, аквамарин, голубой циркон и цитрин, облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса, правда, при продаже факт облагораживания чаще всего не афишируется.

Разновидностью термической обработки является применяемый для алмазов НРНТ (High Pressure High Temperature) метод, который позволяет в одних случаях обесцвечивать коричневые алмазы, а в других - изменять окраску алмазов с коричневой на яркую желто-зеленую или канареечно-жел тую. Такой отжиг производится при высоких давлениях и высоких темпера турах с использованием специальной аппаратуры, применяемой при выра щивании кристаллов синтетического алмаза. Алмазы, обработанные таким способом, впервые появились на рынке в начале 1999 года. Цвет, приобретаемый алмазом при НРНТ-обработке, с течением времени не изменяется.

Термодиффузионное прокрашивание

Применяется для улучшения природного цвета камней, чаще всего рубинов и сапфиров. Методика облагораживания состоит в том, что при нагревании в поверхностный слой камня вводятся красители. В результате цвет камня становится более насыщенным. Этот метод обладает одним недостатком - впоследствии камень нельзя полировать, поскольку существует риск повредить или удалить окрашенный слой.

Облучение

Обычно этот метод применяется для изменения окраски таких камней, как алмаз, топаз, кварц и др. Для этого камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений.

Для облучения ювелирных камней применяются различные типы излучения: -ультрафиолетовое -рентгновское -гамма-излучение и др., либо потоки энергетических частиц : -электронов -протонов -нейтронов -альфа-частиц.

Алмазы под воздействием облучения меняют цвет на голубой, голубовато-зеленый или темно-зеленый, а при последующей термической обработке - на янтарно-желтый, коричневато-красный, сиреневый или сине-зеленый.

Светло-голубые топазы в результате облучения становятся ярко-голубыми (в настоящее время большинство представленных на рынке ярко голубых топазов подвергалось облучению). С помощью облучения или отжига и их комбинации можно добиться практически любой окраски топаза: бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой и др.

Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг позволяет получать цитрины, зеленые бесцветные кварцы из аметистов, а также голубые, зеленые и бесцветные кварцы из дымчатых разновидностей.

Облучение применяется также для получения синего и серо-стального (черного) жемчуга.

Цвет перечисленных выше облученных камней обычно не изменяется с течением времени, однако следует соблюдать осторожность при ремонте ювелирных изделий с подобными камнями и не подвергать их сильному нагреву.

Пропитка (заполнение трещин)

Этот метод эффективен для облагораживания камней с трещинами, выходящими на поверхность. Для пропитки применяются различные красящие и бесцветные вещества - масла, смолы, жидкие стекла. В результате трещины становятся менее заметными, улучшается окраска и прочность камня. Чаще всего пропитке подвергают изумруды, алмазы, рубины, сапфиры, опалы и бирюзу.

Для некоторых камней с заполненными трещинами следует избегать очистки в ультразвуковой ванне и воздействия различных видов растворителей.

Помимо перечисленных выше существует много других более или менее распространенных методов облагораживания, таких как сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида (например, изменения цвета).

Дополнительные материалы

СИНТЕТИЧЕСКИЕ КАМНИ И ИМИТАЦИИ

Понятие «искусственный» у российского потребителя вызывает ассоциацию с чем-то второсортным. Тем не менее, рынок синтетических камней с каждым годом все растет.

Искусственные камни сегодня по своим свойствам пр...

далее...

КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

При выборе ювелирного украшения помимо дизайна следует обращать внимание и на особенности его конструкции. Сегодня можно встретить изделия с самыми разнообразными закрепками, замками, шинками и др., но, как показыв...

далее...

Оправы ювелирных вставок

Оправа (каст, закрепка) - это место или способ крепления вставки. Касты бывают различных форм и размеров, наиболее распространенными являются глухой, ободковый или царговый, крапановый, корнеровый и клеевой.

На их ...

далее...

dragcoin.org.ua

Способы облагораживания сапфира. Термообработка, диффузия

Природный сапфир чаще всего представляет собой полупрозрачный слоистый и трещиноватый минерал всевозможных оттенков всех цветов радуги. Случается ему бывать и бесцветным. Легко ли добыть сапфир ювелирного качества? Очень нелегко: высокая твердость минерала, его неподатливость геометрическим деформациям становится причиной нарушения целостности кристаллов.

Внутрикристаллические примеси, дающие эффект оцвечивания минерала, нередко концентрируются в камне неравномерно. Заполнение трещин чужеродными растворами и расплавами превращает изначально монолитные образования корунда (техническое наименование сапфиров и рубинов) когда в склады, а когда и в свалки загрязнений.

Вот почему львиная доля сапфиров, попадающих на ювелирный рынок, проходит облагораживание.

Сегодня методы облагораживания сапфира многочисленны и хитры. Старые мастера Шри-Ланки, признанного центра добычи синих камней, пользуются термическим способом сгущения цвета.

От природы ланкийские сапфиры в большинстве своем слабо окрашены, и не слишком похожи на сверкающие вставки в перстнях и серьгах. Называемые термином «геуда», эти камни не имеют сколько-нибудь серьезной первоначальной цены. Однако высокотемпературное облагораживание превращает геуду в настоящий синий сапфир.

Не переживают островитяне, если вдруг случается перегрев заготовленного сырья. Корунды, нагретые до 1300 и даже до 1400°C, обретают эффект астеризма. Их шлифуют кабошонами – чтобы шестилучевые звезды ярче играли на поверхности камня.

Красные корунды, или рубины, нередко изначально весьма заметно «синят». Особенно сильно подобный дефект портит прекрасные розовые камни. Нагревание в кислой среде до 800°C помогает избавиться от ненужной синевы.

Применяется этот метод и к излишне темным синим сапфирам. Это ведь только изумруд чем гуще цветом, тем дороже. Следы такого облагораживания сапфиров практически неразличимы при обычном осмотре камня, что позволяет видоизмененным кристаллам поступать в ювелирные мастерские под видом полностью природного сырья.

Бич натурального корунда – трещиноватость. Чтобы «заживить» глухие и выходящие наружу трещины, мастерам приходится идти на ухищрения. Иногда оказывается эффективным метод нагревания камня в окисноалюминиевой среде. Не нужно забывать, что по своей химической сути корунд – это оксид алюминия Al2O3. Расплавленное вещество способно приникать в трещины и цементировать их лучше любого клея.

Правда, бесцветный стекловидный материал (так называемый лейкосапфир), получаемый в результате этой манипуляции и заполняющий микроскопические полости в камне, обнаруживается при помощи электронного микроскопа. Тем не менее, ювелирное качество «вылеченных» таким образом сапфиров оказывается много более высоким, нежели качество кристаллов, облагороженных при помощи масла, смолы или воска.

Эксперты не видят большой разницы в качестве сапфиров, трещины которых подверглись заполнению расплавленными силикатами той или иной разновидности. Такой метод облагораживания сапфиров, придя в уже далеком прошлом на смену древним масляно-восковым ваннам, может применяться и в наши дни.

Вошедшая в ювелирные технологии в середине ХХ века эпоксидная смола дает примерно такой же визуальный эффект, как и стеклянные цементы в сапфировых трещинах. Луч света, преломляясь на границах сред чужеродных корунду материалов, вспыхивает яркими искрами от густо-фиолетового до ярко-розового цвета.

Пропитка корундов веществами, активно диффундирующими во внешние слои минерала, и таким образом меняющими природный цвет камня, особенно часто применяется для облагораживания сапфиров красного и синего цвета. Нередко улучшение цвета, достигнутое подобным способом, происходит с одновременным снижением блеска – что недопустимо для камней ювелирного качества.

Превращение невыразительных слаборозовых сапфиров в яркие оранжевые камни обусловлено термодиффузионной пропиткой корунда бериллием. За счет малой атомной массы бериллий проникает в кристаллическое тело сапфира достаточно глубоко: корундовые ювелирные вставки размером до 3-х миллиметров могут быть насыщены бериллием на всю толщину камня.

Куда менее привлекателен эффект облагораживания сапфиров бериллием, если кристалл велик, и бериллий образует лишь оцвеченный слой на поверхности камня.

Не отрицая действенности термодиффузной обработки корундов, современная геммология требует обязательного указания факта применения метода при сертификации готовых изделий. Вписанное в документ выражение beryllium treated означает насыщение корунда ионами бериллия в целях получения теплых оттенков цвета.

От природы желтоватые или едва розоватые сапфиры после beryllium treated становятся прекрасными самоцветами желтого и оранжевого цвета. А вот выражение diffusion чаще применяется для документирования «посинения» камня. Методом diffusion в толщу самоцвета вводятся ионы железа и ванадия, обуславливающие изменение пропускной способности кристаллической решетки касательно электромагнитного излучения видимого спектра.

Впрочем, специалисты и без сертификатов отличают корунды, прошедшие термодиффузную обработку. Поскольку диффузия не затрагивает центрального объема камня, в середине самоцвета достаточно большого размера всегда остается небольшой объем кристалла природной окраски. Специальные светофильтры, надетые на объектив микроскопа, позволяют с уверенностью определить первоначальный цвет минерала.

Диффундировавшие вглубь камня вещества не слишком сильно меняют природу сапфира. Иное дело – стеклование минерала. Для облагораживания корундов красного цвета (рубинов) используется метод led-glass filling, или заполнение пустот в камне свинцовым стеклом (хрусталем). Делается это еще и потому, что до 70% объема природного рубина может являть собой разнообразные пустоты.

Рубины, прошедшие залечивание пор и трещин стеклом, выглядят гораздо презентабельнее невзрачных от природы кристаллов. Стоит отметить, что не менее 95% рубинов, реализуемых в розницу, являются стеклонаполненными.

Потребитель счастлив покупать яркие и чистые камни по цене от 20 до 50 долларов за карат, однако специалисты сетуют: краснота таких самоцветов не дает пламенных всполохов, не сравнима густотой с кровью, не светится потаенным огнем – зато искрит голубым и оранжевым. Что тоже вполне декоративно, но... искусственно.

Совсем небольшая часть ювелирных рубинов (примерно 4%) создается методом термодиффузного введения бериллия. Яркость оранжево-красного сияния этих камней ценится выше хрустальной монолитности блеска стеклонаполненных рубинов. Дешевле ста долларов за карат такие камни не стоят ни при каких условиях, а нормальная цена начинается у отметки в 500 долларов за карат.

Необлагороженные рубины ювелирного качества настолько редки, что их стоимость многократно превосходит стоимость бриллиантов, и может исчисляться поистине астрономическими суммами.

Предыдущая статья: Способ облагораживания аметиста

Следующая статья: Способ облагораживания изумруда

А вы читали другие статьи этого раздела?

finesell.ru


Смотрите также