История возникновения и развития искусства эмали. Эмаль в ювелирном искусстве


Русское эмалевое искусство

 Изделия из металла, украшенные горячей эмалью, занимают большое место в декоративно-прикладном искусстве. Процесс придания многоцветий металлу, соединения металла и стекла был известен еще в древние времена. Горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве древнего Египта, Индии, Китая. Эти изделия, в основном ювелирные украшения и посуда, поражают нас безупречным качеством исполнения, многоцветием и тонкостью работы.

В произведениях прикладного искусства древнего мира, а также и в более поздних изделиях греческих и римских мастеров первых веков нашей эры применялась техника выемчатой эмали. При таком способе нанесения эмали стекловидную массу закладывали в специально выбранные в поверхности металла углубления. Рядом с блестящей поверхностью золота, серебра или меди цветные вкрапления эмали создавали впечатление драгоценных камней или мозаики.

Большого совершенства техника эмали достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X—XV вв.). Они замечательны удивительной тонкостью работы, гармонией цвета, пластики, выразительностью композиций и разнообразием технологических приемов. Византийские художники использовали не только выемчатую эмаль, но и перегородчатую. Расширяется круг применения изделий с горячей эмалью. Кроме ювелирных изделий и посуды эмалью украшаются предметы церковного обихода: иконы, оклады церковных книг и др.

Мастерство византийских ювелиров нашло своих последователей в древнерусском прикладном искусстве Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. В Киеве, еще в X в. появляются изделия из металла с горячей эмалью, которые славились в Европе наравне с византийскими своей тщательностью и тонкостью работы, гармоничностью цветов, среди которых преобладают синий, зеленый, красный и розовый. В этих изделиях использовалась техника и выемчатой, и перегородчатой эмали.

 Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но продолжили традиции эмальерного искусства и добились в последующие времена высокого совершенства и мировой известности.

 В XIV и XV вв. эмаль применяется как фон на литых, чеканных и резных изделиях. К середине XVI в. получила большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра или меди. Еще драгоценнее становится блеск и яркость эмалей рядом с поблескивающим орнаментом металла. Изделиями такого рода славились мастера Новгорода и Москвы. Излюбленными цветами эмали новгородских мастеров были голубой, синий, черный и белый, причем эти вкрапления в сканный узор были очень небольших размеров для придания изделиям драгоценности. Для московских произведений с эмалью XV в. характерно применение прозрачных изумрудно-зеленой, синей и лиловой эмалей, которыми заливался фон надписей или литых накладных изображений.

 В XVI в. украшение золотых и серебряных изделий эмалями достигает своего совершенства. В цветовой гамме первое место занимает голубой тон с множеством оттенков от сине-василькового до водянисто-голубого, бирюзового, зеленовато-голубого и лилового, а в конце века появляются также густокрасные и зеленые тона.

В XVII в. московские мастера в совершенстве овладевают техникой художественной эмали во всем ее многообразии. Они не только покрывают эмалью плоские поверхности, но и заливают эмалью объемные формы: сосуды, скульптурные чеканные рельефы и т. п. При этом применяются глухие эмали всевозможных цветов и оттенков, а также прозрачные, через которые просвечивает мерцающий блеск золотого и серебряного фона.

 Период XVI—XVII вв. характеризуется применением горячей эмали в обиходных вещах: посуде, коробочках , футлярах, ножах, вилках. Эмаль как вид украшения, в основном предметов церковного обихода, теперь становится неотъемлемой частью и бытовых и светских вещей.

Способ росписи по белой эмали на металле стал известен с середины XVIII в. и в г. Ростове (Ярославском). Здесь изготовлялись предметы церковной утвари, дорогая посуда, миниатюрные портреты, ювелирные украшения. Замечательными в них были росписные эмалевые вставки-миниатюры, выполненные с помощью сложной надглазурной росписи по белой эмали на металле. Изображения отличались реалистичным воспроизведением пространства, объемов, освещенности.

 К середине XIX в. в творчестве мастеров эмальерного дела наблюдается постепенный переход от изящества и многоцветия росписей, свойственных XVIII в., к монохромности, натуралистичности и некоторой упрощенности. В изделиях конца XIX и начала XX вв. заметны черты механического смешения традиционных приемов (XVIII в.) с классическими (XIX в.) и с западно-европейскими способами росписей. Конец XIX и начала XX в. характеризуется расцветом стиля «модерн». Примером могут служить изделия фирмы Курлюкова в Москве 

 В 90-е годы XIX в. прикладное искусство России переживает острую необходимость возврата к формам до-классического искусства Древней Руси. Чаще всего художники обращаются к наследию XVII в., как наиболее богатому разнообразными способами исполнения и декорировки изделий. В прикладных произведениях из металла этого времени заметны либо очень точные копии образцов XVII в., либо стилизации, использующие формы, декор и технологию XVII в. Попытка возврата к прошлым, традиционным формам имела благородные цели: она послужила во многих случаях открытию забытых приемов изготовления и, в частности, к возрождению техники горячей эмали на металле. Такие способы, как цельное покрытие эмалью изделия, изготовление прозрачных эмалей на металле или роспись по эмали для ювелирных изделий, были вновь освоены и возвращены в производство. Особенной славой пользовалась основанная в 1842 г. в  Петербурге фабрика Фаберже и открытое в конце 90-х годов  XIX в отделение фирмы Фаберже в Москве, объединяющие несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись и эмальерные работы высокого технического качества. Разнообразные по характеру, они иногда повторяли формы XVII в. с включениями элементов других стилей, но чаще они обладали ярко выраженными чертами собственного стиля.

igor.bloger.by

История возникновения и развития искусства эмали

История художественного эмалирования, так же как и ювелирное искусство, имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Когда и где впервые было осуществлено эмалирование, т.е. цветное стекло в расплавленном состоянии соединено с металлом, точно определить невозможно. Хиггинс при описании греческих и римских украшений упоминает о наиболее ранних работах с эмалью.

Например, в Микенах (Греция) были найдены металлические предметы с впаянными пластинками стекла, окрашенными в синий цвет, изготовленными между 1425 и 1300гг. до н.э. Эти предметы можно считать древнейшими из известных находок. С VI в. до н. э. греки систематически наплавляли эмаль на золотые украшения.

На острове Кипр были найдены подвески в форме цветка, выполненные в технике филигранной эмали, изготовленные приблизительно в XIV в. До н.э. В форме и технике исполнения явно чувствуется египетское влияние. В Куриуме (Кипр) в одном из захоронений XII в. до н.э. обнаружили золотой скипетр, увенчанный шаром, на котором выполнены две фигуры орлов. Шар и орлы частично покрыты лиловой, зеленой и белой выемчатой эмалью.

В Азербайджанской ССР была найдена диадема с розетками, листьями и цветами, украшенными филигранной эмалью (VII в. до н.э.).

С первой половины VI в. до н.э. греческие украшения покрывали белой, темно-синей, темно-зеленой и бледно-бирюзовой филигранной эмалью.Как в Этрурии, так и в южной части АССР были найдены подобные украшения V-VII в. до н.э. с типично эллинистическими орнаментами, которые позволяют судить о греческом влиянии на развитие художественных промыслов.

Из III в. до н.э. до нас дошли небольшие подвески из металла, сплошь покрытые эмалью. Вероятно их погружали в расплавленное цветное стекло.

Несмотря на отрывочные сведения, можно утверждать, что в восточном Средиземноморье уже в I тысячелетии до н.э. наплавляли стекло на металл и что греческие, а позднее и этрусские украшения декорировались эмалью. Несмотря на то, что эти первые попытки соответствовали по техническим признакам эмалированию, все же, если рассматривать их с художественной точки зрения, они являются лишь формой полихромного обогащения металлического украшения, инкрустированного шлифованными пластинками драгоценных камней, керамики, смальты или стекла, наклеенными в выемки между напаянными из проволоки перегородками.

Переход от инкрустации к эмали мог произойти там, где были достаточно широко развиты технические предпосылки для металлообработки и изготовления легкоплавких стекол. Требовалось лишь положить кусочки стекла или немного порошка стекла на металл и расплавить, как это давно практиковалось при глазуровании глины.

Интересной находкой явились предметы, обнаруженные в микенской мастерской во дворце в Фивах (XIV в. до н.э.) в которой наряду с золотом обрабатывалось и стекло. Местами они сильно повреждены и поэтому довольно тяжело установить, был ли это порошок стекла, расплавленный на изделии, впрессованы предварительно разогретые куски стекла или вырезаны и приклеены стеклянные пластинки.

И если искать самые истоки этого искусства, то уместнее было бы говорить не о единичном случае вплавления стекла, а о массовом изготовлении изделий из металла в соединении с цветным стеклом. По этой причине было бы уместнее рассмотреть древнеегипетские вставки из поделочных камней.

Египетское искусство эмалирования

Уже во времена 5-й династии (с 2563 до 2423 гг. до н.э.) были известны примеры вставок в выемки. Фигурные изображения, письменные знаки и орнаменты выполнялись на золоте в виде углублений и затем заполнялись драгоценными камнями и смальтой.

Уже с 12-й династии (2000 г. до н.э.) техника вставок поделочных камней в ячейки стала определяющей для египетского ювелирного искусства. Ячейки явились переходной ступенью к технике перегородчатой и выемчатой эмали.

Ячейки изготавливались напаиванием перегородок по технологии более поздней перегородчатой эмали. Ляпис-лазурь, карнеол и др. камни, а так же вошедшая в употребление смальта (19-я династия) обрабатывались по форме ячеек и закреплялись с помощью смолы того же цвета.

Прекрасным примером может служить пектораль Сенусерта II, найденная в Кахуне. Она вырезана из листового золота и украшена золотыми перегородками, заполненными бирюзой, лазуритом и сердоликом.

Позднее появились стеклянные пластинки и порошок цветного стекла, крепившиеся с помощью клея. Этим они создавали художественные основы цветовой отделки металла камнем и эмалью. Египетские украшения всегда остаются строго плоскостными, помещенные в углубления камни, эмаль, керамические пластины утоплены до поверхности металлического изделия, создавая мозаичную композицию.

Египетская манера исполнения ювелирных украшений получила развитие в послединастическое время за границами Египта. Украшения из погребения жены фараона Аменемхета из Мероэ (Нубия) показывают, что здесь еще в I в. н.э. египетская техника закрепления вставок сохранилась, хотя и в более грубой форм. В этих украшениях вместо вставок встречаются настоящие расплавленные эмали классической египетской палитры. При изготовлении найденных золотых украшений мастер упустил из виду то, что объемную усадку расплавленной эмали следует выравнивать дополнительным нанесением и обжигом. Эмаль погрузилась в ячейки и напоминает современную перегородчатую, а не выемчатую эмаль, тщательно отшлифованную в одной плоскости.Так же нельзя не вспомнить о погребальных украшениях Тутанхамона. Маска мумии имеет инкрустацию смальтой, а саркофаг, выполненный из пластин, умело декорирован чеканкой, местами перегородчатой эмалью.

Несмотря на то, что нельзя говорить о достижении египтянами  значительного мастерства в эмальерном деле, они несомненно имели представление о наплавлении стекла на металл, что умело воплощали в ювелирных украшениях, относясь к этой технике так же скрупулезно, как это было принято в целом для египетского искусства.

Китайская эмаль

Значительный вклад в технологию внесли Иран (Персия), Индия и Китай. Если говорить об Иране, то здесь необходимо отметить массивные браслеты из серебра и золота, которые носили мужчины и женщины. Они представляют собой простое кольцо, замыкающееся симметричными головами животных. На некоторых изделиях можно увидеть остатки инкрустации синей перегородчатой эмалью. Более подробно необходимо остановиться на Китае, поскольку именно китайские мастера добились в этой технике определенных успехов. В сокровищнице Сёсоин имеется серебряное зеркало в виде цветущего лотоса, выполненного в технике перегородчатой эмали.

Намного позже появятся несколько другие эмали. Китайские расписные эмали — один из немногих видов прикладного искусства, которому до последнего времени почти не уделялось внимания. В литературу они вошли под названием "кантонские" эмали и долгое время считались явлением, чуждым Китаю и принципиально не отличающимся от фарфора, идущего на экспорт. По-видимому, этим объясняется и то, что в китайских источниках XVIII и XIX веков рас¬писные эмали полностью игнорируются.

На русском языке так называемым кантонским эма¬лям отведены краткие разделы в книгах по искусству Китая, в путеводителях по выставкам; отдельные предметы были изданы в альбомах О. Н. Глухаревой и М. Н. Кречетовой. В 1980-е годы опубликована статья об эмалях с европейскими сюжетами из собрания Государственного Эрмитажа и издано блюдо с "галантной" сценой и иероглифическим текстом из того же собрания. Изучение расписных эмалей сильно затруднено и тем, что как в китайской, так и европейской литературе нет единой терминологии для их обозначения. Часто, говоря о расписных эмалях, имеют в виду и полихромный фарфор и предметы с металлической основой. Специальное название для металлических изделий в китайском языке появляется, по видимому, лишь в работах XX века. Там они называются "хуа фалан" - буквально "расписные эмали". Нередко перед словом "эмаль" стоит обозначение металла, из которого выполнена основа, — меди, золота, серебра. Пекинская школа эмалирования имеет богатые традиции в изготовлении объемных изделий, полностью покрытых перегородчатой эмалью. Сосуды и пластику изготавливали и изготавливают как изделия экспорта, пользующиеся большим спросом на мировом рынке. Рисунок представляет собой традиционные мотивы с хризантемами. Ячейки заполняют непрозрачными эмалями нескольких тонов. При этом эмаль смешивают с клеящим составом, который должен удерживать эмалевый порошок на вертикальных поверхностях. При первом обжиге клей сгорает без остатка. После первого обжига ячейки заполняют эмалями и обжигают еще раз. Перед заключительным – третьим обжигом наносят столько эмали, что она местами вытекает из ячеек и закрывает перегородки. После эмалирования сосуд шлифуют с водой и дорабатывают мелкозернистым полирующим средством. В такой технике китайские мастера изготавливают сосуды и фигурки высотой до двух метров.

www.art-katalog.com

§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ

Изделия из металла, украшенные горячей эмалью, занимают большое место в декоративно-прикладном искусстве.

Процесс придания многоцветий металлу, соединения металла истекла был известен еще в древние времена. Горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве древнего Египта, Индии, Китая. Эти изделия, в основном ювелирные украшения и посуда, поражают нас безупречным качеством исполнения, многоцветием и тонкостью работы.

В произведениях прикладного искусства древнего мира, а также и в более поздних изделиях греческих и римских мастеров первых веков нашей эры применялась техника выемчатой эмали. При таком способе нанесения эмали стекловидную массу закладывали в специально выбранные в поверхности металла углубления. Рядом с блестящей поверхностью золота, серебра или меди цветные вкрапления эмали создавали впечатление драгоценных камней или мозаики.

Большого совершенства техника эмали достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X—XV вв.). Они замечательны удивительной тонкостью работы, гармонией цвета, пластики, выразительностью композиций и разнообразием технологических приемов. Византийские художники использовали не только выемчатую эмаль, но и перегородчатую. Расширяется круг применения изделий с горячей эмалью. Кроме ювелирных изделий и посуды эмалью украшаются предметы церковного обихода: иконы, оклады церковных книг и др.

Мастерство византийских ювелиров нашло своих последователей в древнерусском прикладном искусстве Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. В Киеве, еще в X в. появляются изделия из металла с горячей эмалью, которые славились в Европе наравне с византийскими своей тщательностью и тонкостью работы, гармоничностью цветов, среди которых преобладают синий, зеленый, красный и розовый. В этих изделиях использовалась техника и выемчатой, и перегородчатой эмали.

Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но продолжили традиции эмальерного искусства и добились в последующие времена высокого совершенства и мировой известности.

В XIV и XV вв. эмаль применяется как фон на литых, чеканных и резных изделиях. К середине XVI в. получила большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра или меди. Еще драгоценнее становится блеск и яркость эмалей рядом с поблескивающим орнаментом металла. Изделиями такого рода славились мастера Новгорода и Москвы. Излюбленными цветами эмали нов-

городских мастеров были голубой, синий, черный и белый, причем эти вкрапления в сканный узор были очень небольших размеров для придания изделиям драгоценности. Для московских произведений с эмалью XV в. характерно применение прозрачных изумрудно-зеленой, синей и лиловой эмалей, которыми заливался фон надписей или литых накладных изображений.

В XVI в. украшение золотых и серебряных изделий эмалями достигает своего совершенства. В цветовой гамме первое место занимает голубой тон с множеством оттенков от сине-василькового до водянисто-голубого, бирюзового, зеленовато-голубого и лилового, а в конце века появляются также густокрасные и зеленые тона.

В XVII в. московские мастера в совершенстве овладевают техникой художественной эмали во всем ее многообразии. Они не только покрывают эмалью плоские поверхности, но и заливают эмалью объемные формы: сосуды, скульптурные чеканные рельефы и т. п. При этом применяются глухие эмали всевозможных цветов и оттенков, а также прозрачные, через которые просвечивает мерцающий блеск золотого и серебряного фона.

Период XVI—XVII вв. характеризуется применением горячей эмали в обиходных вещах: посуде, коробочках (рис. 19), футлярах, ножах, вилках. Эмаль как вид украшения, в основном предметов церковного обихода, теперь становится неотъемлемой частью и бытовых и светских вещей.

19. Коробочка со сканной эмалью Москва (XVII в.)

Значительным для прикладного искусства XVI—XVII вв. является богатство орнаментов, многоцветие и разнообразие применяемой техники. Горячая эмаль на металле выполняется в это время всеми способами: выемчатая, по чеканке, скани (рис. 20) и др. Сложные орнаментальные композиции декора украшаются эмалевыми вставками, а сюжетные композиции покрываются цветной эмалью по чеканному рельефу. Здесь же встречаются впервые примеры росписи по эмали. Фигуры людей и животных становятся более пропорциональными, растительные орнаменты теряют строгую геометричность. Художники воспроизводят в декоративных узорах многоцветный, праздничный мир, неистощимый в своем богатстве и радующий глаз.

20. Фрагмент колчана для стрел. Сканная эмаль с просечным фоном Москва (XVII в.)

Замечательные произведения прикладного искусства появляются в XVII в. в Великом Устюге, и среди них встречаются изделия с цветной эмалью: по скани белой, темно-синей, черной, желтой и зеленой, а также голубой. Со второй половины XVIII в. особый интерес представляет только здесь примененная техника цельного эмалевого покрытия предметов синим, голубым и белым цветами с серебряными накладками. В основном таким способом украшались предметы обихода: посуда, вазы, рамки. Их делали из меди и покрывали сплошным тонким слоем эмали, что давало почти полную имитацию фарфора. В эти покрытия вплавлялись декоративные узоры из тонких чеканных листков серебра или золота.

21. Серебряная чаша с росписной эмалью Сольвычегодск (конец XVII в.)

Изготовлением церковной утвари, предметов домашнего обихода и ювелирных украшений славились в XVII в. мастера из Сольвычегодска. Сканные серебряные изделия с эмалью чаще всего украшали светло-зеленым, голубым и темно-синим цветами.

Металлической основой сольвычегодских изделий чаще всего была медь, а эмалевое белое покрытие расписывалось надглазурными красками, наподобие росписи по фарфору. Яркие по цвету и тонкие по графике эмалевые вставки занимали иногда почти всю поверхность изделия, а иногда образовывали фигурно-орнаментальные плетения на фоне позолоченного металла. Цветовое и графическое решение росписных вставок служит примером замечательной фантазии и изобретательности художников, умевших соединять сказочно-фантастические мотивы с воспроизведением окружающей природы: пейзажей, животных, цветов и трав и др. Штриховой рисунок сольвычегодских эмалей близок по характеру лубочным картинкам так же, как близки им и многие сюжеты изображений, взятых из народных сказок и поверий (рис. 21 и 22).

22. Чаша с росписной эмалью Сольвычегодск (XVII в.)

Отличительной чертой художественных изделий с горячей эмалью русских мастеров XVII и начала XVIII вв. от западно-европейских является их яркость, многоцветие и общий колорит. Это особенно заметно при сравнении московских, новгородских или сольвычегодских эмалей с лиможскими (XV—XVII вв.), которые писались по черному фону.

Роспись по эмали в Москве начинается с середины XVIII в. — это мелкие травки, цветы и т. п. Настоящая живопись (миниатюра) на эмали по белому фону появляется в самом начале XVIII в. Григорий Муссикийский и Андрей Овсов — первые известные живописцы, рисовавшие миниатюрные портреты на эмали. К 80-м годам XVIII в. живописная миниатюра на эмали становится популярным видом искусства.

В Академии Художеств России учреждается эмальерный класс, которым с 1790 г. руководил Петр Жарков; сохранилось несколько портретов его работы.

Способ росписи по белой эмали на металле стал известен с середины XVIII в. и в г. Ростове (Ярославском). Здесь изготовлялись предметы церковной утвари, дорогая посуда, миниатюрные портреты, ювелирные украшения. Замечательными в них были росписные эмалевые вставки-миниатюры, выполненные с помощью сложной надглазурной росписи по белой эмали на металле. Изображения отличались реалистичным воспроизведением пространства, объемов, освещенности.

К середине XIX в. в творчестве мастеров эмальерного дела наблюдается постепенный переход от изящества и многоцветия росписей, свойственных XVIII в., к монохромности, натуралистичности и некоторой упрощенности. В изделиях конца XIX и начала XX вв. заметны черты механического смешения традиционных приемов (XVIII в.) с классическими (XIX в.) и с западно-европейскими способами росписей. Конец XIX и начала XX в. характеризуется расцветом стиля «модерн». Примером могут служить изделия фирмы Курлюкова в Москве (рис. 23).

В 90-е годы XIX в. прикладное искусство России переживает острую необходимость возврата к формам до-классического искусства Древней Руси. Чаще всего художники обращаются к наследию XVII в., как наиболее богатому разнообразными способами исполнения и декорировки изделий. В прикладных произведениях из металла этого времени заметны либо очень точные копии образцов XVII в., либо стилизации, использующие формы, декор и технологию XVII в. Попытка возврата к прошлым, традиционным формам имела благородные цели: она послужила во многих случаях открытию забытых приемов изготовления и, в частности, к возрождению техники горячей эмали на металле. Такие способы, как цельное покрытие эмалью изделия, изготовление прозрачных эмалей на металле или роспись по эмали для ювелирных изделий, были вновь освоены и возвращены в производство. Особенной славой пользовалась основанная в 1842 г. в Петербурге фабрика Фаберже и открытое в конце 90-х годов отделение фирмы Фаберже в Москве, объединяющие несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись и эмальерные работы высокого технического качества. Разнообразные по характеру, они иногда повторяли формы XVII в. с включениями элементов других стилей, но чаще они обладали ярко выраженными чертами собственного стиля.

Заботой художников прикладного искусства с первых дней Советской власти было восстановление старинных художественных промыслов в Москве, Ленинграде, Ростове (Ярославском), Великом Устюге, в промышленных городах Урала. В этих городах в 30-е годы были реконструированы и модернизированы машины и оборудование. При художественных фабриках открылись специальные школы для подготовки молодых мастеров, учителями в которые приглашались видные художники (такие, как Чехонин, Тоне) и старые опытные мастера.

23. Серебряный кофейник и молочник с живописной эмалью Москва (начало XX в.)

Перед советскими художниками стояла задача воплотить в новых самобытных формах декоративного искусства современную действительность, в миниатюрных изделияхвыразить дух и настроение сегодняшнего дня. Над возрождением производства «Ростовская финифть» работали Чехонин, Назаров, Горский и др. Они создали новый тип ростовской эмали, с элементами советской эмблематики, с лозунгами, лентами и флагами. Постепенно в орнаменты ростовских росписей проникли элементы, свойственные изделиям Хохломы и Палеха, с их завитками, сочетанием цветов, стилизованными растениями. Эти новшества несколько изменили традиционный характер ростовских эмалей и во многом обеднили возможности этого старинного производства.

В настоящее время в области техники горячей эмали сделаны немалые успехи. Старинные предприятия художественной промышленности стараются сохранить свою художественную специфику. Предприятия Москвы, Ленинграда, Ростова и других выпускают достаточно качественные и разнообразные изделия с применением всех видов техники горячей эмали.

В настоящее время изготовлением художественных изделий с эмалью заняты многие предприятия Москвы: комбинат «Русский сувенир», организованный в 1967 г., комбинат прикладного искусства, организованный в 1966 г., фабрика «ГОЗНАК», возрожденная после 1917 г. на основе производства Государственного Монетного Двора (учрежденного в XVIII в.). В Ленинграде производство горячей эмали на металле осуществляет завод «Ленэмальер», основанный в 1917 г., и Ленинградский «Монетный Двор», основанный в XVIII в. В Великом Устюге работает артель «Северная чернь», созданная в XVIII в. и выпускающая кроме черневых изделий также и изделия с горячей эмалью. В г. Ростове (Ярославском) продолжается производство росписной эмали в артели «Возрождение». Ювелирные артели «Красного села», начавшие свое производство в XVIII в., тоже изготовляют небольшое количество ювелирных изделий с горячей эмалью (рис. 24).

24. Крышка шкатулки. Эмаль по скани Автор И. Нивина(1959г.)

Сувениры, подарочные изделия с эмалью выпускает также ювелирная промышленность Прибалтийских республик, Украины и Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана. Своеобразный национальный характер сохраняют изделия художников из Среднеазиатских республик, которые все чаще появляются на республиканских, Всесоюзных выставках декоративно-прикладного искусства.

В наши дни все больше и больше художников и мастеров декоративно-прикладного искусства обращаются к технике горячих эмалей. В самых отдаленных уголках нашей Родины создают они произведения, оригинальные по цвету, форме и национальному характеру. Эти произведения, отражающие оптимистическое отношение к окружающему миру, уверенность в завтрашнем дне, характеризуют общее направление и состояние нашего социалистического искусства.

Однако современное искусствознание все определеннее приходит к мысли, что для нового подъема в творческой работе, для новых смелых поисков мастерам и художникам необходимо изучать и хорошо знать лучшие достижения русских мастеров и ювелиров прошлого, запечатленных в неповторимых памятниках декоративно-прикладного искусства. Только глубоко изучив наследие прошлого, можно уверенно двигаться вперед, сохраняя и развивая лучшие черты русского национального искусства.

* * *

В заключение необходимо еще раз напомнить, что при нарушении режимов технологии эмалирования возникают дефекты, которые бывает трудно исправить.

Прежде всего, это несоблюдение необходимой чистоты в процессе приготовления и наложения эмали на изделие. Например, на загрязненной пылью эмали после обжига появляются серые пятна. Если в эмаль попала медь, то на белой эмали появляются зеленые пятна, а при попадании серебра — желтые.

Приведем наиболее часто встречающиеся ошибки, которые приводят к браку, если:

· перед наложением эмали изделие не было отожжено, то в процессе нагрева вместе с эмалью изделие коробится и искажается;

· перегородки припаяны припоем, имеющим температуру плавления ниже температуры плавления эмали, то в процессе нагрева с эмалью изделие портится;

· при приготовлении фондана была использована недостаточно чистая вода (эмаль надо растирать на дистиллированной воде), то фондан теряет прозрачность;

· при обжиге оконной эмали был допущен перегрев, — эмаль «проваливается»;

· при обжиге живописной эмали был допущен перегрев, то штрихи рисунка «тонут» и расплываются в грунте;

· сканные перегородки были напаяны ювелирным припоем (содержащим цинк), изделие расплавляется и рассыпается;

· железная подставка не была натерта мелом и при обжиге железная окалина попала в эмаль, то образуются черные пятна;

· изделие недогрето, эмаль получается пористой;

· бесцветная эмаль слишком тонко натерта, то после обжига она становится молочной;

· бесцветная прозрачная эмаль слишком сильно обожжена, она также становится молочной;

· эмаль стала серой и тусклой после обжига, значит она плохо промыта;

· пластинка с живописной эмалью после обжига значительно деформировалась, значит неправильно наложена контрэмаль;

· после обжига обнаружены обнаженные участки, то эмаль была положена неравномерно или очень тонко;

· живописная эмаль обожжена выше нормы (пережог), то краски выгорают и меняют цвет: бирюзовые становятся серыми, пурпур и розовые приобретают синеватый оттенок, жидкое золото теряет блеск и стирается;

· вода попала на уже высушенные участки эмали, то после обжига появляются тусклые пятна, особенно по краям.

Первоисточник: 

Техника художественной эмали, чеканки и ковки. А. В. Флеров, М. Т. Демина, А. Н. Елизаров, Ю. А. Шеманов — М., 1986.

art-con.ru

Традиции горячего эмалирования в ювелирном искусстве Востока: от Магриба до Ирана

Емельянов А.Ю.

Традиции горячего эмалирования в ювелирном искусстве Востока: от Магриба до Ирана

 

Аннотация

В данной статье рассматриваются традиции горячего эмалирования в декоративно-прикладном искусстве в различных регионах Ближнего Востока и Центральной Азии с точки зрения технологии и истории.

Марокканский браслет с перегородчатой эмалью по филиграни, 20-й век

Для ювелирного искусства народов Востока характерно не только использование богатой отделки украшений с помощью филиграни, чеканки, басмы и др., но и полихромная отделка цветными камнями, смальтой, пастами, мастиками и смолами, придающая яркое и праздничное настроение этническим украшениям.

Наряду с использованием вставок драгоценных и полудрагоценных камней, в различных регионах Ближнего Востока и Центральной Азии широкое распространение получила техника горячего эмалирования.

Эмаль представляет собой застывшую цветную стеклообразную массу, наплавленную на поверхность металла. По своему химическому составу эмали являются стеклами. От обычного стекла они отличаются главным образом пониженной температурой плавления и близкими к металлу коэффициентами линейного расширения. Это необходимо для получения прочного и долговечного покрытия. Температура расплавления эмали должна быть ниже температуры плавления эмалируемого металла [1].

По видам эмали делятся на прозрачные и непрозрачные, а также оплалсцирующие (полупрозрачные). Последний вид характерен только для Запада. По технологии эмалирования различают два основных способа декорирования украшений — выемчатую эмаль (champleve), где эмалевая масса заплавляется в углубления в поверхности металла и перегородчатую эмаль (cloisonne), где эмаль заполняет ячейки, образованные плоской или круглой проволокой, припаянной к поверхности. Первый вид более древний и архаичный, распространен более в Центральной Азии (Пакистан), Иране и Индии, второй характерен для ювелирных изделий Северной Африки и Ближнего Востока. Во втором случае эмаль может заполнять перегородки доверху, имитируя инкрустацию, а может лишь покрывать тонким слоем поверхность металла между филигранными перегородками. Такой способ иногда называют эмалью по скани, или филиграни.

В странах Магриба (Северная Африка, к западу от Египта) эмаль получила особенно широкое распространение в декорировании ювелирных изделий. Причем в регионах северо-запада Марокко и Центрального Атласа можно встретить изделия в технике выемчатой эмали, созданные очевидно, под влиянием андалузского прикладного искусства [7].

В наши дни в этом регионе сохранилось около пяти крупных ремесленных центров, где производят украшения с перегородчатой эмалью, расположенных в Марокко, Алжире и северном Тунисе. Однако в прошлом искусство эмали в странах Магриба очевидно имело гораздо более широкое распространение — от Египта до побережья Атлантики.

В 60-е годы 20-го века эмальерное искусство в Северной Африке пережило значительный спад, в результате того, что большинство ювелиров, работающих с эмалью, в этом регионе были евреями и эмигрировали в Израиль. Особенно болезненно этот процесс сказался для Туниса, где производство качественных изделий с эмалью почти прекратилось [7].

На фото представлены традиционные тунисские украшения с эмалью - браслет и подвеска, сделанные по-видимому в районе Сусса (Мокнин) или на острове Джерба.

 

Браслет и подвеска "Рука Фатимы", горячая перегородчатая эмаль, кораллы. Тунис, не позднее середины 20-го века.

Для эмалей северо-африканского континента характерно традиционное сочетание трех цветов — желтого, зеленого и синего, однако, в 20-м веке палитра эмалей все чаще состоит только из желтого и зеленого цвета. Особенно это характерно для марокканских ювелирных изделий с филигранью, где эмаль по скани покрывает значительную часть изделий. Исключение составляют выемчатые эмали алжирских мастеров, где использование голубых и синих оттенков эмали широко применялось на протяжении 20-го века [6,7]. При этом для традиционных украшений Магриба характерно использование исключительно глухих, опаковых (непрозрачных) эмалей. Прозрачные эмали стали использоваться в этом регионе только совсем недавно, под влиянием современного европейского ювелирного искусства.

На фото ниже представлены образцы марокканских эмалей 19-го и 20-го века.

  

В ближневосточном регионе декорирование ювелирных изделий эмалью было характерно для Малой Азии до начала 20-го века, где традиции византийской эмали продолжали существовать на территориях бывшей Османской Империи (современная Турция и Кавказ).

Византийское влияние прослеживается также в персидских эмалях. Крупнейший эмальерный центр существовал в Исфахане (Персия) во времена правления Шаха Аббаса (16-17 вв.). Однако  великолепные изделия с горячей эмалью  champleve в Персии изготовлялись еще в средневековье. [1].

В 19-м, начале 20-го века эмаль широко применялась в декорировании изделий ювелиров Бухары и Самарканда. Бухарские мастера в конце XIX в. оформляли пластины и медальоны нашейного украшения «нози гардан» техникой эмали, сочетая с ним на фоне синего или голубого цвета изящный растительный орнамент белого цвета.

Особо следует отметить самобытные традиции эмалей северо-западного Пакистана (провинция Мультан), где с середины 19-го века изготовлялись характерные для этой местности украшения, богато декорированные выемчатой эмалью. Очевидно, традиции эмалирования проникли сюда из Индии и Персии. На фото ниже представлены пакистанские перстни и подвеска из Мультана с синей и зеленой эмалью.

Перстни с горячей эмалью, Пакистан, Мультан, середина 20-го века.

Пакистанская подвеска из сплава серебра с горячей эмалью, Мультан, 19-й, начало 20-го века.

Эмаль закладывали в ячейки и канавки, полученные в поверхности литых или кованных серебряных украшений гравировкой, штампом, или заранее предусмотренные в литьевой модели. Подобно раннесредневековым европейским и византийским эмалям, пакистанские эмали зашлифованы вровень с поверхностью металла. Эмали для пакистанских ювелиров изготовлялись в Индии вплоть до отделения Пакистана как отдельного государства [7, стр. 177]. После этого производство самобытных пакистанских эмалей сходит на нет, и существует в настоящее время только в качестве довольно посредственных подражаний старым образцам. В пакистанских украшениях 19-го — начала 20-го века преобладают цветочные орнаменты с использованием трех основных цветов — синего, красного и зеленого (эта гамма, кстати, характерна для племенных украшений Афганистана и северного Пакистана). В более поздних образцах присутствует иногда только синий цвет. Дешевые украшения с эмалью для бедных слоев населения изготовлялись из низкопробного серебра, томпака, и дешевого сплава на основе меди, цинка и никеля, называемого на Востоке «альпака», известного в Европе, как нейзильбер или мельхиор. Пакистанские украшения с эмалью были также популярны среди городских жителей Афганистана.

Во второй половине 20-го века в афганских украшениях из дешевых сплавов для простого народа, стали применяться полимерные холодные эмали наряду с традиционной технологией инкрустации цветными мастиками на основе органических смол и минеральных красителей, имитирующих натуральные камни. Подобные украшения, как правило, невысокого качества, аляповаты, но не лишены своего рода «первобытной» привлекательности. Эти изделия в огромном количестве можно встретить на базарах Турции, Сирии и других стран Ближнего Востока, где они продаются как сувениры для европейских туристов.

Не смотря на то, что эмали Ближнего Востока и в Цетральной Азии значительно уступают по своему разнообразию и техническому совершенству европейским образцам, можно говорить о самобытных традициях горячего эмалирования в этих регионах, представляющих интерес не только для искусствоведов и коллекционеров, но и для всех, кому интересно декоративно-прикладное искусство народов Востока.

На фото ниже представлены восточные этнические украшения с горячей и хотодной эмалью из коллекции Александра Емельянова:

  

 

На заглавном фото - крупная марокканская бусина с горячей эмалью, 20-й век.

Литература

 

1.                    Бреполь Э. Художественное эмалирование / Бреполь Э. - Л. М.: «Машиностроение» 1986 - 127 с.

2.          Фахретдинова Д. А. Ювелирное искусство Узбекистана. / Фахретдинова Д. А. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988. - 203 с.

3.          Alfred Janata. Schmuck in Afganistan. / Janata A. - Graz: Akademische Druck – u. Verlagsanstalt, 1981. - 212s.

4.          Ethnic jewellery from Africa, Asia, and Pacific islands. - Amsterdam and Singapore: The Pepin Press, 2008. - 254p.

5.          Loughran K. Desert Jewels. North African jewellery and photography from the Xavier Guerrand-Hermes Collection / Loughran K., Becker C. – New York: Museum for African Art 2008 – 94p.

6.          Sigrid van Roode. Desert Silver. Nomadic and traditional silver jewellery from the Middle East and North Africa / Sigrid van Roode – Amsterdam: KIT Publishers 2010 – 92p.

7.          Wolf-Dieter Slwert. Jewellery from the Orient. Treasures from the Bir Collection. / Wolf-Dieter Slwert – Stuttgart: Arnoldshe 2009 – 320p.

 

 

Traditions of hot enamelling in the Near East and Central Asia.

 

Summary

 

The article examines the traditions of hot enameling to decorative art objects in the regions of Near East and Central Asia from the point of view of technology and history.

 

Keywords

cloisonne technique, Design of the decorative art objects.

 

hotemal.ru

Витражная эмаль в ювелирном искусстве

Открытая группа
55792 участника

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20180327090025

Реклама

'; TmplReply = TmplReply + '

{T.content}

'; TmplReply = TmplReply + ''; TmplReply = TmplReply + ''; var CommentApiErrorHash = { 'error/api/request/field/comment_body/required':'Нет текста комментария', 'error/api/request/field/topic_id/required':'Не заполнено поле топик', 'error/db/internal':'Внутренняя ошибка', 'error/group/group/banned':'Группа заблокирована', 'error/group/noright':'Нет прав для написания комментариев', 'error/group/topic/banned':'Тема заблокирована', 'error/group/topic/notexists':'Тема не существует', 'error/member/locked':'Пользователь заблокирован', 'error/member/notexists':'Пользователь не существует', 'error/group/comment/wrongparent':'Ответ на несуществующий комментарий', 'error/group/comment/notexists':'Ответ на несуществующий комментарий', 'error/group/topic/onmoderation':'Тема на модерации', 'error/undefined':'Неизвестный код ошибки', }; Для того чтобы писать комментарии, необходимо вступить в группу

Шикарно! Фантазии нет предела!

Чудные вещи! Получается такая идеализированная природа! 

Спасибо!

Все работы восхитительны, спасибо.

Замечательно! Слов нет.

ИЗумительные работы, мастерство и фантазия  не знают предела! Спасибо огромное за прекрасный пост!

Вау!!!Обажаю красивые "железки".Мастера просто ВОЛШЕБНИКИ!

Спасибо,Виктория ,за изумительный пост! Красота неземная!

Виктория, спасибо большое за красоту ,за волшебство!

Какая роскошь! Чудо!

Каколе великолепие!!!!! Спасибо огромное за доставленную радость!

Как низко пала масскультура! Комиксы...и прочее! Вот у кого учиться надо современным мастерам. Только, конечно с современным взглядом на вещи.

Ох и красиво!) Спасибо за доставленное удовольствие.

Необыкновенно красивые украшения,полюбовалась,спасибо!

ШЕДЕВРЫ ПРОСТО..СПАСИБО..

Как же это красиво!!! Восторг!

Ах, какой пост! Ах!

О-о-о!!!! Какаякрасота!!! Дух захватывает

великолепно!огромное спасибо!

 

Спасибо огромное за прекрасный пост! Чудеса творят таланты на радость всем, а мы благодаря вам имеем возможность любоваться!

Здорово! Красота! Спасибо!

Большое спасибо! Чудесно!

subscribe.ru


Смотрите также