Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Эмаль ювелирная что это такое


Эмаль - это... Что такое Эмаль?

Эмаль (не путать с эмалевыми красками) — тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.

В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.

  • В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).

Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались "финифть" и только в XIX веке старинное название "финифть", сменилось на новый термин "эмаль". Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки.

Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый "глухой" - цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он "опускается", становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально. В последние десятилетия ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.

Виды эмалей

Технические эмали для бытовых изделий (посуда) и для специального назначения.

Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото, реже на алюминий при температуре 500—800 °C.

Выемчатая эмаль — относительно простая техника: на пластине-основе гравируется, чеканится или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.

Витражная или оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.

В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

В производстве витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.

Художественная эмаль имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись эмалевыми красками. Защитным слоем служит фандон - прозрачный защитный слой.

Сеяная эмаль выполняется поочерёдным распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет. Каждый слой закрепляется клеем.

Составы эмалей

Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси меди (зелёный).

Современные эмали состоят из двуокиси кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, окислов щелочных и щёлочно-земельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов. Эмалевые покрытия используются везде, где надо добиться долговременной химической стойкости покрытия — трубы, химические реакторы и т. д.[1]

Применение

Для нанесения шликера в производстве эмали используют различные способы: окрашивание погружением, обливом, пульверизатором, электростатическое нанесение. После сушки эмаль обжигают (сплавляют) при температурах от 750 до 950 °C.

Применение эмали для защиты чёрных металлов от коррозии в ряде случаев позволяет заменить дорогостоящие сплавы. В этом случае в качестве основы можно использовать обычное железо (точнее, недорогую низкоуглеродистую сталь).

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое ювелирная эмаль? Украшения с эмалью: мода или искусство?

Эмалью называют живопись жидким стеклом по металлу. Это всегда ручная работа. Настоящую картину не может нарисовать станок, поэтому эмаль - это исключительно талант и опыт мастера. Купить серебряные серьги, подвеску или колечко из серебра с эмалью значит приобрести для себя миниатюрное произведение искусства.

Ювелирные украшения в эмалью сейчас в топе и на пике модных тенденций. Этот тот случай, когда новое - основательно забытое старое. Технологии эмали совершенствовались столетиями, но красота украшения и сложность изготовления остаются неизменными. Разноцветие эмали пришло к нам из глубины веков - первые ювелирные украшения с вплавленным стеклом датируются 14 веком до нашей эры. Мастера древности наплавляли стекло на драгоценные металлы, создавая причудливые образы. Украшения и посуда с эмалью стоили дороже предметов, инкрустированных сапфирами, рубинами и топазами из-за сложной технологии изготовления. Как тысячи лет назад, так и сейчас сплав стекла и металла отличается оттенками( они зависит от состава красок) и методом нанесения. Ювелирные украшения изготавливают тремя похожими способами.

Горячее нанесение - самая первая технология. На украшение наносят порошок из эмали, а затем помещают в печь, разогретую до 700-900 градусов. Цикл повторяют много раз, наносят каждый цвет поочередно. В итоге разноцветная пленка-мозаика формирует узоры из цветного стекла.

Эмаль холодного нанесения больше похожа на керамику, чем на стекло. Это современный стеклопластик. Жидкую стеклянную пасту, внешне очень похожую на обычную гуашь, наносят на поверхность украшения специальными деревянными инструментами. Застывает такой рисунок в течение 2 суток при комнатной температуре. Есть светоотверждаемая холодная эмаль. Она застывает в лучах ультрафиолета, но имеет довольно скудную цветовую гамму, поэтому ее чаще применяют для реставрации или ремонта изделия. Теплоотверждаемая холодная эмаль схожа с горячей, но плавится она всего при 160 градусах. Сейчас ее используют нечасто, из всех видов эмали этот- самый ненадежный и хрупкий, легко приминается ногтем. Холодная эмаль больше напоминает керамическое или пластиковое покрытие, но более демократична по цене. Горячая эмаль обладает ярко выраженным стеклянным блеском и более высокой ценой.

На каждое украшение у мастера уходит от нескольких часов до целого дня, поэтому цена на украшения выше, чем на изделия массового производства. Серебряное кольцо с эмалью, подвеска или кулон - это всегда ручная работа, Особенно сложно изготовить серьги с эмалью. Художнику нужно создать два максимально похожих украшения для одного комплекта, поэтому работу над серьгами доверяют самым опытным эмальерам.

Эмаль - идеальный инструмент для создания детских украшений. Яркие серьги в виде героев любимых мультфильмов приводят в восторг любую девчушку, но серебряные и золотые украшения с эмалью тяжелее аналогов с фианитами и полудрагоценными камнями, особенно это касается сережек.

Лидерами российского производства украшений с эмалью остаются компании SOKOLOV и "Аквамарин". За последние пару лет каждая выпустила не менее 5 коллекций серебряных украшений с эмалью.

Уход за украшениями с эмалью.

  1. Эмаль - это все же стекло и требует бережного отношения. Избегайте перепадов температуры и влажности, не мойте в кольцах с эмалью посуду, не ходите в баню и не ныряйте потом в прорубь.
  2. Не заливайте серьги с эмалью духами, при контакте со спиртом и отдушками краски могут изменить цвет.
  3. Не роняйте украшения с эмалью на твердые поверхности, могут появится сколы. Если это все же случилось, отнесите любимое серебряное кольцо или серебряный кулон к ювелиру. Он может залить сколы бесцветной эмалью и спасти украшение от дальнейшего разрушения.
  4. Чистить украшения с эмалью лучше мягкой тряпочкой, при сильном загрязнении его можно почистить зубным порошком или промыть в холодной воде с несколькими каплями нашатырного спирта.

В прочем, подобные рекомендации относятся к большинству ювелирных украшений. Поэтому есть хочется купить серебряные серьги с эмалью, серебряное кольцо с эмалью или подвеску - это нужно сделать обязательно! Главное - найти среди многообразия свой маленький шедевр.

07 марта

www.topazgold.ru

Ювелирная эмаль - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Ювелирная эмаль

Cтраница 1

Ювелирные эмали всегда плавятся в тигельных печах. Тщательно смешанную шихту загружают в шамотные тигли, предварительно разогретые в печи. На под пламенной печи устанавливают два ряда тиглей - по 3 - 5 штук в каждом ряду. Тигельные печи чаще работают на жидком топливе и реже - на газовом. Плавку опытных эмалей в лабораториях институтов и заводов также обычно осуществляют в тигельных печах.  [1]

Ювелирные эмали обычно варят в два приема. Сначала наваривают неокрашенную фритту или хрусталь, который служит основой для получения эмалей различной окраски. Заготовляют обычно большое количество шихты хрусталя ( 100 - 300 кг) и засыпают ее в тигли.  [2]

В СССР ювелирные эмали в основном производятся Дулевским красочным заводом керамических красок.  [3]

Художественные или ювелирные эмали служат для украшения изделий из золота, серебра и меди.  [4]

Художественные или ювелирные эмали служат для украшения изделий из золота, серебра и меди. К ним относятся также и специальные эмали, применяемые для украшения эмалированных изделий из черных металлов.  [5]

В качестве глушителя ювелирных эмалей применяют окись олова или мышьяк. Нанесение эмали производится при помощи особых лопаточек или спиц. Изделия с нанесенной эмалью подвергаются сушке в электрических сушильных шкафах, а затем об жигу в небольших электрических печах. Эмаль на дорогих ювелирных изделиях иногда шлифуют после обжига для удаления неровностей, а затем полируют на огне или на деревянной-шайбе.  [6]

В отличие от технических эмалей ювелирные эмали изготовляют в небольших количествах, но в широкой цветовой гамме. В связи с этим большие плавильные печи варки технических эмалей непригодны для получения художественных эмалей, поэтому для этой цели используются тигельные печи. Температура плавления для различных эмалей находится в пределах от 1000 до 1400 С.  [8]

Пятиокись мышьяка применяется как компонент ювелирных эмалей для меди, серебра, золота.  [9]

В 1925 - 1928 гг. полностью освоено производство ювелирных эмалей в СССР. В результате работ, выполненных в Государственном исследовательском керамическом институте, была получена широкая промышленная палитра эмалей для цветных и драгоценных металлов. В настоящее время эти эмали в основном производятся Дулевским заводом керамических красок.  [10]

При смешивании красящих окислов добавляются многочисленные цветовые оттенки, используемые в ювелирных эмалях.  [11]

Отливка эмали в плитки вместо грануляции предохраняет от попадания загрязнений, совершенно недопустимых для ювелирных эмалей, а также облегчает визуальный просмотр эмали при контроле.  [12]

Сплавляют эмалевые шихты в эмалеплавильных печах - ьанных и вращающихся. Для изготовления ювелирных эмалей применяются тигельные печи. В настоящее время большинство заводов оборудовано вращающимися печами емкостью 400 кг и более. Для этих печей используют жидкое или газообразное топливо. Контейнеры с шихтой подаются тельфером или мостовым краном на площадку над плавильными печами. Шихту загружают через отверстие на цилиндрической или торцовой части печи.  [13]

В отношении блеска различают сильноблестящие и слабоблестящие эмали. Особенно сильным блеском отличается ювелирная эмаль, а также эмаль для ванн и умывальников, которая долж - на обладать приблизительно таким же блеском как глазурованный фарфор. Менее блестящие эмали применяются для покрытия кухонной посуды и других аналогичных изделий. Блеск эмалей зависит от показателя преломления и коэфициента отражения эмали. Важнейшую роль в этом отношении играют химический состав и степень проплавленности эмали. Те эмали, которые содержат большой процент щелочей и буры и окислов свинца, бария и цинка, обычно обладают сильным блеском, если ониг хорошо сплавлены в эмалеславильнон печи. Большую роль играет также степень оплавленности поверхности эмалевого слоя на изделиях при их обжиге. Недостаточная выдержка изделий и слишком низкая температура в обжигательной печи, а также соприкосновение обжигаемых изделий с продуктами горения топлива приводят к резкому уменьшению блеска эмали.  [14]

В 100 см3 воды при 20 растворяется 111 5 г и при 100 - 156 г. Технический углекислый калий-поташ белого цвета; весьма гигроскопичен, расплывается на воздухе. Поташ применяется для введения окиси калия в свинцовые, кислотоупорные, титановые и ювелирные эмали. Для получения обычных эмалей ( посудные, ванные) поташ не применяют. Для заправки эмалей и, в частности, титановой и покровных посудных применяют концентрированные растворы поташа.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru


Смотрите также