Итальянская мозаика - флорентийская "живопись из камня". Флорентийская мозаика ювелирные украшения


флорентийская мозаика

При декоративной отделке помещения применяется много различных материалов и приёмов их выкладки, и обычно люди прибегают к чему-то максимально простому и практичному. Но бывают ситуации, когда, напротив, хочется отделать помещение по высшему разряду, оформить его так, чтобы это запоминалось. Тогда прибегают к более сложным технологиям, одной из которых является флорентийская мозаика. Изобретённая во время позднего Ренессанса, она до сих пор является привлекательным и актуальным решением для интерьерного и экстерьерного украшения.

История

Появилась флорентийская мозаика примерно в начале 16 века. Более 300 лет, пока люди не стали отдавать предпочтение живописи, стиль флорентийской мозаики был популярен – во многом с подачи тосканского герцога Фердинанда I ди Медичи. У стиля было множество именитых поклонников, например, король Франции Людовик XIV, семейство Медичи, кардинал Мазарини и так далее. В середине XVIII века он пришёл и в Россию с подачи императрицы Елизаветы Петровны. По сей день во многих странах мира это искусство в ходу. Оно сейчас переживает новый подъём популярности, хотя, ввиду сложности и дороговизны, и не является массовым.

Особенности

Отличительной особенностью флорентийской мозаики, в первую очередь, является её сложность. Более того, она считается самым сложным и комплексным из всех известных видов мозаик, применяемых в современном интерьерном оформлении.

Чтобы её выложить, требуется немалый талант. Многие пытаются сделать это самостоятельно, но лучше всего обратиться к квалифицированному специалисту. Ведь даже с современными технологиями обработки камня, изготовление одного только мозаичного узора может растянуться на месяцы. Потому этот тип кладки является премиальным и даже элитарным.

Ключевой особенностью технологии является то, что все части рисунка идеально подогнаны между собой, соединения между различными камнями могут быть видны только если очень сильно приглядеться. Все камни очень тщательно шлифуются, в итоге они находятся в одной плоскости.

Многие любят флорентийскую мозаику за то, что даже две абсолютно похожие «картины», созданные при помощи такой технологии, будут разными, потому что в природе все камни между собой отличаются, как их ни шлифуй и ни подгоняй. Грамотные мастера используют особенности камней как визуальный приём, обыгрывая оттенки цветов при помощи текстур различных элементов.

Производители

Многие пытаются производить мозаику в подобном стиле, но и по сей день лучшим вариантом является продукция производства итальянских мастеров. Конечно, ехать в Италию за компонентами или заказывать их оттуда – дело накладное и дорогостоящее. Потому есть ряд локальных мастерских, которые могут произвести ничуть не уступающий по визуальным характеристикам аналог. Например, производят подобную мозаику в Уфе, в мастерской «Артель», правда, преобладают в такой кладке местные уральские камни. Делают это интерьерное украшение и в Санкт-Петербурге, в студии A.G. и в студии Андрея Горина. Есть мастерская флорентийской мозаики в Башкортостане и в Хабаровске. В Украине имеется мастерская/галерея, которой заведуют Кошиль и Виталий Малюк. При желании можно найти мастеров, работающий в данной технологии где угодно.

Кроме того, даже неспециализированные мастерские и мастера могут зачастую, при наличии у вас желания и финансовых возможностей, изготовить вам настоящее произведение искусства.

Разновидности и характеристики

Флорентийская мозаика может различаться по типу материалов, применяемых при её кладке. Среди материалов наиболее распространёнными являются:

  • мрамор;
  • лазурит;
  • малахит;
  • агат;
  • авантюрин;
  • яшма;
  • тигровый глаз;
  • оникс;
  • бирюза;
  • халцедон;
  • аметист и так далее.

Основной критерий выбора того или иного камня – это даже не его свойства, а то, насколько точно его цвет, оттенок и текстура подходят под узор, который решил выложить мастер.

Другим критерием, по которому могут различаться различные кладки флорентийской мозаики, является сюжет. Можно выбрать любое изображение, которое только хочется, но чаще всего создаются:

  • фигуры людей, птиц и животных;
  • пейзажи;
  • цветочные и прочие растительные узоры;
  • библейские и фантастические сюжеты.

В моду стала входить имитация узоров такой мозаики, выполненная на другом материале, например, дереве, пластике и так далее. Но даже если она визуально будет похожа, нельзя даже думать о такой же долговечности и стойкости, потому стоит отдавать предпочтение всё же оригиналу из природных камней.

Особенности кладки

Кладка флорентийской мозаики может запросто осуществляться в современных интерьерах. Там она отлично сочетается с более традиционными материалами, например, керамогранитом или иной напольной плиткой. Создаётся приятный контраст, который лишь выделяет и подчёркивает сложный узор из натуральных камней.

Кроме того, этот контраст позволяет создать удобное зонирование – можно разделить пространство на любые зоны, либо, напротив, объединить разрозненные элементы.

Дополнительно для этой цели применяются декоративные бордюры и аналогичные компоненты.

При кладке учитывается доминирующий цвет и стиль того интерьера, в котором укладывается мозаика. Выкладка может производиться не только на ровной плоскости, но и под изгибами из-за преобладания в ней мелких камней – ничто не мешает выложить, например, выгнутое дно бассейна.

Отзывы покупателей

Если бы флорентийская мозаика не стоила своих денег, то закономерно, что люди бы её попросту не заказывали. Потому отзывы в подавляющем большинстве исключительно позитивные. Людям нравится та доскональность, с которой осуществляется кладка, нравится неповторимость и долговечность картин, получающихся таким образом. Привлекает и игра цветов и текстур, которой могут достигать умелые мастера. Добиться этого у них выходит как с разнообразными природными камнями, описанными выше, так и с более скромным набором камней, добытых локально.

Негативные отзывы бывают скорее не о результате, но о процессе, потому что он может растягиваться на долгие месяцы – а особенно масштабные произведения и вовсе могут занять полгода и больше. Это неудивительно, учитывая то, как тонко и качественно должен быть обработан каждый камень, но понимание этого факта не отменяет определённой фрустрации.

Красно белая ванная комната.

Как правильно выбрать обои для гостиной читайте здесь.

Паркет и ламинат отличия: http://trendsdesign.ru/materialy/napolnye-pokrytiya/laminat/chto-luchshe-laminat-ili-parketnaya-doska.html

Технологии создания флорентийской мозаики: видео

Выводы

Флорентийская мозаика – это недешёвое удовольствие. Сделать её очень непросто, придётся потратить немало денег. По времени также выходит очень продолжительный период изготовления. Но спрос на подобное всё равно есть, причём не только у высокопоставленных особ и VIP-личностей, но и у обычных людей, решивших придать части своего интерьера особенный вид. Такое украшение выглядит совершенно неповторимо, а его долговечность исключительна – пройдут века, а узор не выцветет и не потускнеет, изображение будет всё в том же привлекательном виде.

Но такая мозаика – не для обычных квартир. Нужно понимать, где она будет уместна, а где будет смотреться излишне вычурно.

Иногда технологию применяют и вовсе не для полов и стен, а для дверей шкафов, шкатулок и ювелирных украшений, например, подвесок. Так что, если вам нравится подобный стиль, всегда можно найти, где его использовать.

trendsdesign.ru

Итальянская мозаика - флорентийская "живопись из камня"

Мозаика - искусство декорирования мебели и архитектурных элементов внутри и снаружи здания при помощи отдельных элементов различной природы, формы и размера, известное с очень давнего времени. Различают несколько видов, называемых обычно по времени и месту происхождения. Известна римская, византийская, древнерусская, французская мозаика. Флорентийская отличается не только конкретным местом зарождения этого искусства, но и технологическими особенностями.

История

Первые образцы мозаики с использованием природных камней датируются пятым веком до нашей эры. Декоративные качества камня, его прочность, способность сохранять первоначальный вид в течение долгого времени всегда привлекали человека. Лучшие декоративные качества этого материала выявляет мозаика. Флорентийская «живопись из камня» - одна из высших стадий такого искусства. Такой способ декорирования возник, скорее всего, на Ближнем Востоке, на рубеже нашей эры, но наименование он получил по имени знаменитого тосканского города.

В конце XVI века во Флоренции сформировались несколько камнерезных студий, в которых работали мастера, приглашенные из Милана. Эти мастерские создавались под покровительством знаменитого семейного клана Медичи, правившего тогда во Флоренции. Представители этой богатейшей семьи издавна собирали лучшие образцы античного искусства, и технология облицовки поверхности тонкими пластинами из полудрагоценных пород камня возникла во многом из потребности в реставрации и восстановлении выдающихся образцов прикладного искусства Древней Греции и Древнего Рима.

Commesso

Искусство создания картин из камня, возникшее в колыбели Возрождения, по-итальянски называется commesso – "сплочение". Оно предполагает особо точную подгонку деталей, из которых составляется мозаика. Флорентийская картина собирается из тонких каменных пластин так, что между элементами невозможно заметить шва. При этом каменная пластинка подбирается, исходя не только из нужного цвета, но и с учетом естественной текстуры. Например, для листка дерева выбирается материал, имитирующий не только зеленый цвет, но и содержащий подходящий рисунок мелких прожилок, изгиба листка и т.д., для изображения меха необходимо, чтобы совпадало направление «ворсинок» и т.д.

В этом смысле pietra dura (буквально "твердый камень") – ещё одно название этого искусства, похоже на интарсию – инкрустацию из различных пород дерева. Набор изображения из деревянного шпона – это тоже мозаика. Флорентийская инкрустация из полудрагоценных камней отличается значительно большей трудоёмкостью и почти неограниченной во времени долговечностью получившегося результата.

Технологический процесс как искусство

Среди многочисленных туристов, приезжающих во Флоренцию, огромной популярностью пользуются экскурсии, включающие в себя посещение знаменитых мастерских, где происходит изготовление флорентийской мозаики. За 200 € с группы можно воочию понаблюдать, как рождаются настоящие шедевры декоративного искусства.

При этом работа выполняется с помощью аутентичных инструментов и приспособлений, которыми пользовались мастера XVI века, когда и появилась эта мозаика. Фото мастеров-мозаичистов за работой украшают сайты многочисленных туристических компаний и отчеты о путешествиях туристов со всего мира. После этого можно полюбоваться на картины из камня, сделанные мастерами далекого прошлого, которыми украшены многие соборы и дворцы Флоренции, в частности знаменитая Капелла Медичи.

Краски каменной живописи

Палитра, которой пользуются художники, создающие шедевры флорентийской мозаики, по цветовым и текстурным возможностям не уступает той, которая доступна традиционным живописцам:

  1. Лазурит – это богатые оттенки голубого цвета с белыми зернами и сверкающими кристаллами золотистого пирита.
  2. Малахит – чередование полос нежной и интенсивной зелени.
  3. Мрамор – эффектные прожилки разных оттенков желтого, коричневого, красного и зеленого.
  4. Полудрагоценные камни: агат, яшма, оникс, порфир – представляют собой огромное разнообразие полосатых, круговых, четких и размытых текстур, окрашенных в различные теплые или холодные цвета, плотные или имеющие характер тонких нюансов.

С помощью этих красок и создается подлинная флорентийская мозаика. Фото не может передать её истинную красоту, потому что фотографии недоступна передача глубины, которая выявляется при полировке камня, игра света на мельчайших кристаллических вкраплениях. Среди поэтически настроенных художников, достигших вершин мастерства в этом сложном ремесле, бытует убеждение, что, когда они используют в своих композициях неповторимые узоры, созданные природой, им становится доступна истинная красота мира, созданного божьей волей.

Как это делается?

Создание маленькой декоративной вставки на небольшую шкатулку или огромного декоративного панно начинается с полноцветного эскиза в натуральную величину. Большие композиции для удобства делятся на небольшие участки. Рисунок или разрезается по линиям на отдельные элементы, или переносится на камень с помощью кальки после того, как закончится терпеливый поиск заготовки нужного цвета и текстуры. Контур делается с необходимым запасом на обработку стыков.

Каменные пластины толщиной 2-3 мм – исходный материал, из которого изготавливается флорентийская мозаика. Техника обработки заготовок вручную не меняется в течение многих веков. Пластинка с нанесенным контуром зажимается в тисках, и нужная деталь выпиливается с помощью особой пилы. Она похожа на тугой лук, сделанный из ветки дерева (обычно это каштан или вишня) с тонкой металлической проволокой-тетивой. В процессе пропила каменной пластины на проволоку постоянно наносится особая абразивная паста (раньше это была просто смесь воды и песка).

Затем следует тщательная подгонка отдельных деталей картины между собой. Результат считается достигнутым, если шов не виден даже на просвет. Трудоёмкость этого этапа можно представить, глядя на мозаику, изображающую, например, тонкие виноградные усики. Готовая композиция приклеивается на основу (в аутентичном процессе – с помощью древесных смол) и тщательно полируется.

Вечная красота

Пика популярности итальянская мозаика достигла в XVII–XVIII веках. Мебель, картины и целые стены, декорированные в такой технике, поражали своей изысканной и немеркнущей красотой людей по всей Европе. Мастера флорентийской мозаики появились во многих странах, в том числе и в России. Величайшим шедевром, созданным с помощью инкрустации из камня, считается знаменитая Янтарная комната.

Сегодня для изготовления «живописи из камня» применяются новейшие технологии и современные материалы. Отдельные детали часто вырезают с помощью лазера, управляемого компьютером. Но и в этом случае флорентийская мозаика остается очень трудоемким и дорогостоящим способом декорирования. Творения мастеров, работающих в традиционной ручной технике, ценятся на уровне подлинников классической живописи.

fb.ru

Флорентийская мозаика

 

Второе название флорентийской мозаики "Pietra Dura", что переводится с итальянского, как "поделочный камень".

  Мозаика - вид искусства, когда целое изображение составляется из отдельных кусочков материала, подогнанных друг к другу так, что сочетание их цветов и оттенков составляет единое изображение.

Фрагмент.

  Искусство мозаики известно еще с древнейших времен и берет своё начало с Древней Греции и Рима. Естественно, что самым доступным материалом в то время был камень и смальта (природное стекло), так называемые Римские мозаики. Первонально мозаика использовалась для декоративной отделки предметов мебели, фасадов зданий, т.е. не представляла собой отдельный вид искусства.  В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при украшении стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

  Древняя мозаика прослеживается вплоть до раннехристианской культуры. Так в Византии техникой мозиики из смальты выкладывали религиозные изображения на сводах и стенах храмов. С развитием татаро-монгольского нашествия и упадком древних культур искусство мозаики в раннем средневековье забывается. Были безвозвратно утеряны многие произведения.

  Вторую жизнь мозаика получила в среднии века, начиная с 16 столетия была популярна  во всей Европена протяжении 300 лет по конец 19 века. Возраждение началось во Флоренции (Италия), на исконной родине этогот искусства. И что самое важное мозаика не только возрадилась, но еще и получила развитие. Флорентийские мастера первыми начали использовать цветной камень не только для мозаичного украшения мебели, интерьеров, но и для создания картин. Сам Великий Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной». 

  С этого то момента и пошло название - Флорентийская мозаика. Которое собственно и означает - использование техники мозаики для создания отдельных законченных произведений - картин, панно. Тогда и была выработана та особый стиль мозаики, названный «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», который за свою историю не претерпел почти никаких изменений. Отличительная особенность этого стиля — тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости.  Этот стиль, настолько полюбился, что использовался для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».

мебель отделка мозаикой" src="http://mirmineralov.ru/images/img2/41139673.jpg" border="0" alt="мебель отделка мозаикой" />
Мебель, отделка флорентийской мозаикой. 16 в. Увеличенный фрагмент.

  Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитывают декоративные возможности имеющихся камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра.

  Искусство стало распространяться по всей Европе. Так  в 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности. Позднее Людовик 14 распорядился мануфактуре Гобеленов производить мозаичную мебель. Начиная с 1737 года, после Медичи, развитие данного производства продолжала Харсбург Лорена. Однако к концу 19 века этот вид искусства вышел из моды.

Мозаичный стол. Гобеленовая мастерская Людовика 14, Париж. 17 в.

s30556663155.mirtesen.ru


Смотрите также