Природные и искусственные камни. Искусственные ювелирные камни виды достоинства и недостатки применение


Все о драгоценных камнях — Природные и искусственные камни

  • Природные и искусственные самоцветы: основные различия

В последнее время, ювелирный рынок заметно наполнился искусственными камнями. Их количество превосходит природные в несколько раз. Поэтому возник вопрос отличия натуральных экземпляров от синтетических. Идентификацию лучше проводить в геммологических лабораториях, так как такую диагностику могут делать только квалифицированные специалисты.

  • В чем важность идентификации?

Высокая стоимость природных камней обусловлена их редкостью, так как сейчас нечасто встречаются чистые и бездефектные экземпляры. У искусственных камней качественные характеристики на высоком уровне, но их цена всегда значительно ниже.

На ювелирный рынок может повлиять негативный результат того, что покупатели будут приобретать подделку по цене натуральных камней. В качестве гаранта здесь выступают геммологические лаборатории, в которых точно распознают натуральные камни и их качественные имитации.

Можно сравнить цены на природный рубин со стоимостью искусственного. У настоящего драгоценного камня, без дефектов, с хорошим цветом и весом, от пяти до десяти карат, цена может быть свыше двух тысяч долларов. А у синтетического, с такими же размерами, стоимость может достигать около двух долларов за камень. Важно, избежать обмана, чтобы не переплачивать.

  • В чем разница?

Природа создает натуральные камни не одну сотню лет. Тогда, как в лабораторных условиях, можно вырастить камни за несколько месяцев и даже часов. В искусственных условиях невозможно повторить весь процесс, который образовывает природный кристалл. Соответственно в синтетических экземплярах можно обнаружить отличия, обусловленные их ростом. Главным направлением геммологических лабораторий, является идентификация природных и синтетических камней на основе научных данных.

  • Диагностика по признакам, которыми руководствуются специалисты

Для определения внутренних особенностей кристалла (распределение цвета, зональности, микроструктуры роста) применяют микроскоп, лупу, ультрафиолетовую лампу и дихроскоп, как это было и несколько десятков лет тому назад. Но, в современных условиях геммологам требуются дополнительные диагностические методы, так как технология синтеза постоянно совершенствуются, и определять идентичность минералов становится сложнее. Например, применяют люминесцентную и оптическую спектроскопию. На исследуемый образец, необходимо воздействовать так, чтобы он не разрушился при идентификации. Это считается основным требованием при определении камней.

  • Искусственные алмазы

Ювелирный рынок, в настоящее время, изобилует искусственными камнями. Среди большого разнообразия синтетических экземпляров, имитации алмазов являются очень популярными.

Благодаря современным технологиям, удалось достичь высоких результатов в сфере синтеза алмазов ювелирного качества. Вес таких синтетических камней может достигать пятнадцати карат.

Если применять обычные геммологические приборы, то можно увидеть разницу между натуральными и искусственными камнями, по наличию в них включений. Например, в природных алмазах есть минеральные вкрапления, а в имитации присутствуют примеси никеля, марганца и железа.

Искусственные образцы также можно определить по неравномерному распределению зонально-секториальной флюоресценции. При ультрафиолетовом свете наблюдаются крестообразные формы. А натуральным алмазам присуще равномерное и случайное распределение УФ-свечения.

Более сложную методику, как спектральная и цветная катодолюминесценция, люминесцентная спектроскопия, спектроскопия в видимой и ИК-области, также применяют для исследования и определения подлинности алмазов.

При рассмотрении кристалла невооруженным глазом или при помощи десятикратной лупы, необходимо учесть тот факт, что его обрабатывают специальным образом, при котором можно увидеть, как отражается весь свет от задних граней, входящий в камень через коронку. От этого создается зеркальный эффект и если смотреть на свет сквозь ограненный бриллиант, то можно увидеть только светящуюся точку в камне. Еще можно обратить внимание, при определении подлинности алмаза, на то, что сквозь него невозможно увидеть палец, если перстень надет на нем.

Химик Клапрот нашел необычный метод определения имитации. Он выяснил, что от капли соляной кислоты циркон потускнеет, а бриллианту от этого ничего не будет. Если алмазом провести по стеклу, полированной поверхности или камню, то останется царапина. Ограненный алмаз необходимо прижать ребром плотно к поверхности образца, тогда можно увидеть, как он будет цеплять плоскость, при этом оставляя заметный след.  Для такого эксперимента необходимо выбрать менее заметное место.

Чтобы идентифицировать алмаз от искусственного сапфира или шпинели, их необходимо поместить в однобромистый монофтлен или йодистый метилен (бесцветная жидкость с показателем преломления, которая близка по степени рефлакции сапфира и шпинеля). Алмаз будет заметно блестеть в такой жидкости, в то время, как сапфир и шпинель не будет видно вообще.

Более дешевые имитации бриллианта, в виде хрустального стекла богатого свинцом, можно определить при помощи глицерина и простой воды.

  • Сапфиры и рубины синтетического происхождения

У синтетических сапфиров и рубинов есть свои отличительные признаки. Так, например, выращенные образцы по методу Вернейля, отличаются криволинейной зональностью, которой нет в природных камнях. Также, изредка в них попадаются газовые пузырьки. Такие рубины отличаются сильной красной УФ — флюоресценцией.

Более сложными образцами для диагностики считаются сапфиры и рубины, выращенные гидротермальным методом синтеза и флюсовым способом. При помощи микроскопа и лупы все-таки можно определить отличия. Например, у флюсовых камней есть включения тигля (материалов ростовой камеры), меди, золота и платины. А у гидротермальных корундов неправильная микроструктура роста.

Стоить отметить, что в природе очень редко встречаются чистые, крупные и интенсивно окрашенные рубины. Этот факт может свидетельствовать о сомнительном происхождении камня.

При определении сапфира можно наблюдать следующие отличия: если его поместить в жидкости, где есть определенный коэффициент преломления, то можно заметить различное распределение окраски. Например, в природном сапфире полосы будут прямыми и расположенными параллельно граням (одной или нескольким), а в имитации всегда будут в наличии неравномерно окрашенные изогнутые полосы.

  • Искусственный изумруд

Изумруды, в настоящее время, также как гидротермальные сапфиры и рубины, выращивают таким способом. Большая их часть создается в Китае и России. Их отличительными характеристиками являются трубчатые включения и вкрапления оксидов железа коричневого оттенка, а также цветовая и ростовая зональность.

Иногда в искусственных кристаллах изумруда отсутствуют данные характеристики. Тогда их диагностируют при помощи метода ИК-спектроскопии. Основными признаками имитации изумруда являются перекрученные вуали.

  • Имитация кварца

Аметист относится к самой важной разновидности искусственного кварца, который получают гидротермальным способом. На ювелирном рынке этот кристалл пользуется большим спросом, так как он похож на природный камень, а различить их очень сложно.

Крайне редко аметисты можно отличить от имитации по включениям и по характерной структуре двойникования. Но все же, чаще, однозначную диагностику можно провести более сложным методом спектрального исследования.

Не менее важная разновидность искусственного кварца – аметрин. Начиная с 1994 года, его стали производить на коммерческой основе, гидротермальным способом. Такой камень имеет характерные отличия от натурального. Кристаллы можно определить по структуре двойникования и зональности окраски. Также для идентификации применяется ИК-спектроскопия, и метод распознавания примесей по химическому составу.

  • Как распознать аквамарин

Все стеклянные имитации на ощупь будут казаться более теплыми, чем природный камень. Кристалл, который не находятся в оправе, можно взять пинцетом, чтобы он не нагрелся от рук, и коснуться кончиком языка. Натуральный камень будет холодным на ощупь.

  • Определение граната

Гранат является драгоценным камнем, у которого есть сила магнитного притяжения. Для определения подлинности камня, его необходимо взвесить и поместить на высокой пробке (для того что бы он не соприкасался с металлической чашкой весов) на взвешивающем приборе. После того, как весы сбалансируются, к кристаллу необходимо подносить очень медленно, маленький магнит, (схожий с подковой) до того момента, пока он не коснется поверхности образца. Если в нем есть магнитность, то нарушится равновесие, уже за десять или двенадцать миллиметров от камня. Затем необходимо записать минимальный вес «удерживаемый» магнитом, а разница между настоящим весом, будет определять притяжение кристалла к магниту.

  • Хрусталь и циркон

У настоящего горного хрусталя всегда прохладная поверхность на ощупь.

Циркон можно легко определить при помощи простой лупы или зрительно. У него наблюдается яркий, алмазный смоляной или жирный блеск, и характерная цветовая гамма. По этим признакам можно понять, что это циркон. А если рассматривать детальнее камень, то через лупу, можно заметить потертые края граней.

  • Янтарь: главные отличия от имитации

Натуральный янтарь очень хорошо электризуется при трении. Но в настоящее время есть синтетические камни, изготовленные из пластика, которые тоже дают такой же эффект. Однако если камень не электризуется, то очевидно, что это подделка.

Янтарь можно также определить при помощи острого предмета. Необходимо, кончиком ножа провести по образцу. Если камень натуральный, то на поверхности образуется мелкая крошка, а искусственный янтарь будет закручиваться в стружку.

Натуральный продукт можно стереть в порошок, в отличие от синтетических.

Если сделать соляной раствор (на один стакан воды развести десять ложек соли), и поместить туда камень, то можно определить также подделку. Искусственный экземпляр (кроме полистирола) затонет, а натуральный камень будет оставаться на поверхности. После такой проверки желательно янтарь помыть в проточной воде, во избежание соляной корки.

Топаз можно легко определить по особенной гладкости, так как камень прекрасно полируется. Розовые топазы часто делают из синтетических корундов разных оттенков, которые выглядят настолько хорошо, что в природе такие не встречаются.

  • Соперничество между геммологами и производителями

Геммологическая диагностика постоянно совершенствуется, и применяются современные технологии, впрочем, как и методики синтеза, также не стоят на месте. Между производителями и геммологами происходит постоянное соперничество.

Как бы разработчики не пытались создать идеальные кристаллы, максимально схожие с природными, геммологи, находят новые методики диагностирования, которые позволяют отличить натуральные камни от имитации.

Однако, искусственные камни, у которых хорошая репутация, наравне с драгоценными камнями, пользуются повышенным спросом и растут в цене. А уникальные и редкие образцы становятся украшением коллекций. Поэтому они прекрасно могут уживаться с натуральными камнями и друг друга дополнять, а не противостоять.

www.stones.regnews.info

Искусственные камни - Художественное материаловедение

Искусственные камни

Категория:

Художественное материаловедение

Искусственные камни

Несмотря на распространенность и обычность веществ, из которых состоят драгоценные камни, процесс искусственного получения (синтезирования) их в таком же виде и такой же величины, как это наблюдается в природе, довольно сложен.

Рис. 1. Формы огранки синтетических камней

Первые опыты по созданию искусственных алмазов были начаты М. В. Ломоносовым; их продолжали на протяжении XVIII и XX вв. многие ученые —А. М. Карамышев (1744—1791), А. Муассон (1852—1907) и др. Однако результаты были неудовлетворительные — полученные мелкие кристаллы, как показали позднейшие исследования, были не алмазами, а карбидами металлов.

В 1958 г. в Америке, а затем в Швеции, Голландии и Японии были получены первые мелкие кристаллы технических алмазов. В СССР с 1961 г. осуществляется синтез алмазов с применением оригинальной технологии, разработанной отечественными учеными.

В настоящее время в нашей стране синтетическим путем получают цветные корунды — рубины, сапфиры, светлый александрит и шпинель, вполне пригодные для ювелирных изделий.

Технология синтезирования драгоценных камней сводится к следующему:1) измельчают в тонкий порошок окись алюминия;2) в особом приборе его подвергают плаванию в пламени гремучего газа. Кристаллизация идет путем постепенного наращивания буля на специальной огнеупорной подставке. Процесс продолжается до тех пор, пока кристалл грушевидной формы (буль) сформируется до необходимых размеров;3) готовый кристалл медленно охлаждают, снимают его с подставки, гранят обычным путем.

Для получения камней различной окраски к окиси алюминия добавляют следующие примеси:для сапфира — 2% окиси железа, 1 % окиси титана;для рубина — 3% окиси хрома;для александрита — 3% окиси ванадия.

Искусственные камни по своим свойствам очень близки к натуральным; они представляют большую ценность и их не следует рассматривать как имитацию натуральных. В них так же, как и в натуральных, возможны дефекты — трещины, включения и т. п., а также специфические для синтетических камней помутнения, непроплав-ленность и круглые пузырьки воздуха. По этим дефектам их можно отличить от натуральных. Формы огранки синтетических камней изображены на рис. 1.

Имитация драгоценных камней

Имитация, или подделка, драгоценных камней известна с глубокой древности. Она осуществлялась в Древнем Египте, в Финикии, в античной Греции и в средневековой Европе. Например, в Парижском музее хранится ваза, привезенная из Палестины в XI в. Первоначально считалось, что она сделана из изумруда и только в 1807 г. было обнаружено, что это древнейшая подделка из стеклянного сплава, искусно имитирующего изумруд. В конце XVIII в. ювелиром Страссом была разработана технология производства имитации ювелирных драгоценных камней из стеклянного сплава, которые получили название «стразы».

В настоящее время все применяемые имитации можно разделить на два типа: естественные и искусственные.

К естественным имитациям относятся замены более драгоценных камней менее ценными, сходными по цвету и другим внешним признакам. Так, например, бриллианты часто заменяют белыми сапфирами, цирконами, топазами и другими бесцветными, прозрачными минералами; натуральные синие сапфиры — цианитами, изумруды— турмалином или демантоидом, бирюзу — лазуритом и т. п.

Другим видом естественной имитации являются так называемые дубли или дуплеты. Их составляют из двух слоев камня, что отражает их название. Верхнюю часть (до рундиста) делают из тонкой пластинки натурального камня, а шип изготовляют из дешевого камня или даже из цветного стекла и подклеивают по плоскости рундиста. Такие дубли иногда очень трудно отличить от натуральных камней, особенно если они находятся на изделии в глухих кастах (оправах) и шип не виден. Отличительной чертой дубля, которой пользуются для их распознавания, является узкая красноватая полоска по рундисту (место склейки двух половинок дуплета).

Существуют также приемы, которыми часто пользуются ювелиры для изменения цвета камней, например издавна применяется прокаливание камней. При этом цвет некоторых из них сильно изменяется. Например, аметист превращается в золотистый топаз. Применяют также обработку различными реактивами, например бесцветный халцедон приобретает красивый черный цвет (агатовый) с помощью фенола и углеводородов. Цвета бирюзы усиливают анилиновыми красками и т. п.

В настоящее время широко применяется искусственная имитация драгоценных камней из стеклянных сплавов. Основой стеклянного сплава служит бесцветное прозрачное стекло, в которое раньше для повышения легкоплавкости и усиления блеска добавляли окись свинца. В настоящее время ее заменяют окисью калия или бора.

В качестве красителей применяют окислы различных металлов. Например, красный цвет дают медь и селен, синий — кобальт, фиолетовый— марганец и т. п. Стекло варят в специальных печах. Затем из стекла изготовляют дроты (прутки), а из них после разогрева до вязкой консистенции на специальных прессах штампуют заготовки камней различной формы и размера. После этого с заготовок удаляют облой, шлифуют и, наконец, полируют. Иногда для усиления блеска прозрачных имитаций (особенно бесцветных) их амальгамируют, т. е. нижнюю часть покрывают азотнокислым серебром с последующим бронзированием. Амальгамация значительно усиливает оптические свойства стеклянных имитаций. Из стеклянных сплавов изготовляют также имитации цветных (бирюзы, малахита, лазурита и др.) и органических камней (коралла, янтаря, жемчуга).

Читать далее:

Виды художественной обработки металлов

Статьи по теме:

pereosnastka.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НАТУРАЛЬНЫЕ КАМНИ ОТ СИНТЕТИЧЕСКИХ ?

Доброго времени суток.

 Сегодня мы хотели бы рассказать Вам, чем отличаются натуральные камни от синтетических? И так начнем.

Ювелирные, драгоценные камни очень разнообразны, они имеют различный вид, цвет и цену. Стоимость и является той причиной из-за которой всем минералам нужна строгая классификация. Самая простая и распространенная классификация делит натуральные камни на 3 группы: драгоценные, полудрагоценные и поделочные.

Драгоценный камень - это редкое природное минеральное образование, обладающее необычной красотой и высокой прочностью. Самым важным атрибутом драгоценного камня является его красота: привлекательные цвет, блеск, "игра", редкие оптические эффекты (например, эффект смены цвета). К этой группе относятся: алмаз, рубин, изумруд, сапфир и жемчуг (органического происхождения)

Полудрагоценные камни - это природные минералы, но стоят они гораздо меньше. К этой группе относятся: хризолит, бирюза, гранат, топаз, аметист, аквамарин, берилл, шпинель, турмалин, циркон, гиацинт, опал, лунный камень, горный хрусталь,кварц дымчатый и камни органического происхождения - янтарь, коралл.

Поделочные камни - это непрозрачные природные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по твердости полудрагоценным камням. Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирном деле. К этой группе относятся: халцедон, сердолик, агат, оникс, кошачий глаз,яшма, малахит.

По происхождению камни подразделяются на: натуральные, синтетические и имитации. Натуральные камни нам подарила природа, синтетические производит человек. Визуально искусственные камни отличить от натуральных очень сложно. А имитации сходны по виду с натуральными, но имеют другую структуру и свойства. 

Почему же так важно отличать натуральные камни от синтетических? Ответ очень прост: от этого зависит оценочная стоимость камня. Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с натуральными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Сравним, к примеру, стоимость натурального рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета натуральный рубин весом 5-10 каратт может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический рубин такого же размера стоит всего несколько долларов за весь камень. Если покупатели дорого камня не будут уверены в его природном происхождении, это подорвет спрос на товар подобного рода, что, естественно, будет иметь негативные последствия для рынка. 

По каким признакам можно отличить натуральные камни от синтетических ? В природе на образование драгоценного камня несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от натурального камня. Естесственно, что для кристаллов полученных разными методами синтеза, такие свойства могут отличаться.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп.

Вообщем, можно сделать вывод: синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с натуральными драгоценными камнями и дополнять друг друга.

С уважением, Коллектив Shvenzi.

www.livemaster.ru


Смотрите также