Конструктивные элементы ювелирных украшений


Принципы конструкции ювелирных украшений и их особенности

Принципы конструирования и изготовления ювелирных украшений

Принципы конструирования и изготовления также являются общими для носимых ювелирных украшений.

Одним из традиционных принципов конструирования являются сбалансированность, равновесие и симметричность по одной или двум осям или по отношению к основному элементу, например, к вставке.

Такие изделия воспринимаются как нечто спокойное, надежное, уравновешенное. Это принцип статического равновесия. Однако человеческий глаз быстро привыкает к такому украшению и внимание к нему ослабевает.

Принцип динамического равновесия состоит в том, что некоторые элементы украшения находятся в ограниченном движении относительно главного неподвижного элемента. Или все украшение находятся в движении относительно элемента его удержания. Изделие как бы играет, что приковывает к нему взгляд и повышает внимание.

Другой принцип — компактность украшения или логичное ограничение в размерах. Ювелирные украшения для мужчин и для женщин должны соответствовать размерам носителей.

Третий — это принцип удобства в ношении ювелирного украшения. Очевидно, что любое украшение наряду с красотой должно обладать определенными качествами, которые обеспечивают носителю ощущение комфорта при их ношении.

К особенностям ювелирных украшений относятся их физические характеристики и элементы удержания на руке, платье, в ушах и т.д.

К основным характеристикам, определяющим особенность украшения, относятся вес, объем, устойчивость при ношении, линейные размеры, жесткость, сохранность.

Вес украшения. Каким он должен быть - зависит от моды и задумки ювелира. Немаловажным в определении веса является и стоимость, если украшение выполняется из высокопробного сплава драгоценных металлов. Вес зависит и от личности носителя: мужчина может носить более массивные украшения, чем женщина. Но в любом случае вес не должен быть не слишком маленьким, не слишком большим.

Объем украшения. Это габариты, массивность и выпуклость. Несмотря на красоту объемных изделий, стоит отметить некоторое неудобство при ношении их в повседневной жизни. Обычно габаритные украшения носят по определенным праздникам или при парадной одежде.

Устойчивость и равновесие. Этот вопрос всегда возникает и при изготовлении, и при покупке массивных или подвешиваемых украшений. Например, кольцо или серьги с массивной верхушкой могут «сваливаться». Чтобы такое кольцо было устойчивым на пальце, оно должно плотно сидеть на нем. В серьгах такая устойчивость достигается конструкцией пружинного замка. Тяжелые кулоны или ожерелья уравновешиваются орнаментом тыльной стороны.

Размеры. Эта характеристика является весьма важной. Украшение должно гармонично сочетаться с частью тела или туалетом. Размеры определяют объем, вес и массивность. Здесь под размером понимается некий линейный стандарт, который соблюдается при изготовлении украшений и облегчает их выбор при покупке.

Жесткость. Эта обобщенная характеристика, которая может иметь множество значений от абсолютной жесткости до абсолютной гибкости. Поэтому и носимые ювелирные украшения подразделяются на жесткие (негнущиеся), гнущиеся, частично гибкие и гибкие.

Сохранность. Под сохранностью следует понимать неизменность внешнего вида украшения. Естественно, что в процессе ношения оно деформируется, принимая несколько иные формы. Это связано с мягкостью и податливостью материала, из которого изготовлено украшение. Для избежания такого эффекта следует выбирать высокопробные сплавы, а также бережно относиться к самому украшению.

По техническому признаку или технике исполнения украшения делятся на три группы: ручного, машинного и комбинированного изготовления.

К украшениям ручного изготовления относятся те, в которых все детали и их сборка проводятся вручную. Это очень сложный и трудоемкий процесс. Обычно это эксклюзивные, единичные украшения или комплекты.

К украшениям машинного изготовления относятся те, при изготовлении которых основные технологические операции выполняет машина. Однако и здесь используется ручной труд – для правок и выполнения одной - двух конечных операций. Например, при изготовлении цепочек, браслетов, обручальных колец, подвесок.

Сборка украшений комбинированного изготовления также делается вручную, но из деталей, полученных с помощью литья, штамповки или прессования.

Как видно из данной классификации, ювелирных украшений исключительно машинной сборки не существует. Всегда присутствует ручной труд. И это еще раз подчеркивает ценность настоящего мастера, его незаменимость. Именно ручной труд ценится настоящими знатоками ювелирных украшений как наилучшая гарантия высокого качества изделия.

www.adamas.ru

Ассортимент, конструктивные особенности отдельных видов ювелирных изделий



Закрепление камней (вставок) является завершающим процессом в производстве ювелирных изделий. Место, в которое крепится камень, называется кастом (оправой). Каст должен прочно и длительно удерживать камень, подчеркивать его красоту, служить связующим звеном между металлической частью изделия и камнем. Существуют различные способы закрепления камней в изделии: закрепки крапановые, гризантные, глухие, гладкие, корнеровые и штрихами.

Наиболее распространенным является закрепка крапанами. При крапановой закрепке камень удерживается в оправе с помощью отдельных фигурных скоб (крапанов). Они изгибаются по центральному ребру вставки (рундисту) и фиксируют камень, закрывая незначительную часть его поверхности.

При глухой закрепке камень надежно удерживается в касте обжимным пояском, сплошным по всему периметру. При такой закрепке подчеркивается контраст цвета камня и металла.

Гризантная закрепка является разновидностью глухой закрепки. При этом обжимной поясок каста отделывают мелкой косой насечкой – гризантом.

При гладкой закрепке камень крепят в каст или без каста в высверленном гнезде. Края каста или гнезда заполировывают гладилом, и камень прочно удерживается в изделии.

При корнеровой закрепке камня в шинке (ободке) кольца вынимают металл или высверливают гнездо, по краю которого специальным инструментом (резцом) надвигают стружку металла к закрепляемому камню и затем накатывают из этой стружки корнера, которые и закрепляют камень в касте. Корнеровые оправы бывают открытыми  встроенными.

Штриховую закрепку выполняют в кольцах и других ювелирных украшениях, недорогих по стоимости. Этот вид закрепки осуществляют путем поднятия из тела оправы с помощью резца тонкой стружки; она и удерживает в касте камень (обычно стекло или пластмассу).

Для закрепления мелких камней применяют специальные оправы (касты) типа корнеровой, каре, фаденовой, тиктовой и кармезиновой.

Оправу каре изготовляют следующим образом: в квадратной пластине просверливают отверстие, которое расширяют и подгоняют так, чтобы его диаметр в верхней части соответствовал рундисту камня. Затем в каждом углу квадрата надрезается металл, который поднимается от углов квадрата к камню.

Фаденовая оправа сходна с оправой каре. Камни в ней закрепляются не в отдельных квадратах, а в длинной полосе металла и плотно прилегают друг к другу, почти соприкасаясь с рундистами.

Тиктовая оправа представляет собой густо покрытую камнями верхушку кольца. Она сходна с фаденовой, но камни укладываются не в одну полосу, а располагаются в несколько параллельных рядов. Чтобы разместить камни плотнее друг к другу, их устанавливают так, чтобы рундисты камней соприкасались со всех сторон, а из оставшихся промежутков делают закрепочные корны.

Кармезиновая оправа примечательна тем, что вокруг центрального большого камня располагается венок из мелких камней.

Ассортимент, конструктивные особенности отдельных видов ювелирных изделий.

 

Ассортимент, конструктивные особенности колец.

Обручальные кольца бывают нескольких видов. Наиболее распростра-нены кольца с овальной и плоской поверхностью. Изготовляются они штамповкой, токарной обработкой, а также ручным способом.

К группе гладких колец относятся кольца типа «печатка» и другие кольца без камней с различными профилями шинки (обруча) кольца и несложными накладными элементами.

Имеется целый ряд моделей колец без камней, в которых для украшения выпиливаются художественные рисунки (ажурные элементы). К числу таких колец относятся: бухтированные, у которых верхушка выполняется в виде ажурного элемента, и перстни у которых боковые части выполняются в виде ажурных элементов, а верхушка имеет плоскую форму в виде площадки, и другие изделия.

Основными элементами в кольцах с камнями являются оправы для камней, или касты. Наиболее распространены касты под глухую и крапановую закрепки, которые в условиях индивидуального производства могут изготовляться штамповкой или выпиливанием вручную. Также широко используется корнеровая закрепка.

В одном изделии могут применяться и несколько видов закрепки.

Для закрепки мелких камней применяют специальные оправы типа корнеровой, каре, фаденовой, тиктовой и кармезиновой.

Ассортимент, конструктивные особенности серег.

Имеется большое число разновидностей серег без камней как простых, так и сложных форм. Подразделяются они и по конструкции, и по методу крепления. В зависимости от художественного исполнения серьги могут быть гладкими и ажурными.

Замки в серьгах различны по конструкции: крючки с защелкой и свободные; крючки с петелькой; открытые крючки в виде скобы на шарнире, винтового соединения, сложные типа «патент» и др.

К серьгам с замками в виде крючков относятся серьги с различными художественными элементами (шарики и полушарики, цветки и др.), которые жестко соединены крючками. Причем наряду с художественным элементом, жестко соединенным с крючком, может быть использована дополнительно и подвеска, соединенная с ним подвижно на петельке (колечке).

Серьги с замками в виде подвижной скобы. Наибольшее распространение получили цыганские серьги с открытыми крючками в виде скобы и на шарнире. В этих серьгах крючок перемещается на шарнире и захватывается в специальную проушину, которая сделана в пустотелом шарике.

С крючками в виде подвижной скобы могут изготовляться другие виды серег, в том числе и ажурные.

Серьги с креплением на винтах. Эти серьги изготовляются простыми, с одним художественным элементом.

Серьги с камнями. Они могут изготовляться с креплением в ушах при помощи крючка, захватываемого петелькой; замка типа «патент», а для непроколотых ушей могут применяться замки с упорными винтами или клипсы с защелками. Камни могут крепиться как в глухие, так и в крапановые оправы.

Серьги с замками типа «патент». Крючок в этих серьгах выполняется в виде изогнутой верхней стойки. Нижняя подвижная скоба монтируется в виде замка.

Серьги с замками в виде упорных винтов. Серьги с упорными винтами для непроколотых ушей отличаются по конструкции и методу крепления в ушах от серег на винтах. Серьги с упорными винтами должны плотно прижиматься к мочке уха к мочке уха и в связи с этим тыльная сторона оправы под камень для художественного элемента, а также упор винта должен быть тщательно отполированы, чтобы не царапали ее.

Серьги типа клипс. В серьгах для непроколотых ушей типа клипс применяются защелкивающиеся замки. Замок состоит из кронштейна и пластинчатой защелки. Как ив серьгах с замками в виде упорных винтов, тыльная сторона каста или художественного элемента, а также пластина (защелка) должны быть хорошо отполированы, чтобы в момент прижима к мочке уха не царапали ее.

 

Пробирование и клеймение ювелирных изделий.

Основной характеристикой каждого драгоценного сплава является его состав или проба.

Клеймение ювелирных изделий проводится во всех странах. При этом каждая страна в законодательном порядке устанавливает свои пробы драгоценных металлов. В настоящее время в большинстве стран применяется метрическая и сохраняется каратная системы проб.

Метрическая система показывает какое количество массовых частей драгоценного металла содержится в 1000 массовых долей сплава.

В каратной системе содержание драгоценного металла в сплаве измеряется количеством карат. Карат – это условная мера определения содержания драгоценного металла в сплаве или ювелирном изделии. В этой системе вся масса золотого слитка или изделия из золота принимается равной 24 частям, тогда чистое золото соответствует 24 каратам. Напримет,18-каратная проба означает, что в сплаве содержится 18 частей золота и 6 частей лигатуры.

Соотношение между этими системами проб ювелирных сплавов приведено в табл. 3.

Таблица 2.

Соотношение систем проб ювелирных сплавов

Метрическая

Каратная

1000

24

958

23

916

22

875

21

750

18

585

14

500

12

375

9

333

8

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 643 для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы:

Платиновые: 950; 900; 850.

Золотые: 999; 958; 750; 585; 500; 375.

Серебряные: 999; 960; 925; 875; 830; 800.

Палладиевые: 850; 500.

Этим же постановлением допускается изготовление изделий из золота 583-й пробы по заказам граждан из принадлежащих им ювелирных и других бытовых изделий из золота этой пробы.

Государственное пробирное  клеймо включает в себя следующую информацию:

 

    1.Форма клейма.

Каждый вид драгоценного сплава имеет свою форму клейма: в виде лопаточки для золота; бочонка – для серебра, многогранника – для платины, усеченного конуса с полукруглым основанием – для палладия.

2.Значение чистого благородного металла.

Содержание чистого благородного металла определяется пробой.

3.Знак удостоверения.

С 1 июня 1958 г. был введен знак удостоверения, представлявший собой изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды. Этот знак имеет хождение и в настоящее время. С 1994 г. в России установлен новый знак удостоверения, представляющий собой женскую голову в кокошнике, повернутую направо.

4.Шифр инспекции пробирного надзора.

Шифр инспекции пробирного надзора (с 1958 года) наносится в виде букв русского алфавита или точек и черточек, расположенных в определенном месте для каждой конкретной инспекции пробирного надзора.

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Эскизы государственных пробирных клейм:

1 – для золотых; 2 – для платиновых; 3 – для серебряных;

4 – для палладиевых изделий.

5.Клеймо изготовителя.

Клеймо изготовителя (именник) в России применяют с 1937 года.

Именник – это оттиск клейма изготовителя, который ставится на всех изделиях и который содержит индивидуальные знаки (шифр) изготовителя и знаки, удостоверяющие год изготовления изделия. Знаки именника должны быть заключены в единый контур.

С 1 января 2000 года введен в действие новый вид именника. На 2001 г. утвержден следующий вид: первым его знаком должна быть начальная прописная, т.е. заглавная буква русского алфавита «А», являющаяся шифром 2001 г. Вторым знаком должна быть буква русского алфавита, обозначающая шифр госинспекции, в районе деятельности которой, находится изготовитель. Например, буква «М» соответствует ЦГИПН – центральной государственной инспекции пробирного надзора. Следующие одна или две буквы обозначают шифр предприятия-изготовителя.

Какие-либо другие знаки (в том числе товарный знак изготовителя, знак охраны авторского права и т.п.) не должны присутствовать в контуре именника. Оттиск именника ставится рядом с оттиском пробирного клейма.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Эскизы именника на 2001 г. ддля ЦГИПН:

1 – не искрового клеймения; 2- искрового клеймения

оттиски именника и пробирного клейма наносятся на то место изделия, которое, с одной стороны, скрыто при просмотре с лицевой части и, с другой стороны, хорошо видно при всестороннем осмотре изделия. Например, на кольцах эти знаки наносят на внутренней стороне шинки (ободка) напротив верхушки, на серьгах. Брошах, цепочках – на деталях замка, на кулонах – на внешней стороне ушка и т.д.

Расположение знаков на пробирном клейме и именнике предприя­тия-изготовителя (при клеймении механическим способом) осуще­ствляется в определенном порядке:

 в именниках 1953-1958 гг. последняя цифра года изготовлениярасполагается после шифра предприятия-изготовителя. Пробир­ное клеймо: голова рабочего с молотом, шифр инспекции — буквагреческого алфавита;

myunivercity.ru

РУЧНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ - Новиков В. П., Павлов В. С. - ЛЮДИ - Каталог файлов

КЛАССИФИКАЦИЯ, АССОРТИМЕНТ,КОНСТРУКЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ,ЮВЕЛИРНАЯ МОДА.

КОНСТРУКЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Кольца. Конструктивно ювелирные кольца (кроме обручальных и безкаменных) состоят из двух основных частей: нижней – шинки или ободка и верхней или верхушки.

Встречающиеся различия в конструкции колец обусловлены изменением формы, материала, размеров и огранки вставок.

Шинка 1 кольца выполняется как сплошной, так и полой, с различной формой сечения (круглой, полукруглой, овальной, прямоугольной). Ширина и толщина шинки – непостоянны, в большинстве случае они расширяются и утолщаются по направлению к касту. Внутренняя сторона шинки всегда гладкая. С наружной стороны шинка может быть гладкой, с эмалью, чернью, чеканным или гравированным рисунком, с местами для закрепки вставок из камней, янтаря, коралла, пластмассы, кости, стекла. Шинку припаивают к касту, ранту, соединяя таким образом с верхней частью (верхушкой) кольца.

В верхушку – основную украшающую часть кольца входят как самостоятельные следующие детали: каст (оправа) для вставки, рант под каст, накладки. Форма верхушки может быть круглой, овальной, многоугольной, сложного узора; рисунок на ее плоской, а чаще выпуклой поверхности может быть прорезным или напайным.

Каст 4 или оправа для вставки – общая деталь многих ювелирных изделий (в том числе и колец) со вставками. Касты бывают различных форм и размеров.

Рант 3 – это контурный ободок, припаянный к касту снизу. Рант изготовляют различных форм и размеров, но он обязательно должен копировать все контуры каста и по размерам не выходить за его пределы. Нередко рант называют дигелем.

Накладка 2 – важная деталь верхушки. Придает кольцу особый колорит декоративности. Накладки бывают гладкие, с гравированным, чеканным, штампованным рисунком, а также филигранные с местами для крепления вставок.

Размер кольца соответствует внутреннему диаметру шинки. В нашей стране выпускаются кольца с номерами размеров от 15 до 25 мм,

Номера колец и соответствующие им интервалы диаметров

Номер кольца Интервал диаметров кольца, мм
15 От 15,0 до 15,5
15,5 Св. 15,5 " 16,0
16 " 16,0 " 16,5
16,5 " 16,5 " 17,0
17 " 17,0 " 17,5
17,5 " 17,5 " 18,0
18 " 18,0 " 18,5
18,5 " 18,5 " 19,0
19 " 19,0 " 19,5
19,5 " 19,5 " 20,0
20 Св. 20,0 до 20,5
20,5 " 20,5 " 21,0
21 " 21,0 " 21,5
21,5 " 21,5 " 22,0
22 " 22,0 " 23,0
22,5 " 22,5 " 23,0
23 " 23,0 " 23,5
23,5 " 23,5 " 24,0
24 " 24,0 " 24,5
24,5 " 24,5 " 25,0

причем каждый последующий номер отличается от предыдущего на 0,5 мм. Определение размера кольца производят с помощью кольцемера – металлического конусообразного предмета,

а размера пальца покупателя – с помощью кольцемера, состоящего из пальцемерных колец.

 

Серьги. Серьги состоят из основания, каста для вставки и ранта, накладок, подвесок и замковой части.

Конструкция серег: 1 - швенза; 2 - крючок; 3 - основание; 4 - вставка; 5 - каст; 6 - рант; 7 - подвеска

Основание серег может быть гладким или с местами для закрепки различных вставок, может иметь штампованный, чеканный, гравированный рисунок. Касты для серег делаются самых разнообразных форм и размеров. Их количество в серьгах определяется количеством вставок. Накладки бывают гладкими, с гравированным рисунком, чеканным, штампованным, филигранным, разнообразных форм и размеров. Подвески отличаются формой, размерами, декором. Замковая часть серег является самой важной и ответственной деталью, а потому должна отвечать трем основным и очень жестким требованиям: быть по возможности простой, надежной и долговечной. Применяемые в серьгах конструкции замков – самые разнообразные: пружинные, на крючках с защелкой и петелькой, в виде скобы на шарнире, винта с гайкой, зажимного винта, клипса.

Броши. Броши состоят из основания, каста для вставок, накладок, замковой части.

Конструкция броши: 1 - часть; 2 - вставка; 3 - каст; 4 - основание

Иногда к этим деталям добавляются еще фигурные проволочные детали. Основание может быть гладким, чеканным, гравированным, штампованным, эмалевым, с мозаичным рисунком, а также филигранным или в виде ободка под вставку или камею. Касты для брошей имеют разные формы и размеры. Накладки изготовляют гладкими, с чеканным, гравированным, штампованным рисунком, филигранными. Замки брошей бывают простыми – в виде крючка из проволоки и сложными - с предохранителем и без него. Существуют три вида замков для брошей: шомпольный, визорный и револьверный. Применяется также клипсовый (пружинящий) замок.

Кулоны. В конструкцию кулона входят основание, накладки, подвески, соединительное и подвесное кольца (ушки) для соединения с цепочкой.

Конструкция кулона: 1 - основание; 2 - каст; 3 - подвесное ушко; 4 - соединительное ушко; 5 – вставка

Основание – гладкое или с рисунком (штампованным, чеканным, гравированным), или с обозначением мест для закрепки вставки, подвески, накладок. Подвески выполняют съемными и как одно целое с цепочкой. Бывают кулоны с несколькими подвесками: одна (большая) – в центре, две (поменьше) – по сторонам.

Медальоны. Состоят из цепочки и футлярчика, соединительного и подвесного ушек.

Конструкция медальона: 1 - футлярчик; 2 - цепочка; 3 - соединительное и подвесное ушко

Колье. Включает в себя цепочку с замком и несколько соединенных или несоединенных между собой подвесок различных форм и размеров, имеющих декоративную отделку и расположенных в центральной части цепочки.

Конструкция колье: 1 - цепочка с замком; 2 - подвеска

Ожерелья. Состоят из гибкого обруча или цепочки с кастами для вставок, а также отдельных, различных по форме деталей сложного переплетения, украшенных вставками из драгоценных и полудрагоценных камней.

Заколки. Внешне заколки очень похожи на обычные иглы, незаостренные концы которых оканчиваются округлым утолщением – головкой. Заколки бывают двух типов: с длинной и короткой иглой из драгоценных или цветных металлов. Для крепления ограненных камней в заколке предусматривается каст; жемчуг, бирюза, янтарь, коралл, крепятся в заколке с помощью штифта (для этого в них просверливают отверстия).

Конструкция заколки: 1 - вставка; 2 - основание; 3 - игла

Цепочки. Основой конструкции являются звенья, замок и заводное кольцо. По виду звеньев цепочки подразделяются на якорные, панцирные, витые, кордовые, венецианские, комбинированные, фантазийные, цепочки-ленточки.

Виды звеньев цепочек

Звенья якорных цепочек расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, панцирных – в одной плоскости. Звенья кордовой цепочки, переплетаясь, образуют сложный рисунок, а звенья венецианской цепочки выполнены в виде жестко скрепленных прямоугольников. В цепочке типа «ленточка» каждое звено собрано из множества витков проволоки. Звенья фантазийных цепочек имеют усложненную конфигурацию, а комбинированные цепочки состоят из звеньев различных форм плетений.

Бусы. Состоят из бусин, промежуточных звеньев, нитки. Для коротких бус предусматривается замок. Бусины в сборе могут быть одного или различных размеров, круглой, овальной, бочкообразной, плоской, фигурной форм, одного цвета или нескольких цветов одновременно, с поверхностью либо гладкой, либо украшенной рисунком. Соединяются бусины нанизыванием их на капроновую или шелковую нитку, а при отсутствии в бусинах сквозного отверстия – с помощью проволочного крючка.

Конструкция бус (коротких): 1 - замок; 2 - бусина; 3 - нить

Браслеты. Конструктивно браслеты представляют из себя ряд звеньев (глидеров), застежек, растяжек (в середине или на концах), замка с предохранителем. Форма звеньев всех браслетов может быть прямоугольной, квадратной, овальной, фасонной, фантазийной. Чаще всего браслеты имеют размеры, приведенные в таблицы.

Конструкция браслета: 1 - звено; 2 - растяжка; 3 - замок

Номера браслетов и соответствующие им интервалы размеров

Номер браслета Интервал размеров, мм
130 От 130 до 135
135 Св. 135 " 145
140 " 140 " 145
145 " 145 " 150
150 " 150 " 155
155 " 155 " 160
165 Св. 165 до 170
170 " 170 " 175
175 " 175 " 180
180 " 180 " 185
185 " 185 " 190
190 " 190 " 195

Запонки. Состоят из верхушки (украшающей части) и деталей крепления – застежной части.

Конструкция запонок: 1 - верхушка; 2 - детали крепления; 3 - застежная часть

Зажимы для галстука. Включают в себя корпус (в лицевой части украшенного эмалью, чернью, гравировкой, вставкой из самоцветов) и прижимную планку, осуществляющей зажим.

Конструкция зажима для галстука: 1 - корпус; 2 - прижим

victoire.ucoz.com


Смотрите также