Основные понятия в огранке драгоценных камней. Основные элементы огранки ювелирных камней


Формы огранки драгоценных камней.

Круглый или фантазийный?

Поскольку круглая форма стала по существу стандартом ограночной индустрии, более 90% бриллиантов на рынке имеют эту форму огранки. Круглую огранку от всех остальных форм отличают в первую очередь стандартные орнамент граней и пропорции, подход к оценке качества обработки, более высокая стоимость. С другой стороны, знаменитый огранщик бриллиантов из Антверпена Габи Толковский, который огранил за свою жизнь много алмазов, считает, что правильнее называть фантазийной именно круглую форму. Дело в том, что алмазы в природе встречаются в разных формах, но те сечения кристаллов алмаза, которые задают форму будущего бриллианта, могут быть и квадратными, и прямоугольными, и со скошенными уголками, и треугольными, но никогда – круглыми. Известно, что при огранке круглого бриллианта обычно стачивается в безвозвратные потери более половины от массы исходного алмаза, потери при огранке фантазийных форм меньше. 

Привлекательность фантазийных огранок основана главным образом на привлекательности их формы. В ряде случаев название той или иной огранки звучит более привлекательно, например «принцесса». Стандартная круглая огранка наиболее продумана в плане оптический свойств, т.е. сверкания, сцинтилляции, игры, поэтому обычно фантазийные огранки стоят меньше (в долларах за карат), чем круглая. Это еще и потому, что при огранке фантазийных форм используются уплощенные или удлиненные алмазы, и выход годного больше, чем при изготовлении круглых бриллиантов из того же кристалла. 

Если огранить бриллианты разными формами огранки, но при этом выдержать для них одинаковую массу, то одни будут визуально больше, чем круглый, например, маркиз или триллиант, другие – меньше, например, принцесса. Об этом можно судить, зная общую высоту камня и сравнивая ее с высотой круглого бриллианта.

Бриллианты, имеющие удлинение, такие как овал, груша, маркиз, могут проявлять оптический эффект «галстука-бабочки» в виде потемнения в центральной части камня, ориентированного поперек удлинения. Это эффект в торговле считается нежелательным и приводит к снижению стоимости камня. 

Существуют наиболее признанные соотношения длины к ширине, которые разные для разных форм. Например, для маркиза это 2:1, для изумруда 1,5:1 (разновидность изумруда без удлинения обычно идет с названием Ашер), для принцессы 1:1, но персональные предпочтения могут и отличаться от этих пропорций, поэтому камни могут быть как длиннее, так и короче.

Нужно обращать внимание, что если та или иная фантазийная форма предполагает изменение толщины рундиста по периметру камня, то в самой толстой части рундист не должен казаться чрезвычайно толстым, а в самой тонкой части – чрезвычайно тонким.

Круглый бриллиант

Круглые бриллианты из всех форм огранки наиболее популярны, возможно, благодаря их сильной "игре" и большему возврату белого света к наблюдателю, чем в других огранках. При создании круглой огранки выход годного из алмаза значительно меньше, чем в случае других огранок. Это, наряду с высокой популярностью круглых бриллиантов, - две основных причины достаточно высокой стоимости этих камней.

Круглая огранка устанавливает стандарты для других форм и составляет более 75% всех проданных на сегодняшний день бриллиантов. Эта 57 (58)-гранная форма состоит из короны (верхняя часть), рундиста (самая широкая часть) и павильона (низ). Для достижения максимальной игры в круглом бриллианте необходимо строго выдерживать определенные пропорции. 

Круглые бриллианты из всех форм огранки наиболее популярны, возможно, благодаря их сильной "игре" и большему возврату белого света к наблюдателю, чем в других огранках. При создании круглой огранки выход годного из алмаза значительно меньше, чем в случае других огранок. Это, наряду с высокой популярностью круглых бриллиантов, - две основных причины достаточно высокой стоимости этих камней.Круглая огранка устанавливает стандарты для других форм и составляет более 75% всех проданных на сегодняшний день бриллиантов. Эта 57 (58)-гранная форма состоит из короны (верхняя часть), рундиста (самая широкая часть) и павильона (низ). Для достижения максимальной игры в круглом бриллианте необходимо строго выдерживать определенные пропорции. 

Элементы огранки круглого бриллианта.

Параметры огранки круглого бриллианта (кр-57):

Выдержки из ТУ 25-07.1319-77

Все элементы огранки верха бриллиантов массой от 1.00 ct и выше должны быть визуально симметричны элементам огранки низа. На бриллиантах не допускаются искривления граней и ребер, а также сколы, видимые при 10-кратном  увеличении. Поверхность граней бриллианта должна быть тщательно отполирована. На поверхности не допускаются следы графитизации, риски, царапины и другие следы обработки, видимые при 10- кратном увеличении, за исключением бриллиантов массой до 0.29 ct - 8 группы дефектности, массой от 0.30 ct - 10 группы дефектности, если устранение не изменит группу дефектности в сторону  улучшения.

Распространенные фантазийные формы.

Фантазийные формы огранки можно разделить на две группы клиньевые, по своим пропорциям приближенные к круглому бриллианту (маркиз, груша, овал, сердце, принцесса, радиант и т.д.) и ступенчатые (изумруд, багет и т.д.). Ступенчатая огранка сложена ярусами (ступеньками). У бриллиантов фантазийной клиньевой формы огранки: маркиза, груши, овала иногда может наблюдаться эффект "галстука-бабочки". Его появление связано с откланениями в пропорциях огранки и симметрии камня. Этот эффект негативно сказывается на внешнем виде бриллианта, поскольку на площадке появляется крупный темный блик (пятно) в форме «галстука-бабочки».

Маркиз – клиньевая огранка в форме лодочки. Маркизы часто выбираются женщинами, позиционирующими стиль независимости.  Это удлиненная форма создает эффект длинных и узких пальцев. Огранка восходит к временам Короля Солнца, Луи XIV. Король, желавший жениться на Маркизе Де Помпадур, приказал создать бриллиант, похожий на улыбку Маркизы. Огранка эффектно смотрится в солитерах, а также в окружении маленьких бриллиантов. 

Груша – клиньевая огранка в форме капли. Эти привлекательные бриллианты часто используются в подвесках и серьгах. Многие из наиболее крупных когда-либо найденных камней были огранены в груши. В форме груши гранятся как крупные так и мелкие бриллианты. Крупный одиночный бриллиант в форме груша закрепленный в кольце, визуально удлиняет пальцы рук. 

Овал – клиньевая огранка имеющая контур овала. Чаще эта форма используется для огранки крупных бриллиантов для закрепки в кольца, серьги и подъвески. Крупный одиночный бриллиант в форме овала закрепленный в кольце, визуально удлиняет пальцы рук. 

Принцесса – клиньевая квадратная или прямоугольная огранка с острыми углами. Огранка обладает очень хорошей игрой и высокой 

степенью бриллианции. Эта относительно новая огранка с большим количеством сверкающих граней часто используется как одиночые вставки в кольцах, серьгах и подъвесках. Нередко принцесса в кольцах сопровождается триллиантами по обеим сторонам. Для увеличения игры камня необходимо значительное увеличение глубины павильона до 70-78%. Большинство из квадратных и прямоугольных огранок не могут сравниться по своей игре (сверканию) с круглым бриллиантом, принцесса была специально разработана таким образом, чтобы приблизиться по этому параметру к круглой огранке.При покупке изделия с бриллиантом, ограненным принцессой, необходимо убедиться, что закрепка защищает четыре угла камня, наиболее подверженных сколам. 

Изумруд - это ступенчатая прямоугольная огранка с усеченными углами, имеющая восьмиугольный контур. Бриллиант, ограненный изумрудом, может быть совершенно великолепным. Эта огранка обладает меньшей игрой, однако, более широкими и яркими вспышками света. Утонченная, элегантная, эта форма часто используется для оправы в кольцах. Из-за "открытости" огранки трещинки, низкая цветность и невысокое качество огранки становятся заметны даже невооруженным глазом, поэтому при покупке бриллианта в форме изумруда чрезвычайно важно уделять внимание качеству камня. Изумрудная огранка для бриллиантов не такая традиционная, как круглая, и не такая модная, как принцесса, что делает стоимость на бриллианты изумрудной огранки не столь высокой (по сравнению с другими огранками). В последние годы более популярными становятся бриллианты квадратной изумрудной огранки. 

Огранка ашер – разновидность изумрудной огранки, имеющая форму квадрата и больше ярусов. Ашер позволяет владельцу выглядеть элегантным и величественным. Стиль этой огранки Арт-деко совмещает старомодный шарм с современными ограночными технологиями для формирования ослепительной бриллианции. Предпочтительными являются ашеры с равными длиной и шириной. Это отношение не должно превышать 1.1:1.

Радиант. Это клиньевая огранка квадратной или прямоугольной формы, имеющая восьмиугольный контур. Радиант совмещает элегантность изумруда с бриллианцией и игрой круглого бриллианта. Для достижения большей игры камня приходится увеличивать глубину павильона при огранки, что в свою очередь влечет за собой увеличение массы камня. Огранка в форме радианта чаще используется для огранки одиночных крупных камней. Форме радиант способна улучшить цвет бриллиантов фантазийных цветов. 

Сердце – клиньевая форма огранки имеющая контур в форме сердца, основного символа любви. Это, по существу бриллиант в форме груши, расщепленный со стороны головки (см. Элементы огранки). При покупке такого бриллианта следует обращать внимание на ровность и четкость очерчивающей линии, поскольку красоту данной огранки, как ни одной другой, напрямую зависит от квалификации огранщика. Сердца обычно имеют равные длину и ширину. 

Параметры огранки маркиза:

Параметры огранки груши:

Параметры огранки овала: 

Параметры огранки принцессы:

Параметры огранки изумруда:

Параметры огранки радианта:

Параметры огранки сердца:

Параметры огранки триллианта:

Параметры огранки прямоугольного багета:

Параметры огранки трепецевидного багета: 

Триллион/треугольник/триллиант. Это клиньевая огранка треугольной формы. Триллионы часто называют также триллиантами и треугольниками. Это одинаковые формы огранки бриллианта, принципиально отличающиеся от других своей треугольной формой, при этом количество и форма граней могут варьировать. Триллион эффектная клиньевая огранка. Впервые разработанный в Амстердаме, дизайн огранки может варьировать в зависимости от природных характеристик бриллианта и личных предпочтений огранщика. Это может быть как традиционная треугольная форма с острыми углами, так и более закругленная форма. Триллионы часто используются как боковые вставки в кольцах с крупным камнем. В треугольниках предпочтительны близкие значения длины и ширина. Вариации их значений не должны быть значительными. 

 

Багет – ступенчатая огранка, имеющая прямоугольный контур. Соотношение длины к ширине у багетов может быть 1:1, в этом случае форма огранки называется «квадрат». Кроме прямоугольных багетов, встречаются трапециевидные, т.е. в форме трапеции. В России прямоугольные багеты имеют соотношение от 1,4 : 1 и более. Поскольку граней у багета меньше, чем у большинства остальных форм огранки, эта форма применяется для огранки мелких бриллиантов, такие камни могут быть боковыми, обрамляющими в ювелирном изделии центральный, более крупный, или выстраиваться в единую линию, например, в браслетах. Так же как и в изумрудной огранке, в огранке багет, из-за "открытости" трещинки, низкая цветность и невысокое качество огранки становятся заметны даже невооруженным глазом, поэтому при покупке бриллианта в форме багета чрезвычайно важно уделять внимание качеству камня. 

Примеры менее распространенных форм огранки бриллиантов. Слева-направо: кушон, фландерс (сверху), люцер, юбилей (снизу).

podarokcity.ru

Виды огранки драгоценных камней

Лишь мастера ювелирного искусства увидят будущий блеск и красоту в мутном кусочке минерала, только что добытого в шахте. Для того чтобы представить его великолепие,  раскрыть его красоту, драгоценный камень придают огранке. Существует более 250 видов огранки, выбирают вид исходя из размеров минерала, его чистоты (наличия вкраплений и дефектов) и формы самого ювелирного изделия, которое камень будет венчать. Сейчас мы подробнее рассмотрим основные (классические) виды клиньевой огранки.

Круг, или классическая бриллиантовая огранка — пожалуй, самая распространенная из всех на сегодня существующих. Круглая огранка — это огранка «по умолчанию» для бриллиантов; она часто используется для россыпей одинаковых мелких камней на одном украшении. Она симметрична, хорошо полируется и обладает максимальной светопропускающей способностью — то есть, позволяет камню  особенно ярко сиять на свету. У круглой огранки существует множество вариаций, но в классической бриллиантовой огранке — 57 граней-фасетов.

Овал — разновидность круглой огранки — в последнее время является наиболее популярной формой для центральных камней на обручальных кольцах. Овальная огранка, в отличие от круглой, является сравнительно молодой — если «кругом» гранили с конца XVII века, то «овал» появился только в 60-е годы XX века.  Среди прочих разновидностей круглых огранок можно выделить розу, при которой у камня нет верхней площадки, зато есть вершина из сходящихся граней, а также две объемные формы — шар и бусина. Они различаются тем, что у шара грани треугольные, а у бусины — четырехугольные.

Огранка «груша» имеет более сложную форму, чем круг. Она напоминает скорее не грушу, а каплю  - в классическом варианте с большой площадкой сверху, которая позволяет свету играть в гранях камня: с одной стороны камень закруглен, с другой — заканчивается шипом. Острыми уголками вверх «груши» подвешивают на ожерелья, серьги, носят в качестве кулонов. Кроме классической грушевидной формы с площадкой, к схожему типу огранки можно отнести бриолет и каплю. У каплевидной огранки меньше фасетов и те, которые прилегают к острому шипу, сильнее вытянуты по сравнению с остальными. 

Огранка «маркиз» придает драгоценному камню форму зерна с двумя заостренными уголками. Если камень является центральным на украшении — его располагают вертикально, а несколько маркизов могут находиться рядом горизонтально, или составлять из себя несложные орнаменты. Обычно длина камня, ограненного таким образом, примерно в два раза превышает его ширину, что позволяет его использовать в длинных украшениях воздушного дизайна: серьгах, кулонах, браслетах...  Разновидностью «маркиза» является огранка «челночок» - у нее немного меньше граней и верхняя площадка поуже, но форма похожа настолько, что их легко перепутать. 

И, наконец, огранка «сердце» также имеет два угла, но только один из них выпуклый. Форма «сердечка», воплощенная в драгоценном камне, пользуется особенным успехом в качестве символа любви и страсти. Сердце — один из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, но зато он позволяет маскировать дефекты камня. Длина и ширина классического «сердца» должны быть одинаковыми, но бывают и исключения — если камень попадается особенно длинный. 

Минимальное количество углов, обилие граней и округлость различной степени  - вот характерные признаки большинства клиновидных огранок. 

 

www.goldensign.ru

Все о драгоценных камнях — Огранка драгоценных камней

  • Огранка драгоценных камней, как искусство

Великолепие и естественную красоту драгоценных камней человечество стало ценить еще в древние времена. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические упоминания в литературных источниках Индии, Ирана, Иудеи и Древнего Египта. Уже тогда они являлись олицетворением богатства, изысканности и роскоши. Но вот, что касается обработки самоцветов, придания им дополнительного блеска, прозрачности или игры света, то все это люди научились делать намного позже.

В те далекие времена, мастера могли только отполировать или отшлифовать природные грани минералов. А некоторые камни носили в необработанном виде. Они выглядели очень естественно и природно. Шлифовке подвергались самоцветы с высокой твердостью – алмазы, рубины, сапфиры и изумруды.

Несмотря на это, именно древнему миру мы обязаны таким видом огранки, как кабошон. Сегодня он считается самым простым из существующих, а тогда он был чуть ли не единственным. Название этой огранки происходит от французского слова «кабош». Переводится оно, как «башня». При таком способе обработки камня, ему придавалась выпуклая форма без каких-либо граней. Таким образом в Древнем Риме обрабатывали минералы с пониженной твердостью.

Уже в средние века, в Европе, ювелиры научились шлифовать драгоценные и поделочные камни, очищая их от внешних загрязнений и помутнений. Кристаллы отделяли от породы, очищали природный окатыш и деликатно подчеркивали их естественные грани. Подобная обработка очень походила на кабошон.

После этой ювелирной процедуры камни закрепляли на вещах при помощи филигранных или же глухих профилированных металлических оправ, которые иногда даже имели дополнительные лапки-зажимы. Сегодня огранки подобного плана используют для полупрозрачных или непрозрачных минералов, которые нередко могут иметь дефекты.

Древний Восток, в свою очередь, славился огромной любовью к украшениям изготовленным из бусин. Чтобы получить их, камни обрабатывали со всех сторон, отшлифовывая до идеальных шариков, в которых потом просверливали дырки и нанизывали на нити. Нередко мастера заполняли подобные бусины краской, чтобы самоцвет приобрел более насыщенную и глубокую окраску.

Известно, что гранить камни первыми научились индусы. Именно тут зародилась старинная алмазная огранка, поэтому ее нередко называют индийской. А вот в Европе огранять сложными гранями алмазы стали в середине пятнадцатого века. Первопроходцем был Лодевейк ван Беркем – голландец по происхождению, который впервые применил для данной процедуры алмазный порошок.  Вскоре подобный метод обработки твердых самоцветов нашел широкое распространение.

До получения идеально ровной поверхности алмазы гранили в эпоху Возрождения. При этом пытались оставить самоцвет максимально открытым. Для этого минералы помещали в оправы, которые были идеально под них подогнаны. Ситуация поменялась только к середине семнадцатого века, когда человечество открыло для себя фацетную шлифовку и огранку, при которой минерал покрывают большим количеством плоских мелких граней.

Такая огранка сразу «убивает двух зайцев». Во-первых, после нее камень словно оживает, переливается, «играет», а его оттенок улучшается. Во-вторых, при данной обработке можно скрыть мелкие недостатки драгоценного камня, затушевать трещинки, при этом сохраняя размеры самого кристалла.

  • Изумрудная, бриллиантовая, ступенчатая – виды огранки, как они есть

Несмотря на то, что ювелирному искусству более четырех тысяч лет, общей классификации форм огранки не существует по сей день. Но условно ювелиры выделяют такие типы шлифовки и огранки: гладкую, смешанную и фасетную.

В свою очередь, первая делится на полукруглую-сводчатую и ровную-плоскую. Смешанная совмещает в себе несколько шлифовок, например, верхняя часть камня может быть обработана фасеточной, а нижняя гладкой. Для прозрачных драгоценных камней применяют непосредственно фасетную огранку. Она раскрывает самоцвет во всем его великолепии, дарит ему необыкновенную игру света и придает волшебный блеск. Все это благодаря множеству идеально отполированных мелких граней. В итоге получается, так называемый эффект дисперсии. При этом фасеточная огранка делится на ступенчатую и бриллиантовую.

  • Бриллиантовая огранка

Специально для алмазов была разработана бриллиантовая огранка. Только обработанный таким образом алмаз можно считать бриллиантом. Данная обработка насчитывает не меньше 24 фасет в нижней части минерала и 32 фасет в верхней части вокруг площадки. Если же бриллиантовой огранкой обрабатывается другой камень, то в его названии фигурирует обозначение его минералогической природы. Так, циркон будет именоваться циркониевым бриллиантом.

Классическая бриллиантовая огранка (скаполит)

Для мелких алмазов зачастую применяют огранку восьмеркой, когда и в нижней и в верхней частях одно количество фасет – восемь в одной и столько же в другой. Ее используют только тогда, когда полная огранка нерентабельна или же невозможна.

  • Огранка розой

Эту разновидность фасетной огранки используют не часто, так как она недостаточно раскрывает игру света. Применять ее в ювелирном искусстве стали еще в шестнадцатом веке. Она не имеет нижней части и площадки и делится на семь разновидностей, среди которых самыми известными являются — полуголландская роза, голландская роза, двойная голландская роза, антверпенская роза.

Корона камня строится из треугольных граней, расположенных симметрично. Их обычно двадцать четыре либо двенадцать. При этом основание минерала остается плоским, а сам камень приобретает округлую форму. Исключением из правил можно назвать такие огранки, как «антверпенская роза», «бриолетт» и «двойная голландская роза».

  • Ступенчатая огранка

Одним из самых простых видов фасеточной огранки является обработка лесенкой или так называемая ступенчатая. Ее используют для цветных прозрачных самоцветов. Фасеты тут располагаются один над другим, верхняя площадка имеет форму многоугольника, а боковые грани при этом выполняются в виде равнобедренных треугольников или трапеций. В верхней части фасет значительно меньше, чем в нижней. Такая огранка подчеркивает внутреннюю расцветку минерала.

Для гладкой шлифовки в основном применяют огранку кабошон. При ее использовании самоцвет приобретает выпуклую, гладкую и отполированную поверхность без каких-либо граней. Помимо это, так называют камни, которые обработаны таким образом. Слово происходит от французского «caboche» и переводится, как «голова». Все потому, что зачастую отшлифованный таким образом минерал имеет шаровидную или овальную форму, при этом он плоский с одной стороны.

Так обрабатывают камни, которые обладают интересным оптическим эффектом и хорошим цветом, но не имеют сильного блеска при огранке. Помимо этого кабошоном отшлифовывают полупрозрачные и мутные самоцветы.

Интересно, что именно в виде кабошонов многие минералы проявляют все свои достоинства и раскрываются с самой лучшей стороны. Яркими примерами являются такие камни, как благородный опал, «звёздчатый рубин», бирюза, хризоберилл («кошачий глаз»), волосатик, «звёздчатый сапфир», олигоклаз («лунный камень»). Из недорогих минералов, которые используют для вставок в ювелирные украшения и обрабатываются кабошоном: лазурит, «соколиный глаз», нефрит, «тигровый глаз», малахит, змеевик, агат.

Несмотря на то, что существует огромное множество форм кабошонов, в ювелирном искусстве чаще всего используют стандартные или общепринятые. Например, крест, кулон, сердечко, многоугольник, круг и овал. Бывают высокие и средние кабошоны, в зависимости от кривизны верха.

Выбирают определенную форму, руководствуясь практическими соображениями. Оценивают хрупкость минерала и его применение в ювелирных изделиях. Овальную используют для экземпляров, которые подвержены, в тонких участках, легкому скалыванию. Кругом гранят самоцветы, обладающие каким-либо эффектом – астеризмом или эффектом световой звезды. Так камень способен показать всю свою красоту. Самоцветы с богатой текстурой и природными узорами, целесообразно обрабатывать в виде таблицы, как, например, чароит.

Во многих случаях, на форму самого камня влияет его прямое использование в ювелирном украшении. Так, кругом и квадратом обрабатывают камни для мужских колец-печаток, а для нежных женских перстней – овалом. Для изготовления серег больше подходит челнок или удлиненный овал.

  • Другие виды огранки

Когда фасеты делятся на четыре клина, такую огранку именуют клиньевой. Это разновидность ступенчатой огранки. Цейлонской называют такую обработку, при которой максимально сохраняется масса минерала. В таком случае на него наносится большое количество мелких граней. Поэтому данная огранка всегда является симметричной.

Для изумрудов, как и для алмазов существует собственный вид обработки. Он носит имя минерала и является ответвлением ступенчатой огранки. После нее камни имеют восьмиугольную форму.

Простым видом ступенчатой огранки считается таблитчатая. Она сегодня активно применяется для создания мужских перстней-печаток. Чтобы увеличить площадку минерала, его верхняя часть делается плоской.

Огранка монгольского типа очень популярна на Востоке. Она заключается в том, что самоцвет по спайности кристалла имеет параллельные плоскости, между которыми делают один или несколько рядов фасет.

Формы, которые придаются при одном и том же типе огранки могут быть совершенно разнообразными. Самоцвет можно обработать в виде шара, конуса, овала, треугольника или шестиугольника. Некоторые камни смотрятся очень эффектно при шлифовке антик, когда прямоугольник или квадрат имеет пологовыпуклые стороны и закругленные углы. Существуют также такие формы, как трапеция, багет или вытянутый прямоугольник, каре или квадрат, грушевидная капля или груша, маркиза или челночок, маслина, бриолет, подвесок и французская огранка.

Как и ювелирное дело, искусство огранки постоянно развивается, а ювелиры – экспериментируют и пробуют что-то новое. Так, российские мастера, не так давно, явили миру совершенно новые виды огранки для топаза и кварца. Они не только ярко раскрывают положительные стороны камней, но и имеют очень эффектные названия – «рассвет», «снежинка» и «яркая звезда».

  • Как выбрать драгоценный камень на удачу: несколько советов по огранке

Перед покупкой драгоценного камня необходимо хорошо оценить его огранку, ведь именно она влияет на способ проявления энергии самоцвета. Напряженным астрологическим аспектам соответствуют ступенчатая, бриллиантовая и огранка восьмеркой, при которых грани минерала образуют углы в сорок пять и девяносто градусов.

Такие камни всегда будут ставить своего владельца перед нелегким выбором – работать над собой и получать дары судьбы или же прощать себе все слабости и пускать все на самотек, пожиная потом весь негатив своей безответственности.

Фантазийная огранка опала

Иногда минералы винят в их способности приносить несчастья, их даже называют проклятыми. Но, на самом деле, самоцветы не в чем винить, так как они являются прямым отражением поступков своих владельцев. Они лишь перерабатывают информацию и энергию, обращая ее либо в позитив, либо в негатив.

Поэтому не следует пускать все на самотек, быть безжалостным и эгоистичным. Необходимо делать жертвы во имя достижения цели, и если Вы готовы пойти на это, то камни в бриллиантовой огранке всегда помогут достичь успеха. В противном же случае, если Вы не хотите работать над собой, развиваться и получать пользу от своих поступков, то самоцветы будут приносить в Вашу жизнь лишь негатив.

www.stones.regnews.info

Огранка драгоценных камней: исторический обзор - Ювелирные техники, отделка ювелирных украшений | Jevel.ru

Исторически сложилось так, что огранка драгоценных камней не была востребованной. Это связано и с определенными поверьями, и с трудностью работы. Многие народности считали, что природные кристаллы обладают внутренней силой, оказывают влияние на здоровье, характер и жизнь человека. Соответственно, при искусственной огранке камней эти свойства могли теряться, или трансформироваться в отрицательные.

Максимум, на что могли пойти древние ювелиры, – это подобрать самоцветы, подходящие по форме, цвету и размеру, после чего делали под него оправу. Конечно, при таком подходе к огранке ювелирных камней внутренние свойства и эффекты кристаллов оставались не раскрытыми.

Однако постепенно в украшении стало цениться не просто наличие драгоценного камня, но и его эстетическая значимость. Предания и поверья уходили в прошлое, а вот ювелирное искусство развивалось, мастера разрабатывали новые ювелирные техники, в том числе и виды огранки драгоценных камней.

Самым первым способом огранки драгоценных камней стал “кабошон”. Огранка камней кабошон произошла от латинского слова “cabo”, то есть голова. По своей сути, кабошон, это округлая форма кристалла. Свое распространение данный тип огранки драгоценных камней приобрел в Древнем Риме. Причем в то время кабошоном обрабатывались только мягкие камни, такие, как гранат, сапфир, рубин.

Долгое время алмаз вообще не поддавался огранке из-за его твердости. И только в XIV веке впервые попробовали обработать бриллиант. Право первопроходца в огранке алмаза отдается Индии, хотя не все с этим согласны. До экспериментов индийских мастеров у бриллианта только удаляли смолообразную корочку, и полировали естественную поверхность. Вряд ли подобный способ можно отнести к какой-либо форме огранки камней.

Европейцы активно оспаривают право индийских мастеров на открытие способов огранки камней, в частности – алмаза. Получилось так, что в Европе мастера уже делали первые попытки работы с бриллиантом, когда в 1665 году путешественник Тавернье попал в Индию. И в то время местные мастера тоже активно работали с алмазом. Получается, что либо виды огранки ювелирных камней развивались параллельно, либо каким-то образом данную технологию завезли в Индию.

Да, первые формы огранки драгоценных камней были хаотичными и беспорядочными, но, бесспорно, это действительно была огранка. Если алмаз имел трещины или другие повреждения поверхности, то кристалл покрывали гранями, которые располагались неупорядоченно. Ни о какой симметрии или о раскрытии оптических эффектов камней и говорить не приходилось, но исправлять природные дефекты минералов ювелиры вполне научились.

На фото видов огранки драгоценных камней XVI века видно, что форму кристаллов ювелиры практически не исправляли. Вплоть до конца 16 века существовали только два основных вида огранки кристаллов: алмазный наконечник и алмазная таблица. Смысл состоял в том, чтобы улучшить природную форму алмаза – октаэдр, и отшлифовать уже имеющиеся грани. Постепенно количество названий огранки камней расширилось. Появилась так называемая “толстая алмазная таблица”, то есть октаэдрический кристалл с широкой площадкой.

В XV веке появилось первое оборудование для огранки камней – шлифовальный круг. Тогда и стали создавать фасетную огранку драгоценных камней. Получилось усилить оптическую игру кристалла, создав дополнительные грани. Так что появились новые виды огранки драгоценных камней – фасетный камень с многоугольной площадкой, простая огранка, роза, бриолет. Считается, что огранка розой была любимым видом огранки кардинала Мазарини. Предполагается, что он даже изобрел одну из форм этой огранки. В 1600 годах это был прорыв, и розой гранили практически все виды камней. Но в настоящее время данный вид используется только для самых мелких видов алмазов. Бриолет – это модифицированная и усложненная роза. Его использовали при работе с грушевидными алмазами.  По сути, бриолет стал двойной розой – грушевидная капля.

Бриллиантовая форма огранки, та, которую мы знаем сейчас, возникла в XVII веке.  Считается, что изобретателем данного вида является венецианец Винченцо Перуцци. Но может, это и не верно, так как бриллиантовая форма в итоге оказалась усовершенствованной примитивной огранкой. Спорить об авторстве данного вида огранки можно сколь угодно долго, но для нас важен следующий факт: он стал последним этапом для разработки огранки “полный бриллиант”.

Практически все остальные виды огранки  ювелирных камней были изобретены уже в XX веке, хотя все они так и остались видоизмененными формами бриллиантовой огранки. Необходимо отметить тот факт, что обработке подвергались уже не только мягкие камни, но любые. В настоящее время для каждого драгоценного, полудрагоценного кристалла и самоцветов разработаны собственные виды огранки драгоценных камней, наиболее ярко выражающие сущность минерала и его эффекты.

www.jevel.ru

Основные понятия в огранке драгоценных камней.

Обработкой камня резанием называется процесс, при котором грубый (необработанный) камень превращается в драгоценный. Драгоценному камню придают определенную форму, в результате чего он раскрывает свой великолепный блеск и цвет для установки его в ювелирные изделия.

В отличие от бриллиантов, цветные драгоценные камни обладают переменными оптическими свойствами и их не получается огранить до идеально однородного камня. Хорошо ограненный или вырезанный цветной драгоценный камень демонстрирует ровный цвет, приемлемое количество включений, яркое свечение и массивнее всего выглядит при взгляде сверху.

В широком смысле существует две формы обработанного драгоценного камня: граненый камень - с геометрически правильными, фасонными плоскими полированными гранями и не ограненный драгоценный камень, не имеющий плоских полированных граней, абрис которого ограничен плавными, криволинейными линиями - кабошон.

На рисунке показаны основные части граненого камня на примере круглой бриллиантовой огранки.

Основные виды огранки

Круглая бриллиантовая огранка Круглая бриллиантовая огранка также известна как круглая огранка, идеальная американская и американский стандарт. Стандартное количество граней круглой бриллиантовой огранки драгоценного камня - 57. Хотя ни один ювелир не был официально назван изобретателем круглой бриллиантовой огранки, многие источники приписывают эту честь венецианскому огранщику Винченцио Perruzzi, жившем в 18-м веке. Русский гений математики Марсель Толковский, член большой и мощной алмазной семьи, впоследствии рассчитал вид и пропорции огранки, необходимые для создания идеальной формы бриллианта. В рамках своей докторской диссертации по математике Толковский рассчитал такие переменные, как показатель преломления и взаимодействие углов, чтобы описать то, что стало известно как круглая бриллиантовая огранка. Толковский рекомендовал делать круглую бриллиантовую огранку таким образом, чтобы высота бриллианта составляла 58% от его диаметра, причем, примерно 43% составляла глубина павильона, а 14% приходилось бы на высоту коронки. Эти 58%, вероятно, и являются наиболее важным аспектом драгоценного камня. Эта огранка является наиболее оптически эффективной. Круглый бриллиант может похвастаться одним из лучших выходов годного продукта из алмазного сырья, что означает оптимально хорошие цены и для покупателей. Круглая бриллиантовая огранка разработана для обеспечения максимального оптического эффекта, обеспечивающего блеск и мерцания, когда камень сияет и танцует в проходящем свете. Эта огранка была разработана специально для бриллиантов, но сегодня она используется для всех типов драгоценных камней.
Овальная огранка Слово «овал» происходит от латинского слова «овум», что означает «яйцо». Стандартное количество граней в драгоценном камне - 69. Овальная огранка имеет эллиптическую форму, если смотреть сверху. Для этой огранки отношение длины к ширине должно быть примерно 2: 1, хотя может и немного меняться в зависимости от оптических свойств различных типов драгоценных камней. Хорошо ограненный овальный драгоценный камень может сиять почти столь же ярко, как и камень круглой бриллиантовой огранки. Овальная огранка это особенно красивая форма, и если она хорошо пропорционирована, то дает чудесные мерцания и огонь.
Багетная огранка Багет - от итальянского слова «Bacchetta», что означает «стержень или палка». Примерное число граней драгоценного камня багетной огранки - 20. Багетная огранка драгоценного камня действительно бесподобная продолговатая форма. Большинство продолговатых огранок - «этапные» сокращения, а это значит, что грани павильона были сокращены пошагово, параллельно краям, в виде усеченной пирамиды. База и стол квадратные с треугольными гранями. Багетная огранка – наилучшая форма огранки для камней, которые имеют ту же форму кристалла, таких как турмалин. Для американских индейцев навахо прямоугольник символизирует женские формы, ум и божественное созерцание.
Квадратная огранка Стандартное количество граней квадратной огранки драгоценного камня – 57. Квадратная огранка драгоценного камня в действительности частный случай продолговатой огранки, где стороны имеют одинаковую длину. Также как и при багетной огранке большинство камней получены пошаговым сокращением, параллельно краям, в виде усеченной пирамиды.Некоторые полагают, что эта форма является символом равенства, справедливости, широты взглядов, порядка, удовлетворения и истины.
Огранка триллиант Стандартное количество граней в огранке триллиант - 43. Огранка триллиант делается на основе треугольной формы, обычно с усеченными углами и различным дизайном фасетов, эта форма создает эффектный клин сверкающего огня. Оконечности и калетта в трилланте заостренные. Когда вы смотрите сверху вниз на драгоценный камень, то калетта обычно появляется в центре стола, показывая симметрию павильона. Когда вы исследуете драгоценный камень в профиль, рундист и фасет площадки, как правило, параллельны друг другу. Главный фасет павильона, как правило, расширяется перпендикулярно калетте, пока он не пересечет рундист. Так как форма камня - равносторонний треугольник, трилииант возвращает много света и цвета. Эта огранка считается почти столь же блестящей, как и круглая, поэтому она отличный выбор для клиентов, которые любят блеск, но хотят что-то другое, чем круглая. Варианты ее могут быть с закругленными углами треугольника, с измененим числа и формы граней. Триллант требует хорошей полировки. Хорошая полировка помогает максимизировать блеск и сверкание этой огранки. Триллиант хорошо применять к светлыми камням - такими, как алмазы, аквамарины, бериллы и белые сапфиры, там, где огранщики пытаются максимизировать блеск. И наоборот, некоторые огранщики эффективно используют триллиант, чтобы улучшить яркость и свечение темных камней, таких как танзанит, спессартин-гранат, родолит и аметист. Огранка впервые разработана в Амстердаме, но точный дизайн может варьироваться в зависимости от природных особенностей конкретного драгоценного камня и личных предпочтений огранщика. Это может быть традиционная треугольная формы с острыми углами или более округлые треугольной формы с 25 гранями на верху, 19 фасетами павильона и полированным рундистом. Некоторые «близнецы» (кристалл растет внутри кристалла) естественной треугольной формы идеально подходят для триллианта.
Грушевидная огранка Стандартное количество граней грушевидной огранки драгоценного камня - 71. ЭтА гибридная огранка сочетает все лучшее из овальной огранки и маркизы, она выглядит как сверкающая слезинка. Хорошая грушевидная огранка, как правило, это мастерски сделанный камень с полированным рундистом. Несмотря на то, что она может варьироваться в зависимости от оптических свойств каждого типа драгоценных камней, грушевидная огранка обычно имеет хорошую глубину при соотношении сторон 1,5: 1 и выглядит прекрасно, сияет живым камнем. Для колец этот вид огранки смотрится на руках с пальцами средней или малой длины, зато особенно выигрышно такая огранка выглядит в подвесах и серьгах. Цвет также смотрится великолепно при грушевидной огранке.Самый большой в мире бриллиант - Куллинан I, установленный в британском королевском скипетре, грушевидной огранки.
Октагональная огранка Стандартное количество граней драгоценного камня октагональной огранки - 53. Это еще одна пошаговая огранка, ограниченная прямоугольником. Грани выполняются с шагом, параллельным рундисту. Эта огранка отличается от изумрудной меньшим количеством шагов на павильоне.С помощью этой огранки хорошо подчеркивается цвет и естественная красота драгоценного камня. Цвет очень сильно акцентируется октагональной огранкой.
Изумрудная огранка Примерное число граней у изумрудной огранки - 50. Сверху камень изумрудной огранки выглядит как прямоугольник со срезанными углами. Получается очень красивый драгоценный камень со ступенчатыми гранями; блеск его имеет тенденцию показывать яркие вспышки от углов на павильоне камня. Это еще одна ступенчатая огранка, где ряды граней напоминают лестницу, т.е. квадратные или прямоугольные плоскости, расположенные параллельно рундисту камня, выглядят как ступени лестницы. От октагоноальной отличается тем, что шаги огранки на павильоне выполняются на равном расстоянии. Обычно отношение длины к ширине составляет от 1,5: 1 до 1,75: 1. Бывает и квадратная изумрудная огранка. Изумрудная огранка очень хорошо проявляет естественный цвет драгоценного камня. Эта огранка была разработана специально для изумрудов, чтобы уменьшить величину давления во время резки и для защиты драгоценного камня для сколов. Сегодня современные методы резки свели этот фактор к минимуму и она используется для самых разных драгоценных камней.
Огранка Маркиза Стандартное количество граней драгоценного камня огранки маркиза - 57. Огранка маркиза также известна как форма «челнок», сверху камень выглядит как длинный овал, который вытянут до точки с противоположных концов и похож на мяч для регби. Общее отношение длины к ширине должно быть 2: 1. Важно, чтобы граненый таким образом драгоценный камень не был слишком мелким, иначе свет будет проходить через заднюю часть драгоценного камня, уменьшая блеск и цвет камня. Тем не менее, как и для всех цветных драгоценных камней, этот фактор может варьироваться для каждого конкретного камня. Маркиза обеспечивает хорошую яркость и цвет. Особенно великолепно камень смотрится в качестве солитера или когда его свечение усиливают россыпью обрамляющих его небольших драгоценных камней.Говорят, что огранка маркиза разработана по заказу короля Франции, Людовика XV, который хотел увидеть в бриллианте чарующую улыбку маркизы де Помпадур.
Старинная огранка «Подушка» Эта огранка была одной из самых популярных на протяжении более 70 лет с 1830 года до начала прошлого века. Сверху форма огранки имеет прямоугольную или квадратную форму с закругленными углами и сторонами, сформированные по дуге – нечто среднее между кругом и овалом и прямоугольником и квадратом. Этот абрис в самом деле напоминает диванную подушку. Существует несколько разновидностей этой огранки. Наиболее известная из них: «старая шахта». Получила такое название в связи с тем, что камни тогда поступали из алмазных рудников, находившихся на территории Индии, в отличие от найденных месторождений в Южной Африке. В 19-м веке все огранщики гранили камни вручную. Все бриллианты резались вручную до начала 1900-х годов. Вследствие ручной работы каждый бриллиант был уникален, никакие два камня не были идентичны, в отличие от современных бриллиантов, которые режутся и гранятся при помощи современной техники и расчетов на компьютере. Кроме того, камни гранили при свечах и наилучшим образом они мерцали и давали отблески, всполохи света именно при свечном освещении. С появлением электричества этот вид огранки многократно пытались усовершенствовать, но прежнюю популярность она не обрела. Однако по-прежнему находятся покупатели, любители старинной огранки.
Огранка Принцесса Это относительно новый вид огранки, разработан Basil Watermeyer из Йоханнесбурга. В настоящее время срок патента истек, что удешевило огранку таких камней. Огранку «принцесса» также технически называют как модифицированная бриллиантовая огранка. Эта огранка обычно имеет 76 граней, а глубина рундиста составляет, чаще всего, 70-78%. Очень красиво смотрится в виде солитера, обрамленного треугольными мелкими бриллиантами, в обручальном кольце на ручке с длинными пальцами. Огранка принцесса была разработана для сохранения веса октаэдрических кристаллов алмаза, помогая максимизировать блеск и создавать более привлекательные бриллианты по доступным ценам. Преимущества этой огранки не ограничиваются алмазом; она также используется для многих других драгоценных камней. Огранка принцесса вообще лучше всего работает со светлыми и прозрачными цветными драгоценными камнями, максимизируя блеск и свечение камня.
Огранка «Сердце» Стандартное количество граней драгоценного камня огранки сердце - 59. По сути, это грушевидный драгоценный камень с выемкой в более широкой области рундиста. Как правило, соотношение длины и ширины камня составляет чуть больше 1: 1, примерно 1,1: 1, но обычно не более 1,2: 1. Большинство камней такой формы имеют почти круглый павильон, обеспечивающий прекрасный блеск. Сердце – общепринятый символ любви. Чаще всего камни в форме сердца покупаются как отдельные драгоценные камни. Кольца с солитером такой огранки также очень популярны во всем диапазоне размеров, особенно перед Валентиновым днем. Эта огранка очень популярна и в ожерельях. Парные камни в форме сердца часто используют для серег-пуссетов. Камни такой огранки считаются очень шикарными и последнее время к ним повысился интерес в странах Дальнего Востока (кроме одноименного региона России имеется ввиду вся восточная часть Азии, включая Китай, Японию, Индонезию). Такая форма требует очень тщательной работы, что повышает продажную стоимость камня. Так как выемка сокращает каратный вес, то это тоже сказывается на его цене. Но тем приятнее будет получить такой камень в подарок.
Огранка Бриолетт Название огранки переводится с французского как «сушеная слива». Примерное число граней - 84. Чем больше граней, тем больше блеск камня. Форма камня при этой огранке - каплеобразная с треугольными или ромбовидными гранями по окружности, огибающей весь камень. Там нет таблицы, коронки или павильона. Учитывая это, форма бриолетт наиболее сложная для огранщика, требующая полного совершенства от верха до низа. Но даже очень опытный мастер сможет огранить и отполировать только 5-10 камней в день. Бриолет представляет собой разновидность огранки «роза» и разработка его восходит к 14-му веку или даже ранее. Никто не знает наверняка, сколько лет назад гранили камни такой формы. Рассказывают о бриллиантах, граненых таким образов в Индии 12-го века. Бриолетт - относительно редкая бриллиантовая огранка и гораздо более распространенная для цветных драгоценных камней. Драгоценные камни такой огранки были очень популярны в викторианскую и эдвардианскую эпохи, а также в период арт деко. Эффектно смотрятся в подвесах, но также использовался в диадемах, колье и серьгах. Сейчас эта огранка переживает новый всплеск интереса, о чем свидетельствуют многие отраслевые издания, такие как Vogue и Harper `s Bazaar. Различные компании предлагают бриолетты из белых бриллиантов, но особенный интерес вызывают цветные. Также бриолетт очень популярен для цветных драгоценных камней.
Фантазийная огранка Для тех, кто хочет что-то действительно необычное, последние достижения в области технологии огранки и резки создали захватывающий диапазон новых форм, таких как цветы, листья клевера, звезды, треугольники, воздушные змеи и всякие иные фантазии. Некоторые из новых дизайнов - вариации стандартной формы, направленные на создание иллюзии большего и более совершенного драгоценного камня. Другие обыгрывают природную форму натурального камня, третьи создают совершенно новую, революционную форму. Важно помнить, что всякая хорошо выполненная огранка и дизайн по-своему красивы и все расширяющийся выбор форм и дизайнов создается для удовлетворения различных индивидуальных стилей и вкусов. Магия природы и артистизм фрезы объединяются, чтобы сделать уникальное произведение искусства.
Кабошон Слово кабошон происходит от старого слова норманнского диалекта французского языка «Caboche», что означает «голова». Кабошон представляет собой полированный драгоценный камень с плоским или слегка закругленным дном и выпуклым или закругленным куполом сверху. Традиционный кабошон представляет собой овал, но кабошону может быть придана и другой форма, включая треугольник или прямоугольник. Кабошоны - самая старая и наиболее распространенная форма камня. Драгоценные камни гораздо чаще обрабатывают в кабошон, чем гранят. В древности это был вообще единственный доступной вариант обработки драгоценного камня, за исключением использования естественных граней его кристаллической структуры. Некоторые из самых красивых древних ювелирных изделий были сделаны именно с камнями формы кабошон, в том числе поразительные королевские восточно-индийские украшения и нагрудник Аарона. Сегодня форма кабошона используется для камней с ограниченной прозрачностью (бирюза, нефрит, агат и т.д.) или если в камне преобладают включения (не очень прозрачные сапфиры, рубины или изумруды) , а также для драгоценных камней, где изогнутая поверхность подчеркивает особые характеристики (переливчатость , кошачий глаз или астеризм).
Buff Top Вариант кабошона для прозрачных драгоценных камней, смешанная форма с куполообразным верхом и граненым низом. Граненый павильон в сочетании с округлым верхом дает иллюзию глубины, так как глаз обращается к центру камня. Камень обладает хорошим блеском и за счет округлой коронки менее подвержен истиранию, чем ограненные драгоценные камни. Современные технологии, разработанные в японской лаборатории GIA, позволили придать такую форму и бриллиантам.
Огранка Миллениум Огранка Миллениум создана Rogerio Graca в 1999 году и названа так в честь грядущего нового тысячелетия. Невероятно, но в ней именно 1000 граней. Такая работа связана с серьезными затратами труда и времени, раз в 20 превышающими трудозатраты для создания любой другой огранки. 624 грани павильона и 376 граней коронки требуют хорошего пространственного воображения, точного расчета и очень тщательной работы при резке и полировке. Вряд ли когда-нибудь это войдет в практику массового производства.
Вогнутая огранка Исторически сложилось так, что граненые драгоценные камни были ограничены плоскими поверхностями, расположенными под разными углами. Тем не менее, последние достижения в области технологии сделали возможным развитие механизмов, которые могли бы производить вогнутые поверхности. Как правило, у таких огранок только грани павильона трехмерные и вогнутые, а коронка с традиционными плоскими гранями. Вогнутые грани павильона имеют не только длину и ширину, но и глубину. Это часто создает необычные светоотражающие узоры, особенно когда камень рассматривается сверху. Такая огранка позволяет драгоценному камню преломлять больше света, тем самым максимизируя свой блеск, и распределяет свет более равномерно, создавая равномерное внутреннее свечение. Вогнутая огранка запатентована Дугом Хоффманом в начале 1990-х. Не все драгоценные камни смотрятся в такой огранке. Оптимизация цвета и света всегда первое соображение при обработке драгоценных камней. И если алмазы и слабо окрашенные камни при вогнутой огранке увеличивают блеск почти на 100%, темные драгоценные камни, такие как рубины, могут казаться мрачнее и менее привлекательными. Другим недостатком этой огранки является то, что она значительно дороже, чем традиционная. Это происходит из-за более высокой потери камня в весе и более высоких трудозатрат. До сих пор эксперты спорят о преимуществах вогнутой огранки и многие из них весьма критически относятся к такой форме камня.
Зеркальная огранка Зеркальная огранка характеризуется чрезвычайно большой площадкой и толстым рундистом, составляющим целых 90% ширины драгоценного камня. Это придает драгоценному камню высокую отражающую способность и, в буквальном смысле, придает ему свойства зеркала, отсюда и название. Иногда можно встретить такое название как «тонкий камень». Таким образом камень стали гранить с начала 16 века. Этот вид огранки можно считать вариантом круглой. В Этой манере выполнены некоторые исторические бриллианты, такие как «Зеркало Португалии» и «Зеркало Франции».

Вам могут быть интересны следующие темы:

Качество бриллиантов

Как покупать бриллианты on-line

Алмазные пластины

Самые знаменитые бриллианты

Выставка "Радуга самоцветов"

jewelpreciousmetal.ru


Смотрите также