Технология изготовления филиграни (скани). Скань ювелирная техника при которой производится


традиционная русская ювелирная техника.: публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

   В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

   Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла. 

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История.                                        В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.

Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.

С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности. В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности .

www.livemaster.ru

Древняя техника филигрань.: ochendaje

ochendaje (ochendaje) wrote, 2012-03-02 11:41:00 ochendajeochendaje 2012-03-02 11:41:00 В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место.Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.Но филигрань (или «скань» в русском языке) — это один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий.Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из прово­локи выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий.Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудо­емок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д.Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ от­делки художественных изделий из металла.В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.Эта ювелирная техника была известна практически во всех традиционных культурах, но именно на территории Индостана (современных Индии и Непала) она достигла наиболее яркого расцвета.  Особенно славится филигрань,  называемая «Каттак», которую изготавливают в одноименном городе – столице индийского штата Орисса. В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.Развитие филигранного искусства, приостановленное монголо-татарским нашествием, вновь приходит к расцвету в 15-16  веках. Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость. В это время работали известные мастера - сканщики Амвросий и Иван Фомин.В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.На сегодняшний день старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана - обилие зерни и полусфер, Костромы - сложные объемные формы. Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности.

  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

ochendaje.livejournal.com

ФИЛИГРАНЬ » Перуница

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место.

Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.

Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Казаковская филигрань (Юрий Беспалов) [1983]

Фильм про село Казаково — центр художественной обработки металла в технике филиграни.

www.perunica.ru

СКАНЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ЭТО — Скань и филигрань: ювелирные техники и их разновидности

Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России.

Скань (восходит к др.-русск. 1]), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или меднойпроволоки, гладкой или свитой в верёвочки. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки».

Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота).

Скань или филигрань?

Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства.

К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги. В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом).

Скань в современности

В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции…

Однако в Советской России оно опять возрождается. В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки. В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку.

Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы. В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью.

Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров. Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие. Напайная скань сразу крепится на металлическую основу. Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом. В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки.

Материалы для производства изделий из скани

На Руси техника скани имеет многовековую историю. Наиболее древние филигранные творения этого периода — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — ныне хранятся в Оружейной палате. Расцвет русской скани приходится на XVIII-XIX века, когда она приобретает статус ювелирного искусства. И всё же каждое такое украшение создавалось вручную.

Золотая и серебряная скань. Производство нитей для скани

Однако при всём многообразии технологий ювелирного производства, способы изготовления сканных изделий остаются традиционными. В зависимости от выбранной техники, выделяется несколько разновидностей филиграни. Ажурная скань — способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево. Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и др. Эти изделия изготавливаются из отдельных частей, которые затем соединяют в единую композицию.

Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Сегодня популярно:

defasoker.ru

Технология изготовления филиграни (скани)

Поиск Лекций

РЕФЕРАТ

 

по художественному материаловедению

 

тема: ФИЛИГРАНЬ

 

 

Преподаватель __________ _______________

подпись, дата инициалы, фамилия

 

Студент ____________ ________________ __________ _____________

номер группы номер зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

 

 

Красноярск 2013

 

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………….

1.1 Аткуальность выбранной темы…………………………………….

1.2 Цели, задачи…………………………………………………………

2.Общие сведения и характеристика филиграни……………………………

2.1История филиграни…………………………………………………

2.2Техника филиграни………………………………………………….

2.3 Виды филиграни…………………………………………………….

3.Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………

 

 

Актуальность темы.

Изучение художественного ремесла и ювелирного дела является важной составляющие частью познания русской культуры. Отдельные отрасли ремесла нуждаются в специальном рассмотрении и обобщении. Из ювелирных техник наиболее изученными являются перегородчатая эмаль и чернь, а филигранные произведения не получили комплексного научного освещения.

 

 

Цели и задачи.

 

Цель: изучить художественное ремесло филиграни ювелирного дела . Она включает в себя решение нескольких конкретных задач: 1) выделение технологических процессов филиграни 2)прослеживание исторического процесса русского ювелирного ремесла филиграни; 3) определение техник и видов филиграни;

 

 

 

История филиграни

 

В глубокой древности, задолго до нашей эры, люди обратили внимание на замечательноесвойство драгоценных металлов подчеркивать красоту и неистощимое богатство фантазии мастеров-ювелиров, многообразие применяемых ими приемов, техники и орнаментов. Золото и серебро не только красивы, но и имеют целый ряд особенностей, очень ценных для ювелиров. Одно из них заключается в том , чтоони очень мягки, пластичны и вязки, благодаря чему обладают свойствами вытягиваться в тончайшие нити.Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие своей легкостью кружева, делающиеся из гладкой проволоки различной толщины, расплющенной в тонкую ленточку , веревочку или шнура, свитыхиз двух или трех металлических нитей. Часто эти узоры обогащали напаянными на них мелкими гладкими шариками из того же металла. От старого русского слова "скать”, т.е. ”ссучивать” , "свивать” нити, этот технический прием получил в Древней Руси название "скань”. Более широко известно в быту западноевропейское обозначение того же приема – филигрань. Наиболее древние памятники относятся ко второму тысячелетия до н.э. Родина филиграни – древний Египет, но искусство скани настолько быстро распространилось по миру, что сейчас историки называют авторами филиграни большую группу народов – древние египтяне, древние греки, этруски. Сейчас филигранные традиции есть почти по всему миру. Особенно сильны в России, Средиземноморье, Португалии. Каждый регион привносит свои особенности в композицию изделий и технику скани, поэтому специалистам не составляет труда отличить, к примеру, мальтийскую филигрань от болгарской или русской. Египетские мастера делали филигрань на фоне, то есть ажура как такового не было. А вот филигранные изделия Кипра, Сардинии, Индии уже были ажурными, на просвет.

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

 

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

 

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

 

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

 

 

Техника филиграни

Современные мастера филиграни делают работу следующим образом:

Шаг 1. На бумаге рисуется узор. Сверху кладется тонкая папиросная бумага. Она просвечивает рисунок.

Шаг 2. Проволока пропускается через фильеры до нужного диаметра (Фильеры – это инструмент ювелира, с отверстиями разного размера, от большого до маленького. Через фильеры протаскивается брусок металла, начиная с самого большого размера. Постепенно, доходя до меньшего диаметра отверстия, достигается нужный диаметр проволоки. Процесс протягивания металла через фильеры долгий и физически трудный. После каждого протаскивания металл отжигают, чтобы он становится податливым, и легче растягивался).

Шаг 3. Проволока ссучивается. То есть, из двух проволок делается крученый жгут. Современные мастера используют для этого ручную или электрическую дрель.

Шаг 4. Крученая проволока вальцуется. Пропускается через вальцы, чтобы стала плоской. Есть изделия, сделанные из круглой крученой проволоки, а также из плоской не крученой – строгих правил в современной филиграни нет. Но классическая русская скань – это изделие из плоской крученой проволоки.

Крученая вальцованная проволока

Шаг 5. Проволока отжигается для податливости. Из неё делаются детали филиграни – завитки, спирали и т.д. Основное условие – должно быть как можно больше соприкосновений проволоки внутри ажура, чтобы изделие, оставаясь ажурным, было прочным.

Шаг 6. Детали филиграни приклеиваются к папиросной бумаге (согласно рисунку). Клей – БФ.

Шаг 7. Пайка. При пайке папиросная бумага сгорает, а припой, растекаясь по изделию, соединяет детали филиграни. Припой готовится специально, его пилят напильником, полученная стружка – и есть припой. Как правило, это более легкоплавкий серебряный сплав, например серебро + медь. В припой также добавляют флюс, для того, чтобы он хорошо «тек». В качеству флюса используют буру (её сначала прокаливают горелкой, затем измельчают в порошок и добавляют в стружку припоя).

Шаг 8. После пайки изделие выглядит грязно и некрасиво. От всех окислов и остатков флюса изделие отбеливают в растворе лимонной или соляной кислоты.

Шаг 9. Изделие промывают с мылом, в проточной воде, полируют на полировочном круге с войлоком.

Изобретение относится к области ювелирной техники, а именно к области изготовления изделий методом объемной скани, а также к области декоративно-художественного изготовления филигранных скульптур.

Объемные изделия из скани - шары, фонарики, фигурки животных выглядят очень эффектно и пользуются большим спросом.

Известны методы выполнения объемной скани при изготовлении ювелирных изделий и изделий малых форм (см. Сканные узоры. Несененко А. http://nesenenko.narod.ru/BOOKS/scanj.html).

Способ заключается в следующем: сканный узор набирается из традиционных элементов, сочетание которых позволяет создать разнообразные орнаменты. Все они выполнены из проволоки. Ее гнут корнцангами в завитки, колечки, квадратики, змейки и прочие фигуры, прикладывая проволоку к рисунку на бумаге. Готовый элемент отрубают ножом и наклеивают на ту часть рисунка, по которой он был выгнут. Начинают набор всегда с внешнего контура - рамы детали или изделия. А затем постепенно заклеивают изготовленными элементами весь рисунок.

Наклеенный на бумагу набор наформовывается в гипсовую пластинку-опоку, просушивается и паяется с оборотной стороны.

После пайки горячую опоку бросают в воду, где гипс разрушается и освобождает набор.

Недостатком данного способа является трудоемкость и вредность производства.

Ближайшим прототипом является способ выполнения объемной скани (см. Сканные узоры. Несененко А. http://nesenenko.narod.ru/BOOKS/scanj.html).

Объемные изделия из скани - шары, фонари, фигурки животных и т.д. выглядят очень эффектно. Делают их на болванке или составляют по развертке-выкройке. Шар, например, спаивают из двух полусфер, набранных на шаре-болванке. Набор полусферы на шаре должен быть заформован вначале в опоку, после чего болван вынимается.

Недостатками данного способа являются сложность в изготовлении филигранных скульптур и вредность производства.

Цель изобретения - упрощение (удешевление) изготовления филигранных скульптурных изделий из бересты с сохранением их высокого качества и художественной ценности при безвредности и безопасности производства.

Чертеж поясняет предлагаемое изобретение.

Для достижения данной цели при изготовлении филигранных скульптур методом объемной скани изделия изготовляют из бересты.

Береста - высокотехнологичный материал, ее можно тиснить, плести, выжигать, расслаивать, соединять в замки и т.д.

Бересту заготовляют, обрабатывают тепловым способом до гибкого состояния, затем из этого материала нарезают полоски в виде узких ленточек различной ширины и готовят из них элементы для скульптуры.

Сущность способа изготовления филигранных скульптур заключается в следующем: выполняют эскиз будущего изделия на бумаге, все элементы для него заготовляют заранее из бересты, прошедшей термическую (тепловую) обработку, так как только после этого из бересты можно нарезать любые мельчайшие элементы для изготовления изящного (филигранного) изделия. Детали для этого гнут в завитки, колечки, квадратики и прочие фигурки из традиционных элементов, вырезают тончайшие детали, которые имитируют или волос, или шерсть животных и т.д.

Сочетание таких деталей при наборе с корпусом позволяют создавать не только отдельные фигуры, но и сложные композиции и передавать характерность образов филигранных изделий.

Для изготовления каркаса готовят болванку, т.е. лепят изделие в объеме из глины, собирают каркас на этой болванке при помощи полосок бересты и клея, проверяют его на точность изготовления по эскизу, дают просохнуть глине, выбирают место для разрезания каркаса, чтобы не был нарушен внешний вид, и удаляют из него глину, затем снова соединяют каркас в месте выемки. В случае необходимости корректируют и подчищают детали каркаса при повреждении.

На заготовленном каркасе производят набор из ранее заготовленных элементов по эскизу при помощи клея. Набор начинают с внешнего контура, а затем постепенно заполняют изготовленными элементами весь объем.

Набранное изделие шлифуют, покрывают лаком и доводят до окончательного художественного образа.

Пример.

Изготовление скульптуры «Слона» начинают с выполнения эскиза художественного образа на бумаге. Лепят фигуру слона из глины в соответствии с эскизом. На этой глиняной форме изготовляется каркас из бересты, зачищают его. Определяют место «щадящего» разреза и удаляют глину, после чего склеивают швы берестяного каркаса и сверяют точность выполнения по эскизу. Снова зачищают и шлифуют. Для заполнения ажуром каркаса изготовляют заготовки берестяных филигранных элементов, заполняют ажуром каркас, зачищают и шлифуют изделие, покрывают лаком и доводят изделие до задуманного художественного образа.

1. Способ изготовления филигранных скульптур состоит из того, что сначала выполняют эскиз изделия, предварительно заготовляют материал для набора узоров изделия, изготовляют каркас на болванке в форме изделия, извлекают из каркаса болванку, реставрируют каркас и приступают к набору каркаса заготовленными элементами до получения готового изделия, затем шлифуют и покрывают лаком, отличающийся тем, что все элементы скульптуры выполнены из бересты, заранее прошедшей тепловую обработку, а болванка для создания каркаса выполняется из глины.

2. Способ изготовления по п.1, отличающийся тем, что каркас может быть как цельным, так и ажурным.

3. Способ изготовления по п.1, отличающийся тем, что фигуры могут быть украшены или дополнены деталями из любого доступного материала, позволяющего украсить изделие или усилить характерность создаваемого образа.

 

Технология изготовления филиграни (скани)

Филигрань (скань) – своеобразный вид художественной обработки металла, занимающий с глубокой древности важное место в декоративно-прикладном искусстве.

Термин «филигрань» более древний; он произошел от двух латинских слов «филлом» – нить и «гранум» – зерно. Термин «скань» – русского происхождения. Он берет свое начало от древнеславянского глагола «скати» – свивать, сучить.

Оба термина отражают технологическую сущность этого искусства. Термин «филигрань» сочетает в себе название двух основных первичных элементов, из которых производятся филигранные изделия, – это проволока и мелкие шарики, дополняющие проволочный узор.

Термин «скань» подчеркивает основную технологическую особенность, характерную для сканного производства, а именно то, что проволока применяется в этом виде искусства свитой в шнуры, что придает изделиям особую красоту и привлекательность (рис. 1).

Обычно высококвалифицированный мастер – филигранщик выполняет весь объем работ, связанный с созданием ювелирного изделия (от заготовки проволоки до окончательной пайки, монтировки, сульфидирования, полировки). В настоящее время зачастую весь технологический процесс разбивается на ряд отдельных операций. В зависимости от их сложности и ответственности они выполняются мастерами различной квалификации.

Ажурная филигрань – у которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивается только между собой, без фона, образуя кружево из металла. Зерна напаивают на это кружево. Ажурная филигрань имеет следующие разновидности:

а) плоская ажурная филигрань – весь предмет представляет собой плоское кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости;

б) ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль, – ячейки между сканными деталями, заполнены прозрачной, просвечивающей эмалью, образуя как бы миниатюрный цветной витраж;

в) скульптурно-рельефная ажурная филигрань – изделие представляет собой скульптурный, трехмерный рельеф, образованный из ажурной филиграни;

г) многоплановый или сложный филигранный узор, состоящий из двух или многих планов, напаянный один на другой, т.е. когда на нижний узор, служащий фоном, накладывают и припаивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости; на нем может быть построен третий план и т.д. Таким образом изделие приобретает трехмерный характер.

Напайная филигрань – это когда узор из проволоки (гладкой или свитой), а также зерно напаивают на листовой металл. Напайная филигрань имеет следующие разновидности:

а) напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль. Здесь после пайки скани все пространство между перегородками, образованными сканью, или их часть заполняют эмалью;

б) фоновая, или глухая, филигрань – когда филигранный узор напаивают на листовой металл;

в) просечная филигрань, при которой после пайки узора фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой.

К объемной филиграни относятся объемные предметы, выполненные сканной техникой: вазы, кубки, подносы, ларцы, объемные изображения зверей, птиц, архитектурные формы и т.д. Такие изделия изготавливают из отдельных частей, которые затем монтируют в целую композицию.

Такое большое разнообразие видов филиграни возникло не сразу. Они сформировались в течение многовекового развития сканой техники. Весь технологический процесс производства филигранных изделий включает несколько операций.

Подготовительные операции

Проект филигранного изделия, выполненный художником, перед его переводом в материал (медь, серебро, золото) прежде всего разбивают на составные части и для каждой объемной части вычерчивают развертку. Затем весь рисунок разбивают на составляющие его элементы (рис. 2) и для каждого элемента устанавливают толщину и вид проволоки (гладь, скань, шнурок, косички, зигзаг).

Заготовка скани

Скань изготавливают из проволоки. Если она не соответствует по толщине сечению, указанному на чертеже, ее протягивают через соответствующий фильер волочильной доски (рис. 3). Волочильная доска представляет собой стальную пластину, в которую вставлены твердо сплавные вставки (фильеры), постепенно уменьшающиеся по диаметру отверстий.

Волочильную доску укрепляют в настольных тисках, конец проволоки заостряют напильником (рис. 4) и просовывают в отверстие волочильной доски. Захватив конец проволоки плоскогубцами, плавно, без рывков, протягивают проволоку через отверстие.

Для получения чистой поверхности и уменьшения усилия применяют смазку (парафин, воск). Переходя последовательно от одного отверстия к другому (меньшему), получают проволоку необходимого сечения.

При волочении проволока быстро нагартовывается, делается жесткой, легко рвется. Чтобы избежать этого, ее необходимо периодически отжигать горелкой (рис. 5), доводя до темно-красного свечения. При этом структура металла меняется и проволока снова становится мягкой. Медную проволоку и серебряную пробы 875 отжигают через каждые четыре отверстия. Чистое серебро и золото отжигают через 6-8 отверстий. При отжиге проволоку необходимо свертывать в кольцевой моток так, чтобы витки плотно прилегали друг к другу, а готовый моток оплетался свободным концом. Это необходимо для того, чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась и отдельные ее участки не могли сплавиться. Если проволока очень тонкая, то ее наматывают на латунный ролик, напоминающий нитяную катушку.

 

poisk-ru.ru

Скань. Филигрань. МК. - Проволока - Металл - Каталог статей - УМЕЛЫЕ РУЧКИ

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями. История В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.   

Источник:

http://finifty.ruФото с сайта:http://www.fotorussian.ru http://images.yandex.ru

Фруктовница сделана из железной проволки. Все детали между собой спаиваются пояльником.

Подсвешник в виде самовара.

   

Здесь я соединила две технологии.

   

Ночник.

http://stranamasterov.ru/node/186967

Мастер-класс по изготовлению филиграни

Для всех, кто думает, что это очень сложно:

трудоёмко - да, время отнимает - да. Но не сложно! Полагаю, многие просто не подозревают обо всех возможностях пластика, это их и останавливает)

Сперва немного о самом стиле.

"Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни - скань - отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать»  – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма»."

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.

Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань). 

В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино - это вообще отдельная песня) 

Перегруженная узором, особо ценится золотая     

Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.

Однако ж, в самом названии "филигрань" нет никакого обозначения, из какого материала, собственно, эти нити и зёрна должны быть сделаны

Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

К примеру, вот одна из недавних моих работ, выполненная в этой технике. 

http://pics.livejournal.com/marusic/pic/00099g6q

http://pics.livejournal.com//marusic/pic/0009as7x

http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009bgpk

http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009ccw9

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будетпо изготовлению "металлической" филиграни.

Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа (фотографирование и питьё чая не в счёт))))

Для изготовления понадобится вот что:

Пластик двух цветовГель (не обязательно фимовский)Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)ЗубочисткиИголкаМеталлическая пудра

Сперва о пластике.

Я редко пользуюсь пластиком "прямо из пачки". Всегда смешиваю. В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит.

Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен. Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама.

Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий, но не настолько, как софт)

Что касается цвета: всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать. Металлическая пудра выбирается соответственно (она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся в художественных магазинах, в отделах для реставрации).

Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика, так и без. Если возьмётесь за серебро, советую не брать "голый" цвет. Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого. Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более естественным.

В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.

*Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому, что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю, узоров много, а эффекта ноль))))))*

Лучше, если вы для работы намешаете пластик, который будет максимально приближен к цвету металла. Это добавит большей натуралистичности.

Один цвет - для основы - тёмный, другой - для самого узора - светлый. В светлый при желании можно подмешать металлической пудры, так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры.

Своей пластичности материал не потеряет, даже если в него подмешать изрядное количество пудры.Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать и еще раз пустить в дело.

К слову, о пластичности:

Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из пластика, и это не предел

Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся). Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие должно быть видно без лупы

А вот такие и еще потолще придётся раскатать:

В чём, собственно, хитрость филиграни? А в том, что чаще всего использется не груглая проволока, а сплющенная.

Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант смотрится гораздо тоньше заготовки. Именно за счёт такого профиля и достигается эффект изящности. При этом сам набранный узор - если посмотреть сбоку -

будет иметь приличную высоту. А значит и прочность)

Подготавливаем верёвочки для узора:

 Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика (того, что светлый), а затем прокатать несколько раз

в металлической пудре. Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы) Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы, чтобы получить совсем тонкую верёвочку. Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического блеска.

Из этих заготовок нужно сделать такое:

Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) - для внутренних узоров. Но всё зависит от вашей задумки - можно вообще не использовать витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).

Вы можете использовать и другой способ, для получения более чернёного варианта. Для этого вам нужно взять тёмный пластик, сделать из него какой-то элемент, а потом натереть металлической пудрой те места, которые должны блестеть.

Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой. Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой плоской верёвочки (которая используется в ободках).Самое трудоёмкое в этом процессе - делать ровные заготовки. Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал. Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще. Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие. Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки, держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал, т.е. вообще не нажимая на пластик. Учтите - ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием)))Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки стеклом (подойдёт и прозрачная пластиковая линейка). Прозрачность помогает контролировать толщину. После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают, поэтому проблем никаких не возникнет))

Даже если результат расплющивания вас не радует, 

знайте, что это поправимо. Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились)

После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно приниматься за основу.

Она делается из тёмного пластика. Основа может быть и виде бусины,  и выпуклой, и плоской. В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной.

Толще 2-х мм делать не целесообразно, потому что потом с ободками придётся туго)

Ободок, прилегающий непосредственно к основе, должен быть выше её не менее, чем на миллиметр.

Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.

Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько витков из разных верёвочек.

В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку. Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать), необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты.

Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу, потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса))

И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения, состоит именно в поэтапном обжиге.

Пока основа запекается, вы готовите "припой")))

Для этого смешивается гель с мет. пудрой. Эта смесь необходима для заливания швов.Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель. Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем, чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.

Далее снова следует краткий обжиг. Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные верёвочки, если это нужно. Они могут быть такими же по высоте или ниже, гладкими или витыми.

Обратите внимание - швов не должно быть видно. Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими. Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.

Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы делаете))) С филигранью без этого сложно.

Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере, в ювелирной технике именно так и принято))).

Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться - можете на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно пройтись гелем (кончик зубочистки - замечательный инструмент для нанесения)))).

Далее выкладывается контур.Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует большей осторожности. 

Перенос мелких деталей на основу делается так: кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь)))

Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато))

После того, как контур выложен - снова краткий обжиг. Повторюсь - 1-2 минуты, больше не нужно.Далее начинается самая кропотливая работа - выкладывание узора.

При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы, но и там, где детали соприкасаются с контуром. Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу.

Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите продвинуть кончик элемента между другими элементами.Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем!

Немного об узоре: как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.

Элементы бывают такие:

Это классика.

Есть и еще масса других, более навороченных, это уже для тех, кто войдёт во вкус))) Они все еще и называются по-своему, но этим я морочить вас не стану))))

Если вы захотите использовать какую-то вставку, то она должна быть заранее обожжена. Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того, как вставка прикрепляется к основе. 

Вставку нужно поместить в ободок (на гель). Затем уже с помощью геля прикрепить к основе.

Помним про швы. Далее снова короткий обжиг.Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку, то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель), как показано ниже на фото справа,

затем иглой сделать насечки.

Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.

Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.

Далее выкладываете оставшийся узор.

После чего нужно выполнить самую мелкую работу - сделать зернь)) Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше), обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных размеров, а затем скатываете в шарики. Это не сложно, но долго)Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру)А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии. На гель, смешанный с пудрой.Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))После этого изделие идёт в финальный обжиг. Минут на 20.

Все отверстия - если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе и окружать их элементами в виде колечка. Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до запекания основы.Пластиковая "металлическая" филигрань лаком не покрывается. Это сразу погубит весь металлический эффект. А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком)))) Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.

Итог:

 Маленький бонус для осиливших до конца

если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка, есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)

Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику "остыть", а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку. И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек:И напоследок:помимо сухой пудры можно использовать и смесь с металлическим порошком на восковой основе.В таком случае этой пастой натирается всё после обжига, затем в печку на пару минут.Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой. Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой. Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.

Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный с большим количеством пудры, то после запекания это будет выглядеть как матовый металл.

umelye-ruchki.ucoz.ru


Смотрите также