LJ Magazine. Смола прозрачная ювелирная эпоксидная


Ювелирная прозрачная смола Magic Crystal 3D упак. 0,75 кг

Прозрачная ювелирная эпоксидная смола Magic Crystal 3D 

 

Предназначена для создания бижутерии и украшений, небольших фигурок, декоративных и рекламных работ, глянцевых и 3D покрытий.

 

 

 

 

ВАЖНО:

  1. Для того, чтобы получить глянцевую отливку, мастер-модель должна быть тоже глянцевой!
  2. Смазки могут матировать поверхность смолы!
  3. Отливки из любых эпоксидных смол со временем желтеют и их надо покрывать лаком, стойким к УФ ― http://elastoform24.ru/p80713557-lak-poliuretanovyj-vodnoj.html​

 

ВНИМАНИЕ: Эпоксидная смола может загустевать, мутнеть и кристаллизоваться! В особенности в холодное время. Это нормально для всех эпоксидных смол! Для разжижения и прозрачности опустите емкость со смолой в кипяток (не на открытом огне!, поставить в тазик, залить кипятком из чайника) на 30 минут, периодически меняя воду на горячую до полного разжижения и прозрачности. Данный способ можно также использовать для ускорения застывания. Если на отливке образуется пленочка или она мутная, значит смола холодная или свежая влажная форма или холодное влажное помещение или смола не догрета. Также хорошо прогревайте в горячей воде.

 

 

 

  • оптически прозрачная
  • удлиненное застывание ― 24-48 ч, что дает полное отсутствие пузырей
  • хорошая текучесть

 

1 упаковка = 0,75 кг ( 0,5 кг основа + 0,25 кг отвердитель). Cоотношение при смешивании ― 100:50 по весу. Время застывания 24-48 часов при температуре не ниже 25°С. Возможно увеличения соотношения до 100:60, при котором время застывания  уменьшается (приблизительно 24 ч. при выполнении температурных условий).

 

 

На фото ― нарисованные акриловыми красками рыбки в прозрачной смоле. Рисунки наносятся и смола заливается послойно, в результате чего получается невероятная 3D реалистичность.

 

 

 

Ювелирная смола Magic Crystal 3D представляет собой модифицированную высокопрозрачную эпоксидную смолу и разработана специально для приятного и разнообразного творчества. Аналог Crystal Resin.

 

Покрывайте изделия лаком, стойким к УФ!

 

 

 

На фото фигурка из смолы Magic Crystal 3D, окрашенная красителями для пластиков и смол Реактинт

 

 

 

 

 

Применение эпоксидной смолы

  • бижутерия и украшения
  • декоративные и рекламные работы
  • всевозможные 3D покрытия 
  • имитация воды, льда, стекла, камней
  • для техник декупажа, скрапбукинга и проч.

Особенности эпоксидной смолы

  • высокопрозрачная ювелирная эпоксидная смола
  • прекрасная текучесть, не образует пузырей при заливке
  • двухкомпонентная холодного отверждения
  • практически не имеет запаха
  • отливается в формах из силиконов

Поставляется эпоксидная смола

  • В комплекте ― 0,75 кг = 0,5 кг прозрачной смолы + 0,25 кг прозрачного отвердителя 

Соотношение при смешивании

  • 100:50 по весу (50 г отвердителя на 100 г смолы для литья)

Упаковка

  • Две ПЭ канистры ― компонент А-смола и Б-отвердитель

Минимальная партия

  • Минимальная партия 0,75 кг

Технология заливки эпоксидной смолы

Скорость отверждения ювелирной смолы зависит от температуры компонентов, окружающей среды и заливаемого объема. 

 

  1. Выдержать части А и Б в течение 24 ч. при комнатной температуре (25°С) перед использованием. 
  2. Смола может загустевать, мутнеть, кристаллизоваться, в особенности в холодных помещениях. Это нормально для эпоксидных смол! Для разжижения, прозрачности и ускорения процесса застывания компонент А поставить в таз с кипятком на 30-40 минут, периодически меняя воду на горячую.  
  3. После прогревания перемешать компонент А стеклянной или деревянной палочкой до получения однородной массы. Затем дать основе отстояться для выхода воздуха. 
  4. Отмерить нужное количество компонента А с помощью весов и одноразового шприца, залить его в емкость из инертного материала (стакан, флакон, чашка из стекла, полиэтилена).  
  5. Отмерить с помощью весов нужное количество компонента Б в другой таре. Добавить в емкость с эпоксидной смолой расчетное количество отвердителя. Каждый шприц использовать только для своего компонента! 
  6. Смесь тщательно перемешать стеклянной или деревянной палочкой до получения однородной массы. Залить свежеприготовленную смесь в форму или нанести ее на предварительно подготовленную поверхность. 
  7. Смола прекрасно окрашивается в необходимый цвет при помощи концентратов органических красителей (пигментов). 
  8. !!! Со временем происходит пожелтение отливок из смолы (любой даже самой дорогой!). Поэтому готовое изделие необходимо защищать при помощи красок, лаков, содержащих УФ защиту.

 

 

 

 

Шарнирная кукла из ювелирной смолы Magic Crystal 3D

 

 

 

Как работать с ювелирной смолой:шлифовка и полировка украшений

 

 

 

 

elastoform24.ru

КАК ВЫБРАТЬ ЮВЕЛИРНЫЙ КОМПАУНД (СМОЛУ)

КАК ВЫБРАТЬ ЮВЕЛИРНЫЙ КОМПАУНД (СМОЛУ). 11 важных моментов/полный текст http://www.lfpti.ru/lp_article_18.htm/

к. т. н.  С. А. Гейдур

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)

       Оптически прозрачные (ювелирные) эпоксидные компаунды в последние несколько лет получили широкое распространение в бижутерии, производстве сувениров, оригинальных столешниц, ручек ножей и т.д.. Им посвящено много публикаций, в частности [1-6], в которых подробно обсуждается, какой замечательный материал появился в руках мастеров и его потенциальные возможности. Прозрачный как лёд, может использоваться как объемное глянцевое покрытие (с эффектом «линзы»), при заливке в форму принимать любой заданный вид, прекрасно окрашивается, гнётся в определенных условиях. А сколько всякого разного можно в нём поместить: высушенные цветочки, листики, насекомые, бисер, ракушки, камешки, глиттеры, логотипы и фирменные знаки, часовые механизмы, фигурки и пр. По крайней мере, несколько десятков  фото и видео мастер классов обучат и научат всем технологическим тонкостям [7-11].

    Но вот проблема. Ювелирных эпоксидных компаундов очень много (рис. 1).  Crystal resin, ICE resin, Luxe resin, EasyCast, ПЭО-10К-20/0, ПЭО-610КЭ-20/0, ПЭО-510КЭ-20/0, ПЭО-10КЭ-20/0, ПЭО-210КЭ-20/0, MG-EPOX-GLASS, MG-EPOX-ELASTIC, EpoxAcast 690, MasterCast, ART RESIN, Crystal Clear Resin, Art Epoxy, Daily art, Permabond ET 500, 3/1 TYPE 1 Epoxy, BLS100 CRYSTAL, Araldite 2020, DC-2250/DC-87HC Deco-Coat, ERF/HRF, DSM431201, Magic Crystal 3D, Epoxy Crystal, Crystal 7, Epoxydharz HT2/Harter HT2, Crystal Glass, ЭП-СМ-ПРО/921(ОП), Эпокси Просвет, Слеза радости, Хрустальный эльф и т.д. и т.п.  Как выбрать нужную марку, исходя из потребности в определенных свойствах? Чем руководствоваться при выборе?

     Целью настоящей работы явилось сравнение  объективных показателей качества популярных отечественных и зарубежных ювелирных компаундов и выдача рекомендаций по выбору нужной марки компаунда исходя из планируемого будущего применения.

Рис. 1

    

Что известно простому человеку  про эпоксидную смолу?  Каждый помнит две баночки с вязкими жидкостями из хозмага, которые при смешивании превращаются в очень прочный полимер. Благодаря хорошей адгезии ко многим материалам и текучести она может использоваться, как клей, и как компаунд. Нас будет больше интересовать второе применение - компаундирование (заливка) различных объектов.

        Эпоксидный компаунд  (в просторечии "смола") представляет собой композицию, составленную, как правило, из двух компонентов: эпоксидной основы (компонента А) и отвердителя - сшивающего агента (компонента В). Эпоксидная основа, в свою очередь, состоит из собственно эпоксидной смолы и модифицирующих добавок (пластификаторов, пеногасителей, активных разбавителей, отбеливателей и т.д.), введенных в смолу на стадии приготовления при производстве. Образно говоря, упрощенная пара: смола+отвердитель это «бульон», тогда как композиция: смола+добавки+отвердитель - уже полноценный «суп». Рецептов приготовления профессиональных "супов" великое множество – для любого гурмана. Только в одном каталоге приводится более ста марок эпоксидных компаундов и клеев [12].

   1. "Упрощенные" компаунды

   Выбирая ювелирный эпоксидный компаунд вы обязательно наткнетесь на предложения таких «бульонов», в которых компонентом А служит только одна «чистая» смола без всяких добавок, например, чешская CHS-Epoxy 520, корейская KER-828, тайваньская YD-128 и др. В качестве компонента В обычно используют отвердители  ТЭТА или 921(ОП).  Основное достоинство этих компаундов – дешевизна. Такие составы могут быть использованы в бижутерии для нанесения покрытий или склеивания и по своим оптическим характеристикам, конечно же, лучше обычных хозяйственных эпоксидных клеев, например, ЭДП. Однако упрощенная рецептура сказывается на качестве изделия: могут быть проблемы с удалением пузырей в процессе отверждения, растрескивание при механической обработке и перепадах температур в полимеризованном состоянии. Кроме того, для образцов, полученных с использованием ТЭТА, характерно появление так называемой аминной пленки [13] - «жирных» пятен на поверхности (выпотевания, белесости).  А у образцов с применением отвердителя 921(ОП) прекрасная глянцевая поверхность, но… невысокая стойкость к воздействию УФ света, как это видно на фото [14] на примере образцов 3а,3б. Предлагают такие компаунды в подавляющем большинстве предприимчивые частные лица, руководствуясь простым принципом: "Не боги горшки обжигают. Сам с усам". Предшествующий технологический опыт [12] в учет не берется.

     Ещё одной разновидностью «упрощенных» компаундов являются УФ отверждаемые эпоксидные смолы (клеи), обычно японского производства.  Их преимуществом является то, что смола однокомпонентная и быстро отверждается в течение нескольких минут. Последнее обстоятельство, несомненно, важно при сборке объективов, когда оптик соединяет несколько линз в нужном положении (юстирует), затем их следует закрепить (склеить) с высокой точностью. В бижутерии применение этих материалов встречается по ряду причин не часто, главным образом, из-за высокой цены в сравнении с обычными двухкомпонентными компаундами, необходимостью иметь под рукой ультрафиолетовую лампу и невозможностью облучать УФ светом эпоксидную массу толщиной более 1см.

   2. Фирма-изготовитель

  Выбирать ювелирный компаунд нужно также тщательно, как при выборе косметики или любого другого продукта, контактирующего с кожей. А раз так брэнд предприятия-изготовителя тоже имеет значение.

Для получения оптически прозрачных эпоксидных полимеров требуется использование чистых бесцветных смол, отвердителей и модифицирующих добавок, а также выбор соответствующих режимов переработки [15] . К сожалению, бесцветных эпоксидных смол отечественная промышленность не выпускает, поэтому можно с уверенностью сказать, что почти все отечественные ювелирные эпоксидные компаунды производятся на импортных смолах. Согласно [16] рынок эпоксидных смол в России импортозависим не менее, чем на 90%. Отсюда бытующее суждение, что зарубежные компаунды априори лучше по качеству отечественных, по крайней мере спорное.

     Ноу-хау полноценного компаунда, помимо эпоксидной смолы и отвердителя определяется специальными добавками, кстати, многие из них выпускаются в России. Эпоксидные полимеры имеют сложный химический состав и механизм полимеризации, поэтому даже из бесцветных компонентов трудно, порой невозможно получить бесцветные твердые образцы, а, получив их, сохранить это качество в процессе эксплуатации. И здесь определяющим является опыт и знания разработчика. Например, все вышеуказанные ювелирные компаунды, как импортные, так и отечественного производства при температуре свыше 100-110°С пожелтеют. Но одни больше, другие меньше.

   Поиск начинайте как всегда с изучения состояния вопроса: что почем, какие марки популярны [17], почитайте отзывы на форумах и специализированных сообществах. Сделав предварительный выбор, получите от продавцов или ознакомьтесь на сайтах с Инструкцией по применению компаунда, затем начинайте анализ его технических характеристик. Если инструкции нет, кто изготовитель неизвестно, а он в соответствии с ГОСТ 9980.4-2002 должен быть непременно указан на маркировке (не только название, но и контактные данные), тогда компаунд лучше «отбраковать». В противном случае кому будете предъявлять претензии?

   В Лаборатории физики полимеров СПбГТИ(ТУ) накоплен большой опыт по созданию оптически прозрачных эпоксидных компаундов. Разработанные на протяжении более трех десятков лет оптические компаунды ПЭО широко используются в России и за рубежом в производстве светоизлучающих диодов, фотоприемников, цифро-знаковых индикаторов, эндоскопов, ректоскопов, кардиостимуляторов, электротехнических изделий [15, 18, 19]. В последние годы к этому  добавились реставрационное [20] и  ювелирное [21, 22] направления.

   3. Оптическое качество

     Главным фактором при выборе ювелирного эпоксидного компаунда является его оптическое качество, и в первую очередь, коэффициент светопропускания или цветность, требования к которым, в свою очередь, существенно зависят от толщины полимерного слоя будущего изделия. Какое изделие мы получим: бесцветное, с легким или сильным желтым оттенком? Это можно определить навскидку, для этого даже не нужен спектрофотометр, достаточно посмотреть на баночки с компонентами А (эпоксидной основой) и В (отвердителем). Известно, что в бижутерии и производстве сувениров ювелирные компаунды могут использоваться, по крайней мере, в 3-х качествах (в скобках указаны примерные толщины слоя):

  а) создание объемного покрытия (до 2 мм)

  б) заливка в форму (3-40 мм)

  в) имитация воды (5-15 см)

   Для первого применения (а) допускается использовать компаунды, один из компонентов которого имеет слабое желтое окрашивание. Таких компаундов почти половина из вышеприведенного списка. Чем тоньше покрытие, тем требования к цветности исходных продуктов слабее и наоборот. Ярким примером могут служить оптические эпоксидные клеи ОК-50 и ОК-72, ещё советской разработки [23]. Они изготовлены из компонентов желтого цвета. Тем не менее, коэффициент пропускания склеивающего слоя в видимой области спектра для них составляет 99%, но… при толщине клеевого слоя 10 мкм.

    Для второго (б) и особенно третьего (в) применений бесцветность обоих компонентов обязательна. Кстати, часто путают понятия «бесцветный» и «прозрачный». А это не одно и тоже, к примеру: чай прозрачный, но отнюдь не бесцветный. Кроме цветности имеет значение также оптическая однородность и отсутствие посторонних включений в компонентах А и В. Таким образом, выбирайте нужную вам марку компаунда сообразно планируемым  применениям. Если в изделиях предполагаются толщины эпоксиполимерного слоя меньше 1-2 мм, подойдет любая из ювелирных марок, если больше 2мм, нужно использовать компаунды только с бесцветными компонентами. На рис. 2 приведены примеры первых двух применений, более подробно с возможностями ювелирных компаундов можно ознакомиться в интернет, например, в  [2, 24, 25].

Рис. 2

    Иногда компонент А имеет слабый сине-фиолетовый оттенок. Не стоит пугаться, он тоже годится. Просто в компонент А введена  отбеливающая добавка. Это делается для улучшения эстетического восприятия ювелирного компаунда. Используется свойство человеческого глаза. Когда мы говорим «кристально чистая», подразумеваем обязательно с голубизной (синевой). Особенно это важно при изготовлении «толстых» изделий с толщиной свыше 3-5 см. Многие зарубежные компаунды Crystal resin, ICE resin и другие используют этот прием. Отечественные компаунды ПЭО выпускаются в 2-х вариантах: с отбеливающим эффектом (например, ПЭО-510КЭФ-20/0) и без него (ПЭО-510КЭ-20/0). Возможен ещё третий вариант, когда мастер сам может добавить в компаунд отбеливающий концентрат с подобранной по собственному вкусу концентрацией (ПЭО-510КЭ-20/0 плюс ЭПОКСИКОН-400 (110А)).

     Важнейшие технические характеристики ювелирных эпоксидных компаундов ведущих производителей [21] приведены в табл. 1. Показатели качества компаундов ПЭО регламентируются ТУ 2257-407-02068474-2003 с изм. №1,2, ТУ 2257-435-02068474-2009 с изм. №1-3 и ТУ 2257-441-02068479-2011 с изм. №1,2. Коэффициент светопропускания компонентов А и В в слое толщиной 10мм  в области максимума кривой относительной спектральной чувствительности глаза составляет не менее 99 %.  Здесь же для сравнению приведены данные для "упрощенного" компаунда KER-828/921(ОП). 

Таблица 1. Технические характеристики ювелирных эпоксидных компаундов

Наименование

ПЭО-10К-20/0 ПЭО-610КЭ-20/0 ПЭО-510КЭ-20/0 ПЭО-10КЭ-20/0 ПЭО-210КЭ-20/0 Crystal resin EpoxAcast690 KER-828/921(ОП)

Фирма-изготовитель, страна

СПбГТИ(ТУ),Россия

PEBEO S.A.,Франция

Smooth-On, Inc.,США

Ю.Корея/Россия

В неотвержденном состоянии:

Упаковка

150г, 300г, 600г, 1200г,любая масса в пределах 10-200кг

150мл,300мл,750мл*

1,18кг,4,72кг*

Соотношение А:Впо массепо объёму

100:25100:30

100:50*

100:30*

100:50100:50

Вязкость, мПа.спри Т=25°С

900

780

640

480

240

430

200*

1470

Жизнеспособность, час при Т=25°С

2-3

3-4

5-6

8-10

12-15

2

5*

0,5-1

Время отверждения, час при Т=25°С

42-54

54-66

66-84

24*

24-48*

24

Срок хранения, месяцев /при Т,°С

6/(20-25) или 12/(3-8)

6/(15-25),беречьот холода*

ограниченныйсрок/23*

6/(20-25)*

В отвержденном состоянии:

Внешний вид

бесцветный, выпускается с отбеливающим эффектом и без него

бесцветный, сотбелив. эффектом

бесцветный

Фотостойкость по5 бальной шкале

4

3

4

2

Макс. температура эксплуатации,°С

80

75

70

50*

46*

60

Твердость по Шору, D

80

75-78

65-70

50-60

80

80*

80

Применение, в т.ч.макс. толщина, см,макс. объем, л

а1,50,05

а, б30,1

а, б50,2

б, в100,5

б, в151

а, б2-5*0,15*

а, б5*

а1,5

Примечание: * - литературные данные

       Вся статья не поместилась в одной записи ЖЖ   

      4, 5, 6 и 7 важные моменты во второй записи ЖЖ      8, 9, 10 и 11 важные моменты в третьей записи ЖЖ

ЛИТЕРАТУРА 

1. Samsonova E. Эпоксидная смола. Материалы // http://polymerclayfimo.livejournal.com/1229420.html

2. Sous la pluie. Изделия - бижутерия из Crystal resin и эпоксидной смолы // http://polymerclayfimo.livejournal.com/1653058.html

3. Семенихина И. Работа с эпоксидными компаундами ПЭО в бижутерии // http://www.lfpti.ru/lp_article_09.htm

4. Эпоксидная смола для бижутерии // http://pokasijudoma.ru/lepka-iz-plastiki/epoksidnaya-smola-dlya-bijuterii.html

5. Голинский И. Выбор смолы, транспортировка, хранение, смешивание// http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/about-smola-m/52-es01

6. Агафонова Н. Ювелирная смола. Урок 1. Что такое ювелирная смола. Разновидности смолы // https://www.youtube.com/watch?v=KY6HGBKKhYQ

7. Титова Ю. МК эпоксидная смола и сухоцветы - создание прозрачных украшений без молдов // http://www.livemaster.ru/topic/515633-mk-epoksidnaya-smola-i-suhotsvety-sozdanie-prozrachnyh-ukrashenij-bez-moldov

8. Yl-Ka. Мастер-класс по работе с эпоксидной смолой (компаундом) // http://stranamasterov.ru/node/427491

9. НестандARTные уроки. Серги "Paisley" эпоксидная смола и перламутровые красители // https://vk.com/photo-43268093_326096857

10. Posta M. Браслет из эпоксидки в таблеточных формах // https://www.youtube.com/watch?v=nX--HGjiNKs

11. Видео мастер классы по применению ювелирных эпоксидных смол. Дайджест // http://www.lfpti.ru/lp_article3_05.htm

12. Эпоксидные смолы и полимерные материалы на их основе. Каталог. Черкассы. УкрНИИпластмасс. 1989.

13. Причины ошибок при работе с эпоксидными смолами // http://www.lfpti.ru/lp_article_02.htm

14. photonics110. О фотостойкости ПЭО-510КЭ-20/0 и др. эпоксидных компаундов // http://crystalresin.livejournal.com/149041.html

15. Рефераты статей и докладов сотрудников НИЛФП СПбГТИ(ТУ) по оптическим эпоксиполимерам // http://www.lfpti.ru/linkpress.htm

16. Рост откладывается. // Четвертая Международная конференция "Композиты и компаунды 2015" http://www.creonenergy.ru/news/post_relizy/detailPost.php?ID=115223

17. Ваш любимый компаунд? // http://poll.pollcode.com/qj9cz_result?v

18. Эпоксидные компаунды для герметизации оптоэлектронных приборов // http://www.lfpti.ru/comp.htm

19. Клеи и компаунды эпоксидные оптические широкого спектра применения // http://www.lfpti.ru/glue.htm

20. Реставрация музейных экспонатов с помощью оптических клей-компаундов ПЭО // http://www.lfpti.ru/lp_article_07.htm

21. Гейдур С.А. Ювелирные эпоксидные компаунды: свойства и особенности применения // Полимерные материалы. 2016. №4. С. 26-31. http://www.lfpti.ru/S.A.Geidur_Jewelry-epoxy-compounds-properties-and-features-of-application.pdf

22. Оптические эпоксидные компаунды для бижутерии (ювелирные смолы ПЭО) // http://www.lfpti.ru/lp_article_12.htm

23. Клеи оптические. ГОСТ 14887-80 // http://www.lfpti.ru/lp_article_03.htm

24. Эпоксидное волшебство бижутерии. Образцы продукции на основе ювелирных компаундов ПЭО // http://www.lfpti.ru/labsamples2.htm

25. Ювелирные эпоксидные смолы ПЭО от lfpti.ru // http://www.youtube.com/watch?v=88EjQx_bIqo

26. Ли X., Невилл К. Справочное руководство по эпоксидным смолам. М. Энергия. 1973.

27. Опасные химические компоненты в косметических средствах. // FEMIANA  http://femiana.ru/toksichnye-opasnye-dlya-zdorovya-veschestva-v-kosmetike

28. Инструкция по применению оптических эпоксидных клей-компаундов для бижутерии // http://www.lfpti.ru/instr_peo_20.0.doc

29. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №78.01.09.025.П.345 от 14.02.2011 года по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции – Клей-компаунд эпоксидный оптический марок ПЭО-10КЭ и ПЭО-510КЭ-20/0. // http://www.lfpti.ru/lp_article_08.htm

02.05.2016

crystalresin.livejournal.com

gi - Часть 1. Выбор смолы, транспортировка, хранение, смешивание

Часть 1. Выбор смолы, транспортировка, хранение, смешивание

Post 25 Январь 2016

Просмотров: 37646

Всякими штуками из эпоксидной смолы я начал заниматься в 2011. Первой смолой была французская Crystal Resin Gedeo, позже появилась американская (нашёл на vvstyle.ru). Очень приятная в работе смола, так бы и работал с ней, но цены стали кусаться. Поэтому в последние годы пришлось активно искать новых производителей и поставщиков. И раз уж я заговорил о ценах, то с них пожалуй и начну. Сразу сдам все явки и пароли, так сказать.

На этой странице:

 

Адреса магазинов
Марка смолыПроизводитель (страна)Где можно найтиЦена в рублях (за 300 мл или 300 гр)
1 Crystal Resin Gedeo Pebeo, Франция ru.pebeo.com 1490
2 Смола прозрачная ювелирная эпоксидная для "объемной линзы" США vvstyle.ru 1555
3 Crystal Россия hobbymagic.ru 870
4 CRYSTAL Clear Resin master-fimo.ru 500
5 Brilliant Resin master-fimo.ru 700
6 EPOXY 520(921) Чехия master-fimo.ru 600
7 Crystal Glass Россия handstory.ru 570

 

Выбор смолы

Теперь пройдусь немного по свойствам. Я не стану приводить точные технические параметры упомянутых смол, поделюсь своими личными ощущениями.

 

1. Crystal Resin Gedeo Pebeo, Франция. Единственная смола, которую можно купить в заводской упаковке, а не в саморазливных флакончиках. Легко разводится, практически не пузырится (пока я работал с этой смолой, то и не знал такой напасти), довольно быстро твердеет. Классика жанра так сказать.

Из минусов могу отметить только относительно высокую цену и легкую желтизну, появляющуюся в отливках по прошествии времени.

 

2. Смола прозрачная ювелирная эпоксидная для «объемной линзы», США. Вот такое вот длинное название. Но смола просто замечательная: легко разводится, не пузырится. За счет тягучей консистенции позволяет отливать качественный высокий купол. При этом практически не дает «усадки». Очень прочная после затвердевания. А затвердевает ещё быстрее, чем Crystal Resin Gedeo Pebeo.

Но это единственная смола, у которой написано «Беречь от солнца и холода от 5 градусов… При среднесуточной температуре +5 градусов по Цельсию отгрузка смолы происходит под вашу личную ответственность». Для всех остальных смол холод не страшен. Поэтому, когда однажды я самовывозом забирал эту смолу зимой, то нёс её как маленького котёнка за пазухой.

Минусы те же – высокая цена и лёгкая желтизна со временем.

 

Теперь о двух российских смолах: 3. Crystal (hobbymagic.ru) и 7. Crystal Glass (handstory.ru). Первой я пользовался около года, вторую только что нашел в интернете, получил посылку и еще не успел опробовать.

Обе смолы, как мне кажется, удивительно похожи друг на друга, несмотря на различные пропорции смешивания. Производитель на сайтах назван весьма условно: Россия. Но лично у меня возникает ощущение, что и та, и другая смола родом из питерского семейства под общим названием ПЭО (www.lfpti.ru), просто расфасованы по пузырькам и обозваны наподобие французского аналога (но это мои личные догадки). Кстати, очень часто при описании эпоксидной смолы делают отсылку: «аналог Crystal Resin».

Поскольку Crystal Glass (handstory.ru) я только что получил и ещё не успел опробовать, то её пока трогать не буду, поделюсь лишь впечатлениями от Crystal (hobbymagic.ru).

Очень прозрачная смола, хорошо смешивается, пузырей немного и они легко удаляются: для этого достаточно разведённой смоле просто дать отстояться 15-30 минут. Пузыри всплывают на поверхность, где их легко удалить чем-нибудь вроде зубочистки. Имеет три разновидности, отличающиеся циферкой на конце: 6, 7 и 9. Шестёрка предназначена для заливки в формы (она жидкая и хорошо заполняет все пустоты молда), а девятка – для создания высокого купола (она для этого сделана гуще). Соответственно семёрка занимает промежуточное состояние и применяется как для заливки, так и для создания купола.

Я покупал только девятку, так как чаще приходится делать купол. Впрочем, я её вполне адекватно залил пару раз в молды. В качестве примера – браслет с бутонами шиповника.

Вот только после французского и американского аналогов было очень заметно увеличившееся время застывания смолы. Но к этому можно приноровиться. Приходится увеличивать временной интервал между разведением смолы и непосредственной заливкой. То, что раньше занимало полчаса-час, теперь отнимает до 2-3 часов (иногда и дольше, – зависит от температуры и влажности в помещении).

Именно на этой смоле я очень конкретно прочувствовал зависимость времени застывания от температуры и влажности. Осенью, когда на улице уже достаточно сыро и прохладно, а отопление в домах еще не дали, в помещении становится очень влажно. В это время я решил к очередной ярмарке залить немного свежезасушенных цветов. Это был тихий ужас: в силиконовом молде смола застывала около двух суток. Часть цветов не выдержала такой медленной «варки» и напрочь лишилась окраски. После первой же отливки я отложил эту затею до начала отопительного сезона. При использовании французской и американской смол такой конкретной зависимости не наблюдалось, я даже в межсезонье вполне успешно отливал свои украшалки.

И еще одна особенность: смола явно содержит отбеливатель. В большинстве случаев меня это вполне устраивает: нет лишней желтизны. Но при заливке сухоцветов могут возникать проблемы: некоторые сухоцветы при заливке этой смолой резко меняют цвет (при этом французская и американская смолы на этих же цветах не дают такой реакции).

 

4. CRYSTAL Clear Resin (master-fimo.ru). Вполне хорошая бюджетная смола, мне даже поначалу застывание мне немного напомнила французскую: хорошо разводится, быстро застывает. Вот это быстрое очень понравилось. Поскольку моя мастерская – это наша кухня, то купол я обычно заливаю поздно вечером, когда всех прогоню спать, и сам потом ухожу на цыпочках, а утром спокойно убираю всё куда-нибудь подальше для окончательного застывания. С российскими смолами этот процесс растягивается во времени и для некоторых отливок может закончиться катастрофой (линза из смолы стекает, т.е. идёт в брак).

Но есть серьёзный минус: при отверждении даёт весьма заметную усадку, т.е. красивый купол после застывания слегка опускается и местами заметны лёгкие «морщинки» на поверхности от такой усадки. Купол приходится отливать за 2-3 подхода. Та же усадка происходит и в молдах: наливаешь смолу под завязку, с небольшой горкой, а на утро видишь небольшую ямку. В остальном смола, как я уже сказал, вполне хороша, и я планирую её и дальше заказывать.

Есть ещё один минус: нельзя разводить эту смолу в большом объёме, потому что она начинает очень быстро нагреваться, а это чревато моментальным застыванием (опишу этот процесс ниже). При этом заметное нагревание начиналось уже с довольно смешной дозы – половина одноразового стаканчика (т.е. 50 мл.).

 

Ну и в завершение опишу две смолы, которые я заказывал на master-fimo.ru, и больше никогда заказывать не стану: 5. Brilliant Resin и чешская 6. EPOXY 520(921). Оговорюсь, чтобы не было недоразумений: заказывать не буду не на этом конкретно сайте, а вообще нигде. На master-fimo.ru мне вполне понравилась CRYSTAL Clear Resin, её и буду дальше заказывать. К тому же у них хорошие молды, красители и ещё много чего интересного. Сам по себе сайт хороший, но эти две смолы мне не понравились.

Brilliant Resin: эту смолу я попробовал только один раз, польстившись на обещанный «эффект кристальной прозрачности». Что-то не вышло у меня этой прозрачности. Как я не пытался размешивать очень медленно и аккуратно, все разы у меня было немыслимо много пузырей, от которых никак не удавалось избавиться (смола довольно густая и очень быстро начинает схватываться).

Пара примеров для этой смолы. В первом случае я использовал пузырьки для имитации льда (лёд получился правдоподобным, но это не то, что я хотел получить). Во втором примере (может не очень хорошо заметно, но другого снимка не сохранилось) использованы две смолы: Brilliant Resin с кучей пузырьков использована в качестве фона, а сверху – заливка смолой CRYSTAL Clear Resin.

К тому же она оказалась единственной из всех опробованных смол достаточно хрупкой. Смола местами просто откалывалась, когда я пытался её шлифовать пилками. И не так хорошо как остальные держалась на полимерной глине (при попытке отшлифовать неровности на краю линзы иногда смола заметно отслаивалась от основы).

Чешская EPOXY 520(921): пузырей образуется не так много как у Brilliant Resin, но всё же достаточно, чтобы отпало желание заказывать эту смолу еще раз. Прочитал, что можно ускорить выход пузырьков с помощью прогрева на водяной бане. Но, если есть аналоги, которые не надо греть, то зачем я буду так морочиться?

 

Только что получил посылку с новой порцией смолы. Поскольку всю неделю стояли морозы 20 градусов и ниже, ожидал, что смола придёт помутневшая (когда смола замерзает, то теряет прозрачность и приобретает молочно-мутноватый цвет, могут образовываться хлопья и кристаллы). К счастью, смола пришла в хорошем состоянии, прозрачная, как и полагается.

Тем не менее, остановлюсь на вопросе восстановления прозрачности и текучести смолы в случае, если она попала к вам мутной, загустевшей или с хлопьями, кристаллами и прочими неоднородностями.

Оживление смолы

Первый раз, когда мне попалась в магазине неправильно хранившаяся смола с застывшим куском, я по незнанию сначала грязно выругался, а потом использовал только то, что не застыло, остальное просто выбросил. Я тогда не знал, что смолу можно реанимировать. И делается это очень просто.

Нужно в глубокую ёмкость подходящего размера налить горячую (50-60 градусов) воду, поставить в эту ёмкость с водой флакон со смолой, которая застыла или помутнела, и подержать его там минут 10-15.

Флакон должен поместиться таким образом, чтобы уровень воды был выше уровня смолы. Т.е. смола должна быть в горячей воде, потому что именно горячая вода и вернёт её к жизни. Температуру воды лично я определял не по градуснику, а рукой: открывал кран с горячей водой, ждал, пока вода прогреется, и наполнял ковшик. Руке должно быть горячо, но более- менее терпимо.

Флакон со смолой периодически следует доставать из горячей воды, чтобы посмотреть на процесс, а заодно перемешать смолу (просто потряхивая флакон) для более равномерного прогревания. Как только смола снова станет прозрачной и равномерно текучей, нагревание можно прекратить, а смоле дать остыть при комнатной температуре.

Обратите внимание: в этом разделе я говорил только об одном из компонентов эпоксидного компаунда – о смоле (второй компонент – отвердитель – мы не трогаем)! Т.е. в горячую воду мы помещаем не приготовленную смолу, а только одну её часть.

Если поместить в горячую воду приготовленный компаунд, то это будет способствовать отчасти дегазации (выведению на поверхность лишних пузырьков воздуха), а также более быстрому застыванию эпоксидки.

И вовсе не обязательно после описанного процесса реанимации сразу начинать готовить смолу к работе: смолу можно хранить и использовать по мере надобности как обычно.

Описанный способ позволяет избавиться от двух основных проблем: помутнение смолы (возникающее, например, при транспортировке зимой) и появление загустевшего осадка (тоже, скорее всего, от неправильного хранения).

 

Пожелтел отвердитель

В моей практике были и проблемы со вторым компонентом эпоксидной смолы: отвердитель от долгого хранения желтел (на фото даже сквозь полупрозрачный флакон проступает желтизна отвердителя). На эту неприятность я натыкался два раза (и оба раза, кстати говоря, проблемы были с французской Crystal Resin Gedeo). Как сделать его снова прозрачным, я не знаю, но могу сказать, что на застывании смолы это в моём случае никак не сказалось. Всё развелось как обычно и застыло качественно.

Вот только раз уж смола получается желтоватая и это не исправить, то стоит подумать о том, чтобы усугубить эффект. А именно: добавить желтый (красный, оранжевый или ещё какой) краситель. Недостаток превращается в достоинство, это же здорово!

 

Ну вот, смолу выбрали, заказали, получили, оживили (в случае надобности), теперь можно и поработать с ней. Способов использования смолы не очень много: отливка купола на плоской поверхности (о поверхностях и их подготовке к заливке поговорим отдельно), отливка в силиконовых или полипропиленовых формах (молдах), заливка в готовые сеттинги или бутылочки. Есть и более экзотические методы работы с эпоксидкой, но я их рассматривать не буду… пока не буду.

А по-крупному, пожалуй, хватит трёх описанных. Но и здесь тонкостей хватает. В некоторых случаях можно обойтись одной заливкой, в некоторых – требуется 2-3 заливки, часто бывает не обойтись без шлифовки, полировки, покраски и лакировки. Поговорим обо всём по порядку.

Объем или вес

Для правильного застывания следует аккуратно отмерить компоненты эпоксидной смолы (самой смолы и отвердителя). Как правило, когда вы покупаете набор для смешивания эпоксидной смолы, отвердитель поставляется в баночке меньшего объема. А в инструкции подробно описано: сколько частей отвердителя на сколько частей смолы следует взять.

Но вам следует обратить внимание на то, в чем измеряются пропорции смолы и отвердителя. Некоторые виды (например, Crystal Resin Gedeo от Pebeo) указывают пропорции объема. Там в заводской упаковке даже специальная мерная ложка имеется с делениями в миллилитрах. А некоторые смолы (например, Crystal (hobbymagic.ru)) удобнее смешивать по весу (хотя на сайте продавца указаны и те, и другие пропорции).

В любом случае, вам следует обратить внимание на единицы измерения пропорций для смешивания, т.к. в случае нарушения пропорций смола может не застыть, как положено.

Поначалу, когда в моём арсенале была только смола Crystal Resin от Pebeo, что я только не использовал для измерения 2 частей смолы и 1 части отвердителя: одноразовые шприцы, одноразовые стаканчики, мерные стаканчики от различных лекарств, контейнеры от бахил и киндер-сюрпризов. Но это не очень удобно: мерные ёмкости очистить проблематично, приходится выбрасывать, а это дополнительная статья расходов.

Для измерения американской смолы я уже использовал два шприца (один для смолы, второй для отвердителя), что ещё более накладно.

Наконец, перейдя на смолу Crystal (hobbymagic.ru), я решил потратиться на точные весы. И ни разу не пожалел. Это разовое вложение уже давно окупилось, так как смешивание компонентов происходит сразу в стаканчиках для замеса и никакие промежуточные емкости для измерения объема уже не требуются. К тому же отмерить можно любое количество, а не только то, что помещается в мерный стаканчик. Учитывая стоимость смолы, вопрос её бережного расхода не является праздным.

Ну и опять же весы вещь такая, что может пригодиться не только в работе со смолой. Я, к примеру, часто использую весы, чтобы выбрать две равные по весу бусины для сборки серёжек. Ведь приятней иметь серёжки одинаковой массы. А когда бусины делаются вручную, то конечно возможны расхождения веса у разных бусин и приходится подбирать парочку похожих.

Поскольку чаще всего пропорции для эпоксидных смол подбираются по весу (а по объёму получаются дробные цифры), то советую приобрести весы, очень удобная вещица!

Ну и чтобы закрыть тему измерения, приведу пропорции для тех смол, с которыми лично я имел дело:

Марка смолыПроизводитель (страна)Пропорции смешивания по объёмуПропорции смешивания по весу
1 Crystal Resin Gedeo Pebeo, Франция 2:1
2 Смола прозрачная ювелирная эпоксидная для "объемной линзы" США 3:1,2 3:1
3 Crystal Россия 4:1,2 4:1
4 CRYSTAL Clear Resin 1,74:1 2:1
5 Brilliant Resin 2:1*
6 EPOXY 520(921) Чехия 2:1*
7 Crystal Glass Россия 2:1 2:1

* или в процентах 100:45-55

 

Не допускать перегрева

При смешивании компонентов смолы следует учитывать, что после смешивания начинается химическая реакция с выделением тепла. Скорость протекания этой реакции и количество выделяемого тепла может меняться для разных смол от разных производителей. Но, по-любому, тепло будет выделяться. И если вы захотите развести побольше смолы, чтобы залить ею сразу все свои шедевры, то закончиться это может весьма печально.

Если развести сразу большой объём смолы, то теплу от нагревающейся смолы будет некуда выходить (вокруг такая же нагревающаяся смола). В результате в центре может оказаться очень высокая температура и реакция затвердевания смолы может пройти так быстро, что вы даже опомниться не успеете, как получите емкость горячей застывшей смолы.

Именно так однажды у меня и произошло со смолой Crystal Resin от Pebeo. Причем я не так уж много и смолы-то развел: всего полстакана (100 мл.). Как обычно отставил в сторонку на полчасика, чтобы вышли лишние пузыри, а когда снова вернулся к смоле, она весьма сильно нагрелась, пожелтела и напоминала густую карамель. Я ещё попытался как-то спасти положение и достал первую попавшуюся в руки силиконовую форму, но не успел: через пару секунд смола затвердела (не загустела, а именно затвердела). Так и остался у меня в руках пластиковый стаканчик с испорченной смолой.

Понимаю, что понятие «большой объём» – весьма неточное. Поэтому совет такой: начинайте разводить смолу (особенно незнакомую, к которой ещё не приноровились) в маленьком (100 мл.) одноразовом стаканчике. И для начала разводите не больше половины этого маленького стаканчика. Когда смешали компоненты смолы и отставили в сторонку для выхода пузырьков воздуха, периодически (примерно раз в 20 минут) проверяйте подготовленную смолу. Если она становится очень горячей, значит лучше не медлить. А если вы еще не готовы заливать её по формам, то можно просто разлить на два разных стаканчика и поставить в относительно прохладное место: в меньшем объёме смола не станет так сильно нагреваться.

 

Смола и вода

На всякий случай следует обратить внимание: эпоксидная смола совершенно не дружит с водой. Поэтому: стаканчики, в которых вы разводите смолу, палочки (или ложечки), которыми перемешиваете смолу, шприцы, которыми пользуетесь для заливки в молды, и сами молды должны быть СУХИМИ.

 

Хранение смолы

Смолу лучше всего хранить в сухом тёмном месте при комнатной температуре. Я свои запасы смолы и красителей для смолы храню в плотно закрытых флаконах (в тех, в которых купил), флаконы – в пластмассовом ящике с плотно закрывающейся крышкой. Поскольку у моего ящика стенки полупрозрачные, я просто закрываю стенки ящика плотной бумагой, чтобы защитить смолу от света. Вы можете сразу найти ящик с непрозрачными стенками.

 

На что ещё потратиться

Естественно, основная статья расходов для меня – это эпоксидная смола. Но есть и другие расходные материалы, о запасах которых я постоянно забочусь.

Я уже упоминал шприцы. Даже если для измерения компонентов смолы вы будете пользоваться весами, одноразовые шприцы всё равно могут оказаться весьма полезным инструментом. Во-первых, наливать смолу на декорируемую поверхность шприцом мне лично гораздо удобнее, чем шпателем, с которого вечно что-то капает. Во-вторых, шприц идеален для отмеривания равных порций смолы (например, когда вы отливаете пару серёжек).

Но при покупке следует обратить внимание: шприцы должны быть одноразовые, со съёмной иглой и с резиновым поршнем. Шприцы с пластмассовым поршнем плохо работают с отвердителем смолы: поршень движется рывками, а отвердитель выскакивает из шприца «плевками». На первом фото – правильный шприц: игла снимается, поршень резиновый (деталька черного цвета).

А вот фото «неправильного» шприца: поршень (деталька зеленого цвета) полностью пластмассовый, без резинового уплотнителя.

Следующая статья расходов – одноразовые стаканчики. Надеюсь, по представленному фото вы догадались, что этот предмет улетает в огромных количествах и его лучше покупать в оптовом магазине.

Деревянные шпатели. Проще говоря, палочки от мороженого. Можно перемешивать чем угодно. Но я привык именно к этим палочкам: наверное, сказалось использование французской Crystal Resin Gedeo, в которой шпатели (правда, огромных размеров) идут в заводской упаковке наряду с полиэтиленовыми перчатками. Кстати, этими перчатками я никогда не пользуюсь: разводить и тем более наливать в них смолу просто неудобно.

Надо полагать, единственное назначение этих перчаток: защитить руки от смолы. Если вы запачкали руки в смоле, то самое простое – воспользоваться средством для снятия лака (можно без ацетона). Ватный диск и совсем чуть-чуть этой жидкости быстро и без особых усилий очищают руки от смолы. Мытьё рук водой с мылом такого эффекта не даёт: мыла уходит много, а толку мало.

 

Думаю, для первого раза информации вполне достаточно. Продолжение во второй части: различные поверхности, покрываемые смолой, виды форм и молдов, используемых для отливок.

А если у вас остались (или появились) вопросы по первой части, смело задавайте их в комментариях к этому материалу.

Слайд-шоу:

 

shop.art-gi.ru


Смотрите также