Методы облагораживания драгоценных камней. Способы облагораживания ювелирных камней


Методы, способы облагораживания драгоценных камней

Искусственные способы облагораживания драгоценностей известны с древнейших времен. Еще в первом веке н. э. Гай Плиний Младший заявлял, что он изучил множество трудов ученых, своих предшественников, когда решил собрать всю нужную информацию о природе драгоценных камней. Методы, которыми тогда обрабатывали камни, не так уж сильно отличаются от современных методов облагораживания драгоценных камней. Император Диоклетиан (300 г. н.э.) был настолько против искусственного облагораживания драгоценностей, что приказал уничтожить все книги, где было описано, как это нужно делать. Этот указ, конечно же, был выполнен с определенной долей успеха, и множество книг сгорело, но изворотливость человеческого ума помогла описанным методам не только сохраниться, но и усовершенствоваться. Секреты мастерства изустно, на практике, передавались от человека к человеку и всячески развивались.

В далёком прошлом, желая получить максимальную ценность камня как можно выше, облагораживанием камней занимался сам огранщик. На сегодняшний день существуют такие центры, как Бангкок в Таиланде, которые специализируются на обработке, как готовых, так и не обработанных камней. Термическая обработка корунда (рубин и сапфир) - превосходный пример. При такой обработке корунд могут просто подвергать нагреву, а так же используют нагрев вместе с лечением (заполнение трещин, пустот специальными материалами или обработка атомами бериллия (Be heated)).

Облагораживание и цена

Есть некоторые камни, которые не могли бы существовать без облагораживания. Например, благодаря нагреванию аметистов, можно получить прекрасные оттенки цитрина: ярко-жёлтый, золотистый, интенсивный красновато-оранжевый "мадейра" цитрин. В природе такие цитрины тоже встречаются, но очень редко. Цена их будет значительно выше.

В связи с ростом спроса, танзаниты всё чаще стали подвергать термической обработке, чтобы избавиться от коричневатых оттенков в тенях, и проявить больше фиолетового и голубого оттенков.

Розовый топаз - другой пример камня, который несможет быть доступен без термической обработки. Облагораживание в данном случае, не то, чтобы приемлемо, оно необходимо, чтобы топаз с таким цветом можно было создать.

Возросший интерес к сапфирам и рубинам, увеличил стоимость не облагороженного материала на 50-100%. Значит ли это, что такие камни красивее? НЕТ! В большинстве случаев, облагораживание делает камень более привлекательным. А итоговая цена, что бывает не маленькой, это награда за красоту и за то, что камень сам по себе был редким, ещё будучи не облагороженным.

То, о чём вы сейчас прочитали, лишь вершина айсберга. Далее в статье будут перечислены основные методы облагораживания и их применение более детально.

Подкладки

В XVI веке считалось абсолютно нормальным и законным то, что желтоватые бриллианты вставляли в ювелирные украшения, подкладывая под них металлическую фольгу пурпурного или синего цвета. При этом желтые камни выглядели как блестящие белые бриллианты. Под сапфировые, рубиновые и гранатовые кабошоны также подкладывались кусочки фольги, зеркального стекла и разнообразные яркие детали крыльев бабочек, павлиньих перьев и шелковых тканей. Иногда на подкладке из фольги процарапывались пересекающиеся ряды параллельных линий - это было нужно для того, чтобы подделать звездчатый эффект. В наши дни такие хитрости не одобряются. Подкладки можно увидеть на государственных ювелирных ценностях и антикварных украшениях.

Отбеливание

Некоторым разновидностям черного коралла можно придать красивый золотистый цвет, если отбелить их в перекиси водорода. Поверхность отбеленного материала может быть как гладкой, так и неровной, но в любом случае она будет отличаться от изрытой лунками поверхности натурального золотого коралла. Слоновая кость еще один материал, который часто подвергается отбеливанию перекисью водорода или средством для отстирывания пятен. Ее отбеливают, чтобы сделать светлее. Также практически всегда стирают зеленоватые тона и редкие темные пятна конхиолина с культивированных и натуральных жемчужин. Для этого используется сочетание перекиси водорода и солнечного света. Коричневый тигровый глаз можно осветлить до медового при помощи хлорного отбеливателя и насыщенной щавелевой кислоты.

Покрытия

Покрытие драгоценных камней каким-либо лаком неприемлемая форма их обработки. Но иногда это все-таки делают, особенно с кораллом, ляпис-лазурью, родонитом, сугилитом и бирюзой. Нанесение туши еще один нехороший способ улучшить вид камня. Желтый оттенок в этом случае убирается, если нанести немного синей или пурпурной туши на рундист бриллианта или на внутреннюю часть зажимов, которые его держат. Немного голубоватого материала, который используется для защитного покрытия, иногда наносят на нижнюю часть желтоватых бриллиантов, и тогда они кажутся белыми, если смотреть сверху.

На цвет камней и особые эффекты интерференции света можно воздействовать, наклеивая на камни тонкую пленку. Это делают с кварцем и топазом, причем как с кристаллами, так и с ограненными камнями. Топаз с покрытием, нанесенным методом осаждения паров, бывает самых разных цветов. Самые популярные оттенки "аметистовый", "изумрудный" и "рубеллитовый". Существуют самые разные виды металлических покрытий. Это и прозрачная ультратонкая золотая пленка, и титановое покрытие, которое играет всеми цветами радуги. Такие покрытия очень тонки, поэтому они быстро изнашиваются и теряют привлекательность. Камни с металлическим покрытием нужно хранить в отдельных закрытых упаковках и обращаться с ними бережно.

Поверхностная диффузия

Процесс, известный как поверхностная диффузия, кардинально улучшает цвет бледных и практически бесцветных сапфиров. Ограненные камни кладутся в тигель, заполненный оксидами алюминия, титана и железа. Когда этот тигель нагревают до высоких температур, молекулы оксидов титана и железа проникают в кристаллическую решет-ку корунда. При этом камни практически всегда заметно повреждаются, и их нужно заново полировать. Цвет силь-нее всего проявляется вдоль стыков граней и вокруг рундиста. Так получается характерный "паутинчатый" узор, который мы можем увидеть, исследуя обработанный поверхностной диффузией камень иммерсионным методом. Повторная полировка может полностью удалить цветные участки с некоторых граней, при этом получаются "дыры в окраске" типичный побочный эффект поверхностной диффузии. Такие камни проявляют и нормальные признаки последствий тепловой обработки - переделанные рундисты, участки напряжения вокруг расплавленных включений и некоторые другие изменения свойств.

Методом поверхностной диффузии окрашивают также и кабошоны. Но если охлаждение тигля правильно контролировать, то диоксид титана, растворенный в камне, может образовать иголочки, и камень приобретет эффект астеризма.

Объемная диффузия или диффузия в кристаллической решетке

Сапфиры падпараджа отличаются редким и очень ценным оранжево-розовым оттенком. Эта разновидность сапфира всегда считалась большой редкостью, вплоть до тех пор, когда в 2002 году на рынке внезапно появилось огромное количество таких камней, не отличающихся по качеству от самых ценных. Специалисты тут же предположили, что где-то изобрели новый способ обработки камней. Но исследования камней не выявили никаких признаков, обычно характерных для диффузионной обработки. Исследователи не нашли и никаких следов иррадиации. В итоге установили, что исходный материал бледно-розовые сапфиры с Мадагаскара. В Таиланде эти камни подвергались новому методу диффузионной обработки, в котором использовался бериллий. Маленькие и легкие атомы бериллия могут проникать очень глубоко, до такой степени, что иногда пронизывают весь камень. Испытания показали, что бледный корунд из других источников тоже прекрасно реагирует на новый вид обработки. Из бесцветных камней получаются ярко-желтые, из зеленовато-желтых или коричневатых - золотистые, а из розоватых - оранжево-розовые.

Окраска

Оникс, по определению, это слоистый черно-белый халцедон. Но в современной торговле ониксом называют абсолютно черные камни, вырезанные из светло-серого халцедона, пропитанного раствором сахара в воде, а затем вываренного в серной кислоте для того, чтобы сахар соединился с углеродом. Светлый пористый матричный опал из Андамука часто обрабатывается тем же способом, с применением сахара и кислоты. В результате получается камень, практически неотличимый от высококачественного черного опала.

Есть еще один способ обработки опала, для того чтобы сделать его черным. Камни подвергают предварительной обработке и шлифовке, затем заворачивают в коричневую бумагу, пропитанную старым черным машинным маслом. Партии камней укладываются на сетку, под которой горит огонь, и от жара бумага начинает обугливаться. "Копченый" мексиканский опал, гидрофан, очень сильно похож на австралийский черный опал.

Среди драгоценностей, которые часто подвергают окрашиванию, можно назвать коралл, халцедон, хаулит, жад и жемчуг. Отличить крашеные камни иногда можно, если тщательно рассмотреть их под лупой. Посмотрите, нет ли в порах, трещинках на поверхности или отверстиях бусин остатков краски. Хаулит - недорогой минерал, и его часто красят, чтобы имитировать ляпис-лазурь, родонит и бирюзу. Он белый, местами с серыми и черными прожилками, а также пористый, поэтому он хорошо реагирует практически на любые цвета красителей.

Заполнение трещин

Смазывание маслом и заполнение трещин - процессы, при которых заметные трещины на поверхности камня, разломы или выемки в нем заполняются бесцветными веществами, например маслами, смолами или стеклом. Главная цель этих процессов - вернуть камню первоначальный, целостный вид. Заполнение трещин веществами с похожим показателем преломления - распространенный способ скрывать недостатки в камне. При помощи масел часто маскируют трещины в изумрудах.

Современные методы обработки включают заполнение трещин смолами в вакууме. Корунды, сначала всегда покрывают расплавом и помещают в среду с высокими температурами. В результате трещины в них заполняются сочетанием вновь кристаллизовавшегося корунда и запекшегося расплава.

Трещины в бриллиантах заполняются составами с высоким содержанием свинца, похожими на стекло с низкой или умеренной температурой плавления. Такие составы лучше всего подходят для того, чтобы заполнять ими трещины, потому, что их легко вернуть в жидкое состояние. Им свойственен желтый или красный цвет, поэтому при заполнении трещин они сохраняют легкий желтоватый оттенок. Это влияет потом на оценку цвета бриллианта, которая после "лечения" трещин всегда оказывается ниже.

О том, что камень подвергся такой обработке, покупатель обязательно должен знать, как и о свойствах вещества-наполнителя. От этого зависит то, как нужно обращаться с камнем, как ухаживать за ним. Промазанные маслом изумруды, например, нельзя чистить паром или ультразвуком. Ювелирные изделия с "залеченными" бриллиантами, рубинами или сапфирами, нельзя чинить до тех пор, пока все камни не будут вынуты. Нельзя даже менять размер изделий, не вынув камни.

Тепловая обработка

Многие известные методы обработки камней считаются приемлемыми практически везде. Тепловая обработка считается логическим продолжением естественного процесса, поскольку для нее требуется только воздействие энергии, а в результате получается ровный стойкий цвет.

Янтарь часто подвергают различным формам тепловой обработки для того, чтобы сделать его прозрачным, убрав множество мелких пузырьков, или, наоборот, придать ему старинный, потемневший от времени вид. Иногда при тепловой обработке на янтаре появляются круговые узоры, которые называют "бликами солнца". Сочетание тепла и давления используется для того, чтобы соединить друг с другом мелкие фрагменты колотого янтаря и сделать крупные куски "прессованного янтаря".

Берилл могут подвергать нагреванию, чтобы убрать желто-коричневые тона. Особенно это касается аквамарина, который часто нагревают для того, чтобы полностью убрать желтый оттенок.

Корунд. Сапфиры могут нагревать, чтобы усилить, осветлить или затемнить их оттенок, создать или убрать астеризм, а также, чтобы полностью изменить цвет камней. Рубины нагревают, чтобы избавиться от коричневых или пурпурных тонов, убрать "шелк" (тонкие игольчатые включения) или, наоборот, проявить этот эффект настолько, чтобы стала заметна звезда.

Бриллиант. Алмазы типа 1а подвергают сильному давлению и нагреванию до температуры 2000 °С. От этого они приобретают ярко-желтый оттенок. Цвет коричневых алмазов типа 2а после обработки высоким давлением и высокой температурой может стать белым. Цвет облученных алмазов после тепловой обработки может измениться на коричневый, зеленый, оранжевый, розовый, пурпурный, красный или жёлтый цвет. Под воздействием тепла также меняют цвет бриллианты хамелеоны.

Слоновую кость подвергают тепловой обработке для того, чтобы придать ей темный, состаренный вид.

Кварц. Нагревание карнелиана (сердолик) или красных агатов служит для того, чтобы усилить оранжевые и красные оттенки в цвете этих камней. При нагревании аметиста в результате может получиться темный цитрин, зеленоватый празиолит, или полностью бесцветный камень. Цитрин после тепловой обработки обычно становится светлее и ярче. Дымчатый кварц может стать светлее или превратиться в золотистый, зеленовато-желтый или бесцветный цитрин. Коричневый тигровый глаз превращается в красный бычий глаз.

Сподумен. Тепловая обработка делает пастельные оттенки сподумена совсем бледными, а иногда камень сов-сем теряет цвет. При низких температурах синеватый или пурпурно-розовый кунцит становится светлым, чисто розовым.

Топаз. Нагревание коричневатого или оранжевого топаза делает его розовым, то есть все коричневые оттенки уходят, и остается чистый, беспримесный розовый цвет. Тепловая обработка желтого, коричневого или голубого топаза делает его бесцветным, но ему можно вернуть цвет при помощи облучения.

Турмалин - это сложный боросиликат, и его реакция на тепловую обработку может быть весьма разной. Темно-синий или сине-зеленый материал из Намибии при нагревании приобретает красивый зеленый цвет, но очень похо-жий на него темно-зеленый материал из Мозамбика, Замбии или Зимбабве вообще никак не реагирует на тепловую обработку. Турмалин цвета хаки из Мкуши, Замбия, при нагревании становится светло-зеленым. Лососево-розовые, коричневато-красные и коньячного цвета камни из Мозамбика и Замбии после тепловой обработки приобретают чудесный чисто розовый цвет.

Циркон. Красновато-коричневый тайский циркон обычно подвергают тепловой обработке в надежде на то, что он приобретет более ценные оттенки и его можно будет скорее продать. При нагревании в кислородно-окислительной среде большинство таких камней становится бесцветными, желтыми или красными. Бесцветные цирконы были очень популярными заменителями бриллиантов до того, как изобрели кубический диоксид циркония (фианит). Довольно много камней приобретает красивый синий цвет, когда нагревание происходит в восстановительной атмосфере. Такие цирконы в США называют старлитами. К сожалению, яркий синий цвет, которым отличается недавно обработанный материал, достаточно нестойкий, и со временем он под воздействием солнечного света тускнеет до бледного аквамаринового оттенка.

Цоизит. Натуральные фиолетово-синие кристаллы это минерала - редкость, большинство камней имеет общий красновато-коричневый оттенок. При тщательном исследовании заметен плеохроизм переходы между пурпурно-красным, фиолетово-синим и желто-зеленым цветами. Тепловая обработка превращает желто-зеленые участки в синие.

Высокое давление и высокая температура

Процесс обработки камней при высоком давлении и высокой температуре нужен для того, чтобы сделать цвет некоторых бриллиантов лучше и ярче, убрать оттуда коричневатые тона. При этом подходящих для этого бриллиантов очень мало, так как годятся только алмазы редкого типа 2а, достаточно прозрачные и без примесей. Камни, которые были обработаны в США методом GE POL, должны иметь на рундисте надпись "GE POL", нанесенную лазером. Если же такой надписи нет, то нет и никаких заметных признаков того, что это камень типа 2а, подвергнутый обработке высоким давлением и высокой температурой. Определить тип камня в таком случае можно только в лаборатории.

Пропитка

Пропитка бесцветным средством может заметно изменить в лучшую сторону вид пористого или потресканного драгоценного камня. Если средство имеет такой же показатель преломления, как и камень, то оно прекрасно замаскирует трещины. Если правильно обработать поверхность пористого камня воском или пластиком, то он станет устойчивым к вредному воздействию парфюма, кремов и масел для тела. Пропитанная воском бирюза или ляпис-лазурь часто после полировки блестит сильнее, чем необработанные камни даже лучшего качества. Чаще всего используются парафин и пчелиный воск.

Амазонит, коралл, изумруд, жадеит, ляпис-лазурь, нефрит, опал, кварцит, родохрозит, рубин, сапфир, серпен-тин, бирюза - вот те камни, которые чаще всего пропитывают бесцветными средствами.

Иногда используются искусственно окрашенные масла и другие средства. Так люди стараются сделать цвет камней более ярким и насыщенным. Чаще всего так поступают с изумрудом, реже - с рубином и сапфиром.

Облучение

Облучение подразумевает обстрел материала субатомными частицами или радиацией.

Голубой топаз - это самый распространённый пример, где применяется облучение (иррадиация). От вида облучения, его продолжительности и природы процессов нагревания зависит, какой оттенок топаз приобретёт. Он может быть небесно-голубой (Sky blue), интенсивный голубой цвет (Swiss blue), тёмно-голубой топаз с зеленоватым оттенком (London blue). Более редкие варианты цвета топаза - " зелёный электрик" и "неоновый с оттенками зелёного и голубого цветов".

Берилл. Если кристалл берилла содержит железо в виде Fe2+, то после облучения (иррадиации) бесцветный материал становится желтым, синий - зеленым, а розовый - персиковым. Тепловое воздействие может изменить цвет камней обратно. При облучении морганита из нескольких определенных источников оказалось, что он становится ярко-синим. Но этот цвет нестойкий, он тускнеет под лучами солнечного света.

Бриллианты можно с помощью облучения сделать зелеными, сине-зелёными или черными. Затем облученные камни можно прокалить, и тогда получатся синий, коричневый, розовый, красный и желтый цвета. Облученные и прокаленные камни обычно слишком яркие и равномерно окрашенные для того, чтобы их можно было принять за натуральные яркие минералы. Цена облучённых бриллиантов на много ниже идентичных по цвету и качеству бриллиантов, только добытых в природе.

Жемчуг. Гамма-облучение дает эффект потемнения перламутровых ядер в культивированном морском жемчуге. Перламутр воздействию не поддается, и жемчужины приобретают серый или серовато-синий оттенок. У пресноводных жемчужин перламутр становится металлически-черным, золотистым, серебристым или разноцветным.

Кварц. При облучении бесцветного кварца получим дымчатый кварц различных оттенков. При этом, когда облучению подвергают разновидность бесцветного кварца с нескольких месторождений в Бразилии, камень приобретает приятный зеленовато-желтый оттенок. Это так называемый лимонный, или неоновый, кварц, "зеленое золото".

Скаполит в природе имеет цвет от светло-желтого до желтого, а также бывает бледно-лавандовым. Желтый материал после облучения становится коричневатым вариантом натурального лавандового.

Сподумен. Розовый кунцит при помощи облучения можно превратить в темно-зеленый камень, но цвет будет нестабильным и под лучами света сразу растворится.

Турмалин. Некоторые бразильские турмалины, которые раньше отвергались из-за тусклого оттенка, после обработки теряют коричневатые тона.

Циркон. В этом случае облучение используется редко, только для того, чтобы сделать бесцветные камни, которые после тепловой обработки стали коричневатыми или красноватыми, снова бесцветными.

Обработка лазером

В 1970-х годах начался новый виток технического прогресса, и появилась возможность облагораживать темные алмазы с включениями. Практически незаметное отверстие прожигается лазером в ближайшей грани, и после этого включение либо испаряется под воздействием того же лазера, либо вытравливается кислотой. В некоторых случаях для того, чтобы заделать отверстие, камень потом обрабатывают средством с высокими показателями преломления. Таким методом облагороженные алмазы будут стоить на 25% дешевле алмаза с такими же характеристиками, но будучи не облагороженным.

Предыдущая статья: Камни облагораживание

Следующая статья: Способ облагораживания топаза

А вы читали другие статьи этого раздела?

finesell.ru

Облагораживание драгоценных камней - как облагородить ювелирный камень?

Облагороженные камни – это обработанные природные камни с измененными внешним видом и свойствами, причем изменения эти не связаны с огранкой и полировкой. При облагораживании можно улучшить внешний вид (цвет и чистоту) и прочность природного (а иногда и синтетического) камня, повышая его ценность и делая более пригодным для использования в ювелирных украшениях.

Примеры облагороженных камней — это алмаз с заполненной трещиной или искусственно измененной окраской. Ювелирный камень считается ценным, если он красив, редок, и пригоден для обработки (подробнее — в нашей статье о характеристиках камней, определяющих ценность). Однако, истинно красивые камни (с «правильным» насыщенным цветом, цветовыми эффектами, без излишних включений и так далее) крайне редки, и заслуженно оцениваются в крупные суммы.

Гораздо чаще в природе встречаются камни не лучших оттенков (слишком светлые, слишком темные или густые, недостаточно прозрачные и так далее), и с включениями, которые не улучшают внешний вид. Именно поэтому ювелиры с давних времен пытались изобрести разные способы улучшения (облагораживания) камней. Эффект от облагораживания может длиться разное время. Хорошим он признается только в том случае, когда свойства камня не изменяются длительное время при ношении, чистке и полировке.

Способы облагораживания ювелирных камней

Сделать драгоценный камень более «благородным» можно одним из следующих способов:

  • термическая обработка (отжиг)
  • облучение
  • термодиффузное окрашивание
  • пропитка специальными составами

(полезный список ювелирных камней и популярных способов их облагораживания можно увидеть в заметке от магазина «Редкие камни»).

Облагораживание камня методом термической обработки

Это самый часто применяемой способ, с помощью которого добиваются более красивого и равномерного цвета камня и улучшения его качества. Обычно эффект от этого метода устойчив, и вновь приобретенные свойства камня сохраняются в дальнейшем. Отжиг ювелирных камней происходит в специальной печи (с температурой нагрева до 2000 градусов Цельсия и выше для разных камней). Результат отжига зависит не только от температуры, но и от среды (восстановительная, нейтральная или окислительная), а также от скорости нагрева и охлаждения, и от времени самого отжига.

Какие камни подвергаются отжигу?

Термическую обработку почти в «обязательном порядке» проходит большое количество полудрагоценных камней, таких как аквамарин, голубой циркон, цитрин, и другие. Это делается в течение десятилетий, и считается нормальной частью производственного процесса. Как правило (и к нашему сожалению!), тот факт, что полудрагоценный камень подвергся отжигу и изменению цвета, нигде не озвучивается (подробнее — в нашей статье об этике ювелирного бизнеса). Другое дело — драгоценные камни, такие как рубины, сапфиры и алмазы. Искусственное изменение свойств этих камней может негативно сказаться на их стоимости. Плюс, оборот драгоценных камней контролируется государством, согласно Закону о драгоценных металлах и камнях — требования к ним существенно выше. Поэтому облагораживание драгоценных камней применяется точечно, в определенных случаях. Например, для удаления включений рутила («шелка») у рубинов и сапфиров, получения определенного эффекта, удаления нежелательных оттенков (превращение сероватого цвета в ярко-синий).

Облагораживание методом термодиффузного окрашивания

Суть метода в том, что камень выдерживают при высокой температуре в специальном устройстве в определенной насыщенной веществами среде. Происходит процесс диффузии, и через несколько дней или недель атомы веществ проникают в структуру камня, окрашивая тонкий слой его поверхности, после чего камень полируют. Чаще всего этой процедуре подвергаются корунды.

Облагораживание камней способом облучения

Этим способом обычно изменяют цвет камней (алмаза, топаза, кварца и других). Облучение происходит при помощи ультрафиолетового, рентгеновского или гамма-излучения. Полученная доза облучения напрямую влияет на приобретенный цвет. Некоторые камни (алмазы) могут затем подвергать процедуре отжига. Методом облучения меняют цвет топазов на голубой. Большинство топазов этого цвета, присутствующих на рынке, как раз подвергались облучению с последующим отжигом. Правда, другие оттенки топаза (зеленоватая, коричневая, и т.д.) с не меньшим успехом получаются после применения той же технологии. Методом облучения так же получают аметисты из бледных цитринов, а также дымчатые кварцы из бесцветных. Причем, последующий отжиг камней позволяет проводить дальнейшие «превращения» одного камня в другой, изменяя их цвет и свойства.

Облагораживание ювелирных камней методом пропитки

Пропитка специальными маслами, смолами либо жидким стеклом — признанный способ заполнения трещин в ювелирных камнях. Если трещина выходит на поверхность камня, ее необходимо залить бесцветным составом, чтобы улучшить вид камня, окраску и прочность. Пропиткой с успехом «лечатся» алмазы, бериллы, корунды, бирюза и опалы.

Прочие методы облагораживания

Вид и свойства камней можно улучшать и другими способами, такими как сверление тонким лазером для удаления включений, покрытие лаками, эмалями и красителями, напыление пленок. К сожалению, не все эти способы являются долгосрочными по своему действию. Подробнее о методах облагораживания  и методах его диагностики — на сайте геммологического центра факультета геологии МГУ.

Остается ли камень «природным» после облагораживания, либо переходит в разряд «имитаций»?

Процесс облагораживания (как и культивирование жемчуга) некоторое время являлся спорным в том смысле, что специалисты не могли прийти к единому решению — можно ли считать камень природным после подобной обработки. Не превратится ли он в подделанный драгоценный камень после такой процедуры? Сегодня к таким процедурам стали относиться несколько «спокойнее», понимая. что во-первых, не все виды облагораживания можно выявить (тот же культивированный жемчуг). С другой стороны, структура камня после облагораживания остается неизменной. Единственное замечание касается этики ювелирного бизнеса. Поскольку для многих покупателей камень — это субстанция, имеющая собственную душу и значение, и люди часто готовы тратить большие суммы, лишь бы гарантировать полную натуральность камня, было бы честнее предоставлять полную информацию обо всех воздействиях, которым подвергался данный камень.

ЮВЕЛИРНЫЕ КАМНИ: КАТАЛОГ | ПРИРОДНЫЕ ЮВЕЛИРНЫЕ КАМНИ: СПРАВОЧНИК | СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ КАМНИ

Как выращивают синтетические драгоценные камни? | Происхождение драгоценных камней (природные, имитация, синтезированные, облагороженные) | Чем определяется ценность ювелирных камней? | Как определить настоящий камень или синтетика? | Имитация природных камней и ее способы | О фианитах и хрустальных стразах | Специальность ювелир

juvelirum.ru

Облагораживание камней

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Содержание:

Быть может, природа намеренно создает такие непривлекательные образцы горных пород, чтобы человек посредством своего труда сделал их прекрасными. Намек был понят, и теперь облагораживание драгоценных камней осуществляется на высшем уровне.

Зачем нужно обрабатывать минералы?

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Как уже было сказано, натуральные экземпляры не столь красивы, как обработанные. Кто-то готов с этим поспорить, считая, что природа знает свое дело, и если она создает самоцветы такими, значит, на то есть основания. Возможно, что это так, но все-таки большинство предпочитает облагороженные минералы естественным, которые больше подходят любителям.Среди причин, по которым следует облагородить минерал, назовем следующие:

  • Эстетичность. Процесс облагораживания в результате дает улучшенный внешний вид породы. Самоцвет становится зрительно чище, ярче, приобретает более насыщенный оттенок, который, к тому же, еще и долговечен.
  • Выгода. Бесспорно, существуют и природные самоцветы удивительной красоты, обрабатывать которые никому и в голову не придет. Но стоят такие породы несравненно дороже своих облагороженных собратьев.
  • Популярность. Термическая, химическая или механическая обработка позволяет кристаллу «раскрыться» в полной мере и продемонстрировать свою удивительную красоту. Кроме того, каждый минерал обладает уникальными свойствами. Это позволяет любому человеку выбрать именно тот камень, который подходит ему по всем параметрам.

Вернуться к содержанию

История развития технологии

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Это уважаемое дело имеет богатую и увлекательную историю. Человеку свойственно стремиться к идеалу, поэтому наши предки, не смирившись с природной красотой каменьев, попытались сделать их внешний вид более привлекательным.

В этих целях минералы выдерживали в специально приготовленных растворах или в природных веществах, например, в мёде. Были попытки окрасить самоцветы охрой, запекать внутри хлеба, воздействовать медным купоросом и горячим воском. Многое использовали, чтобы сделать кристалл красивее, чем он был. Некоторые манипуляции приводили к желаемому результату, тогда их усовершенствовали и продолжали использовать. Большинство же методов, что логично для процедуры эксперимента, оказалось бездейственными, зато люди получили ценный опыт и отныне знали, что нужно использовать, а что применять абсолютно бессмысленно.С течением времени каждый из способов становился более совершенным. Алхимики, постепенно начавшие перевоплощаться в химиков, стали изобретать более технологичные растворы, а камни из века в век обрабатывались все более качественно. Впоследствии люди поняли, что облагороженные самоцветы ничуть не хуже нетронутых. Стоимость их почти сравнялась.Физические опыты и исследования выявили ряд способов, благодаря которым можно было даже изменить кристаллическую решетку камней. Выяснилось, что потоки мельчайших частичек определенной массы способны давать по-настоящему великолепный эффект. Люди начинали понимать, как формируются кристаллы, благодаря чему стало возможно в искусственных условиях изменить окрас того или иного минерала.

В наше время процесс облагораживания драгоценных минералов предполагает использование самых передовых технологий. В то же время не забылись и старые, но все еще действенные способы. Теперь их используют как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, температурное воздействие нередко совмещается с воздействием определенных химических веществ.Теперь даже трудно сказать, какой способ является более результативным: новый или старый. Например, невозможно определить, что придает камню больше блеска и насыщенности цветом: нагревание на солнце или запекание в золе, заполнение трещин полимером или втирание в них масла. В то же время у новейших методов есть одно неоспоримое преимущество: меньшая трудоемкость.Вернуться к содержанию

Основные методы обработки драгоценных камней

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Существует множество способов облагораживания, но здесь мы рассмотрим самые популярные из них.

  1. Термическая обработка. Этот способ позволяет сделать минерал более чистым и блестящим. В зависимости от разновидности самоцвета применяют и определенный способ термообработки: самоцвет могут просто удерживать в открытом пламени, либо использовать высокотехнологичные электропечи с регуляцией напряжения магнитного поля. Этот метод обработки используют в отношении почт всех корундов, чтобы их цветовая насыщенность стала лучше. Турмалины, от природы неприглядно темные, этим методом осветляют. Естественно, голубые цирконы, чтобы сохранить цвет, также нагревают.
  2. Облучение. Выяснилось, что даже под воздействием радиации самоцветные камни изменяют свой окрас. Такие процессы происходят и в естественных условиях, когда содержащиеся в земной коре радиоактивные элементы облучают породу, изменяя ее цвет. Но отличие искусственного облучения от естественного в том, что искусственное осуществляется в миллионы раз быстрее. Таким способом получают ценнейшие бриллианты, все виды кварца и яркие топазы.
  3. Промасливание трещин. Часто природные камни имеют трещины, которые совсем не украшают самоцвет. Человечество научилось бороться с ними, превращая кристалл в подлинную во всех смыслах ценность. Для этого применяют заполнение трещин специальным масляным раствором. Эта технология не предусматривает использования исключительно натуральных продуктов, потому наряду с кедровым маслом применяют и синтетические (все же намного чаще, чем кедровое). Самые известные камни, с которыми производят данные манипуляции – это изумруды. Порой в масло добавляют красящее вещество, особенно при обработке бериллов. В результате получаются камни более насыщенные по окраске, чем они были изначально.
  4. Заполнение трещин клеевым веществом. Иногда встречаются камни с высоким уровнем прозрачности и насыщенным цветом от природы, но они бывают настолько усеяны трещинами, что могут легко сломаться. В таких случаях, особенно это касается изумрудов, используют заполнение трещинок определенным раствором, например, бесцветной смолой или резиной.
  5. Заполнение стекломассой. В данном случае трещины заполняются раскрошенным на мельчайшие частички и смешанным с определенными веществами стеклом. Порой стекла в камне при таком способе оказывается больше, чем вещества, из которого этот драгоценный камень состоит. Это сразу же сказывается на стоимости минерала.
  6. Заполнение естественным веществом. Под естественным веществом здесь следует понимать именно то вещество, из которого камень состоит изначально. То есть для заполнения трещин минерала используют такой же, только измельченный минерал. Затем камень подвергается термообработке.
  7. Диффузия. Это процесс окрашивания камней с помощью присутствия при термообработке определенных микроэлементов. Окраска камней становится равномерной и на поверхности и внутри. Выяснилось, что наиболее применим в этом процессе хризоберилл. С его помощью получают прелестные сапфиры.

Вышеперечисленные способы позволяют получить камень отличного качества. Все характеристики драгоценной породы сохраняются, а минерал становится только качественнее, красивее и буквально лучше. Цвет или блеск, приобретенные при помощи таких методов, перманентны. Чаще всего их и используют, чтобы закрепить оттенок и обезопасить его от влияния внешней среды.

Но существуют и другие часто используемые методы обработки камней, которые могут давать аналогичный результат в отношении красоты камня и абсолютно противоположный в отношении качества. То есть обработанные камни, хоть и приобретают товарный вид, но ненадолго. Вот некоторые и них:

  1. Диффузия поверхности минерала. Для изменения цвета камня на его поверхность клеят пленку такой окраски, которую желают получить. Затем минерал помещают в специальную печь, где пленка растворяется, и пигмент проходит на глубину в несколько микрон. Поверхность камня уже никогда не приобретет первоначальный цвет, а вот если расколоть или даже поцарапать самоцвет, проведенные манипуляции сразу станут очевидными.
  2. Магнитное напыление пленки. Для осуществления этой технологии камни помещают в вакуумную камеру, где на их поверхность напыляется пленка определенного цвета. В результате даже далекие от драгоценных камни можно выдать любителям за ценность и продать втридорога. Но раскусить обман может любой человек, если он знает, что, поцарапав поверхность такого лже-камня, пленка отстанет, и станет виден его натуральный цвет.

Последние два способа считаются недопустимыми в любом случае. Даже некоторые из стандартных методов нельзя применять в отношении того или иного минерала, чтобы не испортить его.Вернуться к содержанию

Применение различных методов к определенным видам самоцветов

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Облагораживание камней – процесс увлекательный и интересный. Осуществляя его, необходимо обладать определенными знаниями, чтобы не повредить структуру или не испортить цвет безвозвратно. Ниже описано, каким способом можно облагораживать некоторые минералы.

Таблица 1. «Способы облагораживания драгоценных камней»

Метод Камень
Обычное окрашивание или отбеливание Агат, жемчуг, коралл, черный оникс
Термообработка Рубин, сапфир, танзанит, аквамарин, голубой топаз, цитрин, аметист, турмалин, циркон
Заполнение клеевым веществом Изумруд, нефрит, бирюза, жадеит, малахит, лазурит
Облучение Голубой топаз, цитрин, аметист, турмалин
Глубокая диффузия Рубин, сапфи, турмалин
Промасливание Изумруд
Стеклозаполнение Рубин

Как видно из таблицы, большинство каменьев прекрасно переносят самый древний способ – термическую обработку. Но и другие методы очень популярны во всем мире. В скором будущем, безусловно, разработают еще более совершенные способы облагораживания, а пока важно не ошибиться при выборе самоцвета и купить не подделку сомнительного качества и без особенных свойств, а настоящий, пусть и обработанный, драгоценный камень.Вернуться к содержанию

Loading...

Выберите себе оберег в интернет-магазине Ювелирных Украшений:

topkamni.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Одной из составляющих частей понятия «драгоценный камень» является «редкий камень». Чистые и обладающие яркой красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко. Подавляющее большинство природных камней имеют непривлекательную окраску (слишком светлую, слишком густую или с некрасивым оттенком) и/или содержат крупные включения, сильно снижающие их ювелирные качества. Естественно, что на протяжении многих столетий человек пытался искусственно улучшить внешний вид камня. Достижения современной науки и развитие техники позволило в значительной степени достигнуть этой цели.

    Современные технологии облагораживания позволяют изменять некоторые свойства природных, а иногда и синтетических камней, что в последнее время часто находит свое применение в ювелирной отрасли. Под термином «облагораживание» обычно понимают специальные процессы обработки камня, за исключением огранки и полировки, которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту), прочность, повышают его ценность или делают камень пригодным для использования в ювелирных изделиях. Свойства, приобретенные камнем в результате облагораживания, могут быть неустойчивыми, т.е. внешний вид облагороженного камня может изменяться со временем. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет свой внешний вид (цвет и/или чистоту) при нормальном ношении (в ювелирном изделии), огранке, полировке или чистке.

    К наиболее важным методам облагораживания относятся: термическая обработка, облучение, термодиффузионное окрашивание, пропитка различными составами.

Термическая обработка (отжиг). 

    Данный метод облагораживания относится к самым распространенным методам обработки ювелирных камней и применяется для улучшения их цвета и/или качества. Свойства, приобретенные камнем в результате данного вида облагораживания, являются устойчивыми и не изменяются с течением времени.

    Камни, предназначенные для отжига, помещают в специальную печь, где происходит их нагрев (максимальная температура отжига для различных камней может превышать 2000 градусов Цельсия) и последующее охлаждение. Важными параметрами термической обработки являются среда, в которой происходит отжиг (восстановительная, окислительная, нейтральная), скорость нагрева и охлаждения, время выдержки при максимальной температуре.

    Многие ювелирные камни, такие как танзанит, аквамарин, голубой циркон, цитрины подвергаются отжигу уже в течение нескольких десятилетий, причем облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса. В большинстве случаев при продаже таких камней факт облагораживания не афишируется.

    Существует такая группа камней, для которой факт отжига оказывает существенное влияние на стоимость драгоценных камней. К таким относятся, например, рубины, сапфиры и алмазы.

    В случае сапфиров и рубинов термическая обработка применяется для удаления включений рутила («шелка»), получения звездчатого эффекта, окрашивания или удаления нежелательных оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при нагреве до 1600-1900С в определенных условиях такие камни приобретают синюю окраску.

Термодиффузионное окрашивание. 

    Наибольшее распространение данный метод облагораживания получил применительно к корундам. Процесс диффузионного облагораживания проводится в несколько этапов. Сначала ограненный, но не до конца отполированный корунд помещают в тигель, содержащий оксиды алюминия, титана и оксидов ионов-хромофоров (присутствие титана увеличивает диффузионную способность и обеспечивает равномерность распределения окраски). Используются те же элементы-хромофоры, что и в вернейлевской синтетике. Затем тигель нагревают до 1600-1800С и выдерживают при этой температуре в течение нескольких дней или недель. За это время атомы веществ-добавок проникают в структуру корунда, обуславливая возникновение тонкого поверхностного окрашенного слоя (глубиной порядка 0,1 мм). Заключительной стадией процесса является полировка.

Облучение.

    Обычно данный метод облагораживания применяется для изменения цвета ювелирных камней, таких как алмаз, топаз, кварц, берилл-максис. Камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений: ультрафиолетового, рентгеновского, гамма-излучения, либо воздействию потока энергетических частиц: электронов, протонов, нейтронов, альфа-частиц. Важным параметром процесса облагораживания является доза облучения.

    Для алмазов данный метод часто применяется в сочетании с последующим отжигом. Наиболее распространенными в настоящее время являются облучение нейтронами в ядерном реакторе или электронами высоких энергий. Получаемая окраска: голубая, голубовато-зеленая или темно-зеленая. После отжига окраска алмазов изменяется в зависимости от физического типа отжигаемого алмаза на янтарно-желтую, коричневато-красную, сиреневую или сине-зеленую.

    Топазы, как правило, подвергаются облучению с целью окрашивания их в голубой цвет. В настоящее время большинство голубых топазов, поступающих на рынок, подверглись облучению гамма-излучением, электронами высоких энергий или нейтронами с последующим отжигом. С помощью облучения или отжига можно добиться практически любой окраски топаза - бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой.

    Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг при 350-500°С позволяет получать цитрин, зеленый и бесцветный кварц из аметиста и голубой, зеленый и бесцветный кварц из дымчатого при температуре отжига 140-380°С.

Пропитка.

    При пропитке происходит заполнение трещин, выходящих на поверхность камня, для чего применяются различные красящие и бесцветные вещества (масла, смолы, жидкие стекла). В результате улучшается окраска и прочность камня, а также внешний вид трещиноватых камней (трещины становятся менее заметными). Наиболее часто данный метод применяется для бериллов, корундов, алмазов, жадеитов, опалов, бирюзы и некоторых других.

Другие методы.

    Кроме перечисленных выше методов облагораживания существует множество других более или менее распространенных. К ним, например, относятся такие способы облагораживания ювелирных камней, как: сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей, фольги или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида и/или получения цвета.

    В заключение хотелось бы отметить, что подсознательно каждый человек, приобретающий драгоценность (будь то бриллиант или другой ювелирный камень) желает иметь у себя единственное и неповторимое творение природы. В связи с тем, что на современном рынке ювелирных изделий и камней все чаще стали появляться изделия с камнями, прошедшими процессы облагораживания, более актуальной становится проблема идентификации таких камней. Как следствие возрастает роль науки о драгоценных камнях – геммологии, одной из важнейших задач которой является поиски признаков облагороженных камней и методов их диагностики. В настоящее время стандартного геммологического оборудования часто недостаточно для однозначной диагностики исследуемого образца, поэтому большее значение приобретают более сложные инструментальные методы.

Викторов МаксимРозенберг КсенияГеммологический Центр МГУ

www.livemaster.ru

Способы облагораживания ювелирных камней - Beading Kitten

Чистые и обладающие яркой, красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко, чаще всего природные камни далеки от совершенства - содержат включения, имеют невыразительную окраску. Все это значительно снижает их ювелирные качества. Для улучшения внешнего вида природных камней их подвергают специальной обработке - облагораживанию.

Облагораживанием называют различные способы обработки камня (за исключением огранки и полировки), которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту, прозрачность) или повышают прочность.

Свойства, приобретаемые камнем при облагораживании, характеризуются таким важным показателем, как устойчивость. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет своих свойств (цвет, чистоту, прочность) при нормальном ношении в ювелирном изделии, ремонте, огранке, полировке или чистке (некоторые облагороженные камни требуют особых правил ношения и ухода).

К наиболее распространенным методам облагораживания относятся: - термическая обработка (отжиг), - термодиффузионное прокрашивание, - облучение и пропитка различными веществами (например, смолами).

Термическая обработка (отжиг)

Термическая обработка - нагрев в специальной печи с последующим охлаждением - позволяет улучшить природный цвет или прозрачность ювелирного камня. Свойства, приобретенные камнем после такой обработки, являются устойчивыми и с течением времени не изменяются.

Сапфиры и рубины обычно подвергают термической обработке для удаления включений, а также для улучшения цвета или изменения оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при отжиге в определенных условиях они приобретают синюю окраску и широко применяются в ювелирном деле.

Для некоторых ювелирных камней, таких как танзанит, аквамарин, голубой циркон и цитрин, облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса, правда, при продаже факт облагораживания чаще всего не афишируется.

Разновидностью термической обработки является применяемый для алмазов НРНТ (High Pressure High Temperature) метод, который позволяет в одних случаях обесцвечивать коричневые алмазы, а в других - изменять окраску алмазов с коричневой на яркую желто-зеленую или канареечно-жел тую. Такой отжиг производится при высоких давлениях и высоких темпера турах с использованием специальной аппаратуры, применяемой при выра щивании кристаллов синтетического алмаза. Алмазы, обработанные таким способом, впервые появились на рынке в начале 1999 года. Цвет, приобретаемый алмазом при НРНТ-обработке, с течением времени не изменяется.

Термодиффузионное прокрашивание

Применяется для улучшения природного цвета камней, чаще всего рубинов и сапфиров. Методика облагораживания состоит в том, что при нагревании в поверхностный слой камня вводятся красители. В результате цвет камня становится более насыщенным. Этот метод обладает одним недостатком - впоследствии камень нельзя полировать, поскольку существует риск повредить или удалить окрашенный слой.

Облучение

Обычно этот метод применяется для изменения окраски таких камней, как алмаз, топаз, кварц и др. Для этого камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений.

Для облучения ювелирных камней применяются различные типы излучения: -ультрафиолетовое;-рентгновское;-гамма-излучение и др.либо потоки энергетических частиц: -электронов;-протонов;-нейтронов; -альфа-частиц.

Алмазы под воздействием облучения меняют цвет на голубой, голубовато-зеленый или темно-зеленый, а при последующей термической обработке - на янтарно-желтый, коричневато-красный, сиреневый или сине-зеленый.

Светло-голубые топазы в результате облучения становятся ярко-голубыми (в настоящее время большинство представленных на рынке ярко голубых топазов подвергалось облучению). С помощью облучения или отжига и их комбинации можно добиться практически любой окраски топаза: бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой и др.

Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг позволяет получать цитрины, зеленые бесцветные кварцы из аметистов, а также голубые, зеленые и бесцветные кварцы из дымчатых разновидностей.

Облучение применяется также для получения синего и серо-стального (черного) жемчуга.

Цвет перечисленных выше облученных камней обычно не изменяется с течением времени, однако следует соблюдать осторожность при ремонте ювелирных изделий с подобными камнями и не подвергать их сильному нагреву.

Пропитка (заполнение трещин)

Этот метод эффективен для облагораживания камней с трещинами, выходящими на поверхность. Для пропитки применяются различные красящие и бесцветные вещества - масла, смолы, жидкие стекла. В результате трещины становятся менее заметными, улучшается окраска и прочность камня. Чаще всего пропитке подвергают изумруды, алмазы, рубины, сапфиры, опалы и бирюзу.

Для некоторых камней с заполненными трещинами следует избегать очистки в ультразвуковой ванне и воздействия различных видов растворителей.

Помимо перечисленных выше существует много других более или менее распространенных методов облагораживания, таких как сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида (например, изменения цвета).

www.mew.ru

Способы облагораживания драгоценных камней.

Облагораживанием называется любой процесс обработки ювелирного камня в сырье или готовой вставке помимо огранки и полировки. Облагораживание призвано улучшать внешний вид самоцвета.

Методы облагораживания могут быть нацелены на имитацию того или иного природного эффекта или, напротив, на получение абсолютно "рукотворного" результата. В идеале, ни та ни другая цель не является преступной и не ущемляет интересов покупателя. подробней об обработке камней...

Искусственные способы облагораживания драгоценностей известны с древнейших времен. Еще в первом веке н. э. Гай Плиний Младший заявлял, что он изучил множество трудов ученых, своих предшественников, когда решил собрать всю нужную информацию о природе драгоценных камней. Методы, которыми тогда обрабатывали камни, не так уж сильно отличаются от современных методов облагораживания драгоценных камней. Император Диоклетиан (300 г. н.э.) был настолько против искусственного облагораживания драгоценностей, что приказал уничтожить все книги, где было описано, как это нужно делать... подробней о методах... Топаз – красивый прозрачный камень с характерным стеклянным блеском, интересной внутренней игрой цвета, перламутровыми отливами на плоскостях спайности. Чистый природный топаз – бесцветный и очень твердый – похож на алмаз. Наиболее ценны розовые, голубые и желтые топазы. Встречаются и другие оттенки минерала ювелирного качества.

По своей природе топаз бледноват. Чтобы камень «заиграл», его облагораживают путем физического воздействия на внутренние структуры кристалла. Полагают, что естественный оттенок топаза обусловливается особенностями (дефектами) кристаллической решетки камня... подробней об обработке топаза...

Аметист, цитрин и аметрин – минеральные близнецы братья. При всем положенном для близнецов сходстве им свойственны и различия. Скажем прямо: не все аметисты на свет появляются писаными красавцами. Часто только облагораживание аметиста дает ему возможность стать востребованным драгоценным камнем.

Цвет аметиста зависит от наличия в кристаллической структуре минерала ионов металлов. Поскольку геометрические размеры атомного пространства, не заполненного материей, различны, атомы металлов срабатывают как своего рода интерференционные решетки... подробней об обработке аметиста, аметрина, цитрина...

Природный сапфир чаще всего представляет собой полупрозрачный слоистый и трещиноватый минерал всевозможных оттенков всех цветов радуги. Случается ему бывать и бесцветным. Легко ли добыть сапфир ювелирного качества? Очень нелегко: высокая твердость минерала, его неподатливость геометрическим деформациям становится причиной нарушения целостности кристаллов.

Внутрикристаллические примеси, дающие эффект оцвечивания минерала, нередко концентрируются в камне неравномерно... подробней об обработке сапфира...

Спрос на изумруды всегда был большим. Однако повсеместная добыча зеленых камней, не прекращающаяся с глубокой древности, не способна удовлетворить потребностей: прозрачных кристаллов хорошего ювелирного качества среди добываемых на всех континентах Земли изумрудов – немного.

Более того: даже самые качественные изумруды наделены свойством, малопредставимым для, допустим, бриллиантов. Комплекс внутренних нарушений кристалла ценителями именуются «изумрудным лесом»... подробней об обработке изумруда...

Опал всегда красив, но не всегда его можно огранить кабошоном и сделать из него вставку для перстня. Дело в том, что в природе опалы нередко образуют тонкослойные конкременты, к тому же плотно приросшие к подложке.

Поэтому камнерезы прибегают к хитростям: срезав тонкую пластинку опала с природной основы, они подклеивают снизу отполированный черный оникс. Такое сочетание называют дублетом и ценят за обретенную глубину цветовой игры самоцвета... подробней об обработке опала...

Коралл – это ювелирный материал органического происхождения. Он не слишком стоек к внешним воздействиям, особенно, если среда химически агрессивна. Кроме того, изначальное качество коралла зависит от условий его природного обитания. Цветовые и морфологические дефекты кальцинированной ткани коралловых остовов чаще всего формируются под действием неблагоприятных факторов внешней среды.

Облагораживание кораллов – это попытка (не всегда успешная) перевести низкосортный материал в категорию рангом повыше... подробней об обработке коралла...

finesell.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Одной из составляющих частей понятия «драгоценный камень» является «редкий камень». Чистые и обладающие яркой красивой окраской камни встречаются в природе крайне редко. Подавляющее большинство природных камней имеют непривлекательную окраску (слишком светлую, слишком густую или с некрасивым оттенком) и/или содержат крупные включения, сильно снижающие их ювелирные качества. Естественно, что на протяжении многих столетий человек пытался искусственно улучшить внешний вид камня. Достижения современной науки и развитие техники позволило в значительной степени достигнуть этой цели.

Современные технологии облагораживания позволяют изменять некоторые свойства природных, а иногда и синтетических камней, что в последнее время часто находит свое применение в ювелирной отрасли. Под термином «облагораживание» обычно понимают специальные процессы обработки камня, за исключением огранки и полировки, которые улучшают его внешний вид (цвет, чистоту), прочность, повышают его ценность или делают камень пригодным для использования в ювелирных изделиях. Свойства, приобретенные камнем в результате облагораживания, могут быть неустойчивыми, т.е. внешний вид облагороженного камня может изменяться со временем. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет свой внешний вид (цвет и/или чистоту) при нормальном ношении (в ювелирном изделии), огранке, полировке или чистке.

К наиболее важным методам облагораживания относятся: термическая обработка, облучение, термодиффузионное окрашивание, пропитка различными составами.

Термическая обработка (отжиг). Данный метод облагораживания относится к самым распространенным методам обработки ювелирных камней и применяется для улучшения их цвета и/или качества. Свойства, приобретенные камнем в результате данного вида облагораживания, являются устойчивыми и не изменяются с течением времени.

Камни, предназначенные для отжига, помещают в специальную печь, где происходит их нагрев (максимальная температура отжига для различных камней может превышать 2000 градусов Цельсия) и последующее охлаждение. Важными параметрами термической обработки являются среда, в которой происходит отжиг (восстановительная, окислительная, нейтральная), скорость нагрева и охлаждения, время выдержки при максимальной температуре.

Многие ювелирные камни, такие как танзанит, аквамарин, голубой циркон, цитрины подвергаются отжигу уже в течение нескольких десятилетий, причем облагораживание является неотъемлемой частью производственного процесса. В большинстве случаев при продаже таких камней факт облагораживания не афишируется.

Существует такая группа камней, для которой факт отжига оказывает существенное влияние на стоимость драгоценныъх камней. К таким относятся, например, рубины, сапфиры и алмазы.

В случае сапфиров и рубинов термическая обработка применяется для удаления включений рутила («шелка»), получения звездчатого эффекта, окрашивания или удаления нежелательных оттенков. Например, сапфиры Шри-Ланки и Кашмира сероватого цвета считались непригодными для огранки, однако при нагреве до 1600-1900С в определенных условиях такие камни приобретают синюю окраску.

В начале 1999 года на рынке появились алмазы, прошедшие новый вид обработки (НРНТ-метод). Данный метод заключается в выдерживании алмазов (бриллиантов) при высоких давлениях (до 7 ГПа) и высоких температурах (до 2100°С) (НРНТ - High Pressure High Temperature) с использованием аппаратуры, применяемой при синтезе монокристаллов алмаза (высокобарный синтез в металл-углеродных системах). Новым методом обычно облагораживаются только алмазы с желто-коричневым или коричневатым оттенком. Результат НРНТ-обработки зависит от физического типа алмаза (см. таблицу).

Таблица. Облагораживание алмазов разных типов НРНТ-методом.

Физический тип алмаза

Исходный цвет

Цвет после НРНТ-обработки

IIa

коричневый

бесцветный

IIa

коричневый

розовый

IIb

коричневый

голубой

Ia

желтый, коричневый

желто-зеленый, коричнево-желтый

Термодиффузионное окрашивание. Наибольшее распространение данный метод облагораживания получил применительно к корундам. Процесс диффузионного облагораживания проводится в несколько этапов. Сначала ограненный, но не до конца отполированный корунд помещают в тигель, содержащий оксиды алюминия, титана и оксидов ионов-хромофоров (присутствие титана увеличивает диффузионную способность и обеспечивает равномерность распределения окраски). Используются те же элементы-хромофоры, что и в вернейлевской синтетике. Затем тигель нагревают до 1600-1800С и выдерживают при этой температуре в течение нескольких дней или недель. За это время атомы веществ-добавок проникают в структуру корунда, обуславливая возникновение тонкого поверхностного окрашенного слоя (глубиной порядка 0,1 мм). Заключительной стадией процесса является полировка.

Облучение. Обычно данный метод облагораживания применяется для изменения цвета ювелирных камней, таких как алмаз, топаз, кварц, берилл-максис. Камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений: ультрафиолетового, рентгеновского, гамма-излучения, либо воздействию потока энергетических частиц: электронов, протонов, нейтронов, альфа-частиц. Важным параметром процесса облагораживания является доза облучения.

Для алмазов данный метод часто применяется в сочетании с последующим отжигом. Наиболее распространенными в настоящее время являются облучение нейтронами в ядерном реакторе или электронами высоких энергий. Получаемая окраска: голубая, голубовато-зеленая или темно-зеленая. После отжига окраска алмазов изменяется в зависимости от физического типа отжигаемого алмаза на янтарно-желтую, коричневато-красную, сиреневую или сине-зеленую.

Топазы, как правило, подвергаются облучению с целью окрашивания их в голубой цвет. В настоящее время большинство голубых топазов, поступающих на рынок, подверглись облучению гамма-излучением, электронами высоких энергий или нейтронами с последующим отжигом. С помощью облучения или отжига можно добиться практически любой окраски топаза - бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой.

Облучение широко применяется для получения дымчатых, зеленовато-желтых кварцев из бесцветных, а также аметистов из бледно окрашенных цитринов. Последующий отжиг при 350-500°С позволяет получать цитрин, зеленый и бесцветный кварц из аметиста и голубой, зеленый и бесцветный кварц из дымчатого при температуре отжига 140-380°С.

Пропитка. При пропитке происходит заполнение трещин, выходящих на поверхность камня, для чего применяются различные красящие и бесцветные вещества (масла, смолы, жидкие стекла). В результате улучшается окраска и прочность камня, а также внешний вид трещиноватых камней (трещины становятся менее заметными). Наиболее часто данный метод применяется для бериллов, корундов, алмазов, жадеитов, опалов, бирюзы и некоторых других.

Другие методы. Кроме перечисленных выше методов облагораживания существует множество других более или менее распространенных. К ним, например, относятся такие способы облагораживания ювелирных камней, как: сверление лазером алмазов с целью удаления включений, покрытие ювелирных камней различными видами лаков, эмалей, красителей, фольги или напыление/наращивание пленок для улучшения внешнего вида.

Информация взята с сайта гемцентра МГУ.

www.livemaster.ru


Смотрите также