История развития биологии. Развитие современной биологии. Связана ли биология с ювелирным делом


Профессия ювелир - описание, особенности, интересные факты - Topkin

Среди немногих профессий, переживших тысячелетия, ювелир – одна из немногих, чей статус не претерпел никаких изменений. Создатели изысканных украшений одинаково высоко ценились как во времена древнеегипетских фараонов, так и в эпоху массового производства и глобальной экономики. Самые искусные мастера удостаивались покровительства высокопоставленных клиентов, за обладание ими велась ожесточенная конкуренция. И хотя сегодня такого накала уже нет, профессия «ювелир» продолжает оставаться почитаемой и весьма высокооплачиваемой. В чем ее особенности, и имеет ли смысл посвящать свою жизнь этому ремеслу?

Описание и особенности профессии ювелира

Слово «ювелир» произошло от корня «jewel» — это европеизированное персидское «джавхар», что в переводе означает «драгоценность». Первые мастера, изготавливающие украшения, появились на заре человеческой цивилизации. В частности, в древнеегипетских гробницах времен Первой династии (от 2500-3000 лет до н.э.) были обнаружены одни из древнейших изделий из золота, декорированные лазуритом, сардоликом, вставками из цветного стекла и другими поделочными камнями. Ювелирные украшения также были известны всем крупным цивилизациям Древнего Востока, Индии, Китая и т. д.

Со временем техника обработки благородных металлов и драгоценных камней постепенно усложнялась. Если первое время мастера использовали самоцветы и цветное стекло естественной формы, то в дальнейшем появилась технология ее усовершенствования – огранка. Она позволила усилить сияние камней за счет многократного преломления света на плоских гранях. Параллельно совершенствовались методы обработки металлов, позволяющие придавать изделиям более изысканную и разнообразную форму, изменять естественный оттенок материала, усиливать его блеск и сияние. Уже в конце 1 тысячелетия до нашей эры мастера Античности научились обрабатывать твердые драгоценные минералы изумруд, рубин, сапфир и другие.

Сегодня, с развитием технологий обработки материалов и компьютерных программ ювелиры получили в свое распоряжение мощные и точные инструменты, позволяющие изготавливать невероятно утонченные изделия. И вместе с тем описание профессии будет неполным без ее следующих особенностей, которые сохранялись и выкристаллизовывались в течение веков:

  • профессия ювелира требует огромного терпения, так как мастер осуществляет свою работу с деликатными материалами — в этом ремесле неустойчивая психика не позволит добиться сколь-нибудь значительных результатов;
  • ювелир должен обладать прекрасным зрением, позволяющее рассмотреть мельчайшие детали будущего украшения, самые незначительные дефекты камней и металла;
  • ювелирное дело – это прежде всего искусство, и творческая фантазия мастера здесь одно из основополагающих качеств;
  • человек, решивший связать свою жизнь с ювелирным делом, должен быть готов овладеть широким набором навыков – от рисования эскизов до литья и ковки металла.

Интересные факты о профессии ювелира

В качестве полезной информации предлагаем вам некоторые интересные факты о профессии ювелира:

  • несмотря на более древние находки, подлинной родиной ювелирного дела считается Древняя Греция – именно здесь впервые была осуществлена обработка драгоценных камней;
  • перед поступлением в ювелирное училище, абитуриент проходит психиатрическую и наркологическую проверку, так как редкие и дорогие материалы никто не доверит человеку с неустойчивой психикой;
  • одно из украшений авангардного ювелира Жиля Жонеманна было выполнено в виде точной миниатюрной копии разводного ключа;
  • парадоксально, но один из самых известных ювелиров, Карл Фаберже, создавший для российского императорского дома коллекцию знаменитых пасхальных яйц, умер в полной нищете:
  • ювелирное дело – одно из немногих на сегодняшний день, где весьма распространено передача ремесла по наследству.

Плюсы и минусы профессии

Имеются ли у профессии ювелира плюсы и минусы? Как и у любого другого ремесла, в ней присутствуют очевидные преимущества:

  • спрос на ювелирные украшения остается стабильным всегда, независимо от моды и экономической ситуации;
  • изделия мастеров-ювелиров всегда высоко ценятся;
  • ювелирное дело – это прекрасная возможность выразить себя.

Однако имеются и некоторые недостатки:

  • изготовление ювелирных украшений – это всегда высокая нагрузка на зрение;
  • малоподвижный образ деятельности чреват серьезными проблемами со здоровьем.

Востребована ли профессия ювелира? Безусловно, навыки опытного мастера всегда будут цениться, ведь люди любят украшать себя даже в годы кризисов и экономических потрясений. В то же время зарплата ювелира не обязательно сразу будет высокой – для этого необходимо заработать себе имя, на что зачастую уходят годы упорного труда. Многие набираются опыта самостоятельно, выполняя заказы в собственной студии, другие пробуют свои силы в известных ювелирных компаниях под руководством опытных мастеров. Оба варианта где можно получить профессию ювелира имеют право на существование, хотя второй объективно легче и эффективнее.

Где можно выучиться на ювелира

Возможно, прочитав эту статью, вы захотите связать свою жизнь с изготовлением дорогих украшений. И здесь возникает вопрос — где получить профессию ювелира? Сегодня существует множество школ, в которых любой желающий может попробовать овладеть этим ремеслом. Как правило, такие учебные заведения организованы профессиональными ювелирами, имеющими признание и огромный опыт в данной сфере. Одной из таких школ является j-DESIGN.PRO, предоставляющая комплексное обучение основам ювелирного дела. Здесь можно пройти онлайн-курсы, а также посещать очные занятия под началом опытных наставников. Обучение включает теоретическую подготовку по теории ювелирной композиции, усвоение навыков проектирования и создания эскизов украшений, в том числе с использованием современного программного обеспечения, а также методов обработки металлов и камней с помощью профессиональных инструментов. Стоит понимать, что в j-DESIGN.PRO из вас не сделают мастера, но привьют ту необходимую базу, без которой профессиональное овладение этим ремеслом невозможно.

topkin.ru

Известные ученые-биологи и их открытия

Биология – это наука об общих свойствах всего живого. Свое функционирование в качестве самостоятельной дисциплины она начала сравнительно недавно, в конце 19 века. Своим появлением наука обязана той проблематике, которая существовала между определением понятий живых и неживых природных тел. Несмотря на столь позднее возникновение биологии, данный вопрос волновал человека уже давно. Поднимался он в античные времена, в Средние века, а также в эпоху Возрождения.

В связи с тем, что слово "биология" стало использоваться только в конце 19 века, таких ученых, как биологи, до этого не существовало. Тек, кто изучал и развивал дисциплину о природе, при жизни называли натуралистами, врачами или знатоками естествознания.

Кем же были на сегодняшний день столь широко известные ученые-биологи?

Например:

- Грегор Мендель – монахом.- Карл Линней – врачом.- Чарльз Дарвин – состоятельным джентльменом.- Луи Пастер – химиком.

Античность

Основы знаний о растениях и животных первоначально заложил в своих трудах Аристотель. Большую роль в развитии биологии сыграл и его ученик Теофаст.

Немаловажное значение для получения знаний о живых организмах имели сочинения Диоскорида. Этот античный мыслитель составил описание разнообразных лекарственных веществ, практически шестьсот из которых были растениями. В этот же период творил и Плиний, собиравший сведения о природных телах.

Несмотря на то что заслуги всех мыслителей прошлого сыграли весомую роль в развитии биологии, наиболее внушительный след в истории этой дисциплины оставил Аристотель. Его перу принадлежит огромное количество сочинений, которые были посвящены животным. В своих трудах Аристотель рассматривал вопросы познания особей, представлявших земную фауну. Мыслитель разработал собственные принципы классификации групп животных. Она производилась на основе сущностных свойств видов. Также Аристотелем были рассмотрены вопросы развития и размножения животных.

Средние века

Врачи, жившие в этом историческом периоде, включали в свою практику большое количество достижений античности. Однако Римская империя, захваченая арабами, пришла в упадок. И завоеватели перевели труды Аристотеля и иных античных мыслителей на свой язык. Но эти знания не были утеряны.

Арабская медицина Средних веков внесла свой вклад в развитие дисциплины о жизни. Все это происходило в 8-13 веках в период так называемого золотого исламского века. К примеру, Аль-Джахизом, жившим в 781-869 годах, высказывались мысли о пищевых цепях и существовании эволюции. Но арабским основателем ботаники все же считают курдского автора Аль-Динавари (828-896 гг.). Им было описано более чем 637 видов различных растений, а также произведены обсуждения их фазы развития и роста.

Настольной книгой всех европейских медиков вплоть до 17 века являлся труд прославленного врача Авиценны, где впервые были введены понятия фармакологии и клинических исследований. Также заслуживают внимания исследования испанского араба Ибн Зухра. Путем вскрытия он доказал, что чесотка вызывается присутствием подкожного паразита. Также он ввел экспериментальную хирургию и провел первые медицинские исследования на животных.

В Средние века приобрели известность и некоторые европейские ученые. В их число вошли Альберт Великий, Хильдегарда Бингенская, а также Фридрих II, которыми был составлен канон естественной истории. Этот труд широко использовался для изучения в самых первых европейских университетах, где медицина стояла на втором месте после богословия и философии.

Возрождение

Только при переходе Европы к эпохе расцвета стало возможным возрождение интереса к физиологии и естественной истории. Ученые-биологи того времени широко изучали растительный мир. Так, Фуксом, Брунфельсом и некоторыми другими авторами были выпущены многочисленные издания, посвященные этой теме. В этих трудах положено начало полномасштабного описания растительной жизни.

Эпоха Возрождения стала началом развития современной анатомии - дисциплины, основу которой составляет вскрытие человеческих тел. Толчок этому направлению дала книга Везалия.

Свой вклад в развитие биологии внесли и такие известные художники, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Они нередко творили вместе с натуралистами и интересовались точным строением тела животных и человека, отображая их детальное анатомическое строение.

Свой вклад в исследования природы вносили и алхимики. Так, Парацельс проводил опыты с биологическими и фармакологическими источниками производства лекарственных препаратов.

Семнадцатый век

Наиболее важным периодом данного столетия является становление естественной истории, ставшей основой:

- классификации растений и животных;- дальнейшего развития анатомии;- открытия второго круга кровообращения;- начала микроскопических исследований;- открытия микроорганизмов;- первого описания эритроцитов и сперматозоидов животных, а также клеток растений.

В этот же период английским врачом Уильямом Гарвеем во время проводимых опытов вскрытия животных и наблюдения за кровообращением был сделан целый ряд важных открытий. Исследователь достиг следующего:

- обнаружил наличие венозного клапана, не позволяющего крови течь в обратном направлении;- открыл, что кровообращение осуществляется кроме большого еще и по малому кругу;- показал наличие изоляции левого и правого желудочков.

В 17 веке начала формироваться и совершенно новая область исследований. Связана она была с появлением микроскопа.

Изобретатель этого прибора, ремесленник из Голландии Антони ван Левенгук, проводил самостоятельные наблюдения, а их результаты отсылал в Лондонское королевское общество. Левенгук описал и зарисовал большое количество микроскопических существ (бактерий, инфузорий и т. д.), а также сперматозоиды и красные кровяные тельца человека.

Восемнадцатый век

В этом столетии продолжали развиваться физиология, анатомия и естественная история. Все это создавало предпосылки для возникновения биологии. Значимыми событиями для дисциплины о природе живых тел послужили исследования Каспара Фридриха Фольфа и Альбрехта фон Галлера. Результаты этих трудов в значительной мере расширили познания в области развития растений и эмбриологии животных.

Зарождение биологии

Данный термин и до 19 века можно было встретить в трудах некоторых естествоиспытателей. Однако в то время его смысл был совершенно иным. И только на рубеже 18 и 19 веков три автора независимо друг от друга начали пользоваться термином «биология» в том смысле, в котором он знаком нам сейчас. Ученые Ламарк, Тревинарус и Бурдах обозначили этим словом науку, описывающую общие особенности живых тел.

Девятнадцатый век

Самыми значимыми событиями для биологии в этот период явились:- становление палеонтологии;- возникновение биологической основы стратиграфии;- появление клеточной теории:- формирование сравнительной эмбриологии и анатомии.

Ученые-биологи 19 века начали борьбу с инфекционными заболеваниями. Так, английским врачом Дженнером была изобретена вакцина, а результатом исследований Роберта Коха стало открытие возбудителя туберкулеза и создание многих видов лекарств.

Революционное открытие

Центральным событием в биологии, произошедшим во второй половине 19 века, стала публикация книги Чарльза Дарвина «О происхождении видов». Этот вопрос ученый разрабатывал в течение двадцати одного года, и только после того как убедился в правильности полученных выводов, решился опубликовать свой труд. Книга имела колоссальный успех. Но в то же время она взбудоражила умы людей, так как полностью противоречила тем представлениям о жизни на Земле, которые излагались в Библии. Так, ученый биолог Дарвин утверждал о том, что эволюция видов продолжалась на нашей планете много миллионов лет. А по утверждениям Библии для создания мира хватило шести дней.

Еще одно открытие Чарльза Дарвина в области биологии заключалось в утверждении того, что все живые организмы ведут борьбу друг с другом за среду обитания и пищу. Ученый отметил, что даже внутри одного вида находятся отдельные особи, имеющие особые признаки. Эти отличительные свойства дают животным повышенные шансы для выживания. Далее особые признаки передаются потомству и постепенно становятся общими для всего вида. Более слабые и неприспособленные животные при этом вымирают. Подобный процесс Дарвин назвал естественным отбором.

Величайшая заслуга этого ученого состоит в том, что он решил самую главную проблему биологии, связанную с вопросом происхождения и развития органического мира. Сегодня вся история этой дисциплины условно делится на два периода. Первый из них был до Дарвина. Он характеризовался бессознательным стремлением к определению эволюционного принципа. Второй этап в развитии биологии начался после опубликования Дарвином своего величайшего труда. С этого момента ученые продолжили разработку эволюционного принципа уже осознанно.

Деятельность русских исследователей

Много важных открытий в области дисциплины о живых организмах сделали отечественные ученые-биологи. Так, в 1820 году П. Вишневским впервые было высказано предположение о наличии особого вещества в противоцинготных продуктах. Именно оно, по мнению ученого, способствует правильной жизнедеятельности организма.

Еще один русский ученый – Н. Лунин – открыл в 1880 году витамины. Он доказал, что в составе пищи находятся некие элементы, жизненно важные для здоровья всего организма. Сам термин «витамин» появился при соединении двух латинских корней. Первый из них – «вита» – означает «жизнь», а второй – «амин» – переводится как «соединение азота».

Значительно вырос интерес к естествознанию среди российских ученых в 50-60 годах 19 века. Он был вызван пропагандой своего мировоззрения революционно настроенными демократами. Немаловажным фактором явилось и мировое развитие естественных наук. В это время начинали свою работу такие отечественные ученые-биологи, как К. Тимирязев и П. Сеченов, И. Мечников и С. Боткин, И. Павлов и многие другие врачи и естествоиспытатели.

Великий физиолог

Широкую известность Павлов - ученый-биолог - получил после проведения исследований центральной нервной системы. Эти труды великого физиолога стали отправной точкой для дальнейшего изучения различных психических явлений.

Основной заслугой Павлова явилась разработка новейших для того времени принципов, изучающих деятельность организма в неразрывной связи с внешней средой. Подобный подход явился основанием для развития не только биологии, но и медицины, психологии и педагогики. Труды великого физиолога явились истоком нейрофизиологии – учения о высшей нервной деятельности.

Двадцатый век

В начале 20 столетия ученые-биологи продолжали вносить неоценимый вклад в историю развития дисциплины о живых организмах. Так, в 1903 году впервые появился такой термин, как гормоны. В биологию он был введен Эрнестом Старлингом и Уильямом Бэйлиссом. В 1935 году появилось понятие "экосистемы". Его ввел в дисциплину Артур Дж. Тенсли. Данный термин обозначал сложный экологический блок. Также ученые-биологи продолжали работать над определениями всех этапов состояния живой клетки.

Немало исследователей трудилось и в нашей стране. Ученые-биологи России внесли большой вклад в развитие дисциплины о живых телах. Среди них следующие:

- М. С. Цвет, первым установивший существование двух модификаций хлорофилла;- Н. В. Тимофеев-Ресовский, являющийся одним из основоположников радиобиологии, который установил зависимость дозы излучения на интенсивность мутационных процессов;- В. Ф. Купревич, открывший внеклеточные ферменты, выделяемые на окончаниях корневой системы высших растений;- Н. К. Кольцов – основоположник экспериментальной биологии в России.

В историю дисциплины о живых телах внесены также многие имена ученых-биологов стран Западной Европы. Так, начало века ознаменовалось открытием хромосом как клеточных структур, несущих генетический потенциал. К такому выводу пришли независимо друг от друга многие исследователи.

В 1910-1915 годах известные ученые-биологи во главе с Томасом Хантом Морганом разработали хромосомную теорию наследственности. В 20-х – 30-х годах двадцатого века зародилась популяционная генетика. Во второй половине столетия открытия ученых привели к созданию социобиологии и эволюционной психологии. Немалую лепту в это дело внесли и советские ученые-биологи.

Великий путешественник и естествоиспытатель

Огромную роль в развитии дисциплины о живых телах сыграл ученый-биолог Вавилов. Его считают растениеводом и генетиком, селекционером и прикладным ботаником, географом и путешественником. Однако главным направлением его жизненного пути явилось изучение и развитие биологии.

Вавилов был путешественником, который открыл вовсе не новые страны. Он познакомил мир с ранее неизвестными растениями, которые поразили современников разнообразием своих форм. Многие ученые-биологи России отмечали, что это был настоящим провидцем в своем деле. Помимо этого, Вавилов являлся замечательным организатором, государственным и общественным деятелем. Этот ученый открыл столь же фундаментальный закон в области биологии, каковым для химии является менделеевская периодическая система.

В чем основная заслуга Вавилова? В открытом им законе рядов подобия и в утверждении существования закономерности в огромном мире фауны, что позволило предсказывать возникновение новых видов.

Владимир Иванович Вернадский

Из школьной программы нам хорошо известны такие фамилии, как Ньютон и Галилей, Эйнштейн и Дарвин. Все они были гениальными провидцами, открывавшими людям новые горизонты в познании общества и природы. Немало таких гениев было и в 20 веке. Среди них – ученый-биолог Вернадский. Его смело можно отнести к числу тех исследователей, которые не только увидели, но и осознали новые, неизвестные ранее явления.

Работы Вернадского охватывают довольно широкий круг вопросов естествознания. Это и сфера общей геохимии, и определение возраста горной породы, и роль живых тел в процессах геохимического характера. Вернадский выдвинул теорию так называемой генетической минералогии, а также развил вопрос об изоморфизме. Также ученого считают основоположником биогеохимии. Согласно его представлениям, совокупность всех живых организмов в биосфере постоянно вовлекает материю неорганического происхождения в непрерывный круговорот. Этому процессу содействует трансформация солнечного излучения.

Вернадский исследовал химический состав, а также распространенность растительных и животных организмов. Подобные работы велись для изучения миграционных процессов химических элементов в толще земной коры. Среди открытий Вернадского находится и указание на существование организмов, являющихся концентраторами кальция, кремния, железа и т. д.

fb.ru

Зачем нужна биология? В каких профессиях нужна биология?

Все, что связано с жизнью на Земле, является частью биологии, которая и занимается изучением жизни. Зачем нужна биология? Эта наука затрагивает множество аспектов человеческого существования, имеется огромное количество профессий, так или иначе затрагивающих эту фундаментальную науку. Этот список включает в себя карьерный рост и безграничное количество вариантов трудоустройства.

Биологические науки

Зачем нужна биология? Биологические науки - одно из самых широких и самых важных направлений в мире на сегодняшний день. Биология охватывает все, начиная от молекулярного исследования жизненных процессов вплоть до изучения животных и растительных сообществ. Что можно сделать с дипломом по биологии? В зависимости от индивидуальных интересов и предпочтений можно выбрать себе любую профессию по душе в таких областях, как здравоохранение, медицина, окружающая среда, образование, биотехнологии, криминалистика, политика и многие другие.

Для чего нужно изучать биологию?

Для чего нужна биология? Ее изучение учит задавать вопросы, делать замечания, оценивать доказательства и решать проблемы. Биологи узнают, как живые существа взаимодействуют друг с другом, из чего состоят и как развиваются. Они изучают эволюцию, естественную историю и вопросы защиты редких видов растений и животных, а также занимаются исследованиями взаимодействий живых организмов со светом, окружающей средой и друг с другом.

Чем занимаются биологи?

Биологи изучают мир природы с использованием новейших научных технологий, средств и методов, как в лабораторных условиях, так и в естественной среде, чтобы понять, как работают живые системы. А им зачем биология? Многие работают в экзотических местах по всему миру, и то, что они обнаруживают, может найти практическое применение для решения конкретных проблем. Биологи развивают кампании общественного здравоохранения для борьбы с такими заболеваниями как туберкулез, СПИД, рак и болезни сердца. Их задачей является также предотвращение распространения редких, неизлечимых болезней, таких, например, как печально известный вирус Эбола.

В каких профессиях нужна биология?

Где нужна биология? Зная биологию, можно построить карьеру в фармацевтике, биотехнологии или заниматься медицинскими исследованиями. Эти отрасли помогают лучше понимать мир природы, решают вопросы личного благополучия, а также затрагивают темы ухудшения состояния окружающей среды, которое угрожает здоровью человека, и истощение природных и продовольственных запасов.

Ветеринары, занимающиеся лечением больных и раненых животных, врачи, стоматологи, медсестры и другие медицинские работники поддерживают общее здоровье и самочувствие своих пациентов. Многие из этих профессий требуют дополнительного образования и профессиональной подготовки. В сфере природопользования и охраны окружающей среды биологи занимаются решением экологических проблем и сохранением природного разнообразия для будущих поколений.

Где и зачем нужна биология?

  • Биотехнология занимается применением научных принципов для разработки и улучшения продуктов, инструментов и технологических достижений в таких областях, как сельское хозяйство, продукты питания и медицина. Ученые в этой области могут работать в генной инженерии, заниматься разработкой новых лекарств и продвигать на новый уровень медицинские технологии (нано-медицина).
  • Судебная медицина: судмедэксперты работают с департаментами полиции и другими правоохранительными органами, используя научные методы для обнаружения необходимых доказательств, которые могут быть использованы для раскрытия преступлений. Биологи в криминалистике выбирают такие специальности, как судебная стоматология, антропологии и так далее.
  • Бизнес и промышленность: работа с фармацевтическими предприятиями и поставщиками научных продуктов и сервисов для исследований и тестирования новых продуктов. Можно работать в области продаж, маркетинга и общественных связей.
  • Экономика: специалисты работают с правительством и другими организациями для изучения и решения экономических воздействий на такие биологические проблемы, как исчезновение видов, охрана лесов и загрязнение окружающей среды.
  • Математика: в таких областях, как биоинформатика и вычислительная биология, биологи применяют математические методы для решения биологических проблем (моделирование экосистем и генных моделей).

    Перечень специальностей

  1. Медицина: врач, медсестра, врач-лаборант, физиотерапевт, мануальный терапевт, ортопед, инструктор ЛФК, диетолог, фармацевт, лаборант, судмедэксперт, патологоанатом и другие. В той или иной степени каждый из этих специалистов должен владеть глубокими знаниями человеческого тела, анатомии, физиологии, биомеханики и биохимии.
  2. Зоотехника: ветеринар, зоолог, дрессировщик и другие. В этой области акцент делается на животное царство. При выборе этого направления стоит определиться, иметь ли общее представление о животном мире или же выбрать более узкую специализацию, например, большие кошки.
  3. Образование позволяет сосредоточиться на самой науке. Это один из лучших способов продолжить карьеру в области образования. Зачем нужна биология учителю? После получения степени бакалавра в биологии можно учиться, чтобы стать учителем и работать в средней школе или старших классах, колледже или университете, а также преподавать биологию на различных курсах. Кто-то же должен объяснять подрастающему поколению, для чего нужна биология.
  4. Исследования обычно проводятся в университетах и требуют ученой степени.

fb.ru

Профессии, связанные с биологией

XX век можно смело назвать столетием физики. Благодаря этой дисциплине мы закончили прошлое столетие, имея компьютеры, летая к иным планетам и понимая устройство нашего мира намного лучше, чем было еще сто лет назад. Физика будет играть серьезную роль и в XXI веке, но теперь ей придется серьезно конкурировать с другими дисциплинами.

И первая из них – биология. Вторая половина прошлого века принесла человечеству несколько блестящих прорывов в этой сфере человеческих познаний, а на рубеже столетий эти прорывы стали приносить плоды в прикладных исследованиях. Биология может серьезно изменить нашу жизнь, причем в самом ближайшем будущем, точно также как физика изменила жизнь человека в прошлом веке.

Открытия последних десятилетий в биологии могут подарить нам новый мир. Генетика, биотехнология, генная инженерия, нанотехнологии, исследования человеческого мозга и стволовых клеток – все эти направления биологической науки стремительно развиваются. Новые сорта растений и породы животных решат проблему голода, мы победим болезни, научимся выращивать новые органы и продлим человеческую жизнь еще на несколько десятилетий.

Если прошлый век был веком металла, временем, когда человек менял окружающий мир (далеко не всегда удачно), то нынешний может стать веком живой материи. Возможно, человечество научится приспосабливаться к окружающему миру и жить в гармонии с ним.

Если вы хотите заниматься биологией, то вы точно сможете найти интересную работу и получать за нее приличное вознаграждение. Биология – очень обширна и разнообразна, эта наука – это огромный комплекс различных дисциплин, среди которых вы точно сможете найти занятие себе по душе.

На свете существуют множество профессий, в которых без знаний биологии просто никак.

  1. Ученый
  2. Медик
  3. Ветеринар
  4. Психолог
  5. Агроном
  6. Кинолог
  7. Технолог пищевой промышленности
  8. Фармацевт
  9. Спортсмены
  10. Диетолог

Ученый

Биология очень разнообразна и состоит из многих специальностей, иногда очень непохожих друг на друга. Ну, например, работа биофизика и зоолога отличаются очень сильно. Если первый большую часть рабочего времени проводит в лаборатории, колдуя в белом халате над пробирками и чашками Петри, то для второго местом работы часто служит лес или степь, где он изучает жизнь представителей животного мира. Также сильно отличается деятельность эколога и биохимика. Но для любой биологической специальности знать основы науки необходимо. К тому же, многие специалисты работают на стыке нескольких направлений. Так что биохимику необходимо знать и физиологию животных и растений, а экологу – ботанику. Работать без таких знаний они не смогут.

Медик

Для того, чтобы лечить людей нужно досконально знать как они устроены. Для студентов медицинских специальностей анатомия и физиология человека – это базовые предметы, без их знания овладеть врачебной специальностью невозможно. В Средние века, когда на изучение человеческого тела было наложено табу, а за препарирование трупов можно было угодить на костер, медицина влачила жалкое существование и мало чем могла помочь больному. Популярные в то время кровопускания скорее сводили человека в могилу. Кроме анатомии и физиологии человека, врач должен знать биохимию и генетику, зоологию и вирусологию, гистологию и иммунологию. Да и много чего другого. То есть можно сказать, что медицина так же невозможна без биологии, как физика без математики.

Читайте подробнее: "Профессия врач"

Ветеринар

Это тоже врач, но он лечит не людей, а животных, как домашних, так и не очень. Требования к этой профессии аналогичны обычному врачу. Опытный ветеринар обязан знать строения животных, их физиологию, хорошо разбираться в заболеваниях «братьев наших меньших» и уметь бороться с их возбудителями. Точно также специалисту этой профессии нужна и генетика и биохимия и вирусология.

Психолог

Психолог занимается изучением высшей нервной деятельности человека и со всем, что с этой деятельностью связано. А источником этой деятельности служит человеческий мозг, который работает по биологическим законам. Так что психологу без физиологии и анатомии тоже никуда. Часто психические заболевания человека являются следствием сбоев в работе систем организма. Чаще всего это нервная система, но может быть и эндокринная и другие. Психолог в данном случае выступает как врач, который прописывает нужные лекарства и назначает процедуры. Без знания основ работы нашего тела этого сделать нельзя. Да и человеческая психика во многом работает как биологическая машина.

Без знания биологических наук практически невозможно заниматься сельским хозяйством. С этой сферой человеческой деятельности связано много специальностей: агроном, селекционер, зоотехник и множество других.

Читайте подробнее: "Профессия психолог".

Агроном

Агроном – это специалист в области сельского хозяйства, а точнее в области растениеводства. Грубо говоря, именно этот человек отвечает за богатый урожай. Делает он это, внедряя новые сорта растений и новые технологии в их выращивании. Агроном должен бороться с вредителями и болезнями растений, подготавливать и подбирать семенной материал, контролировать количество удобрений, вносимых в почву. Он составляет календарь ухода за посевами. Для всего этого ему нужны глубокие знания биологии. Агроном должен отлично разбираться в физиологии растений, в особенностях их вегетации. Сельское хозяйство в наши дни давно ушло от мотыг и конского навоза в виде удобрений. Сейчас это очень высокотехнологичный вид деятельности. И результаты в нем напрямую зависят от качества семенных материалов, от использования высоких технологий, таких как генномодифицированные организмы, гидропоника, капельный полив.

Кинолог

Кинолог – это специалист, который занимается разведением и дрессировкой собак. В настоящее время существуют сотни пород собак. Они очень отличаются друг от друга и от своего общего предка – волка. Разные породы собак используются для разных целей. Есть служебные собаки, есть охотничьи, есть просто декоративные. Кинологи занимаются выведением новых пород, улучшают старые, занимаются дрессировкой животных. Без знания анатомии и физиологии этих животных вам будет трудно добиться результатов на этом поприще. Представители некоторых собачьих пород стоят очень дорого, так что эта профессия приносит неплохой доход.

Читайте подробнее: "Профессия кинолог".

Технолог пищевой промышленности

Производство пищи в современном мире – это целая индустрия, сложная и высокотехнологичная. По сути, технологи пищевой промышленности - это люди, которые для нас создают еду. Им необходимы знания о функционировании человеческого тела, о его физиологии и биохимии. Для приготовления современных продуктов часто используют различные химические добавки. Технолог должен знать, как их можно применять, как те или иные компоненты взаимодействуют между собой.

Фармацевт

Фармацевтика и биология неразрывно связаны между собой. Говоря о профессии фармацевта, мы имеем в виду очень большой перечень профессий. Фармацевтом можно назвать и ученого-исследователя, которые придумывает новые лекарства в лаборатории транснациональной компании и консультанта в ближайшей к вам аптеке. Но их связывает необходимость глубоких познаний в биологии для своей профессиональной деятельности. Не зная, как работает человеческое тело нельзя придумать новый антибиотик или лекарство от насморка. Фармацевту нужно досконально знать биохимию, физиологию, гистологию и много других биологических дисциплин. В принципе, точно также можно сказать и о других профессиях, которые имеют дело с товарами для человека. Ну, например, пищевые добавки или модные сейчас биодобавки, которые согласно заверениям их продавцов лечат от всех недугов. Если вы будете выпускать их, без учета особенностей жизнедеятельности человека, то ваши клиенты рискуют попасть в больницу. Тоже самое можно сказать о людях, связанных с производством любых товаров повседневного пользования. Не зная биологии человека можно выпустить такой шампунь, от которого будут выпадать волосы. Это касается и любой косметики или бытовой химии.

Читайте подробнее: "Профессия фармацевт".

Спортсмены

Человек, который занимается спортом, должен иметь представление о том, как работает человеческое тело. Особенно это необходимо для «большого спорта». Современный профессиональный спортсмен никогда не достигнет высоких результатов без знания анатомии, физиологии и биохимии. В основном, это касается не столько самих атлетов, сколько их наставников. Тренер просто обязан знать, как работает тело человека, чтобы сделать из него идеальный механизм для достижения побед. Он должен подготовить план тренировок и составить их таким образом, чтобы его подопечный вышел к соревнованиям на пике формы. Подобрать правильное меню, распорядок дня для спортсмена. Сейчас во многих видах спорта практически достигнут предел человеческих возможностей и для взятия новых рекордов важна каждая мелочь. Часто для достижения новых результатов используются химические стимуляторы.

Диетолог

Весьма модная и популярная профессия в последнее время. Ожирение – это бич современности. Современный человек много ест калорийной пищи и мало двигается. Эта проблема может быть связана с нарушениями в обмене веществ. Диетолог – это человек, комплексно изучающий вопросы питания, он может подобрать вам такой рацион, который избавит вас от лишних килограмм и опять вернет здоровье и уверенность в себе. Для такой работы вам нужно досконально знать физиологию человека. Хорошо разбираться в биохимии, знать, как работает пищеварительный тракт, эндокринная система.

Понравилось? Поделись:

edunews.ru

Краткая история развития биологии



Вспомните!

Какие достижения современной биологии вам известны?

рентгенология

аппараты УЗИ, ЭМРТ

установление молекулярной структуры ДНК

расшифровка генома человека и других организмов

генная инженерия

3D-биопринтеры

Электронные сканирующие микроскопы

ГМО

Экстракорпоральное оплодотворение и др.

Каких ученых-биологов вы знаете?

Линней, Ламарк, Дарвин, Мендель, Морган, Павлов, Пастер, Гук, Левенгук, Броун, Пурнинье, Бэр, Мечников, Мичурин, Вернадский, Ивановский, Флеминг, Тенсли, Сукачев, Четвериков, Лайль, Опарин, Шванн, Шлейден, Чаграфф, Навашин, Тимирязев, Мальпиги, Гольджи и др.

Вопросы для повторения и задания

1. Расскажите о вкладе в развитие биологии древнегреческих и древне-римских философов и врачей.

Первым учёным, создавшим научную медицинскую школу, был древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Он считал, что у каждой болезни есть естественные причины и их можно узнать, изучая строение и жизнедеятельность человеческого организма. С древних времён и по сей день врачи торжественно произносят клятву Гиппократа, обещая хранить врачебную тайну и ни при каких обстоятельствах не оставлять больного без медицинской помощи. Великий энциклопедист древности Аристотель (384—322 до н. э.). Стал одним из основателей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он называл «общественным животным, наделённым разумом». Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни. Древнеримский учёный и врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200), изучая строение млекопитающих, заложил основы анатомии человека. В течение следующих пятнадцати веков его труды были основным источником знаний по анатомии.

2. Охарактеризуйте особенности воззрений на живую природу в Средние века, эпоху Возрождения.

Резко возрос интерес к биологии в эпоху Великих географических открытий (XV в.). Открытие новых земель, налаживание торговых отношений между государствами расширяли сведения о животных и растениях. Ботаники и зоологи описывали множество новых, неизвестных ранее видов организмов, принадлежащих к различным царствам живой природы. Один из выдающихся людей этой эпохи — Леонардо да Винчи (1452—1519) — описал многие растения, изучал строение человеческого тела, деятельность сердца и зрительную функцию. После того как был снят церковный запрет на вскрытие человеческого тела, блестящих успехов достигла анатомия человека, что получило отражение в классическом труде Андреаса Везалия (1514—1564) «Строение человеческого тела» (рис. 1). Величайшее научное достижение — открытие кровообращения — совершил в XVII в. английский врач и биолог Уильям Гарвей (1578—1657).

3. Используя знания, полученные на уроках истории, объясните, почему в Средние века в Европе наступил период застоя во всех областях знаний.

После падения Западной Римской империи в Европе наступил застой в развитии наук и ремесла. Этому способствовали феодальные порядки, установившиеся во всех европейских странах, постоянные войны между феодалами, нашествия полудиких народов с востока, массовые эпидемии, а главное — идеологическое закабаление умов широких народных масс римско-католической церковью. В этот период римско-католическая церковь, несмотря на многие неудачи в борьбе за политическое господство, распространила свое влияние во всей Западной Европе. Имея огромную армию духовенства различных рангов, папство фактически добилось полного господства христианской римско-католической идеологии среди всех западноевропейских народов. Проповедуя смирение и покорность, оправдывая существующие феодальные порядки, римско-католическое духовенство вместе с тем жестоко преследовало все новое и прогрессивное. Естественные науки и вообще так называемое светское образование были полностью подавлены.

4. Какое изобретение XVII в. дало возможность открыть и описать клетку?

Новую эру в развитии биологии ознаменовало изобретение в конце XVI в. микроскопа. Уже в середине XVII в. была открыта клетка, а позднее обнаружен мир микроскопических существ — простейших и бактерий, изучено развитие насекомых и принципиальное строение сперматозоидов.

5. Каково значение для биологической науки работ Л. Пастера и И. И. Мечникова?

Труды Луи Пастера (1822—1895) и Ильи Ильича Мечникова (1845—1916) определили появление иммунологии. В 1876 г. Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, холеры, бешенства, куриной холеры и других болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы, бешенства. Первая прививка против бешенства была сделана Пастером 6 июля 1885 г. В 1888 г. Пастер создал и возглавил научно-исследовательский институт микробиологии (Пастеровский институт), в котором работали многие известные ученые.

Мечников, обнаружив в 1882 г. явление фагоцитоза, разработал на его основе сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем — фагоцитарную теорию иммунитета, за что получил в 1908 г. Нобелевскую премию совместно с П. Эрлихом. Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. Мечников создал первую русскую школу микробиологов, иммунологов и патологов; активно участвовал в создании научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих различные формы борьбы с инфекционными заболеваниями.

6. Перечислите основные открытия, сделанные в биологии в XX в.

В середине XX в. в биологию начали активно проникать методы и идеи других естественных наук. Достижения современной биологии открывают широкие перспективы для создания биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов, для лечения наследственных заболеваний и осуществления селекции на клеточном уровне. В настоящее время биология стала реальной производительной силой, по развитию которой можно судить об общем уровне развития человеческого общества.

– Открытие витаминов

– Открытие пептидных связей в молекулах белков

– Изучение химической природы хлорофилла

– Описали основные ткани растений

– Открытие структуры ДНК

– Исследование фотосинтеза

– Открытие ключевого этапа в дыхании клеток — цикла трикарбоновых кислот, или цикла Кребса

– Исследование физиологии пищеварения

– Наблюдал клеточное строение тканей

– Наблюдал одноклеточных организмов, клетки животных (эритроциты)

– Открытие ядра в клетке

– Открытие аппарата Гольджи — органоида клетки, метод приготовления микроскопических препаратов нервной ткани, исследование строения нервной системы

– Установил, что одни части зародыша имеют влияние на развитие других его частей

– Сформулировал мутационную теорию

– Создание хромосомной теории наследственности

– Сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

– Обнаружили усиление мутационного процесса под действием радиоактивного излучения

– Открыл сложную структуру гена

– Открыл значение мутационного процесса в процессах, происходящих в популяциях, для эволюции вида

– Установил филогенетический ряд лошадиных как типовой ряд постепенных эволюционных изменений родственных видов

– Разработали теорию зародышевых листков для позвоночных

– Выдвинул теорию происхождения многоклеточных организмов от общего предка — гипотетического организма фагоцителлы

– Обосновывает наличие в прошлом предка многоклеточных — фагоцителлы и предлагает считать его живой моделью многоклеточное животное — трихоплакса

– Обосновали биологический закон «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза»

– Написал и опубликовал работу «Географическое распространение животных» — труд, убедительно показавший, как велико значение генетической связи вымершей и современной фауны

– Утверждал, что многие органы многофункциональны; в новых условиях среды одна из второстепенных функций может стать более важной и заменить прежнюю главную функцию органа

– Выдвинул гипотезу возникновения билатеральной симметрии живых организмов

7. Назовите известные вам естественные науки, составляющие биологию. Какие из них возникли в конце XX в.?

На границах смежных дисциплин возникали новые биологические направления: вирусология, биохимия, биофизика, биогеография, молекулярная биология, космическая биология и многие другие. Широкое внедрение математики в биологию вызвало рождение биометрии. Успехи экологии, а также всё более актуальные проблемы охраны природы способствовали развитию экологического подхода в большинстве отраслей биологии. На рубеже XX и XXI вв. с огромной скоростью начала развиваться биотехнология — направление, которому, несомненно, принадлежит будущее.

Подумайте! Вспомните!

1. Проанализируйте изменения, произошедшие в науке в XVII—XVIII вв. Какие возможности они открыли перед учёными?

Новую эру в развитии биологии ознаменовало изобретение в конце XVI в. микроскопа. Уже в середине XVII в. была открыта клетка, а позднее обнаружен мир микроскопических существ — простейших и бактерий, изучено развитие насекомых и принципиальное строение сперматозоидов. В XVIII в. шведский натуралист Карл Линней (1707—1778) предложил систему классификации живой природы и ввёл бинарную (двойную) номенклатуру для наименования видов. Карл Эрнст Бэр (Карл Максимович Бэр) (1792—1876), профессор Петербургской медико-хирургической академии, изучая внутриутробное развитие, установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи, сформулировал закон зародышевого сходства и вошёл в историю науки как основатель эмбриологии. Первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, стал французский учёный Жан Батист Ламарк (1774—1829). Палеонтологию, науку об ископаемых животных и растениях, создал французский зоолог Жорж Кювье (1769—1832). Огромную роль в понимании единства органического мира сыграла клеточная теория зоолога Теодора Шванна (1810—1882) и ботаника Маттиаса Якоба Шлейдена (1804—1881).

2. Как вы понимаете выражение «прикладная биология»?

Прикладная биология – это отрасль биологии, которая определяется потребностями общества. Из практически важных дисциплин быстро развиваются бионика (изучение технических приложений биологических закономерностей), космическая биология (изучение биологического действия факторов мирового пространства в проблем освоения космоса), астробиология или экзобиология (исследование жизни вне Земли), а также регенеративная биология и медицина. Многие современные науки, такие как генетика, молекулярная биология, экология, решают свои актуальные задачи, используя для исследования животных. Тесно связана с практической деятельностью человека прикладная зоология, которая включает сельскохозяйственную, лесную, медицинскую зоологию, паразитологию и другие разделы. В настоящее время активно развиваются прикладные отрасли ботаники: растениеводство, лесное хозяйство, фармакология и парфюмерная промышленность. Велика роль ботаники в увеличении продуктивности культурных растений, в решении мировой продовольственной проблемы. На первый план выходят такие задачи, как рациональное использование и сохранение растительного мира, защита растений от неблагоприятных факторов.

3. Решение, каких проблем человечества зависит от уровня биологических знаний?

4. Проанализируйте материал параграфа. Составьте хронологическую таблицу крупных достижений в области биологии. Какие страны в какие временные периоды были основными «поставщиками» новых идей и открытий? Сделайте вывод о связи между развитием науки и другими характеристиками государства и общества.

Страны, в которых произошли основные биологические открытия относятся к развитым и активно развивающимся странам.

5. Приведите примеры современных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук, не упомянутые в параграфе. Что является предметом их изучения? Попробуйте предположить, какие разделы биологии могут возникнуть в будущем.

Примеры современных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук: палеобиология, биомедицина, социобиология, психобиология, бионика, физиология труда, радиобиология.

Разделы биологии могут возникнуть в будущем: биопрограммирование, ИТ-медицина, биоэтика, биоинформатика, биотехнология.

6. Обобщите информацию о системе биологических наук и представьте её в виде сложной иерархической схемы. Сравните схему, созданную вами, с результатами, которые получились у ваших одноклассников. Одинаковы ли ваши схемы? Если нет, объясните, в чём их принципиальные отличия.

7. Оцените роль биологических знаний в формировании мировоззрения современного человека. Составьте 10—15 тезисов, раскрывающих значимость биологической информации в жизни каждого.

1) Человечество не может существовать без живой природы. Отсюда жизненно необходимо сохранять ее

2) Биология возникла в связи с решением очень важных для людей проблем.

3) Одной из них всегда было более глубокое постижение процессов в живой природе, связанных с получением пищевых продуктов, т.е. знание особенностей жизни растений и животных, их изменение под воздействием человека, способов получения надежного и все более богатого урожая.

4) Человек – продукт развития живой природы. Все процессы нашей жизнедеятельности подобны тем, которые происходят в природе. И поэтому глубокое понимание биологических процессов служит научным фундаментом медицины.

5) Появление сознания, означающее гигантский шаг вперед в самопознании материи, тоже не может быть понято без глубоких исследований живой природы, по крайней мере, в 2-х направлениях – возникновение и развитие мозга как органа мышления (до сих пор загадка мышления остается неразрешенной) и возникновение социальности, общественного образа жизни.

6) Живая природа является источником многих необходимых для человечества материалов и продуктов. Нужно знать их свойства, чтобы правильно использовать, знать, где искать их в природе, как получать.

7) Та вода, которую мы пьем, точнее - чистота этой воды, ее качество тоже определяется в первую очередь живой природой. Наши очистные сооружения лишь завершают тот огромный процесс, который незримо для нас происходит в природе: вода в почве или водоеме многократно проходит через тела мириадов беспозвоночных, фильтруется ими и, освобождаясь от органических и неорганических остатков, становится такой, какой мы знаем ее в реках, озерах и ключах.

8) Проблема качества воздуха и воды – одна из экологических проблем, а экология – биологическая дисциплина, хотя современная экология давно перестала быть только ею и включает в себя много самостоятельных разделов, зачастую принадлежащих к разным научным дисциплинам.

9) В результате освоения человеком всей поверхности планеты, развития сельского хозяйства, промышленности, вырубки лесов, загрязнения материков и океанов все большее число видов растений, грибов, животных исчезает с лица Земли. Исчезнувший вид восстановить невозможно. Он является продуктом миллионов лет эволюции и обладает уникальным генофондом.

10) В данный момент особенно быстро развиваются молекулярная биология, биотехнология и генетика.

8. Организационный проект. Выберите важное событие в истории биологии, годовщина которого приходится на текущий или следующий год. Разработайте программу вечера (конкурса, викторины), посвящённого этому событию.

Примеры ближайших событий 2016-2017 гг.

Викторина:

– Разделение на группы

– Вступительное слово – описание события, историческая справка события, ученого

– Придумать название команд (по теме викторины)

– 1 раунд – простой: например, закончить предложение: Защитная реакция растений на изменение длины светового дня (листопад).

– 2 раунд – двойной: например, найди пару.

– 3 раунд – сложный: например, изобразить схему процесса, нарисовать явление.

resheba.com

История развития биологии. Развитие современной биологии

С первых дней жизни ребенок стремится познать мир вокруг себя. Чем старше он становится, тем интереснее и увлекательнее становится его действительность. Мир меняется вместе с ним. Так и все человечество в своем развитии не стоит на месте. Все новые открытия захватывают нас. То, что еще вчера было невозможным, сегодня становится делом обыденным. Огромный вклад в современный научно-технический прогресс вносит наука биология. Она изучает все аспекты жизни, исследует этапы происхождения и развития живых организмов. Примечательно, что в отдельную отрасль эта наука выделилась лишь в XIX веке, хотя знания об окружающем мире человечество накапливало в течение всего своего развития. История развития биологии очень интересна и занимательна. У многих людей может возникнуть вопрос: зачем нам изучать эту науку? Казалось бы, пусть ею занимаются ученые. Каким образом поможет эта дисциплина простому человеку? Но ведь без элементарных знаний по физиологии и анатомии человека невозможно, например, вылечиться даже от обычной простуды. Эта наука способна дать ответы на самые сложные вопросы. Главное, на что может пролить свет биология - развитие жизни на Земле.

Наука во времена античности

Современная биология уходит своими корнями в древность. Она неразрывно связана с развитием цивилизаций в эпоху античности на средиземноморском пространстве. Первые открытия в этой области совершили такие выдающиеся деятели, как Гиппократ, Аристотель, Теофраст и другие. Вклад ученых в развитие биологии бесценен. Остановимся более подробно на каждом из них. Древнегреческий врач Гиппократ (460 — ок. 370 до н. э.) дал первое подробное описание строения тела человека и животных. Он указал на то, как факторы окружающей среды и наследственность могут влиять на развитие тех или иных заболеваний. Современные ученые называют Гиппократа основоположником медицины. Выдающийся древнегреческий мыслитель и философ Аристотель (384—322 до н. э.) разделил окружающий мир на четыре царства: мир человека и животных, мир растений, неодушевленный мир (земной), мир воды и воздуха. Он сделал множество описаний животных, тем самым положив начало систематике. Его руке принадлежат четыре биологических трактата, в которых содержатся все известные на тот момент сведения о животных. При этом ученый давал не только внешнее описание представителей данного царства, но и размышлял об их происхождении и размножении. Он первым описал живорождение у акул и наличие особого жевательного аппарата у морских ежей, называемых сегодня «аристотелевым фонарем». Современные ученые высоко оценивают заслуги античного мыслителя и считают, что Аристотель является основоположником зоологии. Древнегреческий философ Теофраст (370—ок. 280 до н. э.) изучал мир растений. Он описал более 500 представителей данного царства. Именно он ввел в употребление многие ботанические термины, такие как «плод», «околоплодник», «сердцевина» и так далее. Теофраста ученые считают основоположником современной ботаники.

Также стоит отметить труды в развитии биологии древнеримских ученых, таких как Гай Плиний Старший (22—79 гг.) и Клавдий Гален (131 год — около 200). Естествоиспытатель Плиний Старший написал энциклопедию под названием «Естественная история», в которой содержались все известные на тот момент сведения о живых организмах. Вплоть до времен Средневековья его работа, насчитывающая 37 томов, являлась единственным полным источником знаний о природе. Выдающийся медик, хирург и философ своего времени, Клавдий Гален, внес огромный вклад в понятие и развитие таких наук, как анатомия, фармакология, физиология, неврология и др. В своих исследованиях он широко использовал вскрытия млекопитающих. Он первым описал и сравнил анатомию человека и обезьяны. Основной его целью являлось изучение центральной и периферической нервной системы. О признании его заслуг коллегами говорит тот факт, что его работой по анатомии, основанной на вскрытии трупов свиней и обезьян, пользовались вплоть до 1543 года, пока не появился труд Андреаса Везалия «О строении человеческого тела». Студенты медицинских учреждений изучали труды Галена до XIX века. А его теория о том, что при помощи нервной системы мозг контролирует движения, актуальна и сегодня. Лучше понять, как происходило возникновение и изучение данной науки на протяжении всей истории, нам поможет таблица «Развитие биологии». Здесь представлены ее главные основоположники.

Развитие науки

Ученый

Основные заслуги

Гиппократ

Дал первое описание строения тела человека и животного

Аристотель

Разделил мир на четыре царства, положил начало систематике

Теофраст

Описал более 500 видов растений

Гай Плиний Старший

Энциклопедия «Естественная история»

Клавдий Гален

Сравнил анатомию человека и обезьяны

Леонардо да Винчи

Описал многие растения, анатомию человека

Андреас Везалий

Основоположник научной анатомии

Карл Линней

Система классификации растений и животных

Карл Бэр

Заложил основы эмбриологии

Жан Батист Ламарк

Работа «Философия зоологии»

Теодор Шванн и Маттиас Якоб Шлейден

Создали клеточную теорию

Чарльз Дарвин

Труд «О происхождении видов путем естественного отбора»

Луи Пастер, Роберт Кох, Мечников

Опыты в области микробиологии

Грегор Мендель, Гуго де Фриз

Основоположники генетики

Средневековая медицина

Вклад ученых в развитие биологии в эти времена огромен. Знания древнегреческих и древнеримских деятелей включали в свою практику многие врачи Средневековья. Именно медицина в то время получила наибольшее развитие. Значительную часть территории Римской империи в этот период завоевали арабы. Поэтому труды Аристотеля и многих других античных ученых дошли до нас в переводе на арабский язык. Чем отметилась данная эпоха в плане развития биологии? Это было время так называемого золотого века ислама. Здесь стоит отметить труды такого ученого, как Аль-Джахиз, который тогда впервые высказал мнение о пищевых цепях и эволюции. Он же является основоположником географического детерминизма – науки о влиянии природных условий на формирование национального характера и духа. А курдский автор Ахмад ибн Дауд ад-Динавари многое сделал для развития арабской ботаники. Он сделал описание более 637 видов различных растений. Большой интерес к миру флоры вызывала тенденция в медицине лечения лекарственными травами. Больших высот в медицине достиг врач из Персии - Мухаммад ибн Закария ар-Рази. Он экспериментально опроверг царствовавшую тогда теорию Галена о «четырех жизненных соках». Выдающийся персидский врач Авиценна создал одну из наиболее ценных книг по медицине под названием «Канон врачебной науки», являвшуюся учебником для европейских ученых вплоть до XVII века. Стоит признать, что во времена Средневековья немногие ученые добились известности. Это была эпоха расцвета богословия и философии. Научная медицина тогда находилась в упадке. Такое положение дел наблюдалось вплоть до начала эпохи Возрождения. Далее будут описаны этапы развития биологии в этот временной промежуток.

Биология в эпоху Возрождения

В XVI веке интерес к физиологии и естественной истории в Европе усилился. Анатомами практиковалось вскрытие человеческих тел после смерти. В 1543 году вышла книга Везалия под названием «О строении человеческого тела». История развития биологии здесь делает новый виток. В медицине было распространено лечение лекарственными травами. Это не могло не повлиять на усиление интереса к миру флоры. Фукс и Брунфельс в своих трудах положили начало крупномасштабному описанию растений. Даже художники того времени проявляли интерес к строению тел животных и человека. Они писали свои картины, работая бок о бок с натуралистами. Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер в процессе создания своих шедевров старались получить детальные описания анатомии живых тел. Первый из них, кстати, часто наблюдал за полетом птиц, рассказывал о многих растениях, делился информацией по строению человеческого организма. Не менее ощутимый вклад в науку той эпохи вносили и такие ученые, как алхимики, энциклопедисты, врачи. Примером тому могут служить работы Парацельса. Таким образом, видно, что развитие биологии в додарвиновский период шло крайне неравномерно.

XVII век

Самая важная находка данного времени – это открытие второго круга кровообращения, что дало новый толчок к развитию анатомии и появлению учения о микроорганизмах. Тогда же были сделаны первые микробиологические исследования. Впервые было дано описание клеток растений, которые можно было рассмотреть лишь под микроскопом. Этот прибор, кстати, был изобретен Иоанном Липперсгеем и Захарием Янсеном в 1590 году в Голландии. Аппарат все время совершенствовали. И вскоре ремесленнику Антони ван Левенгуку, интересовавшемуся микроскопами, удалось увидеть и зарисовать красные кровяные тельца, сперматозоиды человека, а также ряд очень маленьких живых организмов (бактерий, инфузорий и так далее). Развитие биологии как науки в это время выходит на совершенно новый уровень. Многое было сделано в области физиологии и анатомии. Врач из Англии, Уильям Гарвей, вскрывавший животных и проводивший исследования с кровообращением, сделал ряд важных открытий: обнаружил венозные клапаны, доказал изоляцию правого и левого желудочков сердца. Его вклад в развитие биологии сложно переоценить. Он открыл малый круг кровообращения. А естествоиспытатель из Италии, Франческо Реди, доказал невозможность самозарождения мух из остатков гнилого мяса.

История развития биологии в XVIII веке

Далее знания человека в области естественных наук расширялись. Самыми важными событиями XVIII века стали публикации трудов Карла Линнея («Система природы») и Жоржа Бюффона («Всеобщая и частная естественная история»). Проводились многочисленные опыты в сфере развития растений и эмбриологии животных. Открытия здесь совершили такие ученые, как Каспар Фридрих Вольф, который на основе проведенных наблюдений доказал постепенное развитие зародыша из прочного зачатка, и Альбрехт фон Галлер. С этими именами связаны наиболее важные этапы развития биологии и эмбриологии в XVIII веке. Стоит, правда, признать, что данные ученые отстаивали разные подходы к изучению науки: Вольф – идеи эпигенеза (развитие организма в зародыше), а Галлер – концепции преформизма (наличие в половых клетках особых материальных структур, предопределяющих развитие зародыша).

Наука в XIX веке

Стоит упомянуть о том, что развитие биологии как науки началось лишь в XIX веке. Само слово уже употреблялось учеными ранее. Однако смысл у него был совершенно иной. Так, например, Карл Линней называл биологами людей, составлявших жизнеописания ботаников. Но позже этим словом стали именовать науку, изучающую все живые организмы. Такой темы, как развитие биологии в додарвиновский период, мы уже коснулись. В начале XIX века произошло становление такой науки, как палеонтология. Открытия в этой области связаны с именем величайшего ученого - Чарльза Дарвина, который во второй половине века выпустил книгу под названием «Происхождение видов». Более подробно его работы мы коснемся в следующей главе. Возникновение клеточной теории, становление филогенетики, развитие микроскопической анатомии и цитологии, формирование учения о возникновении инфекционных заболеваний путем заражения специфическим возбудителем и многое другое - все это связывают с развитием науки в XIX веке.

Труды Чарльза Дарвина

Первая книга величайшего ученого – это «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле». Далее объектом изучения Дарвина стали усоногие раки. Результатом этого стало написание и публикация четырехтомного труда по физиологии данных животных. Этой его работой зоологи пользуются до сих пор. Но все же главный труд Чарльза Дарвина – это книга «Происхождение видов», которую он начал писать в 1837 году. Книга несколько раз дополнялась и переиздавалась. В ней были подробно описаны породы домашних животных и сорта растений, изложены его соображения о естественном отборе. Эволюционная биология развития в понятии Дарвина – это изменчивость видов и сортов под влиянием наследственности и внешних факторов среды, а также их естественное происхождение от более ранних видов. Ученый пришел к выводу, что любое растение или животное в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии. Однако число особей данного вида остается постоянным. Это значит, что в природе действует закон выживания. Сильные организмы выживают, приобретая признаки, полезные для всего вида, и потом размножаются, а слабые – погибают в неблагоприятных условиях среды. Это и называется естественным (природным) отбором. Так, например, самка трески производит до семи миллионов икринок. Выживает лишь 2% от общего их числа. Но условия окружающей среды могут измениться. Тогда полезными окажутся совсем иные признаки у видов. В результате этого направление естественного отбора меняется. Внешние признаки особей могут измениться. Появляется новый вид, который при сохранении благоприятных факторов расселяется. Позднее, в 1868 году, Чарльз Дарвин опубликовал свой второй труд эволюционной направленности под названием «Изменение животных и растений в домашнем состоянии». Однако данная его работа не получила широкого признания. Стоит упомянуть еще об одном важнейшем труде великого ученого – книге «Происхождение человека и половой отбор». В ней он привел много аргументов в пользу того, что человек произошел от обезьяноподобных предков.

Что готовит нам век XX?

Множество глобальных открытий в науке было сделано именно в минувшем веке. В это время биология развития человека дает новый виток. Это эпоха развития генетики. К 1920 году сформировалась хромосомная теория наследственности. А после Второй мировой войны быстрыми темпами начала развиваться молекулярная биология. Менялись направления в развитии биологии.

Генетика

В 1900 году были, так сказать, переоткрыты законы Менделя такими учеными, как Де Фриз и др. Вскоре за этим последовало открытие цитологов о том, что генетический материал клеточных структур содержится в хромосомах. В 1910-1915 годах рабочая группа ученого Томаса Хант Моргана на основе опытов с плодовой мушкой (дрозофилой) разработала так называемую «менделевскую хромосомную теорию наследственности». Биологи выяснили, что гены в хромосомах расположены линейно, по типу «бусы на нитке». Де Фриз – это первый ученый, который сделал предположение о мутации генов. Далее было дано понятие дрейфа генов. А в 1980 году американский физик-экспериментатор Луис Альварес выдвинул метеоритную гипотезу вымирания динозавров.

Появление и развитие биохимии

Еще более выдающиеся открытия ждали ученых в недалеком будущем. В начале XX века началось активное исследование витаминов. Немного ранее были открыты пути метаболизма ядов и лекарственных веществ, белков и жирных кислот. В 1920-1930 годах ученые Карл и Герти Кори, а также Ханс Кребс дали описание превращений углеводов. Это положило начало изучению синтеза порфиринов и стероидов. В конце века Фрицем Липманом было сделано следующее открытие: аденозинтрифосфат был признан универсальным переносчиком биохимической энергии в клетке, а главной энергетической «станцией» ее была названа митохондрия. Приборы для проведения лабораторных опытов усложнялись, появлялись новые методы получения знаний, такие как электрофорез и хроматография. Биохимия, являвшаяся одним из разделов медицины, выделилась в отдельную науку.

Молекулярная биология

Все новые смежные дисциплины появлялись при изучении биологии. Многие ученые старались установить природу гена. При проведении исследований с этой целью появился новый термин «молекулярная биология». Объектом изучения стали вирусы и бактерии. Был выделен бактериофаг – вирус, который избирательно поражал клетки определенной бактерии. Опыты также проводились на мушках дрозофилах, с хлебной плесенью, кукурузой и так далее. История развития биологии такова, что новые открытия совершались с появлением совершенно нового оборудования для исследований. Так, вскоре был изобретен электронный микроскоп и высокоскоростная центрифуга. Эти приборы позволили ученым открыть следующее: генетический материал в хромосомах представлен ДНК, а не белком, как считалось ранее; была восстановлена структура ДНК в виде известной нам сегодня двойной спирали.

Генная инженерия

Развитие современной биологии не стоит на месте. Генная инженерия – это еще один «побочный продукт» изучения данной дисциплины. Именно этой науке мы обязаны появлением некоторых лекарственных средств, таких как инсулин и треонин. Несмотря на то что она в данное время находится на стадии развития и изучения, в недалеком будущем мы, возможно, уже сможем «вкусить» ее плоды. Это и новые вакцины против опаснейших заболеваний, и сорта культурных растений, не подвергающихся засухе, холоду, болезням, действиям вредителей. Многие ученые полагают, что при помощи достижений данной науки мы сможем забыть о применении вредных пестицидов и гербицидов. Однако развитие этой дисциплины вызывает у современного общества неоднозначную оценку. Многие люди не без основания опасаются, что результатом исследований может стать появление устойчивых к антибиотикам и другим лекарственным средствам возбудителей опаснейших заболеваний человека и животных.

Новейшие открытия в биологии и медицине

Наука продолжает развиваться. Еще много загадок ждет наших ученых в будущем. В школе сегодня изучается краткая история развития биологии. Урок первый по данной теме мы получаем в 6 классе. Посмотрим, что предстоит изучать нашим детям в недалеком будущем. Вот список открытий, которые удалось совершить в новом веке.

  1. Проект «Геном человека». Работа над ним велась с 1990 года. В это время Конгрессом США была выделена значительная сумма денег на исследования. В 1999 году было расшифровано более 2 десятков генов. В 2001 году был сделан первый «набросок» генома человека. В 2006 году работа была закончена.
  2. Наномедицина – лечение при помощи особых микроустройств.
  3. Разрабатываются методы «выращивания» органов человека (тканей печени, волос, клапанов сердца, клеток мышц и так далее).
  4. Создание искусственных органов человека, которые по своим характеристикам не будут уступать природным (синтетические мышцы и так далее).

Период, когда более подробно изучается история развития биологии, – 10 класс. На этом этапе учащиеся получают знания по биохимии, цитологии, размножению организмов. Эта информация может быть полезной студентам в будущем.

Мы рассмотрели периоды развития биологии как отдельной науки, а также выявили основные ее направления.

fb.ru


Смотрите также