Способ нанесения витражной эмали на изделия из сплавов серебра. Витражная эмаль ювелирная технология


Витражная эмаль: история, свойства и уход

Тот, кто хотя бы раз путешествовал по Европе, наверняка, привёз с собой яркие воспоминания о величественных католических костёлах. В них нет такого же пышного убранства, как в православных, но это отсутствие скрашивают разноцветные витражи на окнах. Это чудо света и цвета есть и в России: во многих усадьбах XVIII — XIX веков, а также некоторых храмах сохранилось витражное стекло.

Благородное происхождение

На протяжении нескольких столетий люди восхищаются красочным отсветом витражей, он вдохновил немало мастеров на создание удивительных произведений искусства. Так, эффект цветного сияния проник и в ювелирное дело.

Чтобы создать прозрачные декоративные элементы, способные пропускать свет и окрашивать его в разные оттенки, ювелиры научились применять специальный состав из стеклянного порошка и воды, который после обжига в печи превращался в прочное «стекло». Такая технология была известна на Руси ещё с XII века, о чём свидетельствуют упоминания в Ипатьевской летописи. Тогда техника с применением стеклянного порошка называлась «финифть», только покрывали ею целостные металлические пластины, сквозь которые не проходил свет. О финифти мы уже вам рассказывали.

На новый манер

Идея убрать металлическую подложку и создать «прозрачную финифть» появилась лишь в XVIII веке, когда Пётр I привёз из Европы оконные витражи. И в финифти, и в витражах используется схожие материалы и технология. Так горячая эмаль, предметы интерьера, посуда и украшения с ней начали свой путь по Российской Империи.

В конце XIX — XX веках мир увидел выдающиеся работы французского ювелира Рене Лалика и ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа Карла Фаберже. Их работы позволили взглянуть на горячую эмаль под другим углом. Крылья стрекоз, бабочек, экзотических птиц и лепестки цветов в исполнении Лалика переливаются в свете солнечных лучей как настоящие и по сей день. А знаменитые яйца Фаберже до сих пор очаровывают коллекционеров по всему миру.

Кропотливый труд

Сегодня сложнейшая ювелирная техника прокладывания витражной эмали заключается в послойном нанесении светоовтерждаемого материала между металлическими перегородками. Каждый проложенный слой просушивается в специальной камере с ультрафиолетом. Чтобы почувствовать, как поведёт себя эмаль после нанесения каждого слоя, нужно иметь большие знания и колоссальный опыт. Ювелир, работающий с витражной эмалью должен обладать безупречным вкусом и быть истинным мастером своего дела. Даже самое незначительное отклонение от стандарта технологии может свести на нет все усилия. Поэтому оценивать результат можно только после завершения самого последнего этапа работы.

Уникальные свойства

После окончательного застывания витражная эмаль становится такой же твёрдой, как жемчуг. А он, в свою очередь, относится геммологами к драгоценным камням. Ещё бы, ведь его происхождение и красота завораживают. То же самое можно сказать и о витражной эмали. Каждое украшение с ней — уникально и не имеет абсолютной копии. Кроме того, эта эмаль может выдерживать нагрев до 100˚ C. Если за ней ухаживать надлежащим образом, она на долгие годы сохранит свой первозданный вид.

Витражная эмаль гипоаллергенна, а потому является идеальным декоративным элементом для украшений, которые соприкасаются с кожей. Её поверхность устойчива к воздействию солнца, а также химических компонентов моющих средств, парфюмерии и косметики.

Уход за витражной эмалью прост. Достаточно обрабатывать её мягкой щёткой с моющим раствором, после чего промыть в прохладной воде и насухо протереть. Хранить такие украшения лучше всего в отдельном футляре и беречь от механических повреждений.

Почерк SOKOLOV

Компания SOKOLOV с особым трепетом восстанавливает древние ювелирные техники и хранит традиции, которые веками складывались русской ювелирной школой. Сегодня украшения бренда с витражной эмалью — это ограниченная эксклюзивная линейка SOKOLOV Art. Каждое её изделие выполнено мастерами исключительно вручную и имеет персональный серийный номер, паспорт и специальную индивидуальную упаковку.

Материалы для изготовления украшений SOKOLOV Art имеют немецкое производство и безупречное качество. Кроме этого, ювелирам компании удалось улучшить технологию и сделать витражную эмаль ещё прозрачнее, фактурнее и объёмнее. На создание одного украшения может уходить от дня до недели работы мастера. Каждое изделие с витражной эмалью SOKOLOV неповторимо, как почерк своего автора.

sokolov.ru

Способ нанесения витражной эмали на изделия из сплавов серебра

 

Способ нанесения витражной эмали на изделия из серебра включает приготовление шликера, содержащего поверхностно-активное вещество в виде водного раствора производного углеводородов, в функциональной группе которого один атом азота, подготовку поверхности изделия путем отжига при температуре 400-700oC, охлаждения, травления и промывки, обезжиривания и сушки, нанесение шликера постадийно в 3-4 приема с промежуточными отжигами, причем температура каждого последующего отжига выше, чем предыдущего.

Изобретение относится к ювелирному производству, точнее - к технологии эмалирования изделий типа ювелирных витражными эмалями и предназначено для применения в ювелирной промышленности, а также в производстве таких изделий, как ордена и сувениры.

Технология приготовления и нанесения витражных (ажурных, оконных, сквозных) эмалей применялась в России с XVI-XVII в. Большая часть сложных и разнообразных приемов по изготовлению изделий с витражным эмалями утрачена.

Известен способ нанесения на изделия витражной эмали, включающий операции изготовления металлического каркаса изделия, приготовления шликера, укладки каркаса на подложку из медной или серебряной фольги или слюды, многократных заливок отверстий каркаса эмалевым шликером и многократных обжигов изделия в печи вплоть до полного оплавления эмали.

Рассмотренный способ относится к технологиям, исторически утратившим большую часть применявшихся режимов и приемов. Кроме того, данный способ не может использоваться для изготовления изделий в масштабах серийного или массового производства.

Наиболее близок к изобретению по существенным признакам и характеру промышленной применимости способ нанесения витражной эмали на изделия из сплавов серебра, включающий операции по изготовлению металлического каркаса изделия, приготовления клеесодержащего шликера для эмали, многократных (8-10) заливок шликера и обжигов изделия в печи вплоть до полного оплавления эмали и выжигания клея. Отличительными особенностями этого способа по сравнению с предыдущим являются введение в состав шликера в дальнейшем выжигаемого клея и проведение процесса без использования подложки. В качестве основы выжигаемого без остатка клея использовался раствор бесцветного порошка, полученного из сока растения, представляющего собой разновидность астрагала. Отпадала необходимость в использовании подложки, в дальнейшем подлежащей удалению.

Однако и этот способ имеет весьма низкую производительность и не может быть использован на предприятиях, производящих ювелирные изделия в серийном или массовом масштабе. Кроме того, процесс выгорания клея приводит к образованию пузырей в слое эмали Целью изобретения является разработка способа нанесения витражной эмали на изделия из сплавов серебра, обеспечивающего наряду с высокими эстетическими показателями высокую производительность.

Цель достигается за счет того, что в процессе реализации способа нанесения витражной эмали на изделия из сплавов серебра, включающего приготовление эмалевого шликера, нанесение его на заготовку изделия, сушку и обжиг, операцию приготовления шликера осуществляют, используя поверхностно-активное вещество, взятое в виде водного раствора производного углеводородов, содержащего в функциональной группе один атома азота, затем выполняют операцию подготовки поверхности заготовки изделия под эмаль, включающую отжиг при температуре 400-700oC, охлаждение, а также травление в разбавленной неорганической кислоте, промывку в воде, обезжиривание в этиловом спирте и сушку, после чего осуществляют постадийно в 3-4 приема нанесение подсушенного шликера и его обжиг, причем температура каждого последующего обжига выше, чем предыдущего, при первом обжиге она ниже минимальной температуры обжига эмали, а при последнем - достигает значения, необходимого для ее окончательного оплавления, после каждого обжига производят охлаждение эмали, а завершают процесс отбелом, промывкой и сушкой изделия с эмалью.

Сила поверхностного натяжения в шликере должна быть меньше силы сцепления его с металлом серебряным сплавом 925oС) каркаса, обеспечивая тем самым повышение смачиваемости. С этой целью и применяется ПАВ экспериментально подобранного состава - поверхностное натяжение в шликере и его вязкость снижаются, улучшаются смачиваемость и растекаемость, которая в результате в зависимости от состава шликера оказывается в пределах 1,25 - 1,89 l мм/lэт. мм.

В результате эмаль не имеет трещин, пузырей, обладает необходимой прозрачностью и, будучи полностью оплавленной, не имеет видимых дефектов. Кроме того, сочетание выбранных порядка и режимов нанесения эмали обеспечивает ускорение процесса. Он проводится в 3-4 приема, тогда как применение ближайшего аналога вынуждало проводить нанесение и охлаждение шликера в 8-10 приемов. Тем самым обеспечивается воспроизведение способа в условиях серийного и массового промышленного производства.

Сущность и преимущества заявляемого способа становятся более понятными из следующих примеров его конкретного осуществления.

В обоих случаях приготовления эмалевого шликера осуществляется на основе 1%-ного раствора ПАВ, что обеспечивает лучшую смачиваемость путем снижения поверхностного натяжения и вязкости, а также улучшение растекаемости шликера. Нанесение состава производят на изделия из сплава серебра 925o.

Пример 1. После приготовления шликера для получения витражной эмали желтого цвета (растекаемость 1,69 l мм/lэт. мм) следует стадия подготовки металла каркаса изделия для нанесения витражной эмали, которая состоит из отжига при температуре 400oC в течение 10 мин, химического травления в разбавленной неорганической кислоте в течение 10 мин, промывки в холодной воде и обезжиривания посредством выдержки в течение 5 мин в этиловом спирте, повторной промывки в холодной воде и сушки с помощью х/б ткани.

Следующей стадией процесса является эмалирование, которое включает нанесение эмалевого шликера с последующей сушкой на воздухе (10 мин), обжиг при температуре 690oC в течение 2 мин с последующим охлаждением на воздухе, докладку эмалевого шликера с 10-мин сушкой на воздухе, обжиг при температуре 720oC (2 мин) с последующим охлаждением на воздухе, следующую докладку эмалевого шликера и сушку на воздухе, третий обжиг при температуре 740oC в течение 2 мин с охлаждением на воздухе, после чего производится отбел посредством обработки в концентрированной неорганической кислоте в течение 0,5-1,0 мин. Затем производят промывку изделия в холодной воде и сушку х/б тканью.

Пример 2. В данном случае приготавливают шликер для получения витражной эмали синего цвета (растекаемость 1,25 l мм/lэт. мм).

Практически набор и последовательность стадий и операций процесса получения витражной эмали те же, что и в предыдущем примере. Некоторые отличия связаны с использованием другого состава шликера. Эти отличия заключаются в следующем: - на стадии подготовки поверхности под эмаль отжиг производят при температуре 700oC в течение 3 мин (в примере 1 - 400oC, 10 мин), - на стадии эмалирования используется трехкратный двухминутный обжиг и двухкратное докладывание эмалевого шликера (в примере 1 - четырехкратный двухминутный обжиг и трехкратное докладывание шликера).

Последующая сушка на воздухе, причем 1-й отжиг производят при 720oC, 23-й - 750oC, 3-й - 780oC.

В обоих случаях витражная эмаль получается заданного цвета, чистого тона, полностью оплавленной, прозрачной, без трещин, сколов, пузырей в эмалевом слое.

Практика показала, что на современном ювелирном предприятии в течение года можно обеспечить выпуск 10-30 тысяч изделий с витражной эмалью.

Способ нанесения витражной эмали на изделия из серебра, включающий приготовление эмалевого шликера, нанесение его на заготовку изделия, сушку и обжиг, отличающийся тем, что операцию приготовления шликера осуществляют, используя поверхностно-активное вещество, взятое в виде водного раствора производного углеводородов, содержащего в функциональной группе один атом азота, затем выполняют операцию подготовки поверхности заготовки изделия под эмаль, включающую отжиг при 400 - 700oС, охлаждение, а также травление в разбавленной неорганической кислоте, промывку в воде, обезжиривание в этиловом спирте и сушку, после чего осуществляют постадийно, в 3 - 4 приема, нанесение подсушенного шликера и его обжиг, причем температура каждого последующего обжига выше, чем предыдущего, при первом обжиге она ниже минимальной температуры обжига эмали, а при последнем достигает значения, необходимого для ее окончательного оплавления, после каждого обжига производят охлаждение эмали, а завершают процесс отбелом, промывкой и сушкой изделия с эмалью.

www.findpatent.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

 Перегородчатая эмаль - одна из самых сложных эмальерных техник по способу изготовления. Для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. После этого эмаль шлифуют и полируют таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей. В итоге получают разноцветное изображение из эмали, сияющее наподобие драгоценных камней, с четким контурным рисунком из металлических линий. В ювелирной технике перегородчатых эмалей металлическую пластину- основу и перегородки выполняют, как правило, из золота, серебра или меди.    Используемые краски представляют собой стекловидные порошки, разводимые водой, которые наносятся на чистую медь или сталь высокого качества. Затем пластины обжигаются в муфельных печах при температуре 850 градусов по Цельсию. После обжига красочный слой приобретает качество стекла. В зависимости от сложности композиции и живописных задач, пластины проходят от 5 до 60 обжигов. После того как нанесён очередной слой, мастер не волен вмешиваться во взаимодействие краски и огня. Он может лишь, основываясь на знании материала и интуиции регулировать время и температуру обжига. Из этого сочетания осознанного и точного действия со случайностью рождается уникальность каждого произведения. Повторить его не может даже автор. Горячая эмаль, по самой своей природе, существует лишь в одном экземпляре.    Расплавленную пигментную массу наносили на металлические пластины из золота, серебра и меди. Застывая, эмаль образовывала твёрдую, стекловидную поверхность, завораживая взгляд блеском красок, словно светящихся изнутри.

    Русские цветные перегородчатые эмали имеют богатую историю. Первое упоминание о перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название-«финифть». И только в 19 веке на смену термину «финифть» пришел другой термин- «эмаль». С тех пор сами драгоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные художественными эмалями, стали именоваться «Эмалями».    Витражные эмали - являются разновидностью перегородчатой эмали, но без металлической основы. Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путем монтирования и пайки из сканой проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.     Для большинства людей, эмаль ассоциируется с произведениями Фаберже или с ростовской финифтью. Однако, произведения, созданные в технике горячей эмали, известны со времён Древнего Египта и дошли до нас такими же яркими, будто сделаны в наши дни. Это доказательство удивительной прочности и долговечности эмали.     В последние десятилетия ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.    Совсем недавно появилась новая технология изготовления витража "фьюзинг" (от англ. спекать).     «Фьюзинг» продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказать от металлической пластины-основы.Основой витража служит стеклянный лист, он является своеобразным «живописным холстом», на котором художник-витражист «пишет» при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла для «фьюзинга» свое произведение. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой. Изображение на витраже можно сделать объемным и выпуклым или оставить отдельные участки его плоскими, контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимущества «фьюзинга особенно проявляются при создании абстрактного или «акварельного» рисунка.     Для того чтобы улучшить четкость проработки контуров различных цветов и элементов в витраже и максимально приблизить их к картинам, написанным на холсте потребовалось дополнить витражную технику «фьюзинг», технологией «перегородчатой эмали», помещая стеклянную эмаль каждого цвета в отдельные ячейки, не позволяя цветному стеклу смешиваться при плавке в печи.     Совмещая технику "фьюзинга" и технологию "перегородчатой эмали", можно воспроизвести произведение или манеру письма известных художников, создавать репродукции понравившихся произведений живописи – картин из стекла. Стеклянная эмаль, на прозрачной, пропускающей сквозь себя свет основе придает древней технике эмалирования ранее не виданную чистоту, и яркость красок, ажурность графики. Стеклянная основа позволяет получить иллюзию перспективы, объем и глубину, отсутствующий у работ на металлической пластине-основе. Произведение из эмали превращается в настоящую «картину из стекла».      Дополнительного эффекта глубины пространства, иллюзии перспективы и многоплановости композиции картины из стекла получают «дописывая» рельефный рисунок специальными красками по стеклу «под обжиг». Особенно эффектно подобная роспись выглядит написанной с двух сторон стеклянной основы витража, например: облака на наружной стороне витража, создают как бы первый план картины, а небо, прописанное на оборотной поверхности стеклянной основы, является вторым планом этой картины из стекла.

www.livemaster.ru

техника горячей эмали в создании украшений.. Украшения и аксессуары. Добавила Лиля Переведенцева — VilingStore.net

Одной из самых изящных ювелирных техник считается горячая эмаль. Узнать ее очень просто, а перепутать с чем-то другим и вовсе невозможно. Вспомните капли росы, пойманные еле заметной паутинкой. Так и с техникой горячей эмали, только в роли паутинки выступают тончайшие серебряные или золотые нити, а каплями росы – драгоценная цветная эмаль. Такой ее, кстати, называют потому, что для придания ей цвета используются оксиды металлов, часто драгоценных.

Ювелирные витражи: техника горячей эмали в создании украшений.

Виртуозом эмали заслуженно считается итальянский художник и ювелир 16 века Бенвенутто Челлини. Эту технику в начале века 20-го трепетно любили и приверженцы стиля ар-нуво за ее сложность, детальность и витиеватость. Кроме того, само создание ювелирного шедевра требовало много кропотливой работы, что очень характерно для этого направления в искусстве. В наши дни сложную узорчатую технику эмали используют такие известные luxury-бренды, как Vacheron Constantine и Cartier.

Технология перегородчатой эмали сложна и по сей день требует тонкой ручной работы. В первую очередь создается основа украшения – филигрань (перегородки из тонких серебряных нитей). Далее просветы металла заполняют влажной эмалевой массой, после чего все изделие аккуратно высушивают и обжигают. При высокой температуре (800°С) эмаль расплавляется и становится глянцевой, похожей на кусочки стекла, вставленные в кружевной витраж.

Не только металл украшений может быть разным, но и эмаль также различается по своим свойствам и назначению. Чтобы после плавления и обжига изделие было прочным и сохранило яркий цвет, мастера соблюдают строгую очередность. Сначала наносится жаропрочная эмаль, а уже затем другие виды. Например, зеленая считается самой тугоплавкой, поэтому она наносится в первую очередь. Затем идет голубая, белая и розовая. В самом конце наносится красная эмаль, которая идеально плавится, равномерно заливая все просветы, которые могли остаться после предыдущих этапов. Затем изделие шлифуют, снова запекают и доводят форму и поверхность до идеала. Украшение проходит обжиг столько раз, сколько в нем слоев и цветов, так как каждый раз после нанесения эмали нужно ее «закрепить» в печи.

Одним из наиболее известных брендов, работающих в технике горячей эмали, считается российская премиальная марка NAMFLEG. NAMFLEG можно считать настоящим экспертом по эмали, так как учитываются все условия при создании таких украшений. Начиналась она, когда основатель марки получил коллекцию швейцарских часов с эмалевыми циферблатами от своего деда и стал искать мастеров, способных восстановить утраченные фрагменты. Восстановление удалось, и даже было выпущено несколько новых очень дорогих часов с эмалевыми циферблатами. Позже возникло желание донести это искусство до большего количества людей, и бренд выпустил несколько коллекций ювелирных украшений в духе нашего времени. Так, в сериях NAMFLEG абстракция встречается с ситцевыми узорами, а цветочные мотивы сочетаются с романтическими рисунками.

vilingstore.net

Витражная эмаль | World of Art

Витражная (оконная, ажурная) эмаль - одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце 19 века. Драгоценная художественная посуда, изделия декоративно-прикладного искусства с витражными эмалями всегда считались вершиной ювелирного искусства. Техника витражной эмали была доступна лишь лучшим ювелирам мира- Бенвенутто Челлини, Павлу Овчинникову, Ивану Хлебникову, ряду эмальеров Франции и Германии.

"Старая Москва".

Русские эмали… Эти слова рождают в нашей памяти богато украшенную царскую посуду, драгоценные оклады церковных книг, парадное оружие, государственные регалии.

Бокалы-чаша

Среди всего многообразия произведений ювелирного искусства авторские произведения с художественными эмалями всегда занимали особое место. А эмальеры являлись особой кастой избранных, в которой секреты мастерства строго хранились и передавались из поколения в поколение.

Винный сервиз

Процесс создания изделий с цветными эмалями невероятно кропотлив и сложен. Даже зрелому мастеру порою требуется проделать не один десяток экспериментов, прежде чем удастся получить нужный оттенок эмали.

Комплект бокалов

Каждый эмальер должен быть не только художником, но и великолепным технологом. Часто произведение с эмалями из-за каких- то технологических ошибок «гибнет» на самой последней стадии его изготовления

Винный сервиз.

Именно поэтому даже в дни наивысшего расцвета русской художественной эмали настоящие произведения искусства были большой редкостью и, как правило, являлись достоянием узкого круга истинных ценителей и знатоков.

Комплект рюмок.

Элитарный, эксклюзивный характер этих произведений объясняет и их немалую цену, заплатить которую могли лишь немногие представители великосветской знати. Во все времена эмали были дороги и ценились на уровне драгоценных камней, с которыми спорили по цвету, прозрачности и блеску.

Кофейная пара.

Несмотря на кажущуюся хрупкость, эмалевые произведения, прошедшие высокотемпературный обжиг в муфельной печи, веками сохраняют богатую палитру и яркость красок.

Бокалы"Восток".

Несомненным достоинством художественных произведений с витражными (оконными) эмалями является их функциональность. По прочности изделия с витражной эмалью намного превосходят стекло и фарфор

Набор: графин, поднос и рюмки

Витражные эмали являются разновидностью перегородчатой эмали, но без металлической основы. Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.

Набор из двух рюмок

В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путем монтирования и пайки из сканой проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

Набор из 6 стопок

Набор из 6 стопок

Бокалы "Ангел Хранитель"

Бокалы "Ангел Хранитель"

Бокал "Четырехлистник"

Бокалы

Автор Художник Струлис В., ювелир Хохлов В.Материал Cеребро - напыление 6 микрон, медь, эмаль, витражная эмаль

Икона "Господь Иисус Христос".Cеребро - напыление 6 микрон, медь, эмаль, витражная эмаль

Витражная эмаль. Ручное плетение. Серебро 925°, эмаль, золочение.

Бокалы "Царские"

Бокалы "Ангел Хранитель"

Бокалы" Юбилейные"

Водочный набор" Морской бриз"

Водочный набор "Сказки Шахерезады"

Кофейный набор "Изысканный"

Кофейный набор "Праздничный"

Кофейный набор "Торжественный"

Набор из двух рюмок, vip подарок из витражной эмали

Набор Кофейный

Набор чайных ложечек "Фейерверк"

Чайные ложечки "Фейерверк"

Десертный сервиз

Серебряное пасхальное яйцо. Выполнено в технике эмали по сканому орнаменту и витражной эмали. Инкрустировано речным жемчугом и розовым кварцем. Автор Дмитрий Коваль.

Ювелирная мастерская Е. БутенкоНабор «Десертный»

Кувшин и поднос. Серебро. Выполнены в технике витражной эмали. Автор Дмитрий Коваль.

Ювелирная мастерская Е. БутенкоНабор Икона "Двунадесятые праздники"

Дмитрий Коваль."Ювелирные пасхальные яйца."

worldartdalia.blogspot.ru

Ювелирные технологии. Сравнительные характеристики ювелирных эмалей

Способ нанесения витражной эмали на изделия из серебра включает приготовление шликера, содержащего поверхностно-активное вещество в виде водного раствора производного углеводородов, в функциональной группе которого один атом азота, подготовку поверхности изделия путем отжига при температуре 400-700oC, охлаждения, травления и промывки, обезжиривания и сушки, нанесение шликера постадийно в 3-4 приема с промежуточными отжигами, причем температура каждого последующего отжига выше, чем предыдущего.

Изобретение относится к ювелирному производству, точнее - к технологии эмалирования изделий типа ювелирных витражными эмалями и предназначено для применения в ювелирной промышленности, а также в производстве таких изделий, как ордена и сувениры.

Технология приготовления и нанесения витражных (ажурных, оконных, сквозных) эмалей применялась в России с XVI-XVII в. Большая часть сложных и разнообразных приемов по изготовлению изделий с витражным эмалями утрачена.

Известен способ нанесения на изделия витражной эмали, включающий операции изготовления металлического каркаса изделия, приготовления шликера, укладки каркаса на подложку из медной или серебряной фольги или слюды, многократных заливок отверстий каркаса эмалевым шликером и многократных обжигов изделия в печи вплоть до полного оплавления эмали.

Рассмотренный способ относится к технологиям, исторически утратившим большую часть применявшихся режимов и приемов. Кроме того, данный способ не может использоваться для изготовления изделий в масштабах серийного или массового производства.

Наиболее близок к изобретению по существенным признакам и характеру промышленной применимости способ нанесения витражной эмали на изделия из сплавов серебра, включающий операции по изготовлению металлического каркаса изделия, приготовления клеесодержащего шликера для эмали, многократных (8-10) заливок шликера и обжигов изделия в печи вплоть до полного оплавления эмали и выжигания клея. Отличительными особенностями этого способа по сравнению с предыдущим являются введение в состав шликера в дальнейшем выжигаемого клея и проведение процесса без использования подложки. В качестве основы выжигаемого без остатка клея использовался раствор бесцветного порошка, полученного из сока растения, представляющего собой разновидность астрагала. Отпадала необходимость в использовании подложки, в дальнейшем подлежащей удалению.

Однако и этот способ имеет весьма низкую производительность и не может быть использован на предприятиях, производящих ювелирные изделия в серийном или массовом масштабе. Кроме того, процесс выгорания клея приводит к образованию пузырей в слое эмали Целью изобретения является разработка способа нанесения витражной эмали на изделия из сплавов серебра, обеспечивающего наряду с высокими эстетическими показателями высокую производительность.

Цель достигается за счет того, что в процессе реализации способа нанесения витражной эмали на изделия из сплавов серебра, включающего приготовление эмалевого шликера, нанесение его на заготовку изделия, сушку и обжиг, операцию приготовления шликера осуществляют, используя поверхностно-активное вещество, взятое в виде водного раствора производного углеводородов, содержащего в функциональной группе один атома азота, затем выполняют операцию подготовки поверхности заготовки изделия под эмаль, включающую отжиг при температуре 400-700oC, охлаждение, а также травление в разбавленной неорганической кислоте, промывку в воде, обезжиривание в этиловом спирте и сушку, после чего осуществляют постадийно в 3-4 приема нанесение подсушенного шликера и его обжиг, причем температура каждого последующего обжига выше, чем предыдущего, при первом обжиге она ниже минимальной температуры обжига эмали, а при последнем - достигает значения, необходимого для ее окончательного оплавления, после каждого обжига производят охлаждение эмали, а завершают процесс отбелом, промывкой и сушкой изделия с эмалью.

Сила поверхностного натяжения в шликере должна быть меньше силы сцепления его с металлом серебряным сплавом 925oС) каркаса, обеспечивая тем самым повышение смачиваемости. С этой целью и применяется ПАВ экспериментально подобранного состава - поверхностное натяжение в шликере и его вязкость снижаются, улучшаются смачиваемость и растекаемость, которая в результате в зависимости от состава шликера оказывается в пределах 1,25 - 1,891,25 - 1,89/lэт. мм.

В результате эмаль не имеет трещин, пузырей, обладает необходимой прозрачностью и, будучи полностью оплавленной, не имеет видимых дефектов. Кроме того, сочетание выбранных порядка и режимов нанесения эмали обеспечивает ускорение процесса. Он проводится в 3-4 приема, тогда как применение ближайшего аналога вынуждало проводить нанесение и охлаждение шликера в 8-10 приемов. Тем самым обеспечивается воспроизведение способа в условиях серийного и массового промышленного производства.

Сущность и преимущества заявляемого способа становятся более понятными из следующих примеров его конкретного осуществления.

В обоих случаях приготовления эмалевого шликера осуществляется на основе 1%-ного раствора ПАВ, что обеспечивает лучшую смачиваемость путем снижения поверхностного натяжения и вязкости, а также улучшение растекаемости шликера. Нанесение состава производят на изделия из сплава серебра 925o.

Пример 1

После приготовления шликера для получения витражной эмали желтого цвета (растекаемость 1,69 l мм/lэт. мм) следует стадия подготовки металла каркаса изделия для нанесения витражной эмали, которая состоит из отжига при температуре 400oC в течение 10 мин, химического травления в разбавленной неорганической кислоте в течение 10 мин, промывки в холодной воде и обезжиривания посредством выдержки в течение 5 мин в этиловом спирте, повторной промывки в холодной воде и сушки с помощью х/б ткани.

Следующей стадией процесса является эмалирование, которое включает нанесение эмалевого шликера с последующей сушкой на воздухе (10 мин), обжиг при температуре 690oC в течение 2 мин с последующим охлаждением на воздухе, докладку эмалевого шликера с 10-мин сушкой на воздухе, обжиг при температуре 720oC (2 мин) с последующим охлаждением на воздухе, следующую докладку эмалевого шликера и сушку на воздухе, третий обжиг при температуре 740oC в течение 2 мин с охлаждением на воздухе, после чего производится отбел посредством обработки в концентрированной неорганической кислоте в течение 0,5-1,0 мин. Затем производят промывку изделия в холодной воде и сушку х/б тканью.

Пример 2

В данном случае приготавливают шликер для получения витражной эмали синего цвета (растекаемость 1,25 l мм/lэт. мм).

Практически набор и последовательность стадий и операций процесса получения витражной эмали те же, что и в предыдущем примере. Некоторые отличия связаны с использованием другого состава шликера. Эти отличия заключаются в следующем: - на стадии подготовки поверхности под эмаль отжиг производят при температуре 700oC в течение 3 мин (в примере 1 - 400oC, 10 мин), - на стадии эмалирования используется трехкратный двухминутный обжиг и двухкратное докладывание эмалевого шликера (в примере 1 - четырехкратный двухминутный обжиг и трехкратное докладывание шликера).

Последующая сушка на воздухе, причем 1-й отжиг производят при 720oC, 23-й - 750oC, 3-й - 780oC.

В обоих случаях витражная эмаль получается заданного цвета, чистого тона, полностью оплавленной, прозрачной, без трещин, сколов, пузырей в эмалевом слое.

Практика показала, что на современном ювелирном предприятии в течение года можно обеспечить выпуск 10-30 тысяч изделий с витражной эмалью.

jewelpreciousmetal.ru

Изменение технологии изготовления ювелирных изделий с витражной эмалью

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы

Колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Тема: Изменение технологии изготовления ювелирных изделий с витражной эмалью.

Разработал: Преподаватель спец. дисциплин Свиридова Ирина Александровна.

Изменение технологии изготовления ювелирных изделий с витражной эмалью.

Эмалями принято называть стекловидные покрытия, нанесенные на металлическую поверхность, требующие высокотемпературного воздействия (600 - 900  ºС). Большинство таких эмалей производится на основе кремниевых стекол. От обычного (тарного) стекла эмаль отличается значительно более низкой температурой плавления (тарное стекло 1350 – 1500 ºС), широкой цветовой палитрой, повышенной жидкотекучестью, строго определенными параметрами линейного расширения и поверхностного натяжения.

На сегодняшний день принято считать, что искусство художественного эмалирования имеет более чем трех тысячелетнюю историю. Древнейшие из известных предметов с наплавлением стекла на металл в художественных целях найдены в Микенах и на о. Кипр (15-14 в. до н. э.). Техники горячего эмалирования были известны повсеместно: Египте, Азербайджане, Персии, Индии и Китае.

В Древней Руси художественную эмаль называли финифтью (от греческого «фингитис» - светлый, блестящий камень). Как уже упоминалось, технику перегородчатой и выемчатой эмали русские мастера переняли у византийцев. Крупнейшими русскими центрами эмалирования были Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Рязань, Новгород.

Существует несколько техник художественного эмалирования: перегородчатая, выемчатая, живописная и витражная.

Витражная (оконная, ажурная, plique-a-jour) эмаль - одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце 19 века. Это технология является разновидностью перегородчатой эмали, но без металлической основы. Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путем монтирования и пайки из сканой проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

Изначально технология изготовления витражной эмали была сложна в изготовлении:

  1. Известен способ изготовления витражной эмали при помощи шликера.
Эмалевый шликер приготовляется путем измельчения в шаровой мельнице эмалевой фритты с добавками суспендирующих агентов, заправочных средств, красителей и воды. При необходимости добавляют наполнители.

Фритта – бесцветная эмалевая основа.

Способ нанесения витражной эмали на изделия из серебра включает приготовление шликера, содержащего поверхностно-активное вещество в виде водного раствора производного углеводородов, в функциональной группе которого один атом азота, подготовку поверхности изделия путем отжига при температуре 400-700oC, охлаждения, травления и промывки, обезжиривания и сушки, нанесение шликера постадийно в 3-4 приема с промежуточными отжигами, причем температура каждого последующего отжига выше, чем предыдущего, при первом обжиге она ниже минимальной температуры обжига эмали, а при последнем достигает значения, необходимого для ее окончательного оплавления, после каждого обжига производят охлаждение эмали, а завершают процесс отбелом, промывкой и сушкой изделия с эмалью.

Сила поверхностного натяжения в шликере должна быть меньше силы сцепления его с металлом серебряным сплавом 925oС) каркаса, обеспечивая тем самым повышение смачиваемости. С этой целью и применяется ПАВ экспериментально подобранного состава - поверхностное натяжение в шликере и его вязкость снижаются, улучшаются смачиваемость и растекаемость, которая в результате в зависимости от состава шликера оказывается в пределах 1,25 - 1,89 l мм/lэт. мм.

В результате эмаль не имеет трещин, пузырей, обладает необходимой прозрачностью и, будучи полностью оплавленной, не имеет видимых дефектов. Кроме того, сочетание выбранных порядка и режимов нанесения эмали обеспечивает ускорение процесса. Он проводится в 3-4 приема, тогда как применение ближайшего аналога вынуждало проводить нанесение и охлаждение шликера в 8-10 приемов. Тем самым обеспечивается воспроизведение способа в условиях серийного и массового промышленного производства.

  1. Широко применялся способ изготовления изделий с витражной эмалью при помощи подложки:

    Для нанесения эмалевого порошка с последующим обжигом под все эмалируемое пространство, изготавливалась подложка – тонкий лист металла (серебра или меди), выгнутый по форме самого изделия. Эмалевая масса наносилась в оконные отверстия и подвергалось обжигу. В процессе обжига стекловидная масса эмали сцеплялась с поверхностью эмалируемого металла и подложки, образуя монолитную, гладкую и блестящую ячейку. В дальнейшем, после извлечения изделия из муфельной печи, его помещали на холодную металлическую плиту. В результате, раскаленное изделие испытывало так называемый термический шок, эмаль при быстром остужении становилась хрупкой, что позволяло отсоединить подложку от эмалируемого изделия. Далее, для предания товарного вида изделию, эмаль обрабатывали алмазным инструментом, при необходимости дополнительно прокладывали эмалевую массу, и производили глянцевый обжиг (огненное полирование).

Термический шок – процесс, возникающий при резком перепаде температуры, который ломает привычные медленные процессы термического расширения при нагреве и сужения при остывании. В результате термического шока появляется точка напряжения, которая может превысить прочность материала, вызывая трещины в форме.

Глянцевый обжиг (огненное полирование) - Для получения блестящей поверхности эмали отшлифованные, чисто вымытые изделия подвергают заключительному обжигу. При температуре около 800 °С подготовленное изделие обжигается до тех пор, пока эмаль не начинает блестеть.

  1. В дальнейшем технологию изготовления изделий с витражной эмалью удалось упростить:
В качестве подложки под эмалируемое изделие стали использовать слюду. Слюда - группа минералов-алюмосиликатов, обладающих слоистой структурой и имеющих общую формулу R1(R2)3 [AlSi3O10](OH, F)2, где R1 = К, Na; R2 = Al, Mg, Fe, Li. Слюда — один из наиболее распространённых породообразующих минералов интрузивных, метаморфических и осадочных горных пород, а также важное полезное ископаемое.

С изделия делался слепок – при помощи шамотной глины или кашицы асбеста. После высыхания формы пространство между слепком и изделием заполнялся чешуйками слюды. Далее производился обычный процесс эмалирования и обжига.

После обжига изделие оставляли медленно остывать, в результате чего эмалевое покрытие оставалось целостным. Впоследствии изделие извлекалось из формы, эмалевое покрытие обрабатывалось алмазным инструментом, и снова производился глянцевый обжиг.

  1. В настоящее время широко распространен способ эмалирования при помощи траганта.
Трагант (лат. Gummi tragacantha) — это сок одной из азиатских разновидностей астрагала, выделяющего камедь, которая образуется в целлюлозных стенках сердцевины и в сердцевидных лучах и имеет ячеистую структуру.

Трагант представляет собой бесцветный порошок. Перед работой его просеивают через сито, чтобы удалить имеющиеся комочки. Затем, помешивая, растворяют в кипящей воде и охлаждают. Средняя пропорция смеси: 1 см3 траганта на 30 мл воды.

В воде трагант набухает до клейкого состояния. Раствор оставляют на 24 ч. После тщательного промешивания раствор готов для употребления.

Раствором смешивают с эмалевым порошком и наносят в эмалируемые ячейки. Изделию дают высохнуть и подвергают обжигу. Процесс наложения эмалевой массы с последующим обжигом может доходить до 8-10.

В качестве клея, аналогичного траганту, употребляют сок айвы. Для крепления перегородок применение сока айвы эффективнее, чем траганта. Высушенные семечки айвы замачивают на некоторое время в воде и образовавшееся желе разбавляют до нужной консистенции.

Однако в этой технике есть существенный недостаток – готовом изделии в оконной части могут остаться пузырьки воздуха – результат использования траганта, что значительно снижает эстетический вид изделия.

  1. Совсем недавно появилась новая технология изготовления витража "фьюзинг" (от англ. спекать).     «Фьюзинг» продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказать от металлической пластины-основы.Основой витража служит стеклянный лист, он является своеобразным «живописным холстом», на котором художник-витражист «пишет» при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла для «фьюзинга» свое произведение. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой. Изображение на витраже можно сделать объемным и выпуклым или оставить отдельные участки его плоскими, контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимущества «фьюзинга особенно проявляются при создании абстрактного или «акварельного» рисунка.     Для того чтобы улучшить четкость проработки контуров различных цветов и элементов в витраже и максимально приблизить их к картинам, написанным на холсте потребовалось дополнить витражную технику «фьюзинг», технологией «перегородчатой эмали», помещая стеклянную эмаль каждого цвета в отдельные ячейки, не позволяя цветному стеклу смешиваться при плавке в печи.     Совмещая технику "фьюзинга" и технологию "перегородчатой эмали", можно воспроизвести произведение или манеру письма известных художников, создавать репродукции понравившихся произведений живописи – картин из стекла. Стеклянная эмаль, на прозрачной, пропускающей сквозь себя свет основе придает древней технике эмалирования ранее не виданную чистоту, и яркость красок, ажурность графики. Стеклянная основа позволяет получить иллюзию перспективы, объем и глубину, отсутствующий у работ на металлической пластине-основе. Произведение из эмали превращается в настоящую «картину из стекла».      Дополнительного эффекта глубины пространства, иллюзии перспективы и многоплановости композиции картины из стекла получают «дописывая» рельефный рисунок специальными красками по стеклу «под обжиг». Особенно эффектно подобная роспись выглядит написанной с двух сторон стеклянной основы витража, например: облака на наружной стороне витража, создают как бы первый план картины, а небо, прописанное на оборотной поверхности стеклянной основы, является вторым планом этой картины из стекла.

Список литературы

 

  1. Бреполь Э. Художественное эмалирование. / Эрхард Бреполь; - Л. М.:  «Машиностроение» 1986 - 127 с
2.      Варгин В.В. Технология эмали и эмалирования металлов. / Варгин В.В. - М. “Стройиздат” 1965. - 316с.

3.      Гилодо А.А. Русская эмаль XIX-XX вв. / Гилодо А.А. - М.: 1996. - 196 с.

4.      Лацетти А.Г.  Изготовление художественного стекла. / Лацетти А.Г. Нестернко М.Л. -  М.: 1986.

5.      Некрасова Е.Н.  Лазурь и золото Лиможа. Каталог выставки. / Некрасова Е.Н. - СПб.: «Издательство Государственного Эрмитажа» 2009 – 182 с.

6.      Очерк о происхождении и развитии эмалевого мастерства в связи со стеклоделием и керамикой. Труды научно-исследовательского керамического института. Вып. 3. -  Л.: 1926.

7.      Пупарев А.А. Художественная эмаль. / Пупарев А.А. - М.: 1948. - 57 с.

8.      Русская эмаль XII- начала XX века из собрания государственного эрмитажа. Л. «художник РСФСР» 1987 – 258 с.

9.      Эмали ювелирные. Технические условия. - М.: Министерство легкой промышленности РСФСР 1980 г.

10. http://www.findpatent.ru/patent/211/2110612.html

11. http://emaliruem.ru/page/tragant12. http://www.enamel.ru/plique-a-jour/

13. http://www.livemaster.ru/topic/32260-peregorodchataya-i-vitrazhnaya-emal

lit.na5bal.ru


Смотрите также