История русского стиля. Волгореченский ювелирный завод русское серебро официальный сайт


История компании ООО «Русское серебро»

В истории каждого народа бывают периоды, когда особенно актуальным становится поиск национальных корней, когда прошлое проецируется на настоящее, способствуя формированию национального самосознания.

Задолго до происходящего сегодня коренного изменения политического и экономического устройства мировой системы началось то духовное обновление, которое привело, в частности, и к совершенно иному, чем прежде, пониманию места русской национальной культуры в общемировой цивилизации. Следствием чего явилось обострение общественного интереса к национальным традициям — источнику духовных ценностей, основе народного мировосприятия.

О заводе

Верхняя Волга - начало русского Севера. Этот край даровит и самобытен. Здесь, на севере, всегда была благодатная почва для народного искусства. И сегодня это искусство живет как фольклор, ежедневно творимый умом и руками здешних умельцев.Сложен и неровен путь бытовавших здесь промыслов из глубины столетий к нашему дню. Многие из дошедших до нас претерпели немалые изменения, почти перестав быть самими собой. Особенно интересна судьба серебряного промысла, испокон осевшего ниже Костромы, на берегу Волжской излучины в селе Сидоровском и его окрестностях. Сложную судьбу имеет здесь ювелирный промысел. 

Существовали тогда рядом с Сидоровским деревни Высоково, Ермолаиха, Кузовцово, Поповка, Пестерюгино, Паршино и Ильинская Пустынь. На этом месте и возник в середине 20 столетия Волгореченск. Деревни эти входили в состав Сидоровской волости, известной своими мастерами-серебряниками по документальным источникам еще с 16  века. Из книги Н.Н.Корбицкого, управляющего в 1913году пробирной палатой в селе Красном, «Кустарный промысел ювелирных изделий в Костромской губернии и его развитие» известно, что «В 17 веке село (Сидоровское) числилось дворцовым. В 1767году в мае месяце императрица Екатерина II, проезжая мимо села Волгою, пожаловала его со всеми деревнями графу Владимиру Григорьевичу Орлову…С тех пор крестьяне здесь большей частью мастеровые. Серебряники, медники, чеканщики и гранильщики. Этим же занимаются в деревнях, принадлежащих Сидоровской вотчине».

Волгореченцы  - в основном потомки жителей Сидоровского наследия. В их генах сохранилась память о талантливых предках, самородках — ювелирах, которые работали в этих местах когда-то давно. Именно поэтому в молодом и красивом городе существует предприятие, целью которого стало восстановление и сохранение национальных традиций в ювелирном искусстве.

Русский стиль, в котором работает Волгореченский ювелирный завод, был создан в 19 веке и получил мировое признание. Художественное серебро того времени, благодаря деятельности таких российских ювелирных фирм, как фирма Сазикова, Курлюкова, Овчинникова, Хлебникова, братьев Грачевых, Немирова-Колодкина, Соколова, Постникова и целого ряда других, приобрело общеевропейскую известность. Национальная школа русского художественного серебра стала  крупным художественно-эстетическим явлением в мировом прикладном искусстве 19 — 20 века. Мастера Сидоровской волости использовали в своих работах именно этот подход к созданию серебряной посуды. Волгореченский ювелирный завод считает одной из своих задач возродить «Русский стиль» в его лучших традициях, а также восстановить его престиж на международном рынке.

На заводе большое внимание уделяется изучению истории возникновения и развития выбранного направления. Учитывая сохранившиеся традиции изготовления в нашей местности серебряной посуды, художники предприятия посчитали необходимым придать своим изделиям новую окраску, современное звучание, соединив в ювелирном искусстве наследие памятников древнерусской литературы и художественное воплощение образов  с возможностью их утилитарного использования. Именно эти приемы стали применяться  в 19 веке, когда русский стиль переживал свой расцвет.

Изготавливая предметы сервировки стола, художники завода используют сюжеты русских народных сказок и былин, отражают особенности национальной культуры и быта. В своих работах предприятие применяет различные традиционные технологии – художественное литье, филигрань, гравировку, чеканку, ручное золочение и оксидирование. Достойный уровень ювелирных коллекций, созданных заводом, подтвержден паспортами высокой художественной ценности и дипломами российских и международных выставок.

Искусство русских ювелиров — серебряников имеет большое значение для культуры и развития промыслов России. Внести свой вклад в сохранение и развитие этого вида искусства является наиважнейшей из задач, которые ставит перед собой Волгореченский ювелирный завод «Русское серебро». 

russiansilver.ru

Русский стиль

Русский стиль, как самостоятельное явление, начал свое формирование в тридцатые годы 19 в. Сложившаяся к середине столетия обстановка, вызванная победой в кровопролитной войне с Наполеоном, проявила потребность россиян в поисках чего-то родного, близкого с детства. Так стало формироваться уважение к собственной культуре и народному искусству, национальное самосознание. Наибольшего расцвета «Русский стиль» достиг в начале 20 в, но и сейчас, через сто лет, благодаря сложившейся политической и экономической ситуации, интерес к нему проявляется как никогда.

Русский стиль изначально возник в архитектуре, но впоследствии проник во все другие сферы жизни. С его помощью шили платья, оформляли сцены к спектаклям, делали иллюстрации, изготавливали посуду и мебель. Меню ресторанов, афиши, упаковки непременно содержали сцены богатырских сражений, расписных теремов, детей в крестьянской одежде, традиционные мотивы резьбы и росписи. Власть в то время активно поддерживала возникший патриотизм и интерес к русскому народному искусству. Это подтверждает и факт строительства Николаем Первым показательных деревень с образцовыми русскими избами и теремами, крестьянами в национальных одеждах. В высших кругах становятся модными костюмированные балы, когда все старались одеться в народные костюмы и украшения в русском стиле.

Недаром девятнадцатый век прозван «серебряным». Наряду с расцветом разных сфер искусства с яркими чертами патриотичности, в российском ювелирном деле возникло тогда целое направление производства интереснейших художественных предметов из серебра. В подавляющем большинстве это была посуда — сервизы, приборы, кофейники и пр. В них искусно переработаны художественные приемы и мотивы древнерусских предметов — братины, чарки, блюда. Также широко применялись сюжеты крестьянской жизни. Основными техниками в обработке серебра служили чеканка, литье, чернь. Крупные фабрики имели возможность привлекать для создания своих работ именитых художников. До нас дошли прекрасные изделия с эмалями, драгоценными камнями, хрусталем.

Русский стиль в российском ювелирном деле 19 века

Искусствоведами в ювелирном искусстве 19 века выделены два направления. Петербург благоприятствовал изготовлению изделий «по западному образцу», то есть мастера этого города предпочитали классицизм в его европейском чтении. Самыми известными представителями такого направления были Фаберже и придворный ювелир Болин. Их искусные гильошированные эмали, статуэтки из камня, украшения с поделочными, драгоценными камнями ничем не отличались от лучших западных образцов.

В отличие от Питера, московские ювелиры активно развивали возникший в те времена Русский стиль. Эти мастера активно использовали в своих работах мотивы крестьянской жизни, имитировали старинную русскую утварь, традиционные материалы. Часто можно было увидеть серебряные солонки — стульчики, блюда, искусно покрытые серебряной «холстиной», имитацию народной вышивки.

В отличие от Питера, московские ювелиры активно развивали возникший в те времена Русский стиль. Эти мастера активно использовали в своих работах мотивы крестьянской жизни, имитировали старинную русскую утварь, традиционные материалы. Часто можно было увидеть серебряные солонки — стульчики, блюда, искусно покрытые серебряной «холстиной», имитацию народной вышивки.

Особым спросом пользовались чарки и братины. Они богато украшались горячими эмалями с традиционными русскими мотивами и орнаментами, самоцветами. Иногда в их работах встречались скульптурные образы - богатырей, русалок, природы. Яркими представителями московской школы были фирмы Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Сазикова и др.

Фирма Губкина приобрела славу после успешного сотрудничества с известным художником — орнаментистом Иваном Борниковым. Триумфальное участие этого предприятия в одной из первых мировых промышленных выставок позволило Губкину определенное время определять моду в ювелирном искусстве. Благодаря его работам, получили распространение серебряные корзиночки, имитирующие плетение, как будто покрытые вышитыми салфетками. Одна из них произвела особенный фурор на выставке 1861 года в Париже.

В то же время активно развивалось предприятие братьев Грачевых. Симеон и Михаил активно взялись за продолжение дела своего отца, Гаврила Петровича. Их серебро в русском стиле прославилось искусными эмалями и филигранью. Несмотря на то, что фактически их завод находился в Петербурге, братья были твердыми приверженцами Русского стиля. Отличительной особенностью их работ было присутствие большей частью скульптурных композиций, которые украшали предметы сервировки стола. Их фирма была основана в 1866 году, и через 30 лет она заслуженно получила титул придворного поставщика.

Большим по меркам того времени производством стала фабрика И.П.Хлебникова. Датой ее основания считают 1871 г., но по другим сведениям — 1869. Буквально за несколько лет работы этого производителя поднялись на высочайший уровень. Известно, что его ювелирные изделия в русском стиле завоевали в Вене на всемирной выставке две медали. Изделия этого производства отличались ярким старорусским характером. Особо запомнились современникам изделия по мотивам русской литературы и истории. Здесь мастера Хлебникова проявили себя настоящими виртуозами в технике чеканки. Также умело применялись эмали. До наших дней дошли его работы в столовом серебре — гармоничное сочетание серебра, эмали и хрусталя, оригинальные альбомы и даже самовары. Один из них особо примечателен. Вместо ножки у него петушиные лапы, а ручки выполнены в виде петушиных голов.

Само производство было очень грамотно организовано. Своевременно на фабрике были открыты мастерские по скульптуре, рисунку, закупалось новейшее по тому времени оборудование. Всего у Хлебникова работало около 300 человек. Были открыты фирменные магазины в Санкт-Петербурге и Москве, ориентирующиеся на разного покупателя.

Наибольший простор для творчества, не смотря на ограничения по канонам, давали церковные заказы. Московские предприятия большей частью производили кресты, оклады, кадила и другие предметы храмовой утвари.

russiansilver.ru

Развитие ювелирного дела на территории Волгореченска

В истории каждого народа бывают периоды, когда особенно актуальным становится поиск национальных корней, когда прошлое проецируется на настоящее, способствуя формированию национального самосознания.

Задолго до происходящего сегодня коренного изменения политического и экономического устройства мировой системы началось то духовное обновление, которое привело к совершенно иному, чем прежде, пониманию места русской национальной культуры в общемировой цивилизации. Мы стали приобщаться к национальным традициям — источнику настоящих духовных ценностей, основе народного мировосприятия.

О заводе

Если двигаться вниз по течению Волги, то сразу за Костромой попадаешь в сказочную сторону. Этот край даровит и самобытен. Здесь, в нечерноземье, всегда была благодатная почва для народного искусства. Оно живет здесь как фольклор, ежедневно творимый умом и руками здешних умельцев. Сложен и труден путь бытовавших здесь промыслов из глубины столетий к нашему дню. Многие из дошедших до нас претерпели немалые изменения, почти перестав быть самими собой. Особенно интересна для нас судьба серебряного промысла, испокон веку осевшего на берегу Волжской излучины в селе Сидоровском и его окрестностях. Сложную судьбу имеет здесь ювелирный промысел.  

Существовали тогда рядом с Сидоровским деревни Высоково, Ермолаиха, Кузовцово, Поповка, Пестерюгино, Паршино и Ильинская Пустынь. На этом месте и возник в середине 20 столетия Волгореченск. Деревни эти входили в состав Сидоровской волости, известной своими мастерами-серебряниками по документальным источникам еще с 16  века. Из книги Н.Н.Корбицкого, управляющего в 1913году пробирной палатой в селе Красном, «Кустарный промысел ювелирных изделий в Костромской губернии и его развитие» известно, что «В 17 веке село (Сидоровское) числилось дворцовым. В 1767году в мае месяце императрица Екатерина II, проезжая мимо села Волгою, пожаловала его со всеми деревнями графу Владимиру Григорьевичу Орлову… С тех пор крестьяне здесь большей частью мастеровые. Серебряники, медники, чеканщики и гранильщики. Этим же занимаются в деревнях, принадлежащих Сидоровской вотчине». 

К сожалению, революция 1917 года объявила вне закона изделия из драгоценных металлов. Почти все они были национализированы, переплавлены или бесследно пропали. Сложность восстановления истории создания таких изделий кроется в том, что до сегодняшнего дня  они практически не сохранились. Есть небольшое количество поистине уникальных шедевров ювелирного искусства, хранящихся в музеях Москвы - их мы можем увидеть. Но то, что производилось здесь, в провинции, повсеместно – приемы, характерные черты, особенности, присущие только этой местности – все требует проведении исторических исследований и восстановления достоверной информации. Сохранились лишь крупицы того искусства, которое было развито и распространено на Костромской земле повсеместно. Что-то выставлено в наших музеях, что-то находится в запасниках, что-то в частных коллекциях. Сейчас на нашем предприятии ведется активная работа по восстановлению истории изготовления серебряной посуды в деревнях и селах под Костромой.Волгореченцы  - в основном потомки жителей Сидоровского наследия. В их генах сохранилась память о талантливых предках, самородках — ювелирах, которые работали в этих местах когда-то давно. Именно поэтому в молодом и красивом городе существует предприятие, целью которого стало восстановление и сохранение национальных традиций в ювелирном искусстве. 

Русский стиль, в котором работает Волгореченский ювелирный завод, был создан в 19 веке и получил мировое признание. Художественное серебро того времени, благодаря деятельности таких российских ювелирных фирм, как фирма Сазикова, Курлюкова, Овчинникова, Хлебникова, братьев Грачевых, Немирова-Колодкина, Соколова, Постникова и целого ряда других, приобрело общеевропейскую известность. Национальная школа русского художественного серебра стала  крупным художественно-эстетическим явлением в мировом прикладном искусстве 19 — 20 века. Мастера Сидоровской волости использовали в своих работах именно этот подход к созданию серебряной посуды. Волгореченский ювелирный завод считает одной из своих задач возродить «Русский стиль» в его лучших традициях, а также восстановить его престиж на международном рынке. 

На заводе большое внимание уделяется изучению истории возникновения и развития выбранного направления. Учитывая сохранившиеся традиции изготовления в нашей местности серебряной посуды, художники предприятия посчитали необходимым придать своим изделиям новую окраску, современное звучание, соединив в ювелирном искусстве наследие памятников древнерусской литературы и художественное воплощение образов  с возможностью их утилитарного использования. Именно эти приемы стали применяться  в 19 веке, когда русский стиль переживал свой расцвет. 

Изготавливая предметы сервировки стола, художники завода используют сюжеты русских народных сказок и былин, отражают особенности национальной культуры и быта. В своих работах предприятие применяет различные традиционные технологии – художественное литье, филигрань, гравировку, чеканку, ручное золочение и оксидирование. Достойный уровень ювелирных коллекций, созданных заводом, подтвержден паспортами высокой художественной ценности и дипломами российских и международных выставок.Искусство русских ювелиров — серебряников имеет большое значение для культуры и развития промыслов России. Внести свой вклад в сохранение и развитие этого вида искусства является наиважнейшей из задач, которые ставит перед собой Волгореченский ювелирный завод «Русское серебро».

russiansilver.ru


Смотрите также