51.Ювелирное искусство барокко. Ювелирное искусство эпохи барокко


Стиль барокко | Твой ювелир

Папский стиль. Барокко разработал итальянский скульптор Микеланджело. Художнику заказали оформить покои папы Римского. Мастер преобразил их обилием лепнины, резных элементов в мебели, рамах классических картин, сдобрил обстановку обилием золота. Обилие плавных, перетекающих друг в друга линий, завитков, драгоценных металлов и камней, настенных росписей стало отличительной чертой Барокко.

 

 

Еще одна особенность – просторные помещения. Покои папы Римского находились в соборе, а это высоченные потолки, огромные, просторные залы. Новаторство Микеланджело пришлось по душе аристократии. Ее представители стали оформлять в новом стиле свои усадьбы. Направление стало одним из немногих, захвативших все сферы жизни. Барокко властвовал не только в архитектуре и интерьерах, но и в живописи, литературе, музыке, костюме. На первых ролях стиль был с конца 16-го до середины 18-го века.

 

Стиль Барокко в интерьере

 

Родившись в Италии, стиль Барокко в интерьере имеет итальянское название. «Барокко» переводится, как «вычурный», «причудливый». Обстановку отличает обилие декоративных элементов – излишеств с практической точки зрения. К ним относятся фигурные контуры мебели, масса картин в массивных, резных рамах, обилие вензелей, росписи и фресок, витиеватых орнаментов. То, что несет практическую нагрузку в интерьере направления :

 

— Лестницы закругленных форм, роскошные, богато оформленные золотом, камнем, декоративными элементами

 

— Внушительных размеров камины из мрамора и других натуральных камней

 

— Дорогой текстиль (парча, бархат, атлас). Его, как и всего в обстановке, больше, чем необходимо. Используется лишь один вид ткани. Он идет и на портьеры, и на обивку мебели, и на скатерти, и на тканевые обои и вставки. За счет текстиля достигается цельность интерьера.

 

— Мебель в стиле Барокко шершавая, в ней много объемных элементов. Нет прямых поверхностей ни на подлокотниках, ни на сидениях. Последние, обычно, выпуклые. Стулья, столы, диваны, все покрывается лаком.  Дерево применяется мягких пород, к примеру, орех. Его податливость позволяет придать деталям максимальный рельеф.

 

Ключевое слово в организации пространства —  анфилада. Слово переводится – «нанизывать на нить». Будь то спальня в стиле Барокко, гостиная или иное помещение, оно плавно перетекает в другое. Открытое пространство организуется, к примеру, с помощью арок. Анфилада предполагает примыкание друг к другу нескольких помещений. Одно вытекает из другого.

 

Учитывая историю стиля, время его возникновения, в интерьерах Барокко до сих пор преобладают натуральные материалы. Пластику, пенопластовым элементам – нет, дереву, ценным металлам, натуральным камням – да.

 

Гостиная в стиле Барокко и другие комнаты хорошо освящены.  Днем интерьер лучится за счет огромным окон и обилия зеркал. Они – обязательный элемент направления. Вечером в игру вступают канделябры. В «вычурной» обстановке их десятки и сотни. Люстры сугубо хрустальные. Они свисают с потолков, что требует их определенной высоты.

 

Стиль Барокко в ювелирном искусстве

 

Барокко предшествовал классицизм. Это направление простых, лаконичных форм. Жителям Европы хотелось праздника и легкости на фоне непростой исторической обстановки. В Италии, церковь пыталась захватить абсолютную власть над всем христианским сообществом, а в него тогда входило почти 100% граждан.

 

 

Во Франции становилась абсолютная монархия. Политический строй, не свойственный стране до этого. Потрясений хватало. Украшения, сотканные из орнаментов, с обилием пустот, легкие и воздушные, с элементами неправильных форм, помогали людям отвлечься, почувствовать радость.

 

Стиль Барокко в искусстве ювелиров выражали через броши и пряжки для обуви. Эти украшения были в немилости в эпоху классицизма. Барокко же почти отказалось от подвесок, популярных ранее. Любимый материал мастеров 17-го, 18-го веков – жемчуг. Им богато расшивали костюмы. Перламутровые бусины в несколько рядов обвивали запястья знатных дам.  Кроме браслетов, жемчуг пускали на серьги, кольца, заколки.

 

Отличительная черта драгоценностей эпохи Барокко – многоярусность. Браслеты носили по нескольку штук на обеих руках. Появились серьги Жирандоль. Сейчас их принято называть канделябрами или люстрами. Такие изделия напоминают фонтаны в несколько струй, подсвечники на несколько свечей. В серьгах Жирандоль повторяются одинаковые элементы в несколько ярусов от крупных к мелким.

 

Объемность украшений эпохи, витиеватость их форм позволила именно во времена Барокко появиться перстням с секретами. В их потайных пустотах хранили яды, пряди волос любимых и не только.

 

Барокко стиль в архитектуре

 

Классицизм – часть эпохи Возрождения. Для строений ее времен характерно наличие колонн. Здания в стиле Барокко лишены их. Колонны заменили пилястры. Это вертикальные выступы на стенах и фасадах. Их располагали рядами, соединяя между собой и с фронтонами – верхней частью зданий, состоящей из двух скатов крыши. Барокко стиль в архитектуре – не просто пилястры, а пилястры богато украшенные, часто, статуями.

 

Обилие структурных, объемных элементов на строениях создает игру светотени. Создается впечатление движения, отсутствия в здании статики. Динамику архитектурный стиль Барокко поддерживает и округлыми, плавными линиями в структуре фасадов и внутренней планировки. Балконы, колонны, декоративные элементы прогибаются, изгибаются, перетекают друг в друга.

 

Дом в стиле Барокко обязательно имеет лестницу. Она резко расширяется, обычно, в нижней части. Таким образом, основание ступень заполняет большую часть залы. Такая нерациональность в пользовании пространством позволительна лишь для масштабных помещений, и лишь для направления Барокко.

 

Стиль Барокко в музыке

 

Стиль Барокко в музыке – не религиозные направления. Ослабевает диктат церкви. У композиторов появляется возможность писать светские мелодии. Возникает инструментальное направление. Его главный представитель – концерт. Этому жанру посвятил львиную долю своих работ Вивальди.

 

В эпоху Барокко рождается и оркестр. Еще один первенец эпохи – опера. Первые произведения этього жанра написал Монтеверди. Его дело продолжил композитор Кавалери.

 

Барокко – стиль, презентация которого редко обходится без Баха. Иоган Себастьян жил в 17 веке. Ведущая «скрипка» в его творениях– клавесин. Предшественник фортепиано – типичный инструмент времен Барокко.

 

 

Сохранилась музыка, выстояли здания, остались популярными интерьеры. В забвении лишь истинные украшения эпохи. Дело в том, что много излишеств принес стиль Барокко. Фото, точнее картины – все, что осталось от драгоценностей 17-го, 18-го веков. Шикующий двор Людовика 14-го промотал всю козну. Долги пришлось погашать, переплавляя массивные украшения вельмож. Между тем, именно во Франции в эпоху Барокко наиболее активно развивалось ювелирное дело.

 

tvoi-uvelirr.ru

51.Ювелирное искусство барокко.

Барокко - (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Берёт начало в позднем ренессансе. Основные черты барокко: парадность, эффектность, пышность, динамичность, грандиозность, жизнеутверждающий характер.Для ювелирного искусства барокко характерны крупные формы, склонность к овалу, крупный рельеф, максимально вытянутый в чеканке.

В 16-18 веке появляется чай и кофе (сначала считались лекарствами и отпускались в аптеке). В 16 веке появляются чайники и кофейники. Для чая – пузатые (листья опускаются), для кофе с сужающимся горлышком (сохранение аромата). Появляются сахарницы с широким горлышком и щипчики для сахара, подносы для визитных карточек. Из металлов делают грелки для кровати.

Из ювелирных украшений популярностью пользуются подвески. Подвеска-это дамское украшение, т.к. в то время было очень глубокое декольте. Подвеска была двусторонней, имела сложную форму( животные, рыцарь на коне, Св.Георгий, сакральные сцены в объёме). Декорировались эмалью в сочетании с жемчугом сложной природной формы.

Лучший ювелир барокко (16 век)- Эразм Хорник. В его работах жемчуг является формообразующим. Использует резьбу по кораллу. Некоторые вещи функциональны (зубочистки- у М и Ж, подвески с нюхательной солью). Изготавливает броши в форме орла, которые могут применяться в качестве подвески.

В 16 веке появляется огранка бриллиантов. Формы огранки ещё не установились и часто бриллианты имеют неправильную форму. Бриллианты помещали в оправу из золота (что неправильно). Вместо бриллиантов часто использовали горный хрусталь(у ювелира заказывали сразу изделие и его подделку).

Популярны мемориальные украшения (контраст жизнь-смерть, старость-молодость и т.д.)-это проявление «моменто мори»-«помни о смерти». В таких украшениях использовались волосы умерших людей. Делали: кольца - по завещанию передавали родственникам, или отписывали сумму денег на изготовление такого кольца; подвески с портретом череп, подвески в форме гроба внутри которых находился разборный скелет; зажимы для создания складок на одежде в открытых местах» корсажные броши. Популярно применение миниатюр с портретом умерших людей. Характерны объём, масштаб, яркость.

Популярны изделия помандер или «яблоко амбре», которые использовались для ароматизации одежды и человека, их подвешивали к поясу. Помандеры имели различные формы, декорировались фигурками, эмалями и жемчугом. Были и не открывающиеся помандеры с фелигранной резьбой, сквозь которую выходил аромат. К концу барокко помандеры уменьшаются в размере, могут быть фигуративными и приближаются к форме флакончика для духов.

Появляются настольные, а затем и карманные часы у мужчин. Карманные часы имели округлые формы, форму груши или боба, цепочку и кольцо. Нет секундной и минутной стрелки. В мужском костюме специально для них появляется карманчик. И в связи с этим часы позднее приобрели более плоскую форму, футляр для защиты, т.к. стекла на циферблате они сначала не имели. Механизмы тоже декорировались. К концу 17 века появляется стекло, футляр убирают или делают часы с футляром и стеклом. Часы нередко декорировали эмалями.

В эпоху барокко очень популярен жемчуг. Носят его много. Это излюбленный материал для изготовления всевозможных ювелирных изделий. Чем крупнее и ровнее – тем лучше. Серьги-жирандоли(жирандоль – фонтан в несколько струй, в виде фейерверка). Использовали обработанные и кабошированные камни. Ожерелья с камнями, бриллиантами. Появляется первая бижутерия, используется имитация бриллиантов стеклом. У ювелира сразу заказывали и изделие и его копию. К ожерельям подвешивают подвески.

Ожерелье-брошь Севинье( как у маркизы де Севинье- французская писательница; автор писем, которые много лет писала дочери и друзьям.  В них она рассказывала о жизни Парижа и Версаля, политических событиях и различных новинках). Бант отстёгивался и мог служить брошью.

Брачное кольцо – фиде, это кольцо в виде рук(если в руках была корона,это означало что брак был титулованный), такое кольцо носила только жена, оно было символом верности. Также популярны кольца с поворотным камнем (с одной стороны печать). Кольца с тайным смыслом (внутри что-то близкое, о чем знает только носящий кольцо). Для барокко характерно соединение насыщенного по цвету камня и эмали. Также носили браслеты на плече и запястье. Браслеты били парные.

Мужская парюра (термин появился в 17 веке во Франции- драгоценный набор украшений): оружие, пряжки, броши для шляпы, эгрет- брошь для прикалывания пера на шляпу, перстень. Также если человеку давали орден (ему выдавали ленту цветов ордена) и он на свои деньги заказывал себе орден сочетающийся с парюрой. Также у мужчин в моде пороховницы, их вешили на пояс, в противоположной стороне от помандера.

studfiles.net

Барокко - пластическая роскошь - Ювелирные статьи, способы огранки, ювелирный мир, ювелирная мода | Jevel.ru

 

Стиль Барокко царствовал в ювелирном мире в период со второй половины XVII и до конца XVIII века, и началось всемирное увлечение этим стилем с Западной Европы, где в политическом, экономическом и социальном укладе просматривались значительные изменения. Например, в Италии церковь пыталась подчинить себе весь христианский мир, а во Франции становился новый политический строй – абсолютная монархия. И как всегда, во времена потрясений и перемен люди ищут, как бы справиться с ситуацией, и помогает в этом только искусство, в том числе и ювелирное.

 

Миру хотелось легкости, утонченности и яркости, ювелирным украшениям прошлых столетий недоставало некоторой свободы, которую и принес стиль Барокко. Мотивы ювелирных украшений стали более легкими, появились орнаментальные элементы, а сами драгоценности стали гораздо более изящными и воздушными.

 

Однако, вопреки чаяниям, в мире осталось не так много ювелирных изделий эпохи Барокко, все же экономические и политические потрясения сыграли свою роль, например, французам пришлось погашать долги Людовика XIV, поэтому многие драгоценности того периода пошли на переплавку по прямому указу монарха. В результате этого было уничтожено больше украшений эпохи Барокко, чем за все воины в течение нескольких столетий.

 

Во время Барокко в моде вновь вошли броши и пряжки для обуви. Если броши использовались по прямому назначению – ими скрепляли вырез или драпировали одежду, то пряжки были абсолютно нефункциональны, но при этом очень красивы, подвески же наоборот пали в немилость. Истино барочным украшением стали женские костюмы, которые расшивались жемчугом в несколько рядов, так же активно стали использовать жемчуг и при создании браслетов, которые носились попарно.

 

Серьги всегда ценились в ювелирном мире, однако в эпоху Барокко они стали просто незаменимым аксессуаром, в эту эпоху появился новый стиль серег – «жарандоль», представленных в виде трех подвесок. Так же изобретением Барокко считаются кольца с хранившимися внутри них секретами.

 

Самым известным ювелирным изделием, сохранившимся до наших времен, считается ларец Анны Австрийской из резного чеканного золота и золотые плакетки, посвященные достижениям Людовика XIV. Несмотря на то, что во Франции так жестоко обошлись с ювелирными украшениями того времени, все же центром барокко становится именно она, самым ярким именем этого периода является Пьер Жереми, который первым начал работать в новом стиле.

 

В остальной Европе так же появились новые мастера, однако здесь в стиле барокко создавали не сколько ювелирные украшения, сколько предметы утвари. Характерными для стиля барокко являются блюда из позолоченного серебра, на которых изображено множество фигур. Кстати, некоторые из таких блюд хранятся в Оружейной Палате Московского Кремля.

 

В Голландии стали распространены кубки для вина, которые выполняли в виде рога, Германия более других стран сохранили ювелирные предметы того времени, в том числе реалистичные статуэтки различных животных. А вот Англия не выработала свой собственный стиль, поэтому долгое время шла на поводу у Фландрии и Германии. Однако в начале XVIIвека в Великобритании все же появились характерные предметы стиля Барокко – ювелирные сосуды, кувшины для вина.

 

В итоге, для ювелирных изделий стиля барокко характерны следующие характеристики. Идея: каждая страна выработала свои индивидуальные предпочтения. Материал: драгоценные металлы, камни, особое внимание уделялось жемчугу. Мотивы: орнаментальные элементы. Форма: пластическая роскошь.

www.jevel.ru

Барокко_текст

Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход еще при Людовике XIII, который был лыс. Теперь они стали намного пышнее. Шляпы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в следующем XVIII веке.

В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок. Главным материалом отделки свадебных платьев стало кружево. Тогда же невесты стали носить и чулки на подвязках и по нескольку нижних юбок в качестве белья.

Драгоценности Барокко

Оставалось место и для драгоценностей. Открытую шею дамы обвивали нити прекрасного жемчуга, очень модного в эпоху барокко. В ушах сверкали роскошные многодельные серьги с тремя жемчужными подвесками, так называемой формы «жирандоль». Жемчуг также нашивали вместе с лентами на платье, им украшали волосы и талию. Мода того времени была благосклонна и к дорогим кольцам с рубинами и изумрудами, закрепленными в высоких кастах. Приметой времени могут служить и драгоценные пряжки для одежды и обуви.

Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало различных заколок. Раньше использовали аграфы, теперь их заменили броши, которые впервые вошли в обиход именно в эпоху барокко. Крупные декоративные броши, декорированные яркими камнями - изумрудами, рубинами,  сапфирами, жемчугом, - украшали декольте корсажа или подчеркивали осиную талию дамы. Небольшие броши-розетки, оформленные драгоценными камнями,  скрепляли модные тогда бессчетные прорези на платьях. Но, пожалуй, наиболее характерны для «стиля роскоши», как порою называют искусство этого времени, усыпанные камнями ажурные броши-склаважи - их прикрепляли к шейной ленте или акцентировали ими глубокие декольте.

Удивительно эффектны крупные броши, выполнявшиеся в виде букетов цветов или переплетенных ветвей, либо в виде всевозможных лент, завязанных бантом. По одной из легенд, возникновение моды на броши-банты связано с небезызвестной мадам де Севинье, прославившейся своими эмоциональными письмами к дочери, красочно рисующими быт и нравы светского общества ее времени. Подтверждением этой легенды может служить принятое позднее название броши-банта с подвеской - «брошь де Севинье». Все броши того времени в соответствии с принципами стиля барокко имели пышные, строго симметричные формы и были обильно украшены глубокими по цвету драгоценными камнями.

Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных прическах нередко блестят и золотые и серебряные (в буквальном смысле) локоны. Мужской стиль этого времени - это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды ("испанская бородка"). После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля Барокко - середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние.

В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика 14. Правление Короля-Солнца (1643-1715) стало апогеем абсолютной власти, и для оформления этой власти требовалась достойная оправа. Самые искусные ювелиры, так же как и лучшие мастера других видов искусства, стекались к французскому королевскому двору. Интересно отметить, что золотых дел мастера пользовались там особыми привилегиями, не случайно только им и живописцам было разрешено высочайшим указом носить шелковые чулки, что до той поры позволялось лишь дворянам.

Костюм и прическа Рококо

До самой смерти Людовика XIV костюм, как мужской так и женский, практически не изменялся. Только детали: отделки, вышивки, узоры кружев и цвет выбирали по своему вкусу. За год до смерти Короля - Солнца, в 1714г., на придворный бал в Версале попала герцогиня Шрусбери. Людовик, главный законодатель европейских мод, положительно оценил её маленькую, скромную причёску и умерено пышные юбки, и сразу в моду вошла простая, слегка припудренная причёска, украшенная букетиками или кружевной наколкой. Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденцией века, сразу и навсегда уничтожив причёску «Фонтанж», продержавшуюся в моде более 30-ти лет. Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена- все до единой- причёсаны скромно и элегантно. Названия этих причёсок также сохранились — «бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».

Ценится в эпоху рококо и парфюмерия, активно используются ароматы, среди женщин широко распространены духи - фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

А ещё эпоху рококо по праву называют «женским веком». Именно в стиле рококо мужской костюм приближается к женскому, мужчины в одежде также следуют моде, как и дамы, они также наряжаются, также следят за ней. И более того мужская мода максимально приближена к женской.

Мужской костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. Жюстокор – это длинный мужской кафтан, который чаще всего шьётся по фигуре. Впервые жюстокор появляется во Франции в 60-е годы XVII века. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.

Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.

Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.

Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки.

Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. В моде также остаются и напудренные парики с закрученными по бокам буклями, а также косичкой и бантом сзади. Головной убор – треуголка.

Идеальный мужчина – придворный франт.

Женский костюм эпохи рококо

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо. Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одеждой в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы.

Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница.

Драгоценности эпохи рококо

В европейском ювелирном искусстве ХVIII века ведущее место занимают французские мастера. Криволинейный контур, характерный для рококо, оказался особенно созвучен самой природе ювелирного искусства.

Начало столетия - "галантный век", эпоха театрализации жизни отмечено оживлением в изготовлении ювелирных украшений, избежавших печальной участи ювелирных произведений барокко.

ХVIII век также стал эпохой расцвета брошей, которые не только по-прежнему выполняют утилитарную функцию, но и являются собственно украшением. Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.

Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.

Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.

В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.

Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.

Самым репрезентативным женским украшением во Франции во второй половине века в кругу аристократии было бриллиантовое колье, составлявшее главную часть гарнитура аналогичной работы. Это своеобразный ансамбль, состоявший из различных видов украшений: ожерелье, серьги, брошь, кольцо, браслет, а иногда и диадема.

Издавна было известно, что бриллиант лучше всего проявляет свои декоративные свойства легкой ажурной оправе. ХVIII столетие развило этот принцип. Оправа pave "в ажур", широко применяемая с этих пор, совершенно скрыта от взгляда, предоставляя камню возможность царить во всем своём великолепии. Так создается впечатление, что бриллианты парят в воздухе. Иногда ради живописного пятна в центр отдельного фрагмента вставлялся изумруд или рубин.

В серьгах рококо также проявило свою изощрённую фантазию. Чрезвычайно модными украшениями стали бриллиантовые серьги с длинной подвеской, соответствующие броши, украшавшей декольте. В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.

В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.

Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.

Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Мейсонье.

Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".

Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Немало французских ювелиров работало в Голландии.

Немецкая ювелирная школа этого времени отличается перегруженностью стиля. Помимо основного материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.

В России расцвет рококо совпал с правлением дочери Петра I Елизаветы Петровны, "веселой императрицы", питавшей особую любовь к французской художественной культуре. Поэтому русское ювелирное искусство в этот период в целом близко французскому.

Изысканный стиль французского рококо, как видим, объединил искусство многих европейских стран в ХVIII веке.

Книга, Литература и музыка

Музыканты XVII века пытаются выразить внутренние переживания человека. Причем, особенно сильно это стремление сказалось в культовой музыке. Теперь уже недостаточно рассматривать отношения всего человечества с Богом. Гораздо интереснее общение с ним отдельного индивида и его чувства по этому по поводу. Главным предметом музыки барокко становится общение вообще. Музыкальное произведение должно было, как бы давать модель такого общения.

К XVII веку в мире музыки наметилось вполне четкое деление. Театральная музыка обслуживала, в основном, верхи общественной иерархии, придавала им соответствующий вид. Инструментальная и танцевальная музыка все больше становилась чисто светской и все больше освобождалась от сословных различий. И, наконец, культовая музыка совмещала в себе черты и той и другой. Из театра культовая музыка восприняла большие вокальные формы и драматическое развитие сюжета. От инструментальной музыки - риторические фигуры и чисто музыкальные (не связанные со словом) принципы развития музыкального материала. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон). Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти(небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы. На западе в области романа выдающийся представитель — Г.Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы — П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д.Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М.Ломоносов. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали ее тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя

Книга Рококо

Так как рококо сильнее всего проявил себя в интерьере, изображения интерьеров рококо встречаются в книжной иллюстрации 1730 – начала 1760-х гг., т.е. в период распространения стиля рококо в оформлении интерьеров. Книжная иллюстрация точно передает облик интерьеров рококо. Она фиксирует различные виды помещений (салон, спальня, будуар), передает особенности отделки, соответствующую обстановку и предметный ряд. Изображение интерьеров рококо не определено литературным текстом буквально. «Документальный» интерьерный фон книжной иллюстрации способствует восприятию литературного произведения, так как уточняет место и время действия и, кроме того, выделяет «знаковые» элементы интерьерного декора, которые помогают зрителю понять смысл изображения без помощи текста, фрагментарно и живописно.

К слову сказать, «комнатный», интимный характер стиля рококо позволил инициалу вновь уменьшиться в размере — именно в измельченном и малом рококо достигало большего эффекта. Заглавная буква на странице книги походила на изящную безделушку из коллекции аристократа­-щеголя — она тешила глаз, не претендуя на что­-то большее.

Законодателем мод в подобной орнаментации инициальных букв долгое время являлась Франция. В числе иностранцев, создавших блестящие образцы нового стиля, можно назвать португальца Мануэля де Андраде и итальянца Мауро Погги.

Собрание каллиграфических и декоративных инициалов Андраде было издано в Лиссабоне в 1719 году с характерным названием «Новая школа». Давно подмечено, что начертания букв в каллиграфических алфавитах исключительно музыкальны. Известный художник шрифта В.В.Лазурский писал, что «буквы поют под пером» настоящего мастера, а «каллиграфические листы производят впечатление музыкальных произведений, только обращенных не к слуху, а к глазу».

studfiles.net

Ювелирное искусство. Барокко.

Многое кликабельно.

Табакерка с изображением аллегорической женской фигуры на триумфальной колеснице. ФрагментСередина 17 века Золото; чеканка Лондон ВеликобританияИз сокровищ галеона "Маравильяс", затонувшего в 1656 году у Багамских островов

Настольное украшение "Корабль" Шлоттхайм, Ханс 16 - 17 век Золото ГерманияВозможно, принадлежало к коллекции диковинок чешского короля Рудольфа II, находившейся в Праге. Имеет механизм, приводящий в движение фигурки трубачей.Имперская сокровищница Вена.

Кувшин Мизерони, Оттавио; Ван Вианен, Паулюс Начало 17 века ЯшмаХудожественно-исторический музей Вена АвстрияВходил в состав личного собрания Рудольфа II, внука Фердинанда Тирольского.

Круглая брошь. 1650 Золото, аметист, топазы Лондон ВеликобританияНадевались по самым торжественным случаям. Полагалось, чтобы форма украшения и цвет камней гармонировали с другими элементами костюма. Из сокровищ с галеона "Маравильяс", затонувшего в 1656 году у Багамских островов.

Пектораль в виде креста. Середина 17 века Золото, изумруды; гравировка Длина 10 смЛондон Великобритания. На декор лицевой стороны пекторали пошло 66 колумбийских изумрудов. Из сокровищ с галеона "Маравильяс", затонувшего в 1656 году у Багамских островов.

Золотые слитки. Середина 17 века Золото Лондон ВеликобританияКлейма на этих слитках в форме стержней содержат информацию о весе, пробе (заверенной королевским чиновником) и личности отливавшего их мастера.

Сосуд в виде орла. 1661 Золото Исторические королевские дворцы Лондон ВеликобританияСосуд для освященного масла для помазания венценосца. Масло выливается из клюва птицы .

Держава Карла II. Вайнер, Роберт 1661 Золото, драгоценные камни, жемчугИсторические королевские дворцы Лондон Великобритания.

Держава королевы Марии II. 1698 Золото, искусственные драгоценные камни и жемчугИсторические королевские дворцы Лондон ВеликобританияВыполнена для коронации Вильгельма III и Марии II, управлявшими Британией на равных правах. Первоначально была украшена драгоценными камнями, взятыми "напрокат" у ювелиров, как тогда было принято.

Держава короля Богемии.1619 Золото, сапфиры, изумруды, рубины, бриллиантыБаварское Управление государственными замками, Королевская резиденция Мюнхен Германия

Настольные часы, увенчанные державой с двуглавым орлом.1680Серебро, золото, драгоценные и полудрагоценные камни; позолота, эмаль, резьбаБаварское Управление государственными замками, Королевская резиденцияМюнхен Германия Изготовлены в Аугсбурге.

Колье. Около 1670 Золото, изумруды, бриллианты, эмаль Ширина ок.12 смМузей Виктории и Альберта Лондон Испания

Цепь. Фрагмент Ок. 1760 Золото, рубиныЧастное собрание Германия

Эмблема Золотого Руна.1760 - 1770 Золото, альмандин, гранат, бриллианты, рубиныБаварское Управление государственными замками, Королевская резиденцияМюнхен Германия Принадлежит к знакам ордена Золотого Руна, учрежденного в 1430 году бургундским герцогом Филиппом Добрым.Спасибо за внимание!! Код в комментарии.

yablor.ru


Смотрите также