Древний Египет: костюм, головные уборы, украшения. Ювелирное украшение древнего египта


публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Мне очень нравится египетский стиль, а вам?

Особенно очень люблю египетские украшения и часто работаю в этом стиле.

Данный материал посвящен костюму древних египтян и конечно же украшениям. Ранее уже была небольшая публикация на египетскую тему, но на сей раз материал более обширный, подробный и интересный.

Итак, начнем с костюма.

Одежды древних египтян были очень просты - изготовлялись они из льна, который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому. Так же население носило одежды из кожи, хлопка.  

Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях. 

  

Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.

Головной убор

Простейшим из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили также повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.  

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.

 

 

Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы. 

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем.

 

Все сословия носили платок — клафт. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. 

  

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных. 

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей.

 

Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы.

 

 

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней. 

 

Прическа.

Прически египтян походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основным атрибутом прически был парик.

Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета . Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.

Парики также выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. 

 

 

Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, а также завивать. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами. 

  

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами. 

Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. 

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических». 

 

Украшения. 

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Также носили воротники - ускх. 

 

  

Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. 

В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. 

 

 

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Уджат считался мощным амулетом. 

 

 

Ювелиры использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум – самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Серебро для древних египтян имело ценность большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. 

 

 

 

Статья подготовлена по материалам сайта История костюма, а также других сайтов и  энциклопедий.

www.livemaster.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

С самого детства меня очаровывало это жаркое царство — Древний Египет. Его коварные жрецы и справедливые фараоны. Или наоборот?

Теперь я смотрю на эту тему немного под другим углом, и хотела бы рассказать вам немного про украшения, которые носили древние египтяне.

В Древнем Египте ты — это то, что ты носишь. Украшения носили как женщины, так и мужчины во всех социальных слоях общества. Свою страсть к украшательству люди переносили и на статуи. Монументы богов и царей были щедро изукрашены орнаментами и инкрустированы драгоценными металлами. Без драгоценных побрякушек не обходились даже умершие — браслеты, серьги, колье и бусы отбывали в Мир Мертвых вместе со своим хозяином, чтобы обеспечить ему роскошную жизнь после смерти.

Из чего же делалась вся эта нечеловеческая роскошь? Основные металлы, используемые при изготовлении украшений, это медь и золото. Понятно, что выбор металла зависил от социального класса: кому попроще — медь, а кто посолиднее — тому золото. Оба металла в избытке добывались неподалеку — в Нубийской пустыне. Наверное, не слишком-то приятно копать песок под палящим солнцем, но с защитой труда в то время было довольно сложно, поэтому копали, и видимо, жалоб было не очень много.

А вот с серебрянными украшениями в Древнем Египте были определенные сложности. Залежей серебра в непосредственной близости не водилось, и поэтому находчивым египтским ювелирам приходилось как-то выкручиваться. В результате в дело шли разные оттенки золота, полученные с помощью присадок - от зеленого до красновато-коричневого и редкого розового золота. Цвет зависел от пропорций примесей посторонних металлов.

Но, сами понимаете, голый металл в глазах среднестатистического египетского гражданина - это довольно скучно. Поэтому для инкрустации активно использовались природные камни, эмаль и стекло.

Из самоцветов активно использовались бирюза, ляпис-лазурь, сердолик, обсидиан и горный хрусталь. Если мысленно представить себе цвета всех этих раскошных минералов, то вот они - основные цвета Египта. Ведь все украшения, сделанные в Древнем Египте — имею свой особенный, легко узнаваемый стиль. Увидев, сложно ошибиться.

Любимый прием египетских ювелиров древности — изготовление подделок, которые имитируют более дорогие камни. Для этого размалывался кварц, в него добавлялись красители. Полученная смесь нагревалась и формовалась. Дешево и сердито! Самый популярный цвет, догадайтесь какой? :) Предполагаю, что вы подумали про прекрасный оттенок бирюзы и были абсолютно правы.

Теперь немного про украшения, которые пользовались наибольшей популярностью. Одним из самых любимых украшений было вот такое широкое ожерелье-воротник, которое называлось ускх.

Шикарно, не правда ли? В аккуратные ряды ожерелья могли вплетаться бусины в виде животных или цветов. Зачастую, это украшение закрывало все расстояние от шеи до ключиц. А иногда было еще и очень тяжелым — золотой ускх фараона мог весить несколько киллограммов. Ну не пристало правителю носить какие-то несерьезные девчачьи бусики.

Помните, в начале статьи я говорила, что в Древнем Египте ты то, что ты носишь? Так вот, эти драгоценные бусики, собранные на полотно или кожу — чтобы красиво лежали — служили одним из отличительных признаков статуса своего владельца. Подобное украшение мог даровать фараон человеку особо отличившемуся.

Помимо ожерелий с удовольствием носили кольца, браслеты и серьги. Причем излишество в весе и размере не обошло и серьги — иногда они были настолько тяжелыми, что оттягивали и деформировали мочку уха. Но на что только не пойдешь, чтобы блестнуть лишним киллограмом золота перед мерзкой соседкой, которая думает, что она в чем-то лучше тебя :)

Помимо декоративной функции украшения выполняли еще и роль оберегов. Амулеты и талисманы не только защищали, но и наделяли своего владельца силой. Одним из самых популярных был жук-скарабей. Он ассоциировался с главным божеством Древнего Египта — богом Ра и повсеместно использовался в украшениях не только элиты, но и вполне себе рядовых граждан. К украшениям-оберегам относились довольно трепетно. Поэтому на оборотной стороне некто догадливый придумал писать инициалы владельца — чтобы не посеять.

Все вышесказанное относится по большей части к хорошо обеспеченным слоям общества. Но не количество денежных едениц определяет тягу к прекрасному! Что же делали менее обеспеченные египтяне? Выкручивались как умели :) В ход шли керамика, стекло и кость. Причем зачастую работы небогатых умельцев в красоте и исполнении не уступали шикарным изделиям из золота.

Фаянсовым бусинами придавали причудливые формы лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев.

В ход шли и свежие цветы. Египетские модницы зарепляли роскошные цветы лотоса на лбу, чтобы придать своей прическе изысканный вид и обонять тонкий аромат цветка.

Поэтому, с уверенностью можно сказать — вне зависимости от пола, состоятельности и принадлежности к какому-либо сословию египтянин умел сделать себя красивым.

Что же случилось потом с отчаянными модниками и любителями украшений? Их царство потихоньку приходило в упадок, чему не в последнюю очередь способствовал рабовладельческий строй и не всегда оправданная политика фараонов. В конечном итоге, ослабевшее Египетское Царство захватили сирийские завоеватели, и некогда могучий и прекрасный Египет превратился в одну из сирийских колоний (сатрапий).

Умеем ли мы в наше время носить украшения с таким же вкусом и смыслом? Наверное нет, но наш век этого и не требует :)

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

www.livemaster.ru

Ювелирное искусство Древнего Египта

Разделы: МХК и ИЗО

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение графической работы.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Зрительный ряд: презентация к теме урока, педагогические рисунки ювелирных украшений и символики изображений.

Задание:

1. Выполнить изображение головного убора для царицы Египта. 2. Выполнить изображение нагрудного украшения. 3. Выполнить изображение браслета и серёжек.

Технику выполнения работ учащиеся выбирают по желанию (живопись, графика, аппликация).

План урока.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Актуализация мотиваций опорных знаний

Учитель: Перед вами три опорных слова: «Египет», «Клеопатра» и «украшения». Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема урока?

Учащиеся: Украшения Египта  или украшение фараонов.

Учитель: Почти угадали. Тема сегодняшнего урока: «Ювелирные украшения Древнего Египта». (слайды № 1, 2).

– На первом уроке в этой четверти мы уже выяснили, зачем же нужны людям украшения. Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.

Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.

Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.

3. Постановка проблемы урока

Учитель: Царица Древнего Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали. Представим себя в роли мастеров-ювелиров и преподнесём в дар царице свои украшения. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?

Учащиеся: нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.

4. Введение нового материала

Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.

Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела (слайд  № 3). Как вы думаете, что из себя представляли украшения древних египтян?

Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.

Учитель: Согласна, виды украшений мало чем изменились, изменились материалы из которых они изготовлялись и техника исполнения. Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей (слайд № 4).

Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце (слайды № 5,6).

Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости.  Этот образ пронизывает всё египетское искусство (слайды № 7, 8, 9).

Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти (земля Амона) (слайды № 10, 11).

Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону (слайд № 12).

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть (слайд № 13).

Наверняка, многим из вас знакомы и эти изображения – это серьги древних египтян (слайд № 14).

Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам, Как вы думаете, почему?

Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.

Учитель: Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия (слайд № 15).

Посмотрите на эту фотографию, маленькие солнышки из золота, сердолика и стеклянной пасты, собранные в украшение для парика. Его носила одна из трех младших жен шестого фараона XVIII династии Тутмоса III три с половиной тысячи лет тому назад (слайд № 16).

– Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой (слайд № 17).

5. Самостоятельная работа учащихся

Работу можно выполнять в группах или индивидуально. Учащимся предлагается разнообразие художественных материалов: пастельные мелки, гуашь или акварель или оракал (цветная самоклеющая бумага) для работы в технике аппликации. На классной доске демонстрируются примеры изображения ювелирных украшений и символика изображений древнего Египта.

6. Подведение итогов урока

Вопросы для повторения:

Демонстрируем и анализируем работы учащихся. Если дети работали по группам, то можно предложить защиту своих творческих работ руководителям групп.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также