Египетские украшения: наследие великих. Ювелирные египетские украшения


Древнеегипетские украшения с драгоценными камнями.Фото

Первые доказательства существования драгоценностей в древнем Египте относятся к 4000г.д.н.э.

В древнем Египте и мужчины и женщины были ценителями драгоценностей и носили их в больших количествах. Драгоценности свидетельствовали о богатстве и статусе владельца, а так же оберегали от зла. Камни защищали как живых, так и мертвых. Считали, что драгоценные камни приносили процветание даже после смерти.

В древнем Египте было много видов драгоценностей, включая амулеты, ожерелья, кулоны, браслеты, кольца, сандалеты, диадемы, воротники и печати. Многие древнеегипетские методы обработки драгоценных камней утеряны, но качество изделий было превосходное.

Хотя у египтян был доступ ко многим драгоценным камням, они предпочитали использовать мягкие полудрагоценные камни, такие как карнеол, яшма, лазурит, малахит, кварц и бирюза.

Цвет драгоценных камней был очень важен для египтян, так как определенные цвета обеспечивали защиту от зла или привлекали удачу. Во многих древних культурах королевские особы носили синие драгоценные камни. Эта традиция характерна и для Египта, где наиболее ценным камнем был лазурит.

Бирюза – еще один драгоценный камень, уважаемый египтянами. Ее цвет напоминает тропическое море. В Египте бирюза символизировала радость, чистоту и удовольствие. Золотая маска на похоронах Фараона Тутанхамона была инкрустирована бирюзой, лазуритом и карнеолом.

Основные материалы для изготовления драгоценностей располагались в Египте или на ближайших территориях. Некоторые другие ценные камни, такие как лазурит, импортировали из Афганистана. Любимым драгоценным камнем Клеопатры был изумруд. Изумруды добывались около Красного моря. Египет держал монополию на изумруды до 16-го века. Сегодня, из-за своей редкости, качественный изумруд стоит намного дороже, чем алмаз. Египтяне ассоциировали изумруды с изобилием, бессмертием, омоложением и долголетием. Сегодня, женщина, носящая изящное изумрудное ожерелье или кольцо, ощущает себя настоящей Клеопатрой.

Не все могли сделать изумруд или другие полудрагоценные камни доступным для низких социальных классов. Египетские ремесленники изобрели поддельные драгоценные камни. В этом египтяне стали настолько умелыми, что было трудно отличить подлинные изумруды, натуральный жемчуг и тигровый глаз от подделок.

Древние египтяне придавали значение каждому цвету. Например, зеленые драгоценности символизировали изобилие и процветание и богатый урожай, а красное ожерелье на шее умершего удовлетворяло жажду крови богини Isis.

Мужские древнеегипетские кольца имели не только декоративное назначение, но были еще и важным административным инструментом. Официальные документы не подписывались, а опечатывались с помощью колец. Печать бедного мужчины являла собой медное или серебряное кольцо, а печать богатого мужчины была тщательно продуманным украшением с драгоценным камнем. Кольцо было инкрустировано драгоценным камнем, на который наносилась эмблема владельца (скорпион, лев или ястреб).

Египетский жук скарабей использовался в качестве амулета, приносящего удачу богатыми и бедными. Изображение жука скарабея использовалось при создании кулонов, браслетов, колец и ожерелий. Полагали, что такие драгоценности имели сильные волшебные и религиозные свойства, а скарабей был символом возрождения. На украшениях писали имя владельца, чтобы обозначить, кого защищает украшение. Кулоны, браслеты, кольца и ожерелья с изображением скарабея изготавливались из драгоценных или полудрагоценных камней, таких как карнеол, лазурит или бирюза.

Некоторые ранние примеры колец с изображением скарабея, обнаруженных археологами, принадлежали Sithathoriunet, дочери 12-й династии египетского короля.Драгоценности были найдены в месте ее захоронения в Эль-Лауне. В каждом кольце крылья скарабея инкрустированы полосами бирюзы, лазурита и других драгоценных камней, его голова и тело сделаны из карнеола, а ноги – из лазурита.

Египетские браслеты существовали во множестве различных видов. Некоторые браслеты были повязками, некоторые простыми золотыми кольцами, браслеты на запястья были сделаны из маленьких бусинок лазурита, карнеола и полевого шпата на золотой нити.Из-за религиозных верований древних египтян, ювелирные изделия были необходимы покойному в загробной жизни, и драгоценности хоронили вместе с мертвыми. Фактически древние египтяне смолоду готовились к смерти, собирая как можно больше защитных драгоценностей. Главной причиной расхищения гробниц египетских мумий было именно изобилие драгоценностей, которые в них похоронены.

Кроме золотых, в Египте найдено много украшений из полудрагоценных камней. В 1901 году, во время раскопок могилы Дджера, второго Фараона 1-й Династии Египта, было найдено четыре браслета.

Они были одеты на руку женщины, тело которой было обернуто в льняные бандажи и скрыто в стене могилы. Браслеты сделаны из золота, лазурита, бирюзы и аметиста.

gemios.ru

Египетские украшения: наследие великих - РосКошка

С незапамятных времен люди декорировали свое тело. Сначала украшениями служили изделия из природных материалов, позже на смену им пришли драгоценные металлы и камни.

По мнению экспертов, ювелирное искусство зародилось в Древнем Египте. В те времена тот, кто владел золотом, и получал власть. Чтобы продемонстрировать свой высокий статус, люди убирали драгоценностями не только себя, даже ограждения домов знати блистали драгоценными камнями. Что говорить про украшения самих фараонов, они поражают изысканностью и роскошью. Со своими ювелирными изделиями владельцы не расставались и после смерти: знатных особ хоронили вместе с их драгоценными «цацками».

Ювелирное искусство Древнего Египта было достаточно развито. Изделия из бронзы или золота инкрустировали лазуритом, изумрудами, аметистами. Древними ювелирами была разработана технология холодной эмали. По самим украшениям заметно владение технологией гравировки и филиграни. Древнеегипетские мастера, блестяще владея принципами пайки, создавали утонченные ювелирные шедевры.

В Древнем Египте ювелирные изделия пользовались спросом как у женщин, так и у мужчин. Причем изделия изготовлялись ремесленниками не только для живых, но и для мумий. По верованиям египтян, хоронить людей можно лишь с теми украшениями, которые сделаны специально для этого случая. Древними мастерами создавались ритуальные кольца, нагрудные изделия, короны и венцы с добавлением полудрагоценных камней. Цвет камней в изделии также имел определенную символику. Красные камни означали силу и влиятельность, синие – милосердие, бирюзовые – радость.

Самыми распространенными украшениями в Древнем Египте были всевозможные кольца. Ювелиры начали создавать их еще до появления металлов, используя камень или рога, позже на смену им пришли золотые, медные и серебряные изделия. Популярными были массивные золотые кольца с фигуркой скарабея, который символизировал перерождение. Поэтому их часто погребали с умершими. Помимо колец, египтяне носили разнообразные амулеты из камня и кулоны в форме трапеции.

Многие из древних египетских украшений сохранились до наших дней. Браслеты, кольца, ожерелья и серьги, которые носили жены фараонов, датируются около 2,5 тысячами лет до нашей эры. Спустя тысячелетия замечательно сохранились мужские ремни, декорированные драгоценными камнями.

Не отстают от предшественников и современные египетские ювелиры. Их изделия – это сочетание античного дизайна и новейших технологий работы с металлами и камнями. Очень актуален среди современных украшений браслет Ка с цветами лотоса, декорированный ониксом, бирюзой и лазуритом. Он символизирует природную силу человека. По-прежнему пользуется популярностью образ жука скарабея, которым убраны практически все виды изделий нашего времени.

Особый интересу туристов, посещающих Египет, вызывают репродукции старинных украшений, которые можно приобрести от 10 до 250 долларов.

Современное ювелирное производство отмечено тем, что известные дизайнеры ищут вдохновения в древних цивилизациях, используя традиционные мотивы. Ввиду этой тенденции украшения, дизайн которых отмечен стилистикой Древнего Египта, стали очень актуальными среди современных коллекций ювелирных изделий и бижутерии.

roskoshka.ru

Из истории украшений Древнего Египта

Кто видел фильм "Клеопатра" 1963 года с Элизабет Тэйлор в главной роли, наверняка не мог не восхищаться украшениями, в которых появлялась египетская царица. И хотя эти украшения в фильме не всегда соответствовали исторической действительности, во многом они довольно точно передали стиль и дизайны древнеегипетских ювелирных изделий.О том, что в Древнем Египте ещё 5 тысяч лет назад существовало ювелирное искусство, можно судить по барельефам, найденным в гробницах. На них изображён полный процесс создания украшения - от обработки природного материала до того момента, когда готовое изделие взвешивается и оценивается. Ювелирным делом занимались мастерские при дворцах и храмах, а украшения носились и женщинами, и мужчинами.

Бусы. 3200-3100г до н.э.

Самые древние дошедшие до нас египетские украшения датируются 5 тысячелетием до н.э. Их можно увидеть в коллекции Британского музея. В основном это простые ожерелья и браслеты из ракушек, камня-голыша и костей животных. А вот сохранившиеся украшения 4 тысячелетия до н.э. - это уже не только ожерелья и браслеты, но и массивные пояса из множества рядов мелких бусин, где ракушки и камни используются разве что для разделения. Бусины изготовлялись из корнелиана, лазурита, бирюзы, яшмы, полевого шпата. Но наиболее популярным материалом того периода стал стеатит, покрытый зелёной или голубой глазурью для имитации самоцветов.

Браслет. Золото, корнелиан, бирюза. 1887г до н.э.

Что интересно, египтяне придавали большое значение окраске украшения, и зелёный был наиболее любимым цветом, потому что символизировал плодовитость. А вот например больные люди одевали красные украшения из сердолика, так как считалось что это поможет удовлетворить жажду крови богини Исиды и болезнь отступит.

Браслет. Золото, корнелиан, бирюза, лазурит. 1880г до н.э.

В период между 2000 и 1400 годами до н.э. ювелирное искусство расцветает и появляется множество украшений из золота и серебра, причём серебро ценится больше и стоит дороже. В моду входят ожерелья из цилиндрических или дисковидных бусин и пластин и амулеты в форме раковины устрицы. Считалось, что такие амулеты призваны сохранять хорошее здоровье. Военные на таких амулетах ещё и делали магические надписи, которые должны были оберегать их в бою.

Перстень с изображением бога Себиумекера. Золото, стекло. 1в. до н.э.

В это же время появились и перстни-печатки, очень часто в форме жука-скарабея, символа возрождения и жизненной силы. Мотив этого жука присутствует и во многих других изделиях.

Браслет. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло. 1530г до н.э.

При всём разнообразии украшений - пояса, браслеты, ожерелья, кольца, броши, диадемы - по какой-то причине египтяне долгое время не носили серьги. Появились они лишь около 1500 года до н.э.

Серьги. 3-2в до н.э.

В следующий период времени 1500-900 г.до н.э. из новинок в мире египетских украшений стали широкие воротники, символизировавшие солнечный диск. Делались они из самоцветов или золота. Особенно популярны были цветочные орнаменты: листья финиковой пальмы, лепестки мака, гроздья винограда, цветы лотоса, фиалки и жасмина сплетались в невообразимый узор, напоминающий гирлянду из настоящих растений и цветов. Знаком особого расположения, которым награждались отличившиеся, были броши и кулоны в виде золотых мух.

Ожерелье-воротник. 1353-1336г до н.э.

Появляются и типично египетские формы украшений: пектораль - нагрудное украшение, носимое на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов; и нечто наподобие парика, в котором вместо волос - пряди из золотых бусин или самоцветов.

Пектораль. 1887-1813г до н.э.

Головной убор. 1504-1450г до н.э.

Браслет. 1334-1328г до н.э.

Ожерелье. Золото, сердолик, бирюза.

Диадема. Золото, бирюза, лазурит. 1479-1425г до н.э.

Ожерелье. 1350г до н.э.

Браслет с изображением глаза Гора - Веджата. Золото, лазурит, корнелиан890г до н.э.

Диадема. Золото, обсидиан, стекло, корнелиан. 1332-1322г до н.э.

olga-mir.blogspot.ru

Древнеегипетские украшения: ювелирные изделия, одежда и головные уборы

Способность человека к украшательству известна с древности. Не только дома и храмы, но и собственную одежду, а также тело всячески старались украсить. И в этом плане древнеегипетские украшения считаются наиболее искусные, на дизайн которых и сегодня смотрят с восхищением ювелирные профессионалы.

Согласно историческим справкам, украшения в Древнем Египте начали делать приблизительно с 3100 г. до нашей эры. Причем эти украшения говорили не только о социальном положении хозяина, но и имели другие важные сигналы. Украшениями владели все слои населения, что говорило об их сакральном значении для каждого гражданина. Среди украшений известны браслеты, кольца, серьги. Однако самыми ценными считались украшения из лазурита.

Символизм в древнеегипетских украшениях

Египетские украшения прежде всего отличались символизмом и отражали свою значимость с точки зрения религиозных образов. Практически на всех изделиях изображались магические символы, образы богов, животных и различные иероглифы. По своему значению такие изделия должны были играть роль защиты древнего человека от злых духов и сглаза.

Впрочем, существовали и другие ювелирные украшения, которые не имели отношения к религиозным культам, а использовались в качестве печати. Такие кольца носили мужчины, а печать считалась оригиналом подписи с юридической силой. Богатые мужчины обладали дорогими и изысканными кольцами со сложным дизайном и драгоценными камнями. Часто на них наносили образы ястребов или львов. У владельцев низшего сословия кольца на руках были медными или серебряными.

Очевидно, что для древних египтян украшения имели не ту ценность, что сегодня. Они больше верили в магическую силу, а ценность подкрепляли согласно своему положению. Изделия оберегали от злых воздействий, дурного настроения и, как ни странно, даже от физического насилия.

Что касается форм ювелирных изделий, то это были различные божества, которым верили египтяне. Среди них особое значение имел скарабей, символизировавший движение вперед и большую жизненную силу. Действительно, если посмотреть на его быстрое передвижение по песчаным просторам, то можно убедиться в большой подвижности и динамичности скарабея.

Жук-скарабей в египетских украшениях

Согласно египетским традициям жук-скарабей был символом бога солнца Ра. Поэтому различные браслеты, кулоны, кольца и ожерелья с изображением скарабея носили абсолютно все египтяне, независимо от их сословия. Это позволялось всем и каждый житель относился к таким украшениям с большим уважением. Ввиду того, что таких изделий было много, и могла возникнуть путаница, египтяне на нижней поверхности изделия указывали имя хозяина украшения.

Драгоценные украшения египтян

На драгоценность древнеегипетских украшений указывали камни, причем были это драгоценные и полудрагоценные образцы. Среди них использовали сердолик, аметист, халцедон, яшму, полевой шпат, малахит, бирюзу и кварц. Особым почтением у египтян пользовался фаянс. По цвету это зелено-синее стеклянное изделие, которое производили из кварца и извести.Часть драгоценных изделий носили на плечах, запястьях и лодыжках. К примеру, красивые браслеты из металла одевали на плечи и запястья. Все это украшалось символом Уджат, который считался сильнейшим амулетом.

Цвета украшений

Помимо драгоценных камней и символов богов особое значение играли цвета в украшениях. Разность цвета определяла защиту от определенных опасностей. Больше всего в цене была ляпис-глазурь, которая имела особый синий цвет и носилась исключительно царскими особами. Также был почитаем зеленый цвет, символизировавший урожайность и плодородие земли. Для ритуальных захоронений использовали красные ожерелья, означавшие кровь, которую предлагали для богини Изиды.

Значение металлов в древнеегипетских украшениях

Самым распространенным металлом для египтян было золото. Причина в том, что его было много из-за легкой добычи, которая осуществлялась в Нубии. Также использовали серебро, но уже в меньших количествах из-за трудностей добычи.

Изделия, которые делали из этих металлов были сложными и представляли собой пряжки и золотые застежки, выполненные в технике филиграни. Следующий металл, который был популярен после золота и серебра – это бронза. Ее иногда покрывали золотой фольгой. Также использовались сплавы, среди которых электрум. Электрум – это сплав золота и серебра с небольшой долей меди и других примесей, напоминающий своим блеском платину. Любопытно то, что сегодня его практически невозможно получить.

Также надо отметить, что и железо в Египте считалось ценным материалом, стоящим дороже золота. Из него изготавливали гребни для волос и различные шпильки. По своей ценности и красоте эти изделия считались произведениями искусства, которые инкрустировали цветными эмалями и камнями. Все они имели изображения фигурок птиц и животных.

Еще одна причина ценности серебра заключалась в том, что его связывали с богиней Исидой. Серебро и камни в целом имели магическую силу для египтян, поэтому использовались в разных эзотерических практиках.

Версия о внеземном происхождении некоторых египетских украшений

Часть украшений, которые в свое время археологи обнаружили в древнем египетском поселении Аль-Гирза, считают такими, что были сделаны из металла метеорита. Их возраст учеными установлен в пять тысяч лет, а самый полный отчет об этом исследовании можно найти в журнале научных исследований Meteoritics and Planetary Science.

Найденные образцы изделий были детально проанализированы с помощью сканирующих микроскопов и томографа. Результаты показали, что в украшениях обнаружилось содержание тридцати процентов чистого никеля. В земной природе такого не бывает и только метеориты, состоящие из металла, могут содержать в себе такое большое количество никеля. Также ученые обнаружили особую структуру, имеющую вид характерного кристаллического рисунка, который может получиться только при постепенном остывании астероида.

Найденное изделие, которое обследовали ученые, представляет собой металлические бусы. Его относят к Гергейской культуре, существовавшей в самый ранний период египетской культуры. Тогда добыча египтянами железа была невозможной и получается, что все древние находки подобного рода являются украшениями, которые были изготовлены из метеоритных остатков. Египтяне всего лишь обработали и добавили чеканку и другие особенности в эти украшения.

Украшения в древнеегипетской одежде

По своей структуре одежда египтян была очень простой. Делали ее из льна, но тонкость его обработки больше напоминала шелковую одежду. Большое значение придавалось окраске ткани, для чего использовали природные красители зеленых, красных и голубых оттенков. В более поздний исторический период стали преобладать желтые и коричневые цвета. Кроме льняной одежды, которая была основной, египтяне носили кожаные и хлопковые изделия.

Примечательно, что различия в сословиях определялись исключительно качеством ткани. У простых людей она была грубее и предохраняла от различной непогоды, а вот у богатых одежда была тонкой и мягкой. Мужчины носили схенти, которые представляли собой передники, закрепляемые с помощью пояса к талии. В некоторых случаях их одевали в количестве двух и больше. У женщин были калазирис – плотно облегающие рубашки прямого покроя, закрепляющиеся на бретелях.

Головные уборы

Головные уборы египтян отличаются особой оригинальностью и служили в качестве украшений. Самое простое – это кожаные и шелковые шнурки, повязки, различные металлические обручи, которые египтяне одевали на парики и собственные волосы.

У фараонов были свои головные уборы. В торжественные моменты им надевали специальные головные уборы с драгоценными металлами. На голове они держались плотно и закрывали все волосы, оставляя отрытыми только уши. Среди самых древних стоит отметить пшент. Это корона, форма которой больше похожа на вид бутылки, которую вставили в кольцо. После того, как были объединены Верхний и Нижний Египет, фараоны такой головной убор стали носить в красно-белом цвете. По правилам пшент одевали на льняные небольшие шапочки или платки.

Еще один известный головной убор – атеф. Это тоже сдвоенная тростниковая корона, которая украшена изображениями змеи и коршуна. Разновидность этих древнеегипетских украшений определялась наличием диадем и драгоценного металла.Абсолютно все сословия носили платок, называемый клафт. А его разновидностью считается полосатая модель под названием немее. В дизайне головных украшений практиковался орнамент растительных мотивов. В основном это лепестки лотоса.

Из символов следует отметить изображение маленькой змейки, которое говорило о божественном происхождении фараона и его неограниченной власти. Называли ее уреус, а изготавливали из золота с применением цветных эмалей. Располагалось изображение змейки у виска или надо лбом. В редких случаях на бороде фараона. Хотя есть примеры, когда у фараона бело несколько таких украшений в разных местах.У египетских воинов головными уборами были войлочные шляпы и шлемы. Для служителей культов предполагались платки и шапки с закрепленными на них масками священных животных.

Среди египетских женщин ношение головных уборов было редким явлением. Только царицы носили головной убор. Если посмотреть росписи, то на них жены фараонов одеты в головные уборы в виде ястреба с распростертыми крыльями, который выполнен из золота с применением эмалей и драгоценных камней. Также существовали и другие разновидности женских головных уборов. У царицы Нефертити головной убор имел цилиндрическую форму. Женщины из высшего сословия носили на голове цветы, венки, ленты, диадемы, золотые цепочки и различные подвески со стеклом и драгоценностями.

Прически древних египтян

Египетские прически имели свою особенность, поддерживая трапецевидную форму. Главной чертой был парик, изготовленный из волос или шерсти животных. Также для этого могли использоваться веревки и волокна растений, которые окрашивали в черный и темно-коричневый цвета. У фараонов и приближенных к ним сословий парики были больших размеров. А остальные носили небольшие парики круглой формы. Главное в том, что парик выполнял функцию защиты от палящего солнца, поэтому их носили все.

В ходе истории прически усложнялись и особенно это сказывалось на париках. Там волосы начинают заплетать в многочисленные косички, а потом завивать. Длина волос увеличилась и стала достигать уровня плеч. У челок появились поперечные и продольные проборы. Когда наступали торжественные мероприятия, египтяне стали надевать длинные парики, у которых были крупные завитые локоны. Все это тщательно пропитывалось благовониями, духами и ароматическими маслами. В некоторых случаях вместо завивки использовали плотно уложенные косички, под которыми проступали собственные волосы.

У женщин волосы были значительно длиннее, как и сами прически. Знатные дамы носили затейливые прически с четкими и строгими линиями, поэтому эти прически в истории прозвали геометрическими.

Похожие записи

ancientart.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Поскольку в данный момент я работаю над коллекцией украшений в египетском стиле, попутно захотелось создать публикацию на данную тему)

В статье краткие описания и подборка фото.

Итак, исторические стили украшений представляют интерес для современного человека, потому что позволяют использовать эстетические достижения прошлых веков на новом, современном уровне, что обогащает культуру нашего времени и способствует развитию творчества вообще.

 

Украшения в египетском стиле.

Египетские украшения играли в костюме магическую роль: виды изображаемых элементов и их цвет выбирались в соответствии с существующей символикой, а их форма и размеры определялись с помощью строго засекреченных формул, призванными обеспечить силу воздействия амулетов на судьбу человека.

Например, священный жук-скарабей был символом богатства: его изображения можно встретить на браслетах и нагрудных украшениях.

 

 

Изображение священной змеи-урей и птицы-кобчик встречаются на головных уборах и украшениях фараонов и их жен – это символы власти. 

 

 

Также распространенными мотивами в ювелирных изделиях были изображения лотоса – символа жизни, треугольника, олицетворявшего дельту Нила и круга, который символизировал солнечный диск.

 

Для современного человека важны эстетические достоинства египетских изделий. Египетские украшения отличаются красочностью благодаря декорированию золота цветными эмалями и использованию ярких камней, таких, как ляпис-лазурь.

 

Цветовая гамма, используемая в украшениях, включала синий, бирюзовый, красный, белый, черный, золотой цвета.

 

Основные виды украшений: браслеты для рук и ног, перстни, диадемы, серьги, нагрудные подвески крупных размеров и ожерелья – воротники под названием «ускх», которые были символом Солнца и бога Амон - Ра.

 

 Современные украшения в египетском стиле часто встречаются в виде широкого ожерелья-воротника, однако встречаются и подвески натуралистического характера с изображениями жука-скарабея, птицы-кобчика и змеи-урей. Не редки и украшения с изображениями магических элементов: знака «Анх» и «Египетского глаза» - мощных оберегов в понятии египтян.

 

Браслеты на плечах, руках и ногах, диадемы, кольца - египтяне максимально украшали свои наряды, подчеркивая свои высокие социальные статусы. 

Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян.

Амулеты должны были отг онять злых духов и п редохранять от опасностей.

Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину.

Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

 

 

 

подготовлено по материалам энциклопедий, интернет сайтов. 

www.livemaster.ru

Ювелирное искусство ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: alionushka1

Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1870 до н. Царевна была дочерью Сенусерта II. Ее гробница была обнаружена в 1914 году у пирамиды отца в Эль-Лахуне. Хотя гробница была разграблена, в нише обнаружился тайник с прекрасными ювелирными украшениями и предметами туалета. В центре этой ажурной подвески изображен картуш Сенусерта II на фигуре бога вечности Хеха. Для инкрустации использовано более 370 деталей.

Пектораль царевны Меререт. Около 1840 до н. э.

Меререт была дочерью Сенусерта III и сестрой Аменемхета III, а ее погребение находилось на территории пирамидного комплекса отца. В погребении сохранился богатый инвентарь, в том числе превосходные ювелирные украшения, среди которых и эта ажурная пектораль (нагрудное украшение).

Около 1840 до н. э. Золото, аметист.

Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей.

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)

Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Плеть царевны Неферуптах. Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III).

Браслет царицы АххотепОколо 1530 до н. э.Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло

Браслет царицы АххотепОколо 1530 до н. э.Золото, лазурит, сердолик, бирюза

Сокровища жен Тутмоса IIIОколо 1504 - 1450 до н. э.Золото, сердолик, стеклоСандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи

Головной убор царицыОколо 1504 - 1450 до н. э.Золото, сердолик, стеклоРеконструкция головного украшения и прически царицы - одной из жен Тутмоса III

Браслеты и серьги15 - 14 века до н. э.ЗолотоХотя серьги известны еще с 5 династии, они входят в моду только при 18-ой. Их носили как мужчины, так и женщины

Сердечный скарабей военачальника Джхути (брюшко)Около 1450 до н. э.

Сердечный скарабей военачальника Джхути (спинка)Около 1450 до н. э.

Большое ожерелье в форме кобры. Фрагмент14 век до н. э.Золото; чеканкаНайдено в гробнице фараона Тутанхамона

Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»14 век до н. э.Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустацияНайдено в гробнице фараона Тутанхамона

Шкатулка для благовоний14 век до н. э.Найдена в гробнице Тутанхамона. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой

ОжерельеОколо 1400 до н. э.ФаянсОсновной мотив этого прекрасного ожерелья - бутоны и цветы граната

 БусыОколо 1375 до н. э.Золото, сердолик, бирюза, стекло

Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеевОколо 1350 до н. э.Золото, ляпис-лазурь, зеленый полевой шпат, кальцит, стеклоПример "барочных" тенденций. Характерен для некоторых изделий из гробницы Тутанхамона

Пектораль в виде священного жука-скарабеяОколо 1350 до н. э.Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурьЖук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пектораль с изображением божественной птицы - сокола. ФрагментОколо 1350 до н. э.Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюзаБог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментомОколо 1350 до н. э.Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло

Пектораль со скарабеями и растительным орнаментомОколо 1350 до н. э.Золото, ляпис-лазурь, сердолик, стеклоЗдесь изображены символы Луны (бог Тот) и Солнца (бог Ра).

БусыОколо 1340 до н. э.Полихромный фаянс

Золотой трон Тутанхамона. Вид сзадиКонец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустацияИзготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне. На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила

Золотой трон Тутанхамона. Вид сбокуКонец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустация

Браслет с амулетом "уджат"Около 1334 - 1328 до н. э.Золото, сердолик, стекло

Браслет со скарабеемОколо 1334 - 1328 до н. э.Золото, лазурит, кварц, бирюза, сердоликСкарабей ("хепер") считался символом утреннего солнца, с которым отождествлялся умерший царь. Сам цвет синего лазурита означал вечную жизнь

Деталь ожерелья (застежка-противовес)Около 1334 - 1328 до н. э.

Деталь ожерелья (пектораль)Около 1334 - 1328 до н. э.

Ожерелье с пекторальюОколо 1334 - 1328 до н. э.Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, смола

Ожерелье с пекторалью в виде богини НехбетОколо 1334 - 1328 до н. э.Золото, лазурит, сердолик, обсидиан, стекло

Пектораль в виде соколаОколо 1334 - 1328 до н. э.Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло

Пектораль с крылатым скарабеемОколо 1334 - 1328 до н. э.Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло

ПерстниОколо 1334 - 1328 до н. э.На перстнях изображено одно из важнейших божеств египетского пантеона, культ которого был восстановлен Тутанхамоном после 17 лет забвения при фараоне-"еретике" Эхнатоне. Это Ра-Хорахти, что значит "Ра-Хор горизонта"

ПряжкаОколо 1334 - 1328 до н. э.Золото

СерьгиОколо 1334 - 1328 до н. э.Золото, кварц, кальцит, фаянс, стеклоСерьги находились в ларце в форме картуша. В центре композиции - птицы с утиной головой и крыльями сокола, образующими кольцо. Птицы держат в лапах знаки "шен" ("бесконечность"). Подвески оканчиваются уреями.

Погребальная маска фараона Тутанхамона (в ракурсе 3/4)Около 1334 - 1328 до н. э.Листовое золото, синяя стеклянная паста, бирюза, лазурит, эмали; инкрустацияИдеализированный портрет фараона, покрывавший голову и плечи мумии поверх пелен

Амулет из гробницы ТутанхамонаОколо 1334 - 1328 до н. э.Позолоченное дерево, сердолик, полевой шпат

АмулетыОколо 1325 до н. э.Яшма, фаянс, золотоПредставлены следующие амулеты (сверху слева направо): жезл "уас", "анх", стебель папируса "уадж", столб Осириса "Джед". В центре - "тит" ("узел Исиды")

Накладка на мумию в виде птицы «ба»Около 1325 до н. э.Золото, полудрагоценные камни

Браслеты Рамсеса IIОколо 1290 до н. э.Золото, лазуритЭти превосходные браслеты были случайно обнаружены при строительстве железной дороги около Тель Басты (древнего Бубастиса), в тайнике находившегося здесь когда-то храма. Там же хранились и сосуды из золота и серебра

ДиадемаОколо 1190 до н. э.ЗолотоДиадема представляет собой обруч, на котором закреплены 16 розетт, образующих венок. На розеттах имеются имена Сети II и его супруги Таусерт, из чего можно заключить, что диадема принадлежала царице

Амулеты: "уджат", сердце, "тит", пектораль со скарабеем14 - 6 век до н. э. (18 - 26 династии)Фаянс

Браслет с застежкой в виде жука-скарабеяЗолото, сердолик бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь

Наборный браслет с застежкой в виде скарабея. ФрагментЗолото, аметист, полудрагоценные камниНациональный музейВ наборном браслете чередуются ряды из скарабеев и глаз Уаджит, разделенные золотыми шариками. Застежка выполнена в виде аметистового скарабея в золотой оправе с изображениями уреев.

Ожерелье с завершениями в виде головы сокола. ФрагментЗолото, цветная пастаКаждый фараон при жизни считался воплощением Гора, а после смерти - его отца Осириса

Ожерелье с изображениями грифа и кобрыЗолото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустацияОжерелье-пектораль с изображениями богини Нехбет в облике грифа и богини Уаджит в виде кобры. Гриф и кобра олицетворяют соответственно Верхний и Нижний Египет и символизируют их единство под властью фараона

Пектораль с богинями-сестрами Нефтидой и Исидой. ФрагментЗолото, ляпис-лазурь, сердолик, стеклоБогини-сестры Нефтида и Исида, присевшие по сторонам большого скарабея. Солнечный диск, скарабей и уреи составляют формулу воскрешения, оживающего фараона в загробном царстве

Пектораль с изображением богини неба НутЗолото, эмаль; чеканка, сердоликРуки-крылья богини распростерты в покровительственном жесте. Вычеканенные на пластине иероглифические надписи имеют смысл заклинаний-оберегов. Имя Тутанхамона встречается несколько раз, однако, первоначально в картушах было начертано имя Эхнатона

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреевЗолото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик.Это украшение подвешивалось на длинных нитях бус с инкрустированными застежками, в форме которых часто повторялись элементы декора самой пекторали

Пектораль с изображениями большого крылатого скарабея и богинь Нефтиды и ИсидыЗолото, сердолик, ляпис-лазурь, паста, эмаль

УкрашениеЗолото, сердолик, бирюза, стеклоНациональный музейБогиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса

УкрашениеЗолото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустацияСлева от глаза Гора - покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа - покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)

Украшение с пожеланием, чтобы усопшему царю было даровано пребывание в вечности. ФрагментЗолото, сердолик, цветная пастаВ центре - фигура богини вечности Геи, поддерживающей глаз Гора; по сторонам от нее - две кобры, увенчанные дисками; символы, расположенные по краям, означают бесконечность времени

Урей Сенусерта IIЗолото, драгоценные и полудрагоценные камниУрей был обнаружен недалеко от пирамиды Сенусерта II в Иллахуне (Фаюмский оазис). Возможно, он был украден и потерян грабителями. Это замечательное ювелирное украшение было частью реальных царских инсигний

Серьги с египетскими коронами3 - 2 век до н. э.Золото, полудрагоценные камни, стеклоМедальон с изображением Исиды и Сераписа222 - 180 до н. э. (правление Птолемея IV или Птолемея V)Золото

БраслетКонец 1 века до н. э.Золото, стекло

Перстень с изображением бога СебиумекераКонец 1 века до н. э.Золото, стеклоМероитское божество Себиумекер изображено с бородой, в двойном египетском венцеШирокое ожерелье и храмовый фасад - типичный декоративный мотив мероитского искусства. Идентификация бараньеголового божества остается под вопросом

ПерстеньОколо 70 н. э.ЗолотоПерстень выполнен в форме свернутой змеи с бюстами Исиды и Сераписа на концах хвоста. Подобные украшения нередки на фаюмских портретах

Бусы с подвеской «лунулой»2 век н. э.Золото, аметист, жемчугПодвеска "лунула" в форме полумесяца была распространена как амулет на женских портретах мумий со второй половины 2 векаиз

alionushka1.livejournal.com


Смотрите также