Корнеровый каст. Ювелирные касты для камней


Ювелирные технологии

Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются наваленными на них по всему периметру стенками каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаян­ными на него. Виды глухих и крапановых кастов могут быть различными по конструк­ции и технике исполнения в зависимости от вида украшения, образца и огранки камня. Форма и размеры кастов зависят в основном от формы, огранки и размеров камня. Говоря о размерах каста, имеют в виду размеры кам­ня, который может быть закреплен в данном касте. При изготовлении кастов используются различные виды заготовок: толстостенные тру­бочки, плоский ленточный прокат, штампо­ванные полуфабрикаты.

Глухие касты круглой формы. Для мелких, до 3 мм в диаметре, круглых камней в каче­стве глухих кастов (рис.70) используют от­резки толстостенных (толщина стенки 0,4—0,6 мм) трубок — царги. Внутренний диаметр трубок делается таким, чтобы камень не про­валивался в отверстие, а при наложении кам­ня сверху на торец трубки был поясок при­мерно в половину толщины стенки. Таким об­разом, диаметр камня является как бы сред­ним диаметром трубки. Высота царги выбира­ется в зависимости от образца, но не менее высоты камня. Паять фугу — шов под пай­ку — удобнее в заготовке (ненарезанной трубке). Касты для камней больших диаметров делаются коническими, в форме усеченно­го конуса. Каст суживается книзу под углом 20°. Конусность гарантирует камень от провала, к тому же облегчает впасовку (плотную посадку) каста в изделие.

Конические касты диаметром до 5 мм из­готовляют двумя способами: сколачиванием цилиндрического каста диаметром, подогнан­ным под камень, на конус и расколачиванием цилиндрического каста меньшего диаметра до размера камня. По первому способу запаянную царгу сколачивают в отверстии проколотки (рис.71). Делая царгу из проката, длину заготовки рассчитывают по формуле расчета длины заготовки на обручальное кольцо, а за ширину заготовки принимают высоту каста. Заготовку с запиленными на месте будущего шва концами сворачивают круглогубцами в кольцо и фугуют, проколачивая через отвер­стия проколотки до образования плотной фу­ги. Фуга запаивается и царга осаживается в соответствующее отверстие на глубину каста.

По второму способу запаянную царгу (тя­нутую из трубки или свернутую из проката), сделанную на размер меньше камня, раско­лачивают конусным пуансоном (расколоткой) до размера камня (рис.72). Расколачивают каст на правочной плите, а правят расколот­кой в отверстии проколотки соответствующе­го диаметра. Такое обжатие дает ровную по­верхность и предохраняет каст от разрыва по фуге. Толщина стенки для кастов диаметром 3—5 мм — 0,6—0,7 мм.

Касты для камней диаметром 6 мм и выше при индивидуальном исполнении расколачива­ют на шпераке (рис.73).

Шперак представляет собой маленькую двухроговую наковальню с одним коническим рогом, другим пирамидальным (прямоуголь­ным). Цилиндрическую заготовку сворачива­ют из проката толщиной 0,7—0,9 мм и по фу­ге спаивают. При расчете заготовки на каст исходят исключительно из размеров камня, причем, чем больше камень, тем тщательнее выполняют расчет.

Ширина заготовки в любом случае дикту­ется высотой камня и слагается из высоты па­вильона камня, толщины рундиста и высоты обжимного пояска (верхней части каста, ос­тавленной для закрепки камня). Размеры па­вильона и рундиста снимаются непосредствен­но с камня. У небольших камней снимают вы­соту всего камня, а высоту обжимного пояска оставляют 0,5—1,0 мм. Запас от шипа до нижнего основания каста получается вытяжкой во время расколачивания на шпераке.

Длина заготовки зависит и от диаметра камня, и от его высоты. При определенной ко­нусности с увеличением высоты каста будет увеличиваться и разница между диаметрами нижнего и верхнего оснований каста. Для рас­колачиваемого каста цилиндрическую заготов­ку делают по размеру малого основания, что­бы затем расколотить из него конус с разме­ром большого основания, равным камню. Соотношение высоты каста (ширины заготовки и разницы диаметров оснований) 3:1. Напри­мер, у каста высотой 6 мм разница между диаметрами верхнего и нижнего оснований должна быть 2 мм, у каста высотой 9 мм — 3 мм и т.д. Длину заготовки на касты рас­считывают по упрощенной формуле для рас­чета обручальных колец с учетом конусности каста. Например, для каста с диаметром боль­шого основания D — 10 мм, высотой H—9 мм и толщиной стенки h — 0,8 мм расчет будет таким: диаметр малого основания d равен 10—3=7 мм; длина заготовки по малому диа­метру 3d+4h=3*7+4*0,8=24,2 мм. Для удобства формулы для расчета диаметра малого основания по размеру камня (диаметру верхнего основания) относительно толщины и ширины проката сведены в таблицу. 16.

Для примера рассчитываем по формуле, приведенной в таблице 16, длину заговки на тот же каст диаметром 10мм, высотой 9 мм, толщиной стенки 0,8мм: 3D - 5.8 = 3*10-5.8 = 24.2мм. Обычно высота камня увеличивает­ся с увеличением его диаметра, постоянная высота бывает только у стандартных камней. Так, высота 10-миллиметрового камня может быть от 6 до 9 мм, а в некоторых случаях и больше. Однако безгранично расти высота камня тоже не может, и даже у камней диаметром более 20 мм высота каста редко пре­вышает 15 мм.

Заготовку на каст (рис.74,а) сворачива­ют в кольцо и фугуют круглогуб­цами. Сфугованную заготовку спа­ивают по фуге. После отбеливания приступа­ют к расколачиванию на шпераке, который предварительно вбивают ножкой в торец бревна (65—70 мы высотой). Располагают шперак коническим рогом от себя, и на него до упора надевают цилиндрическую заготовку. Расколачивают заготовку металлическим молотком, пальцами вращая заго­товку и расклепывая ее стенки по окружности ближнего к себе (к утолщению рога) края. По мере расклепывания каст глубже садится на рог и все большая площадь захватывается молотком для удара. Вращая каст по окруж­ности и равномерно распределяя удары, сле­дят за тем, чтобы каст принимал ровную конусность, стенки ближнего (малого) основа­ния при этом почти не расклепывают, их пра­вят до образования окружности. В процессе расколачивания каст меряют по камню, и когда размер каста приблизится к норме для точного определения, верхнее основание за­пиливают напильником и камень накладыва­ют на каст. Диаметр камня должен быть меньше наружного диаметра каста и больше внутреннего, так чтобы для закрепки камня оставалось 0,4—0,5 мм стенки.

После расколачивания каст отжигают (иногда отжиг проводят в процессе расколачивания) и обрабатывают. Нижнее основание каста запиливают напильником параллельно верхнему и перпендикулярно оси, а снаружи каст опиливают, выравнивая забоины и дру­гие дефекты. Крупные касты опиливают в ру­ках, а мелкие насаживают на деревянные цигалки (стержни). Если каст запланирован гладким, без прорезного (ажурного) узора, то после опиливания изготовление круглого кас­та считают законченным.

Ажурный каст для глухой закрепки камня (Рис.75) имеет сквозной, прорезной узор. В заготовке отличается от гладкого тем, что высота каста припускается на 1,0 мм больше. Для получения ажурного каста сначала изго­товляют гладкий. Таким образом, гладкий каст является полуфабрикатом ажурного. Процесс изготовления ажурного каста из гладкого начинается с разметки. Опиленный каст циркулем размечают по высоте на три пояска: верхний — закрепочный, нижний — рант и средний — ажурный. Высота закрепоч­ного пояска зависит от высоты рундиста кам­ня (hр) и высоты бортика — припуска для захвата (закрепки) камня. Обычно высота за­крепочного пояска равна hр+1,5 мм, с увели­чением размера камней — hр+2,0 мм. Бортик оставляется 0,5—1,0 мм, а на остальное расстояние не доходит до ажурного пояска, образовывая карниз (упор) для камня. Высо­та ранта диктуется видом украшения. Для ко­лец, например, высота его от 2 до 4 мм, в ред­ких случаях больше, что зависит от диаметра каста и размера кольца (чем больше диаметр каста и меньше размер кольца, тем выше дол­жен быть рант). Для остальных изделий рант может быть от 1,5 до 2,5 мм. Высота ажурного пояска ограничивается закрепочным пояском и рантом.

Разметив каст по высоте, приступают к вы­черчиванию узора на ажурном пояске (рис. 76, в). Четко вычерченный контур ри­сунка облегчает вырезание узора. Весь узор каста вырезают лобзиком и, где возможно, об­рабатывают надфилями. Участки, которые по условию рисунка должны быть вырезаны, предварительно засверливают, если они замк­нуты элементами узора. Участки, прилегаю­щие к ранту или закрепочному пояску, не засверливаются. Для удобства вырезания и об­работки узора каст расчленяют по пояскам. Вначале лобзиком отрезают закрепочный по­ясок. Открытые участки, подле­жащие вырезанию, на ажурном пояске удаля­ют, внешний контур рисунка обрабатывают начисто и шабруют. Затем закрепочный поясок припаивают и отрезают рант (рис. 76 в). Дальнейшее вырезание узора — удаление участков замкнутых и прилегающих к ран­ту — производят после отрезания ранта. На­ружный контур узора обрабатывают, шабру­ют, в после этого припаивают рант (рис. 76, г). Спаивая расчлененный каст, следят за тем, чтобы пояски полностью совместились, ина­че придется опиливать каст повторно, после чего стенки могут оказаться тонкими.

Внутренний контур узора удобнее обраба­тывать после полной сборки каста.

В отличие от высоких кастов, рассчитан­ных по полной высоте камня, существуют низкие глухие касты, которые изготовляют без учета высоты камня. Низкий глухой каст (рис.77) является практически закрепочным пояском. Высота его определяется так же, как закрепочного пояска ажурного каста. В низкие касты вставляют камни без шипа — кабошоны, таблицы, геммы и др. Основой (карнизом) этих кастов служит плоский, при­паянный снизу, рант, на который плотно са­дится плоское основание камня. В отличие от других глухих кастов низкий каст делают цилиндрическим, рассчитывая длину заготовки по формуле расчета заготовки на обручальное кольцо. Убедившись, что размер каста совпа­дает с размером камня (в данном случае камень должен плотно входить внутрь каста), нижнее основание выравнивают напильни­ком и припаивают к пластине (будущему ранту) толщиной 0,8—1,0 мм. Пластину выби­рают таких размеров, чтобы оправа полностью уместилась на ней, а толщина ее обеспечива­ла жесткость каста в зависимости от его раз­меров. Напаянный на пластину каст опиливают по внешнему (чистовому) размеру, за­тем вырезают центральную часть пластины (донышко), оставляя внутренний рант 1,0— 1,5 мм. Ширина ранта (карниза) определяет­ся величиной и характеристикой камня. Если условиями образца не предусмотрены допол­нительные элементы, например нижний рант или дикель, то после 8аправки внутреннего ранта изнутри каст можно считать готовым.

Крапановые касты круглой формы. Обыч­ный крапановый каст (рис.78) можно разде­лить на две части — верхнюю и нижнюю.

Верхняя часть — крапаповая — состоит из крапанов (стоек), которые при определенном расположении могут удержать камень, и люф­тов — прорезей или вырезов между крапанами.

Нижняя часть крапанового каста — окон­ная — может быть рассмотрена как решетка, состоящая из ряда шипов против каждого люфта, соединенных рантом. Выпиленные ши­ны, или боканы, в сочетании с припаянным снизу рантом образуют просветы (окна), ряд которых создает впечатление решетки. В сравнении с глухими кастами толщина крапановых делается больше, в связи с тем, что конструкция каста ослаблена люфтами. Крапановые касты при толщине стенки до 1,2 мм считаются тонкостенными, свыше 1,2 мм — толстостенными.

Расчет заготовки толстостенного крапано­вого каста аналогичен расчету заготовки глу­хого. Далее спаянный и расколоченный на ко­нус каст размечают на крапановую и окон­ную части. В большинстве случаев крапановая часть занимает 2/з, а оконная — 1/з всей высоты каста. Окружность крапановой части делят на число крапанов — их чаще всего 4, 6, 8; число крапанов и их ширина зависят от величины и образца каста. Определяют шири­ну крапанов, и свободные участки между ни­ми (люфт) вырезают; форма люфта также определяется образцом. Люфт выравнивают и обрабатывают мелкими надфилями. Затем с противоположной стороны, на нижней части каста, против каждого крапана надфилями запиливают глубокую всечку, до начала обра­зования сквозной прорези. Образованные бо­каны выравнивают и заправляют шабером (шабруют). Под нижнее основание подводят конический рант, рассчитанный по внутрен­нему диаметру нижнего основания; толщина стенки ранта 0,8—1,0 мм, а высота его зави­сит от величины и назначения (для кольца, серег, броши и т.д.) каста. Подогнанный рант привязывают к нижнему основанию каста вя­зальной проволокой (биндрой) так, чтобы все шипы плотно касались ранта. Если какой-ли­бо из шипов висит, то все остальные припиливаются до его размера. Припаивают каж­дый шип отдельно мелко нарезанными партинками (порциями) припоя. После сбор­ки и отбеливания каста рант заправляют мелким надфилем и шабером.

К разряду тонкостенных кастов относятся крапаповые ажурные касты и касты с напайными крапанами. От обычных они отличаются тем, что в промежутках между крапанами (в люфтах) имеют прорезной узор. Изготовле­ние их мало чем отличается от изготовления глухих ажурных кастов. Разница в том, что после расколачивания гладкой заготовки и разметки на нем узора, крапановый ажурный каст расчленяется не на три пояска, а на два — на рант и собственно каст. Вырезание внешнего контура узора начинают снизу, со стороны ранта, затем через просверленные лобзиком отверстия вырезают внутренний, замкнутый, контур узора. После обработки внешнего контура узора рант припаивают на прежнее место, а вырезание продолжают с противоположной стороны, сверху. Сначала вырезают определенной длины крапаны, а по­том верхний внешний контур узора.

Каст с напайными крапанами изготовля­ется несколько иначе — отдельно делают ос­нову каста и крапаны, а потом их собирают. Основу делают, как правило, в виде невысо­кого гладкого каста, чаще конического, но иногда и цилиндрического. В любом случае размер основы должен быть на 1 мм меньше диаметра камня. А так как основа делается из проката 0,8—0,9 мм, внешний диаметр ос­новы и диаметр камня почти совпадают. Если по образцу камень должен лежать на основе, то заготовка для крапана берется толщиной 0,7—0,8мм, если камень должен крепиться в крапанах, не касаясь основы,— крапаны де­лают из заготовки толщиной 0,9—1,0мм. От этого зависит длина (высота) крапанов. Чаще всего напайные крапаны держат камень с четырех сторон, поэтому крапаны делаются шире обычных или V-образной формы. Крапаны напаивают на основу каста, сохраняя сим­метричность расположения. Достигается это последовательной пайкой противолежащих крапанов. Общая высота собранного крапанового каста с напайными крапанами соответ­ствует высоте обычного. Обработка каста за­ключается в выравнивании крапанов по высо­те, запиливании нижнего основания запод­лицо с крапанами в заправке припоя.

Толстостенные касты в изготовлении более трудоемки, но более эффектны. Один из наи­более ярких представителей таких кастов но­сит название «серебристый». Это тра­диционный русский каст; изготовляется в ос­новном под бриллианты из драгоценных ме­таллов белого цвета — белого золота, плати­ны, серебра, откуда и получил свое название. Толщина проката для серебристых кастов ко­леблется от 1,5 до 3,0 мм и увеличивается с увеличением размера камня. Прокат толщи­ной 1,5 мм используют для камней диамет­ром 5 мм. Концы заготовки запиливают под углом 45°, металл перед гибкой хорошо отжигают, и при помощи круглогубцев и металли­ческого молотка изгибают в кольцо. Заготов­ку фугуют проколачиванием в коническом от­верстии проколотив до образования внутрен­него отверстия заготовки на 1,5—2,0 мм мень­ше размера камня. Затем фугу пропаивают, выбирают верхнее основание каста, и со сто­роны его раззенковывают (сверлом или лобзи­ком) отверстие по размеру камня на глубину его шипа. Далее заготовку делят на крапано­вую ( 2/3 высоты заготовки) и оконную части.

Нижним основанием заготовку жестко укреп­ляют в специальных держателях, для чего ис­пользуют цангодержатель с набором разжим­ных цанг или просто припаивают оловом к торцу металлической трубки. Всю крапановую часть опиливают грубым напильником на ко­нус до раззенкованного отверстия, оставляя вокруг него поясок не более 1 мм. Окружность крапановой части делят на количество частей, равное количеству крапанов (6 или 8), опре­деляют ширину крапана и приступают к вы­резанию люфтов.

Люфт вырезают лобзиком, постепенно уг­лубляя каждую противолежащую пару. Люфт делают на глубину всего крапанового конуса, причем при вырезании люфтов следят за тем, чтобы не срезалась внутренняя часть крапа­нов, иначе увеличится в диаметре внутреннее отверстие каста. Чистовую обработку крапа­нов и люфтов проводят пазовыми и круглыми надфилями, а окончательную заправку каж­дой из них — шабером. После этого заготовку снимают с держателя, и если она была припа­яна оловом — полностью удаляют оловянный припой шабером. Затем следует обработка нижней части каста, для чего заготовку ук­репляют крапановой частью на деревянном держателе (коническом стержне). Нижнюю часть каста тоже опиливают на конус до внут­реннего отверстия, и на конической поверх­ности против каждого крапана делают трех­гранным надфилем глубокие всечки. На вы­ходе всечки образуют сквозные прорези (ок­на), а в широкой части просекают каст до крапана, тем самым выделяя люфты в виде лепестков. Потом опиливают боканы до полу­чения округлой формы и шабруют. Рант для каста делают коническим, рассчитывают его по внутреннему диаметру; толщина заготов­ки 0,8—1,0 мм, высота 2—2,5 мм. После при­пайки ранта каст заправляют надфилем и шабруют.

Касты других форм. Оправа всегда копи­рует форму камня. И хотя принцип удержа­ния камня для всех форм кастов един, схемы изготовления оправ различных форм не всег­да совпадают. Если у каста нет дополнитель­ных внутренних рантов, то стенки его сужа­ются книзу, при дополнительных рантах стен­и каста чаще всего бывают вертикальными. Ниже приводятся основные принципиальные отличия процесса изготовления кастов различ­ных форм.

Овальные касты по технологии из­готовления очень близки к круглым, даже расчеты заготовки производят на равнознач­ный овальному круглый каст. Но если овал определяется малой в большой осью, то диа­метр равнозначного круга — средней арифме­тической величиной данных осей. Процессы изготовления овального и круглого кастов сов­падают до момента опиливания после расколачивания. Расколоченный до нужного размера каст круглой формы отжигают и легкими уда­рами молотка сплющивают с боков до необхо­димого размера по ширине (малой оси). Сплющивание рекомендуется производить со стороны фуги. Затем правильность овала по камню и точный размер подгоняют на шпераке, выравнивают верхнее и нижнее основа­ния, и после этого каст опиливают. Вся даль­нейшая обработка каста, глухой ли он или крапановый, гладкий или ажурный, совпа­дает.

Касты формы «капля» имеют не­сложный, но отличный от выше описанных форм процесс изготовления. Толщина заго­товки для этих кастов определяется, как и для круглых, в зависимости от величины, ви­да каста (глухой или крапановый), а также характеристики камня. Ширина заготовки (высота камня) берется, как и для всех дру­гих форм, в зависимости от высоты камня, длина же ее определяется длиной контура камня. Практически длину заготовки опреде­ляют, сгибая ее по форме камня, как бы обтягивая его, при этом фуга должна находить­ся против острой части (хвоста) камня. Гибку осуществляют при помощи круглогубцев, за­жимая ими середину заготовки, если же раз­мер камня в утолщенной его части превыша­ет диаметр круглогубцев, то заготовку сгиба­ют на ригеле соответствующего диаметра. Подогнав таким образом длину заготовки под размер камня, получают неспаянный каст с вертикальными стенками. Чтобы каст полу­чился обуженным книзу, концы заготовки об­резают снизу под углом примерно 30°. Если такую заготовку представить в развернутом виде, то она предстанет в форме трапеции, верхнее основание которой будет равно длине контура камня, а нижнее — меньше верхнего на расстояние, срезанное под углом 30°.

Концы заготовки с внутренней стороны за­пиливают под острым углом и сфуговывают по форме камня. Для полного плотного приле­гания концов в получения качественной фуги каст связывают биндрой, а соединение про­паивают. В результате запиливания концов заготовки размер каста относительно камня уменьшается, поэтому для подгонки размера каста и получения наклонной (с расширени­ем кверху) стенки в широкой его части ши­рокую часть каста расколачивают на ш не раке до размера камня. Дальнейшая обработка данного каста проходит аналогично обработке круглых, в зависимости от того, каким в ито­ге должен получиться каст — глухим или крапановым, гладким или ажурным и т.д.

Процесс изготовления каста формы "м а р к и з а" близок к предыдущему. Тол­щину и ширину заготовки выбирают по тому же принципу. Каст состоит из двух боковых половинок, спаянных между собой. Длина од­ной половинки каста равна длине дуги поло­вины камня и практически определяется непосредственно по камню. Длину заготовки бе­рут с небольшим запасом в расчете на то, что при припаивании половинок друг к другу размер каста уменьшится. Отрезав заготовки и изогнув прокат дугой, равной радиусу ду­ги камня, получают две половинки каста, ко­торые при совмещении образуют вертикаль­ные стенки. Чтобы стенки получились наклонными, сужающимися книзу, концы половинок каста обрезают под углом 30° подобно тому, как это было описано выше. Концы дугооб­разных половинок со стороны совмещения за­пиливают па плоскость, контролируя размер совмещенных половинок камнем. Убедившись в плотности прилегания концов совмещенных половинок, каст связывают биндрой и запаивают. Дальнейшая обработка подобна обработ­ке кастов круглой формы, После основной об­работки каста, независимо от его вида наружные острые углы, особенно в нижней части, слегка закругляют.

Начальный процесс изготовления пря­моугольных кастов выглядит не­сколько иначе. Исходным размером для рас­чета длины заготовки является периметр камня. Как и другие высокие касты, прямоугольные должны быть обужены книзу, поэ­тому и длина заготовки берется меньшего размера, чем сумма сторон каста. Аналогич­но круглым кастам, длина заготовки для пря­моугольных зависит от разницы между верх­ним и нижним основанием, которая увеличи­вается с увеличением высоты каста. Для кас­тов средней высоты (6—8 мм) длина заготов­ки будет на 4мм короче периметра камня, а значит каждая сторона каста на 1мм короче стороны камня. На прокате определенной тол­щины и ширины циркулем отмечают линии сгиба, т.е. будущие стороны каста. Отмечен­ные на месте сгиба риски высекают четырехгранным надфилем приблизительно на поло­вину толщины проката и по всечкам заготов­ку сгибают под прямым углом, получая прямоугольный каст с вертикальными стенками. Каст плотно сфуговывают, если необходимо — связывают, и пропаивают. В первую очередь пропаивают фугу, а затем каждую всечку. Спаянный каст после отбеливания и промыв­ки просматривают, чтобы во внутренних уг­лах его не осталось остатков буры. Если в уг­лах каста обнаруживают натеки припоя, то углы заправляют надфилем. После этого сто­роны каста расколачивают на прямоугольном роге шперака под размер камня, последова­тельно по две противолежащие стороны. На этом общая часть процесса изготовления пря­моугольных кастов заканчивается. Дальнейшая обработка зависит от вида каста.

При изготовлении прямоугольных кастов с усеченными углами всечек в местах сгиба не делают, поэтому длина заготовки берется меньшей, чем в обычных кастах. Гибку сторон под прямым углом производят плоскогубцами, а фугу располагают не на углу, как у обычного, а на стороне каста. После пайки каста стороны его расколачивают на шпераке в той же последо­вательности, не доводя углы до заострения. В момент, когда каст еще не достиг размеров камня, на кончике того же рога шперака расколачивают углы каста, подгоняя ширину среза угла и общий размер каста под камень.

Производительные методы изготовления кастов. Для облегчения труда рабочих при производстве ювелирных украшений со стан­дартными камнями и выпуске изделий значи­тельными партиями при изготовлении кастов применяются штампованные полуфабрикаты, специальные приспособления для фуговки и расколотки кастов.

Штампованные полуфабрикаты бывают в виде галерки — нарубленной штампом по оп­ределенному размеру гладкой ленты в ленты с вырубленными узорами для глухих и крапановых кастов; гладких конических кастов, полученных путем пробивки и вытяжки, се­ребристых кастов, имитирующих толстостен­ные и полученных путем вырубки, пробивки, вытяжки и гибки, и др.

Изготовление кастов из штампованной га­лерки гладкой и ажурной для глухих в крапановых кастов протекает следующим обра­зом. Галерки с предварительно запиленными концами сфуговывают в специальном приспо­соблении. Приспособление представляет собой металлическую плиту с двумя подвижными щечками (ползунками), которые при помощи ручек приводятся в движение и прижимают (оборачивают) галерку вокруг стержня, имею­щего форму и размеры внутреннего диамет­ра каста в нерасколоченном состоянии. Затем касты пропаивают по фуге. Во время серийной пайки касты целесообразно размещать на леткале в ряд или в несколько рядов и пользоваться припоем, нарезанным полоска­ми (палочками), отсекая от них нужное коли­чество на прогретый до температуры пайки каст. Отбеливание, промывку и сушку также проводят массовым порядком, после чего кас­ты расколачивают.

Для расколачивания кастов применяют специальные пуансоны (расколотки)—стерж­ни с рабочей частью по форме камня, сужи­вающейся книзу под углом 20°. После раско­лачивания такой расколоткой каст приобре­тает форму и размеры заданного для него камня, поверхность же каста остается в луч­шем состоянии, чем при расколачивании на шпераке, и подлежит лишь легкой заправке.

Цельноштампованные полуфабрикаты в виде гладких глухих кастов на всей поверх­ности, в результате вытяжки, имеют верти­кальные риски, а потому подлежат опили­ванию.

Штампованные крапановые касты (сереб­ристые), полученные для монтировки, заправ­ляют надфилем и шабером, после чего к ним изготовляют ранты. При массовой сборке кас­тов с рантами можно пользоваться напиленным (типа филигранного) припоем. Собранные касты в нижней части заправляют над­филем и шабером.

Касты, полученные литьем по выплавляе­мым моделям, могут иметь сложнейшую кон­струкцию и имитировать любую ручную ра­боту — ажурную, наборную и др. И если по образцу каст должен быть с рантом, то ли­тейный полуфабрикат (каст) идет прямо с рантом. Литые касты, как и штампованные, подлежат заправке.

 

 

Источник: В.И. Марченков «Ювелирное дело», Москва, 1975г.

jtech.com.ua

Корнеровый каст - Ювелирные техники, отделка ювелирных украшений | Jevel.ru

Корнеровый каст представляет собой вид закрепки драгоценных камней при помощи маленьких столбиков, получивших название корнеры. Иногда корнеры могут приобретать форму маленьких шариков. Чаще всего сами корнеры изготавливают из того же драгоценного металла, что и само изделие или оправа. Преимущество данной методики в том, что благодаря такой закрепке драгоценный кристалл практически освобождается из металла и получает максимум света, что обеспечивает ему блеск, сверкание, а также подобное ювелирное украшение замечательно поддается чистке.

Чаще всего корнеровый каст используют при создании ювелирного изделия, в котором планируется поместить множество мелких камней, благодаря этой методике ювелирная вставка визуально выглядит больше. Однако если же подобная закрепка выполнена недоброкачественно, то корнеры будут царапать кожу, цепляться за одежду и приносить массу неудобств.

Если говорить о структуре каста, то он может быть, либо открытым, либо встроенным. Открытый очень похож на ободковый каст, так получается, что драгоценный камень крепится как за счет столбика, так и за счет самих стенок закрепки. Так же иногда открытый вариант корнерового каста путают с крапановой закрепкой.

Техника изготовления открытой корнеровой закрепки: берется небольшая полоска драгоценного металла, чаще в 1.4 – 1.8 мм, и из нее изготавливают опорный поясок, или же по-другому – гладкий ободковый каст. Это и есть будущее посадочное гнездо для камней. Теперь из полученного ободка производят выборку металла в заранее распланированных местах, в результате остаются тоненькие столбики (корнеры). Подобная операция проводится специальным ювелирным инструментом  штихелем. И завершающий этап данной процедуры – дополнительная обработка корнеров.

Техника изготовления встроенного корнерового каста, который представляет собой специальное отверстие, или гнездо, куда будут вставляться драгоценные камни. Существует несколько видов встроенного корнерового каста:

  • Каст «Каре».
  • Каст «Паве».
  • Фаденовый каст.

Каст «Каре» является отдельной пластиной, которая имеет квадратную форму. В центре этой формы делают отверстие, где можно заметить четыре корнера. Чаще всего в ювелирном изделии сочетают сразу несколько видов заклепок, ведь в этом случае грани самой пластины будут длиннее диаметра вставки.

Каст «Паве» - это множество отверстий, которые практически полностью заполняют пространство пластины. В этом случае закрепки делаются четко по определенным рядам. Такое изделие выглядит очень красиво, кажется, что украшение полностью состоит из одних драгоценных камней, и совершенно нет никакого металла. Однако стоит отметить, что в данном случае камень держится не на корнере, а на тончайшем слое самого металла.

Техника каста «Паве» следующая: ювелир сначала просверливает отверстия, после чего плотно укладывает кристаллы. Теперь необходимо сделать наплывы металла, которые будут удерживать сразу группу камней. В результате кажется, что, по сути, множество мелких вставок похожи на один большой драгоценный камень.

И усредненный вариант между одним отверстием и множеством – это фаденовый каст. В любом случае, выбор корнерового каста будет зависеть от количества используемых драгоценных камней, которые можно расположить либо в шахматном порядке, либо в вертикальном и горизонтальном направлении со смещением. Подобные украшения выглядят очень стильно, элегантно и красиво, особенно, когда нет возможности купить ювелирное изделие с крупным бриллиантом.

www.jevel.ru

Глухой каст - Ярмарка Мастеров

Найдено 11 тем с этим ключевым словом
Сортировать по: 

Дате

   

Популярности

Всем доброго времени суток, дорогие друзья, подписчики и гости моего магазинчика! Знаете, я очень люблю делиться. Помощью, информацией или добрым словом  Но в этот раз душа хочет поделиться сокровенным - тем, как я создавал и создаю одно из самых любопытных колец в моем магазинчике. А именно: кольцо ...

Уважаемые мастера! Подскажите, пожалуйста, кто решил этот вопрос. Что нужно делать, чтобы камень в глухом касте не гулял, сидел крепко, так, чтобы не было люфтов? Зажимаю каст давчиком, но этого явно недостаточно. Есть же достаточно низкие ленты/касты, которые намертво крепят высокий камень, как ...

Приветствую, мастера! Недавно начала заниматься серебряной глиной (у меня pmc3, pmc flex) и до сих  пор не получается устанавливать камни. Я  видела зарубежные мастер-классы, там подробно описан такой процесс: 1) измеряем камень; 2) рисуем контур камня на бумаге и увеличиваем на те 10-15%, что ...

19.04.2016 17:58  |  Kargo

23 апреля состоится мастер-класс, на котором мы будем учиться паять глухие касты и крепление к ним. Будет много теоритического  материала и практики. В стоимость мастер-класса входят все материалы и пользование инструментами. Занятие проходит с перерывом на чай-плюшки. В группе осталось два места. ...

Дорогие друзья! Приглашаю Вас посетить мастер-класс по основам  ювелирного мастерства и художественной работе с  проволокой      "Кулон "СЕРДЦЕ"  На мастер –классе происходит изготовление кулона с натуральным камнем с применением ювелирных техник и проволочного плетения. ...

Я хочу поделиться с вами небольшим мастер-классом по оформлению стеклянного кабошона в серебряную оправу — глухой каст. В мастер-классе я рассказываю только о серебряных работах с готовым кабошоном. Мастер-класс рассчитан на тех, кто начинает работать с серебром и фотографии процесса, может быть, ...

Дорогие друзья! Приглашаю Вас посетить мастер-класс по основам  ювелирного мастерства и художественной работе с  проволокой      "Кулон "СЕРДЦЕ"  На мастер –классе происходит изготовление кулона с натуральным камнем с применением ювелирных техник и проволочного плетения. ...

18 октября (воскресенье) приглашаем на мастер-класс по ювелирному мастерству в мастерскую металла и эмали "Metallofon".  Осталось 1 место. Тема: Изготовление кольца с глухим кастом На мастер-классе вы познакомитесь с азами ювелирного мастерства и сможете изготовить кольцо из цветного ...

19 октября (понедельник) приглашаем на мастер-класс по ювелирному мастерству в мастерскую металла и эмали "Metallofon".  Осталось 2 места Тема: Изготовление кольца с глухим кастом На мастер-классе вы познакомитесь с азами ювелирного мастерства и сможете изготовить кольцо из цветного ...

Дорогие друзья! Приглашаю Вас посетить мастер-класс по основам  ювелирного мастерства и художественной работе с  проволокой      "Кулон "СЕРДЦЕ"  На мастер –классе происходит изготовление кулона с натуральным камнем с применением ювелирных техник и проволочного плетения. ...

www.livemaster.ru

Сложные шинки

Особенностью сложных шинок является различная толщина отдельных участков. Самое толстое место в месте каста, самое тонкое по толщине – против каста. Поэтому, рассчитывая длину заготовки, за исходную толщину принимают среднее значение между самым толстым и самым тонким участками. Изготовление сложной шинки также начинают с чертежа и указания на нём всех размеров. Берут пруток круглого или квадратного сечения, равный по толщине самому толстому участку шинки, и отрезают заготовку, равную по длине половине расчетной длины. Концы заготовки отвальцовывают в профильных валках квадратного калибра (середина должна оставаться невальцованной) до заготовки расчетной длины. Затем заготовку сгибают в самом толстом месте, после чего отжигают и сворачивают в кольцо, вначале круглогубцами, затем на шпераке до максимального прилегания, сфуговывают, полностью отфлюсовывают и, наложив припой, пропаивают по фуге. Затем шинку отбеливают, промывают, сушат и правят. Готовую шинку распиливают лобзиком посередине утолщённого участка и на ригеле разводят до размера каста или верхушки.

Иногда заготовку вальцуют до получения размера только в середине, а концы оставляют утолщёнными. После этого её сгибают, правят, опиливают. В этом случае шинка получается бесшовная, но трудно добиться симметрии концов.

Изготовление накладок, рантов

Накладки в кольце выполняют конструктивно-декоративную роль. Они обеспечивают плавный переход от шинки к касту и придают завершённость ювелирному изделию. Размеры накладок определяются размерами кольца, а форма – фантазией художника. Их используют с простыми и сложными шинками. По способу крепления к шинкам они делятся на накладные и вставные. При пайке первые накладываются на шинку, вторые врезаются с помощью всечек. Все накладки изготавливаются из листового проката.

Вначале изготавливается рисунок в натуральную величину с размерами, затем берётся лист металла и отрезается нужный размер заготовки, который выправляется. После этого на заготовку переносят рисунок, но дают 1 мм припуска на обработку. Лобзиком вырезают накладку, отжигают до появления малинового цвета и производят её гибку. После опиливания накладка готова.

Рант – это контурный ободок, который припаивается снизу к касту или ко всей верхушке и является соединительным элементом между верхушкой и шинкой. Форма ранта повторяет форму верхушки, но поскольку он не должен выходить за пределы накладок, его иногда выполняют по форме одной из накладок.

Из листа толщиной 1,0-1.2 мм по эскизу вырезается заготовка, площадью чуть больше каста, которую отжигают и правят. Выпиливают рант по внешнему контуру и опиливают до полной пригонки к основанию и контуру верхушки. Просверливают отверстие для выпиливания внутреннего контура ранта, который опиливают и шабрят. При изготовлении ранта по накладке, одну из накладок припаивают к заготовке, выпиливают рант по её контуру, после чего накладку отпаивают. А рант отбеливают, промывают, сушат и защищают место пайки.

Изготовление кастов. Каст (оправа камня) – это общая деталь для всех ювелирных изделий с камнями, которая должна отвечать требованиям:

▪ прочно удерживать камень;

▪ подчёркивать его красоту;

▪ служить связующим звеном между основным телом украшения и камнем.

Различают следующие виды кастов: глухие, ободковые (царговые), крапановые и корнеровые.

Формы и размеры кастов зависят от формы, размера и огранки камня.

Глухой каст. Это простейшая форма оправы. Она обеспечивает надёжное крепление камня, но свет на него попадает только сверху. В этот каст крепятся только непрозрачные камни, с гладкой нижней поверхностью. Камни могут быть круглой, овальной, гранёной формы.

Для изготовления глухого каста берётся полоса металла (золота, серебря, мельхиора, меди) толщиной 0,25-0,35 мм, достаточно широкую, чтобы охватить камень, затем сгибают по форме камня, отрезают в нужном месте и спаивают (припой накладывается изнутри).

После этого из листа толщиной 0,8-1,0 мм отрезают пластину для донышка, которую отжигают до малинового цвета и правят на флакейзене деревянным молотком. Припасовывают детали каста друг к другу и укрепляют в этом положении, отфлюсовывают место пайки, накладывают припой и паяют. У граненых камней циркулем замеряют длину каждой грани и рассчитывают: суммируя длину каждой грани и прибавляя к этому величину, равную произведению числа граней на половину толщины заготовки. Отрезав нужную заготовку, её выправляют, размечают места сгиба и слегка пропиливают лобзиком, а затем квадратным напильником под углом 45° пропиливаются пазы почти на всю толщину металла. Все грани последовательно сгибают, припасовывают концы, отфлюсовывают и паяют.

Ободковый (царговый каст). Эту оправу применяют для прозрачных камней. Свет падает на камень сверху и снизу. Верхний ран ободка должен немного возвышаться над рундистом камня, что обеспечивается глубиной уступа.

Для мелких камней (до 3 мм в диаметре) касты изготавливаются цилиндрические и конические. Лучше всего для этого использовать отрезки трубок-царг с толщиной стенок 0,3-0,5 мм. Внешний диаметр её должен быть чуть больше размера камня, а внутренний – меньше, рассчитывая так, чтобы вырезанное при закрепке камня гнездо проходило по средней линии диаметра. Высота царги берётся не меньше высоты вставки. Также рассчитывают заготовку для конического каста, но для получения нужной формы её сколачивают на конус в конической оправе, или расколачивают до необходимого размера на шпераке, на конусном пуансоне. Отбелённую заготовку надевают до упора на конический рог и молотком расколачивают, вращая каст по окружности. При этом стенки малого основания почти не трогают, только стараются придать им форму окружности. Сколачивание производят с паяным швом. Практичнее произвести пайку трубчатого шва всей царги, а потом нарезать её наружные размеры.

Для красоты и лучшего освещения камня, в ободковой оправе можно вырезать сквозной узор, по заготовленному рисунку (вырезают в заготовке или в спаянном ободке). Сначала размечают каст по высоте, выделив верхний закрепочный пояс, нижний рант и средний – ажурный. Высота закрепочного пояска зависит от рундиста плюс 1,2-2 мм. Нижний рант колеблется от 1,5-2,5 мм.

Для камней диаметром больше 3 мм касты всегда изготавливаются коническими, с толщиной стенок 0,5-0,6 мм. Заготовку можно брать такого же диаметра, что и камень, а пайка шва заготовки производится заранее.

Для камней большого диаметра (около 12 мм) толщина стенок заготовки должна быть 0,6-0,8 мм. Спаянную по фуге цилиндрическую заготовку на шпераке расколачивают до размера камня. Длина заготовки зависит от диаметра камня и его высоты.

Крапановый каст. В этих кастах камень крепиться не всем рантом, а отдельными выступающими полосками металла – крапанами. Крапановые касты делятся на тонкостенные (до 1,2 мм) и толстостенные (свыше 1,2 мм). Первые делаются ажурными, и крапаны припаиваются к опорному ободку. Крапоновый ажурный каст изготавливается по той же технологии, что и ободковый ажурный. Разница только в том, что размечают крапановый каст на две части – рант и собственно каст. Узор начинают со стороны отрезанного ранта. Затем спаивают рант с кастом и вырезают определённой длины крапаны и верхнюю часть узора.

Каст с напайными крапанами изготавливают по частям (основу и крапаны), а потом собирают. Основу делают в виде гладкого, конического каста, с диаметром чуть меньше диаметра камня, а толщиной 0,8-0,9 мм. Крапаны изготавливают из заготовки толщиной 0,7-0,8мм. Общая высота не должна превышать высоты обычного каста. Крапаны напаиваются на основу, сохраняя симметричность расположения. После этого касты выравниваются по высоте, запиливают нижнее основание заподлицо с крапанами, защищают место припоя.

Простейшей заготовкой для крапановой оправы является галерейка, которая может быть гладкой или фасонной с одинарными или двойными крапанами.

Для изготовления каста отрезают необходимой длины галерейку, причём резать надо не по расположению крапанов, а наискось. Отрезанную часть каста изгибают по камню и после припасовки торцы спаивают. Можно делать иначе. Изготавливают из ленты ободковую оправу, которую после спаивания рихтуют и подгоняют по размеру камня. Размечают, насаживают на деревянную оправу и с помощью лобзиковых пилочек и надфилей производят выпиловку крапанов.

Крапановые касты изготавливают из листового проката, трубок-царг и из проволоки. Расчёт заготовки крапанового каста делают аналогично расчёту заготовки глухого каста.

Касты других форм. Для прозрачных, хорошо огранённых камней делают высокие конические касты, если каст будет вмонтирован в верхушку, то он делается минимальным по высоте, а для камней с плоским основанием, кабошонов делают низкие касты с опорным рантом. Изготавливают касты круглые, овальные прямоугольные, в форме «капли», «маркизы».

Овальные касты изготавливают почти также, как и круглые. Расчёты делаются как на круглый каст, но если овал определяется большой и малой осью, то диаметр круга берут как среднее арифметическое размеров осей. Когда каст расколочен до нужного диаметра, его отжигают и сплющивают по стороне фуги молотком до нужного по ширине размера. Проверяют правильность овала по камню, и подгоняют на шпераке до точного размера, после чего каст опиливают. При изготовлении овального каста ширину проката берут на 1,0 1,2 мм больше, чем для круглого так, как после сжатия с боков верхнее и нижнее основания получат изгиб вдоль большой оси, и для выравнивания основания придётся спилить с каждой стороны по 0,5 – 1,0 мм.

При расчёте заготовки для прямоугольного каста исходят из периметра камня, но так как каст книзу должен быть сужен, то длину заготовки берут несколько меньше. Длина заготовки зависит от высоты каста (чем больше высота, тем больше разница между верхним и нижним основаниями). При высоте каста 6-8 мм, длина заготовки будет на 4 мм меньше периметра, т.е. по 1 мм на каждую сторону. На отрезанной заготовке отмечают линии сгиба, затем их пропиливают на середину толщины заготовки и по ним сгибают под прямым углом, получая прямоугольный каст. Каст максимально плотно сфуговывают, наносят припой и пропаивают фугу и каждую высечку, после чего отбеливают, промывают, проверяют внутренние углы. Затем стенки расколачивают на прямоугольном роге шперака до размера камня. Дальнейшая обработка зависит от вида каста.

Если хотят изготовить каст с усечёнными углами, то длина заготовки берётся немного меньше, поскольку места сгиба не пропиливают, а сгибают плоскогубцами. Фугу располагают на стороне каста. Расколачивают каст, не заостряя углы, а подгоняя ширину среза угла, и общий размер каста под камень.

При изготовлении каста в форме «капли» толщина заготовки берётся в зависимости от характеристики камня и вида каста, ширина определяется в зависимости от высоты камня, а длина –равной периметру камня, но фуга должна располагаться на остром конце камня. Заготовку сгибают круглогубцами или на ригеле соответствующего диаметра по форме камня. Для получения суженной нижней части каста, концы заготовки обрезают снизу под углом 30°, запиливают, сфуговывают, пропаивают. Затем каст расколачивают на шпераке до размера камня.

При изготовлении каста «маркиза» толщину и ширину заготовки определяют как в предыдущем примере. Данный каст состоит из двух боковых половинок, спаянных между собой и длина заготовки определяется по контуру камня, но берётся с небольшим запасом. Запас нужен потому, что при пропиливании половинок размер каста уменьшиться. Чтобы стенки каста сужались книзу, концы половинок обрезают под углом 30°.

В корнеровых кастах вставку закрепляют маленькими столбиками - корнерами, которые формируют из металла каста. Они бывают открытыми и встроенными. При изготовлении первой в качестве заготовки используют толстостенную конусную ободковую оправу. Край ободка оправы подгоняют к рундисту камня. Затем от нижней части царги делают расходящиеся, в ширину корнеры. В верхнем краю царги их намечают корнайзеном, вырезают между ними материал, опиливают и подчеканивают до тех пор, пока не получат необходимую форму корнера. У рундиста материал становится таким тонким, что сверху видны только корны вокруг камня.

У встроенных оправ роль корневого каста играет просверленное в толстой пластине металла гнездо, в которое вставляется камень, а иногда камень вставляется в боковые грани кольца. Круглые плоские камни крепятся прямо в гнёздах, а для камней других форм гнездо обрабатывается с помощью штихеля или фрез. Отверстия должны точно соответствовать размерам камней.

Каст «каре» представляет собой квадратную пластину с просверленными в ней отверстиями точно по радиусу вставки. Штихелем или фрезой расширяют отверстие и подгоняют так, чтобы его диаметр в верхней части точно соответствовал рундисту камня. После этого в каждом углу квадрата отделяют узкий лепесток металла, который расширяется от угла по направлению к камню. На четырёх лицевых поверхностях квадрата отполированным флахштихелем ровно скашивают плоскости так, чтобы они шли по наружной стороне квадрата к отверстию камня. Затем надрезанный металл поднимают до углов квадрата, смещая его к камню, и в результате образуется широкая стружка. Каждую стружку оформляют в виде корнера. Пространства между корнерами скашиваются. После вставки камня корнеры скругляют корнайзером. Расположенные по диагонали корнеры закреплялись последовательно, иначе камень может сместиться.

В фаденовом касте камни закрепляются не в отдельных квадратах, а в просверленных гнёздах длинной полосы металла и так плотно прилегают друг к другу, что почти соприкасаются с рундистами.

studfiles.net


Смотрите также