Археологическое Возрождение: от XIX века до наших дней . Ювелирные украшения 19 века


Ювелирное искусство России 19 век| Всё о драгоценностях

 Одежда и предметы ювелирных украшений  России 19 века.

В 19 веке женщина намного превзошла мужчину в мире яркой моды. Если до 19 века мужчина был эдакий павлин на предмет нарядности одежды и аксессуаров, то в начале следующего века лидирующее положение заняла женщина. В конце 18 века одежда дворянства стала освобождаться от чрезмерной сложности и приобрела более строгий вид. Изменился наряд женщин: исчезли пышные элементы, вычурный силуэт платьев, прически стали менее экстравагантными. Зато женщины дали волю фантазии в направлении вариантов одежды.

Появилось большое количество форм одежды с учетом сезона, назначения и даже времени суток. Теперь можно было видеть в гардеробе женщин туалеты для прогулок и визитов, для театров для балов, «деревенская » одежда и «городская». Для всех этих нарядов были и определенные украшения, которые делились на парадные, обычные и повседневные.

Парадные украшения включали много камней, парюр для волос, гребни, ожерелья, серьги, браслеты, колье, диадемы, пряжки, кольца и т.д. Для небольших визитов и приемов на дому набор украшений был попроще. Обычно женщины надевали кольца, броши, браслеты, цепочки т.е. обычные вещи и в меньшем количестве. Например, к повседневным украшениям относились:брошки с флорентийской мозаикой, серьги с полудрагоценными камнями и другие повседневные недорогие изделия.

Для мужчин считалось дурным тоном ярко одеваться и украшаться. Свое материальное благополучие они выражали через женщину, которая стала как бы рекламой благосостояния и положения своего мужа в обществе. В 19 веке мода на разные стили быстро менялась, но русские женщины быстро реагировали на вызовы классицизма, сентиментализма, романтизма и других стилей.

Как менялось ювелирное искусство в России

К концу века мода на драгоценности почти упала. Женские туалеты стали крайне демократичными и упрощенными. В моду вошли, например, блузки и юбки с широкими кушаками. Понятно, что такие наряды совсем не сочетались с дорогими украшениями. Перечень драгоценных предметов заметно стал короче, они практически исчезли из повседневной жизни, появлялись лишь во время балов и праздничных церемоний.

Ювелирное искусство в России в начале 19 века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало.

При всех своих минусах в ювелирном деле, появились и свои плюсы. Это поиски новых художественных направлений, расширение ассортимента, увеличение числа продукции, усовершенствование технических приемов обработки драгоценных материалов. Положительным моментом остается и тот факт, что традиционные приемы не забывались, продолжала существовать техника эмали, которую использовали при изготовлении браслетов, лорнетах, брошах, табакерках, по прежнему развивалась техника филиграни.

В это же время началось вытеснение иностранных мастеров , т.к. они не оказывали большого воздействия на русское ювелирное искусство, но не стоит забывать и о том, что иностранцы знакомили русских мастеров с европейским ювелирным искусством.

Массовое производство ювелирных изделий в России.

Спрос на украшения и различные предметы художественного производства вполне удовлетворялся изделиями, которые выпускали русские предприятия. Довольно значительным был вывоз российских ювелирных украшений за рубеж. 19 век стоит отметить как начало расцвета международной торговли и не только в ювелирном производстве.

Что касается минусов массового производства так это то, что произошло снижение художественного уровня изделий и упадок творчества мастера, особенно это коснулось провинций, мастерам которых трудно было конкурировать с продукцией столичных фирм. Резкое снижение качества художественной промышленности вызвало беспокойство у многих деятелей искусства, в частности и у ювелиров.

Выходом из создавшейся ситуации стало взаимодействие искусства и промышленности. Это оказалось по силам крупным ювелирным объединениям, которые стали создаваться в Москве и Петербурге. Фирмы Овчинникова, Фаберже, Морозова, Сазикова, Хлебникова Грачева имели свои филиалы и в других городах.

В них были объединены мастера высокого класса, работавших как в общеевропейских стилях, так и в чисто русском. Русские изделия часто выставлялись на международных выставках, в том числе и на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, где получили высокую оценку и признание.

Похожие записи:

Рекомендую почитать еще:

vsedragocennosti.ru

Модные ювелирные украшения конца 18-х – 20-х годов XIX века - Ювелирные статьи, способы огранки, ювелирный мир, ювелирная мода | Jevel.ru

Гребни

В состав практически всех парюр – полных комплектов украшений 19 века входили гребни, которые носились женщинами на макушке или затылке. Выступающая прямоугольная часть гребня украшалась узорами, которые выполнялись в виде зигзагов, бантиков, дут, инкрустированных драгоценными камнями или жемчугом.

Особой популярностью пользовались гребни, изготавливаемые испанскими мастерами. Они имели черепаховые или металлические зубцы, а верхняя часть украшалась камеями, камнями, окруженными искусно выполненными узорами из золота.

Тиары

Тиара в эпоху правления Наполеона являлась одним из самых популярных ювелирных украшений. Их изготавливали в виде лавровых венков, усыпанных бриллиантами с вкраплениями рубинов. Также тиары выполнялись ювелирами других не менее изысканных форм, и в большинстве случаев эти ювелирные изделия украшались подвесками из различных драгоценных камней и жемчуга грушевидной формы.

Модны были тиары, исполненные по мотивам эллинистического дизайна. Их отличала выступающая часть надо лбом, от которой тиара начинала сужаться к краям. Не меньшей популярностью у дам той эпохи пользовались бандо, которые они носили надо лбом. Они украшались кластерами драгоценных камней или камеями. Бандо могли использоваться в качестве отдельного украшения или в комплекте с гребнем выполненным в едином стиле. Для украшения причесок использовали также ривьеры, выполненные из бриллиантов.

Парюры и полупарюры

Парюры и полупарюры – полные и неполные комплекты украшений изготавливались ювелирами тех времен из драгоценных и полудрагоценных камней: топазов – розовых и желтых, аквамаринов, оливинов, аметистов, грантов, сердоликов и даже полосчатых агатов, стоимость которых была доступна для многих.

Выбранные для изготовления камни вставлялись в высокохудожественные оправы, выполненные в виде лепестков или розеток. Парижская мода на ювелирные украшения быстро распространилась в другие страны, где также пользовались популярностью аметисты и топазы, и держала устойчивую популярность до 40-х годов 19 века.

Серьги

В наполеоновскую эпоху были в моде удлиненные серьги, состоящие из 1-3 плоских элементов, выполненных в какой-либо геометрической форме или в виде камеи, которые размещались друг над другом. Этот же стиль использовался для изготовления сережек-пуассард, петельные застежки которых проходили по всей их длине.

В особо торжественных случаях дамы использовали необычайно красивые серьги, выполненные в грушевидной форме. Они изготавливались из жемчужин, форма которых напоминала грушу, либо из бриллиантов, которым при помощи огранки придавалась грушевидная форма.

Ожерелья

Ожерелья тех времен – это длинные или короткие золотые цепочки, выполненные простым или художественным плетением. Они соединялись между собой драгоценными камни, заключенными в легкие оправы, камеи, римские мозаики или инталии. Небольшой длины ожерелья носили на шее, а удлиненные варианты через плечо. Ожерелья, выполненные в этом стиле, были в моде до конца 19 века. На особо торжественные мероприятия ожерелья из бриллиантов одевались парами. Для их изготовления использовались бриллианты огранки «роза» и состояли они из несколько цепочек бриллиантов разной длины.

Броши

Характерными формами для брошей конца 18 – начала 19 века являлись полумесяц, солнце и звезды. Бриллианты заключались в закрытие оправы, что придавало изделиям плоский вид. Для этого же периода характерно изготовление брошей в форме банта, которые инкрустировались бриллиантами и другими драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие украшения, как правило, пришивались к платьям дам.

Довольно часто броши выполнялись из пластин синей эмали в форме «многоугольника» или «маркиза», которые украшались в центре монограммами, цветами, узором-урной из бриллиантов, а по краю бриллиантами органики «валик» или «роза». В этот же период пользовались популярностью броши, изготовленные в виде колосьев и различных цветов.

Характерны для наполеоновской эпохи и броши в виде ветви лавра, однако в отличие от последующих эпох они выполнялись без достижения натуральности.

Подвески

Подвески эпохи наполеоновского классицизма в основном выполнялись в форме креста, который инкрустировался драгоценными камнями. Как правило, крест украшал ожерелье, изготовленное из таких же камней. Мальтийские кресты впервые появились в начале 19 века, и стали чрезвычайно популярны в Англии. Такие кресты украшались бриллиантами, и использовались в качестве подвесок и брошей. В период с 30-40х годов 19 века их стали носить в качестве украшения во многих странах. Пользовались популярностью и памятные подвески, лицевая часть которых украшалась миниатюрой, а тыльная имела отделение, где можно было хранить прядь волос.

Браслеты

Начало 19 века характеризовалось изготовлением браслетов в форме полосок из золотых ячеек с филигранной застежкой. Наибольшей популярностью пользовались браслеты, которые состояли из ряда соединенных друг с другом при помощи тонких цепочек камей, инталий, римских мозаик и драгоценных камней, а также браслеты, состоящие из нескольких рядов цепочек, имеющих различное плетение, которые по центру или на застежке украшались камеей, инталией или драгоценным камнем в оправе.

Браслеты, для изготовления которых использовались бриллианты или другие драгоценные камни, отличались строгими геометрическими формами. Запястья модниц тех времен украшали сразу несколько браслетов, и они могли быть выполнены в разных стилях. Мода на такие браслеты держалась до 60-х годов 19 века.

Кольца

В начале 19 века самыми модными считались незамкнутые кольца, состоящие из двух полос золота спаянных между собой и украшенных искусно выполненными листьями. Не меньшей популярностью пользовались кольца, выполненные в форме цветка-кластера, в центре которого находился крупных размеров камень, или камень, ограненный в форме «маркиза».

Также кольца украшались камеями, вставлялись которые в золотой ободок, имеющий правильную форму. Не редкость были и кольца с овальными или эллиптическими пластинами из синей эмали, которые в центре украшались узорами, выложенными из бриллиантов. Формы и виды колец стойко держались в моде до конца 19 века.

Пряжки

На поясах и бантах платьев дамы тех времен носили пряжки, которые также могли изготавливаться в качестве сувениров и не использовались по назначению. Они отличались небольшими размерами, и были овальной или круглой формы. В большинстве случаев пряжки украшались жемчугом, камеями, топазами, аметистами, однако были и пряжки, выполненные из одного золота.

www.jevel.ru

1900 годы. Ювелирные украшения конца 19 века

Тиары и украшения для волосТиары были очень модны в последние два десятилетия XIX века, поэтому многие ожерелья снабжались негнущимися металлическими рамками, чтобы их можно было носить на голове. Это позволяло обладательнице ожерелья превращать его в тиару, если таковая требовалась для торжественного приема. Обычно тиары имели форму градуированного ряда зубцов, трилистников или мотивов в форме лиры. Точно так же бриллиантовые тиары с мотивами цветов, звезд и полумесяцев, изготовленные в 1890-х годах, могли превращаться в броши и украшения для волос, их отдельные элементы носили на корсаже или в прическе в случаях, когда надевать тиару не было необходимости.

Тиары с цветочными мотивами конца XIX века часто разделялись на три или более элемента, которые можно было носить в качестве брошей или украшений для корсажа. Изготавливались также тиары в форме изысканных бриллиантовых завитков или фестонов, часто возвышающихся над кластерами бриллиантов и увенчанных бриллиантами в форме груши или каплевидными жемчужинами.

Тиары строгого дизайна имели форму гирлянд или венков из лавровых листьев.

В 1890-х годах Европу охватила мода на тиары в духе русской императорской короны. По дизайну они походили на кокошник и состояли из градуированного ряда поставленных вертикально ланцетовидных мотивов листьев.

Булавки и броши в 1880-х и 1890-х годах перекочевали в прически; обычно ими закалывали волосы надо лбом или над шиньоном, с их помощью закрепляли плюмажи и розетки из тюля и кисеи. Вечерние прически в изобилии украшали бриллиантовыми бабочками, жуками, звездами, полумесяцами, трилистниками, ласточками, парами сердечек, подковами и бантами.

Тиары и украшения для волос в стиле ар нуво изготавливались, как правило, из необычных материалов, например рога и эмали, а их формы были продиктованы фантазийным подходом к природе, характерным для этого стиля.ПарюрыПоскольку полные комплекты украшений, включающие ожерелье, броши, браслеты и серьги, вышли из моды, производство парюр фактически остановилось. Женщины предпочитали комбинировать броши и подвески, ожерелья и браслеты в соответствии со своими вкусами и модой в одежде.

По-прежнему носились полупарюры, впервые появились крупные броши или украшения для корсажа с природными мотивами, разбирающиеся на небольшие элементы, которые можно было носить по отдельности как броши или украшения для волос.

СерьгиСерьги в 1880-х и 1890-х годах были, в основном, небольшими. Для дневного ношения в 1890-х предназначались серьги из одной жемчужины в окружении мелких бриллиантов. Для вечерних выходов модницы предпочитали бриллиантовые серьги-гвоздики различных размеров. В 1890-х годах в моду вернулись серьги с подвесками из жемчуга или бриллиантов, которые при движении улавливали свет и отражали его. Очень популярны были серьги в форме каскада колоколоподобных цветочных мотивов, градуированных по размеру и прикрепленных последовательно, которые подрагивали и играли при каждом движении головы.

Новинкой стало появившееся в начале 1890-х годов крепление-зажим, позволявшее женщинам носить серьги, не прокалывая уши.

ОжерельяСреди самых распространенных видов ожерелий 1880-х и 1890-х годов было откидное ожерелье в виде градуированного ряда камней в оправах-ободках или из трилистников, соединенных тонкой проволокой. В зависимости от того, было оно изысканным или простым по дизайну, его украшали бриллианты, топазы или оливины, а также жемчужины, целые или половинки.

Типично для этого времени и ожерелье из цветочных мотивов, соединенных фестонами или растительными узорами, с бриллиантами и половинками жемчужин.

В 1890-х годах предпочтение отдавалось нежным и легким золотым ожерельям с завитками плавной формы, характерной для ар нуво, украшенным оливинами, аметистами, турмалинами и мелкими бриллиантами.

В моде были и ривьеры, особенно из бриллиантов новой огранки в открытых оправах.

Большинство ожерелий можно было носить и как тиары. Для этого переднюю часть бриллиантового ожерелья закрепляли на неподвижной основе, которая продавалась в комплекте с украшением в специальном футляре.

Ожерелье в форме «ошейника» было, пожалуй, самым характерным в этот период. Вечерние ожерелья такой формы могли состоять из одиннадцати-двенадцати рядов мелкого жемчуга с центральным элементом из золота с бриллиантами или из эмали с самоцветами в стиле ар нуво. Одновременно с ожерельем в форме «ошейника» дамы носили и другие ожерелья, обычно жемчужные нити разной длины и бриллиантовые ривьеры.

Моду на «ошейники» и жемчужные нити ввела Александра, принцесса Уэльская, часто надевавшая «ошейник» из жемчуга и несколько жемчужных нитей с декольтированным платьем. Для дневного ношения предназначались «ошейники» из нежных кружев или бархата с центральным элементом из ажурных бриллиантовых узоров или с зажимами, украшенными растительными мотивами. Еще одним нововведением 1890-х годов стали длинные цепочки-«сотуары» из золота с жемчугом, бриллиантами или другими драгоценными камнями, часто с кисточкой на конце. Принцесса Александра обожала носить длинные жемчужные сотуары вокруг талии или приколотые к корсажу при помощи броши. Сотуары и «ошейники» оставались модными и в первые годы XX века.

В последние два десятилетия XIX века часто носили бусы из кораллов, бирюзы и золотых шариков, а также ожерелья из некрупных звеньев из золота с самоцветами или эмалью. В начале 1880-х бусы из янтаря были практически единственным украшением, которое соглашались надевать последовательницы эстетического движения.

БрошиБроши конца XIX века были меньше по размеру и тоньше по дизайну, чем в предшествующие десятилетия, их носили помногу одновременно, на вороте или на кружевных и тюлевых шарфах, которыми оборачивали шею. По стилю и форме они могли не совпадать, главное, чтобы количество было достаточным. Более изысканные с художественной точки зрения, чем ранее, броши-звезды состояли теперь из шести, восьми, двенадцати или даже шестнадцати лучей, между которыми могли быть закреплены на проволоке отдельные камни. Самыми популярными были бриллиантовые звезды, однако успешно продавались и менее дорогостоящие изделия с жемчугом, опалами и лунным камнем. Броши-полумесяцы могли состоять из одного, двух или трех рядов камней, градуированных по размеру от центра, обычно из бриллиантов в сочетании с рубинами или сапфирами.

Пользовались успехом и полумесяцы из опалов, жемчужин и лунного камня. Встречались и броши-полумесяцы, украшенные небольшой птичкой, трилистником или пчелкой (их дарили как напоминание о медовом месяце). Некоторые полумесяцы компактного дизайна в центре мог украшать мотив звезды.

Модными считались броши-солнца, полностью усыпанные бриллиантами, и броши с анютиными глазками, лепестки которых могли быть из самоцветов или из бархата в обрамлении мелких бриллиантов.

Огромной популярностью в 1890-х годах пользовались броши в форме бабочек, стрекоз, пауков, пчел и мух с бриллиантами и цветными драгоценными камнями. Ласточки с эмалью и бриллиантами, бриллиантовые скрипки, кадуцеи, якоря и стрелы, лягушки и ящерицы с бриллиантами, опалами и демантоидными гранатами — вот краткий список прочих модных мотивов для брошей.

Насекомые как нельзя лучше подходили для чудесных брошей в стиле ар нуво: с крылышками из оконной эмали и бриллиантовыми тельцами.

Броши-перекладины впервые появились в 1890-х годах и сразу снискали громкий успех. Состояли они из горизонтальной золотой перекладины с декоративным мотивом по центру и зачастую с двумя небольшими камнями по краям. В самом простом варианте такая брошь украшалась всего лишь одним бриллиантом, однако ее форма позволяла ювелирам не сдерживать фантазию и воображение, поэтому на перекладинах стали появляться полумесяцы и звезды, листья и цветы, фазаны и петухи, ласточки и мухи, трилистники и клевер.

Броши с обыденными сюжетами могли изображать кроликов, грызущих морковку или репу, цыплят, появляющихся из бриллиантовых или эмалевых «скорлупок», летучих мышей, расправляющих крылья, котят, играющих с клубком; встречались также и броши в виде лир, крылатых херувимов, собак, зайцев, сов или с изображениями «лунных человечков», вырезанных на лунном камне.

Спортивные броши по дизайну мало отличались от тех, что впервые появились в 1860-х годах: подковы, клюшки для гольфа, удочки, горны, жокейские шапочки — правда, к концу XIX века ассортимент спортивных украшений расширился и теперь включал в себя мотивы, заимствованные из самых разных спортивных игр, и фигурки собак, реалистично выполненные из полихромной эмали с бриллиантами. Идеальным мотивом оставалась подкова, вызывавшая симпатию и у дам, не особенно увлекавшихся спортом, благодаря своей простой и узнаваемой форме. В 1890-х годах подковы на брошах состояли, как правило, из двух рядов бриллиантов. причем в одном ряду камни были крупнее, либо из одного ряда бриллиантов и одного — рубинов или сапфиров. Изумруды использовались крайне редко. По-прежнему модными были броши с мотивами перьев.

Создавались и более традиционные украшения для корсажа в духе ХУШ века: жирандоли и картуши. усыпанные бриллиантами, с ними было принято прикалывать еще и брошь на плечо, в форме перевитых лент или бантов.

Постепенно в дизайне брошей появлялись мотивы розеток и сердечек. Дамы, не гнавшиеся за модой, продолжали носить бриллиантовые броши-ветви «с дрожью».

Благодаря своему многоцелевому предназначению броши часто становились предметом вдохновения для ювелиров, работавших в стиле ар нуво, воплощавших свои смелые идеи в натуралистическом духе.ПодвескиМногие из вышеупомянутых брошей были также снабжены петлей, позволявшей носить их как подвески, однако самыми популярными в конце XIX века были подвески в форме креста и сердечка. Латинские кресты изготавливались не только с бриллиантами, но и с жемчугом, полудрагоценными камнями и т.д.

Подвески и медальоны в форме сердечка, которые часто носили на ленточке, обычно полностью покрывали бриллиантами или половинками жемчужин и бриллиантами. Весьма модными были сердечки из зеленой, синей или красной эмали с узором из пересекающихся линий, с небольшим мотивом из жемчужин или бриллиантов по центру и такой же рамкой.

В подвесках воплощали свои идеи ювелиры — приверженцы стиля ар нуво и последователи движения «Искусств и ремесел»; они создавали удивительные изделия с самоцветами и эмалью практически любых форм, которые только можно найти в растительном и животном мире.

Извилистые линии, характерные для ар нуво, встречаются и в менее новаторских подвесках в форме завитков с половинками жемчужин, оливинами, аметистами и бирюзой.

Золотые медальоны были так же популярны, как и в предыдущее десятилетие, однако они стали меньше и округлее, а в центре были обычно украшены монограммой или небольшим декоративным мотивом.

В конце XIX века стало модным носить длинные цепочки с эмалью, прикрепляя к ним часы-подвески с такой же эмалью и, зачастую, самоцветами либо лорнет.

БраслетыБраслеты по-прежнему носили по нескольку штук, иногда по четыре на каждой руке. Модными оставались «запястья», широкие и узкие. Широкие золотые «запястья», украшенные жемчугом, бриллиантами и самоцветами, изготавливались в таких же больших количествах, как и в предыдущем десятилетии, и были в моде на протяжении 1880-х годов.

В 1890-х дамы предпочитали более узкие «запястья» с бриллиантами, сапфирами, изумрудами, жемчугом или опалами, или тонкие золотые окружности с кластером — цветком из драгоценных камней либо мотивом формы «маркиза» по центру. Типичными для 1890-х годов были браслеты, состоящие из нескольких окружностей, с оборотной стороной из двух или трех тонких золотых полос, лицевая сторона украшалась кластером-цветком из драгоценных камней, который можно было отстегнуть и носить как брошь, либо мотивом подковы или сердечка.

Еще одной новинкой 1890-х годов стали браслеты в виде золотой полосы с пересекающимися концами, украшенные цветочным или другим декоративным мотивом. Откидные браслеты со свободными концами, обхватывавшие руку, обычно изготавливались из переплетенного или гофрированного золота, а на концах украшались бусинами из золота или драгоценных камней.

В конце XIX века в моду вошли браслеты-цепочки из 18-каратного либо 9-каратно-го золота, причем последние мог себе позволить приобрести даже малообеспеченный покупатель; к ним прикреплялись либо подвеска в виде висячего замочка, либо целая коллекция брелоков, монеток и медальонов. Иногда звенья цепочки по центру украшались мелкой бирюзой или опалами. Для дневного ношения предназначались браслеты с узорчатыми звеньями и кластерами из мелких камней.

Модными считались также браслеты со звеньями «канатного» плетения, по центру обычно украшенные мотивом «картуш».

С жемчужными и бархатными «ошейниками» принято было носить браслеты из нескольких рядов жемчуга с бриллиантовой застежкой либо бархатные ленточки с ажурными бриллиантовыми зажимами.

КольцаНесмотря на то, что функции кольца не позволяют сильно разнообразить его форму, удерживая ювелиров в рамках традиционного дизайна, к концу XIX века и здесь появились новые мотивы. Самой успешной новацией 1890-х годов было кольцо с пересекающимися концами, украшенное двумя бриллиантами или бриллиантом и жемчужиной, или цветными драгоценными камнями, закрепленными на пересечении. Эти кольца, пережив некоторые изменения в дизайне, изготавливаются и по сей день.

Еще одной новинкой стали кольца из двух, трех, четырех и более частей, состоящие из золотых полос, соединенных на оборотной стороне, а на лицевой стороне украшенных драгоценными камнями или кластерами камней. Сердечки и пары сердечек, увенчанные короной или бантом из самоцветов в бриллиантовой рамке на тонком золотом обруче, также впервые появились в 1890-х годах, хотя зародился подобный дизайн еще в XIX веке.

В конце XIX века популярными стали кольца с солитером; широкие золотые оправы сменились тонкими обручами и незаметными креплениями. Во Франции в моде были массивные золотые кольца со скульптурными мотивами, часто в стиле ар нуво. Ювелиры, работавшие в этом стиле, приспосабливали растительные и цветочные мотивы, а также женские образы к традиционной форме кольца. Кольца с полуокружностями, «маркизами» и кластерами, а также с «цыганскими» креплениями, по-прежнему пользовались спросом, равно как и золотые кольца-змеи с глазами из самоцветов и кольца в форме ремня с пряжкой.

Пряжки и застежкиВ конце XIX века в моду вошли широкие пояса; их принято было носить с крупными пряжками в форме листьев и цветов из извилистых линий, характерных для ар нуво, в более строгих и геометрических границах. Застежка, часто из окисленного серебра или покрытая эмалью с полудрагоценными кабошонами, стала излюбленным аксессуаром последовательниц движения «Искусств и ремесел». Модными считались также пояса из серебра с эмалью и самоцветами.

dragkam.ru

История моды. Украшения XIX века | Блогер hrobachik на сайте SPLETNIK.RU 17 марта 2012

Опубликовано пользователем сайта

Мода hrobachik 17 марта 2012, 15:17

Кольца: Все из Франции. Материал: золото, серебро, бриллианты. Франция. Материал: золото, серебро, бриллианты, изумруд. Франция или Америка. Материал: золото, бриллианты. Серьги: Испания Франция. Материал: золото. Австрия. Материал: метал, жемчуг Франция. Метариал: золото, жемчуг. Италия. Материал: золото, рифовый камень Испания Испания. Материал: золото, гиацинт. Броши: Австрия Австрия. Материал: метал, стекло Британия. Материал: золото, гранат Австрия. материал: серебро, стекло. Америка или Европа. Материал: золото, топаз, жемчуг Кулоны: Испания. Материал: золото, жемчуг. Pendant with The Annunciation Создатель: Salomon Weininger, Австрия. Материал: золото, стекло, жемчуг. германия или Франция: барочный жемчуг, золото, рубин. Европа. Материал: барочный жемчуг, золото, рубин. Франция. Материал: золото, барочный жемчуг. Ожерелье: Америка или Европа. Материал: жемчуг Европа. Материал: серебро. Браслет: Австрия. Материал: золото, сапфир, бриллианты. Источник: Музей искусств Метрополитан

Оставьте свой голос:

www.spletnik.ru

Ювелирные украшения в России XIX века

В XIX веке русское ювелирное искусство развивается в рамках общеевропейской традиции и практики, что нашло отражение и в ассортименте ювелирных изделий, и в их стилистической связи с основными стилями эпохи – от ампира, через все «исторические» стили (необарокко, неорококо, неоклассицизм и пр.) до модерна. Связь с общеевропейскими традициями проявилась и в системе организации производства, которая включала как небольшие ювелирные мастерские, так и крупные ювелирные фирмы – К. Фаберже, П. Овчинникова, И. Хлебникова, братьев Грачевых и др.

Золотые и серебряные цепи. XIX век.

Одной из главных и характерных особенностей развития ювелирного дела в XIX столетии в России является создание крупных фабрик, оснащенных новым механическим оборудованием и имеющих в штате мастеров разных специальностей. Эти фабрики осуществляют значительную часть производства ювелирных изделий, часто изготовляемых по рисункам известных художников. Ювелиры, не входящие в штат крупных предприятий, объединяются в артели или небольшие ювелирные мастерские.

Индивидуальное производство, характерное для ювелирного дела XVIII века, в XIX столетии почти не осуществляется: мастера-одиночки почти не работают.

У ювелирных украшений XIX века нет индивидуальных особенностей в той мере, которой обладали русские ювелирные украшения в XVIII веке – отличаются друг от друга не изделия разных мастеров, а лишь изделия разных фирм и артелей, конкурирующих друг с другом, постоянно следующих за модой, изобретающих что-нибудь новое. Наряду с вещами заказными и дорогими в больших количествах выпускаются дешевые украшения для массового потребителя. Во второй половине XIX века постепенно снижается художественное качество местных ювелирных изделий – местные мастера не могли конкурировать со столичными фирмами. Они занимались в основном починкой и производством мелких ювелирных изделий.

В XIX веке происходит вытеснение иностранных мастеров русскими. Спрос на украшения в основном удовлетворяется продукцией отечественных предприятий. По свидетельству Министерства финансов за 1893 год потребность в ювелирных украшениях удовлетворялась в России собственным производством на 94,3 %. Вывоз русских ювелирных украшений за границу также был значительным. Своеобразным стимулом для развития русского ювелирного искусства служили Всероссийские и Международные выставки. Первая выставка в России состоялась в 1829 году в Петербурге, потом выставки проводились каждые два-четыре года в Петербурге и Москве. Русские ювелирные украшения неоднократно экспонировались на зарубежных выставках в Париже, Лондоне, Стокгольме, Чикаго, удостаивались золотых и серебряных медалей.

Серьги. Золото, серебро, стекло, стразы. Первая половина XIX века.

Русское ювелирное искусство в XIX веке сложно и разнохарактерно в разные периоды этого столетия: оно изменялось вместе с костюмом в соответствие с модой. Количество украшений, их форма, способ ношения и проч. – все это хорошо видно на портретах XIX века.

Драгоценности были сословной, фамильной и личной гордостью богатых людей, поэтому художникам приходилось тщательно их воспроизводить на портретах. Костюм изменялся в зависимости от сословной принадлежности: высшие сословия следовали за европейской модой, низшие были более традиционны.

В XIX веке ведущая роль переходит к женскому костюму: женщина в этом столетии становится как бы рекламой благосостояния и положения в обществе своего мужа. Мужской костюм на протяжении XIX века изменялся лишь в деталях, женский – откликался на все новые направления в искусстве. Бесконечное количество форм одежды (визитная, прогулочная, летняя, бальная, городская, «деревенская» и т.п.) подразумевало и соответсвующие наборы украшений. Украшения разделялись на парадные, в которых было много драгоценных камней (парюры, гребни, серьги, браслеты, кольца), обычные – для визитов и небольших приемов (серьги, броши, браслеты, цепи, кольца), повседневные (броши с флорентийской мозаикой, серьги и кольца с полудрагоценными камнями).

В начале XIX века в ювелирном искусстве продолжаются традиции украшений XVIII века. Классицизм вступает в пору зрелости, а все большее увлечение античностью проявляется в костюме и характере ювелирных украшений. До войны 1812 года в моде легкие платья, надеваемые на батистовую рубашку или розовоетрико, так что фигура просвечивает сквозь ткань; к этой одежде носили специальные «античные» прически и ювелирные украшения (серьги, кольца, легкие браслеты). Самая типичная и неотъемлемая часть женского туалета этого времени – шаль, которую иногда закалывали брошью. Брошь, вошедшая в моду в России еще в XVIII веке, в XIX столетии становится наиболее распространенным украшением.

Стремление к простоте привело к тому, что в первые годы XIX века считалось дурным тоном надевать драгоценности даже на балы. В моду входят стальные украшения с алмазной огранкой, пряжки, пуговицы, броши, браслеты. Платья вместо золотых и серебряных нитей вышивали стальными.

Украшение для прически в виде двух колосков. Золото, жемчуг. Первая половина XIX века.

1804-1811 гг. – время становления в русском костюме стиля ампир. Происходит переход от легкости начала века к четкой геометрии форм, к строгости, сдержанности и монументальности. В 1806-1809 гг. принято носить кольца на всех пальцах, понескольку часов, много браслетов. Прически украшаются диадемами, золотыми обручами, венками из искусственных цветов и золотых колосьев, из золотых и серебряныхдубовых и лавровых листьев. Но шея и обнаженные плечи остаются без украшений.

Одно из самых ярких проявлений моды этого времени – увлечение резными камнями – геммами, пришедшее из Европы еще во второй половине XVIII века. Художественная резьба по камню стала в России самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Камеи создавали лучшие столичные ювелиры, их привозили в большом количестве из-за границы (как современные, так и античные).

На некоторое время они затмили даже столь популярные в ювелирных украшениях XVIII века бриллианты. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, ожерелья, булавки, пряжки, броши, браслеты, из них составляли целые наборы украшений. Для создания камей использовали разные по цвету и прозрачности камни: очень популярны были слоистые агаты и ониксы. В мелких украшениях камеи являлись главной и единственной деталью. Тонкая золотая или серебрянная оправа выполняла, по сути, утилитарную функцию, помогая закрепить камень и соединить его с заколкой. В крупных украшениях камеи, сохраняя доминирующую роль, хорошо сочетались с жемчугом, бриллиантами и драгоценными металлами.

В период войны 1812 года и после ее окончания возникает патриотическое движение и стремление к возрождению национальных традиций. Появляются платья, подражающие сарафану и рубахе, в моду входят украшения из жемчуга – это была своеобразная игра в народное искусство. Жемчуг сочетается с дорогими застежками из драгоценных металлов и перемежается с бриллиантами.

Около 1814 года в моде и в ювелирном искусстве выделяется новое течение – сентиментализм, с его культом чувств и природы. Для туалетов этого времени характерно обилие медальонов с локонами, девизами и миниатюрами, а также браслеты, брошки и серьги, сплетенные из волос любимых или умерших, украшенные золотыми оправами и фермуарами. В это время драгоценные украшения почти вышли из моды.

В 1820-е гг. из Европы приходит романтизм, с его обращением к западноевропейскому средневековью, поэтизацией старины, интересом к истории, тягой к фантастическому, экзотическому, причудливому. В ювелирных украшениях 20-х гг. XIX века еще сохраняются пропорции и сдержанность классицизма; но украшения 30-х гг. уже являются воплощением движения и изящества. Появляются новые виды украшений, например, ферроньерка – драгоценный камень в оправе, спускающийся на лоб и прикрепленный к золотой цепочке или обручу. Ферроньерка сочеталась с серьгами или брошью.

Браслет. Золото, гранаты. Середина XIX века. Россия.

Интерес к Востоку привел к использованию в качестве детали костюма чалмы и тюрбана из восточных тканей, украшенных драгоценными аграфами, султанами из перьев, перевитые жемчугом и золотыми цепочками. Костюмы богатых дам в это время изобилуют бриллиантами,сапфирами, изумрудами, рубинами, а также получившими распространение полудрагоценными камнями – аквамарином, агатом, топазом,сердоликом, ониксом; с 1830-х гг. популярными становятся гранат и коралл. Иногда камни располагались в украшениях в таком порядке, что первые буквы их названий составляли имя или девиз.

Продолжает использоваться в качестве украшения живописная эмаль, самостоятельно (например, женские портреты в мужских кольцах), или как фон, на котором закрепляются драгоценные камни.

Растущее мастерство ювелиров и страсть к виртуозности приводят к появлению украшений в разных техниках и из разных материалов. Из Италии в 20-30 е гг. XIXвека приходит мода на мозаичные изображения, набранные из мельчайших кусочков смальты. Круглые, овальные и квадратные мозаичные миниатюры вставлялись в кольца, ожерелья, броши. Сюжетами служили архитектурные виды и памятники, букеты, птицы, бабочки и проч. Оправы делали из золота или серебра.

Дамы надевали много украшений и к вечернему, и к дневному туалету; молодым девушкам не полагалось носить дорогие украшения, особенно – с бриллиантами, они носили бирюзу, кораллы, агаты, полудрагоценные камни, бархатные браслеты, эмалевые пряжки, искусственные и живые цветы.

В 1840-е гг происходит очередная смена моды, в это время создаются образы под влиянием романов Диккенса и Жорж Санд. Костюм приобретает хрупкий и нежный рисунок, исчезают огромные рукава и банты. Волосы укладывают на прямой пробор, по обе стороны лица. Украшения этого времени: золотой ободок вокруг пучка, брошь, парные браслеты из агата или с черной эмалью. С дневным платьем носят мало украшений. В моде скромные кольца, черепаховые и волосяные браслеты, медальоны с миниатюрами на шелковом шнуре. Кашемировые шали закалывают булавкой с камнем, портретом или камеей. Среди украшений этого времени утвердились медальоны и броши, которые, хотя и изменяют свои формы, сохраняются и в ювелирном искусстве начала XX века.

Серьги. Золото, бриллианты. Первая четверть XIX века.

XIX век в русском ювелирном деле характеризуется новшествами и в технике изготовления вещи: появляются механические способы обработки металла и отделки его поверхности.

Мелкий рельеф наносится на серебро прокаткой металла между стальными валиками, на которых был вырезан нужный рисунок – так заготовляются полосы раппортного орнамента для деталей колец, браслетов, ожерелий. Соединяя элементы между собой ювелиры создавали ажурные цепочки, легкие, с двумя-тремя повторяющимися элементами.

В искусстве 1850-60-х гг. переплетаются черты разных стилей, появляется интерес к рококо, создаются изделия в так называемом «русском» стиле. Женская мода этого времени заимствует элементы то из мужского костюма, то из моды XVIII века, то из национальных костюмов разных народов.

Стремление к нарядности в середине 50-х гг XIX века превратилось в погоню за бросающимся в глаза богатством костюма. Журналы и газеты высмеивают чрезмерную роскошь дамских туалетов. К вечерним платьям носят множество украшений: в моде диадемы, броши с подвесками, кольца с овальными или прямоугольными камнями в узкой оправе или в «лапках», браслеты, широкие или плоские. Небольшие бриллиантовые фермуары носят на черной бархатной ленте на шее или на браслете. Браслеты носят по два-три на каждой руке. Диадемы с эгретками и золотые обручи популярны вплоть до конца 60-х гг. В ювелирном искусстве наблюдается тенденция к подражанию «натуральным» формам цветов, листьев, колосьев, пчел, мух, птиц, змей. Обыденный костюм приобретает одинаковый вид для разных общественных сословий, различаясь качеством тканей, искусством портного и богатством украшений.

Судя по портретам 50-60-х гг. XIX века, дамы и девушки носили с дневным платьем серьги с подвесками, а во второй половине 60-х гг. – круглые серьги в виде двойного кольца с кораллами, бирюзой, жемчугом; костюм дополняла круглая или овальная брошь, бусы, один-два браслета. Кольца носили редко, кромеобручальных. Во второй половине 60-х гг. появляются серьги, броши, пряжки и пуговицы в «русском» стиле из цветных камней или с эмалью по скани.

Браслет. Золото, бриллианты, стекло. 1880-90-е гг. Петербург.

Днем носили украшения из полудрагоценных камней ( яшмы, граната, аметиста, бирюзы), янтаря, коралла, перламутра, эмали, камеи. В 60-90-е гг. XIX века в моде изысканные туалеты – черные бархатные платья, отделанные кружевом, к которым одевали бриллианты илижемчуг.

Бальные туалеты 1870-90-х гг. в основном с коротким рукавом или без, что позволяло одевать нарядные браслеты. При большом декольте дамы носили колье с такими же камнями, как в серьгах и броши. Девушки носили кулон или медальон на золотой цепочке или черной бархотке.

Дамы, одетые в золото и бархат, дополняли костюм диадемами с камнями и жемчугом, а кроме того носили кружево или страусовые перья, приколотые брошью, девушки декорировали прическу шпильками в виде бабочек, стрекоз, птиц, цветов, а в 1880-е гг. – в виде стрелы или эфеса шпаги. В последней трети XIX века в России большой популярностью пользуются сканные изделия – браслеты, пряжки, пуговицы. В моде такеж браслеты с камнями в виде змеи, обвивающие руку несколько раз.

Те, у кого не было настоящих украшений, носили поддельные. Количество украшений ни чем не ограничивалось кроме личного вкуса. К дневному платью одевали брошь, серьги, часовую цепочку, одно-два кольца, браслет. Ювелирные украшения с драгоценными камнями носили только к парадной одежде. В 70-80-е гг. XIX века в моде круглые и овальные черные броши с жемчужиной в центре или с венецианской мозаикой, черные агатовые уборы (серьги, брошь, кольцо, ожерелье), серьги с подвесками в виде колец, усыпанными мелкими драгоценными камнями, бусы, броши из резной кости. Это можно было носить с любым платьем.

Последние двадцать лет XIX века носили все, что раньше, а также броши в виде полумесяца, подковы, бант или букет из золота и камней, жемчуга, коралла; золотые броши в несколько звеньев, оправленные в золото старинные монеты и медали. В моде – узкие золотые браслеты со свисающими на тонких цепочках двумя филигранными шариками. В конце 1880-х гг. – 10-15 тонких браслетов на одной руке. Диадемы в 1880-е гг. не носили, но ожерелья, броши, серьги, браслеты – обязательно. К 1890-м гг. костюм упрощается, намечается тенденция к минимуму украшений в повседневной жизни. Последний взлет ювелирного искусства в России – рубеж XIX-XX веков, время, когда модерн причудливо сочетался в ювелирных украшениях с различными историческими стилями.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>

goodcoins.narod.ru

от XIX века до наших дней .: la_gatta_ciara

Давно хотела написать про украшения XIX века в стиле «Археологическое Возрождение». Я уже касалась этой темы в посте Микромозаика XIX века: "Из Италии с любовью!", и там немного рассказала о том, как возникло это направление в ювелирном искусстве. Но сегодня мне бы хотелось показать вам работы, вдохновленные этрусскими, греческими и римскими раскопками (хотя только ими это «Возрождение» не ограничивается!).

кадр из фильма "Портрет леди"

Не знаю, обращали ли вы внимание на то, что в 1870-е гг были модны золотые серьги вытянутого силуэта или с несколькими длинными подвесками, как у Николь Кидман в фильме "Портрет леди"? Это - следствие повальной моды на "Археологическое Возрождение".

Gold earings, Fortunato Pio Castellani, 1860-1862, Rome, Italy

Кадр из фильма "Портрет леди".

Фото 1870-х гг

В 1836 году итальянский ювелир Фортунато Пио Кастеллани (1794 - 1865) (о нем я тоже писала в посте про микромозаику) отправился на раскопки этрусской гробницы Реголини-Галасси, названной так по имени первооткрывателей священника Реголини и генерала Галасси. В этом захоронении (середина VII века) были найдены золотые украшения, а также бронзовые и серебряные сосуды. Кастеллани был восхищен не только дизайном античных вещиц, но и то, каким способом они были изготовлены. Разумеется, он стал пробовать делать украшения в этом же стиле и с помощью тех старинных методик.

Напомню, что античность была в моде на протяжении всего XIX века, еще со времен Жозефины.

1802 Elisabeth Alexeievna by Jean-Laurent Mosnier

Про следствие этой моды - любви к камеям - я тоже уже писала.

Но и на портретах 1830-х гг вы можете увидеть стилизации античных украшений.

Как, например, на этом: на даме надето золотое ожерелье и браслет в греческом стиле.

Подлинное древне-греческое ожерелье. Circa late 4th-early 3rd Centuries B.C.

А это уже стилизация от Castellani, c.1872.

"Браслеты Клеопатры" в виде свернувшейся кольцами змейки тоже не выходили из моды весь XIX век.

A ROMAN GOLD SNAKE BRACELET CIRCA 1ST CENTURY B.C.-1ST CENTURY A.D

The New Bracelet Frans Verhas ca. 1870’s

Викторианский браслет

Браслет 19 века

Этот портрет, конечно, полностью стилизация))

Как и это ожерелье Castellani. 15k Yellow Gold Amphora Necklace.

А это - подлинное этрусское золотое колье. Etruscan Gold Necklace c.300BC.William Randolph Hearst Collection

И снова - Кастеллани. Rome circa 1875

Etruscan pair of gold and glass earrings with amphora pendants, C.400 BC

Castellani 15 kt yellow gold Urn Shaped Earrings, approximately 2-1/3" from top of wire x 1/2" at widest point. Notice beautiful wire work. The Castellani line is of the finest workmanship.

Adolphe Étienne Piot

Но вернемся к самым модным ювелирам, работавшим в "античном стиле", к Кастелани.

В 1840-х и 50-х годах, Фортунато Пио и его сыновья, Алессандро и Аугусто, получили доступ к огромной частной коллекции римских, этрусских и древне-греческих ювелирных украшений, собранной президентом Римской академии археологии и папским казначеем, маркизом Джованни Пьетро Кампана.

Судьба маркиза и его коллекции, увы, печальна. В 1854 году, из-за обнаруженных в банке серьезных финансовых проблем, обвиняемый в растрате и хищении папских средств, он должен был объяснить происхождении этой ювелирной коллекции, что видимо плохо ему удалось, потому что три года спустя, маркиз был приговорен к двадцати годам тюремного заключения, позже замененного на изгнание.

Браслет из коллекции маркиза Кампана, сегодня являющийся частью этрусско-римской коллекции Лувра.

Его ювелирная коллекция (наряду с другими коллекциями маркиза бронзы, керамики, картин, собраниями монет и медалей) была выставлена на продажу.Аугусто Кастеллани должен был подготовить каталог для продажи ювелирной коллекциии. Прямой контакт с оригинальными драгоценностями позволил Аугусто экспериментировать с новыми техниками переработки золота. Он и его братья поняли, что древние ювелиры для создания красивого эффекта, добавляли детали к металлу, а не делали это с помощью резьбы и штамповки. Они смогли воссоздать внешний вид этих античных украшений, используя грануляцию (по-русски, филигрань, от лат. filum granum «зернистая проволока»)

Etruscan fligrated gold earring C.350B.C MFA, Bozdon USA

Серьги Кастеллани

Этрусские серьги

Pair of antique Etruscan style "Campana" sun-chariot crescent gold earrings by Castellani, Rome c.1860

Также, Кастеллани возродили проволочное плетение (wirework)...

Etruscan Gold Snake Terminal Bracelet. Cumae c.600BC

Gold demi parure with cameos attributed to Fortunato Pio Castellani (1794-1865)

... и украшение зернью (это когда на поверхность наносятся капельки золота (https://ru.wikipedia.org/wiki/Зернь).

JEWELRY 3RD BCE Earrings with garnets and pearls, 3rd century BCE. H: 3,1 cm. Museo Archaeologico, Bari, Italy

Important Castellani Bulla Pendant. Greek for "Good", circa 1830.

Archeological Revival “Bacchus” pendant attributed to Castellani, c. 1870

Эти умения были со временем утеряны, пока братья не обнаружили их в отдаленном районе Апеннин, где до сих пор практикуются древние методы изготовления ювелирных изделий. Это был еще один источник вдохновения для Кастеллани, позже, музей Виктории и Альберта в Лондоне выкупил коллекцию подлинных итальянских крестьянских украшений, которую собирал Алессандро.

Интересная деталь, которая меня весьма впечатлила: для своих стилизованных украшений Кастеллани использовали старинные детали! По этой причине, искусствоведы до сих пор с трудом могут разобрать, где подлинные античные предметы, отреставрированные в конце 19 века, а где стилизованные украшения от модного итальянского ювелира!

Diadème Vers 300 - 250 avant J.-C. Canosa, hypogée Lagrasta

Диадема на фото выше является копией этрусского оригинала 300-200 г. до н.э. (из коллекции Кампана в Лувре, Париж). Эта копия была приобретена музеем В&А вместе с коллекцией Алессандро Кастеллани в 1884 году. В государственных и частных коллекциях мира есть по крайней мере еще четыре других экземпляра. Один из них был показан на международной выставке в Лондоне в 1862 году, где витрина Кастеллани привлекала к себе так много народу, что около нее дежурили полицейские, чтобы держать толпу под контролем. (С сайта Музея Виктории и Альберта)

И теперь вы понимаете, где модный дуэт Dolce&Gabbana заимствуют свои идеи для аксессуаров ;-)

Филигрань, микромозаика - тут есть все!))

В 1850-е сыновья Фортунато Пио постепенно взяли на себя управление фирмой и занялись продажей своих «археологических» ювелирных изделий. Популярность их украшений привела к большому числу подражателей во всей Европе.

AN ARCHEOLOGICAL REVIVAL NECKLACE, BY CARLO GIULIANO Composed of a continuous series of stylised cicada design pendants, with beaded terminals, suspended from gold coils over the loop-in-loop chain, 1874-1895, 38.5cm long, original maker's case With maker's marks CG for Carlo Giuliano

Edward John Poynter - Portrait of Mrs J P Heseltine 1872

18 KARAT GOLD AND DIAMOND CHARM NECKLACE. The loop-in-loop chain decorated in ancient-revival style with charms styled as ram's- head masks with diamond-set eyes alternating with amphorae, weighing approximately 104 dwts., length 16 inches.

Ювелирный дом "Кастеллани" закрылся в 1930 году после смерти последнего Кастеллани - Альфредо. Но сегодня эти украшения очень востребованы коллекционерами и стоят они очень дорого.

http://www.langantiques.com/university/index.php/Castellani

http://en.wikipedia.org/wiki/Fortunato_Pio_Castellani

Еще посты по теме "Ювелирное искусство 19 века":

Королевы и "Стрелы амура". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/269219.html

Украшения из кораллов в XIX веке. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/212566.html

Фероньерка на портретах XIX века. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/159544.html

НЕОГОТИЧЕСКИЕ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ЧУГУНА. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/100467.html

ЛЮБОВЬ К КАМЕЯМ ВРЕМЕН АМПИРА. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/85723.html

la-gatta-ciara.livejournal.com

Ювелирные украшения России: серьги 19 в

Продолжаю показ ювелирных изделий.Просмотреть все посты можно по тегу "Диск с ювелиркой".Выбираем, Дамы! Сегодня - любимое женское украшение:

1Фрагмент портрета

2Серьги Золото, серебро, стекло, сталь Начало 19 века 2.0х1,5Серьги серебряные, с золотыми мочками. На овальном синем стекле - букет цветов из стали, граненной под алмазы. Рамочка по краю также из стальных шариков алмазной грани. Из собрания П.И.Щукина в 1905

3Серьги Серебро, позолота, жемчуг,аметист,стразы Конец 18 - начало 19 века 5,0х1,5К мочке в виде овального кольца с шарниром посередине, украшенной двумя жемчужинами, подвешен серебряный бант, сплошь покрытый стразами, к которому прикреплен овал из страз и сверленый бледный аметист в серебряной оправе. Из собрания П.И.Щукина в 1905

4Серьги Серебро, позолота, жемчуг, аметисты Начало 19 века 4,1х2.0Серьги серебряные, позолоченные. Мочка в виде овального кольца с запором в виде головки змейки. На шарнире - две жемчужины на опиях. Подвеска овальная, из аметиста, в серебряной оправе, обрамленная пятнадцатью жемчужинами. Из собрания П.И.Щукина в 1905

5Серьги Серебро, позолота, изумруды, бирюза, стекла Начало 19 века 5.6х 1.6К мочке, украшенной тремя бирюзами в глухих гнездах, обрамленных золоченым овальным ободком, подвешен бант из узких золоченых лент, в центре которого красное стекло. К банту прикреплена узкая овальная рамочка, в которой свободно подвешен овальный сверленый изумруд в золоченой оправе. Из собрания П.И.Щукина в 1905

6Серьги Золото, алмазы, жемчуг, эмаль Первая четверть 19 века 4,7х1,5На мочке каждой серьги - по овалу синей эмали с алмазом в центре. К мочке подвешен бант синей эмали с одним алмазом, к банту прикреплен овал синей эмали, внутри которого продолговатая жемчужина. Из собрания П.И.Щукина в 1905

7Серьги Золото, серебро, позолота, жемчуг,аметисты, стразы Начало 19 века 4.7х 1,8Серьги серебряные. Мочки украшены тремя стразами в гнездах. Подвески двухъярусные из двух листочков со стразами и подвешенными к ним цветами на золотой трубочке, состоящими из четырех сверленых барочных жемчужин и одного прямоугольного аметиста в гнезде. Из собрания П. И. Щукина в 1905

8Серьги Золото, алмазы, бриллианты, янтарь Первая половина 19 века 6.0х1,7К золотой гладкой мочке прикреплена слегка выпуклая круглая янтарная пластинка, обрамленная бриллиантами, к которой подвешена грушевидная янтарная подвеска в золотой оправе с алмазами, законченная алмазной звездочкой с подвешенным к ней на колечке бриллиантом. Из собрания П. И. Щукина в 1905

9Серьги Золото, агат-моховик, стекла Первая половина 19 века 5,8Х 1 ,7Серьги из агата-моховика в золотой оправе. К мочкам подвешен золотой бантик с зеленым стеклом в центре. Из собрания П. И. Щукина в 1905

10Серьги Золото, агат-моховик, стекла Первая половина 19 века 5,8Х 1 ,7Серьги из агата-моховика в золотой оправе. К мочкам подвешен золотой бантик с зеленым стеклом в центре. Из собрания П. И. Щукина в 1905

11Серьги Золото, серебро, тяжеловесы, жемчуг Первая четверть 19 века 5,6х1,6Серьги выполнены из золота и серебра. На мочках - овалы из тяжеловесов с жемчужиной на каждой серьге. Подвески в виде овала, украшенного тяжеловесами, внутри которого подвешены жемчужина и тяжеловес. Из собрания П. И. Щукина в 1905

12Серьги Золото, волосы Первая половина 19 века 5,0х2,1Подвески от серег сплетены из волос каштанового цвета, в золотой оправе. Верхнее звено состоит из банта с шестью петлями и золотой розеткой на перехвате, закрепленном на золотую полоску с петелькой. На этом звене висит эллипс с перехватами, внутри которого подвешено сплющенное яичко, также сплетенное из волос, с маленькой золотой бляшкой. В верхней части подвески - золотое сердечко. Из собрания П. И. Щукина в 1905

13Серьги Серебро, позолота, аметисты, жемчуг, стекла Первая половина 1,9 века 7,8х1,3К мочке в виде кольца с шарниром, украшенной овальным аметистом, прикреплены небольшой бант с жемчужиной в центре и длинная грушевидная подвеска из граненого прозрачного стекла в серебряной гладкой воронкообразной оправе. Из собрания А. А. Брокар в 1924

14Серьги Серебро, позолота, жемчуг, авантюрины, стекла Первая половина 19 века 7,2х2,6х1,4Серьги серебряные, позолоченные. Мочка в виде проволочного крючка, украшенного тремя стеклами в зубчатом обрамлении. К нижней части мочки припаян шарнир, закрепленный двумя жемчужинами. Подвеска состоит из серебряного банта, украшенного стеклом в гнезде, окруженном мелким жемчугом и стеклом на серебряном цветке с двумя листьями. На четырех висящих концах - по небольшой жемчужине на спне. К банту подвешен овал с зубчатым краем, внутри которого подвеска из авантюрина в серебряной оправе. На нижней части овала - стекло в гнезде и три жемчужины на опиях. Из Государственного музейного фонда в 1927

15Б.М.Митуар Портрет Е.П.Батюшковой 1820-е годы

16Серьги Золото Первая половина 19 века 3,9х2,5Серьги золотые. На овальную мочку напаяна пластинка с резным орнаментом звездочек между двумя полумесяцами. К мочке подвешена пластинка, по форме напоминающая эллипс, состоящийиз двух узких полос, соединенных сканным орнаментом. В вырезе на двух цепочках висит прямоугольная пластинка с резным орнаментом овалов с четырехлистниками. Из собрания П. И. Щукина в 1905

17Серьги Золото, эмаль 1845г 7,8Х2,3Длинные, дутые фигурные подвески с девятью гранями неправильной формы, из которых пять покрыты черной эмалью с золотым растительным орнаментом и четыре - резным орнаментом трав, подвешены к мочкам с выпуклыми ромбами с таким же орнаментом. Из собрания П. И. Щукина в 1905

18Серьги Серебро, гранаты Первая половина 19 века 6,0хХ2,0Серьги из четырех овальных, расположенных один над другим гранатов, в серебряной позолоченной оправе, украшенной мелкой зернью. Из собрания А. А. Брокар в 1924

19Серьги Серебро, гранаты Первая половина 19 века 6,0хХ2,0Серьги из четырех овальных, расположенных один над другим гранатов, в серебряной позолоченной оправе, украшенной мелкой зернью. Из собрания А. А. Брокар в 1924

20Серьги Золото, стекла, фарфор Первая четверть 19 века 6,6х 2,4Серьги золотые, ажурные, сканые, в виде кругов, к которым подвешено по овалу со сканныморнаментом и фарфоровой пластинкой в форме трапеции под круглым стеклом. По фарфору живописное изображение пейзажа. Из собрания П. И. Щукина в 1905

21Серьги Золотом серебро, бриллианты, розы Первая половина 19 века 4,5х1,2Серьги серебряные, с золотыми мочками, украшенными тремя розочками в серебряной оправе. Кмочке подвешена веточка с листьями, цветами и звездообразной подвеской, украшенной розочками и бриллиантами греческой грани. Из собрания П.И.Щукина в 1905

22Серьги Золото, серебро, розы Первая половина 19 века 5.7х2.0Серьги серебряные, с золотыми мочками. К крупным мочкам припаяны пронзенные стрелой связки цветов и листьев из розочек. Грушевидные подвески с цветами, подвешенными в ободе, украшенном розочками. Из собрания П.И.Щукина в 1905

23Серьги Серебро, позолота, жемчуг,сердолик, стекла Первая половина 19 века 5.5Х 1,5Серьги серебряные, золоченые. Мочка в виде проволочного крючка с припаянным к нему овалом, в котором два стекла в гнездах. Крючок закончен шарниром, закрепленным двумя жемчужинками, к которому подвешена двусторонняя звездочка со стеклом в гнезде в центре и шестью жемчужинами на концах гладких граненых лучей. К круглой петле на звездочке подвешена сердоликовая бусина в серебряной оправе. Дар Е.Н.Шевлягиной в 1917

24Серьги Серебро, камень, бирюза, жемчуг,стекла Первая половина 19 века 6,1X1.5К мочке в виде проволочного крючка, украшенной овалом с бирюзой и двумя стеклами в гнездах, подвешен плоский бант из узких лент с бирюзой в центре, закрепленной шарниром с двумя жемчужинками. К банту прикреплен сверленый розовый камень в серебряной оправе, законченной тремя жемчужинками. Из Государственного музейного фонда в 1932

25Серьги Серебро, медь,авантюрины, бирюза, жемчуг Первая половина 19 века 6,0х 1,5Серьги из низкопробного серебра с медными частями. К мочке в виде крючка, украшенной пятью жемчужинками в овальном обрамлении с зубчатым краем,на шарнире с двумя жемчужинками подвешены позолоченный плоский бант с бирюзой в гнезде и авантюрин в позолоченной оправе. Куплены у П.С.Кучнеровой в 1896

26Серьги Серебро, жемчуг, бирюза, стекло Первая половина 19 века 6.1х2,0К мочке в виде овальной, застегивающейся петли с шарниром, украшенной тремя бирюзами в овальной рамочке, прикреплена подвеска, состоящая из цветка с пятью листьями и двумя жемчужинами и длинного грушевидного граненого синего стекла в гладкой серебряной оправе. Из собрания П.И.Щукина в 1905

27Серьги Золото, рубины, изумруды, жемчуг Вторая четверть 19 века 4.1х1.4Серьги золотые. В мочках розетки из восьми рубинов и одного изумруда в гнездах. Через нижнюю петлю пропущен стержень с двумя жемчужинками по бокам. На этом стержне на петле висит подвеска в форме эллипса с двенадцатью рубинами в гнездах, внутри которой подвешена изумрудная груша в конусообразной оправе. Из собрания П.И.Щукина в 1905

28Серьги Серебро, позолота, рубины,изумруды, жемчуг Первая половина 19 века 4,0х1,4Серьги серебряные, позолоченные. Каждая серьга в виде крючка, украшенного овалом с двумя рубинами в гнездах и двумя жемчужинами на опиях, и подвески из сверленого изумруда в позолоченной оправе, украшенной маленьким рубином в гнезде и двумя жемчужинами на спнях. Из собрания П.И.Щукина в 1905

29Серьги Серебро, жемчуг 19 век 5,0х 1,5К мочке в виде проволочного крючка, украшенной цветком из трех жемчужин в гнездах, подвешены овальная розетка из шести жемчужин в гнездах и жемчужный веночек, в середине которого свободно закреплены две жемчужинки в гнездах. Из собрания А. А. Брокар в 1924

30Серьги Серебро, позолота, бирюза,жемчуг, альмандины Вторая половина 19 века 6,5х2,5К мочке, украшенной четырехлепестковым цветком из бирюзы, подвешена змея из бирюзы в позолоченной оправе, с головкой-жемчужиной и глазками из альмандинов. В кольце, образуемом змеей, подвешена круглая бляшка, усыпанная бирюзой. Дар неизвестного в 1922

31Серьги Серебро, эмаль, жемчуг 19 век 5,0х2,4Серьги в виде крупных цветков, сплошь покрытых голубой эмалью, с листьями зеленой эмали. В центре каждого цветка - жемчужина. Из кабинета художественной технологии МГУ в 1939

32Серьги Золото, топазы Вторая половина 19 века 6,0Х1,8Серьги из дымчатого топаза в золотой оправе, в виде грушевидной подвески с листочками. Из собрания П.И.Щукина в 1905

33Серьги Серебро, позолота, бирюза,жемчуг, перламутр 19 век 6.0х2.2К мочке в виде проволочного крючка, украшенной тремя бирюзами в гнездах, в зубчатом обрамлении, припаян шарнир, закрепленный двумя жемчужинками; на шарнире укреплена подвеска, состоящая из плоского банта с бирюзой в центре и подвешенной к нему плоской перламутровой пластинки грушевидной формы. Из собрания П.И.Щукина в 1905

34Серьги Серебро, позолота, жемчуг, стекла 19 век 5,5х1,7К мочке в виде крючка, украшенной тремя прозрачными стеклами в гнездах, на шарнире с двумя крошечными жемчужинками подвешена стеклянная бусина в виде плода с позолоченными листьями и цветком с двумя стеклышками в гнездах. Из Первого Пролетарского музея в 1923

35Серьги Золото,серебро,стразы Первая половина 19 века 4.9х2.4Серьги серебряные, со стразами, с золотыми мочками. На мочках - по розетке из страз. Подвески-в виде веток с цветами и листьями из страз в серебряной оправе. Из собрания П.И.Щукина в 1905

faithru.livejournal.com


Смотрите также