Уникальные ювелирные украшения Альфонса Мухи. Ювелирные украшения альфонс муха


Уникальные ювелирные украшения Альфонса Мухи

В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах. Иначе и быть не могло — весь город был оклеен его рекламными плакатами и театральными афишами с Сарой Бернар. Очарованный его работами, парижский ювелир Жорж Фуке предложил Мухе попробовать себя в роли дизайнера украшений. Как оказалось, это была воистину блестящая идея — ах, вы только посмотрите!

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль

Альфонс Муха принял предложение ювелира и создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.

Актриса, художник и ювелир

Фуке принадлежал к уже третьему поколению в знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу, решив радикально обновить стиль своего ювелирного дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг бароккоМолодой ювелир был в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве, и лучшим художником в этом стиле был Муха.

Афиша к балету-пантониме «Принцесса Гиацинт», Альфонс Муха, 1911

Одним из первых плодов их совместного творчества стал браслет «Медея» — изумительно, яркое и экстравагантное созданное Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке специально для блистательной Сары Бернар.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония

Сначала змея появилась на плакате Альфонса Мухи. В 1898 году Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.

Трагический образ царицы, убившей своих детей, чтобы отомстить их отцу, дополнял браслет в виде змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, усиливала впечатление жестокости матери-убийцы. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.

Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.

А.П. Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…».

Ослепляла она не только своей гениальной игрой, но и всем обликом, в том числе и украшениями — роскошными ожерельями,широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.

В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.

Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы

Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле «Принцесса Греза»

А. Муха «Сара Бернар», 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного её друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий

Альфонс Муха проработал с Фуке только три года — с 1899 по 1901, но успел за это время серьезно повлиять на развитие ювелирного искусства.

Еще со времен Людовика XVI задачей ювелира было использовать в работе только самые драгоценные камни. Фуке и Муха пересмотрели сами основы ремесла. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы исходя не из цены,  а из их способности включиться в общий дизайн.

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллиантыОжерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа ФукеАльфонс Муха, 1905

Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа ФукеАльфонс Муха, 1905

Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся идти против сложившихся взглядов на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, а также сложные украшения для корсажей.

Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Эмаль, жемчуг

Ювелирный бутик как произведение искусства

В 1899 году Фуке поручил Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерными плавными, гибкими линиями и изобилием природных мотивов.

Роскошный интерьер магазина заставлял покупателей буквально терять голову — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы, декорированные цветами, листьями и бутонами; панели, украшенные рисунками на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы.

В зале салона дизайнер поместил чудный камин, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в японском стиле, «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.

Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже

Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа ФукеАльфонс Муха, 1900-е

В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, собранного по эскизам Мухи.

Дизайн ювелирных украшений покорился Альфонсу Мухе, как и многие другие жанры, в которых ему довелось поработать – архитектурный дизайн, фотография, живопись, графика, фрески.  Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX–XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

источник

beauty-ved.ru

Фантастические ювелирные украшения Альфонса Мухи

В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах. Иначе и быть не могло — весь город был оклеен его рекламными плакатами и театральными афишами с Сарой Бернар. Очарованный его работами, парижский ювелир Жорж Фуке предложил Мухе попробовать себя в роли дизайнера украшений. Как оказалось, это была воистину блестящая идея — ах, вы только посмотрите!

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль

Альфонс Муха принял предложение ювелира и создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.

Актриса, художник и ювелир

Фуке принадлежал к уже третьему поколению в знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу, решив радикально обновить стиль своего ювелирного дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко

Молодой ювелир был в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве, и лучшим художником в этом стиле был Муха.

Афиша к балету-пантониме «Принцесса Гиацинт», Альфонс Муха, 1911

Одним из первых плодов их совместного творчества стал браслет «Медея» — изумительно, яркое и экстравагантное созданное Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке специально для блистательной Сары Бернар.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония

Сначала змея появилась на плакате Альфонса Мухи. В 1898 году Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.

Трагический образ царицы, убившей своих детей, чтобы отомстить их отцу, дополнял браслет в виде змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, усиливала впечатление жестокости матери-убийцы. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.

Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.

А.П. Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…».

Ослепляла она не только своей гениальной игрой, но и всем обликом, в том числе и украшениями — роскошными ожерельями,широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.

В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.

Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы

Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле «Принцесса Греза»

А. Муха «Сара Бернар», 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного её друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий

Альфонс Муха проработал с Фуке только три года — с 1899 по 1901, но успел за это время серьезно повлиять на развитие ювелирного искусства.

Еще со времен Людовика XVI задачей ювелира было использовать в работе только самые драгоценные камни. Фуке и Муха пересмотрели сами основы ремесла. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы исходя не из цены,  а из их способности включиться в общий дизайн.

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты

Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа ФукеАльфонс Муха, 1905

Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа ФукеАльфонс Муха, 1905

Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся идти против сложившихся взглядов на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, а также сложные украшения для корсажей.

Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Эмаль, жемчуг

Ювелирный бутик как произведение искусства

В 1899 году Фуке поручил Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерными плавными, гибкими линиями и изобилием природных мотивов.

Роскошный интерьер магазина заставлял покупателей буквально терять голову — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы, декорированные цветами, листьями и бутонами; панели, украшенные рисунками на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы.

В зале салона дизайнер поместил чудный камин, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в японском стиле, «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.

Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже

Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа ФукеАльфонс Муха, 1900-е

В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, собранного по эскизам Мухи.

Дизайн ювелирных украшений покорился Альфонсу Мухе, как и многие другие жанры, в которых ему довелось поработать – архитектурный дизайн, фотография, живопись, графика, фрески.  Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX–XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

Из: Аrtchive

booltun.su

Альфонс Муха и его прекрасные украшения

Украшения создавались в творческом дуэте художника Альфонса Мухи и ювелира Жоржа Фуке. Несомненно, прекрасном дуэте.

Альфонс Муха

В результате сотрудничества Мухи с ювелиром Жоржем Фуке, родились блестящие экстравагантные образцы Арт Нуво.

Брошь с шершнем, Жорж Фуке, 1901(Золото, эмаль; Музей Виктории и Альберта, Лондон)

Жорж Фуке был сыном Альфонса Фуке, одного из самых удачливых ювелиров Парижа конца 19-го века.

Булавка для волос, Жорж Фуке, около 1900 (Музей Пти Пале, Париж)

В 1895 году Жорж решил вести собственное дело; ему понадобилась своя, отдельная от отца торговая марка, он хотел создать новые формы ювелирных украшений. Фуке рискнул показать новый стиль на Всемирной выставке в Париже 1900 года и попросил Муху помочь. Ювелир не случайно обратился именно к Мухе — он заметил роскошные и изящные украшения, изображенные на афишах и плакатах художника.

Несмотря на необычность и натуралистичность ювелирных дизайнов Мухи, зал Фуке на выставке имел большой успех и широко комментировался критикой.

Гребень «Бабочка», Жорж Фуке, 1899 (Панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, граненые аметисты и бриллианты; 15, 0 см, 9, 0 см; Музей Пти Пале, Париж)

Лишь горстка изделий, созданных Мухой и Фуке, дошла до наших дней, остальные украшения известны только по фотографиям. Фантазией и экзотикой они сильно отличаются от стандартов и свидетельствуют об интересе той эпохи ко всему новому.

Поработав с Мухой, Фуке пожелал оживить эстетику ювелирных украшений, по-новому подойти к дизайну. Неудивительно, что решив создать собственный торговый дом, он обратился к Мухе. Новый магазин должен был располагаться на улице Руайаль, вдали от традиционно ювелирного квартала Парижа, но в районе, где торговля предметами роскоши находилась на подъеме.

Муха воспользовался случаем, чтобы сотворить образец новой эстетики: здание, которое само по себе станет произведением искусства. Он оформил все — от экстерьера до интерьера. В его задачу входило создать не функциональную торговую площадь, а атмосферу творчества, пространство, оправу ювелирного украшения.

Реконструкция торгового дома Фуке, Музей Карнавале, Париж

Декорируя торговый дом Фуке, Муха использовал мотивы, взятые из мира природы: ветки, цветы, бабочки, самоцветы, кораллы, рыбы. Гордость дома составляют скульптуры двух павлинов, размещенные напротив сверкающих расписных окон.

Интерьер торгового дома Фуке ок. 1902

Магазин открылся в 1901 году, публика отнеслась к событию с энтузиазмом.

Шпилька для волос в форме цветка лотоса, Жорж Фуке, 1905 — 1906 (Кость, эмаль на блёстках в золоте, бриллианты, выпуклый жемчуг; 15 см, 8 см, Музей Пти Пале, Париж)

А. Робер в статье, написанной для Revue de la Bijouterie, приветствовал событие так: «Да, творения Арт Нуво требуют нового обрамления, оправы, которая выгодно подчеркивает произведение искусства и находится в гармонии с ним. Каждый об этом думает. Каждый об этом говорит. Каждый колеблется, каждый хочет. И вдруг кто-то взял на себя смелость сделать это реальностью. Он открыл новый род магазина в самом сердце Парижа. Он поднял его на высоту своего искусства, оформил в соответствии с велением своей души и сделал это так прекрасно, что ювелир и его изделия находятся в среде, адекватной их назначению».

Гребень для волос, Жорж Фуке, около 1900(Кость, резьба, опалы, золото, эмаль, 14 см)

Фуке заказывал Мухе дизайны до 1923 года, пока не изменились вкусы и не возник спрос на более современные предметы.

Украшение для корсажа «Крылатый змей», Жорж Фуке, 1902 (Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг; частное собрание Нью-Йорк)

Так или иначе, Фуке слишком любил революционный декор Мухи, чтобы разрушить его. Ювелир разобрал магазин по деталям и сохранил декор на мебельном складе.

«Орхидея»,Жорж Фуке, 1900 (Золото, эмаль, рубины, жемчуг; собрание Андерсон, Великобритания)

В 1941 году он подарил все Музею Карнавале для лучшей сохранности; предметы декора находились на складе музея до 1980-х годов. Работы по реконструкции торгового дома были успешно закончены в 1989 году.

Цепочка с подвесками 1900 золото, эмаль, речной жемчуг, жемчуг, полудрагоценные камни длина: 159 см

Теперь снова можно любоваться одним из лучших образцов декора Арт Нуво.

Статья отсюда

Дополню еще другими прекрасными образцами совместного творчества Мухи и Фуке.

Mucha, Alphonse Fuchsia Necklace 1905 Designed by Mucha, made by the jeweler Georges Fouquet opal, cabochon saphire, brilliants, gold mount Petit Palais, ParisGeorges Fouquet, During Cascade - circa 1900. Frame from a model by Alphonse Mucha, decor by Charles Desrosiers; gold, enamel, opals, diamonds and baroque pearl

coalajane.livejournal.com

Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке.

В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах: город был обклеен его театральными афишами с божественной Сарой Бернар и рекламными постерами с томными красавицами. Под их очарование попал молодой парижский ювелир Жорж Фуке и предложил Альфонсу стать дизайнером украшений. Это была воистину блестящая идея, - ах, вы только посмотрите!Художник, как мы знаем, принял предложение ювелира. Альфонс Муха создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.

Афиша к балету-пантониме "Принцесса Гиацинт". Альфонс Муха. 1911, 125.5×83.5 см

Жорж Фуке увидев работы Мухи, считал его прирожденным дизайнером, а Жорж знал толк в ювелирном деле. Он был уже третьим поколением из знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу и решил полностью обновить стиль своего ювелирно дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.

Цепочка Бьянка Капелло, ок. 1878. Альфонс Фуке, Поль Грандом, Шарль Беранжер. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль.

Браслет «Диана», 1883. Альфонс Муха, Эжен Каррие-Беллёз, Поль Грандом, Оноре Бурдокль. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко.

Жорж Фуке в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве. К 1898 году он уже создает украшения в стиле модерн и становится главным конкурентом знаменитого ювелира Рене Лалика.

В это время младший Фуке приглашает к сотрудничеству Альфонса Муху. Его роскошные, пленительные девушки, все в цветах и умопомрачительных ювелирных украшениях, вдохновили парижского ювелира на новые творческие искания.

Плакат для "Моэт и Шардон: Сухой Империал". Альфонс Муха. 1899, 60×20 см

Блестящее трио: актриса, художник и ювелирСовместная деятельность художника и ювелира началась в 1898 году, когда Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.

Сара Бернар играет Медею — принцессу из Колхиды, земли сказочных богатств и колдовства. Медея становится возлюбленной и женой Ясона, приплывшего на восточное побережье Черного моря в поисках золотого руна. Когда Ясон оставил Медею и намеревался жениться на коринфской принцессе, Медея отравила соперницу и убила своих двух сыновей, чтобы больнее ранить своего неверного супруга.

Внимание Жоржа Фуке в работе привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, всего лишь украшение, усилила впечатление жестокости матери-убийцы и одновременно подчеркнула нравы варварской страны. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.

Медея. Альфонс Муха. 1898, 206×76 см.

Браслет «Медея» — одно из самых ярких, экстравагантных и изумительных украшений, созданных Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималась выше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали, создавая чешуйчатую поверхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опалами и бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи, — две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония.

Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар. Альфонс Муха. 1894, 216×74.2 см

А.Муха "Лорензачио". Афиша для спектакля с Сарой Бернар.

А.Муха "Дама с камелиями". Афиша спектакля с Сарой Бернар.

А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.

Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы.

Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле "Принцесса Греза"

А.Муха "Сара Бернар", 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного ее друзьями в Париже в 1896 году.Актриса изображена в тиаре из живых лилий.

Подвеска «Принцесса Греза» по эскизу А. Мухи, 1900, бронза, позолота. Фонд А. Мухи, Прага.

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль.

Фото А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар.

«Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»…

Альфонс Муха на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Жорж Фуке доверил Альфонсу Мухе делать эскизы украшений для стенда дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их работы вызвали всеобщее одобрение и даже наделали немало шума. За 202 дня, которые длилась выставка, ее посетили 50 миллионов человек — более, чем все население Франции! Сегодня известны два произведения, участвовавших в этой знаменательной выставке начала века — кольцо и цепочка.

Декорированная цепочка с подвесками, 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи.Экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году от Ювелирного Дома Фуке.

Кольцо «Павлин». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи.Экспонировалось на Всемирной выставке в Париже от Ювелирного дома Фуке в 1900 году.

Кстати, на этой выставке Муха представил не только ювелирные работы, но и свои блестящие достижения в области скульптуры. В павильоне Боснии и Герцоговины Альфонс Муха выставил свою скульптурную работу — «Природа». Из графики художника сразу вспоминается его работа «Зодиак». Пока таинственная и чувственная девушка притягивает и завораживает зрителей, исследователи продолжают разгадывать загадку — чье лицо вдохновило мастера и кого он изобразил?

А.Муха «Природа», 1899−1900. Бронза, позолота, малахит. Музей Конца ХІХ века в Брюсселе.

Зодиак. Альфонс Муха. 1896, 65.7×48.2 см

Зная об увлечении Мухи фотографией, историки изучили архивные фото многих европейских музеев и пришли к выводу, что музой скульптора могла быть Сара Бернар или знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод.Счастливый союз двух мастеров модернаМуха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром. В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи, 1899−1900-е.

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Ок. 1900.Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты.

Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведениях ювелир обычно использовал золото, эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.

Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900.

Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900

Гребень "Бабочка", 1899, панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, аметисты, бриллианты, 15 х 9 см. Музей Пти Пале, Париж.

Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905-1906, кость, эмаль, золото, бриллианты, жемчуг. Музей Пти Пале, Париж.

Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи.Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк.

Украшение для волос. Ювелир Жорж Фуке по эскизу А.Мухи. Бирюза, жемчуг, камни, 1890-1900-е.

Брошь. Ювелир Ж.Фуке по эскизу А.Мухи. Эмаль, жемчуг.

Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке. Альфонс Муха. 1905.

Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолеть сложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.

Брошь, ок. 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, перламутр, изумруд, цветные камни.Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, полудрагоценные камни.

Подвеска. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, изумруды, перламутр, жемчуг.Художественный музей Вирджинии.

А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.Ювелирный бутик как произведение искусстваВ 1899 году Фуке поручает Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерной плавной, гибкой линией и изобилием природных мотивов.Фасад магазина украшает бронзовая центральная панель с рельефом полуобнаженной девушки, окутанной развивающимися волосами и драпировкой и фриз из десяти витражей с изображениями модных красавиц. Девушки по-прежнему любимый объект художника!Роскошный интерьер, как и подобает ювелирному бутику, заставляет покупателя потерять голову!

Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже.

Муха дает волю своей фантазии и интерьер утопает в живой природе — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы декорированы цветами, листьями и бутонами; панели украшает рисунки на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы. В зале салона дизайнер поместил чудный камин витиеватых форм, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в «японском стиле», «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения, цветка, который бы не был полон предложений и воплощений». Альфонс Муха

А.Муха. Эскиз камина для интерьера салона Ж.Фуке, 1899, акварель, карандаш.

Фото интерьера ювелирного салона Ж.Фуке, 1899

Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа Фуке. Альфонс Муха. 1900-е.

В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, разработанного по эскизам Мухи.Альфонс Муха покорял все виды искусства, включая архитектурный дизайн, фотографию, живопись, графику, фрески, ювелирное мастерство, приближаясь к званию универсального мастера. Но чем бы ни занимался этот удивительный художник, единственной его целью был поиск красоты.Автор: Ирина Олих.

Источник.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

mayak-parnasa.livejournal.com

Альфонс Муха. Часть 3. Декоративные элементы

Цитата сообщения GalyshenkaАльфонс Муха (часть 3)

Альфонс Муха. Декоративные элементы..

Рисуноки для альбома 'Декоративные элементы'.

42эскизы столового серебра.

Эскиз интерьера

В конце 19 века стиль Арт–нуво,правозвестником которого был Альфонс Муха, получил выражение в дизайне интерьеров. Характерные черты Ар Нуво – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора в стиле Арт Нуво зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

Витраж в соборе св. Вита. 1931

Главный зал Дома собраний. 1910Роспись потолка в одном из залов Общественного дома выполненная Альфонсом Мухой.Интерьер Общественного дома (г. Прага). Росписи выполнены художником Альфонсом Мухой.

Реконструкция ювелирного магазина Фуке. 1900Еще одна фотография этого чудесного интерьера в стиле Ар Нуво.Дизайн - Альфонс Муха.Торговый дом Фуке. Интерьер магазина.Пол в ювелирном магазине Жоржа Фуке украшен мозайкой с интересным рисунком.Скульптурная композиция очень удачно вписывается в пространство интерьера.Интерьер магазина знаменитого Ювелира по дизайну талантливейшего художника сохранился и по сей день. Правда некоторое время он хранился в разобранном виде на мебельном складе Жоржа Фуке, потом ювелир передал его одному из музеев для того, что бы этот шедевр Арт Нуво лучше сохранился. Магазин был реконструирован 1989 году.Еще одна фотография ювелирного магазина Жоржа Фуке.Этот камин бесподобен и грациозен, он отражает своей пластикой сущность и красоту стиля Ар Нуво.Камин находится в реконструированном интерьере магазина ювилирных украшений.

Ювелирные украшения, созданные Жоржем Фуке по эскизам Альфонса Мухи.

В результате сотрудничества Альфонса Мухи с ювелиром Жоржем Фуке, родились блестящие экстравагантные образцы стиля ар-нуво. Жорж Фуке был сыном Альфонса Фуке, одного из самых удачливых ювелиров Парижа конца 19-го века. В 1895 году Жорж решил вести собственное дело, и ему понадобилась своя, отдельная от отца, торговая марка, он хотел создать новые формы ювелирных украшений. Фуке рискнул показать новый стиль на Всемирной выставке в Париже 1900 года и попросил Муху помочь. Ювелир не случайно обратился именно к Мухе — он заметил роскошные и изящные украшения, изображенные на афишах и плакатах художника. Несмотря на необычность и натуралистичность ювелирных дизайнов Мухи, зал Фуке на выставке имел большой успех и широко комментировался критикой.Лишь малая часть изделий, созданных Мухой и Фуке, дошла до наших дней, остальные украшения известны только по фотографиям. Фантазией и экзотичностью они сильно отличаются от стандартов и свидетельствуют об интересе той эпохи ко всему новому.

Цепочка с подвесками, Альфонс Муха, 1899 — 1900 (Золото, эмаль, перламутр, турмалин, гранаты, сапфиры, изумруды, жемчуг; 159 см; Фонд Мухи, Лондон).Это ожерелье носила жена Альфонса, его дизайн тоже придумал Альфонс Муха, а воплотил ювелир Рехнер (около 1906 года).Сценический браслет Сары Бернар

Одна из первых банкнот новой страны - Чехословакии.Альфонс Муха занимался дизайном чехословатских денег.10 крон, Чехословакия, 1920 год.100 крон, Чехословакия, 1920 год.

На сладкое - коробочки с печеньем. 1906 год

georgeeliot.wordpress.com/category/georges-fouquet; alphonsemucha.ru

wyrnal.livejournal.com

Альфонс Муха – дизайнер, часть 1

Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке

В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах: город был обклеен еготеатральными афишами с божественной Сарой Бернар и рекламными постерами с томнымикрасавицами. Под их очарование попал молодой парижский ювелир Жорж Фуке и предложилАльфонсу стать дизайнером украшений.Это была воистину блестящая идея, - ах, вы только посмотрите!Художник, как мы знаем, принял предложение ювелира. Альфонс Муха создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.

Альфонс МухаПринцесса Гиацинт

Жорж Фуке увидев работы Мухи, считал его прирожденным дизайнером, а Жорж знал толк в ювелирном деле. Он был уже третьим поколением из знаменитой династии парижских ювелировФуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну.Жорж с жаром принялся за работу и решил полностью обновить стиль своего ювелирно дома,который долгое время придерживался ренессансных вкусов.

Цепочка Бьянка Капелло, ок. 1878. Альфонс Фуке, Поль Грандом, Шарль Беранжер. Золото,бриллианты, окрашенная эмаль

Браслет «Диана», 1883.Альфонс Муха, Эжен Каррие-Беллёз, Поль Грандом, Оноре Бурдокль. Золото, бриллианты,окрашенная эмаль.

Брошь «Банты», 1819−1838.Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко.

Жорж Фуке в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве. К 1898 году он уже создаетукрашения в стилемодерн и становится главным конкурентом знаменитого ювелира Рене Лалика. В это время младший Фуке приглашает к сотрудничеству Альфонса Муху. Егороскошные, пленительные девушки, все в цветах и умопомрачительных ювелирных украшениях,вдохновили парижского ювелира на новые творческие искания.

Альфонс МухаРеклама сухого шампанского Империал марки Моэт и Шандон

Блестящее трио: актриса, художник и ювелир

Совместная деятельность художника и ювелира началась в 1898 году, когда Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркиваютужас свершившейся трагедии.Сара Бернар играет Медею — принцессу из Колхиды, земли сказочных богатств и колдовства.Медея становится возлюбленной и женой Ясона, приплывшего на восточное побережье Черного моря в поисках золотого руна. Когда Ясон оставил Медею и намеревался жениться на коринфской принцессе, Медея отравила соперницу и убила своих двух сыновей, чтобы больнееранить своего неверного супруга. Внимание Жоржа Фуке в работе привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Эта,казалось бы, незначительная деталь, всего лишь украшение, усилила впечатление жестокостиматери-убийцы и одновременно подчеркнула нравы варварской страны. Сара Бернар захотелаиметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.

Альфонс Муха Медея 1898

Браслет «Медея» — одно из самых ярких,экстравагантных и изумительных украшений, созданныхАльфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего«древневосточного» амулета.

Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималасьвыше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали,создавая чешуйчатуюповерхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опаламии бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи,— две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытойсистеме шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония

Сара Бернар блистала на сцене в экстраординарных сценических костюмах и заказывала себе такие же необычайные украшения. Альфонс Муха выполнил шесть афиш с актрисой,на которых она выглядела юной и прекрасной в свои 54 года. Сара была более, чем довольнаего графическими работами и ожидала таких же поразительных результатов от ювелирныхукрашений.

Альфонс Муха Сара Бернар

А.Муха "Лорензачио". Афиша для спектакля с Сарой Бернарой

А.Муха "Дама с камелиями". Афиша спектакля с Сарой Бернар

А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкимибраслетами, массивными серьгами и диадемами.

В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза»(La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.

Диадема «Принцесса Греза», 1890-е,Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы.

Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле "Принцесса Греза"

А.Муха "Сара Бернар", 1896.

Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного ее друзьями в Париже в1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий.

Подвеска «Принцесса Греза» по эскизу А. Мухи, 1900, бронза, позолота.Фонд А. Мухи, Прага

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль.

Фото А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника иактрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложнобыло усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»…

Автор: Ирина Олих

Источник: artchive.ru

***

Купить изумительной красоты кожаный диван отличного качества, любой конфигурациии различных рацветок можно в интернет-магазине Тасма Мебель. Компания является партнером ведущих производителей мебели, поэтому будет исполнено любое ваше желание по приемлемой цене.

ngasanova.livejournal.com

Альфонс Муха – дизайнер, часть 3

Ювелирное искусство

Счастливый союз двух мастеров модерна

Муха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром.В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы.Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи, 1899−1900-е

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Ок. 1900.Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты

Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведенияхювелир обычно использовал золото, эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.

Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900

Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900

Гребень "Бабочка", 1899, панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте,аметисты, бриллианты, 15 х 9 см. Музей Пти Пале, Париж

Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905-1906, кость, эмаль, золото, бриллианты, жемчуг. Музей Пти Пале, Париж

Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи.Золото,эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк

Украшение для волос. Ювелир Жорж Фуке по эскизу А.Мухи.Бирюза, жемчуг, камни, 1890-1900-е

Брошь. Ювелир Ж.Фуке по эскизу А.Мухи. Эмаль, жемчуг

Альфонс Муха Ожерелье с фуксией

Из серии “Драгоценные камни»

Альфонс Муха Рубин

Альфонс Муха Изумруд

Альфонс Муха Аметист

Альфонс Муха Топаз

Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолетьсложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайнподвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.

Брошь, ок. 1900. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, перламутр,изумруд, цветные камни. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, полудрагоценные камни

Подвеска. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, изумруды, перламутр,жемчуг. Художественный музей Вирджинии.

А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.

Источник: artchive.ru

ngasanova.livejournal.com


Смотрите также