LJ Magazine. Ювелирные украшения ар нуво


Краткий путеводитель по украшениям эпохи ар-нуво

Мы давно заметили, что нашим подписчицам на Faebook и Вконтакте больше всего по душе украшения в стиле барокко, но при всех безусловных достоинствах этого стиля мне он как-то вот совсем не по вкусу, поэтому и написать хороший пост о барочной красоте сложно. Зато легко и приятно оказалось писать о нежно любимом ар-нуво – эпоху (хоть и 20-30 лет всего), в которую жили и творили мои любимые художники (Муха, Климт и Врубель), архитекторы (Гауди) и поэты (о, прекрасный серебряный век!). Надеюсь, вам будет интересно:-)Ар-нуво (мне нравится именно этот французский вариант общепринятого названия "модерн") считается последним единым художественным стилем в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX веков. Имеется в виду, что в последующие годы (начиная с начала Первой мировой войны и до наших дней) не было ни одного стилистического направления, которое бы одновременно господствовало в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и даже в музыке и литературе.В преддверии двадцатого миллениума в творческих кругах гуляли революционные настроения: художники, графики, архитекторы и ювелиры устали от шаблонов, стереотипов, слепого подражания творцам прошлого. В ювелирном деле ситуация была особенно плачевной. С одной стороны – массовое производство одинаковых стандартных украшений примитивного дизайна, с другой – ювелирные дома, сосредоточенные не на эстетике изделий, а на стоимости используемых камней (ничего не напоминает?).Почву для перемен во многом определил символизм, который к концу XIX века не только окреп и обрел множество последователей, но и создал совершенно особенную атмосферу загадочности, таинственности, недосказанности (думаю, наши современники назвали бы это настроение "жизнь – боль, все тлен")).Перемены начались практически синхронно во всех сферах искусства: Климт рисовал свои необыкновенные картины с невиданными сочетаниями красок и символов, Гауди строил великолепные дома, избегая скучных прямых линий и симметрии, а ювелиры тем временем совершали настоящую революцию в своем ремесле.

Первым характерным признаком ювелирного искусства ар-нуво стало смещение интереса от дорогих металлов и драгоценных камней первой категории к необычным природным материалам: дереву, кости (не обязательно слоновой!), простому речному жемчугу, опалу, турмалину, халцедону, лунному камню и стеклу. Кроме того, ар-нуво ознаменовался возрождением интереса к эмали, техники которой заимствовались из византийского искусства и совершенствовались за счет использования доступных технологий. Как для самих ювелиров, так и для женщин первоочередной стала не дороговизна украшений, а их дизайн и красота. Важнее было, чтобы украшения отражали не материальный статус хозяйки, а отражали ее индивидуальность, настроение, придавали загадочности и таинственности.

Кардинально изменился дизайн украшений за счет расширения используемых мотивов и образов. В противовес пуританским настроениям, господствовавшим в XIX веке, ювелиры начали активно использовать изображения женского тела, в том числе и обнаженного. Но эта смелая идея отлично соответствовала духу времени, и очень скоро загадочные утонченные барышни с макияжем зеленовато-голубоватых перламутровых оттенков (про макияж – правда!) начали без стеснения носить украшения, изображающие чувственных томных русалок, фей и нимф.Новую жизнь обрели флористические и анималистические мотивы. Королева цветов роза уступила место таинственным изящным кувшинкам, лилиям, ирисам, жасмину и макам. Интересно, что растения изображались не только в период цветения, но и в виде зарождающихся бутонов или увядающих соцветий (помните, про "жизнь – боль"?:)) Вместо бесспорно красивых, но слегка приевшихся бабочек, на брошках, подвесках и заколках появились стрекозы, мотыльки и даже кузнечики. Принципиально новым стал интерес к птицам: ласточкам, лебедям, павлинам, чьи гибкие и плавные очертания идеально соответствовали новым формам украшений.Выдающиеся ювелиры ар-нуво (Рене Лалик, Феликс Бракмонд, Арчибальд Нокс, Чарльз Хорнер, Эмиль Галле) черпали вдохновение в природе, музыкальных и поэтических произведениях символистов, в этнических мотивах, египетском и византийском искусстве. Среди всех безусловно талантливых и великих ювелиров мне особенно хочется выделить творческий тандем знаменитого чешского художника Альфона Мухи и ювелира Жоржа Фуке, который воплощал в жизнь удивительной красоты украшения с афиш и плакатов Мухи. Этот творческий союз заслуживает отдельного внимания, и, если вам интересно, то могу рассказать отдельным постом:-)

К сожалению, эпоха ар-нуво была слишком недолгой и к 1914-1915 годам практически во всех областях искусства сошла на нет. Но некоторые ювелирные дома до сих пор верны традициям модерна, как, например, прекрасные Masriera из Испании, а старинные украшения все еще можно найти на европейских блошиных рынках по вполне доступным ценам.

Даже среди украшений Totemi есть коллекция, очень близкая по духу к модерну. Догадались какая? Моя любимая "Серебряная роса":

А что вы думаете об ар-нуво? Какой из стилей вам ближе?) Давайте пообщаемся в комментариях!)

totemi-ru.livejournal.com

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Рене Лалик — поистине талантливый мастер своего времени. Он знал, какими хочет видеть ювелирные украшения, и знал, как это воплотить. Благодаря ему мы можем восхищаться красивейшими украшениями.

Родился Рене в 1860-м году, во времена La Belle Epoque, когда до настоящего ар-нуво было далеко. Рене Лалик использовал разнообразные материалы — полудрагоценные камни, золото, стекло. В его творениях не так часто можно встретить россыпи бриллиантов, очень популярные в те времена (а также в современности). Из-за его новаторских идей многие ювелирные дома не брались их воплощать. Вот, например, работа Лалика для Lacloche Frères (1890-й г.) показывает, к чему больше склонялись в те времена.

Но и без использования такого количества дргоценных камней от его произведений не отвести взгляд. Его любимыми материалами стали: опалосцентное стекло (секрет которого до сих пор не раскрыт), эмаль с частичками золота, рог, кость и черепаший панцирь — все вместе создаёт уникальные творения.

 

Также примечательно, что он отдавал предпочтение жемчугу неправильной формы, который был моден во времена барокко.

 

 

Неудивительно, что сама Сара Бернар была заказчиком такого мастера и блистала в его украшениях на сцене. Вот, например, знаменитая брошь «Женщина-стрекоза», изготовленная для Сары Бернар.

Эскизы двух головынх уборов для Сары Бернар, исполняющей роль Теодоры в спектакле «Теодора».

А парфюмер Франц Кости заказывал Рене Лалику изготовить флаконы для его духов. Сейчас никто не откажется иметь хотя бы один такой флакончик (ну хотя бы подержать в руках).

Естественно, ювелирные украшения Рене Лалика стали показателями той эпохи, в которой он жил и творил. Когда слышишь «Рене Лалик», сразу представляешь себе ар-нуво, времена модерна с его очаровательными формами и линиями, все отображает природу и человека в ней, все кажется настолько гармоничным! И спасибо этому настоящему мастеру за такие прекрасные творения!

 

www.livemaster.ru

Украшения: магия ар-нуво - Елена Хорватова

Делюсь интересной находкой.

Продолжая тему про украшения "под старину", я наконец-то добралась до художественного стиля ар-нуво. Как ни странно, писать о самом любимом оказалось сложнее всего - с одной стороны, слишком многое хочется рассказать и показать, а с другой – трудно подобрать слова, чтобы объяснить, почему же мне так нравится этот стиль. На мой субъективный взгляд, все и так понятно – это просто очень красиво!У ар-нуво, бурно расцветшего на рубеже XIX –XХ веков, много имен, под которыми он известен в разных странах, но суть от названия не меняется - новаторская природа стиля проявлялась повсюду. Мастера ар-нуво стремились создать единую стилевую среду – в архитектуре, живописи, дизайне интерьеров и, конечно, в декоративно-прикладном искусстве, частью которого является ювелирное дело. Украшения ар-нуво - это не просто дорогостоящие безделушки, а настоящие художественные шедевры, поражающие гармоничностью и безупречным вкусом. Имена художников-ювелиров эпохи навечно вписаны в историю искусства – Рене Лалик, Люсьен Гайяр, Луис Комфорт Тиффани, братья Вевер, Арчибальд Нокс, творческий тандем ювелира Жоржа Фуке и художника Альфонса Мухи и многие другие… А сколько ювелирных изделий ар-нуво не сохранили имен своих создателей, но это не делает их менее интересными для искусствоведов и менее красивыми – для зрителей.В чем же заключалось новаторство ювелиров эпохи "нового искусства" (как дословно переводится Art Nouveau)? Во-первых, в используемых материалах. Художники этого стиля "позволили себе" сочетать в одном изделии драгоценные бриллианты и изумруды с недорогим речным жемчугом, перламутром, рогом, костью (причем не слоновой!), хрусталем и поделочными камнями. Особенной популярностью у ювелиров пользовались лунный камень, опал и перламутр с их таинственным приглушенным блеском… Тончайшая работа по металлу и многоцветные эмали – еще одна характерная черта ювелирного стиля ар-нуво.Новаторскими были и формы брошей, колец, браслетов и ожерелий. Стремясь уйти от симметрии, прямых углов и линий, ювелиры черпали вдохновение в живой природе. В украшениях, радующих глаз плавностью "естественных" очертаний, мы узнаем нежные цветы и бутоны, гибкие стебли, ветви деревьев, листья и сочные плоды…А в цветах порхают бабочки, стрекозы и птицы, пчелы собирают мед, на лужайках отдыхают важные павлины и изящные олени, в озерах плавают лебеди… Природа буквально оживает в изделиях мастеров ювелирного дела. А в некоторых элементах можно угадать изгиб морской волны или очертания облаков…И, конечно, прекрасные женщины "прекрасной эпохи"… Они похожи на лесных царевен, русалок, древних гречанок и японских гейш, их красота кажется яркой, но хрупкой и неземной. И вообще в ювелирных изделиях ар-нуво ощущается что-то живое и сочное, но при этом – нереально, сказочно прекрасное…Торжество искусства ар-нуво, к сожалению, было недолгим. Но сам стиль не исчез бесследно – удивительные ювелирные изделия эпохи служат украшениями лучших музеев мира, а коллекционеры и просто любители стиля бьются на аукционах за право обладания небольшим шедевром.Есть и современные художники, работающие в стилистике и символике ар-нуво. Прошлой осенью мне посчастливилось попасть на выставку ювелира из Японии – Кунио Накадзимы. Коллекция его работ называлась "В саду" и просто поражала – прежде всего, удивительным сочетанием старинной техники японской эмали и художественными образами, вызывающими в памяти творения Лалика, Тиффани и Галле… Это сходство не удивительно – в свое время именно восточная эстетика вдохновляла мастеров европейского ар-нуво.Полюбуйтесь на растительные и животные мотивы в творениях Накадзимы. Меня, например, совершенно покорило украшение для волос.Некоторые ювелирные компании никогда не изменяли ар-нуво. Уже больше ста лет не прекращают выпуска ювелирных коллекций этого изысканного стиля испанские (вернее, каталонские) ювелиры дома Масриера. Сама фирма была создана около двухсот лет назад, но особенно прославилась украшениями ар-нуво, автором которых был знаменитый Луис Масриера – внук основателя компании. Помимо современных коллекций в духе ар-нуво, ювелиры Масриера делают реплики старинных украшений. Посмотрите – по-моему, все законы художественного стиля соблюдены, а украшения очень привлекательны.Изящные броши, колье, подвески, кольца и браслеты в стиле ар-нуво можно найти по всему миру - ювелиры разных стран создают как единичные украшения, так и целые коллекции. Предлагают реплики сокровищ из фондов и магазинчики при американских, французских, английских, чешских и других музеях. Можно найти варианты на любой кошелек – от золотых изделий с драгоценными камнями до относительно недорогой бижутерии. Главное – не материал, гораздо важнее, что в изделиях современных мастеров сохранен стиль и дух ар-нуво - те же изящные цветы, легкие бабочки и стрекозы, очаровательные женские головки, элегантные орнаменты и узоры.

http://www.etoya.ru/lifestyle/2013/4/5/32648/#Примеряя__старинные__украшения:_магия_ар-нуво

eho-2013.livejournal.com


Смотрите также