Алмазный фонд. Исторические драгоценности XVIII века. Ювелирные украшения екатерины 2 фото


Екатерины II, Александры Федоровны, Марии Федоровны и других.

Знаете, где лучше всего хранить драгоценности? На портретах. Желательно — великих художников. Рассматриваем великие украшения, которые русская живопись для нас сберегла от исчезновения в огне революции.

Екатерина Великая

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1780-е. ГЭ

Императорские регалии. Алмазный фонд Кремля

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II (фрагмент). 1780-е. ГЭ

Пусть другие коронованные женщины той эпохи красуются на портретах в женственных и кокетливых украшениях — они ведь просто супруги монархов. Екатерина II — самодержица, потому не стремилась предстать перед глазами подданных как слабая, хрупкая женщина, и наряды и драгоценности на ее (многочисленных) портретах подчеркивают высокий статус.

Портрет кисти Федора Рокотова из Эрмитажа «усыпан бриллиантами». Самые ценные украшения — это императорские регалии: в руках Екатерина держит скипетр, которым указывает на подушку с Большой императорской короной и державой. Они были изготовлены для ее коронации 1762 года и с той поры использовались всеми ее потомками. Большевики не решались продавать такие знаковые вещи, поэтому они чудом сохранились до наших дней — и теперь в Алмазном фонде Кремля.

Но есть на картине и утраченные драгоценности. В волосах императрицы — Малая императорская корона, которую сложно разглядеть за сильно напудренными волосами. Подобные короны были личной собственностью императриц, и после их смерти разбирались, поэтому это не та регалия, которая хранится в Алмазном фонде. На корсаже — яркой ленте — орден Святого Георгия. Но в глаза в первую очередь бросается массивная, усыпанная бриллиантами огромная цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, старейшего и высшего из российских орденов.

Вглядимся в звенья цепи — герб с двуглавым орлом, трофей с вензелем Петра Великого (основателя ордена), розетка с Андреевским крестом. Однако их форма теряется за блеском бриллиантов, тщательно выписанных Рокотовым. Блеска должно быть много, ведь перед нами — воплощение власти!

Елизавета Алексеевна

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. ГМЗ «Павловск»

Кольцо с камеей Екатерины II. 1782-1790. ГЭ

Иоганн Георг Иегер. Подвеска-браслет с портретом Екатерины II. XVIII в. ГЭ

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны (фрагмент). 1795. ГМЗ «Павловск»

А вот императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, была равнодушна к представительской стороне двора. Именно поэтому в 1795 году Владимир Боровиковский изобразил ее такой — совсем юной, деликатной, скромной. Единственная драгоценность на портрете — это резная камея с профилем Екатерины, в рамочке, осыпанной бриллиантами. Заметим: портрет именно бабушки мужа, правящей императрицы, а не мужа или родителей. (Кстати, автор утраченной ныне камеи, быть может, свекровь Мария Федоровна — она владела токарным искусством и создавала портреты родни.)

Девушке на картине 16 лет. Впереди у Елизаветы Алексеевны целая жизнь, и, надо сказать, несчастливая. Время, когда был написан портрет, окажется, наверное, едва ли не самым лучшим. Позже она так будет писать матери: «Признаюсь. Я всегда люблю возвращаться к царствованию императрицы Екатерины, и, хотя застала его всего четыре года, будучи в том возрасте, когда мало размышляют, эта эпоха осталась для меня образцом, формой, которая невольно служила для меня мерилом».

Камея с профилем Екатерины II куда больше подходит Елизавете Алексеевне, чем любые другие украшения. Ведь даже в день коронации Павла I она, как записала ее фрейлина, «рядом с бриллиантовой брошью, бывшей у нее на груди, приколола несколько чудесных свежих роз». И в этом — вся она.

Мария Федоровна

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны. 1881. ГЭ

Шарль Жакотен. Фотография Марии Федоровны. 1881

Хьюго Райтсон. Фотография британской королевы Марии в тиаре-кокошник. 1934

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1881. ГЭ

Датская принцесса Дагмар воспитывалась в скромности, если не сказать в бедности. Так, ее родители даже не смогли приехать на свадьбу дочери из-за нехватки денег. Однако императорские наряды и драгоценности рода Романовых новоиспеченная русская великая княгиня, а затем и императрица носила изящно и непринужденно, словно приучена с детства.

На портрете кисти Ивана Крамского, написанном в начале 1880-х, она в роскошном жемчужном уборе — трех тяжелых колье и бриллиантовой тиаре, напоминающей русский кокошник. К сожалению, драгоценности с этого портрета, в том числе броши, браслеты и крохотные сережки-звездочки, были утрачены, зато сохранилась фотография, на которой Мария Федоровна позирует в точно таком же наряде, и не исключено, что художник пользовался этим кадром в процессе работы. Странно думать такое про Крамского, но в XIX веке подобный метод не считался зазорным, особенно в случае таких высокопоставленных заказчиков.

Самое верхнее ожерелье из жемчуга этого портрета не просто так плотно охватывает шею — подобную моду ввела родная сестра Марии Федоровны, принцесса Александра (будущая королева Великобритании), которая таким образом скрывала небольшой шрам на шее. В юности прелестные сестры вдохновлялись нарядами друг друга, так что неудивительно, что в 1888 году Александра получила в подарок почти точную копию бриллиантовой тиары а-ля кокошник русской императрицы. «Дамы преподнесли мне чудесную бриллиантовую зубчатую тиару», — писала она. И пусть тиара Марии Федоровны, так тщательно выписанная Крамским, канула в неизвестность, зато ее «двойник» до сих пор входит в число драгоценностей британской королевской семьи и принадлежит британской королеве Елизавете II.

Мария Павловна

Борис Кустодиев. Портрет великой княгини Марии Павловны (эскиз). 1911. Ярославский художественный музей

Королева Елизавета II во Владимирской тиаре. 1957

Королева Мария во Владимирской тиаре. 1934

Борис Кустодиев. Портрет великой княгини Марии Павловны. 1911. Частное собрание

Мария Павловна, супруга великого князя Владимира (третьего сына Александра II), императрицей никогда не была, но на потрете кисти Бориса Кустодиева она украшена настолько знаменитой драгоценностью, что мы не смогли пройти мимо. На ней — Владимирская тиара, которая сегодня также принадлежит британской королеве Елизавете II, причем является одной из ее любимых драгоценностей.

Тиара, которую великий князь Владимир Александрович подарил своей новобрачной, состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого качается жемчужная подвеска. После революции Мария Павловна смогла покинуть Россию и сберечь часть украшений. Тиару унаследовала ее дочь Елена, супруга принца греческого. Титул в ту пору значил немного, семье не хватало денег, так что в 1921 году украшение продали, и приобрела его Мария, английская королева-консорт. По указанию королевы Марии тиару переделали так, чтобы жемчужины-подвески можно было заменять на изумрудные. После смерти Марии тиару унаследовала ее внучка, Елизавета II.

Любопытно, что эта картина была лишь эскизом. В законченном варианте Мария Павловна предпочла, чтобы ее написали не в голубом с черным, а в серебряной парче, а вместо Владимирской тиары на ней роскошный комплект из бриллиантов и сапфиров. На месте остались только красная лента ордена Святой Екатерины и бюст скончавшегося несколькими годами ранее мужа на заднем плане.

Александра Федоровна

Константин Маковский. Портрет Александры Федоровны. 1896. ГМЗ «Ораниенбаум»

Коронационная мантия Александры Федоровны. 1896. ММК

Коронационное платье Александры Федоровны. 1896. ММК

Константин Маковский. Портрет Александры Федоровны (фрагмент). 1896. ГМЗ «Ораниенбаум»

Портрет последней русской императрицы Александры Федоровны кисти Константина Маковского демонстрирует ее роскошный наряд в день коронации. У коронационных портретов существуют свои законы — монархов принято изображать в полный рост, в горностаевой мантии, в короне и с прочими регалиями. Императрица наряжена в так называемое русское платье из серебряной парчи, расшитое серебром и жемчугом. Кстати, оно сохранилось до наших дней в собрании Музеев Московского Кремля, как и мантия из золотой парчи, отделанная мехом.

Шею Александры Федоровны обвивают несколько жемчужных ожерелий — кажется, на тот же манер, как и на портрете свекрови Марии Федоровны. Цепь ордена Святого Андрея Первозванного, в отличие от той, что изображена на портрете Екатерины Великой, сохранилась в Оружейной палате. Ее сделали для жены Павла I и с той поры использовали на всех последующих церемониях. Можно разглядеть и главный женский орден империи — Святой Екатерины.

Однако главное в коронации — корона. Голову Александры Федоровны украшает Малая императорская корона. И эта регалия тоже не сохранилась — но, в отличие от предыдущих Малых корон, ее не разобрали наследники, а продали после революции.

www.culture.ru

Алмазный фонд. Исторические драгоценности XVIII века

После обзора самоцветов, алмазов и бриллиантов экскурсия на выставке Алмазного фонда продолжается в зале исторических драгоценностей. Эта часть коллекции во многих источниках освещена более или менее полно. Например на оборотной стороне открыток, представляющих наиболее интересные предметы из собрания Гохрана, есть подробное описание артефактов. Во избежание повторов, здесь изложены, в основном, исторические факты, связанные с этими ювелирными изделиями и камнями.

В зале представлены коронные драгоценности Российской империи. По указу Петра I, ювелирные изделия императоров и императриц принадлежали государству. Правящие монархи не являлись их собственниками, соответственно, не могли продать, заложить или передать по наследству не только регалии, но и другие украшения. На экспозиции выставлены только самые ценные ювелирные изделия.

Витрина 1. Украшения XVIII века

В центре витрины находится украшение «Большой букет». Его крепили на пояс платья.Его сделал неизвестный мастер около 1760-го года. «Большой букет» выполнен из золота и серебра, бразильских бриллиантов общим весом в 140 карат и колумбийских изумрудов, их вес 50 карат. В ажурную оправу бутона вставлен редкий нежно-фиолетовый бриллиант чистой воды весом 15 карат. Этот кристалл — самая большая ценность украшения. Это единственный цветной бриллиант «Большого букета». Другие камни только кажутся разноцветными. Мастер применил известный в то время приём: под прозрачные бриллианты подложил разноцветную фольгу, отчего камни и кажутся многоцветными.Чтобы «Большой букет» выглядел как настоящий, мастер подвижно прикрепил цветы и листья к стеблям, посадил их на пружинки. Поэтому, при малейшем движении головки цветков качались и казались воистину живыми.

В глубине витрины в центре находится диадема в форме венка и пара серёг. Здесь тоже не обошлось без цветной фольги. Особую прелесть гарнитуру придают пчёлки, которых, кажется, привлёк запах живых цветков и они присели собрать с них нектар. Тельца насекомых состоят из грушевидных бриллиантов, а крылышки — из мелких камней. Серьги скомпонованы в зеркальном отражении.

Справа от гарнитура с пчёлками находится эгрет. Длинной шпилькой-булавкой эгрет крепился к высокой причёске. Основное украшение эгрета — бриллианты и крупные сапфиры. Изделие кажется асимметричным. Композиция уравновешивалась страусовыми перьями, которые вставлялись в полую трубочку. В неё также могли вставлять цветок или даже букет. Эгрет выполнен в виде струй фонтана, где крупные сапфиры имитируют капли воды. Синие камни имеют особую огранку «бриолет», в переводе с французского означает «капля».Тему водяного каскада продолжают серьги. Кажется, что капли-сапфиры упали сверху, скатились с эгрета и задержались на уровне ушей и щёк — пару крупных серёг также украшают роскошные сапфиры. Гарнитур изготовили между 1755-1760 годами, мастер неизвестен.

Ещё одно украшение женского корсета или пояса платья называется «Букет нарциссов». Стебельки цветков сделаны из золота и покрыты зелёной эмалью. Нарциссы сделаны из бесцветных прозрачных бриллиантов. Цветки к стеблям прикреплены настолько тонкими пружинками-трясульками, что нарциссы вздрагивали даже от дыхания владелицы.

Миниатюрная «шляпка» выполнена из золота, серебра, эмали, рубинов и изумрудов. Такие аксессуары украшали куколок, служивших моделями для белошвеек. Модных журналов в то время ещё не было. Прежде чем шить очередное платье для императрицы или знатной дамы, предполагаемый наряд сначала надевали на  куклу. Если фасон получал «высочайшее одобрение», то тогда уже шили платье нужного размера. Таких куколок часто называли Пандора — разорительница. Есть предположение, что подобная шляпка была прообразом знаменитой шляпы князя Г.А.Потёмкина, которая была столь тяжела от обилия бриллиантов, что за светлейшим князем её носил адъютант.

В левой части витрины представлена парюра (набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения) из бриллиантов и ярко-красной шпинели, выполненнымдля Екатерины II. Шпинель часто путают с рубином, хотя химический состав и физические свойства у этих камней разные. Кстати, на Руси знали и отличали эти два разных камня, называя рубин яхонтом, а шпинель — лалом. Центр композиции — бант-сквалаж выполненный ювелиром Пфистерером в 1764 году.Банты-сквалажи были чрезвычайно популярны во второй половине XVIII века. Их носили на шее на ленте из кружев, бархата или шёлка. Доминантой банта в коллекции Алмазного фонда является крупный ярко-красный восьмиугольный камень на фольге в обрамлении 18 бриллиантов.В этот же гарнитур входят серьги, подвески, броши-формуляры, головные шпильки и пряжки на туфли.

Особую ценность представляет турмалин в виде виноградной грозди. История камня заслуживает отдельного рассказа и остаётся за рамками экскурсии. Долгое время его считали рубином. Последними владельцами турмалина были шведский король Густав III и Екатерина II. Русская императрица получила его в подарок от монарха Швеции. Вес турмалина 260,68 карата.Сверху он украшен золотыми листьями с зелёной эмалью и усиками в виде спиралей.

Постепенно мода менялась. Ювелиры стали оправлять бриллиант не в жёлтое золото, а в белое серебро, потому что этот металл лучше соответствовал бесцветному прозрачному алмазу. Бриллианты в серебряной оправе представлены в следующей витрине.

Витрина  2. Украшения XVIII века

Бесцветный бриллиант в оправе из белого благородного серебра являлся основой для всех украшений XVIII конца века.

Внимание! В сети сохранился снимок старой экспозиции Алмазного фонда. В настоящее время диадема экспонируется в витрине с ювелирными украшениями XIX века. На снимке также нет нашивок с перламутром.

Бриллиантовые серьги — вишенки — это работа неизвестного мастера. Ягоды в серьгах сделаны из крупных бразильских бриллиантов очень высокого качества. Серьги принадлежали Екатерине II. Они могли подвешиваться за ухо или же крепиться на причёску.

Интересна шпилька «Рог изобилия». Её автор — придворный ювелир Людовик Дюваль. Два великолепных алмаза голубой воды общим весом около 7 карат, окружённые мелкими бриллиантами словно висят в воздухе. Под ними рог изобилия, усыпанный алмазными розами. Бриллиантами «голубой воды» считаются самые ценные чистейший камни. При огранке они приобретают голубоватый оттенок, отсюда происходит их название.

Мастер отказался от традиционного в то время приёма подкладывания цветной фольги под алмазы, положившись на красоту самого бриллианта. Но для придания тёплого солнечного колорита украшению, Дюваль наряду с серебром использовал золото.

Л.Дюваль не всегда подписывал свои работы. Почерк ювелира, который выполнил шпильки для волос в виде корзиночек, наполненных листвой и розами, очень похож на манеру автора «Рога изобилия». С большой долей вероятности Дювалю можно приписать авторство небольших, но очень сложных, затейливых и изящных корзиночек. Эти шпильки интересны своей универсальностью. Заколки можно было отсоединить и тогда корзиночки превращались в серьги, подвески или броши.

В правой и левой части витрины демонстрируются мужские украшения. Кавалеры с удовольствием отделывали воротники, борта, обшлаги рукавов своих камзолов такими бриллиантовыми нашивками. Кроме алмазов их украшают жемчужины и перламутр. Все нашивки состоят из отдельных звеньев с маленькими петельками по бокам. Таким образом их можно было прикреплять нитками в различных местах камзола и наряд выглядел классическим ансамблем.В коллекции классических украшений также экспонируются нашивки на туфли.

Любопытен портбукет. Это миниатюрная вазочка, куда можно налить немного воды и вставить живые цветы, которые во время долгого бала оставались свежими. Портбукет прикалывали к корсажу или поясу платья.

Золотые покрытые зелёной эмалью стебли перевиты бриллиантовой лентой, которая вверху «завязана» бантом.

Шпильки для волос были чрезвычайно модны, светские красавицы имели множество самых разнообразных в своём арсенале. Бриллиантовые шпильки для волос в виде бантов выполнил знаменитый мастер Иеремия Позье, он вошёл в историю, как автор знаменитой короны Российской империи — она выставлена в следующей витрине. Корона принесла Позье заслуженную славу.

Витрина 3. Императорские регалии Российской Империи

Кратко перечислю предметы этой витрины и приведу цифры.1.Большая императорская корона. И.Позье, 1762 г., выполнил корону за 2,5 месяца. Бразильские бриллианты, всего — 4926 камней общим весом 2858 карат. Самый крупный из них — идеально чистый бриллиант весом 56 карат. Обе полусферы украшают 75 жемчужин. Венчает корону тёмно-красная шпинель весом 398,72 карата. Общий вес короны 1907 грамм. Надевали корону сверху на специальную шапочку.

2.Скипетр. Увенчан бриллиантом «Орлов» — 189,62 карата. Отличается редким зеленовато-синеватым оттенком и необычной огранкой в 180 граней.Двуглавый орёл может отвинчиваться, это было продиктовано политическими причинами. В Польше при коронации геральдическую птицу отвинчивали и привинчивали польского одноглавого орла.

3.Держава, 1762 г. Полый золотой шар. В центре пересечения лент, опоясывающих державу, закреплён абсолютно чистый индийский алмаз в 46,92 карата. Венчает корону цейлонский сапфир весом 200 карат. Вес державы 861 грамм.

4.Бриллиантовая пряжка-аргаф. И.Позье выполнил аграф в 1750 г. для Елизаветы Петровны. В ней 382 карата бриллиантов (275 карат крупных бриллиантов и 107 карат мелких камней). Пряжкой-аграфом скреплялась коронационная мантия.

5.Малая императорская корона, 1801 г, ювелиры Я. и Ж.Дюваль для супруги Александра I Елизаветы Алексеевны. 48 крупных (от 2 до 9 карат) и 200 мелких бриллиантов. Вес — 378 грамм.

6.Цепь ордена Андрея Первозванного. Длина — 1,5 метра (148 см). Состоит из 20 звеньев, среди которых чередуются вензель Петра I, Андреевские кресты и двуглавые орлы. Её выполнили к коронации Павла I.

Вес всего комплекта императорских регалий — около 10 кг. Коронационное платье Екатерины II также весит около 10 кг. Можно себе представить, какие «перегрузки» испытывал вновь вступающий на престол император или, паче чаяния, императрица!

В этой витрине представлены два исторических камня из собрания Алмазного фонда. Это шпинель на императорской короне и бриллиант «Орлов». Остальные пять исторических камней находятся в следующей витрине.

Продолжение в статье «Алмазный фонд. Исторические драгоценности XIX века и ордена»

Литература:Ольга Горева «Алмазная сокровищница России» М, 2006 г.«Москва — летопись времён», составитель И.Шнайдген, М., 2002 г.«Сокровища Алмазного фонда», каталог выставки, М., 1968 г.Комплект открыток. Автор текста Н.М.Голь. СПб, 2005г.

Далее:

Алмазный Фонд. Современные ювелирные изделия и самородкиАлмазный фонд. Самоцветы, именные алмазы, бриллиантыЭкскурсии по Москве и ПодмосковьюПешеходные экскурсии по МосквеЦарицыно. Текст экскурсии

kraeved1147.ru

Личные вещи императрицы Екатерины II Великой

На данной странице мы постарались собрать все личные вещи, принадлежащие императрице российской Екатерине II Великой.

Для увеличения — нажмите на изображение.

Одежда

Мундирное платье

мундирное платье

Церимониальное платье

Церемониальное платье

Свадебное платье

Свадебное платьеСвадебное платье — другой ракурс

Туфли на каблуках

Туфли императрицы

Меховая шапка

Портрет Екатерины II в дорожном костюме — неизвестный художник

Перчатки

Перчатки Екатерины II

Головной убор

Головной убор (кокошник) Екатерины II

Вееры

Веер Екатерины IIЛицевая сторона веера Екатерины II

Драгоценности и украшения

Серьги

Бриллиантовые серьги-вишенки Екатерины IIСерьги-жирандоли, камень — шпинель

Ожерелья

Изумрудное ожерелье с бриллиантамибриллиантовое ожерелье — бант Бант-сквалажтурмалиновый подвес в виде виноградной грозди.

Броши

Брошь — изумруд с бриллиантамиБрошь — букет из драгоценных камней

Прочие аксессуары

Бриллиантовая пряжка-аграфТабакерка

Императорские регалии

Императорская корона

Читать подробнее

ДержаваБриллиантовая монограмма

Прочие вещи

Сервиз с зеленой лягушкой от компании «Веджвуд и сыновья»

Сервиз с лягушкой

Читать подробнее о сервизе с лягушкой

xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai

Королевские бриллианты | Блогер thatwoman на сайте SPLETNIK.RU 31 октября 2014

Encore уже делала посты про драгоценности Романовых, здесь только то, чего нет там. Ссылки на них дам в комментариях.

С XVIII в. сундуки с драгоценностями русской короны находились в бриллиантовой комнате – специальном хранилище в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Когда началась первая мировая война, было решено перевезти коронные драгоценности в Москву. Сундуки с драгоценностями собирались с такой поспешностью, что к ним не прилагалось никаких описей или акта передачи.Вплоть до весны 1922 г. ящики с регалиями и коронными бриллиантами, благополучно пролежали в Оружейной палате, заваленные другими ящиками, перевезенными из Петрограда в сентябре 1917 г. Фотография из французского журнала «L´Illustration». В сопровождающей статье говорилось: «…Это первая фотография, которую позволили сделать Советы после того, как имперские сокровища оказались в их руках…»В центре алмаз «Орлов», венчающий императорский скипетр, в настоящее время – в «Алмазном фонде». Слева и справа от него алмаз «Шах». Вверху – алмаз, украшающий державу. Большой бриллиант в нижнем правом углу был продан в Лондоне 16 марта 1927 года на аукционе «Кристи», как лот №100.Эксперты изучают драгоценности Романовых и ювелирные изделия из коллекции Юсуповых, найденных случайно в нише стены их фамильного особняка в Москве в 1925 году.

Члены первой неофициальной Комиссии по расследованию в России осматривают коронные украшения Романовых, показанные им с разрешения властей в Москве в ноябре 1926 годаСреди драгоценностей, которые комиссия решила сохранить, был также целый ряд уникальных бриллиантовых украшений времен правления императрицы Елизаветы Петровны. Все бриллианты индийского и бразильского происхождения оправлены в золото и серебро и имеют подложки из цветной фольги, смягчающие холодноватое сверкание камней и подчеркивающие природные оттенки самоцветов.Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем. Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.

Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины II

Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II.Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом V и в дальнейшем подаренный королеве Англии Елизавете II.

Бриллиантовая цепь на кольце которой подвешен сапфир в 478 каратов.

Королева Мария Румынская на приеме по случаю ее коронации в Альба-Юлии 15 октября 1922г. Прекрасным дополнением к бриллиантовой цепи с сапфиром является бриллиантовый кокошник

Бриллиантовая цепь, созданная им для королевы Марии Сербской в 1923 году, с использованием изумрудов из ожерелья с брошью великой княжны Елизаветы Владимировны, которую та надевала в 1922 году.

Изумруд «Зеленая королева» массой более 136 каратов. Алмазный фонд

Брошь с огромным овальным сапфиром с бриллиантовой застежкой и подвеской из каплевидной жемчужины, которую Марии Федоровне подарил еще ее свекор Александр II, довольно часто можно видеть на нынешней английской королеве Елизавете II. 

После смерти (в 1928 году в Дании) вдовствующей императрицы Марии Федоровны, ее знаменитый ларец с уникальными романовскими драгоценностями был бессовестно разграблен женой английского короля Георга V - королевой Мэри (в девичестве леди Марии Текской).

У покойной императрицы оставались еще 2 дочери-наследницы - Великие Княгини Ксения и Ольга. Тело покойной еще не остыло, когда старшая Ксения буквально выкрала заветный ларец, сильно интересовавший алчную королеву Марию. Но Ксения жестоко просчиталась. Она хотела продать драгоценности королеве, чтобы на что-то жить, но жадная монархиня не желала платить реальную цену. Она вызвала своего ювелира и тот оценил сокровища по очень заниженной цене. Ксения хотела было возмутиться, но не смогла.  После падения российской империи, с Романовыми-эмигрантами не особо считались. Королева Мария буквально вынудила продать драгоценности по очень низкой цене (часть из них она просто присвоила на халяву) и в обмен на постоянное проживание Ксении в Великобритании (как бедной родственницы Виндзоров) со скромным содержанием от родственничков.  Там Ксения и померла в полном одиночестве (муж - Великий князь Александр Михайлович ушел к другой, а 6 детей выросли и у них была своя жизнь). А Великая Княгиня Ольга (ограбленная дважды - родной сестрой и Королевой Мэри) не получила НИЧЕГО! Она делала запросы на свое наследство, но ответов не получила ни от кого!

Аметисты Екатерины Великой

Сибирские аметисты были добыты первый раз около 1750 года на Урале. Качество этих аметистов было прекрасное, и, как результат, мелкие, большие камни начали поставляется в Брильянтовый Кабинет для коллекции Романовых. Небольшие камни были использованы для очаровательных шедевров в стиле рококо во времена матушки Елизаветы и Екатерины Великой. Цвет камней соответствует вкусу эпохи. Екатерина II ввела в моду своего времени украшения из Сибирского аметиста, который принадлежит к группе минеральных кварцевых кристаллов. Екатерина заказала по крайней мере, две пары серег girandole для себя

Обе пары находились в Бриллиантовом кабинете Романовых, но попали в ту его часть, которая по мнению большевиков не представляла большой ценности и были проданы на аукционе Christie's в Лондоне в 1927 году г-ну SJ Филлипсу.

Первая пара серег более сложная. Они упоминаются в каталоге для большой продажи ювелирных украшений Романовых, подготовленном академиком А. Е. Ферсманом под номером 111.  Это очень красивое изделие изготовленное в придворных мастерских в 1760 году (по Ферсману)неизвестным автором из серебра и золота. В 1927 серьги проданы за 135 GBP г-ну SJ Филлипсу в Лондоне. 

Вторая пара серег (по каталогу № 110) были изготовлены в то же время с аналогичными материалами. В их дизайне больше экспрессии. Эта пара, возможно, принадлежала к первому произведению Луи Давида Дюваля, который прибыл в Россию в 1753 году ко двору царицы Елисаветы Петровны.  Эта пара была приобретена SJ Филлипсом в 1927 году за 295 GBP и теперь снова выставлена на продажу на Christie’s. Подозрительно похожие серьги на Ирине Абрамович....

Бежав из революционной России в 1920 году, Великая княгиня Мария Павловна сумела вывезла свои драгоценности,но, не выдержав тягот эмиграции, умерла в 1921 году и вся ее огромная коллекция ювелирных украшений была разделена между ее детьми. Рубины достались великому князю Андрею, бриллианты – великой княгине Елене, великому князю Кириллу – жемчуг. Великий князь Борис, получивший изумрудные драгоценности, продал их ювелирному дому Cartier в 1927 году.

На Барбаре Хаттон, наследнице Woolworths , тиара из изумрудов и бриллиантов (состоит из камней изумрудного ожерелья, принадлежавшего великой княгине Марии Павловне), изготовленная для нее Cartier в 1947. Позже изумрудная тиара была разобрана и некоторые из изумрудов отобрали для изумрудного ожерелья Элизабет Тейлор.

Другие изумрудные украшения, ранее принадлежавшие Марии Павловне, неоднократно переделывались Картье и расродавались в коллекции частным лицам. Так в 1954 году Джон Д. Рокфеллер-младший приобрел изумрудное ожерелье от Картье.  

Серьги от комплекта в прошлом году вернулись в Россию ,их на аукционе купил поклонник актрисе Алисe Яровской

Ирина и Феликс Юсуповы

 На свадьбу Феликс подарил невесте тиару Cartier из платины, горного хрусталя и алмазов. Необычное использование горного хрусталя произвело необычный эффект «льда» и мерцания. Хрусталь переливался как сосульки в морозный день на солнце. Над галереей горного хрусталя возвышается линия бриллиантов, которые расположены очень близко друг к другу. Венчал тиару алмаз в 3,66 карата.Именно её Ирина и надела на свадьбу:

Спасаясь от ужаса Революции, князь Феликс Юсупов и его мать, княгиня Зинаида Юсупова, постарались спасти наиболее ценные ювелирные украшения в своей коллекции. Сделать это было трудно – Юсуповы обладали большой и очень ценной коллекцией ювелирных украшений. Спасти эту тиару, как и еще 12 тиар, 255 брошей, 42 браслета и других украшений общим весом 210 килограмм не удалось. Несколько лет эти украшения считались утерянными. Пока в 1925 году большевики не нашли в бывшей резиденции князей Юсуповых тайник с этими украшениями, столовым серебром и изделиями фирмы Faberge.

«Пелегрина» (La Pelegrina) или «Пеллегрина» (La Pellegrina) — овальная жемчужина из собрания князей Юсуповых, которая была продана князем Феликсом женевскому ювелиру Жану Ломбару в 1953 году. Название юсуповской реликвии отсылает к превышающей её в два раза своими размерами жемчужине «Перегрина», с которой её часто путали как историки, так и сами владельцы

Брошь с сапфиром императрицы Марии Александровны

Эта брошь получила свое название в честь российской императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II Освободителя. Александр II приобрел уникальный сапфир в 260,37 карата с острова Цейлон (Шри-Ланка) на Большой выставке в Лондоне в 1862 году и подарил супруге. Впоследствии сапфир был установлен в брошь в окружении бриллиантов, общим весом 56,6 карата. Овальный сапфир императрицы Марии Александровны является уникальным в своем роде - он обладает исключительными характеристиками цвета, чистоты, огранки и размера. Его отличительной чертой является насыщенный равномерный синий цвет, столь характерный для Цейлонских сапфиров отличного качества.

Сапфир Марии Александровны занимает 14 место в списке Всемирно известных сапфиров весом более 100 карат. Всего в списке 30 сапфиров и 17 из них имеют Цейлонское происхождение. Среди наиболее крупных Цейлонских сапфиров Сапфир Марии Александровны занимает 9 место. Увидев сапфир на выставке, император был поражен и счел драгоценный камень отличным подарком для своей супруги. К сожалению, история не сохранила стоимость сделки. Позже была созван целый консилиум придворных ювелиров для разработки броши, украшением которой и должен был стать Сапфир Марии Александровны.  В итоге была разработано ювелирное изделие довольно сложного дизайна.  Брошь представляет собой овал, центральным украшением которого и служит драгоценный сапфир, однако центр броши несколько смещен от центра. Хотя это и визуально не совсем заметно. Сапфир окружен двумя рядами бриллиантов. Первый окружает сапфир со всех сторон и состоит из 40 бриллиантов.  Второй ряд состоит из 18 бриллиантов, которые не соприкасаются с бриллиантами первого ряда, и с одной стороны сапфира больше, чем с противоположной. Между двумя рядами бриллиантов - бриллиантовые полумесяцы, однако полумесяцы не доходят до верхней части броши, куда смещен сапфир. Общий вес бриллиантов броши - 56,60 карат. После смерти императрицы Марии Александровны брошь с сапфиром, носящим Ее имя, была завещана Короне. Сегодня Брошь с сапфиром Марии Александровны хранится в Государственном Алмазном фонде России 

Тиара де Торби

История этой тиары связана с историей любви Михаила Михайловича Романова, внука Николая I и Cофии Меренберг, внучки А.С.Пушкина

Великий князь Михаил Михайлович и София Меренберг, графиня де Торби

Их брак считался в России морганатическим.  Он стоил Великому князю службы, титула и возможности жить на своей Родине.  В 1891 году Великий князь Михаил Михайлович женился на Софии Меренбург, дочери принца Николая Нассауского и Наталии Александровны Пушкиной, дочери Великого поэта.  Предположительно тиара стала свадебным подарком Великого князя невесте.  Украшение выполнено знаменитым ювелирным домом Болин из золота и серебра, украшено 70 рубинами огранки кабошон и 822 бриллиантами старой огранки и огранки "роза".  Тиара имеет форму русского кокошника, главные элементы декора звезды и полумесяцы, лилии,трилистники, а центральный элемент - орденская звезда с сердцем в центре.  Тиара является конвертируемой - многие ее элементы разобраны. Практически каждый из них может стать брошью, а при комплектации возможно создать серьги даже колье.  По стилистике и классу исполнения эту тиару можно сравнить с рубиновой диадемой Великой княжны Марии Александровны, дочери Александра II

Некоторые броши на платье - части тиары

Великий князь и его супруга, получившая от Великого герцога Люксембурга титул графини де Торби, поселились в Англии. Они имели двух дочерей Анастасию и Надежду и сына Михаила. Обе их дочери вышли замуж за представителей английской родовой аристократии и были известны как леди Зия и леди Нада. 

Именно леди Нада, маркиза Милфорд Хейвен унаследовала от матери эту тиару. Тиара является семейной реликвией маркизов Милфорд Хейвен. В тиаре выходила замуж Пенелопа Томпсон, супруга лорда Айвара Маунтбаттена, брата нынешнего маркиза Милфорд Хейвен.  Лорд Айвар Маунтбаттен и Пенелопа Томпсон в день свадьбы, 23 апреля 1994 года

Полупарюра великой княгини Виктории Федоровны, супруги великого князя Кирилла Владимировича. 

Эти сапфировые украшения император Александр II в 1874 году подарил дочери - великой княжне Марии Александровне на свадьбу с английским принцем Альфредом герцогом Эдинбургским.  Рисунок узора бриллиантов включает в себя символы ее новой страны проживания "Чертополох Шотландии", "Роза Англии» и «ирландский трилистник"

Немецкий источник Джон ван дер Kiste, "Романовы 1818-1959" пишет, что сапфиры были унаследованы Александром от императрицы Александры Федоровны. Из документа известно, что российским принцессам в приданное делали уборы из всех камней. То есть приданное должно было содержать сапфировый убор, изумрудный убор, рубиновый убор, несколько брильянтовых, жемчужный убор и кроме того, что еще и камней давали с собой на делание новых украшений. 

На Марии Александровне эти украшения нигде не зафиксированы, только на её дочери. После революции и бегства из России Виктория Федоровна продала колье и брошь фирме Картье в Париже.  Судьба тиары до сих пор не известна. 

 

 

 

 

www.spletnik.ru

Вернутся ли в Россию бриллианты «императорских кровей»

Ювелирный аукцион в Женеве обещает сенсацию - на продажу выставлены уникальные украшения сразу двух российских императриц. И если судьба драгоценностей Екатерины Первой запутанна, но понятна, то колье Екатерины Великой - из драгоценностей российской короны, которые растворились после знаменитой «распродажи» 1927 года в Лондоне, когда молодое советское государство решило пополнить казну за счет династии Романовых.

Еще Петр I своим указом запретил вывозить из страны и даже продавать внутри империи сокровища короны. Но Советской республике позарез были нужны деньги, поэтому уникальные ценности продавались практически «по весу». Так, английский антиквар Норман Вейс за 50 тысяч фунтов стерлингов стал обладателем 9 килограммов царских драгоценностей, которые перепродал аукционному дому Christie`s. А тот ювелирные изделия распределил на 124 лота и выставил на торги. Судьба большинства уникальных украшений, ушедших с молотка в марте 1927 года, неизвестна. Но изредка их владельцы выставляют сокровища на торги. И колье Екатерины II - одно из них.

Подарок Петра Первого в обмен на мир

Набор из колье, броши и сережек с редкими бриллиантами фантазийных цветов, который у ювелиров принято называть парюрой, - одна из самых значимых антикварных драгоценностей, выставлявшихся на аукционах за последние 50 лет. А для России - еще и огромная историческая ценность.

Помимо исторической ценности, большие бриллианты Екатерины I, выставленные за $5 миллионов, имеют уникальные природные цвета: серый, коричнево-желтый и сине-серый. Фото: sothebys.com

Драгоценный набор, за который аукционный дом Sotheby’s ожидает выручить на днях не менее 5 миллионов долларов, в июле 1711 года оказался бесценным для нашей страны. Тогда еще любовница Петра I, будущая императрица Екатерина I, сопровождала царя в походе против войск османского султана Ахмеда III. Российские войска оказались окруженными у реки Прут без нужных боеприпасов, продовольствия и воды. Исход финальной битвы мог быть весьма плачевным, если бы не хитрость Екатерины. Она уговорила Петра I написать последнее письмо султану с просьбой о мирных переговорах, а втайне от него приложила к письму свои лучшие драгоценности из его подарков. Дар был принят благосклонно, и Россия заключила мир с османами. По нему мы потеряли контроль над Черным морем и порт Азов, но сохранили тысячи человеческих жизней.

Так уникальные бриллианты Екатерины оказались в казне османских султанов. На публике они появились, когда султан Абдул-Хамид II (1842 - 1918) преподнес этот комплект украшений принцессе Эмин Ханим, жене вице-короля Египта Тауфик-паши, по случаю рождения наследника трона, будущего Аббаса II. В 1914 году, когда Египет стал британским протекторатом, Аббас II, изгнанный из страны, обосновался в Женеве, где и умер. Драгоценности достались по наследству его сыну, принцу Мухаммеду Абдул Монхейму. Он и продал екатерининские колье, брошь и серьги на аукционе Christie's в 1963 году. Их приобрел частный покупатель, пожелавший остаться неизвестным. Все эти годы драгоценный набор хранился в его семье, и вот теперь исторические сокровища выставлены на нынешний ноябрьский аукцион в Женеве.

Почти половина всех драгоценностей царской короны были изготовлены или куплены во времена правления Екатерины Великой - большой модницы и охотницы до бриллиантов. Федор Рокотов,1763/Третьяковская галерея Портрет Екатерины II.

И сбоку бантик

Большинство конфискованных сокровищ императорской коллекции принадлежало Екатерине Великой - 40 процентов, по оценке комиссии, проводившей опись в 1922 году. Часть их попала на тот самый Лондонский аукцион 1927 года. Так, с торгов ушло бриллиантовое колье «ривьера», в котором крупные алмазы были нанизаны на шелковую нить по моде XVIII века. Это колье самодержица российская носила на шее, завязывая лентой. На аукционе 27-го года была куплена и бриллиантовая брошь-бант, принадлежавшая моднице Екатерине Великой. Оба лота достались аукционному дому S. J. Philips. До 1960 года об украшениях не было слышно, пока владелец не выставил на торги уникальный лот - бриллиантовое колье с бантом. Современные ювелиры соединили обе екатерининские драгоценности в одну (см. фото). С тех пор историческое колье с бантом дважды уходило частным владельцам - в последний раз его купили в 1905 году за полтора миллиона долларов. И вот сейчас вновь возникло на женевском аукционе с начальной ценой $5 миллионов.

Бриллиантовая брошь-бант. Фото: sothebys.com

Великие от великих

Почти за век, прошедший со времени распродажи российских коронных сокровищ, лишь несколько украшений Екатерины II и Елизаветы Петровны всплывали на мировых ювелирных аукционах.

Поиску драгоценных камней в России способствовал Петр Первый. А Екатерина Великая ввела в моду украшения из отечественных аметистов - и эти серьги-жирандоли изготовлены из восьми уральских камней. Каждая сережка - три аметистовые капельки на бриллиантовых листьях, увенчанные восьмигранным аметистом. На аукционе 1927 года их купил аукционный дом S. J. Philips за 295 фунтов, а в 2007 году на аукционе Christie`s продает их за $386 тысяч.

Серьги-жирандоли изготовлены из восьми уральских камней. Фото: christies.com

Этот изящный браслет с крупными бриллиантами украшал руку Екатерины Великой. Вернее, их было два - пара, которую изготовили для императрицы около 1780 года в стиле Людовика XVI. В 1927 году оба браслета были проданы аукционному дому S. J. Philips всего за 3400 фунтов. И только в 80-х годах аукционный дом перепродал один из браслетов анонимному покупателю. Он выставил его на торги Christie`s в 2006 году, а конечная цена составила $259 тысяч.

Браслет с крупными бриллиантами. Фото: christies.com

Этот эгрет - украшение для волос - был изготовлен для императрицы Елизаветы Петровны. Сидящий на цветущей ветке геральдический орел держит в клюве желтый бриллиант, а сам эгрет усыпан изумрудами, рубинами, сапфирами и бриллиантами. Редкость, что в нем сохранилась жемчужина XVIII века - большинство таких уже распались. В 1927 году драгоценный эгрет продали всего за 180 фунтов стерлингов. А в 2007 году на аукционе Christie`s уже за $129,5 тысячи.

Эгрет - украшение для волос. Фото: christies.com

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Алмазы - в расход!

О восьми ящиках, набитых драгоценностями династии Романовых, советская власть вспомнила только через пять лет после революции. С начала Первой мировой войны, когда их свезли в Оружейную палату из Зимнего дворца, опасаясь за сохранность в случае поражения, реликвии российской короны так и лежали, заваленные другими ящиками. Но голод в Поволжье, нехватка ресурсов для промышленности заставили правительство вспомнить о «ювелирном потенциале». В 1921 году Совет труда и обороны принял решение «...Построить при Гохране плавильные печи для золота и серебра. ...Построить кислотную комнату для удаления бриллиантов и анализа благородных металлов». В начале 1922 года была создана Комиссия по учету и сосредоточению ценностей. В комиссию вошел ювелир Агафон Фаберже, сын знаменитого Карла Фаберже, и выдающийся геолог Александр Ферсман.

На торги Christie`s выставлен и сам каталог, в котором были описаны сокровища Российской империи. Этих книг почти не осталось, поэтому фолиант, изданный в 1925 году, и сам - огромная редкость. Начальная цена книги - $50 тысяч. Фото: archive.org

Академик Ферсман вспоминал: «В теплых шубах с поднятыми воротниками мы идем промерзшими помещениями Оружейной палаты. Вносят ящики. Их пять. Среди них - железный ящик, прочно перевязанный, с большими сургучными печатями. Мы осматриваем печати, все цело. Опытный слесарь легко открывает без ключа незатейливый очень плохой замок, внутри - наскоро завернутые в папиросную бумагу драгоценности русского царя. Леденеющими от холода руками вынимаем один сверкающий самоцвет за другим...»

Все сокровища поделили на три категории: изделия художественной и исторической ценности, изделия меньшей исторической ценности и изделия меньшего значения. Первую решили сохранить: часть драгоценностей осталась в Алмазном фонде, часть передали в Эрмитаж. Последние же две категории стали готовить для продажи. Чтобы вызвать интерес у покупателей, был составлен каталог «Российские сокровища: бриллианты и драгоценные камни» на английском, французском и немецком языках. В опись вошли 298 изделий из 406 предметов (некоторые изделия состояли из гарнитуров). А в Москве открыли выставку сокровищ Алмазного фонда, где потенциальные покупатели могли их увидеть. В итоге с 1926 по 1932 год большая часть драгоценностей Романовых была распродана.

Одна из иллюстраций каталога. Фото: archive.org

P. S. Вернутся ли сокровища в Россию? Надежда есть, ведь российские покупатели проявляют к ювелирным аукционам большой интерес. Другое дело, осядут ли они в частной коллекции или будут переданы в дар государству.

www.kp.ru


Смотрите также