Дизайн интерьера и архитектура. Ювелирный камень с рельефом


Резьба по драгоценному камню. Глиптика, камеи, инталии.

Созидательная дружба человека и камня насчитывает многие тысячелетия. Вначале камень был оружием. После, грубо обтесанный, стал орудием труда. И тут же, попав в руки отдыхающего от опасностей охотника, сделался объектом выражения художественного осмысления мира.

Фигурки, выточенные из камня, одновременно с наскальными рисунками стали первыми произведениями образотворческого искусства.

Нет ничего удивительного в том, что для создания резных украшений человек выбирал (и поныне выбирает) наиболее красивые камни.

Цветные минералы, прозрачные и полупрозрачные кристаллы, метаморфические горные породы высокой эстетической ценности добываются и доставляются в мастерские художников на протяжении всего срока существования человеческой цивилизации.

От греческого «glypho», означающего процесс углубления, вырезания, произошел термин «глиптика».

Глиптика – искусство создания резных изображений на драгоценных камнях

Сегодня этим словом обозначается жанр художественной резьбы по самоцветному камню. В разные времена мастера, занятые глиптикой, отдавали предпочтение различным камням. Изобретение технологий прочного склеивания каменных пластин несколько облегчило труд художников-камнерезов. Однако высокопрофессиональные мастера своего дела отвергают идею использования самоцветной «фанеры» и предпочитают работать с натуральным камнем.

Самые ранние из дошедших до нас произведений глиптики датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Анималистические культы древних предполагали создание резных печатей с оттисками священных животных. Красный сердолик и прозрачный горный хрусталь, мозаично расцвеченные халцедон и серпентин, строгий гематит и восковой мягкости стеатит стали первыми материалами резных изображений.

Удивительным совершенством рисунков и форм поражают каменные валики, выполненные в технике глиптики мастерами Междуречья. Здесь искусство резьбы по камню развилось еще в ветхозаветные времена, и со временем переросло в более монументальные формы.

Древнеегипетская глиптика была подчинена строгим установлениям касательно традиций изображения фараонов и простых смертных. Боги и богоравные правители Египта – вот герои резных работ по драгоценному самоцветному камню египетской древности.

Развитие глиптики на Востоке (Китай, Индия) шло другим путем. Обрабатывая прочный нефрит, китайские мастера резьбы по драгоценному камню пошли путем создания скульптурной миниатюры. Овладение самыми потаенными секретами искусство дало им возможность создания тончайших узоров и деталей, имитирующих складки шелка.

Понадобилось немалое время и завоевание Поднебесной монголами, чтобы резная каллиграфия утвердилась на китайских печатях и драгоценных камнях, добываемых в Индии. Однако именно индийские камни дали толчок развитию глиптики в странах северного средиземноморья. Поход Александра Македонского на восток обеспечил приток первоклассного материала в Грецию.

Ярко-красные гранаты, прозрачные аметисты, добытые на далеком Цейлоне бериллы стали украшаться резными сюжетами и портретами. Правда, работа над твердым натуральным камнем отнимала у мастера долгие годы. Многие из природных минералов необычайно устойчивы к внешним воздействиям, и мастерам древности приходилось пускаться на всевозможные технологические ухищрения, дабы добиться совершенства.

Гемма – знак принадлежности

В античной культуре искусство глиптики усовершенствовалось до достижения портретного сходства и скульптурной выразительности вырезавшихся гемм. Изумительной красоты рельефы, изображающие прославленных деятелей, знаменитых властителей и, конечно же, состоятельных заказчиков, вырезались по яшме и ониксу.

Нередко тематикой глиптических изображений на геммах – округлых драгоценных камнях с рельефными картинами – служили мифологические сюжеты. Вот почему среди археологических находок античных гемм столь часты повторения.

Драматизм ежедневного посещения Прометея орлом, расклевывавшим печень прикованного титана; мужество Персея, отрубающего голову Горгоне; осознание Гераклом собственной незначительности при виде Атланта, удерживающего небесный свод, вдохновляли камнерезов далекого прошлого на создание проникновенных рельефных картин.

Сила традиций подкреплялась законами. Мастерам-резчикам печатей – а геммы по большей части использовались как печати для восковых и сургучных пломб – официально запрещалось повторять заказные работы. Однако копирование произведений признанных искусников – незаменимая школа для подрастающего поколения художников. Поэтому ученики постигали тонкости ремесла, повторяя успехи первопроходцев.

Техника резьбы по твердым минералам в древности отличалась крайней сложностью. Шлифованная поверхность будущей геммы увлажнялась, покрывалась измельченным абразивом, и художник, сугубо по памяти, при помощи деревянного стержня процарапывал контуры картины.

Меняя зернистость наждака, мастер добивался различий в качестве обрабатываемой поверхности. Таким способом удавалось передать металлический блеск оружия и доспехов, нежный глянец человеческой кожи, сложную фактуру земли.

Изобретение станков, сообщающих энергию вращения инструменту, расширило арсенал выразительных средств художников. Ушла в прошлое архаичная рельефная штриховка, с помощью которой мастера придавали динамики фигурам, изображенным в движении. Появилась возможность передачи полутонов, создания теней.

Благодаря техническим нововведениям резные картины обрели жизнеподобную рельефность. Совершенствование навыков работы с твердыми самоцветами увеличило число заказов. Расцвет античного искусства резьбы по камню пришелся на рубеж эпох. Среди работ, вызывающих неизменное восхищение у зрителей, до сих пор числятся скульптурные миниатюры, созданные в промежутке от пятого века до нашей эры до пятисотых годов нашей эры.

Инталия – в начале всех начал

Первые опыты по процарапыванию контурного рисунка на поверхности камня довольно скоро переросли в попытки создания объемных изображений, «погруженных» в тело камня. Так родилась инталия – гемма с резной картиной, представляющей собой рельефное углубление.

Техника создания инталии непроста, не допускает ошибок и требует высочайшего художественного мастерства. Кропотливый труд над инталией мог продолжаться многие месяцы и стоил дорого. До наших дней дошло совсем немного инталий, выполненных древними художниками.

Особой популярностью в античные времена инталии пользовались у римских аристократических династий. Император Август носил перстень с инталией, изображающей сфинкса – до тех пор, пока не получил гемму с портретом Александра Македонского. Известнейшее в глиптике изображение Венеры вооруженной изначально принадлежало Юлию Цезарю.

Греческий царь и выдающийся полководец (в нем, по признанию современников, словно бы возродился Александр Великий), в душе был поклонником искусств, и носил перстень с изображением Аполлона Музагета.

Правители государств тех времен старались перещеголять друг друга в пафосности интальной глиптики. Запечатлевая на драгоценных камнях свои батальные победы, эмблемы из оплетенного триумфальным лавром оружия, портреты великих воителей прошлого, они пытались возвыситься над суетностью буден. И лишь император Луций Элий Аврелий Коммод почел необходимым увековечить в инталии образ свой возлюбленной Марции...

Распространенность интальной глиптики обуславливалась практической востребованностью камня с рельефным изображением. Скреплять подпись печатью с уникальным рисунком считалось престижным во все времена и на всех землях. Поэтому деловые люди прошлого с удовольствием заказывали и носили перстни с инталией. В русской языковой традиции возникло и укрепилось понятие «печатки» - кольца с драгоценным камнем, на полированной поверхности которого гравировалось более или менее глубокое изображение.

Применительно к женщинам инталии служили – и до сих пор служат – изысканными украшениями, носимыми как поодиночно, так и комплектами. Медальоны, кулоны, броши и серьги старой работы нередко представляют собой инталии, выполненные на относительно недорогом материале – твердых морских раковинах. В более поздние времена для изготовления инталий стало использоваться стекло.

Удешевление сырья и изобретение износоустойчивых фрез привело к всплеску популярности искусства глиптики вообще и инталий в частности. В эпоху Ренессанса стали модными пояса, браслеты и ожерелья, набранные из оправленных в металл инталий.

Не избежал модного поветрия и знаменитый скульптор и медальер ΧVΙ века флорентиец Бенвенуто Челлини. В арсенале его работ имеется по крайней мере одна инталия, вырезанная по турмалину, оправленная в серебро, и изображающая мадонну с младенцем. Уже в наше время эта драгоценность, некогда составлявшая гордость сокровищницы польского шляхетного рода, стала предметом детективного расследования.

Пик спроса на инталии приходится на начало девятнадцатого века. Вельможные дамы тех лет украшали свои наряды бесчисленным множеством камей и инталий, отражающих мифологические мотивы или воплощающих попытки создания портретных миниатюр. Однако массовость производства не могла не сказаться на качестве украшений. Сегодня искусствоведы выделяют лишь нескольких мастеров конца ΧVΙΙΙ – начала ΧΙΧ веков, успешно работавших в технике инталии.

В конце ΧΙΧ века в моду вошла так называемая реверсная инталия. Это – изображение, выполненное с соблюдением всех принципов создания классических инталий, однако рассматриваемое с оборотной стороны.

Полированная изнанка (реверс) прозрачного камня, цветная непрозрачная подложка (золотая либо серебряная фольга, дорогие сорта шелка, эмаль) позволяли создавать интересные визуальные эффекты, и мода на реверсную инталию продолжалась несколько десятилетий.

Современные инталии создаются с использованием самых прогрессивных технологий, однако по-прежнему требуют высочайшего художественного дарования исполнителя. Неудивительно, что лучшие из работ такого рода без промедления приобретаются музеями декоративно-прикладного искусства.

Камея: венец совершенства скульптурной миниатюры

Стремясь подчеркнуть привлекательность женщины, говорят: «Красива, как античная камея!» В этих словах заключена суть искусства глиптики, постигнутая еще в древности, и с той поры не претерпевшая сколько-нибудь заметных перемен.

Камея, став логическим продолжением инталии, быстро обрела популярность в античном мире. Создавать выступающие изображения на драгоценных камнях (именно выпуклым рельефом отличается камея от углубленной инталии) первыми начали мастера города Александрии.

Революционными стали попытки использования многослойного материала. В отличие от монохромных инталий, разноцветные камеи заблистали красками, удивили многоцветьем, заставили любоваться новыми формами.

Разница в окраске слоев самоцветного камня подсказала художникам решение: вырезая парные и тройные портреты, каждому персонажу адресовать его собственную цветовую гамму. Точность попадания в колорит помогала полноте создания образа.

Цветные камеи, для резки которых использовались агаты и сардониксы, словно оживали под резцом художника. Ощущение жизни в изображениях не покидает зрителя до сих пор – а ведь возраст античных камей исчисляется десятками веков!

Белые агаты, используемые для камнерезных работ, давали возможность прорисовки образа, просвечивающего через полупрозрачный светлый слой – что позволяло моделировать иллюзию прихотливой игры света и тени. Теплые тона индийского сардоникса контрастировали с холодными красками сардоникса арабского – однако каждый из минералов открывал перед мастером богатую палитру цветов и оттенков.

Богатство возможностей потребовало увеличения масштабов резных картин. Инталии отличались скромностью размеров. Лучшие из камей по площади приближаются к живописным миниатюрам. Резные изображения на многоцветном натуральном камне выполнялись достаточно крупными, чтобы использоваться как украшения для мебели, книжных окладов, церковной утвари, музыкальных инструментов.

С особым изяществом мастерам прошлых веков удалось применить технику выпуклой глиптики в оформлении ваз, кубков и прочих декоративных сосудов. Александрийская династия Птолемеев (знаменитая камея Гонзага, хранимая ныне в Петербургском Эрмитаже, изображает царскую чету Птолемея ΙΙ и Арсинои) держала при дворе немалую мастерскую, работники которой занимались исключительно резьбой по камню.

По свидетельству древних историков, традиции камнерезного искусства Александрии были заложены Пирготелем – мастером самого Александра Великого. Художник обладал эксклюзивным правом на создание царских портретов. Пирготелю приписывается и изобретение первых механических камнерезных устройств. Он же создал рецептуру абразива, включающего себя природный наждак с Наксоса, дробленые в пыль алмазы и водно-масляную эмульсию.

Сложность изготовления камей заключается не в одной только неподатливости природного материала. Непредсказуемая толщина оцвеченных слоев выбранного для обработки самоцвета ставит перед художником трудноразрешимые задачи. Для того чтобы камея получилась безупречной в художественном отношении, мастеру-камнерезу, помимо профессионализма, требуется еще и везение.

Зато слоистая полихромность камня позволяет чередовать темные и светлые краски в изображении фигуры и одеяния; теплым цветом выделять мягкость черт лица; каштановыми кудрями украшать голову портретируемого персонажа. Выразительность и правдоподобие – главные качества выпуклых резных миниатюр, сделанных по многослойному камню.

Античной камее посвящены стихотворные сочинения и многотомные ученые труды. Однако не одна она служит предметом «камейной болезни», некогда поразившей Екатерину ΙΙ, и по сей день сладостно мучащую коллекционеров прекрасного.

Средневековые переделки языческих образов позволили сохранить и переосмыслить грубоватые творения римской школы глиптики. Новое время ознаменовалось пробуждением интереса к красивейшим драгоценностям (именно так переводится с греческого «кеймелион»). Именно в эпоху Возрождения камея приобретает статус живописи в камне. Инталию же мастера Ренессанса уподобляли графическому изображению...

Итальянские художники, а вслед за ними и камнерезы других европейских стран, возродили и развили традиции резки барельефа по самоцветному камню. Возникли новые обычаи: так, судовладельцы и капитаны носили перстни с камеями, сделанными из аквамаринов и изображавшими Нептуна, Тритона и прочих мифических обитателей моря.

Торговцы и виноделы заказывали геммы из аметиста. На них красовались Дионис и нимфы, льющие вино. Члены судейских коллегий надевали цепи с символами судебной власти. В звенья вставлялись камеи из красной яшмы и сердолика с изображением весов, карающего меча и Фемиды.

Изготавливались камеи и в честь траура. На черном фоне полированного гематита выделялась фигура скорбящей Прозерпины, унесенной Аидом из мира живых в царство мертвых. Свадебные украшения изображали различные моменты истории Амура и Психеи.

Наполеон и его окружение, русский императорский двор, Берлин и Вена пережили повальное увлечение глиптикой. Одно время камеи были даже более популярны, нежели недавно вошедшие в фавор бриллианты! Их компоновали с жемчугом и перламутром, червонным золотом и черненым серебром, крепили на одежду и вставляли в подвески.

Именно в начале ΧΙΧ века родилась идея изготовления камей из окаменевшей везувианской лавы и толстых морских раковин. Снижение цены увеличило спрос на резные изделия, и они обрели доступность для небогатых граждан.

Упрощение вкусов привело – не могло не привести – к понижению требований. Постепенное снижение эстетической выразительности материалов стало причиной утраты резными изделиями художественной ценности. Озабоченные падением спроса торговцы стали заказывать камеи, обильно изукрашенные невнятным декором. К концу столетия красивость окончательно победила красоту. Спрос на резные украшения массового производства исчез, и камеи, как встарь, вновь стали достоянием избранных.

Сегодняшнее искусство резьбы по драгоценному камню менее всего предполагает повседневное ношение украшений с камеями. Тем не менее, фэшн-издания пропагандируют новые принципы «выгуливания» камей. Принято считать, что портретный барельеф, предстающий в виде низко расположенного кулона или броши, зрительно уменьшает рост человека. Поэтому ныне камеи носят под горлом, в серьгах либо в кольцах.

Металлическая оправа камеи должна зрительно представлять собой единое целое со всем изделием. Слишком контрастные изделия сегодня ценятся меньше, чем когда-либо. Охотней всего приобретаются маленькие, изящные камеи пастельных оттенков цвета.

Предыдущая статья: Оптические эффекты драгоценных камней

Следующая статья: Кимберлитовые трубки

А вы читали другие статьи этого раздела? Интересное о камнях

finesell.ru

Резьба по камню: глиптика, инталия, камея

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Содержание:

Резьба по камню — один из древнейших методов ювелирной обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Эта техника обработки каменного сырья называется глиптика. Необходимое для нее оборудование включает станок, резцы и абразивы для работы с твердыми камнями.

Гемма — вырезанная из камня фигурка или изображение на плоскости самоцвета. Первоначально геммы делали из поделочных и полудрагоценных камней с невысокой твердостью. Но с применением новых инструментов появилась возможность делать каменные печати даже из самых твердых самоцветов. Гемма может быть вырезана из сердолика, аметиста, янтаря, яшмы, топаза или горного хрусталя.

Глиптика

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Глиптика, а точнее, ее произведения, стала увлечением для многих монархов. Например, Екатерина ІІ собирала камеи. Ее коллекция насчитывала более 10 тысяч гемм.

Глиптика нашла свое отражение в христианской культуре. Многие храмы украшены изображениями святых. Гемма с религиозной символикой украшает одежду священнослужителей и церковную утварь.

Особо часто глиптика применялась для сардоникса, агата, сердолика, агата и гематита. Прочность этих камней позволяла сохранить все линии рисунка на долгие века. Сюжетами изображений становились сценки повседневной жизни и отрывки из мифов. Иногда инталия может рассказать о быте эллинов или египтян больше древней рукописи. Резьба по камню была очень распространена на островах Эгейского моря, в Малой Азии.

Глиптика сохранила для нас утраченные картины и архитектурные шедевры, увековечив их в камне. Самые большие и богатые коллекции хранятся в Эрмитаже, Париже и Вене. Наиболее известная гемма, находящаяся в России, — камея Гонзаго. На ней изображен Птолемей ІІ с супругой. Первое упоминание о камее датируется серединой ХVІ века. Глиптика развивалась и двигалась вперед вместе с человечеством. Гемма из древней Греции была многоцветной, живой, с большим количеством деталей и второстепенных персонажей. Римская гемма соответствовала своей эпохе: два цвета, сухие линии и воинственные сюжеты. Китайская глиптика была сосредоточена на объемной резьбе по камню. Из нефрита и оникса вырезались фигурки Будды, священных животных и целые сценки из жизни. Глиптика продолжает свое развитие и сейчас, применяя новейшее оборудование и сохраняя древние традиции.

Во времена Возрождения гемма стала профессиональным талисманом. Так, у моряка была гемма из аквамарина с изображением Нептуна, у винодела — аметистовая камея с Дионисом. Судьи носили украшения из яшмы и сердолика с рисунком весов и Фемиды.Вернуться к содержанию

Инталия

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Инталия представляет собой гемму с глубоким нанесением контуров рисунка. Первую популярность украшения, выполненные в такой технике, получили еще в Месопотамии и древней Греции за три тысячи лет до нашей эры. Инталия отличается тем, что изображение на ней вогнутое. Линии словно уходят внутрь камня. Мастер во время работы должен был следить не только за лицевой частью изделия, но и за изнаночной. Ведь инталия часто использовалась как печать, оставляющая зеркальный оттиск на глине или воске.

Инталия имела не только эстетическое назначение. Ее отпечатки использовали вместо подписи, опечатывали двери и замки. Мастера Месопотамии и Древнего Египта изготавливали перстни с лазуритом. Наиболее популярна была гемма в виде скарабея — священного жука. У каждого состоятельного человека была инталия с собственным профилем или фамильным гербом.Вернуться к содержанию

Камея

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Резьба по камню представлена еще одной разновидностью, наиболее известной и популярной до сих пор. Камея — это рельефное изображение на цветном камне. Первые дошедшие до нас камеи были сделаны мастерами Александрии. Основные материалы (сардоникс и яшма) чуть позже были дополнены топазами, аквамаринами, изумрудами и аметистами. Глиптика в этом стиле покорялась только настоящим художникам камня. Необходимо было учитывать расцветку и строение самоцвета, прорисовывать каждый штрих, чтобы камея проявила всю красоту камня и раскрыла сюжет рисунка.

Античная камея считается классикой глиптики, но наибольшего расцвета резьба по камню достигла в эпоху Ренессанса (XVII–XVIII века). В это время оформились итальянская, немецкая, английская и французская камнерезные школы. В большинстве случаев мастера современности старались достичь максимального сходства с древними образцами. Чтобы сделать камею, нужны были годы кропотливой работы, поэтому и стоило подобное украшение весьма дорого.

Камея представляет собой наложение частей каменного рисунка на основу из металла или камня, отличающегося по цвету. Агат больше всего подходит для изготовления подобного украшения. Он обладает достаточной твердостью для обработки на станке, а его разноцветные слои позволяют добиться желаемой игры оттенков. Камея, сделанная руками искусного резчика, словно светится изнутри. Мастер добивался желаемого перехода от света к тени путем использования самоцветов теплых и холодных тонов.

Камея — это не только миниатюрный портрет в медальоне. Гемма может быть украшением мебели или предметов быта и достигать значительных размеров. На каменном полотне можно отразить целую эпоху.Вернуться к содержанию

Loading...

Выберите себе оберег в интернет-магазине Ювелирных Украшений:

topkamni.ru

Глиптика - искусство резьбы на камнях

Слово » глиптика» пришло в русский язык из греческого. В дословном переводе оно означает — » выдалбливать» или » вырезать». Таким образом, искусство глиптики подразумевает собой резьбу на поделочных, полудрагоценных и драгоценных камнях.

Глиптика является одним из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, которое требовало от мастеров специальных знаний и высокого уровня исполнения. Минералы с вырезанными на них изображениями называются геммами. Их издавна использовали в качестве ювелирных украшений, печатей, а также талисманов и оберегов.

Виды гемм

Существует два вида гемм, которые отличаются особенностями техники исполнения:

  • Инталии — геммы с углубленным изображением.

 

Инталия с изображением Эроса

 

  • Камеи — драгоценные или полудрагоценные камни с выпуклым, рельефным изображением.

 

 

Различие между инталиями и камеями заключается еще и в том, что инталии получаются однотонными, а камеи — многоцветными и колоритными. И те, и другие виды гемм используются с глубокой древности для изготовления печатей, ювелирных украшений, а также декоративных деталей для дизайна интерьера.

 

Камеи

Особенности изготовления гемм

Инталии и камеи выполняются как на мягких видах камней, так и на минералах высокой степени твердости. Все виды камней обрабатывались вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Среди мягких видов камней можно назвать следующие, которые являются наиболее популярными среди мастеров:

  • Стеатит — этот минерал, по сути, представляет собой разновидность плотного талька. Стеатит имеет еще и многие другие названия: восковой камень, ледяной камень, талькохлорит, туликиви ( что на финском означает » горячий камень»), мыльный камень и жировик.

 

Стеатитовые печати — инталии

 

  • Гематит — это широко распространенный минерал железа, одна из самых главных железных руд. В переводе с греческого название минерала означает » кроваво — красный». В простонародье гематит называется красным железняком.

 

Брошь » Зеркальная камея» на гематите

 

  • Серпентин — это научное название минерала, известного в народе как змеевик. Подобное название дано камню за то, варианты егог окраски похожи на расцветку змеиной кожи.

 

Камея — подвеска » Тюльпаны» из цельного серпентина

 

Для создания инталий и камей древним мастерам не требовалось слишком сложное оборудование. Достаточно было набора прочных резцов, специального станка и некоторых видов абразивных веществ, которые использовались для нанесения изображения на очень твердые виды минералов, среди которых можно назвать следующие:

  • Агат — является одной из разновидностей кварца, и представляет собой минерал с полосчатой окраской, которая зачастую формируется в рисунок в виде глаза. Из агата получаются очень красивые ювелирные изделия.

 

Камея — подвеска » Золотая рыбка» из цельного агата

 

  • Сердолик — представляет собой одну из разновидностей халцедона. Минерал может иметь оранжевую, желто — коричневую, ярко — желтую, оранжево — красную и розово — красную окраску.

 

Камея из сердолика » Зачарованный замок»

 

  • Гранат — относится  к группе минералов  и представляет собой прозрачные, очень красивые камни темного и кроваво — красного цвета — альмадины и пиропы.

 

Кольцо с камеей на агате

 

  • Халцедон — представляет собой одну из разновидностей кварца. Полупрозрачный минерал может быть окрашен в различные цвета, и при этом каждый минерал называется по — своему: красный — сердолик, коричнево — красный — сардер,  зеленоватый — хризопраз, голубой — сапфирин, матовый темно — зеленый с красными полосками — гелиотроп.

 

Камея на халцедоне

 

  • Горный хрусталь — является чистым диоксидом кремния природного происхождения. Из — за абсолютной прозрачности и высоких декоративных свойств минерала его с давних пор используют для производства ювелирных изделий и предметов роскоши. В настоящее время для изготовления камей и инталий может использоваться также обычный, искусственный хрусталь или специально обработанное стекло.

 

Прозрачная камея в хрустале

 

  • Сардоникс — представляет собой разновидность известного минерала оникса. Сардоникс характеризуется окраской с чередующимися слоями красновато — бурого и белого цветов.

 

Камея на сардониксе

 

Для работы с этими минералами абразивы использовались потому, что обычный металлический инструмент не годился для их обработки, так как он не мог даже поцарапать их поверхности.

Кроме этого, камеи и инталии могут быть выполнены на слоновой кости, обработанном стекле или мраморе.

 

Камея » Девушка» на мраморе

 

Таким образом, глиптика представляет собой искусство резьбы на драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях. Это одно из древнейших видов искусств, которое берет свои истоки с давних времен.

 

 

Многие образцы рельефных изображений на минералах сохранились до наших дней, потому что исключительная прочность материала делала их поистине вечными произведениями искусства, на которые время практически не оказывает своего разрушающего воздействия.

 

Инталия » Прелесть»

 

Инталии в виде печатей делать было достаточно сложно, потому что изображенный на них сюжет или рисунок должен был выступать в обратном, зеркальном виде. К тому же, изделия были, как правило, очень маленького размера, поэтому мастер мог заниматься изготовлением одной инталии долгое время.

 

Инталия на янтаре

 

 Глиптика древнейших времен

Мастерство резьбы по камню было известно еще египтянам и ассирийцам. Изяществом и необыкновенной красотой поражают воображение геммы Древнего Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии.

Древнейшие произведения глиптики, созданные в Междуречье и Египте, относятся к IV тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел в этих государствах. Главным образом это были печати — инталии, оттиски которых представляют собой композиции на мифические темы.

 

Египетские инталии

 

Известны и более древние произведения глиптики. Это знаменитые геммы Урарту, созданные в IX — VII столетиях до нашей эры. Известны также иранские геммы, изготовление которых датируется VI — V веками до нашей эры.

Печати Древнего Египта обычно имели форму священного жука — скарабея. На их нижней стороне вырезались иероглифы или изображения мифических персонажей. А вот на геммах Крита ( III — II тысячелетие до нашей эры) впервые появились портретные изображения людей.

Своего расцвета искусство глиптики достигло в Древней Греции и Древнем Риме.Именно здесь были созданы уникальные образцы изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, которые и на сегодняшний день удивляют своим изяществом и тонкостью работы.

Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабеев. В V — IV  веках до нашей эры сложились формы античной глиптики, которые принято называть классическими. На геммах того времени изображались фигуры богов и героев, животных и птиц, а также популярные сцены из мифологии.

 

 

До IV века до нашей эры было широко распространено изготовление инталий — своеобразной разновидности гемм, которые давали на оттисках в мягком воске или пластичной глине выпуклые зеркальные изображения.

И только древнегреческие мастера впервые освоили искусство изготовления резных рельефных камей, которые стали настоящими произведениями живописи в камне. В эпоху эллинизма искусство глиптики процветает не только в материковой части древнегреческого государства, но и на отдельных островах — Кипре, Самосе, Хиосе, Мелосе, а также в ионийских городах. Мастерски выполненные греческими резчиками по камню прекрасные камеи прежде всего использовались в качестве ювелирных украшений.

 

Браслет с камеей

 

В этот период  в моду вошли камеи из многослойного полудрагоценного камня сардоникса. Эти изделия зачастую достигали значительных размеров. Поэтому подобные картины в камне вполне могли использоваться для украшения интерьера жилых помещений.

 

Камея в интерьере

 

При дворцах монархов чрезвычайную популярность приобрела портретная глиптика, отдельные образцы которой сохранились до наших дней и приобрели всемирную известность. В их числе можно назвать камею с изображением правителя Египта — царя Птолемея II.

 

Камея с изображением Птолемея II.

 

Также широкую известность во всем мире получила » Камея Гонзага», на которую были нанесены рельефные изображения царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои II. Данное произведение резного искусства было выполнено в III веке до нашей эры. На сегодняшний день камея хранится в России, в музейной коллекции Эрмитажа. Камея Гонзага выполнена из трехслойного сардоникса, и представляет собой парный портрет царственных супругов, которые по своему происхождению являлись братом и сестрой.

 

Камея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие выполнено в III веке до нашей эры в Александрии Египетской

 

Огромный интерес своим художественным исполнением вызывает камея императора Константина, выполненная из сардоникса в IV веке нашей эры. На сегодняшний день это уникальное произведение находится в музейной экспозиции Эрмитажа.

 

Камея императора Константина

 

Тематика сюжетов, изображенных древнейшими мастерами, разнообразна и охватывает различные сферы жизни. В инталиях и камеях можно видеть отражение духовного и материального мира наших предков, их религиозные верования, развитие культуры и важнейшие политические события, а также изображения известных людей того времени.

 

 

Прекрасный облик великого полководца Александра Македонского тоже запечатлен в камее удивительной красоты.  В настоящий момент уникальное изделие находится  в Парижском кабинете медалей.

 

Камея с портретным изображением Александра Македонского

 

Известные мастера искусства глиптики

Практически каждый исторический период имел своих замечательных мастеров глиптики. В Древнем Риме творили знаменитые греки Агатоп, Солон и Диоскурид. В средние века искусство глиптики развивалось в Византии, на Ближнем Востоке и в Китае.

В Западной Европе глиптика возродилась в эпоху Ренессанса, ведущая роль в которой принадлежала итальянским мастерам. Среди них можно назвать Беллини, Якопо да Треццо, которые не только копировали античные образцы, но и создавали портреты современников.

Последний расцвет искусства глиптики наблюдался в период с XVIII по начало XIX веков, в эпоху классицизма. В ту пору все говорили о мастерстве итальянских резчиков Пихлеров. В Германии был знаменитый резчик Наттер, а во Франции — Жак Юэ.

В России самыми знаменитыми резчиками этого времени были Есаков, Шилов и Доброхотов. В XIX веке искусство глиптики снова пришло в упадок, хотя произведениями древних мастеров люди продолжали любоваться и восторгаться.

Однако наступивший XXI век внес свои коррективы, и резьба на драгоценных камнях снова стала популярным видом искусства. В частности, камеи и инталии в наши дни очень популярны в ювелирных украшениях.

 

Камеи на брошах

 

Современные резчики по камню в своем искусстве нисколько не уступают древнейшим мастерам — напротив, в их арсенале появились многие современные инструменты и технологии, которые во многом облегчают процесс обработки камня, и нанесения на него самых тонких и изящных изображений.

 

Кольцо с инталией

 

design-fly.ru


Смотрите также