ОБЗОР И АНАЛИЗ КЛЕЕВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Ювелирный клей для камней


Ювелирные технологии. Обзор и анализ клеев в ювелирной промышленности

Фляте А. Д., Кесарев О. В.

В настоящее время предприятия ювелирной промышленности СССР используют в работе клеевые композиции, которые не удовлетворяют в полной мере жестким специфическим требованиям, предъявляемым отраслью к клеям и клеевым соединениям. Выбор предприятиями тех или иных клеящих материалов носит, в основном, случайный характер, при этом на практике нередко грубо нарушается технология склеива¬ния субстратов выбранными клеями, что приводит к значительному снижению прочности клеевых соединений, а это порождает ничем не обоснованное недоверие к склеиванию вообще.

Сознательный выбор оптимального варианта клеевой композиции и параметров технологии склеивания для конкретных материалов требует одновременной оценки ряда факторов. В связи с тем, что практически во всех рассматриваемых контактных парах одним из субстратов является металл, из всего многообразия синтетических клеев, по мнению авторов, следует принимать во внимание только клеи, обладающие достаточной адгезионной способностью к металлу.

Учитывая специфику ювелирных изделий, следует исключить клеи, отверждение которых требует либо высокой температуры, либо высокого давления при контакте склеиваемых деталей.

При выборе клеев необходимо учитывать требования, предъявляемые ювелирной промышленностью к технологичности клеевых операций. В соответствии с этими требованиями клеевую композицию можно считать технологичной, если она отвечает следующим условиям: однокомпонентность, нетоксичность, удобство хранения, быстрота отверждения, простота нанесения на склеиваемые поверхности, по возможности широкий диапазон применения, доступность.

Вполне естественно, что при выборе клея основным требованием остается образование достаточно прочного клеевого соединения, стойкого к действию переменных температур, влажности, различных сред, возможных в условиях эксплуатации изделия. В ряде случаев, например при склеивании контактной пары янтарь — янтарь, клей, кроме того, должен быть бесцветным и прозрачным.

В ювелирной промышленности клеевые композиции используют для склеивания контактных пар: металл — камень, камень — камень, металл — декоративные вставки (янтарь, жемчуг, стекло, полистирол и т. д.).

С помощью клеевых композиций осуществляют крепление элементов изделий как и на финишной, так и на промежуточных вспомогательных операциях, после которых сознательно разрушают клеевой шов. На промежуточных операциях используют, главным образом, так называемые мастики, которые в зависимости от назначения имеют различные составы, но подчиняются одной общей схеме (таблица): клеящее вещество (шеллак, канифоль, смола ЭД-5 или ЭД-6) —пластификатор (главным образом пчелиный воск) и наполнитель (мраморная пудра, окись алюминия, мел).

В некоторых случаях, когда клеевой шов скрыт, мастичные составы используют на финишной операции закрепки.

Общие недостатки мастичных составов следующие: многокомпонентность, необходимость применения при склеивании повышенных температур, а в случае использования их на заключительной операции — способность образовывать на изделии трудноудаляемые окрашенные затеки.

Таблица

Мастичные составы, используемые на ЛПТО «Русские самоцветы»

Мастичные составы Компоненты, вес. % канифоль шеллак пчелиный воск мел окись алюминия парафин стеарин олеиновая кислота зеленый крокус окись кремния смола ЭД-5 ПВА
КИТ 3,2 53,9 - - - - - - - 43,0 - -
КОС 76,9 - 19,2 - - 8,9 - - - - - -
Зеленая - - - - - - 23,6 5,5 70,9 - - -
№27 45,4 - - 18,2 18,2 - - - - - - 18,2
№37 20 40 - 20 20 - - - - - - -
№39 18,2 35,4 - 35,4 - - - - - - 9,0 -
Гипсовая 88,7 - 8,3 - 25 - - - - - - -

Широкое распространение в практике клеевой закрепки вставок в изделия, выпускаемые предприятиями Союзювелирпрома, получили феноло-поливинилбутиральные клеи - БФ-2 и БФ-4. К недостаткам клеев этого типа относятся: содержание в клее растворителя, который, улетучиваясь в ходе применения, увеличивает вязкость, что затрудняет нанесение клея и приводит к ухудшению прочностных свойств клеевых швов; технология склеивания требует обязательного выполнения операций «открытой выдержки» и отверждения при повышенной температуре, что усложняет процесс склеивания. При невыполнении названных требований достаточная прочность клеевых швов не обеспечивается. Дополнительное ограничение к применению клеев типа БФ в ювелирной промышленности — окрашенность этих композиций.

Аналогичными недостатками обладает и клей № 88, используемый некоторыми предприятиями Союзювелирпрома (например, Харьковским ювелирным заводом) для закрепки в касты изделий вставок из цветного камня и самоцветов.

Для склеивания янтарных деталей с фурнитурой из драгоценных и цветных металлов Калининградский янтарный комбинат использует поливинилбутиральный клей собственного изготовления:

Поливинилбутираль клеевой (бутвар)ГОСТ 9439—60 .............100 г
Спирт этиловый гидролизный ГОСТ 8314—57 .............500 мл
Бензол (чда) ОСТ 5955—51 .............500 мл

Расход клея велик — 0,335 г на изделие. Наличие в рецептуре клея такого компонента, как бензол, указывает на значительную его токсичность, а необходимость «открытой выдержки» (15-20 мин) и последующего отверждения при температуре 90-100°С в течение 2 час с последующей выдержкой на воздухе в течение 24 час — на его явную нетехнологичность.

На некоторых ювелирных предприятиях (в частности, на Свердловском заводе «Русские самоцветы») наряду с использованием клеев типа БФ применяют эпоксидную смолу (например ЭД-5) для склеивания контактных пар: камень — камень и металл — камень. Вместе с тем, следует отметить, что в целом по отрасли применение эпоксидных компаундов в настоящее время весьма ограничено, что связано с их нетехнелогичностью и прочими недостатками.

Клеевая закрепка вставок из цветного камня и самоцветов, янтаря и жемчуга в изделия из драгоценных и недрагоценных металлов находит широкое применение за рубежом. К числу клеев наиболее широко распространенных в ювелирной промышленности зарубежных стран относятся эпоксидные и цианакрилатные клеи. В группу эпоксидных клеев входят: Аральдит (Швейцария) Лепокс (ЧССР) и клей японской фирмы «Camedine» — Нi-Supег, используемый для закрепки вставок (преимущественно жемчуга) в изделия как на зарубежных ювелирных предприятиях, так и на предприятиях Союзювелирпрома (например ЛПТО «Русские самоцветы», Бронницкий и Ереванский ювелирные заводы и др.).

Клеи на основе эпоксидных смол (в том числе и Нi-Supег) не могут быть рекомендованы для широкого использования в отечественной ювелирной промышленности из-за их нетехнологичности: двухкомпонентности, ограниченной жизнеспособности, затруднения в нанесении на склеиваемые поверхности и т. п., а также из-за сравнительно высокой токсичности.

Цианакрилатные клеи представляют собой однокомпонентную систему, основу их составляют мономеры алкил-(арил)-α-цианакрилатов, способные склеивать металлы, стекло, янтарь, жемчуг, пластмассы и другие неметаллические материалы в различных сочетаниях, быстро отверждаясь под действием следов влаги воздуха при комнатной температуре. Клеи на основе цианакрилатов, по сравнению с эпоксидными, получили более широкое распространение в зарубежной практике. К цианакрилатным клеям, успешно применяемым за рубежом в ювелирном деле, относятся: Цианобонд-5000, Суперцемент-1000, Цемедин-3000 (Япония), Арон-Альфа (Япония, США), Тиксо К-1 (Швеция), Истмэн-910 (США).

За последние годы в нашей стране ИНЭОС АН СССР разработаны методы синтеза мономерных цианакрилатов -алкил-(арил)-α-цианакрилатов. Получены и исследованы в качестве клеев следующие мономеры: метил, -этил, -н-пропил, -н-бутил, -н-амил, -н-гексил, аллил-, β-(3-метоксиэтил, -β-бутоксиэтил-α-цианакрилаты. Эти мономеры сами по себе являются клеями. Однако на их основе приготовлен ряд композиций, содержащих загуститель, пластификатор, стабилизатор и другие добавки. Цианакрилатные клеи различных марок, полученные в ИНЭОС АН СССР, имеют общее название Циакрин.

В результате проведенных работ по испытанию таких композиций в различных областях техники и медицины стало возможным внедрение в промышленность синтеза клея Циакрин и применение его в ряде отраслей народного хозяйства. Думается, клеевые композиции Циакрин, отвечающие большинству требований, которые предъявляются ювелирной промышленностью к клеям и клеевым соединениям, должны получить широкое распространение как на операции клеевой закрепки вставок, так и на других операциях, связанных с изготовлением ювелирных изделий.

jewelpreciousmetal.ru

Клей для изготовления бижутерии. Выбираем и экономно используем

Правильный подбор клея и его технологически точное использование важно при работе с бижутерией. Здесь есть небольшие хитрости, которые рукодельницам полезно знать

Автор: Ксения

E6000 – прекрасный выбор для любителей и профессионалов. Он прекрасно склеивает обширный перечень материалов, причем допускается разное их сочетание. Металл, фетр, камень и пластик, этот клей выполнит работу «на отлично». Клей хорошо справляется с креплением кабошонов и страз, сложной металлической фурнитуры.

Безусловно, к нему прилагается инструкция, но только после опыта работы с этим клеем начинаешь до конца понимать все нюансы. Приобретать лучше всего упаковку 110 ml, так вы существенно сэкономите.

Итак, приступаем к работе с клеем. Прежде всего, держите тюбик вертикально и снимайте зубочисткой необходимое количество. Ею же очень удобно наносить клей на склеиваемую поверхность. Чтобы вы поняли примерный расход, приведу пример: для приклеивания кабошона к основе, уйдет количество материала, размером с маленькую горошину.

После того, как вы выдавили клей на зубочистку, моментально его закройте.

Если надо приклеить страз, то держа страз пинцетом, нанесите на него клей. Если надо точечно приклеить деталь, то наносите клей на то место, к которому будете клеить. Если деталь не мелкая, то стоит наносить клей только в ее центре. Обязательно оставляем по краям пару миллиметров свободными, без нанесения клея. В таком случае, лишний материал не будет выступать наружу. После нанесения клея, прижимаем деталь и выравниваем ее при необходимости. Сила здесь не нужна.

Уже через несколько минут будет ясно, приклеилась ли ваша деталь. Если – да, то аккуратно нужно убрать лишний клей. Применять для этого удобно иголку, или зубочистку.

Если вдруг процедура склеивания не удалась, зачищайте детали, а затем повторяйте процедуру вновь. Зачищать можно, например, с помощью ацетона.

Учтите, что клей моментально схватывается. Поэтому корректировку надо производить практически мгновенно. Он не годится для работы с очень тонкими тканями. К примеру, вы рискуете получить пятна на шелке, вокруг места, куда приклеили стразы. Окончательно клей застывает примерно через сутки. Но убирать излишки вполне можно уже через 10 часов. Клей не токсичен, можно свободно работать без перчаток. Хорошее его преимущество – в отсутствии запаха. Аллергики могут спокойно воспользоваться этим материалом.

Довольно качественный продукт G-S HYPO CEMENT.

Он относится к профессиональным ювелирным материалам. Он подойдет при работе практически с любыми непористыми материалами. Им можно отлично приклеить кабошоны и камни, бусы и металл, стекло и гладкое дерево.

Плюсом в использовании, является наличие прекрасного игольчатого аппликатора. Это дает возможность очень точного, поистине ювелирного напыления и хорошо экономит дорогой расходник.

Клей точно фиксирует узелки, его любят те, кто занимается бисероплетением. Материал хорошо подойдет при работе со стразами. Он не повреждает зеркальное напыление на обратной стороне страз. Можно быть уверенным, что сияние страз останется первозданным.

Сохнет клей очень быстро. Окончательное застывание происходит уже через 20 минут. Большой плюс и в том, что после высыхания, он становится кристально прозрачным. При работе с ним, можно не опасаться попадания на руки. Материал не склеивает пальцы и безопасен.

Если сравнивать оба клея, то оба материала имеют свои особенности и преимущества. E6000 обойдется вам дешевле, при активном изготовлении бижутерии, несмотря на очень экономичный расход G-SHYPO CEMENT. Второй образец выигрывает по простоте и удобству применения, а также моментальной скорости застывания. E6000 позволяет легче и быстрее исправить ошибки, в случае неудачи. Оба варианта достойного качества, но если не стоит вопрос экономии средств, то выбор все-таки в пользу G-S HYPO CEMENT. При занятии же, профессиональным изготовлением недорогих украшений, разумно остановить свой выбор на E6000.

Эти 2 вида клея Вы можете приобрести в интернет-магазине Lucita – Камни и фурнитура для бижутерии.

Добавить комментарий

www.mastera-rukodeliya.ru

публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Вид творчества/техника/стиль: сборка украшений

Материалы: оновы из серебра 925 пробы, ювелирные вставки, сегмент иолита, инструменты: бормашина, плоскогубцы, тонкогубцы.

Время работы: три часа.

Сложность: 3

Предисловие: мне очень нравится изготавливать индивидуальные украшения с необычными камнями. Люблю работать и с проволокой, и с кожей, и с бисером. Не секрет. что особенным моим расположением пользуются необработанные кристаллы. Но не все могут позволить надеть проволочное украшение, кому-то не дает дресс-код, кому-то собственные убеждения, а камешки манят. Поэтому я и постаралась освоить непростое искусство ювелиров. Но я не ювелир! Мои приемы не профессиональны, мои изделия неидеальны, и если есть желание научиться тому искусству, можно пойти на курсы. Это статья о том, как это делаю я. Но если она кому-то поможет, я буду рада.

Лучше учиться, творить и наслаждаться жизнью, чем тратить время на поиск "конкурентов" и сочиться ядом безудержной злобы. Камни, вышедшие из рук озлобленного человека не принесут никому радости. Поэтому, первое правило - позитив, любовь к людям, любовь к миру.

Итак, начинаем. 

Основное: обязательно нужно подобрать основу и камень так, чтобы они подходили друг к другу до долей мм. 

Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые камушки ну ни в какую не желают вставать в гнездо. И чтобы подобрать пару, порою приходится затратить времени и сил не меньше, чем найти достойного человека для любви или дружбы. Как в мире много одиноких сердец, так и у меня несколько коробок основ и камней, которые нетерпеливо ждут свою половинку.

Но вот событие произошло и они встретились. Будем устанавливать чудесную троицу натуральных демантоидов в основу серег и основу кольца, в которую уже вставлены маленькие натуральные изумруды. Также нашли друг друга глухая широкая основа и солнечный гелиодором, тоненькая девичья основа и коньячный бриллиант. 

Берем камушек и основу 

И вставляем камушек в гнездо: 

Для глухой основы камушек должен подходить особо точно, чтобы вставал в гнездо он с усилием. Иногда нужно немного расширить верх обода, чтобы камень встал проще

Аккуратно поджимаем крапана, которые будут удерживать камушек в гнезде

Глухую основу обкатываем гладкой твердой поверхностью без углов и изъянов, поскольку все сразу будет видно на ободке. Я использую свой любимый нефритовый шар. Это процесс очень долгий и очень трудоемкий. Обкатывать нужно с усилием, достаточным для небольшого расплющивания серебра, но не чрезмерным. Чтобы не повредить камень и не смять основу. У меня уже скопилась коробочка с браком, так что найти баланс не так-то просто. Лучше потратить больше времени.

Заканчиваем, когда между основой и камнем нет зазоров. 

Я обкатываю шаром и крапана, это увеличит их прилегание к камню.

Теперь нужно убрать неизбежные царапины и сгладить лишние выступы. Для этого используем бормашину с абразивной насадкой. Скорость вращения – ниже среднего. Осторожно, следите чтобы насадка не соскользнула с крапана и не повредила полировку камня. Движения должны быть очень плавными, нажатие непрерывным. Крепко держите основу, высока вероятность при быстром вращении насадки вырывания украшения из рук.

Если обкатка глухой основы выполнена аккуратно, то царапин на ней не должно быть.

Дальше меняем насадку на металлическую щетку. Она сгладить поверхность, уберет шероховатости и мелкие царапинки. Скорость средняя.

И остался последний штрих – полировка изделия. Для этого используем насадку – щетина. Скорость – выше среднего.

И основа и камень приобретают блеск законченного изделия.

Для изделий, сочетающих в себе классику и необычность, нам потребуется простейшая основа с длинными лапками и какой-нибудь кристалл. Выбираем такой, чтобы он легко входил в гнездо, но при этом скрывал его под собой. Высота должна быть достаточной, чтобы крапана обхватывали камень.

В моей волшебной коробочке с необработанными камнями нашелся прекрасный иолит нужного размера

Слегка проклеиваем основу ювелирным клеем для надежности и сажаем камень

Обжимаем крапана

Ну и далее по схеме

Убираем царапины, шлифуем

И полируем

Получается необычное привлекательное колечко

Успехов!

 

З.Ы. Я не продаю ни основ, ни камней. Прошу не обращаться ко мне по этим вопросам. Стоит зайти в магазины для ювелиров.

 З.Ы.Ы. Забыла об обязательной фразе-штампе для всех МК, где видны руки :)

Простите за маникюр!

www.livemaster.ru


Смотрите также