Ювелирный магазин при александро невской лавре


Ювелирная мастерская

С началом возрождения Александро-Невской Лавры в 90-х гг. началось возрождение прежних церковных ремесел. Художественно-ювелирная мастерская (заведующий - Дмитрий Олегович Былинкин-Богатырев), как составная часть, существует в Лавре с 1998 года. За прошедшие годы увеличилась технологическая база и технические возможности мастерской: полностью налажен технологический цикл литья и штампа церковных изделий.

Предметы церковного прикладного искусства - неотъемлемая вещественная и символическая часть богослужения. Они создаются вдохновением православных ювелиров и резчиков из различных металлов, поделочных и полудрагоценных камней, множества пород дерева, в том числе, ценных, цветных эмалей. Мастера в Лавре создают настоящие произведения искусства, сочетая старинные традиции с современными технологиями. Используется все разнообразие ювелирных техник: художественное литье (медь, серебро) и гравировка по металлам, тончайшая скань и перегородчатая эмаль, резьба по кости и дереву.

 

 

Ювелирной мастерской Александро-Невской Лавры уже 15 лет. В ней создаются не только серийные предметы церковного обихода, но и настоящие произведения искусства.

 

В мастерской плавится раскаленный металл, и стучат молотки. Мастер раскатывает серебряную пластинку, она становится все тоньше и тоньше. Скоро ее можно будет разрезать на полоски — из них получатся серебряные колечки с молитвой «Спаси и сохрани». Изготовить для обители то, что требуется мирянам — это только одно из направлений работы. Монастырские ювелиры занимаются также реставрацией и созданием церковной утвари и священных предметов. К 300‑летию Лавры здесь реставрировали подсвечники, отливали памятные знаки и медали, создавали специальные юбилейные кольца, иконы, панагии, наперсные и нательные кресты. На них — образы, ставшие символами обители: иконы благоверного князя Александра Невского, преподобного Серафима Вырицкого и священномученика митрополита Вениамина.

 

Такие праздничные работы хлопотны, но не сложны для мастерской: она выполнила немало сложнейших заказов. Именно трудные заказы ювелиры считают самыми интересными. А иногда — и самыми почетными, как, например, мощевики.

 

Один из мощевиков изящной лаврской работы, ковчег для частицы мощей благоверного князя Александра Невского, сейчас находится в храме Христа Спасителя. На его выполнение мастерам было дано всего два месяца — ничтожно мало для сложной, тонкой работы. А несколько месяцев назад в Лавру с просьбой о передаче частицы мощей святого князя обратилась община храма благоверного князя Александра Невского города Тбилиси. В конце января Святейший Патриарх Кирилл передал долгожданную святыню Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II.

 

Весь прошлый год монастырские ювелиры занимались воссозданием потира середины XVIII века. Святыня, хранившаяся в таллинском храме святителя Николая, бесследно исчезла после передачи в музей в начале XX века. У мастеров была только старая черно-белая фотография утраченной реликвии. Нашли аналогичный потир в Государственном музее истории религии, использовали его как прототип. Но сложность техники исполнения обеспечила ювелирам еще немало сюрпризов. Литье, чеканка, финифть и гравировка сочетались столь причудливым образом, что мастерам до последнего момента приходилось что-то исправлять, переделывать, искать и опытным путем восстанавливать методы сочетания техник между собой.

 

Удивительно, как сильны цеховые традиции в этом виде искусства! До наших дней дошли древние рецепты сложных ювелирных технологий. Казалось бы, скань, зернь и другие замысловатые приемы старых мастеров должны привлечь внимание многих современных ювелиров. Но нет. Сейчас это оказывается маловостребованным. Лаврские мастера по мере сил противостоят этой ситуации. При воссоздании потира они в точности повторили старинные приемы работы.

 

— Старинные рецепты сохранились, но большинство из них отметается за ненужностью, заменяется техническими новшествами, — рассказывает заведующий художественно-ювелирной мастерской Дмитрий Былинкин-Богатырев. — Сложно это все сохранять. Да и «потребителю» это не нужно. А заказывают чаще всего именно предметы «массового спроса». Кажется, что это какой-то дефект современного общества: хочется проще, доступнее, не усложняя, не следуя традициям. И поэтому какие-то уровни нашего ремесла со временем исчезают.

 

Но и сохранившихся на сегодняшний день в ювелирной среде умений хватит на создание неповторимых произведений искусства. Если будет на это воля Божия. «Авторскую» волю в церковном искусстве не принято выпячивать. Нет здесь такого понятия, как авторство. Есть общее сотворчество во славу Божию. Но, конечно, монастырские ювелиры не могут относиться равнодушно к тому, что некоторые светские мастера под своими именами свободно тиражируют созданные в Лавре образы.

 

— Любой ювелир может прийти в церковную лавку, купить любое изделие, снять оттиск и после производить его под своим именем, — делится наболевшим Дмитрий Былинкин-Богатырев. — Созидать значительно сложнее, чем просто скопировать, натиражировать миллионы и сказать, что «мы это сделали». Но ведь ты не имеешь права это «сделать»! И снова перед нами проблема общества — всем безразличны вопросы этики, главное — на три копейки дешевле. Но это вопрос не трех копеек, а совести.

 

Несмотря на все проблемы, монастырские ювелиры из года в год совершенствуют свои умения. Для такой работы необходим не только талант, но и упорный кропотливый труд. Коллектив мастерской формировался медленно. Некоторых из тех, кто стоял у самых истоков, уже нет в живых. Три имени ювелиры лаврской мастерской всегда называют первыми и с большой теплотой. Сначала — имя потомственного гравера Павла Карпенко, долгое время проработавшего на Монетном дворе. Его талантом и умениями в мастерской обители были созданы первые «собственные» модели нательных крестов и образков. Позже сюда пришел работать гравер Владимир Перемыслов. Он отдал мастерской много сил, исполнил многие важные заказы и скончался за своим рабочим местом, когда резал изображение в металле святого страстотерпца и мученика царя Николая. А третье имя, которое мастера вспоминают с благодарностью, — имя Павла Константиновича Потапова, познакомившего их с тайнами медальерного искусства. Он был одним из немногих занимавшихся этим искусством «по старинке» и поделился с ювелирами Лавры многими техническими секретами ремесла. Профессиональные тайны в этой сфере «чужакам» сообщают нечасто.

 

Но преемственность в умении работать с металлом, в отличие от многих других видов церковного искусства, сохранялась даже в советское время. Современная работа мастерской опирается на русские ювелирные школы. После того как при Лавре, по благословению тогда еще архимандрита Назария, была организована ювелирная мастерская, сюда приходили самые разные люди: мастера с заводов «Русские самоцветы», ювелиры из мастерской на улице Бармалеева, выпускники Мухинского училища… Приходили и совсем молодые люди, которые учились всему «с нуля». Из них осталось лишь несколько человек: не все смогли работать в Лавре, потому что труд церковного мастера накладывает на человека особые обязанности.

 

— Невозможно соединить то, что не предназначено одно другому: желание обогатиться и работу на монастырь. Называться это может по-разному, а смысл остается один — во славу Божию, — подчеркивает Дмитрий Былинкин-Богатырев. Он считает, что процесс «превращения» светского ювелира в монастырского мастера — вопрос времени и воли Божией. Но самому мастеру надо стараться менять и преодолевать себя:

 

— Православный ювелир относится к процессу как к высшему проявлению искусства. Он понимает, что предмет, который он делает, продолжает путь в сердцах тех, кто принимает работу. Будь то нательный крест, будь то ковчег-мощевик. Кроме того, работающий у нас мастер в определенный момент должен четко понять разницу между «брать» и «отдавать», а также и то, для чего он «отдает». Еще — у нас не приживаются люди невоцерковленные: они просто не до конца понимают нюансы ремесла. В общем, если ювелир по-настоящему, до конца хочет остаться у нас работать, то это иначе как битвой не назовешь. Но битвой — с самим собой. Нашу работу подчас воспринимают как некое волшебное путешествие: металл плавится, течет, из него можно сделать много разных вещей и получить за них деньги, потому что люди любят всякие блестяшки. Нет! Этого ничего нет. Это все миф, не потому ты здесь. А потому, что ты хочешь воплотить образ тобой увиденный, Самим Богом тебе преподнесенный — в образ тобой понятый…

 

Про образ руководитель мастерской упомянул не случайно: иконы из металла ювелиры Лавры делают давно. Первой была икона «Рождество Христово», затем появились образа святителя Николая, святого Константина Богородского, иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровская», «Тихвинская», «Скоропослушница»…

 

В монастырской мастерской есть особо любимые «образцы», памятники древних веков, ставшие источником вдохновения и основой для творческого поиска. Например, вот повторение в металле каменного Алексеевского креста. Этот резной крест был воздвигнут в новгородском Софийском соборе в конце XIV века по благословению митрополита Алексия. На нем изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сошествие во ад, Распятие и Вознесение Господне. В мастерской надеются вскоре делать наперсные и нательные кресты — реплики Алексеевского.

 

А пока ювелиры Лавры изготавливают кресты по уже привычным моделям. Шипение остывающего металла и стук молотка в кузнице напоминают о легендарном средневековом времени. Кажется, сейчас войдет огромный бородатый кузнец, достанет из горна кусок раскаленного металла, и под его ударами металл превратится в сверкающий меч… Но не такое оружие создается в Лавре. Здесь куются мечи духовные. 

 

ВОДА ЖИВАЯ / Елена Чач

tyneo.lavra.spb.ru

Контактная информация

Дорогие братья и сестры!Вы можете внести посильную лепту на восстановление обители: на ее благоустройство и содержание.Размер суммы добровольного пожертвования Вы определяете самостоятельно. Вы можете использовать как наличные денежные средства через кружки установленные в храмах Лавры, так и сделать безналичные пожертвования через банковский перевод или терминалы, расположенные на территории нашего монастыря: - в Надвратной церкви на пл. Александра Невского;- в Просфорном корпусе (у центрального входа в Лавру)

Перечислить пожертвования на расчетный счет монастыря Вы можете по следующим реквизитам:Получатель: ПРАВОСЛАВНАЯ МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬр/с 40703810855230000327 в Северо-Западном Банке ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"к/с 30101810500000000653, БИК 044030653, ИНН 7825667126 КПП 784201001В назначении платежа обязательно указать:Пожертвование на содержание и уставную деятельность. НДС не облагается

ПРАВОСЛАВНАЯ МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯСВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬРоссия, 191167 Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, дом 1, лит. А

Канцеляриявремя работы с 10:00 до 17:00

тел.: +7(812) 274-17-02

e-mail: [email protected]

Дежурный духовского корпуса

тел.: +7 (812) 274 11 13

По вопросам, связанным с расторжением церковного брака, обращаться в Санкт-Петербургское епархиальное управление в комиссию по вопросам семьи, по телефону +7 (921) 316-70-07 (Протоиерей Александр Дягилев) по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки д.1, Митрополичий корпус

Пресс-центр

По всем вопросам, касающихся интервью с наместником Александро-Невской Лавры епископом Кронштадтским Назарием, каких-либо официальных комментариев, проведения съемок на территории Лавры, просим присылать свой запрос для согласования в письменном виде по электронной почте [email protected] или по факсу (812) 710-20-40.Руководитель пресс-центра: Наталья Олеговна РодомановаКоординатор: Анастасия Шушунова

Паломническая служба

Телефоны для связи +7 (812) 274 16 12
e-mail [email protected]

Духовно-Просветительский Центр и Воскресная школа

График работы в летний период (июнь, июль, август)c 10.00-21.00 без выходных

(Во время проведения мероприятий работает буфет с 19.00)

Директор ДПЦ иеромонах Серафим (Рахунок) +7 (812) 710 20 39
Электронная почта (e-mail): [email protected]
Отдел по связям с внецерковными организациями +7 (812) 577 44 46
Воскресная школа +7 (812) 710 20 47

"Трапезная" и "Чайная"

Заказ питания для групп +7 (911) 928 60 43
Заказ выпечки +7 (812) 274 44 64
e-mail [email protected]

Мастерские

Ювелирная мастерская +7 (812) 274 15 03
Швейная мастерская +7 (812) 710 20 43
Фарфорная мастерская "Альфа" +7 (911) 141 94 26
Керамическая мастерская +7 (812) 274 54 50
Творческая мастерская "Адама" +7 (911) 933 32 26
Иконно-киотная мастерская +7 (812) 710-36-28  +7 (812) 271-42-25
Мастерская "Эстамп" +7 (812) 274 36 05

Гостиницы

"Духовская" и "Феодоровская" +7 (812) 710 20 44
"ИРИС" +7 (911) 244 12 42
  e-mail   [email protected]
  бронирование номеров возможно только по телефону

Музей

lavra.spb.ru

Контактная информация

Дорогие братья и сестры!Вы можете внести посильную лепту на восстановление обители: на ее благоустройство и содержание.Размер суммы добровольного пожертвования Вы определяете самостоятельно. Вы можете использовать как наличные денежные средства через кружки установленные в храмах Лавры, так и сделать безналичные пожертвования через банковский перевод или терминалы, расположенные на территории нашего монастыря: - в Надвратной церкви на пл. Александра Невского;- в Просфорном корпусе (у центрального входа в Лавру)

Перечислить пожертвования на расчетный счет монастыря Вы можете по следующим реквизитам:Получатель: ПРАВОСЛАВНАЯ МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬр/с 40703810855230000327 в Северо-Западном Банке ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"к/с 30101810500000000653, БИК 044030653, ИНН 7825667126 КПП 784201001В назначении платежа обязательно указать:Пожертвование на содержание и уставную деятельность. НДС не облагается

ПРАВОСЛАВНАЯ МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯСВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬРоссия, 191167 Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, дом 1, лит. А

Канцеляриявремя работы с 10:00 до 17:00

тел.: +7(812) 274-17-02

e-mail: [email protected]

Дежурный духовского корпуса

тел.: +7 (812) 274 11 13

По вопросам, связанным с расторжением церковного брака, обращаться в Санкт-Петербургское епархиальное управление в комиссию по вопросам семьи, по телефону +7 (921) 316-70-07 (Протоиерей Александр Дягилев) по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки д.1, Митрополичий корпус

Пресс-центр

По всем вопросам, касающихся интервью с наместником Александро-Невской Лавры епископом Кронштадтским Назарием, каких-либо официальных комментариев, проведения съемок на территории Лавры, просим присылать свой запрос для согласования в письменном виде по электронной почте [email protected] или по факсу (812) 710-20-40.Руководитель пресс-центра: Наталья Олеговна РодомановаКоординатор: Анастасия Шушунова

Паломническая служба

Телефоны для связи +7 (812) 274 16 12
e-mail [email protected]

Духовно-Просветительский Центр и Воскресная школа

График работы в летний период (июнь, июль, август)c 10.00-21.00 без выходных

(Во время проведения мероприятий работает буфет с 19.00)

Директор ДПЦ иеромонах Серафим (Рахунок) +7 (812) 710 20 39
Электронная почта (e-mail): [email protected]
Отдел по связям с внецерковными организациями +7 (812) 577 44 46
Воскресная школа +7 (812) 710 20 47

"Трапезная" и "Чайная"

Заказ питания для групп +7 (911) 928 60 43
Заказ выпечки +7 (812) 274 44 64
e-mail [email protected]

Мастерские

Ювелирная мастерская +7 (812) 274 15 03
Швейная мастерская +7 (812) 710 20 43
Фарфорная мастерская "Альфа" +7 (911) 141 94 26
Керамическая мастерская +7 (812) 274 54 50
Творческая мастерская "Адама" +7 (911) 933 32 26
Иконно-киотная мастерская +7 (812) 710-36-28  +7 (812) 271-42-25
Мастерская "Эстамп" +7 (812) 274 36 05

Гостиницы

"Духовская" и "Феодоровская" +7 (812) 710 20 44
"ИРИС" +7 (911) 244 12 42
  e-mail   [email protected]
  бронирование номеров возможно только по телефону

Музей

lavra.spb.ru


Смотрите также