ювелирный промысел. Ювелирный промысел костромы


Ювелирный промысел в Костроме:«драгоценная» история в археологических находках

Ювелирный промысел в Костроме:«драгоценная» история в археологических находках

Ремесло ювелиров считается настолько же древним, как и само человечество. И ничего, что драгоценные сплавы появились значительно позже, а натуральные самоцветы стали добывать лишь несколько столетий назад. Люди хотели быть красивыми всегда, а ювелирные изделия в этом деле – первые помощники. Даже невзирая на материал, из которого они изготовлены.

Костромская земля – в ювелирной промышленности настоящий рекордсмен. Здесь, по данным археологов, уже не одно столетие производятся самые красивые драгоценности в России. Купить эксклюзивное золотое кольцо, серьги или браслет в Кострому приезжают с самых дальних областей страны, а с развитием интернет-торговли купить роскошный набор из золота с бриллиантами и топазами стало возможно даже не выходя из дома. Скоростные курьеры доставляют ювелирные покупки из Костромы во все уголки России, а онлайн-каталоги ювелирных заводов каждый день пополняются новыми моделями, привлекая в интернет-магазин все больше и больше клиентов.

О том, что в Костроме ювелирная промышленность всегда была в тренде, свидетельствуют археологические находки, дата производства которых относится к 9 столетию. Эти древние украшения были найдены учеными возле села Красное-на-Волге. И здесь же историки отыскали еще несколько ювелирных изделий, относящихся к 14 столетию. Был сделан однозначный вывод: на территории Костромы все это время производились роскошные драгоценности, а край считался «меккой» ювелирного промысла.

Та территория, которая по историческим справкам была древним поселением ремесленников, до сих пор является центром ювелирного производства и торговли. Здесь были найдены десятки литейных формочек сложных по форме, обломки тиглей, а также несколько сохранившихся ювелирных инструментов, таких как точильные камни и чеканы. Все это разнообразие сразу натолкнуло ученых на версию, что в Костроме шло бурное развитие ювелирного промысла, а упоминания в древней литературе лишь укрепили это мнение.

Больше всего археологами было найдено женских украшений, что позволило окончательно признать поселок ремесленным. И основным направлением деятельности поселка было именно ювелирное производство. Со временем масштабы изготовления драгоценностей росли, а вместе с ними росло и мастерство ювелиров. В своих работах мастера использовали как медь, так и серебро. Позже дошло и до золота. И к 19 столетию ювелирная промышленность Красного и Костромы уже числилась в лидерах. Объемы и ассортимент украшений росли настолько быстрыми темпами, что довольно скоро драгоценности костромских ювелиров стали вывозиться на продажу в другие регионы. Другие отрасли в регионе оказались второстепенными, а все внимание местных жителей было приковано исключительно на производство ювелирных изделий.

Чтобы убедиться в многообразии моделей, достаточно обратить внимание на количество найденных культовых вещей при раскопках. Это и нательные кресты, и образки, и иконы, и привычные ювелирные изделия. В Красном мастера научились создавать около 40 видов крестов, причем каждый из них имел свое название и свой сакральный смысл. Были здесь и женские, и детские, и мужские, и католические, и хохлацкие. Мастера легко различали их по форме, размерам и материалам. Производство одних основывалось исключительно на золоте, другие могли создаваться из серебра, а третьи из меди. Но общей чертой была разноцветная эмаль, покрывающая поверхность украшений. Любимыми оттенками красносельских ювелиров были фиолетовый, синий и голубой. Эти краски изобилуют в ювелирных изделиях разных эпох, еще раз наглядно подтверждая истину, что Кострома – ювелирная столица России.

Нательные кресты с разноцветными эмалями в начале 20 столетия производились только в Костроме, поэтому здесь был центр ювелирной промышленности страны. Здесь зарождалась мода на те или иные формы, оттенки и материалы.

Но самыми красивыми были женские драгоценности. Их разнообразие может легко поразить даже искушенных современников. Кольца, серьги, а также различные драгоценные пуговицы изготавливались как массово (из низкопробных сплавов), так и в эксклюзивном варианте (из драгоценных металлов). Особенно любили покупатели сочетания цветных металлов, позволяющие воссоздать любой природный «тренд».

Серьги отличались массивностью. По форме они напоминали калачи, змейки, сердечки и звездочки. Большая часть найденных моделей была из серебра, с нанесенной на его поверхность позолотой. Но встречаются и несколько особо уникальных моделей из чистого золота.

Второй по популярности категорией украшений в старину были броши. Костромские мастера не сдерживали свою фантазию, поэтому встречались броши в виде птиц, бантиков и веточек. А также различных абстракций. Обручальные кольца редко создавались с драгоценными камнями, их заменяли вставки из разноцветного стекла. Археологам удалось отыскать немало ювелирных пуговиц, брелоков, цепей, браслетов и бытовых вещиц. Практически все они содержали элементы из эмали, что доказывает ее популярность.

Каждая мастерская того времени специализировалась на ювелирных изделиях с эмалью. На разноцветную поверхность наносились штамповки (чаще всего с именами святых). Оптовыми покупателями таких украшений были церкви и монастыри, поэтому костромские ювелиры производили огромное количество украшений с сакральным смыслом. Церкви регулярно сбывали драгоценности прихожанам, поэтому вынуждены были постоянно пополнять свои запасы ювелирных изделий.

В 17 веке происходит расширение торговых границ, и начинается торговля напрямую с западноевропейскими государствами. В Россию хлынул большой поток иностранных монет из серебра. Необычная чеканка заинтересовали костромских мастеров, которые сразу же «срисовали» несколько техник, применив их в выделке других ювелирных изделий. Производство украшений набирало обороты, приобретая все более качественные черты. В конце 17 столетия в поселке Сидоровском открывается первая ризочеканная мастерская, в которой работал серебряник Ратков Григорий Степанович. В Государственном историческом московском музее хранятся несколько его работ, которые сразу же открывают все таланты мастера. Крестьянин относился к вотчине графа Орлова, и тот очень быстро рассмотрел потенциал ювелира. В 1783 году Григорий полностью доделывает серебряный оклад для иконы Федоровской Богоматери, которая всегда считалась покровительницей Костромы и его жителей.

Слава о костромских и красносельских ювелирах не угасла и поныне. Их сегодняшнее творчество резко отличается от того, что создавали древние предшественники, но при этом весь символизм своих предков мастера сумели сохранить. Костромские ювелирные изделия обладаю самобытностью, которая поражает каждого, кто хотя бы раз примерил на себя кольцо с драгоценными камнями, золотые серьги или платиновые браслеты. А драгоценная посуда (чашки, стопки и кувшины) считается наилучшим сувениров из Костромы, потому что больше ассортимента нельзя найти нигде в мире.

На сайте ювелирного интернет магазина MAGAZIN-S.COM представлен огромный ассортимент ведущих ювелирных заводов Костромы и Костромской области.

magazin-s.com

Костромской ювелирный промысел

Денис Иванцов Журнал «Декораитвное искусство» зима 2014/2015

Одной из наиболее ярких и всемирно известных страниц в истории Костромского края, без сомнения, может служить местное ювелирное дело. Археологические раскопки свидетельствуют, что его предыстория начинается еще в доромановской России. «В средневековой Костроме занимались ювелирным делом. На местное производство изделий из цветного металла указывают медные шлаки, обнаруженные во время раскопок инструментарий ювелиров»1.

Постепенно ювелирное производство расширялось. В период правления Романовых значительно разнообразился ассортимент выпускаемых изделий и росло число вовлеченных в процесс людей. Начинают формироваться целые династии ювелиров (Ратьковы, Серебряниковы, Сорокины, Чулковы). Со второй половины XIX века в ряде сел и деревень Костромской губернии развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий (Сидоровское, Подольское, Здемирово и ряд других). Центром промысла становится село Красное. Красносельские изделия – небольшие штампованные образки и кресты-тельники; дешевые ювелирные украшения – броши, медальоны, серьги, браслеты, цепи; мелкие серебряные предметы – солонки, стаканчики, подстаканники и т.п. – широко распространились по европейской и азиатской части России2.

Костромские купцы торговали этой ювелирной «мелочевкой» в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, сибирских городах и на Украине, причем и в лавках, и на ярмарках. Подобные изделия встречаются практически во всех крупных монастырях.

Развитие промысла привело к открытию в 1904 году в селе Красном художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела. Первые преподаватели, выпускники Строгановского училища, принесли сюда знания новых ювелирных фабрик и стиль модерн, наиболее в то время распространенный и востребованный в покупательской среде. В юбилейных торжествах 1913 года, приуроченных к празднованию 300-летия дома Романовых, «ювелирно-металлическому производству» был посвящен целый раздел Костромской губернской земской выставки, причем отмечалось: «Что же касается количества экспонатов по различным промыслам, то здесь бесспорным лидером является ювелирный промысел (73 экспоната, т.е. 26,4 %)»3.

Во время посещения Николаем II Костромы в 1913 году депутация от красносельских кустарей-серебряников (В.Н. Чулков и И.А. Муромкин) поднесла ему «всеподаннейший адрес» в папке, украшенной серебром.

«Его Императорскому Величеству также были вручены от кустарей-серебряников Красносельского района 3000 серебряных образков иконы Феодоровской Божией Матери и шкатулка с мелкими серебряными изделиями. Императрице Александре Федоровне была поднесена шкатулка с чайным прибором, а наследнику-цесаревичу – офицерский пояс серебряный наборной работы. Депутация от художественно-ремесленной учебной мастерской во главе с заведующим В.М. Анастасьевым вручили наследнику серебряные настольные украшенные эмалью часы и эмалированную чернильницу»4.

На эпоху Николая II приходится своеобразный расцвет костромского ювелирного промысла. В первые годы советской власти первоначально наблюдается «угасание» промысла: прошла волна раскулачивания, и число мастеров сократилось, уменьшился ассортиментный ряд выпускаемых изделий, снизился их художественный уровень. Лишь после войны ювелиры снова смогли сосредоточиться на своей основной профессии, когда были образованы в 1960 году Красносельская и Костромская ювелирные фабрики (с 1973 года – заводы). Начинается новый этап истории костромского ювелирного промысла –появляются изделия, выполненные в техники скани, эмальерные работы: промысел становится искусством. Ежегодно растет не только количество выпускаемых изделий, но и ассортиментый ряд.

В 1960–990 годах на ювелирных заводах работали выдающиеся художники: Петр Иванович Чулков, Иван Степанович Шедов, Анна Федоровна Диева, Лев Павлович Прилуцкий, Рафаил Александрович Медведев и ряд других.

1960–980 –время расцвета сканно-филигранной группы изделий: красносельская скань не только приобрела свое лицо, но и стала известна в стране и за ее пределами. Различного рода сувенирная продукция, ювелирные изделия из скани (подстаканники, броши, серьги и пр.) были представлены повсеместно в магазинах страны и экспортировались за рубеж. Выполненные на заказ кубки, декоративные панно вручали именитым гостям страны, президентам, послам. Сохранение и изучение феномена костромского ювелирного промысла послужило импульсом для создания в 1983 году в здании бывших ремесленных мастерских Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства (сегодня филиал Костромского музея-заповедника). В основе коллекции музея, насчитывающей около четырех тысяч единиц, ювелирные изделия известных красносельских мастеров и художников, инструменты и предметы быта кустарей. Особую группу составляют полторы сотни культовых предметов, а наиболее ценные среди них – изделия медного культового литья Красносельской волости середины XIX – начала XX века. Постоянно действующие выставки знакомят с историей промысла и современным красносельским искусством. Все это послужило фундаментом для формировавшегося в постперестроечное время бренда «Золотое Красноселье». При Костромском ювелирном заводе несколько лет работает небольшой выставочный зал. Ежегодно город становится центром международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России», в котором принимают участие свыше 50 ювелирных компаний Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Якутска, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья5. С 2012 года зимней площадкой ювелирного фестиваля стал Ярославль.

В июле 2012 года завершилось строительство интерактивного музея ювелирного искусства. Теперь каждый посетитель может стать участником интерактивных программ по исполнению отдельных операций при производстве ювелирных изделий, например, протяжки проволоки через фильерную доску, чтобы с помощью ювелирных инструментов из этой проволоки создать сувенир из скани. Кроме того, можно на настоящем вырубном ручном прессе 30-х годов XX века изготовить штампованное изделие на память – монету с изображением церкви Богоявления (1592) – «визитной карточки» поселка Красное-на-Волге6.

1 октября 2013 года в Костроме открылся частный Музей ювелирного искусства7 по инициативе и при поддержке торговой группы «Аметист» в цокольном этаже исторического здания дома А. Афанасьева, памятника архитектуры конца XVIII – начала XIX века8. Зонально (с учетом архитектурных особенностей помещений) музей делится на пять частей: «Входная зона», «Купеческая лавка», «Мастерская кустаря», «Зал ювелирной славы» и «Зал современного искусства».

Входная зона не только выполняет административную функцию (организация билетного хозяйства, гардероб, туалет), но и соответствующим образом «настраивает» посетителей. Зона «Купеческая лавка» знакомит с историей возникновения и развития костромского ювелирного ремесла до начала ХХ века. Зона «Мастерская кустаря» дает представление об особенностях труда и быта кустарей-ювелиров, в том числе позволяет увидеть ручной инструмент, иные ювелирные приспособления для выполнения различных ювелирных операций (волок, фильеры, февки, разнообразные молоточки, тисочки и пр.).

Зал ювелирной славы демонстрирует многообразие ювелирных изделий, выполненных в различных ювелирных техниках на протяжении ХХ века, во времена взлетов и падений промысла. Особое место в экспозициях зала занимают изделия из знаменитой красносельской скани, авторские работы известных художников-ювелиров Красносельского и Костромского ювелирных заводов (П.И. Чулкова, И.С. Шедова, В.Ф. Марьина, Л.П. Прилуцкого и др.), дипломные работы единственного в своем роде Красносельского училища художественной обработки металлов (КУХОМа).

 

tsvetkova-jeweler.ru

Ювелирная промышленность Костромы: как все начиналось

 

Ювелирная промышленность Костромы: как все начиналось

 

Богатое историческое прошлое Костромы сделало регион настолько творческим, что здесь стали создаваться целые династии ювелиров, ткачей и лесорубов. Лучшие образцы льняной ткани, леса и украшений отправляются за пределы нашей страны, где покупатели по достоинству оценили высокое качество костромской продукции.

Но больше всего славы вот уже несколько столетий достается костромским ювелирным изделиям из серебра и золота. Традиции региона оттачивались долго, поэтому современные ювелиры помимо новейших техник, получили от своих предков еще и древние знания. Работа с драгоценными металлами, камнями и самоцветами, которую филигранно выполняли костромские умельцы в древности, сплелась с новейшими знаниями, которые принес технический прогресс. Получилась настолько «гремучая смесь», что украшения из Костромы стали узнаваемыми по всему миру. Их покупают те, для кого качество выполнения является наивысшим приоритетом. И это касается не только эксклюзивных драгоценностей, но и моделей массового производства. Любое золотое кольцо, серьги или браслет, независимо от количества золота и наличия крупных бриллиантов, будет изготовлено по самым высоким стандартам качества, поэтому и носиться такое украшение будет намного дольше тех, что были куплены где-то в Турции.

Уже давно Кострома позиционирует себя, как «ювелирная столица России. Местная администрация делает все возможное, чтобы поддержать местных производителей, среди которых постоянно действует конкуренция. Но вся она проходит в «здоровом» русле, поэтому покупатели всегда остаются в выигрыше. Лучшие модели, лучшее исполнение, самые быстрые сроки изготовления, эксклюзивные драгоценные камни, адекватные цены – все это указывает на то, что каждое ювелирное предприятие отыскало свой сегмент в отрасли и прилагает все силы, чтобы укрепиться на лидирующих позициях.

Отличием области от других ювелирных регионов можно назвать настолько интернациональную базу клиентов, что каждому заводу или приватной мастерской хватает покупателей. А открытие торговых интернет-площадок еще больше расширило маркетинговые возможности, предоставив как покупателям, так и изготовителям удобный формат общения и совершения онлайн-покупок. Многие могут возразить, что покупать дорогостоящие ювелирные изделия с бриллиантами, рубинами и изумрудами через интернет не совсем безопасно, но деловой авторитет каждого ювелирного предприятия Костромы уже прошел настолько тщательную проверку временем, что именно здесь можно покупать самые роскошные драгоценности без каких-либо опасений. Квалифицированные менеджеры ответят на все вопросы, а быстрая доставка не заставит долго ждать выбранную в онлайн-каталоге модель.

Если окунуться в ювелирное прошлое Костромы, то можно узнать немало интересного. Самыми древними украшениями, найденными на территории костромского региона, были драгоценности, возраст которых учеными датируется, как 10 век, но по официальным данным зарождение ювелирного промысла на Костроме приходится на 16 столетие. Именно этот период упоминается в переписной книге города от 1565-1568 года. И эта запись была сделана костромскими серебряниками, которые составляли большую часть населения региона. Упоминается имя Рудака Борисова, который являлся владельцем магазина, торгующего изделиями из железа и серебра, причем практически все они относились к ювелирным. Купец родился и долгое время жил в Костроме, поэтому принято считать, что именно он и был основоположником ювелирного направления в городе и близлежащих территориях.

Чтобы увидеть первые ювелирные изделия костромских мастеров, необходимо отправиться в городской архитектурный музей-заповедник, Оружейную палату или Государственный музей истории. Все древние реликвии хранятся в их стенах, посетить которые может каждый любопытный турист, у которого еще останется время на походы по выставочным экспозициям 17 столетия. К древним ювелирным предметам относят кресты, иконы, церковные чаши и сосуды, рукояти мечей и ножей, а также филигранной работы стаканы. По большей части найденные вещи принадлежат к обиходу, но ученые продолжают доказывать, что в те времена ювелирами создавались и драгоценности.

У каждого найденного предмета отмечается высокое качество исполнения, а также особый почерк, отличный от всех других, что были присущи найденным предметам на территориях других областей. Также ювелиры отмечают великое разнообразие техник, которыми славились древние мастера: практически у каждого ювелира был свой «характер», который он передавал своим изделиям. Сюда же относят и предметы, что характеризуют местное народное творчество.

Отметив необычное исполнение каждой найденной драгоценной вещи, ученые взялись за поиски более настойчиво, и были найдены и другие предметы обихода, которые отличали от других лишь по костромскому клейму. Так, искусно сделанные табакерки практически полностью повторяли московский дизайн, но благодаря клейму костромских мастеров, удалось провести правильную идентификацию производителей. Этот факт указывает на то, что по своему мастерству ювелиры Костромы даже в те времена ничуть не уступали «продвинутым» столичным.

В костромских ювелирных изделиях есть все – великолепный дизайн, адекватная ценовая политика, превосходное качество. Единственное, чего в них нет, это однотипности. И это тоже обусловлено исторически сложившимися традициями. По данным ученых в Костроме очень часто случались пожары, после которых город становился практически пустым. Через время сюда съезжался новый люд, привнося в местную ювелирную технику свои особенности. Поэтому можно сказать, что в течение долгого времени сюда стекались таланты из Ярославля, Вологды и Москвы, не позволяя промыслу угаснуть, подпитывая мастеров новыми ювелирными фантазиями. Помимо этого в местные монастыри и храмы часто присылали церковную утварь из столицы, что давало ювелирам новый толчок к творчести, ведь московские мастера в те времена славились своим умением создавать эксклюзивные драгоценности.

Торговые связи с западными странами тоже оказывали свое влияние на развитие ювелирного промысла на костромских землях. Англия, Германия и Голландия подарили нотки готики, а также мелкую чеканку с округлыми выпуклостями. И именно в это время ювелирное мастерство Костромы пережило второй бум. Популярность местных ювелирных изделий стала настолько высокой, что из Красного даже вызывали мастера, чтобы он работал в Серебряной палате.

Начиная с 19 столетия, Кострома уже считается официальной ювелирной столицей страны. Здесь создаются крупные мастерские, которые возглавляют самые зажиточные серебряники региона. Молодежь идет в ученики, но мастера отбирают себе лишь самых идейных и талантливых. При этом происходит скупка ювелирной продукции у других мастеров, формируя целую ювелирную отрасль Костромы, которая с каждым годом все больше развивается.

В этот же период активно развивается село Красное. Его название переводится как «красивый», поэтому древние славяне решили не придумывать ничего, а просто обозначили населенный пункт самым ходовым в ювелирном деле словом. Мастера в Красном раньше других научились обрабатывать золото, серебро, а также различные сплавы, поэтому их драгоценности сразу же стали на порядок красивее и популярнее всех других в регионе. А когда появилась гравировка, чеканка, филигрань и эмаль, то за ювелирными покупками потянулись купцы из соседних и далеких областей. Но историческая справка гласит, что в 19 столетии российские ювелиры начали работать по шаблонам, теряя индивидуальность. А вот ювелирные изделия из Красного были узнаваемы даже в те времена, поскольку очень много семей в России имели украшения из Костромы.

Но прошло время, и мастера поняли свои ошибки. На первое место вышла эксклюзивность. И свидетельством тому стал серебряный столик с чайным прибором и самоваром, выполненный из чистого серебра. Над его созданием трудились два самых известных мастера Костромы Серов и Шестерин, и результат их работы превзошел все ожидания. Чтобы хоть как-то выделиться, другие умельцы сделали миниатюрного серебряного коня, который был впряжен в тарантас, что вызвало немалое восхищение у местных жителей.

Споры, почему Кострома стала ювелирным краем №1 в России, не утихают до сих пор. И причиной этому служит тот факт, что в этом регионе никогда не было добычи драгоценных металлов. Все золото, серебро и драгоценные самоцветы были привозными, зачастую из далеких стран. И ученые дают ответ, что это случилось так из-за того, что почвы региона почти непригодны для земледелия, вот местные жители и выкручивались как могли.

Изделия крупнейших костромских производителей представлены на сайте ювелирного интернет-магазина magazin-s.com.

magazin-s.com

Ювелирный промысел в Костроме:«драгоценная» история в археологических находках

Ювелирный промысел в Костроме:«драгоценная» история в археологических находках

Ремесло ювелиров считается настолько же древним, как и само человечество. И ничего, что драгоценные сплавы появились значительно позже, а натуральные самоцветы стали добывать лишь несколько столетий назад. Люди хотели быть красивыми всегда, а ювелирные изделия в этом деле – первые помощники. Даже невзирая на материал, из которого они изготовлены.

Костромская земля – в ювелирной промышленности настоящий рекордсмен. Здесь, по данным археологов, уже не одно столетие производятся самые красивые драгоценности в России. Купить эксклюзивное золотое кольцо, серьги или браслет в Кострому приезжают с самых дальних областей страны, а с развитием интернет-торговли купить роскошный набор из золота с бриллиантами и топазами стало возможно даже не выходя из дома. Скоростные курьеры доставляют ювелирные покупки из Костромы во все уголки России, а онлайн-каталоги ювелирных заводов каждый день пополняются новыми моделями, привлекая в интернет-магазин все больше и больше клиентов.

О том, что в Костроме ювелирная промышленность всегда была в тренде, свидетельствуют археологические находки, дата производства которых относится к 9 столетию. Эти древние украшения были найдены учеными возле села Красное-на-Волге. И здесь же историки отыскали еще несколько ювелирных изделий, относящихся к 14 столетию. Был сделан однозначный вывод: на территории Костромы все это время производились роскошные драгоценности, а край считался «меккой» ювелирного промысла.

Та территория, которая по историческим справкам была древним поселением ремесленников, до сих пор является центром ювелирного производства и торговли. Здесь были найдены десятки литейных формочек сложных по форме, обломки тиглей, а также несколько сохранившихся ювелирных инструментов, таких как точильные камни и чеканы. Все это разнообразие сразу натолкнуло ученых на версию, что в Костроме шло бурное развитие ювелирного промысла, а упоминания в древней литературе лишь укрепили это мнение.

Больше всего археологами было найдено женских украшений, что позволило окончательно признать поселок ремесленным. И основным направлением деятельности поселка было именно ювелирное производство. Со временем масштабы изготовления драгоценностей росли, а вместе с ними росло и мастерство ювелиров. В своих работах мастера использовали как медь, так и серебро. Позже дошло и до золота. И к 19 столетию ювелирная промышленность Красного и Костромы уже числилась в лидерах. Объемы и ассортимент украшений росли настолько быстрыми темпами, что довольно скоро драгоценности костромских ювелиров стали вывозиться на продажу в другие регионы. Другие отрасли в регионе оказались второстепенными, а все внимание местных жителей было приковано исключительно на производство ювелирных изделий.

Чтобы убедиться в многообразии моделей, достаточно обратить внимание на количество найденных культовых вещей при раскопках. Это и нательные кресты, и образки, и иконы, и привычные ювелирные изделия. В Красном мастера научились создавать около 40 видов крестов, причем каждый из них имел свое название и свой сакральный смысл. Были здесь и женские, и детские, и мужские, и католические, и хохлацкие. Мастера легко различали их по форме, размерам и материалам. Производство одних основывалось исключительно на золоте, другие могли создаваться из серебра, а третьи из меди. Но общей чертой была разноцветная эмаль, покрывающая поверхность украшений. Любимыми оттенками красносельских ювелиров были фиолетовый, синий и голубой. Эти краски изобилуют в ювелирных изделиях разных эпох, еще раз наглядно подтверждая истину, что Кострома – ювелирная столица России.

Нательные кресты с разноцветными эмалями в начале 20 столетия производились только в Костроме, поэтому здесь был центр ювелирной промышленности страны. Здесь зарождалась мода на те или иные формы, оттенки и материалы.

Но самыми красивыми были женские драгоценности. Их разнообразие может легко поразить даже искушенных современников. Кольца, серьги, а также различные драгоценные пуговицы изготавливались как массово (из низкопробных сплавов), так и в эксклюзивном варианте (из драгоценных металлов). Особенно любили покупатели сочетания цветных металлов, позволяющие воссоздать любой природный «тренд».

Серьги отличались массивностью. По форме они напоминали калачи, змейки, сердечки и звездочки. Большая часть найденных моделей была из серебра, с нанесенной на его поверхность позолотой. Но встречаются и несколько особо уникальных моделей из чистого золота.

Второй по популярности категорией украшений в старину были броши. Костромские мастера не сдерживали свою фантазию, поэтому встречались броши в виде птиц, бантиков и веточек. А также различных абстракций. Обручальные кольца редко создавались с драгоценными камнями, их заменяли вставки из разноцветного стекла. Археологам удалось отыскать немало ювелирных пуговиц, брелоков, цепей, браслетов и бытовых вещиц. Практически все они содержали элементы из эмали, что доказывает ее популярность.

Каждая мастерская того времени специализировалась на ювелирных изделиях с эмалью. На разноцветную поверхность наносились штамповки (чаще всего с именами святых). Оптовыми покупателями таких украшений были церкви и монастыри, поэтому костромские ювелиры производили огромное количество украшений с сакральным смыслом. Церкви регулярно сбывали драгоценности прихожанам, поэтому вынуждены были постоянно пополнять свои запасы ювелирных изделий.

В 17 веке происходит расширение торговых границ, и начинается торговля напрямую с западноевропейскими государствами. В Россию хлынул большой поток иностранных монет из серебра. Необычная чеканка заинтересовали костромских мастеров, которые сразу же «срисовали» несколько техник, применив их в выделке других ювелирных изделий. Производство украшений набирало обороты, приобретая все более качественные черты. В конце 17 столетия в поселке Сидоровском открывается первая ризочеканная мастерская, в которой работал серебряник Ратков Григорий Степанович. В Государственном историческом московском музее хранятся несколько его работ, которые сразу же открывают все таланты мастера. Крестьянин относился к вотчине графа Орлова, и тот очень быстро рассмотрел потенциал ювелира. В 1783 году Григорий полностью доделывает серебряный оклад для иконы Федоровской Богоматери, которая всегда считалась покровительницей Костромы и его жителей.

Слава о костромских и красносельских ювелирах не угасла и поныне. Их сегодняшнее творчество резко отличается от того, что создавали древние предшественники, но при этом весь символизм своих предков мастера сумели сохранить. Костромские ювелирные изделия обладаю самобытностью, которая поражает каждого, кто хотя бы раз примерил на себя кольцо с драгоценными камнями, золотые серьги или платиновые браслеты. А драгоценная посуда (чашки, стопки и кувшины) считается наилучшим сувениров из Костромы, потому что больше ассортимента нельзя найти нигде в мире.

На сайте ювелирного интернет магазина MAGAZIN-S.COM представлен огромный ассортимент ведущих ювелирных заводов Костромы и Костромской области.

magazin-s.com

Ювелирный промысел в Костроме:«драгоценная» история в археологических находках

Ювелирный промысел в Костроме:«драгоценная» история в археологических находках

Ремесло ювелиров считается настолько же древним, как и само человечество. И ничего, что драгоценные сплавы появились значительно позже, а натуральные самоцветы стали добывать лишь несколько столетий назад. Люди хотели быть красивыми всегда, а ювелирные изделия в этом деле – первые помощники. Даже невзирая на материал, из которого они изготовлены.

Костромская земля – в ювелирной промышленности настоящий рекордсмен. Здесь, по данным археологов, уже не одно столетие производятся самые красивые драгоценности в России. Купить эксклюзивное золотое кольцо, серьги или браслет в Кострому приезжают с самых дальних областей страны, а с развитием интернет-торговли купить роскошный набор из золота с бриллиантами и топазами стало возможно даже не выходя из дома. Скоростные курьеры доставляют ювелирные покупки из Костромы во все уголки России, а онлайн-каталоги ювелирных заводов каждый день пополняются новыми моделями, привлекая в интернет-магазин все больше и больше клиентов.

О том, что в Костроме ювелирная промышленность всегда была в тренде, свидетельствуют археологические находки, дата производства которых относится к 9 столетию. Эти древние украшения были найдены учеными возле села Красное-на-Волге. И здесь же историки отыскали еще несколько ювелирных изделий, относящихся к 14 столетию. Был сделан однозначный вывод: на территории Костромы все это время производились роскошные драгоценности, а край считался «меккой» ювелирного промысла.

Та территория, которая по историческим справкам была древним поселением ремесленников, до сих пор является центром ювелирного производства и торговли. Здесь были найдены десятки литейных формочек сложных по форме, обломки тиглей, а также несколько сохранившихся ювелирных инструментов, таких как точильные камни и чеканы. Все это разнообразие сразу натолкнуло ученых на версию, что в Костроме шло бурное развитие ювелирного промысла, а упоминания в древней литературе лишь укрепили это мнение.

Больше всего археологами было найдено женских украшений, что позволило окончательно признать поселок ремесленным. И основным направлением деятельности поселка было именно ювелирное производство. Со временем масштабы изготовления драгоценностей росли, а вместе с ними росло и мастерство ювелиров. В своих работах мастера использовали как медь, так и серебро. Позже дошло и до золота. И к 19 столетию ювелирная промышленность Красного и Костромы уже числилась в лидерах. Объемы и ассортимент украшений росли настолько быстрыми темпами, что довольно скоро драгоценности костромских ювелиров стали вывозиться на продажу в другие регионы. Другие отрасли в регионе оказались второстепенными, а все внимание местных жителей было приковано исключительно на производство ювелирных изделий.

Чтобы убедиться в многообразии моделей, достаточно обратить внимание на количество найденных культовых вещей при раскопках. Это и нательные кресты, и образки, и иконы, и привычные ювелирные изделия. В Красном мастера научились создавать около 40 видов крестов, причем каждый из них имел свое название и свой сакральный смысл. Были здесь и женские, и детские, и мужские, и католические, и хохлацкие. Мастера легко различали их по форме, размерам и материалам. Производство одних основывалось исключительно на золоте, другие могли создаваться из серебра, а третьи из меди. Но общей чертой была разноцветная эмаль, покрывающая поверхность украшений. Любимыми оттенками красносельских ювелиров были фиолетовый, синий и голубой. Эти краски изобилуют в ювелирных изделиях разных эпох, еще раз наглядно подтверждая истину, что Кострома – ювелирная столица России.

Нательные кресты с разноцветными эмалями в начале 20 столетия производились только в Костроме, поэтому здесь был центр ювелирной промышленности страны. Здесь зарождалась мода на те или иные формы, оттенки и материалы.

Но самыми красивыми были женские драгоценности. Их разнообразие может легко поразить даже искушенных современников. Кольца, серьги, а также различные драгоценные пуговицы изготавливались как массово (из низкопробных сплавов), так и в эксклюзивном варианте (из драгоценных металлов). Особенно любили покупатели сочетания цветных металлов, позволяющие воссоздать любой природный «тренд».

Серьги отличались массивностью. По форме они напоминали калачи, змейки, сердечки и звездочки. Большая часть найденных моделей была из серебра, с нанесенной на его поверхность позолотой. Но встречаются и несколько особо уникальных моделей из чистого золота.

Второй по популярности категорией украшений в старину были броши. Костромские мастера не сдерживали свою фантазию, поэтому встречались броши в виде птиц, бантиков и веточек. А также различных абстракций. Обручальные кольца редко создавались с драгоценными камнями, их заменяли вставки из разноцветного стекла. Археологам удалось отыскать немало ювелирных пуговиц, брелоков, цепей, браслетов и бытовых вещиц. Практически все они содержали элементы из эмали, что доказывает ее популярность.

Каждая мастерская того времени специализировалась на ювелирных изделиях с эмалью. На разноцветную поверхность наносились штамповки (чаще всего с именами святых). Оптовыми покупателями таких украшений были церкви и монастыри, поэтому костромские ювелиры производили огромное количество украшений с сакральным смыслом. Церкви регулярно сбывали драгоценности прихожанам, поэтому вынуждены были постоянно пополнять свои запасы ювелирных изделий.

В 17 веке происходит расширение торговых границ, и начинается торговля напрямую с западноевропейскими государствами. В Россию хлынул большой поток иностранных монет из серебра. Необычная чеканка заинтересовали костромских мастеров, которые сразу же «срисовали» несколько техник, применив их в выделке других ювелирных изделий. Производство украшений набирало обороты, приобретая все более качественные черты. В конце 17 столетия в поселке Сидоровском открывается первая ризочеканная мастерская, в которой работал серебряник Ратков Григорий Степанович. В Государственном историческом московском музее хранятся несколько его работ, которые сразу же открывают все таланты мастера. Крестьянин относился к вотчине графа Орлова, и тот очень быстро рассмотрел потенциал ювелира. В 1783 году Григорий полностью доделывает серебряный оклад для иконы Федоровской Богоматери, которая всегда считалась покровительницей Костромы и его жителей.

Слава о костромских и красносельских ювелирах не угасла и поныне. Их сегодняшнее творчество резко отличается от того, что создавали древние предшественники, но при этом весь символизм своих предков мастера сумели сохранить. Костромские ювелирные изделия обладаю самобытностью, которая поражает каждого, кто хотя бы раз примерил на себя кольцо с драгоценными камнями, золотые серьги или платиновые браслеты. А драгоценная посуда (чашки, стопки и кувшины) считается наилучшим сувениров из Костромы, потому что больше ассортимента нельзя найти нигде в мире.

На сайте ювелирного интернет магазина MAGAZIN-S.COM представлен огромный ассортимент ведущих ювелирных заводов Костромы и Костромской области.

magazin-s.com

ювелирный промысел | Страна Мастеров

 Ювелирный промысел.

 

В 35 км от Костромы, на холмистом берегу Волги, привольно раскинулся посёлок Красное. Старинное волжское село издавна славилось своими мастерами-ювелирами, изготавливающими женские украшения, предметы сервировки стола и церковного культа. Сегодня Красное-на-Волге – это крупнейший центр ювелирного производства в России, здесь находится дирекция акционерного общества «Красносельский Ювелирпром», пробирное управление, ювелирный завод, музей народно-прикладного искусства, училище художественной обработки металлов.

Сейчас существует две версии о зарождении Красносельского ювелирного промысла. Их выдвинули костромские историки М. П. Рязановский и Е. Дебюк. «В 1565 году, - писал М. П. Рязановский, - в Кострому были сосланы пленные немцы из Юрьева. Есть основание думать, что они положили начало ювелирному промыслу в вотчине Годунова». Другой автор указывает: «Существует предположение, что основание известному ювелирному промыслу Красносельского района положено новгородской вольницей, бежавшей после покорения Пскова и Новгорода и селившейся на Волге». Как видно, оба автора относят возникновение ювелирного производства ко второй половине XVI века и ссылаются на внешние обстоятельства, подчёркивая первостепенную роль пришлых мастеров с Запада и Новгородской земли. Однако археологические исследования и исторические документы подтверждают, что истоки зарождения ювелирного производства в Красносельском районе относятся ещё к периоду становления феодальных отношений в районе Верхнего Поволжья.

 

Традиции художественной обработки металла передавались из поколения в поколение, совершенствовались, утверждая индивидуальные, свойственные лишь красносёлам, техники, подходы к работе с поделочными камнями, стеклом, золотом и серебряной проволокой.

Мелкие ювелирные украшения, в виде колец, серёг, браслетов, ожерелий, издавна имели бытование в народе, прочно войдя составной частью в костюм и праздничный наряд женщин. С этими украшениями были связаны представления народа о богатстве и красоте.

С самого начала XVII века мы находим сведения о торговцах серебряным товаром, что предполагает не только выделку трудоёмких, сложных, больших художественных изделий, но и появление мелкого, более простого и дешёвого товара.

В отличие от ювелирных изделий из драгоценных металлов, на которых главным образом специализировались известные московские и петербургские ювелирные мастерские, Красносельские мастера продолжают выпуск женских украшений из серебра и цветных металлов, а также предметов церковного культа - нательных крестиков, иконок и образков.

 

В начале XIX века в селе Красное появился новый вид техники - басменное тиснение – это приём, известный ещё на ранних этапах развития ювелирного дела, но особенно распространенный в XVI веке. На литую или каменную матрицу накладывается тонкий лист серебра, на котором и получается рельеф. Это был, своего рода, штамп, который расширял технические возможности промысла и дал возможность заменить дорогую технику чеканки более дешёвой.

Основным материалом было серебро. Золото употреблялось для позолоты, а золотых изделий почти не было. Они делались, очевидно, по заказу. Кроме того, известно, что в промысле применение находили медь, хрусталь, камень, бирюза. Из наиболее ходовых и дешевых женских ювелирных украшений, вырабатываемых красносёлами, значительная доля падает на серьги, кольца, броши, цепочки и другие предметы, изготовливаемые из цветных металлов, позолотой и искусственными камнями.

Красносельские кустари поставляли для монастырей и церквей России разнообразные предметы культа. Одних только нательных крестиков было до сорока названий: православные, старообрядческие, мощевые, детские и другие. Чеканились небольшие медные иконки, жетоны с изображением Ченстоховской и Фёдоровской Богоматери, образки с ликами местных святых для продажи в Сарове, Троицке-Сергиевской лавре, Ипатьевском монастыре и других местах.

Производство и сбыт изделий в XIX веке значительно расширились. Появились местные скупщики, торговавшие продукцией красносельских мастеров в Петербурге и других городах России. Изделия красносельских ювелиров были хорошо известны в странах Зарубежного Востока. К середине XIX века в промысле работают 2,5 тысяч человек в сёлах Подольское и Сидоровское и в деревнях округи возникают семейные мастерские. К концу XIX века промысел превращается в «народную капиталистическую мануфактуру», в которой наблюдается и разделение труда, и эксплуатация мастеров.

Недовольство красносельских мастеров вызвало то, что для клеймения своих изделий приходилось ехать в Кострому, так как там находилась пробирная Палатка. 29 августа 1882 года на сельском сходе мастера возбудили ходатайство перед Министерством финансов - перевести пробирную Палатку из Костромы в село Красное. Однако ввиду отсутствия помещения их просьба не была удовлетворена, и только в 1889 году в селе Красное начала функционировать пробирная Палатка, что позволило освободить кустарей от расходов, сопряжённых с поездками для клеймения изделий в Кострому.

С целью повышения качества изделий Костромское земство открыло в 1897 году в селе Красное-на-Волге класс технического рисования. В 1904 году он был преобразован в художественно-ремесленную мастерскую золотосеребряного дела.

 

Ювелирное производство в России 1917-1920 гг. переживало серьёзные трудности, вызванные гражданской войной, разрухой и восстановительным периодом. Только в 1924 году удалось по-настоящему наладить работу производства. В этом же году произошло объединение Красносельской, Сидоровской и Подольской артелей в Костромской ювелирный союз промысловой кооперации. В начале 30-х годов, в связи с коллективизацией артель была переименована в промколхоз «Красный Кустарь».

Любят в Красном изображать сказочных жар-птиц, удалые русские тройки, расписные волжские ладьи - все то, что располагает к радужным переливам золотых и серебряных тонов, к ажурности и изяществу. Скань - это ажурные или напаянные на металлический фон узоры, сделанные из тонкой проволоки, гладкой или свитой в верёвочку из 2-х - 3-х нитей, часто сплющенные в ленточки. Проволока бывает золотой, серебряной и медной, позолоченной или посеребрённой. Красносельские филигранные изделия - броши, пряжки, подстаканники, портсигары - заслужили высокую оценку на Всемирной Выставке в Париже в 1937 году. Мастера принимают участие во Всемирной выставке в 1939 году в Нью-Йорке, где внимание посетителей привлек большой филигранный герб СССР (размер его 31,5 см), выполненный группой мастеров во главе с Н. С. Грустливым и Г. И. Дерябиным.

Красноселы восстанавливают производство разнообразной посуды - стопок, рюмок, бокалов, подстаканников, чайных ложек и других предметов, вырабатываемых из серебра, мельхиора, с гравированным рисунком. Изготовлением этих вещей занимались матера деревень.

Возрождение ювелирного производства в селе Красное было прервано Великой Отечественной войной, которая явилась суровым испытанием для трудового крестьянства и мастеров-ювелиров Красносельского района. Уходят на фронт призванные в ряды Красной Армии лучшие кадры рабочих.

Многие ювелиры, защищая отчий край, погибли смертью храбрых на полях сражений. Хорошо известны имена Героев Советского Союза, бывших ювелиров Красносельской земли: Сыромятникова Б. П., Кулейкина П. И., Зеленова Н. А. Бывший начальник цеха Токмаков З. А. был награжден двумя орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны и многими медалями. Известен бывший заслуженный разведчик, кавалер двух орденов Славы Маслов А. П. 182 человека, награжденные орденами и медалями за мужество и отвагу в великой Отечественной войне, работали потом на фабрике.

В 50-е годы в ювелирную промышленность пришли многие молодые специалисты, выпускники Красносельского техникума художественной обработки металлов и Красносельской профтехшколы. Они сыграли определяющую роль в художественной направленности ювелирного производства в селе Красное.

 

В это время небольшая на первых парах экспериментальная группа художников и мастеров работает над новыми образцами изделий для массового производства и создает крупные декоративные вазы и кубки подарочного характера, отражающие большие по социальному звучанию темы. Среди художественно-технических приемов, которыми владеют мастера (литье, чеканка, гравировка), все большее место занимает искусство филиграни. Филигрань применяется как дополнение в декоративных сосудах, в технике филиграни создаются серии украшений (броши, се6рьги), изделия посудной группы (вазочки, конфетницы). Она является важным элементом эмалевых изделий. Небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура, выполненные в технике ажурной филиграни, являются необычайно эффективными и подлинно национальными произведениями русского декоративно-прикладного искусства. Для создания украшений применяется латунь, медь, серебро, золото, для изготовления посуды - мельхиор, томпак. В качестве вставок применяются искусственные камни. В изделиях из серебра и золота используются корунды и поделочные природные камни.

В 1961 году артели «Красный кустарь», «Металлист» и мастерская райпромкомбината объединяются в единое предприятие - Красносельскую ювелирную фабрику, которую возглавил выпускник техникума Л. И. Подобин, стоявший затем у руля ПО «Красносельский Ювелирпром» до 1984 года.  1 февраля 1973 года ювелирная фабрика приказом Министерства переименована в Красносельский ювелирный завод. Создается Красносельское производственное объединение «Ювелирпром», в которое вошли Красносельский, Костромской, Подольский ювелирные заводы и Сидоровская ювелирная фабрика. Продолжается коренная реконструкция производственной базы, начавшаяся в 1960-е годы. Развертывается мощное строительство, вводятся в строй новые корпуса: заготовительный, сборочный, гранильный, гальванический, инженерный и ремонтно-механический.

В декабре 1970 года в Москве состоялась ярмарка ювелирных товаров, на которой наряду с Московским, Ленинградским, Киевским и другими ведущими предприятиями страны заметное место занимали и изделия Красносельского ювелирного завода. Ассортимент его строится на использовании русского национального наследия, что ярко ощущается в форме изделий посудной группы и характере украшений. Новые изделия 1970 года удачно продолжают это перспективное направление. Летом 1974 года красноселы принимают участие в IV Международной выставке бижутерии «Яблонец-74» в Чехословакии.

Большое внимание в эти годы уделяется заботе о быте и здоровье рабочих. Завод строит целый поселок многоэтажных каменных домов, свой клуб, пионерский лагерь на берегу реки Волга на 320 детей, 4 детских сада, типовые ясли на 140 мест. Засчет фонда предприятия сооружается спортивный зал и благоустраивается стадион.

В процессе акционирования, важных изменений материальных и организационных основ в управлении ювелирной промышленностью в России в 1992 году произошли новые преобразования: было создано акционерное общество «Красносельский Ювелирпром» во главе с генеральным директором В. В. Тютюкиным, который руководил предприятием с 1984 по 1998 год. Акционерное общество стало крупнейшим центром ювелирного производства в Российской Федерации.

 

Многие изделия художников-красноселов принесли предприятию мировую славу, были отмечены дипломами, медалями международных и российских выставок, приобретены государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге, Музеем народного искусства в Москве, Костромским художественным музеем. Эти экспонаты были и остаются своеобразным гимном России.

В них - узоры ее полей, переливчатость берез, волшебство морозной графики. С молоком матери впитало эту красоту новое поколение художников-красноселов и пошло дальше, обогащенное традициями, приметами сегодняшней жизни.

Высокохудожественные изделия ОАО «Красносельский Ювелирпром» во все времена имели поклонников в России и за рубежом - цена истинной красоты непреходяща. Красносельские ювелиры и сегодня приглашают к творческому сотрудничеству знатоков. Красносельский товарный знак был и остаётся знаком качества, как на российском, так и на международном рынке.

 

 

 

 

 

Источник: ежедневная газета "Ювелирные Известия", Красное-на-Волге: ювелирный промысел.

 

stranamasterov.ru

Костромские экскурсии - Народные промыслы Костромы

Народные промыслы Костромы 

Каждый город славится теми или иными промыслами, которыми занимается испокон веков. Так получилось, что Кострома была всегда известна своим текстильным, иконописным, ювелирным и лесным промыслами. Помимо этого некоторое время на Костромской земле занимались мыловарением, кожевенным промыслом, солеварением, сапожным мастерством, гончарным, кузнечным...

В Костроме, кроме льна, не из чего больше шить одежду. Поэтому текстильный промысел начал развиваться здесь, как только люди стали заселять здешние земли. В каждой избе был ткацкий станок, который на лето разбирали и убирали на чердак. А зимой женщины ткали: девушки помогали и шили для семьи, и для приданого своего не забывали вышивать красивые рубашки будущему мужу, себе шили нарядные сарафаны, ткали рукомойники. Позже стали ткать и на продажу. В XIV веке костромские полотна стали известны далеко за пределами России: лён пользовался спросом в Голландии, Узбекистане, Англии. Купцы, которые работали с Костромой, много зарабатывали на перепродажах. В 1751 году в Костроме открылась первая льняная фабрика. В 1760 — открывается фабрика в Нерехте. В 1866 году семья Третьяковых открывает в Костроме под одной крышей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

К концу XVIII века в Костроме было уже около 22 полотняных фабрик.

Сегодня Костромской лён — это каждый третий метр льняной ткани в России и каждый шестой метр — в странах Евросоюза.

Иконопись на Руси — это как нитка и иголка: невозможно представить себе ни один город в России без церкви, ни одну деревню. А раз есть церкви и храмы - нужны и иконы. Две главных иконы Костромской земли — это Феодоровская икона Божьей Матери (она хранится в Богоявленско-Анастасиинском женском монастыре в Костроме) и Чудотворная Овиновская икона Божией Матери (хранится в Галиче в Паисиево-Галичском монастыре).

Вы можете приехать в Кострому в Ипатьевский монастырь, где открыт музей самых древних икон Костромской земли. Здесь можно увидеть и икону Сергия Радонежского, написанную неизвестным иконописцем, по некоторым данным из Троице-Сергиева монастыря.

В 1559 году была написана икона «Иоанн Богослов в клеймах Апокалипсиса», долгое время которая хранилась в Богоявленском монастыре. На ней изображены мрачные картины «конца света», которые, по легенде, были описаны евангелистом Иоанном Богословом. Традиции искусства начала XVI века находят отклик в иконе «Никола Великорецкого в восьми клеймах жития».

Годуновы дарили много икон Ипатьевскому монастырю (около 90) различных размеров, многие украшены золотыми окладами и драгоценными камнями.

После закрытия богадельни в Судиславле, там было обнаружено огромное количество икон, многие из которых принадлежали Андрею Рублеву.

Очень известны литые иконы села Красного Костромской губернии. По некоторым данным иконопись в Красном существует с XIV века, но именно изделия XVII-XX веков создали селу славу среди коллекционеров и почитателей икон.

В XVI веке развивается ювелирный промысел, который прославил Кострому на весь мир. Изделия наших мастеров отмечены на Всемирной Выставке в Париже и Нью-Йорке, ежегодно сама Кострома устраивает ювелирный фестиваль «Золотое Кольцо России», где наши изделия пользуются особым спросом и уважением. Ежегодно Кострома принимает порядка пяти тысяч участников фестиваля со всего мира. Оглушительную славу принесла Костромской земле Красносельская скань — ажурные узоры из нитей драгоценных металлов — выполняемая вручную до сих пор.

Сегодня Кострома считается ювелирной столицей России, ведь здесь вырабатывается порядка 33% всего объёма ювелирных изделий.

Город Кострома окружён со всех сторон лесами, поэтому не удивительно, что здесь издавна процветает лесной промысел: рубка и сплав леса, заготовка дров на продажу, работа на лесопильных заводах. До начала XX века лес рубили топорами, и только в начале XX века начали пользоваться поперечными пилами, а позже — электропилами. Поэтому и известна поговорка «Лес рубят — щепки летят».

Художественная обработка дерева костромскими зодчими также завоевала любовь и уважение всей Руси.

Во время засилья западной моды и новых молодежных движений происходит разрыв современной и древней культур. К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что сегодняшней молодежи неинтересно то, чем жили наши предки, неинтересна история родного края и их традиции. Ранее они передавались через осваивание народных промыслов, и именно это позволяло сохранять их на долгое время. Именно поэтому важно не забывать, а сохранять и развивать кустарные промыслы.

В Костроме в 2009 году появился закон "О поддержке народных художественных промыслов в Костромской области", который призван поддерживать народные художественные промыслы с помощью оказания информационной и консультационной деятельности организациям, которые занимаются народными художественными промыслами, создавать необходимые условия для их возрождения и сохранения, помогать в организации постоянного рынка сбыта изделий художественных промыслов.

webmyoffice.ru


Смотрите также